Научная статья на тему 'Асимптотическое построение оптимального многопараметрического перелета. 2. Второе и третье приближения'

Асимптотическое построение оптимального многопараметрического перелета. 2. Второе и третье приближения Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
3527
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ МЕХАНИКИ КОСМИЧЕСКОГО ПОЛЕТА / МАНЕВРЫ В ЦЕНТРАЛЬНОМ ГРАВИТАЦИОННОМ ПОЛЕ / ОПТИМАЛЬНЫЕ ПЕРЕЛЕТЫ МЕЖДУ ОРБИТАМИ / ОПТИМАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ТЯГИ / ANALYTIC METHODS OF SPACEFLIGHT MECHANICS / MANEUVERS IN THE CENTRAL GRAVITATIONAL FIELD / OPTIMAL TRANSFERS BETWEEN ORBITS / OPTIMAL DIRECTION OF THE THRUST

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Новоселов Виктор Сергеевич

Предложен вариационный метод оптимального управления движением в задаче перехода в гравитационном поле с двумя активными участками. Дано аналитическое решение третьего порядка с учетом величины приведенного реактивного ускорения, касательного контакта с заданной относительной скоростью, ограничения на продолжительность полета. Библиогр. 7 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Asymptotically optimum multiparameter transfer. 2. Second and third approximations

The variation method of the optimal traffic control in problem of transfer in gravitational field with second active sections is proposed. An analytical solution of third order taking into account of reduced reactive velocity, of the duration flight is given.

Текст научной работы на тему «Асимптотическое построение оптимального многопараметрического перелета. 2. Второе и третье приближения»

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 10. 2009. Вып. 3

УДК 531.1:629.76 В. С. Новоселов

АСИМПТОТИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО МНОГОПАРАМЕТРИЧЕСКОГО ПЕРЕЛЕТА.

2. ВТОРОЕ И ТРЕТЬЕ ПРИБЛИЖЕНИЯ

1. В статье [1] сформулирована задача оптимизации многопараметрического перелета и построены нулевое и первое приближения. Особенностями исследования являются отказ от традиционного импульсного рассмотрения участков активного движения [2, 3] и учет ограничений на время перелета и скорость касательной встречи. Применяется развитая в книгах [4, 5] вариационная схема аналитической оптимизации траекторий в гравитационном поле, построенная на основе принципа максимума. Начальная орбита и орбита контакта являются близкими и круговыми. Перелет состоит из трех участков: баллистического и двух участков включения двигателя, создающего предельное реактивное ускорение /. Поскольку эллиптическая траектория баллистического участка близка к круговой, то для ее описания используются элементы Лагранжа. За методический малый параметр принято отношение разности радиусов граничных орбит к радиусу начальной орбиты е = (гк — гн)г—1. Для определенности принимаем гк > гн. Буквами «н» и «к» отмечаем соответственно характеристики начальной орбиты и орбиты контакта. Характеристики начала и конца переходного эллипса снабжаем индексами «—» и «+». Кроме значений радиусов граничных орбит постановка задачи учитывает следующие параметры: 1) приведенное реактивное ускорение /3 = ев, где /3 порядка единицы; 2) характеристики относительной скорости контакта, взятой в долях орбитальной скорости инспектируемого объекта в виде ev' + £2v + £3v , где v' ,v и v порядка единицы; 3) параметр а, определяющий слабое ограничение на длительность полета [1].

2. В настоящей работе исследование проводится с точностью до третьего порядка малости относительно величины е. Как и в статье [1], штрихами отмечаем члены соответствующих порядков, члены нулевого по е порядка - индексами нуль. За фазовые переменные Xj,j = 1,4, принимаем радиальную и трансверсальную скорости, полярный радиус и полярный угол. Управление, которым является угол наклона тяги к полярному радиусу, обозначаем через ф. По теореме [4, 5] о допустимости упрощенного определения управлений при решении задачи с точностью до е3 необходимые условия экстремума, в том числе условия трансверсальности и уравнения для лагранже-вых множителей, можно удовлетворять с точностью до е2. Поэтому дифференциальное уравнение Эйлера-Лагранжа для первого лагранжевого множителя, как и в статье [1], принимаем в виде

^-«Wdr'-AS). d)

ат

Новоселов Виктор Сергеевич — доктор физико-математических наук, профессор кафедры механики управляемого движения факультета прикладной математики-процессов управления Санкт-Петербургского государственного университета. Количество опубликованных работ: 190. Научные направления: аналитическая динамика управляемых систем, управление движением в гравитационном поле, вариационные методы механики. E-mail: novoselov@apmath.spbu.ru.

