Научная статья на тему 'Антропоним как базовое средство индивидуальной и корпоративной идентификации и презентации в современной культуре'

Антропоним как базовое средство индивидуальной и корпоративной идентификации и презентации в современной культуре Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
304
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОНИМ / ВТОРИЧНЫЙ СЕМИОЗИС / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И КОРПОРАТИВНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Голованова Елена Иосифовна

В статье рассматриваются особенности расширения функций антропонима как идентификационного знака в современной культуре. Выявляются ключевые области вторичного знакообразования на основе антропонима, анализируется состав привлеченных имен и способы их трансформации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антропоним как базовое средство индивидуальной и корпоративной идентификации и презентации в современной культуре»

6. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] : в 4 т. / В. И. Даль. - М. : Русскийязык, 1989-1991.

7. Колесов, В. В. Русская ментальность в языке и тексте [Текст] / В. В. Колесов. -СПб. : Петербургское Востоковедение, 2006. - 624 с.

8. Неизвестный Владимир Иванович Даль [Текст] / сост. А. Г. Прокофьева, Г. П. Мат-виевская, В. Ю. Прокофьева, И. К. Зубова. - Оренбург : Оренбургское кн. изд-во, 2002. -480 с.

9. Степанов, Ю. С. Константы: Словарь русской культуры [Текст] / Ю. С. Степанов. - М. : Академический Проект, 2001. - 990 с.

УДК 81

Елена Иосифовна Голованова

Челябинский государственный университет

АНТРОПОНИМКАКБАЗОВОЕ СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ИКОРПОРАТИВНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ И ПРЕЗЕНТАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙКУЛЬТУРЕ

В статье рассматриваются особенности расширения функций антропонима как идентификационного знака в современной культуре. Выявляются ключевые области вторичного знакообразования на основе антропонима, анализируется состав привлеченных имен и способы их трансформации.

Ключевые слова: антропоним, вторичный семиозис, индивидуальная и корпоративная презентация, идентификация, культура.

Функционирование русского языка в современном обществе, на сломе культурных эпох, рождает мысль об изменении ряда его традиционных характеристик. Не случайно тематика многих научных конференций, семинаров, сборников научных трудов и словарей ориентирована на новое, изменяющееся, что отражено в названиях, ср.: «Изменяющийся языковой мир» (Пермь, 2001), «Новая Россия: новое в языке и науке о языке» (Екатеринбург, 2005); «Изменяющаяся Россия: новые парадигмы и новые решения в лингвистике» (Кемерово, 2006), «Новое в теории и практике лексикографии» (Иваново, 2009), «Когнитивная лингвистика: новые проблемы познания» (Москва- Рязань, 2007), «Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения» под ред. Г. Н. Скляревской (СПб., 2000).

Цель настоящей статьи - показать традиционную значимость собственного имени человека в меняющемся пространстве современной культуры.

Основная функция собственных имен - быть средством индивидуализации объектов окружающего мира. Антропоним как знак культурной и социальной идентификации человека в соответствии с антропоцентрическим принципом организации языка и культуры занимает среди них особое положение. В сегодняшнем мире, отличающемся сложностью, многомерностью, полипарадигмальностью его интерпретаций, антропоним не только сохраняет свою востребованность, но и значительно расширяет сферу своего

© Е. И. Голованова, 2012.

функционирования: наряду с прямым наименованием человека служит знаком вторичной номинации (средством вторичного семиозиса).

Начнем с использования антропонимов в языковом пространстве города - в качестве знаков идентификации и презентации предприятий и учреждений. С развитием частного предпринимательства, появлением большого числа новых торговых точек, различных фирм возникла потребность в огромном количестве собственных имен. Доля отантропони-мических названий в этом корпусе единиц составляет около 30 %. Так, например, из 1000 названий челябинских предприятий более 300 восходят к антропонимам. Это предприятия, представляющие самые разные сферы деятельности: досуг и развлечения, бытовые услуги, отдых и туризм, культура, здравоохранение, индустрия красоты, торговля одеждой, обувью, продуктами питания, мебелью, агентства недвижимости и рекламы. Нет среди предприятий, названия которых образованы от антропонимов, лишь предприятий металлургии и металлообработки, вторсырья, оборудования, электротехники, информационной поддержки, строительства, ветеринарии, транспорта, юридических и финансовых услуг.

