Научная статья на тему '«Арсенал здесь самый примечательный». К истории создания Старого Арсенала в Санкт-Петербурге'

«Арсенал здесь самый примечательный». К истории создания Старого Арсенала в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1352
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.И. БАЖЕНОВ / ПЕТЕРБУРГСКАЯ АРХИТЕКТУРА / АРСЕНАЛ / ЕКАТЕРИНИНСКИЙ КЛАССИЦИЗМ / ДИДРИХШТЕЙН / ШПЕКЛЕ / VASILY BAZHENOV / ST. PETERSBURG ARCHITECTURE / ARSENAL / CATHERINE CLASSICISM / DIDRICHSTEIN / SPEKLE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белковская Валентина Михайловна, Новикова Ольга Валерьевна

Здание Старого Арсенала на Литейном проспекте в Петербурге было возведено в середине XVIII века и просуществовало до 1929 г. В отечественной историографии в отношении архитектуры этого здания утвердилось авторство В.И. Баженова. Обнаруженные архивные доку- менты позволили установить, что автором проекта был Иоганн Валентин Тобиас фон Дидрихштейн, работавший в Петербурге по контракту в течение трех лет, начиная с июня 1762 года. Завершил строительство Арсенала по его проекту Карл Шпекле. Исследование позволило выявить роль мало- известных архитекторов и уточнить организацию строительства в эпоху Екатерины II.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«The Armory is the Most Remarkable Here». To the History of the Old Armory Building in St. Petersburg

The Old Armory building on Liteiny Prospect was erected in the middle of the 18th century and stood until 1929. In the annals of Russian architecture, Vasily Bazhenov was credited with the design of the facility. Documents found in an archive have allowed us to determine that the architect was in fact Johann Valentine Tobias von Didrichstein. He worked in St. Petersburg on a three-year contract beginning in 1762. Karl Spekle saw the construction through to completion based on von Dietrichstein’s plans. This research helped to uncover the role of little-known architects and how construction was organized in the era of Catherine the Great.

Текст научной работы на тему ««Арсенал здесь самый примечательный». К истории создания Старого Арсенала в Санкт-Петербурге»

КЛАССИКА В ИСКУССТВЕ СКВОЗЬ ВЕКА. СПб., 2015.

В.М. Белковская, О.В. Новикова

«АРСЕНАЛ ЗДЕСЬ САМЫЙ ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЙ» К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ СТАРОГО АРСЕНАЛА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

В Санкт-Петербурге XVIII-XIX веков Арсенал являлся одной из важных достопримечательностей столицы. В Литейной части города многообразные здания, принадлежащие артиллерийскому ведомству, занимали целый квартал. Виды Арсенала запечатлели в гравюрах разные авторы: Т. Мальтон «Перспектива улицы, в глубине которой слева Арсенал» (1790 г.), Ф. Дамам-Демартре «Арсенал. Литейный проспект» (1812 г.), И.И. Колпаков «Арсенал на Литейном проспекте» (1816 г.), П.А. Александров «42 вида Санкт-Петербурга» (1822 г.), А.М. Шелковников «Старый Арсенал. План и фасад» (1826 г.), и др. Путешественников привлекал его архитектурный облик и уникальное собрание оружия.

Иностранцы, посещавшие город в конце XVIII века, замечали, что «Арсенал здесь самый примечательный. В трех улицах он составляет разверстый четвероугольник в три этажа, заключающий регулярный двор»1. «Центральную часть фасада украшает мощная колоннада, а срезанные углы - парные колонны, в нишах размещаются статуи и гирлянды, цоколь здания рустован»1 2.

В 1865 г. здание Старого Арсенала отдали для размещения Судебной палаты и Окружного суда. Коллекции оружия переместили в Новый арсенал на Кронверке, построенный в 1860 г., где открыли Артиллерийский музей, ставший впоследствии Военноисторическим.

Приспособление Арсенала на Литейном под новые функции судебных учреждений проводилось в 1867-1869 гг., но не затронуло фасады. Они сохранялись во всем великолепии почти без изменений, были сняты только аллегорические композиции аттиков и скульптуры в угловых нишах.

