Научная статья на тему 'Градо-экологический прогноз развития высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры крупнейших российских городов'

Градо-экологический прогноз развития высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры крупнейших российских городов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
558
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
УРБАНИЗАЦИЯ / URBANIZATION / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ УЗЛЫ / MULTIFUNCTIONAL JUNCTIONS / ГОРОДСКАЯ СТРУКТУРА / URBAN STRUCTURE / КРУПНЕЙШИЕ ГОРОДА / THE LARGEST CITIES / СТРУКТУРООБРАЗУЮЩИЕ ФУНКЦИИ / STRUCTURE FORMING FUNCTIONS / ГРАДО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ / URBAN ENVIRONMENTAL PREDICTION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Колесников Сергей Анатольевич

Дан анализ функционального, пространственного, градостроительного и экологического преобразования высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры (ВМУГС) крупнейших городов. Исследование строится на сравнении анализа планировочной структуры крупных и крупнейших российских городов. Дана характеристика современного состояния ВМУГС на основе структурообразующих функций. Предложен градо-экологический прогноз развития ВМУГС на ближайшую перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Колесников Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

City-ecological perspectives of the development of high urbanized multifunctional centers of the largest Russian cities

This article presents some results of the author’s dissertation research dedicated to formation of an architectural typology of high urbanized multifunctional units of urban structure of the largest cities (further HUMUUS) as centers of social activity, which include buildings, constructions, transportation equipment and open spaces, where human flows transpose, start and end with the purpose of bringing into this space a concentrated maximum of goods, services and information with minimum time expenditures. This article draws attention to the development analysis of the structure-forming functions of HUMUUS and their town planning and environmental impact on the surrounding area. The study of planning structures of the largest Russian cities (Samara, Kazan, Nizhny Novgorod) made it possible to identify a number of main objects, in which structure-forming functions of HUMUUS are materialized: railroad complex (historically formed, developed, dominated, system-wide road junction), transport interchange hub (providing intraurban messages), public office and business centers, leisure and entertainment centers, shopping centers. Basing on researches of Russian and foreign experience, it is possible to predict with full confidence the following trends and streams of environmental and urban development of HUMUUS in the near-term perspective: Strengthening of the environmental and urban frame by network evolution of HUMUUS; Inclusion of green areas of HUMUUS in the system of citywide green areas; Increment of the interest of the investors to the public road junction for the purpose of reorganization of them to full HUMUUS with all characteristics of high-urbanized and environmental and urban reorganization (separation of traffic and pedestrian flows, maximum capacity, multiple-level system, multifunctional, increase in landscaped green space, reconstruction of engineering systems and communications, the use of modern ecological building designs and finishing materials); Preferential development of the intracity HUMUUS with all the characteristics of intensification of using space (reduction in area of transporting communication with the help of multilevel junction, increment of a number of stories in a building, the use of the levels of the underground space, mechanization of horizontal communication, release of the territory for planting, use of intelligent eco-stabilizing systems of control and management of functioning HUMUUS); Development of the territorial growth trends of HUMUUS with reconstruction of the functional processes and environmental settings in joint junction area; Emphasis of landscape and recreational areas development; Strengthening the role of creation of living environment and planting in the existing urban planning and functional HUMUUS.

Текст научной работы на тему «Градо-экологический прогноз развития высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры крупнейших российских городов»

УЕБТЫНС

мвви

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. РЕКОНСТРУКЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ

УДК 711.432

С.А. Колесников

ФГБОУВПО «СГАСУ»

ГРАДО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОУРБАНИЗИРОВАННЫХ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ УЗЛОВ ГОРОДСКОЙ СТРУКТУРЫ КРУПНЕЙШИХ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ

Дан анализ функционального, пространственного, градостроительного и экологического преобразования высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры (ВМУГС) крупнейших городов. Исследование строится на сравнении анализа планировочной структуры крупных и крупнейших российских городов. Дана характеристика современного состояния ВМУГС на основе структурообразующих функций. Предложен градо-экологический прогноз развития ВМУГС на ближайшую перспективу.

