Научная статья на тему 'Архитектурная типология высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры крупнейшего города'

Архитектурная типология высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры крупнейшего города Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
601
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Колесников С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектурная типология высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры крупнейшего города»

МГСУ

АРХИТЕКТУРНАЯ ТИПОЛОГИЯ ВЫСОКОУРБАНИЗИРОВАННЫХ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ УЗЛОВ ГОРОДСКОЙ СТРУКТУРЫ КРУПНЕЙШЕГО ГОРОДА

С. А. Колесников

Эволюционное развитие городов диктует необходимость расширения нового взгляда на реконструкцию сложившихся и функционирующих территорий и узлов градостроительной структуры. Современные процессы развития городов и их функционально-нагруженных узлов сталкивают архитекторов с новыми, еще не в полной мере изученными задачами.

В постсоветских городах, растянутых по территории, сложились неэффективные планировка и функционально-планировочная структура. В настоящий период смены социально-экономической концепции общества и перехода к рыночным отношениям в качестве основного экономического критерия эффективности градостроительных решений выступает стоимость земли, то есть вступает в силу фактор земельной ренты. Таким образом, необходимо пересматривать многие принципы градостроительного проектирования с точки зрения более рационального экономичного использования ценных земельных ресурсов. Градостроители обращаются к проблеме поисков новых эффективных компоновочных решений с учетом «третьего измерения», то есть «вертикальной составляющей» пространственного развития. Самара, как один из наиболее успешных в экономическом отношении крупнейших городов России, также нуждается в разработке подобных градостроительных стратегий, поскольку очевидно, что единственным способом градостроительного проектирования в городах на долгие годы станут реконструкция и «доформирование» - уплотнение сложившейся городской застройки.

Еще одной немаловажной проблемой является отсутствие социально-пространственного, функционального, градоэкономического регулирования при проектировании и застройке территорий, складывающихся стихийно высокоурбанизированных (переуплотненных) узлов.

Исследования эффективности городской планировки до последнего времени проводились по следующим направлениям: подземная урбанистика, взаимодействие структурно-функциональных зон города, анализ градостроительной системы и городской среды, касающийся узлов городской структуры, теоретические и практические вопросы анализа общественных пространств. Однако следует отметить, что работы в этих областях имели в основном направление на специализированные исследования более частных вопросов, в то время как комплексная оценка высокоурбанизированного узла, его обобщенное описание в научной литературе не получили еще достаточного освещения.

Высокоурбанизированный многофункциональный узел городской структуры (далее ВМУГС) - центр социальной активности, включающий в себя здания, сооружения, транспортные устройства и открытые пространства, в котором пересекаются, начинаются и заканчиваются потоки движения людей с целью получить в этом пространстве концентрированный максимум товаров и услуг, информации при минимальных затратах времени.

3/2008_МГСУТНИК

Комплексный анализ отечественного и международного опыта, а также конкретный анализ ситуаций потенциальных ВМУГС города Самары выявил ряд оснований для составления архитектурной типологии ВМУГС крупнейших постсоветских городов.

В основу архитектурной типологии ВМУГС предлагается положить следующие признаки: социально-экономические, композиционно-градостроительные, функциональные и конструктивно-планировочные.

1.Социально-экономические признаки ВМУГС

Эффективность использования территории.

Использование территории, при котором соблюдаются все принципы высокоурбанизированного применения территории (коэффициент использования территории) (задействования подземного пространства, максимально возможная этажность, наличие высокоразвитой транспортно-коммуникационной системы (социальный каркас), развитая система благоустройства и рекреационных зон), называется эффективным.

При анализе использования территории ВМУГС предлагается вести подсчет рейтинга посредством ввода ряда характеризующих коэффициентов.

Наращивание доходных функций.

Процесс, при котором строительство и эволюционное развитие узла происходят с изучением анализа потребительского спроса, качественных характеристик потребителей, современных тенденций предоставления услуг, с возможностью структурно-функциональной и конструктивной трансформации, называется, процессом наращивания доходных функций.