Из полной модели антропонима в большинстве случаев востребовано личное имя (95 %), гораздо реже - фамилия. При этом в качестве источника вторичной номинации наиболее популярны женские имена (около 80 % от общего числа отантропонимических наименований): они рождают многообразие ассоциаций, связанных со сложностью интерпретации женского начала в культуре.

Исходя из того, что с античных времен женщина ассоциируется с красотой, гармонией, гибкостью, женские имена выступают традиционной моделью для обозначения салонов красоты, парикмахерских, спортивно-оздоровительных комплексов, свадебных салонов, магазинов тканей и одежды. Здесь представлены как узуальные имена («Ольга», «Светлана», «Александра», «Елена», «Надежда», «Вероника», «Юлия» и др.), так и «экзотические», восходящие 1) к именам мифологических, исторических и литературных персонажей («Диана», «Афродита», «Ариадна», «Юнона», «Ева», «Клеопатра», «Ассоль»); 2) к культурно отмеченным именам современной эпохи - именам киноактрис, певиц, женщин-политиков: «Мерилин», «Мадонна», «Фаина»); 3) к именам, имеющим иноязычный облик, связанным с устойчивыми стереотипами и образами западной, а в последнее время - и восточной культуры («Мишель», «Тиффани», «Джессика», «Жаннет», «Эвелина», «Жасмин»). Последняя группа названий - самая многочисленная и постоянно пополняющаяся.

Другая сфера использования антропонимов в современной жизни - интернет-коммуникация. Развитие системы компьютерной связи, доступность общения в чатах, локальных сетях, предполагающих регистрацию пользователя, обусловили рождение нового класса имен - персонимов, т. е. имен компьютерных пользователей (см. подробнее [1;

2]). Персоним служит средством создания имиджа для сетевого пользователя, выступая знаком его индентификации и презентации. Как правило, это неформальное, условное имя человека, созданное им самим в условиях компьютерной сферы коммуникации. С ним связаны особые номинативные стратегии и тактики, выработанные в рамках искусственной номинации.

В ономасиологическом аспекте персонимы условно делятся на две группы: именоме-трические (содержат информацию о собственном имени пользователя компьютером) и характеризующие (репрезентируют особенности его внутреннего или внешнего облика).

Важно, что в персониме сложно переплетается вымышленное и реальное, действительное и желаемое. Даже если персоним соотносится с реальным именем пользователя компьютером, это соотношение оказывается относительным: полное трехкомпонентное имя редуцируется до одного компонента (имени, реже - отчества или фамилии). При этом отчество чаще всего представлено разговорным вариантом (БапусИ, Иваныч, Ди-мыч, Egorусh); имя и фамилия часто сопрягаются с дополнительной информацией в циф-

ровом выражении: Oleg 45, Vadim 82, vladimir 1174, Muxa 2006; chumakova 77, diulin 99, Kotegova 77, nikonov474, valihanov 74.

Выбор в качестве персонима той или иной формы личного имени (полной, краткой, диминутива, экспрессива) оказывается прагматически значимым, отражает интенции адресанта: создать «отчужденный» или «приближенный» образ, показать готовность/неготовность к неформальному диалогу, предполагающему игру и свободу выражения. Ср.: ВЛАДИМИР, Владислав, Konstantin, Mishail, Nadejda; Tanya, yasha, рома, Саша; iro4ka, Lenusya, Svetik, Нюточка; aHToXa, Andruha, tanuha, timcha, КОСТА, Костян, Ксенька, Жентос, Лехан, никитон, Петруха, Санек. Условность имени подчеркивается игнорированием орфографического употребления прописных букв.