Ключевые слова: урбанизация, многофункциональные узлы, городская структура, крупнейшие города, структурообразующие функции, градо-экологиче-ский прогноз.

В статье приведены результаты диссертационного исследования автора, посвященного изучению принципов формирования и функционирования высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры крупнейших городов (ВМУГС) [1].

Развитие транспортного, функционально-, композиционно-пространственного каркасов современных крупных и крупнейших российских городов происходит в принципиальной связи с функционированием и развитием многофункциональных узлов с различной структурообразующей функцией. Эволюционный этап развития городской структуры влияет на урбанизирован-ность ее узлов.

Ряд отечественных и зарубежных работ включает в себя исследования, посвященные поиску путей градо-экологического и функционально-пространственного развития современного города [2—12].

В данной работе под понятием градо-экологический каркас понимается комплексная структура, базирующаяся на включении многофункциональных высокоурбанизированных узлов в ландшафтно-экологический каркас города. Обе системы находятся в постоянном взаимодействии и оказывают друг на друга взаимное влияние. Формирование градо-экологических регламентов развития ВМУГС строится на градо-экологическом прогнозе взаимодействия ВМУГС с ландшафтно-экологическим каркасом города.

Для создания комплексного градо-экологического прогноза необходим обобщенный анализ всех факторов типологической классификации ВМУГС.

Исследование содержит отечественный и зарубежный опыт. В основу данной работы положен анализ структурообразующих функций ВМУГС и их градо-экологического влияния на окружающую территорию. Изучение планировочных структур крупнейших российских городов (Самара, Казань, Нижний Новгород) позволили выделить ряд основных объектов, в которых материализуются структурообразующие ВМУГС функции: вокзальные комплексы (исторически сложившиеся, развитые, доминантные, общесистемные транспортные узлы), транспортно-пересадочные узлы (обеспечивающие внутригородские сообщения), общественные офисно-деловые центры, центры досуга и развлечений, торговые центры [1, 6, 13].

ВМУГС на основе вокзалов. Выявлена тенденция функционального уплотнения вокзальных комплексов и усиления значения транспортно-пересадоч-ных узлов в их структуре. В условиях структурного функционально-пространственного роста крупнейших российских городов вокзалы играют роль транспортно-пересадочных узлов, выступая в качестве ведущих межгородских и внутригородских коммуникационных и композиционно-пространственных доминант, олицетворяющих аутентичный образ города.

Узлы на основе вокзальных комплексов играют серьезную роль в структуре градо-экологического каркаса города: они содержат крупные участки озелененной и благоустроенной территории. Открытые пространства в структуре привокзальных площадей включают развитую сеть системы благоустройства (озеленение и обводнение), городские парки, скверы, спортивные сооружения.

Устойчивой тенденцией развития вокзальных комплексов является активное использование подземного пространства. В подземных уровнях размещаются складские помещения, парковки, торговые павильоны, уровни для пересадки с одного маршрута или вида транспорта на другой, что позволяет высвобождать территорию в уровне земли для размещения элементов благоустройства и озеленения.

ВМУГС на основе транспортно-пересадочныхузлов. Выявлена тенденция формирования ВМУГС на основе транспортно-пересадочных узлов, обеспечивающих внутригородские сообщения.

Принципиальными аспектами раздельного рассмотрения отдельных транспортно-пересадочных узлов в структуре транспортного каркаса города и транспортно-пересадочных узлов, находящихся в структуре вокзальных комплексов, являются их функционально-пространственный масштаб, градостроительное значение, композиционно-пространственная уникальность [4].

Формирование ВМУГС происходит путем взаимосвязанного поступательного роста функционально-пространственных блоков на резервных территориях в структуре транспортно-пересадочных узлов и последующего интегрирования их в единый комплекс.

Функциональное развитие узла осуществляется благодаря расширению существующих (базовых) и образованию дополнительных (сопутствующих) функций, доминирующей из которых является торговая. Менее интенсивно развиваются функции культуры, развлечений, рекреации и деловая функция.