Здание Старого арсенала просуществовало до 1929 г. и вошло, с легкой руки И.Э. Грабаря, в историю русского искусствакак произведение В.И. Баженова, в бытность его архитектором Артиллерийского ведомства. Однако, поместив в иллюстрациях два вида фасадов, И.Э. Грабарь недоумением пишет: «В высшей степени простое по плану, здание арсенала несколько затейливее по своим наружным архитектурным формам, сохранившим доныне свой первоначальный вид. Здесь не только не видно какого-нибудь шага вперед по сравнению с формами Деламота, не только нет намека на виденные Баженовым

1 Форсия де Пилес. Прогулки по Петербургу Екатерины Великой. Записки французского путешественника. Пер. А.Н. Спащанского. СПб., 2014. С. 350.

2 Георги И.-Г Описание Российско-Императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопримечательностей в окрестностях оного. СПб., 1794. С. 717.

© В.М. Белковская, О.В. Новикова, 2015

101

В.М. Белковская, О.В. Новикова

в Париже новые приемы, но, напротив того, скорее чувствуется как будто шаг назад, к языку барокко»3.

Как известно, В.И. Баженов с 1766 г. числился в Артиллерийском ведомстве главным архитектором с чином капитана и пользовался покровительством генерал-фельдцейхмей-стера Г.Г. Орлова. В примечаниях к статье И.Э. Грабарь с сожалением отмечает, что подлинных документов о здании, возведение которого постоянно связывали с именем Григория Орлова, не удалось разыскать.

Свидетельства, найденные в фондах архива Военно-исторического музея, позволяют восстановить историю строительства Старого арсенала, уточнить имя архитектора, а так же выявить подлинную роль графа Г.Г. Орлова, возглавлявшего артиллерийское ведомство в 1765-1782 гг.

Возведение комплекса строений Арсенала было задумано еще в 1762 при генерал-фельдцейхмейстере А. Н. Вильбоа.

По приглашению Канцелярии Главной артиллерии и фортификации 24 июля 1762 г. в Россию из Польши прибыл архитектор Иоганн Валентин Тобиас фон Дидрихштейн и был «принят в службу Ея Императорского Величества по артиллерии»4 для возведения Арсенала «по представленному от него чертежу»5.

И. Дидрихштейн заключил контракт на 3 года с ежегодным жалованьем 800 рублей. Сумма выплат была достаточно велика, обычное жалованье архитектора артиллерийского ведомства составляло 600 р.6 По истечении срока договор пересматривался: архитектор мог просить прибавку к жалованью, либо покинуть Россию «и ехать, куда он пожелает с домашними его»7.

26 января 1766 г. И. Дидрихштейн уволился и уехал. Смотрение за строительством Арсенала осуществлял инженер-архитектор Карл Иоганн Шпекле8. Проект Арсенала не был переработан, он достраивал здание по проекту И. Дидрихштейна. Это подтверждают документы, связанные с деятельностью К.И. Шпекле, где подробно перечислены все его проекты и руководимые им работы по возведению зданий9.

Строительство Арсенала началось в августе 1763 года, после изустного приказа императрицы «...о построении артиллерийского арсенала близ Литейного дому, где ныне стоит старый Пушечный двор. и прочие строения»10 11. На его сооружение выделили сумму 597 тысяч 922 рубля 91 !А копейки11, которую отчисляли из артиллерии цалмейстер-ской конторы Канцелярии Главной артиллерии и фортификации12. Работы длились 6 лет, и торжественное открытие Арсенала состоялось 5 июня 1769 года в присутствии импера-трицы13.

В 1765 г. Григорий Орлов возглавил артиллерийское ведомство, став генерал-фель-дцейхместером. Он, продолжая расширять Арсенал, 30 апреля 1770 г. утвердил планы и фасады новых строений на старом Пушечном дворе. Начали возводить «каменные

3 Грабарь И.Э. История русской архитектуры. Т. 3. С. 330.

4 Архив ВИМАИВиВС. Ф. 2. Оп. ГП. Д. 674. Л. 254-257 об. 1762 г.