Реальное имя пользователя нередко подвергается «остранению», для чего используются различные механизмы: 1) замещение узуального имени экзотическим: @ntonio (< Антон), Alessandro (< Александр), Andrew (< Андрей), garry (< Игорь), Helga (< Ольга), K@TRIN (< Екатерина), Lori (< Лариса), Paul' (< Павел), Serghio (< Сергей); 2) усечение имени: Aleks (< Александр, Алексей), Const (< Константин), DEN (< Денис), Vic (< Виктор); 3) карнавальная переделка имени (dimko, Димитриус, Vovansiy 1), 4) перераз-ложение имени: RUS-LAN, StanisLAV, ЕВГений, aleXANDR, Alex_Under, Alex@ndro, Il Dar; 5) графическая модификация имени за счет симуляции кириллицы латиницей: -=KuPuJIJI=-, BuKTOR; использования символов: BuT@/\uft_74, $ereg@, }I(ek@, -=@ ndpюх@=-, Konst@nt!n, Maks.I.(>-<).I.; звукописи: HuKuTOZZZ, max-sSs; аббревиации: К.О.Л.Я., B.U.K.A.; игровой фонетизации имени: Пафка, Maffka.

При создании персонима мобилизуется весь наличный языковой опыт, коммуникативная и культурная компетенции автора, «высвечиваются» его ценностные ориентиры и приоритеты. Все это разнообразно эксплицируется при помощи антропонимов - в соответствии с выбором тематической области, например, политика: MAZAAVova Putin, ПУТИН; эстрада: *Laima*, noskoff, Ozzy, VinakуR; кино: filini, CHAPLIN™; театр: Шмыга; религия: Матфей; наука: COKR@T, Edison; история: **Sadam**, gor, Nicson, Донской, Гагарин, GaryBALdy, LeNiN; литература: Skott, Свифт, Rustavelli. В качестве персонима могут выступать имена литературных персонажей: Лир, alibaba, Good Win_, Ger@s1m, Romeo, Maugli, Робин Гуд, Винни Пух, Герда, KAY, BendeR, Soyer; героев мифологии: ATLANT, Klio, Афродита, s@mson, ELECTRA, GeFFesT™, Perseus, Dionis, _MoRfey_; библейские имена: eva, S@l@mon, Serafim, Kain; имена кино- и телегероев: Ogri, Kruger, Freddie, Konung, Штырлиц, Borman, ROCKY, FF Terminator, мими-но, KamensSKaya.

Весьма любопытно для лингвистического изучения использование антропонима как элемента персонального электронного адреса, который входит в число актуальных для современного человека символов его социальной активности, составляет семиотическое окружение личности.

Наибольшую значимость при создании электронных адресов имеет фамилия пользователя, менее востребовано личное имя, отчество задействуется в ограниченном числе моделей. Нами выявлены три типа антропонимических структур, получающих реализацию в левой (переменной) части электронного адреса: одно-, двух- и трехкомпонентные обозначения.

В группе однокомпонентных моделей самой востребованной является модель, представленная фамилией в полной форме, модель сокращения родового имени (обычно в результате усечения) используется реже. Подобное образование левой части обусловлено как внелингвистическими (ограничение по количеству используемых в адресе знаков), так и собственно языковыми причинами (экономия речевых усилий или стремление к экспрессии). В качестве левой части электронного адреса может также использоваться полное личное имя, его краткий вариант или диминутив.

Самой продуктивной по частоте реализации в Рунете является группа двухкомпонентных моделей. Здесь нами выявлены различные модификации трех базовых моделей как последовательностей компонентов: «личное имя + фамилия», «фамилия + личное имя» и «личное имя + личное имя». В последнем случае перед нами комплексный антропоними-ческий знак, созданный из имен двух пользователей (обычно - членов семейной пары).

Третья группа представлена разнообразными модификациями четырех базовых моделей: «личное имя + отчество + фамилия», «фамилия + личное имя + отчество», «отчество + фамилия + личное имя» и модель сочетания имен двух пользователей «личное имя + личное имя + общая фамилия».

Полный состав моделей (в виде цепочек модификаций) представлен ниже в таблице, где 1 соответствует личному имени, 2 - отчеству, 3 - фамилии; цифра в скобках означает усеченный вариант компонента имени, двойные скобки указывают на сокращение до инициала; полужирным шрифтом и размером кегля подчеркнута количественная выде-ленность моделей.