При анализе возможности наращивания доходных функций ВМУГС предлагается ввести ряд типологических характеристик этого процесса.

• Универсальность конструктивной системы

Свойство конструктивной системы, при котором создается возможность безболезненно для функциональных процессов и с минимальными временными и технологическими затратами модифицировать (добавлять или убирать) структурно-функциональные блоки в любом месте сооружения. Данное свойство создает возможности для физического наращивания доходных функций за счет увеличения площади всего пространства.

• Универсальность пространства.

Свойство пространства, при котором создается возможность изменения площади и конфигурации функциональных блоков, называется универсальным. Универсальность достигается за счет применения конструктивных систем позволяющих свести к минимуму площадь несущих конструкций (каркасные системы). Данное свойство создает возможности для физической перекомпоновки функциональных блоков, не изменяя площади всего пространства.

• Увеличение функциональной насыщенности.

• Наличие резервных территорий.

Наращивание доходных функций неотъемлемо связано с наращиванием площади функционального пространства узла, поэтому наличие резервных территорий естественным образом приводит и продиктовано наращиванием доходных функций. Данное свойство создает возможности для физического наращивания доходных функций за счет увеличения площади всего пространства.

Способ привлечения инвестиций.

Индивидуальные характеристики участников финансирования называются типами привлечения инвестиций.

• Частные инвесторы.

• Государственные инвестиции.

• Смешанные инвестиционные компании.

• Количество инвесторов

2.Композиционно-градостроительные признаки

Общегородская доминанта

Исследуемый узел является общегородской доминантой пространственной структуры города, центральным функциональным и коммуникационным узлом, организующим и связывающим основные общественные потоки, пространственной связью - основным шарниром между планировочными районами города, композиционным акцентом основных городских перспектив и панорам. Узел обладает ярко выраженной вертикальной развитостью выраженной одной или блоком вертикальных башен - доминант и подземными уровнями, пространственно-композиционная структура узла представлена в основном в виде локального пучка, оснащен многоуровневым транспортно-переса-дочным узлом, позволяющим разделить транспортные и пешеходные транзиты, имеет выгодное территориально-функциональное положение, работающее на перспективы и панорамы города, что позволяет присвоить исследуемому узлу статус общегородской доминанты.

Локальный акцент

Зона социальной активности, обладающая высокой функциональной загруженностью и транспортно-пересадочным узлом. Локальный акцент является узловым элементом коммуникационного и функционального каркасов города, удовлетворяющим потребности жителей района, в котором он расположен. Узел располагается на территории всего города, являясь центром квартала или района. Локальный акцент обладает активной композиционной и пространственной выразительностью в системе окружающей его застройки.

Скрытый элемент подземной урбанистики

Центр социальной активности, обладающий ярко выраженным использованием подземного пространства, высокой функциональной загруженностью и развитым транспортно-пересадочным узлом. Узел является ключевым звеном транспортно-ком-муникационного каркаса. В композиционно-пространственном аспекте скрытый элемент подземной урбанистики играет активную роль в формировании открытых пространств за счет спуска функциональных процессов в подземные уровни.

3.Функциональные признаки

Основные структурообразующие функции:

В результате эволюционного развития какой либо функции (вокзалы, офисно-дело-вые центры, зрелищные и досуговые центры, торговые центры, транспортно-пересадоч-ные узлы) происходит функциональное и территориальное развитие комплекса с наращиванием функций и транспортно-коммуникационной инфраструктуры, что приводит к возникновению более крупных градостроительных систем - высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры.

Преимущественные сочетания общегородских функций (транспортно-администра-тивный, культурно-транспортный, торгово-транспортный, культурно-торговый, административно-торговый, культурно-административный, транспортно-торгово-админист-ративный, транспортно-культурно-административный, транспортно-культурно-торго-вый, транспортно-торгово-культурно-административный).

3/2008_МГСУТНИК

Тип пропуска транспортных и пешеходных потоков (в одном уровне, многоуровневый).

