Научная статья на тему 'Аудит знаний как основной этап внедрения системы управления знаниями на предприятии'

Аудит знаний как основной этап внедрения системы управления знаниями на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
358
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карнаух И. В.

Зачастую под процессом внедрения системы управления знаниями подразумевают процесс внедрения информационных технологий. Однако, постепенно руководители предприятий начинают осознавать, что приобретение даже высококлассного программного продукта ещё не обеспечивает успеха. Это длительный и трудоёмкий процесс, требующий тщательной поэтапной проработки. Одним из важнейших этапов является аудит знаний и выявление приоритетного знания для конкретного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аудит знаний как основной этап внедрения системы управления знаниями на предприятии»

4. Рынок ценных бумаг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rcb.ru.

5. Днброва И.Н., Хапов Д.В., Карамушка М.В. Сравнение методов прогнозирования экономических показателей // Херсонский национальный технический университет.

6. Технические индикаторы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.lib.stepenko.com.

7. Меладзе В. Курс технического анализа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.lanchev.ru.

АУДИТ ЗНАНИЙ КАК ОСНОВНОЙ ЭТАП ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

© Карнаух И.В.*

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

Зачастую под процессом внедрения системы управления знаниями подразумевают процесс внедрения информационных технологий. Однако, постепенно руководители предприятий начинают осознавать, что приобретение даже высококлассного программного продукта ещё не обеспечивает успеха. Эго длительный и трудоёмкий процесс, требующий тщательной поэтапной проработки. Одним из важнейших этапов является аудит знаний и выявление приоритетного знания для конкретного предприятия.

Сегодня управление знаниями становится неотъемлемой частью современных организаций. Научиться создавать стоимость из нематериальных активов и овладеть искусством управления ими - эти задачи неумолимо выходят на первый план во всей деятельности по обеспечению непрерывного и устойчивого экономического роста предприятия и экономики страны в целом.

Этапы внедрения системы управления знаниями на предприятии можно представить следующим образом:

1 Этап. Определение ключевых проблем функционирования предприятия («узких мест») на современном этапе.

2 Этап. Анализ факторов, препятствующих разработке и внедрению системы управления знаниями.

3 Этап. Аудит знаний и выявление приоритетного знания для компании.

4 Этап. Постановка цели и задач системы управления знаниями; создание центра на предприятии по управлению знаниями.

* Ассистент кафедры Экономической теории и экономической политики.

5 Этап. Разработка соответствующего инструментария.

Аудит знаний является исходным пунктом диагностики готовности предприятия к внедрению проекта по управлению знаниями, который помогает проанализировать потребности организации в управлении знаниями, установить имеющиеся интеллектуальные и технические ресурсы, способы их использования в целях получения дополнительной выгоды.

Аудит знаний представляет собой: во-первых, процесс систематического научного исследования и оценки явных (сосредоточенных в документах и базах данных) и неявных (сосредоточенных в людях) знаний компании [3]; во-вторых, оценку текущих достижений организации в сфере управления знаниями, а также выявление источников явных и неявных знаний [2, с. 196].

Аудит знаний как один из первоначальных этапов сбора и формализации знаний предприятия может определить:

- каковы наличные ресурсы знаний и потребности организации в последних;

- где находятся эти ресурсы, кто из специалистов предприятия ими обладает и кто использует;

- какие «провалы» обнаруживаются в ресурсах знаний, где информация дублируется, а где её недостаточно;

- как осуществляется движение потоков знаний в организации;

- каковы барьеры на пути движения потоков знаний;

- как влияет текущее использование ресурсов знаний на результаты бизнеса, где нужно сократить затраты, а где увеличить инвестиции.

Очевидно, что аудит знаний способствует лучшему информационному обеспечению ключевых бизнес-процессов и помогает выявить приоритетное знание. С точки зрения типа исследуемого знания можно выделить информационный аудит (анализ явных источников, документов, файлов и т.д.) и непосредственно аудит знаний (описание неявных знаний с помощью интервьюрирования, опросов и т.п.).

Обозначим ситуации, когда аудит знаний особенно необходим и полезен организации:

- выработка предприятием своей стратегии в области управления знаниями;

- трудности, испытываемые специалистами предприятия, при работе с информацией (к примеру, много времени уходит на поиск нужной информации или нужного эксперта);

- дублирование в сборе информации и знаний (различные подразделения предприятия зачастую не знают, что нужный ресурс уже есть в наличии);

- вопросы и сомнения относительно ценности той или иной инициативы, связанной с использованием информационных систем, инвестиционных программ или других бизнес-проектов;

- сложность (в том числе длительные сроки) внедрения результатов исследований и разработок предприятия;

- реорганизация предприятия, слияния, поглощения или продажа части бизнеса.

Таким образом, аудит знаний предоставляет информацию для принятия решений практически на всех уровнях: стратегическом - при выработке более эффективных способов использования активов знаний; человеческом - для определения интенсивности обмена знаниями, степени информационной асимметрии ме^ду сотрудниками, подразделениями; организационном - для оценки типов управленческих решений, вопросов относительно владельцев знаний; структурном - в целях интеграции внутренних и внешних источников полезной информации; системном - при разработке решений, ориентированных на пользователей (типы баз данных, эффективные коммуникации, стратегии поиска и т.п.) [5].

