Научная статья на тему 'Антропологические основания формирования толерантной личности'

Антропологические основания формирования толерантной личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЛОГИЯ / ANTHROPOLOGY / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ANTHROPOLOGICAL APPROACH / ГНОСЕОЛОГИЯ / GNOSEOLOGY / ГУМАНИТАРНАЯ ПАРАДИГМА / HUMANITARIAN PARADIGM / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ГУМАНИЗМ / HUMANISM / КУЛЬТУРА / CULTURE / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / INTERDISCIPLINARY APPROACH / МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫЙ ПЕДАГОГ / MULTICULTURAL TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хугаева Фатима Владимировна

В статье анализируются основные идеи антропологии как области научного исследования и фактора воспитания гуманизма и толерантности, говорится о роли педагога в воспитании толерантной личности. На основе интеграции современных антропологических наук: философской, религиозной, культурной, социальной, психологической, педагогической, биологической, экологической, исторической обосновывается роль антропологии в объяснении феномена человека, причин культурного многообразия нашего глобального мира, раскрывается ее потенциал в области духовно-нравственного воспитания современной молодежи. Появившись в европейской культуре в XIX веке, как междисциплинарная область знания, антропология главной своей задачей ставит полное понимание человека. Активный процесс дифференциации и специализации знаний о человеке и культуре продолжается на протяжении всего периода существования антропологического знания. В настоящее время эта область познания является самой парадигмальной по своим ресурсам в ряду мировых наук о культуре и человеке. Гуманитарная парадигма современного образования все более актуализирует свой антропологический фундамент, выделяя в качестве ведущей гносеологическую функцию антропологического подхода в педагогике. Проведенный в статье анализ некоторых антропологических направлений показывает, что каждое из них по своему способствует формированию толерантной личности, пониманию разнообразия человечества, дает научное обоснование целостности человеческой природы, доказывает уникальный путь развития каждой национальной культуры и т.д. Именно междисциплинарные границы, несут в себе интегративный потенциал новой антропологии способной воспитать достойного гражданина. И здесь вновь поднимается вопрос о просветительской и гуманистической роли педагога в распространении накопленных антропологической наукой знаний во имя мира и прогресса на нашей планете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTHROPOLOGICAL FOUNDATIONS FOR FORMATION OF THE TOLERANCE PERSON

The article analyzes the main ideas of anthropology as a field of scientific research and a factor in the education of humanism and tolerance, it speaks of the role of the teacher in the education of a tolerant personality. Based on the integration of modern anthropological sciences: philosophical, religious, cultural, social, psychological, pedagogical, biological, ecological, historical, the role of anthropology in explaining the phenomenon of man, the causes of the cultural diversity of our global world, and its potential in the field of spiritual and moral education of modern youth. Having emerged in European culture in the XIX century as an interdisciplinary area of knowledge, anthropology as its main task poses a complete understanding of man. The active process of differentiation and specialization of knowledge about man and culture continues throughout the whole period of the existence of anthropological knowledge. At present, this area of knowledge is the most paradigmatic in its resources in the world of the sciences of culture and man. The humanitarian paradigm of modern education more and more actualizes its anthropological foundation, singling out the anthropological approach in pedagogy as the leading epistemological function. The analysis of some anthropological trends in the article shows that each of them contributes in its own way to the formation of a tolerant personality, to the understanding of the diversity of mankind, to the scientific substantiation of the integrity of human nature, to prove the unique path of development of each national culture, etc. It is interdisciplinary boundaries that carry the integrative potential of a new anthropology capable of educating a worthy citizen. Here again, the question of the educational and humanistic role of the teacher in the dissemination of knowledge accumulated by anthropological science for the sake of peace and progress on our planet is raised again.

Текст научной работы на тему «Антропологические основания формирования толерантной личности»

педагогические науки

Хугаева Фатима Владимировна АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ...