5 Там же.

6 Там же.

7 Там же.

8 Архив ВИМАИВиВС. Ф. 2. Оп. АРС. Д. 967. С. 235.

9 Архив ВИМАИВиВС. Ф. 2. Оп. ШГФ. Д. 3719, 3624; Ф. 2. Оп. АРС. Д. 968, 1097.

10 Архив ВИМАИВиВС. Ф. 2. Оп. АРС. Д. 967. С. 1. 1763 г.

11 Архив ВИМАИВиВС. ГАУ Оп. 18/2 Д. 6. № 1-13. 1826 г. С. 11об.

12 Архив ВИМАИВиВС. Оп. АРС. Д. 967. С. 239.

13 Камер-фурьерский журнал за 1769 г. С. 104.

102

«Арсенал здесь самый примечательный»...

магазейны, присутственное здание Канцелярии главной артиллерии и фортификации, модельный дом, склады, фурштатские казармы и различные мастерские. Потребная ж на то строение денежная сумма отпускалась из собственных его Сиятельства денег погодно в 4 года. В какую сумму обошлось оно графу Орлову не известно»14.

Все сооружения, возведенные по проектам К.И. Шпекле на месте старого пушечного двора, назывались Старым арсеналом, были окончены и освящены в 1776 г.

В это время в здании Арсенала, существовавшем уже семь лет, на втором этаже устроили при непосредственном участии Г.Орлова «Достопамятный зал», представив там коллекцию старинного оружия. Стараниями генерал-фельдцейхместера собрание Арсенала из сугубо артиллерийского стало свидетельствовать о славе военных побед России.

По распоряжению Г. Орлова со всей империи в Петербург поступало уникальное оружие. Увеличивали трофеи «Достопамятного зала» и победоносные войны с Турцией, Швецией и Польшей. В 1765 г. в Арсенале было представлено лишь 63 артиллерийских системы, в конце XVIII века насчитывалось более 6000 единиц хранения. Первые путеводители по Санкт-Петербургу подробно описывают многообразие арсенального хранилища и большую коллекцию военных изобретений А.К. Нартова15.

При входе в здание Арсенала на первом этаже установили беломраморную статую Екатерины II в императорской короне со скипетром и весами в руках. В простенке у главной лестницы находился овальный мраморный рельеф с портретом Г. Орлова. В настоящее время этот портрет работы А.М. Коло, переданный в 1928 г. при разборке здания, хранится в собрании Государственного Русского музея (инв. № Ск-1362).

Рядом с портретным рельефом размещалась мемориальная доска темного мрамора с надписью «В пользу артиллерии арсенал сей сооружен собственным иждивением генерал-фельдцейхмейстер кн. Орлов. Лета 1776»16.

Эта надпись, сохранявшаяся в начале ХХ века, позволяла исследователям связать постройку здания Старого Арсенала с именем Г. Орлова и архитектора В.И. Баженова, служившего в этот период в Артиллерийском ведомстве. Сам Баженов в 1777 г. в «челобитной» сообщал о своей деятельности после возвращения в Россию, но не упоминал о работах по петербургскому Арсеналу17.

Таким образом, было установлено, что автором проекта здания Старого Арсенала являлся архитектор И. Дидрихштейн. Он служил в Петербурге только три года, и других данных о его работах в России пока не обнаружено. Но эти сведения позволят исследователям европейской архитектуры дополнить его творческую биографию.

Карл Иоганн Шпекле (1731/34-1796) известен как мастер второго плана. Сын оружейника и скульптора Филиппа Шпекле, в 1758 г. он был принят на службу в Канцелярию от строений помощником зодчего Ф. Б. Растрелли. В 1765-1796 гг. он состоял архитектором Инженерного корпуса, а так же исполнял обязанности архитектора Артиллерийского корпуса, где и преподавал гражданскую архитектуру. Работая в канцелярии Главной артиллерии и фортификации, имел чин майора. Кроме архитектурных проектов, он так же занимался инвенцией фейерверков.