Основные этапы аудита знаний [1] можно представить следующим образом:

1. подготовительный этап: оценка организационной культуры (например, поддерживает ли существующая организационная культура создание, обмен, повторное использование знаний, инновации и обучение, насколько эффективны имеющиеся социальные сети);

2. проведение аудита знаний. Формулировка целей аудита (например, знания, обеспечивающие поддержку ключевых бизнес-процессов, аудит знаний отдельных подразделений, оценка индивидуальных компетенций специалистов и пр.);

2.1.определение наличных ресурсов знаний и потребностей организации в знаниях (составление общего обзора: сбор, анализ, измерение и оценка явных и неявных корпоративных знаний на основе описания имеющихся ресурсов и интервью со специалистами). Здесь используются специальные формы учета ресурсов, вопросники, дискуссии в группах и пр.;

2.2.разработка инвентаря знаний. Ранжирование и категоризация явных и неявных знаний организации;

2.3.анализ потоков знаний (исследование способов взаимосвязей людей, процессов и технологий на предприятии). Этот этап способствует выявлению асимметричности в распределении информации между отделами, сотрудниками, барьеров в использовании знаний;

2.4.аудит неявных знаний;

3. анализ результатов включает в себя создание визуального представления активов знаний (какие знания есть в организации, где они находятся, как движутся потоки знаний между подразделениями и специалистами) и составление отчета (обзора, презентации) по результатам аудита знаний;

4. выработка рекомендаций по итогам аудита и составление плана выполнения рекомендаций;

5. разработка стратегии действия предприятия после внедрения рекомендаций по итогам аудита знаний.

В процессе аудита знаний необходимо учитывать следующие ограничения:

- сложность, трудоемкость и длительность: время и ресурсы, затрачиваемые на аудит знаний, должны постоянно согласовываться с его основными целями;

- возникновение новых проблем в ходе аудита знаний;

- необходимость разработки специальных подходов к оценке неявных знаний, составляющих около 70-S0 % знаний предприятия.

Энн Хилтон приводит следующие 12 факторов, показывающих значение аудита знаний для лучшей организации обслуживания клиентов [4] (CRM - Customer Relationship Management):

- сбор наиболее важных знаний о своих клиентах;

- определение существующих и неучтённых ранее источников знаний о клиентах;

- выявление тех, кто именно и какими знаниями о клиентах владеет;

- анализ степени обработки, использования и распространения знаний о клиентах среди персонала;

- изучение потоков знаний о клиентах внутри компании и за её пределами;

- исследование «узких мест» и барьеров в знаниях о клиентах;

- определение ценности различных типов знаний о клиентах;

- анализ ожиданий клиентов от компании;

- выявление причин потери клиентов;

- изучение качества работы обратной связи с клиентами;

- исследование ценности предложений и новых знаний, предоставляемых клиентами.

На основе результатов аудита знаний организации с учётом имеющихся проблем и ограничений предприятий формируются цели и задачи организации в области управления знаниями.

Проведение аудита знаний помогает выявить проблемы, определить и сформулировать основные задачи, и на этом основании подобрать эффективный инструментарий для извлечения, анализа и передачи знаний на предприятии.

Таким образом, аудит знаний представляет собой ключевой этап в разработке стратегии организации в области управления знаниями, поэтому определение существующих и потенциальных активов знаний поможет скорректировать текущую и будущую политику предприятия в этом направлении.

Список литературы:

1. Андрусенко Т. Методики аудита знаний [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.knowledgeboard.com/download/366l/K-AUDIT_KB.RTF (дата обращения: Q4.Q2.2QlQ).

2. Коулопоулос Т.М. Управление знаниями / Т.М. Коулопоулос, К. Фрап-паоло / Пер. с англ. - М.: Эксмо, 2QQ8. - 224 с.

3. Hylton A. Measuring And Valuing Knowledge: The Role of the Knowledge Audit [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.annHylton.com.

4. Hylton A. The Importance of the Knowledge Audit for Leveraging Customer Knowledge [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.annHylton.com.

5. Skyrme D. Information Resourses Management [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.skyrme.com.

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ И СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ

© Лещанкина Е.К.*

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, г. Саранск

Данная статья посвящена исследованию подходов к оценке результативности бизнес-процессов, а также системы менеджмента качества предприятия. Основой подхода является расчет результативности каждого из процессов предприятия, анализ полученных данных расчета относительно установленных показателей для процесса, после выполнения которого можно судить о результативности СМК в целом и определить меры по повышению качества исполнения процессов и выпускаемой продукции. В статье более подробно изложен один из подходов оценки результативности деятельности компании методом «снизу-вверх», а также кратко описаны альтернативные методы оценивания. Метод оценки «снизу-вверх» основан на использовании «процессного подхода» в соответствии со стандартом качества ГОСТ Р ИСО 9001-2008.

В стремлении повысить качество своих продукции и услуг компании и предприятия обращаются к использованию международных стандартов качества. Данная задача, несомненно, является комплексной и требует детальной проработки вопрос организационного устройства, целей и стратегии компании, и, конечно, ее основных и внутренних процессов. Данные аспекты являются элементами системы менеджмента качества (СМК), которая позволяет управлять качеством производимой продукции в какой-

* Аспирант кафедры Управления качеством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.