УДК 37.017.4

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ

© 2018

Хугаева Фатима Владимировна, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики Северо-Осетинский государственный педагогический институт (362025, Россия, Владикавказ, улица Павленко, 73, e-mail: bekoevamarina@mail.ru)

Аннотация. В статье анализируются основные идеи антропологии как области научного исследования и фактора воспитания гуманизма и толерантности, говорится о роли педагога в воспитании толерантной личности. На основе интеграции современных антропологических наук: философской, религиозной, культурной, социальной, психологической, педагогической, биологической, экологической, исторической обосновывается роль антропологии в объяснении феномена человека, причин культурного многообразия нашего глобального мира, раскрывается ее потенциал в области духовно-нравственного воспитания современной молодежи. Появившись в европейской культуре в XIX веке, как междисциплинарная область знания, антропология главной своей задачей ставит полное понимание человека. Активный процесс дифференциации и специализации знаний о человеке и культуре продолжается на протяжении всего периода существования антропологического знания. В настоящее время эта область познания является самой парадигмальной по своим ресурсам в ряду мировых наук о культуре и человеке. Гуманитарная парадигма современного образования все более актуализирует свой антропологический фундамент, выделяя в качестве ведущей гносеологическую функцию антропологического подхода в педагогике. Проведенный в статье анализ некоторых антропологических направлений показывает, что каждое из них по своему способствует формированию толерантной личности, пониманию разнообразия человечества, дает научное обоснование целостности человеческой природы, доказывает уникальный путь развития каждой национальной культуры и т.д. Именно междисциплинарные границы, несут в себе интегративный потенциал новой антропологии способной воспитать достойного гражданина. И здесь вновь поднимается вопрос о просветительской и гуманистической роли педагога в распространении накопленных антропологической наукой знаний во имя мира и прогресса на нашей планете.

Ключевые слова: антропология, антропологический подход, гносеология, гуманитарная парадигма, глобализация, гуманизм, культура, толерантность, междисциплинарный подход, мультикультурный педагог.

ANTHROPOLOGICAL FOUNDATIONS FOR FORMATION OF THE TOLERANCE PERSON

© 2018

Khugayeva Fatima Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair of pedagogy North Ossetian State Pedagogical Institute (362025, Russia, Vladikavkaz, Pavlenko str., 73, e-mail: bekoevamarina@mail.ru)

Abstract. The article analyzes the main ideas of anthropology as a field of scientific research and a factor in the education of humanism and tolerance, it speaks of the role of the teacher in the education of a tolerant personality. Based on the integration of modern anthropological sciences: philosophical, religious, cultural, social, psychological, pedagogical, biological, ecological, historical, the role of anthropology in explaining the phenomenon of man, the causes of the cultural diversity of our global world, and its potential in the field of spiritual and moral education of modern youth . Having emerged in European culture in the XIX century as an interdisciplinary area of knowledge, anthropology as its main task poses a complete understanding of man. The active process of differentiation and specialization of knowledge about man and culture continues throughout the whole period of the existence of anthropological knowledge. At present, this area of knowledge is the most paradigmatic in its resources in the world of the sciences of culture and man. The humanitarian paradigm of modern education more and more actualizes its anthropological foundation, singling out the anthropological approach in pedagogy as the leading epistemological function. The analysis of some anthropological trends in the article shows that each of them contributes in its own way to the formation of a tolerant personality, to the understanding of the diversity of mankind, to the scientific substantiation of the integrity of human nature, to prove the unique path of development of each national culture, etc. It is interdisciplinary boundaries that carry the integrative potential of a new anthropology capable of educating a worthy citizen. Here again, the question of the educational and humanistic role of the teacher in the dissemination of knowledge accumulated by anthropological science for the sake of peace and progress on our planet is raised again.

Keywords: anthropology, anthropological approach, gnoseology, humanitarian paradigm, globalization, humanism, culture, tolerance, interdisciplinary approach, multicultural teacher.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Одним из ведущих положений в антропологической науке является концепция о бессознательных структурах человеческой деятельности, объединяющей древнего и современного, первобытного и цивилизованного человека, сходстве человеческих ценностей в различных цивилизациях (Л.А. Апанасюк, М.В. Гузева, О.Е. Давыдова, Н.В. Клягин, Э.А. Орлова), сохранении «оптимума различий» в качестве критерия прогрессивного сотрудничества между цивилизациями и культурами [1-5].

Сегодня мы вновь подчеркиваем важность слов К.Д. Ушинского о том, что «если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она прежде должна узнать его во всех отношениях», с точки зрения всех наук о человеке [6].