Пространственное развитие узла включает в себя использование подземных уровней, в которых организуется сопутствующая торговля, пересадка пас-

сажиров и пропуск пешеходных транзитов. Прилегающие территории получают возможность развивать озелененные пространства, улучшая экологическую ситуацию и снижая психоэмоциональную нагрузку.

Являясь связующими звеньями транспортного каркаса города, транспор-тно-пересадочные узлы обеспечивают оптимальный пропуск транспортных и пешеходных потоков, что создает более благоприятный социально-экологический фон [8, 14].

В виде связующих звеньев планировочного каркаса города, транспортно-пересадочные узлы в ходе своего развития дополняются эколого-стабилизи-рующими элементами — скверами, водными устройствами, локальным озеленением. Это является важнейшей составляющей процесса формирования экологического каркаса города.

ВМУГС на основе общественных офисных и деловых центров. Выявлена тенденция формирования ВМУГС на основе общественных офисных и деловых центров менее очевидными темпами. Это объясняется спецификой их территориально-пространственного расположения в планировочной структуре города (преимущественно в центральных и исторических районах), что накладывает серьезные ограничения на рост площади застройки. Вследствие этого, ВМУГС на основе общественных офисных и деловых центров в центральных зонах города формируют систему диффузно расположенных, локальных ядер. Однако растущие потребности в развитии деловой инфраструктуры все же провоцируют рост этих узлов, преимущественно в структуре транспортно-коммуникационного каркаса.

Опыт использования подземного пространства позволяет сделать ряд выводов:

80 % строящихся офисно-деловых центров используют подземное пространство;

15 % — имеют пешеходные связи через подземные уровни с транспортно-пересадочными узлами;

5 % — связаны через подземные уровни со станциями метрополитена;

95 % исследуемых объектов используют пространство под зданием в уровне земли для организации парковок, подъездов, загрузочных;

10 % — имеют от трех до пяти подземных уровней;

основным функциональным процессом при эксплуатации подземного пространства является организация парковок--50... 80 %;

в верхних уровнях подземного пространства располагаются торговые 20...30 % и складские 10.. .40 % помещения;

использование подземного пространства связано с территориальным расположением офис-

но-делового центра в струкгуре носительно территориального расположения в города (рис). структуре города: А — центральная часть города;

Использование подземного б—срединные зоны города; В — периферийные пространства офисно-деловы- зоны города; Г — зоны удаленной периферии

-

II - Мп , f if tog-

ггт^-л

Пространственная структура ВМУГС от-

ми комплексами Москвы и Санкт-Петербурга носит более интенсивный характер — увеличивается количество подземных уровней; подземные уровни включают в себя коммуникационные блоки транспортно-пересадочных узлов и позволяют обеспечивать пересадку пассажиров и прямой доступ к функциональным блокам офисно-делового центра.

В градо-экологическом аспекте возникновение переуплотненных центров притяжения в виде офисно-деловых комплексов без создания специальных условий организации комфортного экологического фона (подземные паркинги, озелененные территории) создает ряд проблем: отсутствие озелененных пространств и мест отдыха, затруднение транзитного движения транспорта и пешеходов, и, как следствие — увеличение загрязненности атмосферы.

ВМУГС на основе общественных офисных и деловых центров получают быстрое и эффективное в инвестиционном плане развитие. В результате снижения промышленного производства, переноса его в существующие или вновь формирующиеся промышленные районы, расположенные в периферийных зонах города, изменения направления деятельности, активного приобретения промышленных предприятий частными инвесторами расширяются возможности активной реконструкции таких узлов с изменением их функционально-пространственной структуры, технологического и транс-портно-коммуникационного преобразования в ВМУГС. Подобные действия носят кардинально положительный характер воздействия на градо-экологи-ческую ситуацию в городе, так как реорганизуемые территории насыщаются современными инженерными коммуникациями, производится реновация и рекультивация среды.

ВМУГС на основе центров досуга и развлечений. Выявлена тенденция формирования ВМУГС на основе центров досуга и развлечений: активно развиваются сопутствующая функция торговли, транспортно-коммуникаци-онная инфраструктура, ландшафтно-рекреационные составляющие — происходит постоянное увеличение функциональной насыщенности узла.