© В. С. Новоселов, 2009

где т - вспомогательная независимая переменная такая, что Ст = £ сИ. Из [1] следует

Ai = cos ф + 0(є3), Л2 = sin ф + 0(є3), Ag = -шгн 2,

1 7Г

ж? = 0, x°2 = serH2, Х°3 = гн, ^0=2' ^

На основании формул (І) и (2) получаем

= 0 + 0(є3), ф=—+єф' + є2ф , ф'’ = const, ф = const.

dT 2

Будем обозначать вспомогательную независимую переменную на первом активном участке через ті, на втором - т2, а ее значение в конце соответствующего активного участка через Лі, i =1, 2. Для характеристических скоростей запишем

Vi = єЗЛі = є^І + є2^' + є3^'", V0 = 0. (3)

В статье [І] при сохранении членов порядка є было получено

1-і 1 _і 7Г

V( = 4ЖГН 2 , = (- - l/)serH 2, Фг = ^ + єф'і,

где ж - квадратный корень из произведения универсальной гравитационной постоянной на массу центрального тела. Постоянные величины ф[ в первом приближении не определялись. Фазовые переменные на первом активном участке имели вид

х\ =0, х-2 = эзгн 2 + є/?ті, жз = rH, Х4 = 0. (4)

Соответственно на втором активном участке

Xi = Xl(tк) =0, X2 = X+ + є(3т2,

+ _

X2 — ^^^н

1 - є ( і + z/ - eV^

X3 = Гн(1 + є), X4 = п. (Б)

Выполним интегрирование уравнений движения (см. [1], формула (12)) для активных участков, сохраняя величины третьего порядка малости по £. Начинаем с уравнения изменения радиальной скорости х\. Для первого участка с учетом (4) получим

х\{т{) = -£2РФ[п +£3/Зт1(азгн2т1 -ф1). (6)

В конце участка на основании (2) и (6)

х± = -£2У{ф[ - £3(У1 ф[ + У{ф1) + £3азгн 2/3~1У12. (7)

Для второго участка с учетом (5)

Ж1^+ + Т2) = х\ - £2(Зф'2Т2 + £3/3Т2 ^ЖГН 2г2 - ^Ж2Гд2/3-1 - -02 ^ • (8)

В точке контакта Х1(£+ + Т2) =0, поэтому на основании (8) имеем

Х1 = е2^2^2 + е3(^2^2 + У2Ф1) + ^83Гн 5 - У2'^ • (9)

105

Дифференциальное уравнение для трансверсальной скорости (8) статьи [1] при сохранении членов порядка £3 на основании (4) и (5) примет вид

ж = ‘fc f1 - Г*'‘

Отсюда получаем

Х2Ы) = х2\Ті=0 + є/Зті ( 1 - тЄ2гФі2 ) , х2\Т1=0 = эзгн2, х2\Т2=о = х2 . (10)

С учетом формулы (3), приравнивая Х2^) правой части формулы (3) статьи [1], на-

ходим

— oci-y* о — dJ / *

н +ev; + e2v;'+e4v---v;^

X = ж/й — є

—>-

-1/5 3 , 1

+ є2

-і /3 1

8 + 21''-1' 1

(11)

Для величины полярного радиуса на основании (б)-(9) и дифференциального урав-

drq 2

нения -^г- =£ xi получим на активных участках

X3 = const, xз(т і )= x- = /н, X3^2) = x+ = /н(1 + є). (12)

В результате интегрирования уравнения ^г- = є2х2х^1 с помощью (10) и (11) определим изменение полярного угла

1

ж4(ті) = Ж4 + є2азгн 2 Ті + ^ІЗг-^тІ,

Ха{т2) = х\ + є2азгн 2 r2 - є3гн хт2

-ІД

Ж)н 2 (о + + у2 - ~JT2

Угловые положения первой и второй точек отсечки двигателя будут равны

г- = е^Гн2!/^-1 + ezv'2p-lr^\

^4 (^к) = ~\~ £ £0Гн 2 V^i (3 — trH У^(3

.11

ж/н

(о + Z//) + 0^2

(13)

3. Представления (7), (9), (11)—(13) приравняем соответствующим выражениям (2) статьи [1] для фазовых переменных х^ в точках начала и конца переходного эллипса. При этом примем во внимание полученные в [1] первые приближения для элементов Лагранжа и фокального параметра