Знание этого, по К.Д. Ушинскому, может быть обеспечено только интеграцией антропологических наук. Слова великого педагога обращены в первую очередь

к педагогам, чья великая миссия сегодня как никогда может сыграть важную роль в воспитании толерантной личности, сохранении мира между народами нашей планеты.

И здесь остро стоит вопрос о мультикультурном учителе, который должен не только владеть научной информацией в области культурного многообразия нашего многополярного мира, но и быть способным его объяснить, синтезируя данные современных антропологических наук во имя воспитания человека человечного XXI века.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Гуманитарная парадигма современного образования все более актуализирует свой антропологический фундамент (О.С. Давыдова, А.Н. ДЖуринский, К.Б. Ермишина, К.К. Колин) [7-10], выделяя в качестве ведущей гносе-

Khugayeva Fatima Vladimirovna ANTHROPOLOGICAL ...

pedagogical sciences

ологическую функцию антропологического подхода в педагогике (И.А. Краснова, А.С. Тельманова) [11; 12] как эффективное условие формирования умений и навыков толерантного межличностного взаимодействия, отражающего общемировоззренческое содержание эмоционально-волевой сферы молодого человека.

Толерантность как особенность сознания личности, отмечает В.И. Максакова, терпимость к другому мировоззрению, не является врожденной и может никогда не проявится. Поэтому она должна быть специально сформирована, выработана [13].

Формирование толерантности предполагает непринятие социальных предубеждений, игнорирование негативных социальных стереотипов, выработку объективного отношения к окружающим людям вне зависимости от их национальности, индивидуальных особенностей, расы, вероисповедования и др.

Формирование целей статьи (постановка задания). Появившись в европейской культуре в XIX веке, антропология главной своей задачей ставит полное понимание человека, его индивидуальности.

Как область научного исследования она объединяла не только саму антропологию или естественную историю человека, включая его эмбриологию, биологию, анатомию, психофизиологию; но и палеоэтнологию, социологию; лингвистику и фольклор; мифологию, историю и взаимодействие религий; социальную географию (воздействие на человека климата и природных ландшафтов); демографию.

Эта область познания, в которой отмечается дальнейший процесс дифференциации и специализации знаний в настоящее время «считается самой мощной по своим материальным и человеческим ресурсам в ряду мировых наук о культуре».

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. На фоне усложнения социокультурной жизни в глобальном масштабе антропология как совокупность научных дисциплин может внести свой существенный вклад не только в объяснение феномена самого человека, причин культурного многообразия нашего мира, но и в дело воспитания толерантности так необходимой современному человечеству.

Например, философская антропология важнейшей своей задачей считает выявление антропологических оснований толерантности, «культивацию человеческой сущности индивида» (И. Кант), обоснование и осмысление диалогического подхода к самопознанию и самообразованию взаимным проникновением всего человеческого «Я» с другими (А.Е. Фирсова) [14].

Религиозная антропология, обращаясь к методам сравнительного анализа религиозных традиций изучает то общее, что присуще специфике религии в целом, как социокультурному феномену, способствует взаимопониманию между людьми различных убеждений, последователями разных религий и вероисповеданий.

Антропология культурная стремится к самому полному пониманию разнообразия человечества путем сравнительного изучения различных культур, их традиций (Д. Майерс), религиозных верований, объясняет сходство мифологии и фольклора разных народов тождественностью человеческой природы и ставит вопрос культурного единства человека со всеми существами нашей планеты [15].

Антропология социальная исследует становление человека как социального существа «даёт научное обоснование единства человеческой природы» [10], обосновывает социальную ценность традиции (А.Д. Вислова) [16], доказывает общие законы развития человеческого общества, формирования и функционирования культуры.

Антропология психологическая изучает психологические особенности различных народностей и законы

развития культуры всего человечества. Исходя из полного культурного плюрализма, доказывает, что каждая культура имеет свой собственный уникальный путь развития.

Обосновывает творческий характер заимствования элементов одной культуры другой (Т.В. Кузьмина), «уникальную конфигурацию внутрикультурных элементов. Рассматривает культурную преемственность в качестве прямого следствия психобиологической природы человека [17].