В целом это укрепляет градо-экологический статус центров досуга и развлечений, а реконструируемые и вновь возникающие инфраструктурные и рекреационные территории включаются в транспортный и рекреационный каркас города.

Развитие подземного пространства происходит менее интенсивно.

ВМУГС на основе торговых центров. Выявлена тенденция формирования ВМУГС на основе торговых центров: активный рост подобных узлов — тенденция только последнего десятилетия в России. Между тем, крупнейшие торговые комплексы формируют вокруг себя высокоурбанизированную инфраструктуру с использованием подземного пространства, развитой транспортной сетью, пешеходными коммуникациями, которые могут быть решены как многоуровневые функционально-коммуникационные пространства с развитой палитрой сопутствующих развлекательных, рекреационных и деловых функций.

Развитие ВМУГС на основе торговых центров сопровождается расширением рекреационно-развлекательных пространств с развитой системой озеленения, обводнения, что в результате несет высокий экологический эффект, наполняя экологический каркас города.

Изучение эволюции высокоурбанизированных многофункциональных центров российских городов, а также международного опыта (вопросы появления и развития высокоурбанизированных многофункциональных образований за рубежом появляются и решаются, начиная с 1960-х гг. [7]), позволяют с определенной уверенностью прогнозировать следующие тенденции и направления эколого-градостроительного развития ВМУГС крупнейших российских городов на ближайшую перспективу:

усиление градо-экологического каркаса города посредством развития сети ВМУГС [8];

включение озелененных территорий ВМУГС в систему общегородских озелененных пространств [15];

привлечение внимания инвесторов к транспортно-пересадочным узлам с последующим их преобразованием в ВМУГС с соответствующими признаками высокоурбанизированной и эколого-градостроительной реорганизации. Повышение эффективности основной функции — пересадка пассажиров, максимальная пропускная способность, разделение пешеходных и транспортных потоков, многоуровневость, многофункциональность, увеличение благоустроенных озелененных пространств, реконструкция инженерных систем и коммуникаций, использование современных экологических строительных конструкций и отделочных материалов;

первоочередное развитие ВМУГС со всеми признаками интенсификации использования пространства (уменьшение площади транспортных коммуникаций при помощи многоуровневых развязок, создание и эксплуатация уровней подземного пространства, увеличение этажности зданий, механизация и автоматизация оборудования горизонтальных коммуникаций, высвобождение территории под озеленение, применение интеллектуальных эколого-стабилизиру-ющих систем контроля и управления функционированием ВМУГС) [9—11];

расширение и развитие процессов территориально-пространственного роста ВМУГС, реконструкции функциональных процессов и экологического фона в прилегающих к узлу зонах [16];

акцентирование развития ландшафтно-рекреационных зон [12]; усиление роли благоустройства и озеленения в сложившихся градостро-ительно и функционально ВМУГС;

максимальное включение ВМУГС в систему соответствия стандартам «зеленого» строительства, так как ВМУГС являются лидерами в области прогрессивных технологий, а инвесторов все больше интересует вопрос энергосбережения и экологической эффективности зданий и сооружений [17].

Обозначенные классификационные признаки и методы работы с ВМГУС позволяют архитекторам вычленять в планировочной структуре города звенья реверсивного характера, к которым отнесены ВМУГС на основе транспор-тно-пересадочных узлов, структурно-функциональных комплексов вокзалов различной функциональной направленности, офисных и деловых центров, торговых центров и объектов досуга и развлечений. Такой подход способен обеспечить приращение планировочного каркаса эколого-рекреационными образованиями, а также прогнозировать эколого-градостроительное развитие ВМУГС крупнейшего российского города на ближайшую перспективу.

Материалы исследования в совокупности с мониторингом реализации генеральных планов городов могут усовершенствовать региональные градостроительные нормативы в части проектирования и развития общественно-деловых зон, объектов общественного назначения, транспортно-пересадоч-ных узлов, а также усовершенствовать охрану окружающей среды.