Соотношение структурных моделей антропонимов в левой части электронного адреса

1-комп. 3 — [3] 1

2-комп. 1+3 —1 + [3] / [1] + 3 — [1] + [3] — [[1]] + [3] / [1] + [[3]] — [[1]] + 3 / 1 + [[3]] 3 + 1 —► [3] + 1 —> [[3]] + 1/ 3 + [[ 1]] — [3] + [1] — [[3]] + [1] [1] + [2] — 1 + [[2]] — [1] + [[2]] [11] + 12

3-комп. 1 + [[2]] + 3 — 1 + [[2 + 3]] —[[1 + 2]]+3 — [[1+2]] + [3] — [1] + [[2 + 3]] —[[1 + 2 + 3]] [3] + [1] + [2] — 3 + [[ 1 + 2]] — [3] + [[1+2]] — [[ 3 + 1+2]] [2] + [3] + [1] [11] + [12] + [3] — [[11 + 12]] + [3] — ([[11]] + [3]) + ([[Р]] + [3])

Проиллюстрируем приведенные в таблице данные примерами.

1-компонентные модели:

3: Ьекаэоуа; резт; тапаепко ...

[3]: гасШ; агп; гуазИ; уогоп; кИаЬк ...

1: тпа; окэапа; гуеИа; Иопе11а ...

2-х-компонентные модели:

1+3: ёапапозкоуа; а1уoпа-grigoriеvа; а8уа_й1а1;оуа; эуейапа 1уапоуа ...

1 + [3]: завИакг; 1епа-ку; тпа Гео; роИпаёазИ; пазйако1 ...

[1] + 3: а1еx.bouсhеv (Александр Бушев);ju1-каzапtsеvа (Юлия Казанцева) [1] + [3]: 1ат.ешГ(ЛарисаЕрофеева); 1ап-та1у (Татьяна Матвеева) ... [[1]] + [3]: svorк (Сергей Воркачев); пкозИка (Наталья Кошкарова)

[1] + [[3]]: а1ехп (Алексей Нечунаев)

[[1]] + 3: vкor (Валерий Коровушкин); кга1п (Кирилл Ратников)

1 + [[3]]: olgav (Ольга Воробьева); katyag (Екатерина Горшкова)

3 + 1: pakhomovaelena; petrova_katrin; gretsova_sveta ...

[3] + 1: velikolga (ОльгаВеликородных); tomasha (Мария Томалак)

[[3]] + 1: vhelen (ЕленаВикторова)

3 + [[1]]: beloshapkovat (ТатьянаБелошапкова) ...

[3] + [1]: lushgal (ГалинаЛушникова); anufrsv (СветланаАнуфриева)

[[3]] + []: mat (Наталия Рудниченко); tlilia (Лилия Тузбекова)

[1] + [2]: olvik (ОльгаВикторовна); elvs (ЕленаВсеволодовна)

1 + [[2]]: galinav (ГалинаВасильевнаБабина)

[1] + [[2]]: oksi (ОксанаИ. Александрова)

[1Х] + 12: den_nastia (Денис иАнастасия)

3-х-компонентные модели:

1 + [[2]] + 3: olga.m.karpova

1 + [[2 + 3]]: annamp (АннаМ.Плотникова): verabg (ВераБ. Гольдберг)

[[1+2]] + 3: ev-kharchenko (ЕленаВладимировнаХарченко) ...

[[1+2]] + [ ]: hvshel (ЕленаВладимировнаШелестюк)

[1] + [[2 + 3]: oliv (ОльгаИ. Василенко)

[[1+2 + 3]]: lan (Лилия Амиряновна Нефедова) ...

[3] + [1] + [2 ]: kugalwas (ГалинаВасильевнаКучугова)

3 + [[1+2]]: golovanovia (Игорь Анатольевич Голованов) .

[3] + [[ 1 + 2 ]]: garmaiv (Ирина ВладимировнаГармашова)

[[3 + 1+ 2]]: agn (ГалинаНиколаевнаАнтонова) ...

[2] + [3] + [1]: vlad-end-nat (Наталья ВладимировнаЮдина)

[11] + [12] + [3] dimnatkalash (Дмитрий, Наталья Калашниковы)

[[11 + 12]] + [3]: ligol (Елена, Игорь Головановы)

([[11]] + [3]) + ([[12]] + [ ]): isa2vsa (Ирина Савицкая, Виктор (?) Савицкий)

С лингвокреативной точки зрения интерес представляют антропонимические комплексы, реализующие модель «телескопических слов». Речь идет о сложных наименованиях, созданных на основе двух слов, имеющих общую часть. Например, выше приведены примеры velikolga и tomasha. Первое обозначение восходит к сочетанию компонентов имени Великородных и Ольга (курсивом выделены части, вошедшие в состав нового наименования, полужирным - общий элемент), второе представляет собой композит на основе уменьшительного варианта имени Мария и фамилии Томалак: Томалак + Маша.