Антропология когнитивная занимается выявлением и сравнением «когнитивных категорий» в разных культурах, доказывает уникальность исторического пути развития каждой национальной культуры (С.В. Лурье), старается быть хранителем культуры во всём её многообразии (Р. Редфильд), утверждает тезис о когнитивном единстве человечества, «т.е. о том, что логические процессы не различаются в разных культурах» [18].

Педагогическая антропология, восходя к взглядам на природу человека и воспитание И. Канта, требует воспитания всего человека как члена всего человечества (К. Шмидт). В основе решения задач образовательной деятельности в педагогической антропологии «лежит антропологический принцип К.Д. Ушинского - «идея о целостном и универсальном постижении человека, о необходимости выведения целей и средств образования из сущности человека» [10].

Биологическая (или физическая) антропология концентрирует свое внимание на биологии человека как вида, доказательстве единства происхождения органического мира [18].

Основные положения биологической антропологии: идея всеобщей связи и развития, биологическое единство человеческого рода развивающегося по единым законам (С.Г.К. Абдуллаева, Э.В. Патраков, Е.Е. Гордеева), родство человека с животным миром нашей планеты, роль культуры, традиции и ритуалов в снижении агрессии в обществе, биологическое единство всех людей нашей планеты [19], как основа культурного многообразия, равные биологические возможности всех рас для достижения высокого уровня цивилизации.

Экологическая антропология объясняет культурное разнообразие человечества взаимовлиянием природной среды и культур, культуру как деятельность по организации пространства (О.С. Давыдова) [7], «герменевтику ландшафта» (Д. Майерс) [20], онтологическую связь человека и природы в истории происхождения мифологических героев народов мира, этническую культуру как отражение природной гармонии, посредством природы способствует осмыслению этнокультурных основ этнического и национального менталитета.

Антропология символическая ориентирована на понимание значений «других» культур и привлечение в антропологию методов лингвистики, доказательстве важности расшифровки древних ритуальных форм и символических действий для культурного роста современного человечества. Антропология интерпретатив-ная (С.Н.Безус, Ю.В. Таратухиной) «изучает различные культуры и влияние концепции культуры на концепцию человека», трактует знания не только как отражение исследователем «другой» культуры, но как диалог между ними [20].

Историческая антропология учит вступать в диалог с людьми других эпох на основе их «духовного оснащения», знания «геоистории»; это «не история - рассказ, а история - проблема», исследование инаковости в ее разных проявлениях.

Она воссоздает картины мира, присущие разным эпохам и культурным традициям, доказывает рациональное содержание магии и экзотических обычаев; понимает культуру как «диалог» - форму общения людей разных культур и эпох, и доказывает, что самосознание культуры есть форма её бытия на грани с иной культу-

педагогические науки

Хугаева Фатима Владимировна АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ...

рой»; использует сравнительно-исторический метод в отношении различных религиозных культов.

Трансперсональная антропология, исследуя природу сознания и развития человека, опирается на духовные традиции и учения всех народов мира, доказывает единство всех мировых культур и традиций; разрушает стремление к поиску «истины в последней инстанции», прививает научную терпимость, способствует формированию творческого, гибкого мышления. Выходя за пределы исторических, культурных, индивидуальных границ, рассматривает противоположные и противоречащие друг другу позиции в качестве дополнительных, а не взаимоисключающих.

Антропология искусства изучает авторский «жиз-нетекст» на перекрестье культурных традиций, символический язык и концептуальное мышление, искусство архитектуры как средство гуманизации «второй природы», пути формирования системы обычаев и этикета современных сообществ, учит понимать многообразие способов видеть окружающую реальность и ее красоту. Антропологическая проблематика вошла в искусство конца XIX века вместе с увлечением «дальними» странами и народами, а также с идеей «постижения собственного национального духа» [21].

Антропологическая география занимается изучением разнообразия форм деятельности человека в связи с природными условиями, объясняет различие явлений культуры влиянием географических факторов, доказывает единство и целостность человечества, общность культурного наследия всех народов, уникальность всех народов нашей планеты [О.Ю Зайцева]. Данные этнической антропологии свидетельствуют о единстве происхождения и биологической равноценности всех рас, опровергая антинаучные «теории» расизма, исключительной близости человеческих рас в морфологическом и психическом отношениях [22].

