Научная статья на тему 'Асимметричные рыночные структуры в информационном обществе'

Асимметричные рыночные структуры в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хвалько А. А.

Стабилизация или уменьшение уровн я абсолютной концентрации производства привели к изменению размерной структуры экономики: вследствие уменьшения оптимального размера фирм доля крупных фирм упала, а мелких возросла, усилился процесс дифференциации размерной структуры. В асимметричных олигополиях выделились три направления развития отношений крупного и мелкого бизнеса усиление их симбиоза; конкуренция между крупными и мелкими фирмами; специализация мелкого бизнеса по нишам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASYMMETRIC MARKET STRUCTURES IN THE INFORMATION SOCIETY

Stabilization or reduction of a level of absolute concentration of manufacture have led to change of dimensional structure of economy: owing to reduction of the optimum size of firms the share of large firms has fallen, and fine has increased, process of differentiation of dimensional structure has amplified. In asymmetric oligopolies three directions of development of attitudes large and small business strengthening of their symbiosis were allocated; a competition between large and fine firms; specialization of small business on niches.

Текст научной работы на тему «Асимметричные рыночные структуры в информационном обществе»

производства, где они до сих пор не находили применения. Наконец, накопление и распространение знаний ведут к общему подъему общественного сознания и куль -туры народа, изменяя его мировоззрение, быт, отношения с природной средой.

Как специфический продукт науки и образования знание включается в процесс общественного производства в разных формах. В рамках концепции интеллектуального капитала авторы новых теорий роста проводят различие между общими и специфическими знаниями, т.е. привязанными исключительно к данной фирме или виду деятельности. В соответствии с этим общее знание выступает чаще всего в качестве общественного блага, а специфическое - в форме частного блага. Но, как правило, большая часть знаний находятся где-то в промежутке между этими полярными позициями, так как движение рабочей силы в определенной степени выравнивает индивидуальные различия.

Включение знания в процесс производства общественного продукта, или эксплуатация знания, связано со значительными затратами. Эксплуатация знания означает его превращение в форму продукта, технологии, квалификации, новое качество организации. Конечный эффект выражается в росте производительности труда, снижении издержек, приросте доходов. Затраты фирмы, связанные с эксплуатацией знаний, объективно ограничены не только ее финансовыми возможностями, но и предполагаемым соотношением между затратами и результатами, так как фирма не может позволить себе затраты с уровнем окупаемости ниже общественно нормального уровня. По этой причине часть затрат по эксплуатации знаний и (в еще большей степени) их производству относится к категории общественных расходов и финансируется за счет бюджетных и иных целевых источников.

В системе факторов формирования и развития современного интеллектуального капитала инновационный фактор играет ведущую роль. Инновации являются генератором знаний, что особенно проявляется при формировании современного информационного пространства. Инновации концентрируются там, где высока плот-

ность специализированных ресурсов для инновационного развития - высококвалифицированных ученых, инженеров, техников, близость университетов и других исследовательских институтов, а также, что еще важнее, других инновационных фирм, что обеспечивает преимущества кластера.

Рост инноваций, формирование и развитие инновационных центров (кластеров) предполагает самое непосредственное взаимодействие общественных и государственных институтов, образовательных учреждений и бизнес-сообщества в проведении общей долгосрочной стратегии развития. Решающая роль в формировании такой стратегии и обеспечении необходимых институциональных условий для ее проведения принадлежит государству6.

Особое место среди факторов развития интеллектуального капитала занимает управление знаниями. В условиях бурных технологических изменений и динамичной конкуренции именно знания и компетентность персонала лежат в основе развития организаций и общества в целом. На наш взгляд, главными экономическими предпосылками возрастания роли «управления знаниями» послужили превращение знания в рыночный актив и стремление корпоративных менеджеров эффективно использовать его для укрепления конкурентных преимуществ фирмы.

1 См.: Аширова Г.Т. Современные проблемы оценки человеческого капитала // Вопросы статистики. 2003. № 3. С. 27.

2 См.: Stewart T.A. Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations. N. Y., L., 1997. Р. 169.

3 См.: Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. СПб., 2001. С. 31, 193.

