Научная статья на тему 'Антикварный рынок Китая и роль таможенных органов Китая в борьбе с контрабандой культурных ценностей'

Антикварный рынок Китая и роль таможенных органов Китая в борьбе с контрабандой культурных ценностей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1071
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ТАМОЖНЯ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / БОРЬБА С КОНТРАБАНДОЙ / CHINA / CUSTOMS / CULTURAL VALUES / FIGHT AGAINST SMUGGLING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ляпустин Сергей Николаевич, Барей Наталья Сергеевна

В статье рассматриваются особенности китайского законодательства в области сохранения культурных ценностей, место и значение таможенных органов Китая в борьбе с контрабандой культурных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ляпустин Сергей Николаевич, Барей Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Antiques Market in China and Role of the Chinese Customs Authorities in the Fight against Illegal Trafficking in Cultural Values

The article deals with the peculiarities of Chinese Law in the field of preservation of cultural values, the place and importance of the customs authorities of China in the fight against trafficking in cultural values.

Текст научной работы на тему «Антикварный рынок Китая и роль таможенных органов Китая в борьбе с контрабандой культурных ценностей»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

УДК 343.378+930.85

DOI 10.17238/ISSN1815-0683.2017.3.89

С. Н. ЛЯПУСТИН*, Н. С. БАРЕЙ**

Антикварный рынок Китая

и роль таможенных органов Китая

в борьбе с контрабандой культурных ценностей

В статье рассматриваются особенности китайского законодательства в области сохранения культурных ценностей, место и значение таможенных органов Китая в борьбе с контрабандой культурных ценностей.

Ключевые слова: Китай, таможня, культурные ценности, борьба с контрабандой.

S. N. LYAPUSTIN, N. S. BAREY

Antiques Market in China and Role of the Chinese Customs Authorities in the Fight against Illegal Trafficking in Cultural Values

The article deals with the peculiarities of Chinese Law in the field of preservation of cultural values, the place and importance of the customs authorities of China in the fight against trafficking in cultural values.

Keywords: China, customs, cultural values, the fight against smuggling.

По данным Дальневосточного таможенного управления [9], соседство с Китаем оказывает серьезное влияние на антикварный рынок Дальнего Востока. Коллекционеры Поднебесной проявляют большой интерес к предметам старины Китая, России, стран Европы, но в первую очередь - к произведениям искусства и антиквариату Китая

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16в. Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya street, Vladivostok, Russian Federation, 690034.

** Дальневосточный государственный университет путей сообщения. Социально-гуманитарный институт. 680021, г. Хабаровск, ул. Серышева, 47.

Far Eastern State Transport University. Institute for Social Sciences and Humanities. 47, Serysheva street, 680021, Khabarovsk.

ЛЯПУСТИН

Сергей Николаевич - кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой таможенного дела. ljapustin.sergej@vfrta.ru.

LYAPUSTIN S. N. - Docent, Candidate of Historical Sciences, head of the Department of Customs.

БАРЕЙ Наталья Сергеевна -кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин. fpk_vf_rta@mail.ru.

BAREY N. S. - Candidate of Juridical Sciences, associate professor at the Department of Criminal Law.

и, конечно, России как географически наиболее близкого рынка антиквариата. В последние годы практически все преступления и правонарушения, связанные с попытками незаконного вывоза культурных ценностей, пресечены дальневосточными таможнями на российско-китайской границе. Как правило, попытки незаконного вывоза предметов старины и искусства совершают физические лица, и в большей степени китайские граждане. Наиболее востребованными являются антикварные предметы китайского изобразительного и декоративно-прикладного искусства, предметы коллекционирования в области нумизматики, фалеристики, филателии, а также палеонтологические объекты. Китайские коллекционеры и инвесторы, вкладывающие средства в произведения искусства, предпочитают традиционную китайскую живопись, художественный фарфор и бронзу. Этически и эстетически китайские покупатели тяготеют к произведениям, связанным с культурой своей страны.

Последние пятнадцать лет в Китае наблюдается рост интереса населения к собирательству и коллекционированию предметов различных направлений искусства и антиквариата. Началом полноценного функционирования китайского рынка произведений искусств считается 2003 г. С этого времени стремительно возрастает спрос на работы китайских художников и мастеров декоративно-прикладного искусства на аукционах Европы, США и России, результатом чего становится появление многочисленных аукционных домов в материковой части Китая и Гонконге. Оборот на рынке современного китайского искусства с 2003 по 2010 г. вырос почти в 100 раз [2]. В последующие годы спрос на произведения китайского искусства не уменьшился. Как результат - во многих приграничных городах, а также Москве, Санкт-Петербурге и других часто посещаемых китайскими туристами городах России произошла переориентация антикварного рынка на китайского покупателя. В качестве примера можно привести информацию о появлении многочисленных объявлений на китайском языке в художественных салонах и антикварных магазинах на излюбленном туристами Арбате в Москве, Невском проспекте в Санкт-Петербурге, а также в антикварных салонах и лавках Хабаровска, Уссурийска, Владивостока. Как курьезный и в то же время заслуживающий внимания пример можно привести вывешенное на обувной мастерской, расположенной на улице Серышева в Хабаровске, объявление, гласящее, что хозяин (китаец) готов приобрести у местного населения старинные китайские вазы из фарфора.