Гендерная антропология с позиций мультикуль-турного и мультипарадигмального подходов изучает различия между женщинами разных рас, национальностей, культур, возрастов, социальных положений, место и роль женщин и мужчин в мире природы и культуры. Выступает за преодоление андроцентризма современного мира. Визуальная антропология направлена на получение и внедрение в социальную практику экранной информации о малоизвестных сторонах жизни народов с целью осуществления диалога культур, профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов, распространения ценностей, установок, норм и моделей поведения [1].

Информационная антропология рассматривает роль информации в изучении проблем развития природы, человека и общества [12], процессы превращения человечества «в единую, целостную цивилизацию ноосферы» [11], деятельность педагога вооружённого информацией и научными знаниями в качестве центральной фигуры наступающей эпохи [10].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Проведенный нами анализ некоторых антропологических направлений показывает, что каждое из них по своему способствует формированию толерантной личности, пониманию разнообразия человечества.

И хотя каждое из представленных направлений в отдельности, несомненно, обладает большим потенциалом в области формирования толерантных установок в обществе, реальная сила современной антропологии заключается в усилении её междисциплинарного фокуса, «именно междисциплинарные границы несут в себе интегративный потенциал новой антропологии», позволяют рассмотреть проблему с различных точек зрения.

Это положение сегодня архиважно на фоне роста популярности таких понятий как «несовместимость культур», «порог толерантности», «сохранение этнокультур-

ного портрета», «культурная экология», «столкновение цивилизаций», «архетипы», «менталитет» и пр., возводящих непроходимые барьеры между различными человеческими группами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Апанасюк Л.А. Межэтнические проблемы молодежи как объект социологического анализа //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 11-14.

2. Гузева М.В. Ценности и ценностные ориентации личности в структуре духовно-нравственного воспита-ния//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 40-43.

3. Давыдова О.Е. Концепция культурного многообразия //Наследие веков. 2015. № 4. С. 62-70.

4. Клягин Н.В. Современная антропология: учебное пособие. М.: Логос, 2014. 624 с.

5. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология: учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2017. 480 с.

6. Днепров Э.Д. Ушинский и современность / Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. — 232 с.

7. Давыдова О.С. Человек в искусстве. Антропология визуальности. М.: Прогресс-Традиция, 2015. 151 с.

8. Джуринский А.Н. Сравнительное образование. Вызовы XXI века. М.: Прометей, 2014. 328 с.

9. Ермишина К.Б. Религиозная антропология: учебное пособие. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013. 368 с.

10. Колин К.К. Информационная антропология: предмет и задачи нового направления в науке и образовании //Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2011. №17. С. 34-38.

11. Краснова И.А. Историческая антропология: учебное пособие. Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. 194 с.

12. Тельманова А.С. Социальное, культурное и духовное во внеурочной деятельности современной образовательной организации //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. №2 (19). С. 153-156.

13. Максакова В.И. Педагогическая антропология: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2008. 208 с.

14. Фирсова А.Е. Применение антропологического подхода в современной отечественной педагогической теории и инновационной образовательной практике: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2014. 181 с.

15. Майерс Д. Социальная психология. - 7-е изд. -СПб: Питер: 2011. - 800 с.

16. Вислова А.Д. Формирование толерантной личности - стратегическая задача образования //Социально-гуманитарные знания. 2008. № 4. С. 152-162.

17. Кузьмина Т.В. Конфликтология: учебное пособие. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. 64 с

18. Лурье С.В. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2004. 624 с.

19. Абдуллаева С.Г.К., Патраков Э.В., Гордеева Е.Е. О ценностях гуманных межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №2 (15). С. 128-131.

20. Теория межкультурной коммуникации: учебник и практикум для академического бакалавриата /под общ. ред. Ю.В. Таратухиной и С.Н.Безус. М.: Юрайт, 2016. 265 с.

21. Хугаева Ф.В. Толерантность как принцип воспитания в поликультурном обществе //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. №1 (16).

22. Зайцева О.Ю. Социально-психологическая детерминация синдрома гиперактивности у детей старшего

Khugayeva Fatima Vladimirovna ANTHROPOLOGICAL ...

pedagogical sciences

дошкольного возраста //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 275278.

Статья поступила в редакцию 20.01.2018 Статья принята к публикации 27.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.