4 См.: Эдвинссон Л. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях. М., 2005. С. 120 - 121.

5 См.: Супин В.Б. Образование в США: Состояние и приоритеты развития // США. Экономика, политика, идеология. 2000. № 1. С. 80 - 81.

6 См.: Иванов Н. Человеческий капитал и глобализация // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 9. С. 26 - 27.

УДК 330.342

АСИММЕТРИЧНЫЕ РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Микроэкономическое исследование рынка требует выделения разных типов рыночных структур, влияющих на поведение предприятия на рынке, формирование рыночных цен, объемы сбыта, предложение товара того или иного качества. Цены, объем выпуска, издержки производства продукции и прибыль производителя, характеризующие функционирование какого-либо рынка, зависят от решений, принимаемых фирмами, выходящими на этот рынок. Решения фирм, в свою очередь, отражают степень независимости или зависимости фирм от условий внешней экономической среды, в которой они действуют. Под нестратегическими факторами рыночной структуры понимаются те элементы рынка, над которыми у предприятия-фирмы нет контроля или контроль незначителен. Согласно парадигме «структура - поведение - результат» структура рынка определяет поведение фирм, от которого зависит тип функционирования рынка, а поведение фирм в сочетании с нестратегическими факторами рыночной

A.A. Хвалько,

кандидат экономических наук, соискатель кафедры общей экономической теории, СГСЭУ

ВЕСТНИК 2007. № 16(2)

структуры определяет результат их деятельности, с точки зрения как самих фирм-продавцов, так и общества в целом. Таким образом, именно структура рынка выступает в качестве независимого фактора, детерминирующего экономический облик отрасли.

Рыночная структура включает в себя внутренние связи между частями единого целого - рынка, т.е. отношения продавцов, покупателей товара друг с другом, продавцов с покупателями, потенциальными покупателями и конкурентами.

Нарушения основных структурных соотношений на рынке, где господствует чистая конкуренция, ведут к появлению разнообразных типов рынков продавца. Идеальные модели рынков почти не встречаются на практике. Многообразие реальной экономической жизни всегда состоит из переплетения разных типов рынков, их видовой трансформации во времени и в пространстве. Экономическая теория выделяет чистые формы для изучения наиболее характерных свойств каждой.

В современной мире это классическое деление рыночных структур постепенно устаревает, возникают новые рыночные структуры, модифицируются старые. Подобные изменения обусловлены прежде всего переходом к постиндустриальной стадии развития экономики, информационному обществу. Постиндустриальная экономика - это экономика, в которой промышленность по показателям занятости и своей доли в национальном продукте уступает место сфере услуг, а сфера услуг есть преимущественно обработка информации. В структуре современной экономики сложился мощный информационный сектор. Информационный сектор экономики можно представить в виде трех отраслей информационной индустрии, которые создают содержание, распространяют и обрабатывают его.

По оценкам независимых экспертов за 2005 г российский рынок ИТ-услуг, который включает в себя три основных направления (аудит, консалтинг и обучение), составил порядка 45 млрд руб. (около 1,5 млрд долл.). Погрешность оценки (около 3%) связана с разницей, возникающей при использовании двух альтернативных методик счета - по объему выпуска услуг ИТ-компаниями и потребления ИТ-услуг предприятиями и организациями .

Формально за 5 лет - с 2000 по 2005 гг. - доля ИТ-услуг в ВВП выросла более чем в 3 раза. Конечно, столь бурное развитие обусловлено в значительной мере тем, что это был рост «с нуля», ведь на сегодняшний день в абсолютном выражении ИТ-услуги составляют всего лишь около 0,2% ВВП. Главный вопрос состоит в том, насколько этот рост является стимулирующим развитие экономики и рост благосостояния нации, а насколько - обусловленным простым следствием сложившейся благоприятной рыночной конъюнктуры.