К.И. Шпекле руководил строительством многочисленных зданий военного назначения в различных частях Российской Империи. В их числе казармы и военно-административные

14 Архив ВИМАИВиВС. ГАУ. Оп. 18/2. Д. 6. № 1-13. 1826 г. С. 11об., 21об.

15 Георги И.-Г. Описание Российско-Императорского столичного города Санкт-Петербурга... С. 717.

16 Военная энциклопедия. СПб., 1911-1915, Т. 17, Пг., 1914. С. 162.

17 Архив ВИМАИВиВС. Оп. ШГФ. Д. 2164. Л. 7-8.

103

В.М. Белковская, О.В. Новикова

здания, кордегардии, офицерские квартиры, мастерские, арсеналы, военные госпитали и оружейные заводы. В Петербурге непосредственно под руководством К. Шпекле был построен ансамбль Чесменского дворца, сооружены первые в России железные мосты — малые китайские в Александровском парке Царского Села, а затем в Таврическом саду и др. В 1785 г. К. Шпекле получил российское подданство, в 1793 был награжден орденом Св. Владимира за 35-летнюю безупречную службу, и скончался в Санкт-Петербурге.

Здание Старого Арсенала, возведенное в стиле раннего классицизма, восхищало современников и до начала ХХ века украшало один из центральных проспектов Санкт-Петербурга. Строил его в 1763-1769 гг. К.И. Шпекле, осуществляя проект Иоганна Дидрихштейна, а не главного архитектора Артиллерийского ведомства В.И. Баженова, как считалось ранее.

Приведенные исторические факты позволили восстановить имена архитекторов, работавших в России в XVIII веке, и расширить представление об организации строительства в эпоху Екатерины II.

Информация о статье

ББК 85.11; УДК 72.035

Авторы: Белковская, Валентина Михайловна - заведующий сектором изучения истории Мраморного дворца, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Российская Федерация, mramordvorec @ mail.ru; Новикова, Ольга Валерьевна - старший научный сотрудник сектора изучения истории Мраморного дворца, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Российская Федерация, mramordvorec@mail.ru

Название: «Арсенал здесь самый примечательный». К истории создания Старого Арсенала в Санкт-Петербурге

Аннотация: Здание Старого Арсенала на Литейном проспекте в Петербурге было возведено в середине XVIII века и просуществовало до 1929 г. В отечественной историографии в отношении архитектуры этого здания утвердилось авторство В.И. Баженова. Обнаруженные архивные документы позволили установить, что автором проекта был Иоганн Валентин Тобиас фон Дидрихштейн, работавший в Петербурге по контракту в течение трех лет, начиная с июня 1762 года. Завершил строительство Арсенала по его проекту Карл Шпекле. Исследование позволило выявить роль малоизвестных архитекторов и уточнить организацию строительства в эпоху Екатерины II.

Ключевые слова: В.И. Баженов, петербургская архитектура, Арсенал, екатерининский классицизм, Дидрихштейн, Шпекле.

Литература, использованная в статье

Военная энциклопедия. Т. 17. Петроград: Тов-во И.Д.Сытина, 1914. 382 с.

Георги, Иоанн Готлиб. Описание Российского Императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопримечательностей в окрестностях оного. Санкт-Петербург: Отпечатано при Императорском Шляхетном Сухопутном Кадетском корпусе, 1794. 528 с.

Грабарь, Игорь Эмманиулович. История русского искусства. Т. 3. Москва: Издание Кнебель, [1912]. 584 с.

Дмитриев, В.В. Карл Шпекле - архитектор инженерного корпуса (II пол. XVIII века) // Петербургские чтения 1998-1999. Санкт-Петербург: Изд-во «Петербургский институт печати», 1999. С. 57-61. Екатерининский Петербург глазами иностранцев: неизданные письма 1770-х годов. Санкт-Петербург: Паритет, 2013. 288 с.

Камер-фурьерский журнал за 1769 г. Санкт-Петербург: Тип. Департамента Уделов, 1857. 267 с. Маковская, Лилия Константиновна. Хранители Достопамятного зала. // Военное прошлое государства Российского: утраченное и сохраненное: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть 1. Санкт-Петербург: Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, 2006. С. 60-71.