Библиографический список

1. Колесников С.А. Архитектурная типология высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры крупнейшего города // Вестник МГСУ 2008. № 3. С. 4—8.

2. Rentziou A., Gkritza K., Milioti C., Karlaftis M.G. Urban road pricing: modeling public acceptance // Journal of the urban planning and development, ASCE. 2010. Vol. 137. No. 1. Pp. 56—64.

3. Fischer J.M., Amekudzi A. Quality of life, sustainable civil infrastructure, and sustainable development: strategically expanding choice // Journal of the urban planning and development, ASCE. 2010. Vol. 137. No. 1. Pp. 39—48.

4. Yuan C.W., Chen L., Zhang J.F. Sharing rates model of different traffic ways in urban comprehensive passenger hub // Chang'an daxue xuebao (ziran kexue ban) journal of chang'an university (natural science edition). 2010. Vol. 30. No. 3. Pp. 66—70.

5. Byrne D. City region 2020: integrated planning for a sustainable environment — Joe Ravetz; earthscan, London, 2000, pp. 307+XII, & 19.95 paperback // FUTURES. 2002. Vol. 34. No. 2. Pp. 215—218.

6. Гельфонд А.Л. Архитектурно-типологическое формирование деловых центров Лондона на современном этапе // Приволжский научный журнал. 2007. № 2. С. 58—66.

7. Цайдлер Э. Многофункциональная архитектура / пер. с англ. А.Ю. Бочаровой ; под ред. И.Р. Федосеевой. М. : Стройиздат, 1988. 151 c.

8. Власов Д.Н. Региональные транспортно-пересадочные узлы и их планировочное решение (на примере г. Мацумото, Япония) // Вестник МГСУ 2013. № 6. С. 21—28.

9. Беляев В.Л. Планирование градостроительного освоения подземного пространства г. Москвы // Вестник МГСУ. 2013. № 1. С. 35—46.

10. Касьянов В.Ф., Табаков Н.А. Опыт зарубежных стран в области реконструкции городской застройки // Вестник МГСУ 2011. № 8. С. 21—27.

11. Касьянов В.Ф., Ляпин А.В., Чернышева О.И. Экологическая реконструкция городской застройки // Вестник МГСУ 2011. № 8. С. 50—57.

12. Каракова Т.В. Концепция комплексной программы «Средовой кадастр города» // Вестник МГСУ. 2009. № 3. С. 42—46.

13. Гельфонд А.Л. Исторический центр города как многофункциональная структура // Известия высших учебных заведений. Строительство. 2005. № 9. С. 81—83.

14. Kerner B.S., Daimler A.G. Optimum principle for calculating the minimum probability of congestion // Traffic engineering and control. 2011. Vol. 52. No. 9. Pp. 380— 386.

15. ДуцевМ.В. Архитектурно-художественное формирование открытых городских пространств (на примере европейских городов) // Архитектон: известия вузов. 2012. № 40. С. 28—40.

16. Ахмедова Е.А. Современный генеральный план города и возможности его реализации в условиях рынка // Промышленное и гражданское строительство. 2010. № 8. С. 6—10.

17. «Зеленые» стандарты в строительстве // Центр экологической сертификации — «Зеленые стандарты». Режим доступа: http://www.greenstand.ru/watch/stroy. html. Дата обращения: 09.12.2014.

Поступила в редакцию в апреле 2014 г.

Об авторе: Колесников Сергей Анатольевич — кандидат архитектуры, доцент, заведующий кафедрой начертательной геометрии и архитектурной графики,

Самарский государственный архитектурно-строительный университет (ФГБОУ ВПО «СГАСУ»), 443001, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 194, ipers@mail.ru.

Для цитирования: Колесников С.А. Градо-экологический прогноз развития высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры крупнейших российских городов // Вестник МГСУ 2015. № 1. С. 7—15.