Действительно, активно внедряют информационные технологии отрасли сырьевой направленности - металлургия, газовая и нефтяная промышленность, а также отдельные предприятия - экспортеры вооружений. Но первые существуют исключительно за счет роста экспорта нефти, газа и металлов, а последние - почти целиком за счет эксплуатации созданного в СССР технологического задела. Также внедряют информационные

системы государственные структуры и предприятия сферы услуг. Поэтому при изменении нынешней благоприятной конъюнктуры мирового рынка сырья, отказе России от сырьевой ориентации и снижении реальной покупательной способности в стране рынок ИТ-услуг может потерпеть крах, поскольку он на 99% нацелен на обслуживание внутреннего рынка1.

Но в целом активный рост сферы информационных технологий в экономике показывает положительные характеристики экономики. Использование информационных технологий считается основой успешности предприятий. Они существенно увеличивают долю сектора услуг и формируют новое общество. Однако значимость использования информационных технологий оценивается специалистами по-разному. Одни считают, что информационная революция создала новую парадигму экономического роста. Подтверждение строится на следующих положениях:

• информационные и коммуникационные техноло -гии отражают не одну серию технологических изменений, а некоторое особенно быстрое и глубокое изменение всей экономической системы;

• информационные и коммуникационные техноло -гии оказывают глубокое влияние на макроэкономическое развитие, ускоряя рост производительности и значительно снижая инфляционное давление;

• информационные технологии и Интернет в частности значительно изменяют соотношение стратегических преимуществ в каждом из секторов экономики, а также порядок определения стоимости;

• данные изменения имеют огромные последствия для деятельности людей, а также необходимого для этой деятельности уровня образования и опыта.

Основной формой организации бизнеса в индустриальном обществе были крупные корпорации, придерживающиеся «массивной» производственной системы , для которой характерен высокий уровень запасов, резервов производственных мощностей. Управление корпорацией было организовано по функциональному или холдинговому типам. В течение первой половины ХХ в. продукция отличалась стандартностью, производство носило поточно-конвейерный и массовый характер, в результате произошли насыщение рынка стандартными товарами и возникновение тенденции к дифференциации и индивидуализации спроса во второй половине ХХ в. Рост уровня абсолютной концентрации производства, выражающийся в безусловном росте объемов производства, активов и продаж, замедлился, тогда как уровень относительной концентрации (одним из показателей которой служит рыночная доля фирмы) уменьшился. Изменение размерной структуры выразилось в продолжении вытеснения мелкого бизнеса и увеличении оптимального и среднего размеров фирм. Этот процесс исчерпал себя только к 1980-м гг., когда начался переход к информационному обществу.

Изменение отраслевой структуры экономики привело к изменению доминирующего типа рыночной структуры. Например, монополия в конце ХХ в. могла возникнуть лишь при определенных условиях (таких как небольшой рынок, возможность получения значительной экономии на масштабах, высокая степень дифферен-

циации производства и сегментации рынка). Сама монополия претерпела значительные изменения: ушел в прошлое протекционизм, законы о патентах и лицензии перестали служить источником длительного сохранения монопольного положения, большинство монополий стали носить частичный характер. Появились новые источники и средства реализации монопольного положения - дифференциация продукции, сегментация рынка; монополия на технику, технологию, организацию производства, уникальное сырье и продукт, обладающий особыми качествами. Открытость рынка заставляет даже полную монополию осуществлять активную инновационную стратегию. Произошли усиление и транс -формация конкуренции.

Модификация прибыли выразилась в переносе акцента с внешних источников и средств ее реализации (включая монопольную) на внутренние (экономию на масштабе и разнообразии, снижение издержек производства за счет внедрения новой техники, технологии, организации производства). Среди внешних источников прибыли особое место принадлежит квазиренте, эксплуатации слаборазвитых стран и кооперации с мелким бизнесом, ценовой дискриминации. Новый цикл привел к изменению характера перелива капитала: тенденция, при которой он осуществлялся переводом средств в другую отрасль, заменилась слияниями и поглощениями (преимущественно вертикальными), которые стали основной формой перелива капитала, имели полный характер, а их объектом все чаще стали выступать под -разделения фирм.