Характер пропуска пешеходных потоков:

Транзитный. Система пропуска пешеходных потоков через ВМУГС, при которой структурно-функциональная система исследуемого узла организуется, как сопутствующая и соподчиненная направлениям основных пешеходных транзитов, называется транзитной.

Целевой. Система пропуска пешеходных потоков через ВМУГС, при которой структурно-функциональная система исследуемого узла организуется, как структурообразующая для основных пешеходных транзитов, называется целевой.

Характер пропуска транспортных потоков:

Транзитный. Система пропуска транспортных потоков через ВМУГС, при которой структурно-функциональная система исследуемого узла организуется, как соподчиненная основным транспортно-коммуникационным транзитам, называется транзитной.

Транспортно-коммуникационный пересадочный узел. Система транспортных потоков, при которой основные коммуникационные транзиты образуют транспортно-переса-дочный узел, который является структурообразующим или на равных правах интегрируется в структурно-функциональную конструкцию ВМУГС, называется транспортно-коммуникационным пересадочным узлом.

Характер транспортных связей (линейный узел, крестообразный перекресток, окруженный магистралями «остров», т-образный перекресток).

4.Конструктивно-планировочные признаки определяются для ВМУГС в зависимости от характера коммуникаций:

«Остров»

Исследуемый узел является «островом» пространственной структуры города -функционально-композиционный островной сгусток, расположенный в пределах пересечения транспортных магистралей. Узел оснащен многоуровневым транспортно-пере-садочным узлом, позволяющим разделить транспортные и пешеходные транзиты, характер композиции основан на контрасте с окружающей застройкой с преобладающим вертикальным развитием и расстановкой композиционных доминант в узловых точках.

«Тоннель»

Исследуемый узел является «тоннелем» пространственной структуры города -функционально-композиционный линейный сгусток, расположенный на основных транзитных коммуникационных участках городского пространства, обладающий функцией коммуникационного узла. Узел оснащен многоуровневым транспортно-пересадоч-ным узлом, позволяющим разделить транспортные и пешеходные транзиты. Характер композиции сдержан, поскольку «тоннель» является связующим звеном между пространственно-коммуникационными узлами планировочной структуры города.

«Пучок»

Исследуемый узел является «пучком» пространственной структуры города - функционально-композиционный сгусток, связующее звено между функционально-планировочными районами, обладающий функцией коммуникационного узла. Узел оснащен многоуровневым транспортно-пересадочным узлом, позволяющим разделить транспортные и пешеходные транзиты. Характер композиции основан на контрасте с окружающей застройкой с преобладающим вертикальным развитием, пространственно-композиционная структура узла - в виде кисти, объединяющей несколько направлений.

«Коридор»

Исследуемый узел является интегрированным «путем» или «коридором» пространственной структуры города - функционально-композиционный линейный сгусток в теле структурно-функционального района, обладающий функцией коммуникационного узла. Узел оснащен многоуровневым транспортно-пересадочным узлом, позволяющим разделить транспортные и пешеходные транзиты, и является интегрированной функционально-композиционной структурой в пространство планировочного района, поэтому композиционная структура представляет собой пространственный путь сквозь тело планировочного района. Пространственно-композиционная структура узла представлена в виде линейной структуры. Такой набор функционально-пространственных характеристик позволяет присвоить рассматриваемому узлу статус - интегрированный «путь» или «коридор».

Построенные на основе нескольких типологий градостроительные матрицы дают основания для выбора типа и класса ВМУГС с целью его дальнейшей ясной стратегии реконструкции.

Результаты типологического исследования в виде типологий и классификаций, представленных в табличной форме, необходимы для начальной стадии проектирования и реконструкции ВМУГС, когда принимаются стратегические направления реорганизации пространства.

Литература

1. Колесников, С.А. Архитектурная типология высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры крупнейшего города [Текст] : автореф... дис. канд. архитектуры: 18.00.02 / С.А. Колесников; Нижегородский архитектурный институт. - Н.-Н., 2006. - 28 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.