Научная статья на тему 'Аудит систем менеджмента аккредитованных организаций'

Аудит систем менеджмента аккредитованных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / РИСКИ / КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ / ЕДИНСТВО ИЗМЕРЕНИЙ / REGULATORY DOCUMENTS / INTERNAL AUDIT / RISKS / PRODUCT AND SERVICE QUALITY / MEASUREMENT INTEGRITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александров С.Л.

Приводятся различия требований нормативных документов к внутреннему аудиту систем менеджмента в зависимости от вида аккредитации или сертификации. Предлагается к применению в организации единая документированная процедура внутреннего аудита на соответствие ГОСТ Р ИСО 19011. Даются рекомендации по проведению внутреннего аудита систем менеджмента аккредитованных организаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Александров С.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Audit of Accredited Organizations’ ManagementSystems

In the given article I have analyzed the content of the requirements of regulatory documents for internal audit of accredited organizations’ management systems.I have shown that the existing differences in requirements for internal audit of management systems depend on the type of accreditation or certification. For example, GOST R ISO / IEC 17021-1, GOST ISO / IEC 17025, GOST R ISO 9001. This is a complex organizational task, caused by the unstructured presentation of the corresponding text, differences in the terminology used, and different requirements. To solve it, I have recommended developing and applying in the organization a single documented internal audit procedure (IA) that meets the recommendations of GOST R ISO 19011. I have noted that special attention should be paid to the competence of the audit participants, primarily auditors and technical experts.Combined IA may be recommended for units of certified organizations performing work in accredited areas of activity. Identifying new not yet unidentified risks and other opportunities for improvement may be one of the effective approaches to improving the organization’s IA processes.In conclusion, I have given recommendations on the implementation of the internal audit of accredited organizations' management systems.

Текст научной работы на тему «Аудит систем менеджмента аккредитованных организаций»

18 МЕНЕДЖМЕНТ

Компетентность 2/2019

Аудит систем менеджмента аккредитованных организаций

Приводятся различия требований нормативных документов к внутреннему аудиту систем менеджмента в зависимости от вида аккредитации или сертификации. Предлагается к применению в организации единая документированная процедура внутреннего аудита на соответствие ГОСТ Р ИСО 19011. Даются рекомендации по проведению внутреннего аудита систем менеджмента аккредитованных организаций

С.Л. Александров1

ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Самарской области», канд. техн. наук, ст. научный сотрудник, stalek@bk.ru

начальник сектора контроля качества, г. Самара, Россия

Для цитирования: Александров СЛ. Аудит систем менеджмента аккредитованных организаций // Компетентность. — 2019. — № 2

ключевые слова

нормативные документы, внутренний аудит, риски, качество продукции и услуг, единство измерений

остижение востребованного качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг неразрывно связано с деятельностью организаций, занимающихся вопросами обеспечения единства измерений (ЕИ), контроля и испытаний, а также сертификации.

Как правило, такие организации аккредитованы на право осуществления нескольких видов деятельности в соответствии с требованиями в области обеспечения ЕИ по ГОСТ ИСО/МЭК 17025 [1] и сертификации по ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1 [2] или ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065 [3], определяющим состав элементов локальных стандартизованных моделей применяемых систем менеджмента (СМ).

Системы менеджмента аккредитованных организаций

Существуют разные варианты сочетания аккредитации на соответствие указанным стандартам. Например, региональные центры по стандартизации и метрологии Рос-стандарта могут быть аккредитованы в национальной системе аккредитации на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 на право проведения таких видов деятельности, как поверка и калибровка средств измерений (СИ), испытания СИ в целях утверждения типа, аттестация методик измерений, метрологическая экспертиза документов и др.

Органы по сертификации (ОС) могут быть аккредитованы на право сертификации СМ (ГОСТ Р ИСО/ МЭК 17021-1), а также сертификации промышленной и пищевой продукции (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065). Еще больше ситуаций возникает при аккредитации испытательных лабораторий (ГОСТ ИСО/МЭК 17025).

Чтобы приобрести право на выполнение работ и оказание услуг по обеспечению ЕИ и оценке соответствия, необходимо выполнять требования критериев аккредитации, установленные Минэкономразвития России [4] и проверяемые Федеральной службой аккредитации при проведении аккредитации (подтверждении компетентности) организаций.