Изменение отношений собственности выразилось в продолжении замены собственности на реальные блага собственностью на титулы, разнообразии форм собственности (свидетельствующем о зрелости экономики), распространении кооперативной собственности, интенсивной смене частной собственности собственностью юридических лиц, распылении собственности. Основной формой организации бизнеса осталась корпорация, однако ее поведение сильно изменилось: произошли дезинвестирование активов, разукрупнение производств за счет выделения стратегических единиц бизнеса, изменения организации управления. Уровень концентрации производства продолжал снижаться. В современных условиях сложилась полиструктура, характеризующаяся разнообразием форм отраслевой организации и тесным взаимодействием между ними. Наиболее часто встречается такой тип рыночной структуры, как асимметричная олигополия.

Рассматривавшиеся до сих пор модели относились к конкуренции примерно на равных. В то же время мы знаем, что крупнейшие фирмы в отрасли могут во много раз превосходить по размерам своих мелких конкурентов. В некоторых отраслях единственная фирма или совместно действующая группа фирм удерживают доминирующее положение.

Отличительная черта моделей с доминирующей фирмой состоит в том, что результат деятельности рынка лучше, если на рынке присутствует доминирующая фирма, чем без нее. В той степени, в какой «лидер» обладает преимуществами в издержках над «последователями», экономика также выигрывает от увеличения доли рынка «лидера»: рост производства «лидера» с

низкими издержками частично замещает производство «последователей» с высокими издержками. Результат функционирования рынка зависит и от источника, создавшего условия для доминирования. Отмеченное улучшение происходит при условии, что доминирующая фирма обладает преимуществами в издержках над своими конкурентами. Результат функционирования рынка может быть снижен, если преимущества доминирующей фирмы проистекают из монопольного контроля над ключевыми ресурсами.

Асимметричной рыночной структурой является рынок доминирующей фирмы в конкурентном окружении. Признаками такого рынка служат:

- наличие доминирующей фирмы (фирмы-лидера) - агента, обеспечивающего значительную долю совокупного объема продаж рынка (как правило, больше 35%) и обладающего возможностью влиять на цену товара;

- наличие большого числа фирм-аутсайдеров - небольших по размеру фирм, выпускающих тот же или близкий товар, но неспособных оказывать влияние на рыночную цену;

- установление рыночной цены под сильным влиянием доминирующей фирмы (аутсайдеры принимают ее как данную рынком);

- как правило, наличие (хотя и не всегда) барьеров для входа или выхода.

На таком рынке доминирующая фирма обладает возможностью получать положительную экономическую прибыль в долгосрочном периоде, модель ее действия будет приближаться к монопольному рынку. Для фирм-аутсайдеров возможность получения положительной экономической прибыли также не исключена (подобное явление носит название «ценовой зонтик» и характерно для отраслей с высокими барьерами для входа), но определяется соотношением их средних издержек выпуска и ценой продаж доминирующей фирмы. Для конкуренции аутсайдеров между собой модель близка к совершенной конкуренции.

За счет каких факторов существует асимметричная рыночная структура? Что позволяет предприятиям-аутсайдерам выжить и не попасть под поглощение доминирующих фирм?

1. Нишевая специализация фирм-аутсайдеров. Работа с нишевыми (рассчитанными на специфические потребности) продуктами - идеальный способ выхода на рынок для небольших компаний. Корпорации не любят возиться с узкими целевыми аудиториями, а маржа в таких сегментах в несколько раз больше.

Оборудование для аквалангистов, стоматологическая и полиграфическая техника, банкоматы и дорогие спортивные автомобили являются нишевыми продуктами. В любом случае такие товары рассчитаны на узкоспециализированный спрос. Конкуренция в нише небольшая, а добавленная стоимость высока, поскольку производители, как правило, позиционируют товар как качественный и рассчитывают на особую премию от покупателя за обслуживание его «капризов»2.

