Научная статья на тему 'Аспекты формирования социально-профессиональной компетентности руководителя социальной службы'

Аспекты формирования социально-профессиональной компетентности руководителя социальной службы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
447
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РУКОВОДИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Расходова О. А.

В статье исследуются феномены социально-профессиональной компетентности руководителя социальной службы и условия ее развития в виде отдельных компонентов единой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аспекты формирования социально-профессиональной компетентности руководителя социальной службы»

УДК 378:36

АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

О.А.Расходова

В статье исследуются феномены социально-профессиональной компетентности руководителя социальной службы и условия ее развития в виде отдельных компонентов единой системы.

Ключевые слова: социально-профессиональная компетентность, руководитель.

Всестороннее раскрытие психологических закономерностей восприятия человека человеком в процессе межличностного взаимодействия требует рассмотрения целого комплекса проблем. Выдвигая целостную программу психологических исследований этого вопроса, А.А.Бодалев в своих работах обозначил целый ряд направлений. Во-первых, это выявление и изучение разных типов мотивационно-потребностной сферы личности, особенностей ее влияния на различные характеристики общения этой личности с людьми, на все ее познавательные процессы, переживания и эмоциональное состояние. Во-вторых, интересной задачей, по мнению А.А.Бодалева, выступает сравнительное изучение характеристик познавательных процессов личности. В связи с этим он указывает на то, что нуждаются в изучении основные составляющие интеллекта человека: внимание, восприятие, память, мышление, воображение, когда объектом их оказываются другие люди, с которыми человек вступает в общение [3; 4].

При этом исследовать характеристики этих психических процессов, выражающие степень их продуктивности, специфику функционирования, прежде всего следует, имея в виду решение таких задач человеком, которые обычны для общения и которые, например, требуют от него определять по мимике и пантомимике состояние других людей, прогнозировать на основе особенностей внешнего облика и реального поведения их потенциальные возможности. Другими словами, большего внимания требует изучение

процессов мыслительной деятельности человека, когда они обращены на других людей.

В связи с этим, на наш взгляд, является весьма перспективным изучение интеллектуальных составляющих процессов социальной перцепции и, в частности, проблемы социального и семантического интеллекта у руководителей. При этом необходимо отметить, что изучение процессов социальной перцепции, как правило, происходит в контексте изучения какой-либо конкретной деятельности. В нашем случае рассматривалась профессиональная деятельность руководителей в сфере социальной службы.

Мы рассматриваем социально-профессиональную компетентность как сложное образование, характеризующееся своеобразием структуры, содержания и качественных характеристик. Целенаправленно формировать ее у руководителей возможно и представляется возможным в ходе профессиональной деятельности и непосредственно в рамках целевых развивающих программ. Причем, в этом процессе целесообразно учитывать особенности психологических состояний управленцев, их служебные обязанности и условия деятельности, чтобы можно было развивать у них социально-психологические знания, умения и навыки, необходимые для успешной управленческой деятельности в этих условиях.

Успех развития социально-профессиональной компетентности руководителя зависит от конструктивности избираемой модели и создания условий, обеспечивающих эффективность ее реализации. Для этого важно иметь полное представление о сущностных характеристиках, особенностях проявления социально-профессиональной компетентности руководителей социальной службы, использовать эффективные алгоритмы и технологии ее совершенствования, критерии, показатели и уровни ее развития.

При этом наша частная гипотеза состоит в том, что эффективность формирования социально-профессиональной компетентности субъекта деятельности зависит от конструктивности разработанной модели, объективности критериев, показателей в выявлении уровней ее развития,

продуктивности использования алгоритмов и технологий формирования проектировочных, конструктивных, организаторских, коммуникативных способностей.

Социально-профессиональная компетентность руководителя в ее развернутой, конкретной, продуктивной форме базируется не столько на особенностях личности, сколько на специфике его взаимодействия с подчиненными, поглощающего как обстоятельства межличностного взаимодействия, так и возможности самой личности. Она проявляется в восприятии и понимании руководителем своих подчиненных, в обращении и отношениях с окружающими, в глубине его психологического включения как в предметную, так и в коммуникативную деятельность, в психологической атмосфере, характеризующей состояние его межличностных отношений в коллективе организации.

При исследовании социально-профессиональной компетентности руководителя социальной службы мы исходили из необходимости проведения анализа данного явления на основе диалектического метода и с учетом основных методологических принципов, таких как методологическая полнота, системность, оптимальность, надежность, воспроизводимость, математизация и достаточность. Эта задача решалась в рамках предлагаемой и апробируемой теоретической модели социально-профессиональной компетентности руководителя социальной службы. Эта модель социально-профессиональной компетентности раскрывается через две системы: систему социально-

профессиональной компетентности руководителя и социальнопсихологическую систему «руководитель-коллектив-подчиненный». Это позволило нам учесть весь комплекс факторов, влияющих на формирование и функционирование интересующего нас социально-психологического феномена.