Предусматривается аккредитация органов инспекции и провайдеров межлабораторных сличительных испытаний. Возможна аккредитация на выполнение работ по испытаниям стандартных образцов или, например, добровольная аккредитация по оценке соответствия и обеспечению ЕИ в таких направлениях, как исследования, испытания, измерения.

Вероятны и другие, не менее сложные ситуации, связанные с одновременной аккредитацией организаций в добровольных системах обеспечения ЕИ или сертификацией, находящихся за рамками национальной системы аккредитации, например, в Российской системе калибровки СИ [5].

Аттестаты аккредитации выдаются на имя организации, хотя непосредственно работу осуществляют производственные подразделения — лаборатории, ОС (в том числе несколько видов деятельности в рамках одного подразделения или один вид деятельности в рамках нескольких подразделений, включая филиалы).

Бухгалтерская, плановая, эксплуатационно-техническая, юридическая и другая аналогичная (не свойственная области аккредитации) работа находится, как правило, за рамками деятельности лабораторий и ОС, в компетенции высшего руководства организации, на которую распространяются единич-

Компетентность 2/2019

МЕНЕДЖМЕНТ 19

ные требования стандартов и критериев аккредитации, связанные с закупками (запасами), транспортированием, оформлением договоров и др.

Участие в тендерах, в том числе на выполнение государственных заказов, вынуждает предприятия одновременно с аккредитацией деятельности проводить сертификацию систем менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 [6].

Иногда аккредитованные организации для создания конкурентных преимуществ и повышения имиджа добровольно сертифицируются на соответствие требованиям не только ГОСТ Р ИСО 9001, но и других стандартов на СМ, например ГОСТ Р ИСО 14001 [7] или ГОСТ Р 54934-2012/ OHSAS 18001-2007 [8].

Каждый из нормативных документов (НД), действующих в организации, предъявляет свои требования к системам менеджмента в соответствующей аккредитуемой или сертифицируемой деятельности.

Одним из ключевых элементов управления, присутствующим во всех перечисленных НД и создающим обратную связь между руководством и персоналом организации, а также обеспечивающим результативность функционирования системы менеджмента, является внутренний аудит (ВА).

Результаты внутреннего аудита учитываются руководством предприятия при проведении анализа функционирования СМ и остаются обязательным объектом проверки со стороны аккредитующих и сертифицирующих органов.

Эффективность деятельности аккредитованной организации, обусловленная качеством управления, составом инфраструктуры и компетентностью кадров, во многом зависит от экспертных знаний заинтересованных сторон, в том числе аудиторов внешних, осуществляющих аккредитацию, и внутренних, проводящих ВА по выполнению установленных требований.

В настоящее время большинство внешних проверок федеральных бюджетных учреждений, проводимых контролирующими органами, касаются результативности внутреннего аудита, а выявленные при этом несоответствия становятся основой формирования оценки деятельности организации в целом.

Для аккредитованной и сертифицированной организации, занимающейся вопросами обеспечения ЕИ, контроля и испытаний, а также сертификации, в ходе ВА проверяется выполнение требований соответствующих стандартов, критериев аккредитации, внутренней нормативной документации СМ организации (табл. 1).

Таблица 1

Внутренний аудит аккредитованной и сертифицированной организации [Internal audit of an accredited and certified organization]

Деятельность организации по видам работ [Organization's activities by type of work] Требования, критерии [Requirements, criteria]

Требования стандарта Критерии аккредитации, сертификации [4] Требования внутренних процедур локальной системы менеджмента (СМ) Подтверждение проведения внутреннего аудита

Сертификация систем менеджмента ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1 п.п. 6-16 Политика, цели и др. НД по сертификации СМ Записи внутренних проверок в отношении конкретной деятельности (сертификации, испытаний, поверки и др.)

Испытание продукции ГОСТ ИСО/МЭК 17025 п.п. 17-24 Политика, цели и др. НД по испытаниям

Поверка и калибровка средств измерений ГОСТ ИСО/МЭК 17025 п.п. 17-24, 55, 58 Политика, цели и др. НД по поверке

Другие работы по ОЕИ ГОСТ ИСО/МЭК 17025 п.п. 41-50, 51-54, 56-58 Политика, цели и др. НД по обеспечению единства измерений

Сертификация продукции ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065 п.п. 6-16 Политика, цели и др. НД по сертификации продукции

Менеджмент качества, экологии и др. ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 14001 и др. ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 14001 и др. Политика, цели и др. НД по менеджменту качества, экологии и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.