Показательной является ситуация на рынке шоколада. В год средний европеец потребляет 2 кг чистого какао. Речь идет о многомиллиардном бизнесе, где вы -деляются три гиганта - американский концерн ОвгдШ,

швейцарские Nestle и Barry Callebaut. Например, концерн Barry Callebaut - это разветвленная и отлаженная структура, внутри которой изготовление шоколада проходит все этапы - от закупки какао-бобов до упаковки плиток. Из 8 тыс. служащих 30 работают в отделе развития. Это они ежегодно должны придумывать к 1600 уже выпускаемым сортам шоколада пару новых. В Barry Callebaut изготавливают шоколад самого разного качества и состава. Это концерн-универ -сал, занимающий чуть ли не все ниши в шоколадной индустрии, кроме эксклюзивных. Сегодня потребитель увлечен экзотическими сортами шоколада, производимыми из редких сортов какао-бобов, произрастающих в строго определенном месте. За плитку весом в 25 г из редкого сорта какао Porcelana клиенты готовы платить 3,5 евро3. Охотно раскупаются экспериментальные творения с оригинальными начинками. Эта тенденция создает основу для процветания мелких и мельчайших шоколадных фабрик, ориентированных на эксклюзивные сорта.

2. Искусственное создание конкурентного окружения доминирующей компанией с целью уклонения от государственного регулирования. ОАО «Газпром» сегодня является признанным монополистом на рынке газа России. В его структуру входят около 70 акционерных обществ, принадлежащих Газпро -му на 100%, 48 предприятий с более 50% долей Газпрома, еще в 53 компаниях доля ОАО не превышает 50%. «Дочки» гиганта выполняют самые различные функции, начиная от добычи газа и заканчивая проектированием и строительством средств его транспортировки. Компания владеет 60% разведанных запасов газа России. Газпром относится к числу естественных монополий и подлежит тарифному регулированию. Чтобы улучшить свои финансовые результаты, совет директоров Газпрома одобрил предложения по реорганизации 100%-ных «дочек» концерна. Реорганизация будет проведена с целью обособления профильных видов деятельности в специализированных дочерних обществах со 100%-ной долей участия ОАО «Газпром» - ООО «Газпром-ПХГ», ООО «Газпромпереработка», ООО «Газпромсеверподземремонт», ООО «Газпромюг-подземремонт», ООО «Газпромтрансгаз-Кубань», а также по увеличению доли ОАО «Газпром» в ООО « Газ-промтранс» до 100%.

Совершенствование внутрикорпоративной структуры управления ОАО «Газпром» проводится в рамках второго этапа реформирования компании. В результате структурных преобразований будет завершена работа по разделению финансовых потоков в добыче, транспортировке, переработке, подземном хранении и сбыте газа, а также жидких углеводородов. Основной подход к совершенствованию внутрикорпоративной структуры заключается в разделении многопрофильных предприятий ОАО «Газпром» и консолидации профильных видов деятельности в специализированных юридических лицах, а также выделении в отдельные юридические лица сервисных служб и социальной инфраструктуры.

Схема практической реализации такого подхода предполагает использование реорганизации и предусматривает два этапа:

1) обособление видов деятельности и активов - существующие дочерние компании ОАО «Газпром» (ком-пании-«доноры») выделяют соответствующие профильные активы в самостоятельные юридические лица (ком-пании-«буферы»);

2) консолидация отдельных видов деятельности и активов - образованные в результате выделения ком-пании-«буферы» консолидируются по соответствующим профилям деятельности путем проведения реорганизации в форме присоединения (из компаний-«буферов» одна выбирается в качестве «основной», и все остальные компании-«буферы» присоединяются к ней).

Работу по использованию предлагаемой схемы при создании новых юридических лиц в рамках совершенствования внутрикорпоративной структуры управления предполагается начать с создания наиболее крупных и значимых для ОАО «Газпром» специализированных компаний. Реализация схемы также обеспечит доведение доли ОАО «Газпром» в ООО «Газпромтранс» до 100% (в настоящее время, помимо головной компании, долями в ООО «Газпромтранс» владеют дочерние общества ОАО «Газпром»). В дальнейшем предусматривается создание с использованием предложенной схемы других специализированных компаний, консолидирующих отдельные виды сервисной деятельности в ОАО «Газпром» (например, службы заказчика, газозаправочной деятельности и т.д.).

3. Использование дополнительных конкурентных преимуществ фирмами-аутсайдерами.