Помимо элементов личного имени пользователя, в левую часть могут входить также дополнительные символы (чаще всего - в цифровом выражении). В большинстве случаев электронный адрес включает информацию о дате рождения пользователя компьютером (по-видимому, она осознается человеком как важный идентификационный знак): обычно воспроизводятся две последние цифры года (laura-73, nursultan 79, kosja77, irina feo 56, tsb-60, puzyrev-a-v53, okravtsova87, sirotkina71), реже указывается более полная информация - четырехзначное обозначение года или комбинация цифр даты рождения (valentine 1963, tretyak1976, ivetta 190679, margaret2861). В некоторых случаях для пользователя важным оказывается момент создания адреса, и тогда он фиксирует рядом со своим именем соответствующий год (например, oksi99, natane 2005, stl2006) или свой возраст (agn 19, nata 20). Нам также встретились случаи непроясненного употребления цифрового кода в сочетании с именным компонетом, например: ladushka 3000, bashlykova 10000.

Наконец, новые функции получает антропоним в последние годы в такой значимой для современной культуры сфере, как КВН. Здесь антропоним стал активно использоваться в качестве элемента названия команд, то есть стал выступать в роли знака не

индивидуальной, а корпоративной идентификации и презентации (как в случае с названиями предприятий и фирм).

В качестве основы для создания имени команды чаще всего используются культурно отмеченные имена:

1) антропонимы, ставшие национально-маркированными именами: «БАРБИ» (Краснодар), «Матрешки» (Екатеринбург);

2) имена лиц, известных в мире кино и телевидения: «МОНРО» (Москва), «Бред Питт» (Одинцово), «Кусто» (Оренбург);

3) имена исторических личностей: «Владимир Мономах» (Владимир), «Марко Поло» (Челябинск), «Внуки Циолковского» (Москва);

4) имена литературных персонажей: «Фрэкен Бок» (Минск), «Печкин жь^» (Пермь), «Полиграф Полиграфыч» (Омск), «Лейтенант Джон Маклейн» (Пенза), «Дети Твин Пик-са» (Грайворон);

5) имена известных политиков: «Че Гевара» (Сургут), «Владимир Владимирович» (Владимир), писателей: «Маяковский!» (Ульяновск), «Дети Чернышевского» (Саратов), художников: «Сальвадор ДаЬее» (Волжский);

6) имена современников, маркированных сферой КВН: «Федор Двинятин» (Москва).

В основе названия команды может лежать и узуальное имя, что также, по-видимому,

соответствует интенциям игроков: «Сережа» (Воронеж), «Илюша» (Тюмень), «Сантехник Алексей» (Санкт-Петербург), «Ваня, Рома и все» (Бердянск).

В любой из названных сфер коммуникации выбор мотивирующего признака для функционально ограниченного антропонима или отантропонимического имени определяется интенциями автора. Выделяя ту или иную грань творимого образа, номинатор объективирует собственные интенции и адресует их коммуниканту, выбирая соответствующий ролевой статус и определяя режим общения.

В целом, при создании современного знака персональной или корпоративной идентификации и презентации актуализируется важный когнитивный механизм, связанный с саморефлексией номинатора, активизацией и мобилизацией его языкового опыта, языковой, коммуникативной и культурной компетенции, а также осмыслением ценностных ориентиров и приоритетов.

Список литературы

1. Голованова, Е. И. Персоним как явление массовой культуры и коммуникации [Текст] / Е. И. Голованова // Филология и культура : материалы междунар. науч. конф. -Тамбов : ТГУ им. Г. Р. Державина, 2007. - С. 34-37.

2. Голованова, Е. И. Имя пользователя персональным компьютером как объект по-липарадигмального анализа [Текст] / Е. И. Голованова// Этнолингвистика. Этимология. Ономастика : материалы междунар. науч. конф. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2009. - С. 60-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.