Рассмотрение особенностей обеих систем возможно и необходимо в рамках системного подхода, то есть такого направления методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объекта как системы, позволяющего делать наиболее полный и точный анализ

составляющих его элементов, их взаимоотношений, формулировать обоснованные выводы [2; 5; 7]. В то же время, среди служебных функций руководителей социальной службы можно выделить ряд функций, предполагающих личностное взаимодействие с подчиненными: обеспечение координации действий персонала по выполнению конкретных задач структурного подразделения, организации в целом; обучение и воспитание подчиненных; изучение подчиненных, всего коллектива; регулирование социальных процессов в коллективе, поддержание здоровых взаимоотношений.

Успешность выполнения руководителем столь сложных функциональных обязанностей находится в прямой зависимости от его подготовленности к управленческой деятельности, в том числе и от уровня социально -профессиональной компетентности. Системообразующим фактором, детерминирующим целенаправленное функционирование элементов социально -профессиональной компетентности руководителей социальной службы является его активность в управленческой деятельности. С учетом отмеченных положений апробирована теоретическая модель социально-профессиональной компетентности руководителей социальной службы. Она нами расценивается, во-первых, как инструмент диагностики наличного уровня компетентности управленческих кадров, во-вторых, как ориентир для подготовки руководителей в различных системах труда, в-третьих, как условие для его самосовершенствования в управленческой деятельности.

В структуру теоретической модели социально-профессиональной компетентности руководителя социальной службы мы включили следующие компоненты:

- семиотический аспект, суть которого в определении четкого содержания понятий, измеряемых признаков и способов объединения диагностической информации в целостную знаковую систему;

- логический аспект, суть которого в опоре на такую логику диагностического мышления, которая позволяет, опираясь на ряд

закономерностей, разработать средство восстановления того единичного, что было исключено в теоретической части исследования;

- технологический аспект, суть которого в подборе методик, методов и процедур, адекватных семиотическому анализу.

Разработанная нами теоретическая модель социально-профессиональной компетентности руководителя социальной службы - концептуальная (понятийно-описательная), знаковая, блок-схемная модель социальнопсихологического состояния и включенности в социально-психологические процессы личности руководителя. Мы выделили три компонента социально -профессиональной компетентности: деятельностно-процессуальный,

структурно-личностный и функционально-личностный. При этом мы не упускали из поля исследования две отмеченные системы - систему личностных качеств и систему деятельности, ограниченную рамками «руководитель-коллектив-подчиненные».

С учетом того, что социально-профессиональная компетентность руководителя социальной службы детерминирована его деятельностью, то для учета этой детерминации надо в структуре социально-профессиональной компетентности выделить каждый компонент во взаимосвязи с другими. Один из них мы обозначили как деятельностно-процессуальный. Здесь субъект труда рассматривается в социально-психологических процессах, порождаемых его общением в ходе совместной деятельности, и выявляется характер связей, необходимых для организации эффективного взаимодействия с подчиненными. Безусловно, все эти социально-психологические процессы и связи мы рассмотреть не можем в силу их множественности. Но в интересах выявления путей оптимизации деятельности руководителя необходимо учитывать главные:

- процесс руководства;

- процесс лидерства руководителя;

- процесс диагностики и воздействия на социальные процессы в коллективе;

- процесс познания руководителем подчиненного и взаимодействия с ним;

- коммуникативный процесс.

Эти процессы проявляются в рамках деятельностно-процессуального компонента социально-профессиональной компетентности в виде: прямого управленческого воздействия на подчиненных; лидерства как процесса личностного воздействия на подчиненных; диагностики и коррекции социальных процессов в коллективе; познания подчинённого и взаимодействия с ним; коммуникативных взаимодействий. Из содержания управленческого процесса (целеполагание, информационная работа, аналитическая работа, выбор вариантов действия, организационно-практическая работа) мы выделяем последнюю часть - организационно-практическую, которая понимается как совокупность методов социально-психологического воздействия, используемых для интеграции и дифференциации групповой деятельности с целью достижения максимального эффекта в совместной деятельности и обозначенную в социальной психологии как прямое управленческое воздействие.

Весь описанный комплекс составляющих прямого управленческого воздействия проецируется на второй компонент социально-профессиональной компетентности руководителя социальной службы: структурно-личностный в виде установок руководителя и стиля деятельности.