Ь' = 0, к'=\> Р'=\г н-

Из соотношения

h sin x- + k cos x- = p(x3 ) 1 — 1

3

І0б

отвечающего полярному радиусу начальной точки переходного эллипса, и формул (12) и (13) находим

к = р г—1, к = р г—1. (14)

Соответственно с помощью формулы для полярного радиуса конечной точки переходного эллипса имеем

к =-\, к =\~Р Гн1 +р Гн1 - Н х4+ + \{х^)2. (15)

По формулам (14) и (15) находим

Р = -^гн, р" = (і + 4/Гж4+ + (ж4+)2) . (16)

На баллистическом участке радиальная скорость представлялась в виде [1]

Х\ = 83р~2 (/гзІПЖ4 — ксОБХ^).

Отсюда для начальной точки переходного эллипса с учетом (14)—(16) получим разложение

і г /1 .. 1 \ і

(17)

_ 1

2 ,, 3 , 1 ,,, 1 ,

---£ Н ~\~ £ ( —Ха ----- Н -\- —Н

V 2 4

Приравняем правые части (7) и (17):

к = аз 1г1У{ф[ = -ф[,

к" = аз 1г£ + У['ф[ + У{ф'[^ + - г^У[2(3 (18)

Соответствующие вычисления для конечной точки переходного эллипса приводят с использованием (9) к выражениям

Ь = аз 1г^ф'2 + ^х + = ^ ф'2 + ^х+,

к = £Е_1Г]| [^У2ф2 + У2ф2 + У2 ф2^ - ^ж4+ + ^х4+ +

+ г^/З-1^ (^эзгн5 - . (19)

Сопоставим (18) и (19):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ф1 - (1 - 4^2 = 2x4+, (20)

ф[ - (1 - А-у')ф2 = ~^х4+ + А{у[2 - У22 + ^эзгнгУ2') +

+ ае-1^ (У2>2 - УЖ) + 2 (х''+ - х4-^ + 4ж^1г| (у2 ф2 - V?фС) ■ (21)

В статье [1] показано, что Ф2 = -Ф1. Отсюда с помощью формулы (20) получим

х4+ = (1 - 2^1)ф'1 = -(1 - 2^)Ф2. (22)

107

Проведя разложения по степеням е выражения трансверсальной скорости баллистического полета

х2 = хр~ 2 (1 k cos Ж4 + h sin Ж4), для начальной точки переходного эллипса на основе формул (11), (15), (16) запишем

н

V

13 1,

128 _ 4:

h - іх4+

1

+ 0^1

(23)

Соответствующие вычисления для трансверсальной скорости конца баллистического участка дают

7 1

23 В , 1....... 1 f+ Л п 1 / Л К л А /2

128-3" +2" + 4*4Г ~4Х4 +8(1~41/)Ф2

(24)

Формулы (22)—(24) приводят к следующим поправкам второго и третьего порядков для суммарной характеристической скорости:

V + V2 = ж/н

3 1 , ,

----1—V — V

8 2

V + К, = ж/

9 В

-------Vі л--v —V Л-(1—2Vі) 1(ж4+)2

32 3 2 4 ' 4 /

4. Изменение полярного угла на переходном эллипсе при использовании элементов Лагранжа Н и к определяется интегралом площадей вида [6]

J(1 + hsinХ4 + A:cosx4)_2iix4 = азр~5(£к _ Ті — Т2).

(2Б)

Здесь, согласно статье [1], = 7гае_17н (1 + |е) — ест, далее Т\ и Т2 ~~ длительности

участков активного движения для основной независимой переменной Ь. Выделяя в (25) члены различных порядков, получаем

ж4+ = — азгн 2 (<т + У//?-1 + Уа'Д-1) = — эзотн 2 — -ж2Гн2(1 — 2г/)/?-1,

Ж4+ — Ж4 = — — 7Г — Ж4+ +4/l +

- (а + У//?-1 + У2'/Г1) - /Г1 (V, + V2

х4 — Х4 — — —7Г

3 " f f

- + 4/1 ж4+ + (ж4+)2

— + V//? 1 + V2f3 x) - - (уг + V2 j /3 1 + /3 1 (V1 +V2

1

2

+

2

4

1

2

3

2

ж/

І0В

Соотношения (22) и (26) определяют управления первого порядка

3 1 —

ф[ = -ф'2 = -азсггнг(1 -2z/)_1 - -ае2Гн2Д-1. (27)

В статье [1] отмечалось, что и' < Поэтому ф[ <0, ф'2 > 0.