Этот фактор значим сейчас для железнодорожно -го транспорта России. ОАО «РЖД» относится к числу естественных монополий и входит в тройку самых крупных транспортных компаний мира. Как естественный монополист, железные дороги подлежат обязательному тарифному регулированию и вынуждены каждый год согласовывать предельный уровень тарифов. Как «публичный перевозчик», ОАО «РЖД» вынуждено содержать убыточные направления и обеспечивать гру-зо - и пассажироперевозки по всей территории страны, где для этого имеется техническая возможность. ОАО «РЖД» предоставляет услуги перевозки значительному числу клиентов. Так, в 2005 г. общее число клиентов составило около 50 тыс. Необходимо отметить, что 20 крупнейших клиентов обеспечивают 30% выручки и 24% объема перевозок. Вместе с тем перевозка грузов частными компаниями год от года растет: 2001 г. - 9% грузов, 2002 г. - 16,5%, 2003 г. - 21,2%, 2004 г. - 30,6% (25,4% по грузообороту). Темпы роста грузооборота в вагонах независимых операторов превышают аналогичные показатели у ОАО «РЖД». Перераспределение объемов перевозок происходит неравномерно по всем грузам: доля независимых операторов в высокодоходных перевозках (нефти и нефтепродуктов, черных металлов, химикатов и удобрений, лесных грузов) растет быстрее. При этом ОАО РЖД жалуется (!) на неравенство условий конкуренции : независимые компании могут выбирать наиболее выгодные виды деятельности, «снимать сливки», в то время как ОАО «РЖД» связано внеэкономическими ограничениями.

Падение доли рынка железнодорожных перевозок в вагонах ОАО «РЖД» произошло в основном за счет

того, что прирост нового грузооборота пришелся на вагоны независимых операторов.

Таким образом, стабилизация или уменьшение уровня абсолютной концентрации производства привели к изменению размерной структуры экономики: вследствие уменьшения оптимального размера фирм доля крупных фирм упала, а мелких - возросла, усилился процесс дифференциации размерной структуры. В асимметричных олигополиях выделилось три направления развития отношений крупного и мелкого бизнеса - усиление

их симбиоза (субподряд, франчайзинг спин-офф, аренда); конкуренция между крупными и мелкими фирмами; нишевая специализация мелкого бизнеса.

1 См.: www.cnews.ru.

2 Подробнее см.: Строуп Р., Гвартни Дж. Азбука экономики . М., 1996.

3 См.: Назад к истокам шоколада // ГЕО. 2007. № 5. С. 72 - 84.

УДК 338.23(470)

СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Понятие «экономическая безопасность» - относительно новое в лексиконе российских органов управления экономикой и хорошо известное в практике деятельности управленческих структур западных стран. Оно допускает весьма широкую интерпретацию. Экономическая безопасность -это синтетическая категория политэкономии и политологии, тесно связанная с категориями экономической независимости и зависимости, стабильности и уязвимости, экономического давления, шантажа, принуждения и агрессии, экономического суверенитета и т.д.

В зарубежной литературе понятие «экономическая безопасность» рассматривается достаточно давно. В 1934 г. Ф. Рузвельт применял термин «экономическая безопасность» в подготовке мер по выводу экономики из депрессионного состояния.

В СССР проблемы безопасности в сфере экономики были связаны в основном с противодействием экономических преступлений, включая внешнеторговые отношения. Вопросы экономической безопасности как составной части национальной безопасности в России стали рассматриваться в начале 1990-х гг

С сожалением приходится констатировать, что ни проблема национальной безопасности, ни тем более проблема экономической безопасности в нашей отечественной литературе не нашла достаточного развития. Если о ней и вспоминали, то исключительно с целью критики американского гегемонизма. Как правило, она была целиком и полностью поглощена проблемой защиты социалистического Отечества.

Спектр новых взглядов на понятие экономической безопасности, ее состав оказался весьма широким:

• качественно определенное состояние экономики страны, которое, с точки зрения общества, желательно сохранить либо развить в прогрессирующих масштабах;

• возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия для жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз;

• важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов России;

Е.В. Баландина,

ассистент кафедры экономики и менеджмента, Ульяновский государственный технический университет

ВЕСТНИК 2007. № 16(2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.