Второй блок деятельностно-процессуального компонента социальнопрофессиональной компетентности руководителя социальной службы - его лидерство, которое рассматривается нами как процесс личностного влияния управленца в совместной деятельности и общении с подчиненными, обусловленный реализацией ценностей, присущих персоналу, и направленный на достижение стоящих перед коллективом задач и планов.

В едином контексте с вышеупомянутыми аспектами социальнопрофессиональной компетентности руководителя присутствует и третий блок его деятельностно-процессуального компонента, который представлен исследовательско-развивающей активностью руководителя, которая проявляется при изучении социально-психологических явлений и социально-

психологического климата в коллективе и воздействии на них с целью создания оптимальных условий для эффективной совместной деятельности.

Четвертый блок деятельностно-процессуального компонента социальнопрофессиональной компетентности руководителя социальной службы, как нам представляется, охватывает восприятие, понимание и оценку им личности подчиненного в интересах взаимодействия с ним.

Пятый блок деятельностно-процессуального компонента социальнопрофессиональной компетентности руководителя социальной службы составляют особенности процесса общения, т.е. коммуникативной деятельности руководителя с подчиненными в условиях совместной деятельности. Специфика социально-психологической компетентности руководителя вытекает из особенностей самой деятельности и из личных особенностей субъекта, формирующихся, развивающихся и самоопределяющихся вследствие сознательно и целенаправленно осуществляемой коммуникативной деятельности.

В структурно-личностный компонент социально-профессиональной компетентности руководителя нами включены мотивация, стиль управленческой деятельности, установки, ролевые позиции, направленность его личности. Наша позиция в полной мере соответствует структурному подходу Б.Г.Ананьева, А.А.Бодалева, К.К.Платонова и других исследователей, в соответствии с которым целостная личность есть совокупность функционально взаимосвязанных подструктур. Кроме того, мы солидарны с А.Л.Журавлевым в том, что в структуре личности, занятой управленческой деятельностью, выделяется и социально-психологический уровень, который по своему содержанию является промежуточным между психологическим и социальным, который включает в себя, прежде всего, установки личности, её отношения, ценностные ориентации, коммуникативные свойства и другие [9].

Третий компонент социально-профессиональной компетентности руководителя мы обозначили как функционально-личностный. Уровень и особенности проявления восприятия и понимания руководителем своих

подчиненных, обращений и отношений с окружающими, глубины его психологического включения, как в предметную, так и в коммуникативную деятельность, обусловлены наличием и степенью сформированности в рамках модели социально-профессиональной компетентности у руководителя функционально-личностного компонента.

Выделив основные компоненты и соответствующие им блоки социальнопрофессиональной компетентности руководителя социальной службы, важно обеспечить условия эффективного использования ее потенциала. Анализ влияния основных выделенных нами условий эффективного развития социально-профессиональной компетентности руководителя позволил установить, что в их числе, прежде всего, обращают на себя внимание мотивация профессионального самосовершенствования, создание системы непрерывной профессионализации управленцев и активное акмеологическое сопровождение управленческого труда в организации. При этом установлено, что социально-профессиональную компетентность руководителя социальной службы, следует рассматривать как психологический феномен, который играет ключевую роль в решении проблемы оптимизации управленческой деятельности.

Таким образом, выделенные три компонента социально-профессиональной компетентности руководителя социальной службы - деятельностнопроцессуальный, структурно-личностный и функционально-личностный, позволяют ему успешно осуществлять социально-психологическую деятельность. Сравнительное исследование реальной социально -психологической деятельности управленцев позволило сделать вывод о том, что модель социально-профессиональной компетентности руководителя социальной службы может быть положена как в основу его практической деятельности, так для построения системы подготовки к эффективному управлению, прежде всего посредством развития социально-профессиональной компетентно сти.

Источники:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

2. Абульханова К.А., Бодалев А.А., Деркач А.А., Кузьмина Н.В., Лаптев Л.Г. Акмеология вчера, сегодня, завтра // Практическая психология и психоанализ, 1997. №1. С.12-27.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. 339 с.

4. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л.: ЛГУ, 1965. 123 с.

5. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 272 с.

6. Гусева А.С., Деркач А.А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития госслужащих: теория, методология, практика (монография). М.: Агентство «Квант», 1997. 299 с.

7. Деркач А.А., Ситников А.П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии (Серия: Акмеологические технологии. Вып. 2). М.: Луч, 1993. 72 с.

8. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1990. 63 с.

9. Журавлёв А.Л. Роль личности руководителя в организации совместной деятельности коллектива // Совместная деятельность: Методология, теория, практика. М.: Наука, 1988. С. 109-115.

10. Зазыкин В.Г. Психология проницательности. М,: РАГС при Президенте РФ, 1997. 92 с.

Зарегистрирована: 12.02.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.