S.A. Kolesnikov

CITY-ECOLOGICAL PERSPECTIVES OF THE DEVELOPMENT OF HIGH URBANIZED

MULTIFUNCTIONAL CENTERS OF THE LARGEST RUSSIAN CITIES

This article presents some results of the author's dissertation research dedicated to formation of an architectural typology of high urbanized multifunctional units of urban structure of the largest cities (further HUMUUS) as centers of social activity, which include buildings, constructions, transportation equipment and open spaces, where human flows transpose, start and end with the purpose of bringing into this space a concentrated maximum of goods, services and information with minimum time expenditures.

This article draws attention to the development analysis of the structure-forming functions of HUMUUS and their town planning and environmental impact on the surrounding area.

The study of planning structures of the largest Russian cities (Samara, Kazan, Nizh-ny Novgorod) made it possible to identify a number of main objects, in which structure-forming functions of HUMUUS are materialized: railroad complex (historically formed, developed, dominated, system-wide road junction), transport interchange hub (providing intraurban messages), public office and business centers, leisure and entertainment centers, shopping centers.

Basing on researches of Russian and foreign experience, it is possible to predict with full confidence the following trends and streams of environmental and urban development of HUMUUS in the near-term perspective:

Strengthening of the environmental and urban frame by network evolution of HU-MUUS;

Inclusion of green areas of HUMUUS in the system of citywide green areas;

Increment of the interest of the investors to the public road junction for the purpose of reorganization of them to full HUMUUS with all characteristics of high-urbanized and environmental and urban reorganization (separation of traffic and pedestrian flows, maximum capacity, multiple-level system, multifunctional, increase in landscaped green space, reconstruction of engineering systems and communications, the use of modern ecological building designs and finishing materials);

Preferential development of the intracity HUMUUS with all the characteristics of intensification of using space (reduction in area of transporting communication with the help of multilevel junction, increment of a number of stories in a building, the use of the levels of the underground space, mechanization of horizontal communication, release of the territory for planting, use of intelligent eco-stabilizing systems of control and management of functioning HUMUUS);

Development of the territorial growth trends of HUMUUS with reconstruction of the functional processes and environmental settings in joint junction area;

Emphasis of landscape and recreational areas development;

Strengthening the role of creation of living environment and planting in the existing urban planning and functional HUMUUS.

Key words: urbanization, multifunctional junctions, urban structure, the largest cities, structure forming functions, urban environmental prediction.

References

1. Kolesnikov S.A. Arkhitekturnaya tipologiya vysokourbanizirovannykh mnogo-funktsional'nykh uzlov gorodskoy struktury krupneyshego goroda [Architectural Typology of High-Urbanized Multifunction Junctions of the Urban Structure of the Largest City]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2008, no. 3, pp. 4—8. (In Russian)

2. Rentziou A., Gkritza K., Milioti C., Karlaftis M.G. Urban Road Pricing: Modeling Public Acceptance. Journal of the Urban Planning and Development, ASCE. 2010, vol. 137, no. 1, pp. 56—64. DOI: ttp://dx.doi.org/10.1061/(ASCE)UP.1943-5444.0000041.

3. Fischer J.M., Amekudzi A. Quality of Life, Sustainable Civil Infrastructure, and Sustainable Development: Strategically Expanding Choice. Journal of the Urban Planning and Development, ASCE. 2010, vol. 137, no. 1, pp. 39—48. DOI: http://dx.doi.org/10.1061/(ASCE) UP. 1943-5444.0000039.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Yuan C.W., Chen L., Zhang J.F. Sharing Rates Model of Different Traffic Ways in Urban Comprehensive Passenger Hub. Chang'an daxue xuebao (ziran kexue ban) journal of chang'an university (natural science edition). 2010, vol. 30, no. 3, pp. 66—70.

5. Byrne D. City Region 2020: Integrated Planning for a Sustainable Environment — Joe Ravetz; earthscan. London, 2000, pp. 307+XII, & 19.95 paperback. FUTURES. 2002, vol. 34, no. 2, pp. 215—218.