Форсия де Пилес, Альфонсо. Прогулки по Петербургу Екатерины Великой. Записки французского путешественника / Пер. А.Н. Спащанского. Санкт-Петербург: Паритет, 2014. 384 с.

104

«Арсенал здесь самый примечательный»...

Information about the article

Authors: Belkovskaya, Valentina Mikhailovna - the Head of the Department for the Study of the History of the Marble Palace at the State Russian Museum, St. Petersburg, Russian Federation, mramordvorec@mail.ru; Novikova, Olga Valeryevna - Senior Research Fellow at the Department for the Study of the History of the Marble Palace, State Russian Museum, St. Petersburg, Russian Federation, mramordvorec@mail.ru

Title: «The Armory is the Most Remarkable Here». To the History of the Old Armory Building in St. Petersburg.

Summary: The Old Armory building on Liteiny Prospect was erected in the middle of the 18th century and stood until 1929. In the annals of Russian architecture, Vasily Bazhenov was credited with the design of the facility. Documents found in an archive have allowed us to determine that the architect was in fact Johann Valentine Tobias von Didrichstein. He worked in St. Petersburg on a three-year contract beginning in 1762. Karl Spekle saw the construction through to completion based on von Dietrichstein’s plans. This research helped to uncover the role of little-known architects and how construction was organized in the era of Catherine the Great.

Keywords: Vasily Bazhenov, St. Petersburg architecture, Arsenal, Catherine Classicism, Didrichstein, Spekle.

References

Dmitriev, V.V. Karl Shpekle - arkhitektor inzhenernogo korpusa (II pol. XVIII veka) [Carl Spekle - the Architect of the Engineers Corps (the 2nd half of the 18th c.)], in Peterburgskie chteniia 1998-1999 [Saint Petersburg Readings 1998-1999] Saint Petersburg: Peterburgskii institut pechati Publ. 1999. P. 57-61. Ekaterininskii Peterburg glazami inostrantsev: neizdannye pis’ma 1770-kh godov [Petersburg of Catherine by the eyes of foreigners: unpublished letters of 1770s]. Saint Petersburg: Paritet Publ., 2013. 288 p. Forssia de Piles. Progulki po Peterburgu Ekateriny Velikoi. Zapiski frantsuzskogo puteshestvennika [Fortia de Piles. Walking around St. Petersburg of Catherine the Great. Notes of the French traveler]. A.N. Spashchanskii (tr.). Saint Petersburg: Paritet Publ., 2014. 384 p.

Georgi, Johann Gohtlieb. Opisanie Rossiiskogo Imperatorskogo stolichnogo goroda Saint Petersburga i dostoprimechatel’nostei v okrestnostiakh onogo [Description of the Russian Imperial Capital City of St. Petersburg and attractions in the vicinity]. Saint Petersburg: Imperatorskii Shliakhetnyi Sukhoputnyi Kadetskii korpus Publ., 1794. 528 p.

Grabar’, Igor’ Emmaniulovich. Istoriya russkogo iskusstva [The History of Russian Art]. Vol. 3. Moscow: Knebel’ Publ., [1912]. 584 p.

Kamer-furyerskii zhurnal za 1769 g. [The Kammerfurier Journal of 1769]. Saint Peterburg: Tipografiia Departamenta Udelov Publ., 1857. 267 p.

Makovskaya, Liliya Konstantinovna. Khraniteli Dostopamiatnogo zala [The Keepers of Memorable hall], in Voennoe proshloe gosudarstva Rossiiskogo: utrachennoe i sokhranennoe. [The Military history of the Russian state: the lost and the saved]. Part 1. Saint Petersburg: Voenno-istoricheskii muzei artillerii, inzhe-nernykh voisk i voisk svyazi Publ., 2006. P. 60-71.

Voennaya entsiklopediya [Military Encyclopedia], Vol. 17. Petrograd: Tovarischestvo I.D. Sytina Publ., 1914. 382 p.

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.