Общество, культура, наука образование
Современные проблемы науки _^
ЦТ
Антропологический смысл содержания дополнительного (восполняющего) образования
Слободчиков
Виктор Иванович,
член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории антропологических основ психологии развития и образования человека Института психолого-педагогических проблем детства РАО
Автор статьи раскрывает содержание понятий «основное», «дополнительное» и «полное образование» и подводит читателя к пониманию того, что проблема полноты образования есть проблема полноты раскрытия потенциала личности. Попутно в статье затронуты вопросы дефицита нематериальных ресурсов образования, инновационных образовательных технологий и намечен возможный путь их решения.
Не вдаваясь в излишнюю детализацию и обоснование, я просто зафиксирую три важнейших определения современного образования:
1) это одна из форм общественной практики;
2) это механизм социально-культурного наследования;
3) это пространство развития фундаментальных способностей человека.
Именно эти три интерпретации образования задают смысл, характер и содержание деятельности любого образовательного института: от семьи и детского сада до вуза и учреждений послевузовского образования. Они же могут быть и тремя источниками критериев оценки конкретной деятельности конкретного образовательного учреждения. Исполняет ли это учреждение и в какой мере свою миссию - социальную, культурную, а также антропологическую, т.е. миссию развития индивидуальных способностей каждого ребенка.
Понятно, что сегодня любое образовательное учреждение в своей отдельности не способно выполнить все три миссии одновременно, а если и выполняет, то лишь частично. И это связано с двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, с отсут-
Антропологический смысл содержания дополнительного (восполняющего) образования__
Слободчиков Виктор Иванович
ствием в современной педагогике такого понятия, как полное образование. И, во-вторых, с острым дефицитом в отдельном учреждении разного рода нематериальных ресурсов.
Начну с первого. Вопрос о полноте образования - это вопрос о соотношении основного и дополнительного образования, о восполнении основного образования до целого, до полного образования. Если говорить жестко, то основное образование без дополнительного не целостно, а значит, неполноценно. Даже в идеологии советского образования его полнота полагалась как ценность, речь постоянно шла о целостности и единстве учебно-воспитательного процесса.
Сегодня дополнительное образование стало неотъемлемой частью образовательной системы любого масштаба - от федерального уровня до локального и даже до уровня отдельной школы. Однако его функциональное значение, специфика и смысл еще только-только начинают осознаваться. Начну с отрицания: дополнительное образование нельзя смешивать с формами внешкольной или внеклассной работы в их традиционном смысле, т.к. они решают по преимуществу узкоспециализированные задачи - либо до-профессиональной подготовки, либо организации досуга школьников. Поэтому речь сегодня должна идти именно о системе дополнительного образования.
Я хочу предложить сопоставительный перечень главных содержательных ориентиров и результатов основного и дополнительного образования.
Перечень главных содержательных ориентиров и результатов основного и дополнительного образования
Основное образование - это Дополнительное образование - это
Формирование научной картины мира и способов целесообразной деятельности Раскрытие ценностно-смыслового содержания этого мира и развитие самодеятельности
Усвоение предметных знаний и способов их использования Расширение и углубление личностных интересов и склонностей
Социализация, формирование социально-адаптированной личности Индивидуализация, выращивание свободной, самобытной личности
Освоение социально-нормированного пространства Построение пространства саморазвития и самообразования
Ориентация на общечеловеческий опыт познания и социальной активности Значимость личного опыта практической жизнедеятельности
Моновозрастное образование, ориентированное на социально-групповые нормы развития Поливозрастное образование, ориентированное на индивидуально-личностные нормы развития
Адаптирующее и корректирующее образование Развивающее и реабилитирующее образование
Элементы данного перечня хотя и кажутся противопоставленными друг другу, однако немыслимы друг без друга; по отдельности оба типа образования односторонни и неполноценны. Вместе - они составляют целостность, взаимодополняют друг друга.
Сегодня дополнительное образование стало неотъемлемой частью образовательной системы любого масштаба -от федерального уровня до локального и даже до уровня отдельной школы
Исследователь/РевеагеИег • 1-2/2010
11
Общество, культура, наука, образование
Современные проблемы науки
Точкой их взаимодополнения - и это принципиально важно - является конкретный ребенок; именно он ставит перед педагогикой проблему полноты образования как полноты раскрытия и развития его многообразных и часто неочевидных способностей.
Фундаментальная задача развития этих способностей сегодня встает перед каждым учреждением - и основного, и дополнительного образования. В пределе, или в идеале, каждый квадратный метр жизни ребенка, говоря словами Антона Семеновича Макаренко, должен быть занят полным образованием. Возможно ли подобное? В принципе возможно. Вопрос в том, знаем ли мы, какие условия для этого необходимы, имеем ли эти условия, а если не имеем - умеем ли их создавать.
Именно при поиске ответа на этот кардинальный вопрос современного образования и встает проблема нематериальных ресурсов, и прежде всего таких из них, как личностные, нравственно-волевые, профессиональные, научно-методические, организационно-управленческие и целый ряд других.
И если материально-техническое и финансово-экономическое обеспечение образования - это задача государства, то наращивание качества и мощности нематериальных ресурсов - это задача наша, профессионально-педагогическая.
Сложность в данном случае заключается в том, что современное развивающее образование требует инновационных, опережающих образовательных технологий. Однако научно-методических центров инновационных разработок в стране удручающе мало; существующие педагогические университеты, институты повышения квалификации в массе своей воспроизводят устаревшие технологии, созданные еще в середине прошлого века.
Одним из перспективных способов решения этой проблемы сегодня является сетевая организация образовательных учреждений, способных осуществлять масштабные инновационные проекты развития собственной образовательной деятель-