6. Gel'fond A.L. Arkhitekturno-tipologicheskoe formirovanie delovykh tsentrov Londona na sovremennom etape [Architectural and Typological Formation of Business Centers in London at the Present Stage]. Privolzhskiy nauchnyy zhurnal [Privolzhsky Scientific Journal]. 2007, no. 2, pp. 58—66. (In Russian)

7. Zeidler E.H. Multi-Use Architecture in the UrbaN Context. Van Norstrand Reinhold, 1st A edition,1985, 158 p.

8. Vlasov D.N. Regional'nye transportno-peresadochnye uzly i ikh planirovochnoe resh-enie (na primere g. Matsumoto, Yaponiya) [Regional Transport Interchange Hubs in Big and Medium-sized Cities of Japan]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2013, no. 6, pp. 21—28. (In Russian)

9. Belyaev V.L. Planirovanie gradostroitel'nogo osvoeniya podzemnogo prostranstva g. Moskvy [Plans for Development of the Underground Space of Moscow]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2013, no. 1, pp. 35—46. (In Russian)

10. Kas'yanov V.F., Tabakov N.A. Opyt zarubezhnykh stran v oblasti rekonstruktsii gorodskoy zastroyki [Foreign Experience in the Field of Urban Area Reconstruction]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2011, no. 8, pp. 21—27. (In Russian)

11. Kas'yanov V.F., Lyapin A.V., Chernysheva O.I. Ekologicheskaya rekonstruktsiya gorodskoy zastroyki [Ecological Reconstruction of Urban Area]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2011, no. 8, pp. 50—57. (In Russian)

12. Karakova T.V. Kontseptsiya kompleksnoy programmy «Sredovoy kadastr goroda» [The Concept of a Complex Program "Environmental Inventory of the City"]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2009, no. 3, pp. 42—46. (In Russian)

13. Gel'fond A.L. Istoricheskiy tsentr goroda kak mnogofunktsional'naya struktura [The Historic Center of the City as a Multifunctional Structure]. Izvestiya vysshikh uchebnykh za-vedeniy. Stroitel'stvo [News of Higher Educational Institutions. Construction]. 2005, no. 9, pp. 81—83. (In Russian)

14. Kerner B.S., Daimler A.G. Optimum Principle for Calculating the Minimum Probability of Congestion. Traffic Engineering and Control. 2011, vol. 52, no. 9, pp. 380—386.

15. Dutsev M.V. Arkhitekturno-khudozhestvennoe formirovanie otkrytykh gorodskikh prostranstv (na primere evropeyskikh gorodov) [Architectural and artistic formation of open

urban spaces (for example, European cities)]. Arkhitekton: izvestiya vuzov [Architecton: Proceedings of Higher Education]. 2012, no. 40, pp. 28—40. (In Russian)

16. Akhmedova E.A. Sovremennyy general'nyy plan goroda i vozmozhnosti ego realizat-sii v usloviyakh rynka [The Modern General City Plan and Its Implementation Opportunities on the Market]. Promyshlennoe i grazhdanskoe stroitel'stvo [Industrial and Civil Construction]. 2010, no. 8, pp. 6—10. (In Russian)

17. «Zelenye» standarty v stroitel>stve [«Green» Construction Standards]. Tsentr eko-logicheskoy sertifikatsii — «Zelenye standarty» [Center for Environmental Certification — «Green Standards»]. Available at: http://www.greenstand.ru/watch/stroy.html. Date of access: 09.12.2014. (In Russian)

About the author: Kolesnikov Sergey Anatol'evich — Candidate of Architecture, Associate Professor, chair, Department of Descriptive Geometry and Engineering Graphics, Samara State University of Architecture and Civil Engineering (SGASU), 194 Molodogvar-deyskaya str., Samara, 443001, Russian Federation; ipers@mail.ru.

For citation: Kolesnikov S.A. Grado-ekologicheskiy prognoz razvitiya vysokourban-izirovannykh mnogofunktsional'nykh uzlov gorodskoy struktury krupneyshikh rossiyskikh gorodov [City-Ecological Perspectives of the Development of High Urbanized Multifunctional Centers of the Largest Russian Cities]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2015, no. 1, pp. 7—15. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.