Условия трансверсальности (9) статьи [1] можно представить в виде

Ak + Bh + C = 0, C = —&-2p2H, H = A, (28)

где A, B,C - постоянные интегрирования уравнений Эйлера-Лагранжа на баллистическом участке; A - лагранжев множитель, отвечающий слабому ограничению на длительность перелета. Учитывая полученные [1] значения A0 = B0 = C0 = 0, A0 =

X' = 0, А' = —ф[ = ф2, В' = С = 0, с помощью (28) находим

C" = — ж-2гн A", A'k' + B'h' — ж-2гн A" = 0,

А" = 1-эз2гн2 (ф'2 - ф[). (29)

Из формул (27) и (29) следует, что A > 0.

5. Для определения управлений второго порядка Ф1 и Ф2 рассмотрим условие Вейерштрасса-Эдмана непрерывности первого лагранжевого множителя в точках соединения активных и баллистического участков. На основании формулы (2), а также формулы (14) статьи [1] имеем

cos ф = A cos x4 + B sin x4 + CGi. (30)

Функцию G\ можно принять [6] в виде G\ = 2 + 0(h2 + к2) i. Уравнение (30) в конце первого участка активного движения во втором приближении дает

A = —ф1 — (1 — 2v)-1x4+.

Соответственно для начальной точки второго активного участка

А" =ф2 + (1 - 2v')-1x+ - jx'+.

Отсюда находим

Фі + Ф2 — + 2(1 — 2z/) 1 ) х4+. (31)

Из уравнений (21) и (31) с использованием формул (18), (23), (24), (26) и (27) получим

ф1 = —а + Ьж4+, ф2 = а + ж4+ ( - — 2(1 — 2г/) 1 — b

a = (1 — 2v/)

л-l

^ — ^жгн 2сг — ж2гн2/3 Х(1 — — 2г/ 2 + v )

2 21 2Б 2

(32)

Ь=(1-2г/) ( + — v' + v + 2г/

І09

6. Выше дано полное аналитическое построение оптимального перелета третьего порядка в зависимости от параметров: радиусов граничных орбит гн и гк, характеристик слабого ограничения на длительность полета а и относительной скорости контакта

качественные выводы. На уровне второго приближения тяга перестает быть трансвер-сальной. На первом участке активного движения направление тяги смещено в сторону полярного радиуса, а на втором участке - на такую же величину в обратную сторону. Полученная на основе анализа членов третьего порядка формула (32) показывает, что выражение поправок к углу наклона тяги в указанном приближении становится более сложным.

Результаты представлены в виде конечных формул для членов разложений трех порядков по малому параметру є = (гк — ,гн)г-'1. Можно их записать и в суммарном виде. Так, для минимальной суммы характеристических скоростей с учетом членов третьего порядка получено выражение

Построенная аналитическая теория дает также решения задач с частичным учетом отмеченных выше факторов. При /3 = те имеем импульсный перелет. Если

V1 = V = V = 0, то приходим к перелету с мягким контактом. Если 3 = те и V1 = V = V = 0, то получаем аналитическое представление оптимального импульсного компланарного перехода между круговыми орбитами с ограничением на время [7]. При этом надо учесть, что ограничение на длительность перелета в настоящей работе несколько отличается от принятого в статье [1].

Литература

1. Новоселов В. С. Асимптотическое построение оптимального многопараметрического перелета. 1. Нулевое и первое приближения // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 10: Прикладная математика, информатика, процессы управления. 2009. Вып. 1. С. 103—108.

2. Ильин В. А., Кузмак Г. Е. Оптимальные перелеты в космическом пространстве с двигателями большой тяги. М.: Наука, 1976. 744 с.

3. Охоцимский Д. Е, Сихарулидзе Ю. Г. Основы механики космического полета: учеб. пособие. М.: Наука, 1990. 448 с.

4. Новоселов В. С. Аналитическая теория оптимизации в гравитационных полях. Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1972. 317 с.

5. Новоселов В. С., Королев В. С. Аналитическая механика управляемой системы: учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 298 с.

6. Новоселов В. С. Варьирование динамических моделей движения: учеб. пособие. Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1983. 108 с.

7. Новоселов В. С. Оптимальная траектория импульсного перехода между близкими круговыми орбитами со слабым ограничением на время // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 1: Математика, механика, астрономия. 1989. Вып. 1. С. 76—80.

Vі , а также приведенного реактивного ускорения /?. Можно сделать некоторые

+

+ (1 - 2^)

Статья рекомендована к печати проф. Ю. М. Далем. Статья принята к печати 5 марта 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.