В немалой степени росту спроса на произведения искусства в КНР содействуют публикуемые в средствах массовой информации статьи, а также проводимые, в том числе при поддержке государственных структур, различные телевизионные программы. Телевидение Китая предлагает свыше 20 программ по таким темам, как участие в торгах художественных

аукционов, идентификация культурных ценностей и реликвий, хранящихся дома и приобретенных во время туристических поездок, и др.

В 2006 г. в Китае стали праздновать специальный праздник «День китайского культурного наследия». Он отмечается во вторую субботу июня и ежегодно проходит под разными девизами. Несомненно, он служит целям привлечения большего внимания со стороны общественности и местных властей к важности охраны культурного наследия в Китае и, конечно, способствует росту интереса населения к различным произведениям искусства.

В то же время, как отмечают специалисты, китайский рынок произведений искусства обладает своеобразной спецификой - наличием большого количества подделок, производство которых, по оценкам экспертов, приобрело массовый характер [3]. История торговли поддельным антиквариатом в Китае насчитывает, по меньшей мере, полторы тысячи лет, и многие из этих подделок успели превратиться в ценный антиквариат: книги, монеты, бронза, фарфор и другие артефакты. Специалисты и коллекционеры, посещавшие антикварные рынки Китая, отмечают наличие широкого распространения имитаций под произведения искусства Древнего Китая. Многие якобы старые и ценные монеты, ордена, почтовые марки, изделия из фарфора и бронзы, предлагаемые в главных туристских городах, зачастую являются фальшивыми либо новоделами. Большинство произведений каллиграфии в Китае выполнены для туристов, не обладающих знаниями о критериях оценки китайского традиционного искусства.

Не случайно Министерство культуры КНР опубликовало заявление, согласно которому, начиная с 1 апреля 2017 г. в Китае ужесточаются правила торговли предметами искусства [1]. Принятые меры в первую очередь направлены на предотвращение нелегального вывоза и ввоза на территорию КНР предметов искусства. Газета «Сина синьвэнь» также сообщает, что согласно принятым поправкам в Закон КНР «Об охране памятников культуры» физические и юридические лица, выдающие подделки за подлинные предметы искусства, могут быть оштрафованы на сумму до 1 млн юаней в зависимости от нанесенного ими ущерба [1]. Коммерческие организации, ввозящие на территорию Китая контрафактные изделия искусства, также будут оштрафованы, а руководители данных организаций могут привлекаться к ответственности, вплоть до уголовного наказания. Как сообщает информационное агентство REGNUM, ссылающееся на данные китайской печати, китайским деятелям искусства запретили работать с сырьем и материалами животного и растительного происхождения, торговля которыми запрещена на территории КНР. Речь идет об изготовлении произведений декоративно-прикладного искусства из частей диких животных и дикорастущих растений, охраняемых китайским и международным законодательством, в частности СИТЕС [1].

Заметим, что китайское законодательство уделяет особое внимание вопросам сохранения культурных ценностей. Статья 22 Конституции Китайской Народной Республики гласит, что государство стимулирует развитие литературы и искусства, прессы, радио и телевещания, издательской и информационной деятельности, библиотек, музеев, культурных центров и других культурных учреждений, стоящих на службе народа и социализма, и оказывает поддержку массовым культурным мероприятиям. Государство стоит на защите объектов, представляющих культурную и историческую ценность, памятников культуры и реликвий, и других предметов, являющихся ценным историческим и культурным наследием Китая.

В 1970 г. государства - члены ООН подписали Конвенцию о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, которая в целях обеспечения охраны культурных ценностей от незаконных ввоза, вывоза и передачи права собственности рекомендует создавать на территории стран, с учетом их условий, одну или несколько национальных служб охраны культурного наследия, если такие службы еще не созданы, обеспеченных квалифицированным персоналом в количестве, необходимом для того, чтобы осуществлять эффективным образом перечисленные ниже функции, а именно: «а) содействовать разработке проектов законодательных и регламентирующих текстов, обеспечивающих защиту культурного наследия и, в частности, пресечение незаконных ввоза, вывоза и передачи права собственности на важные культурные ценности; b) составлять и обновлять на базе национального охранного реестра перечень важных культурных ценностей, государственных и частных, вывоз которых означал бы значительное обеднение национального культурного наследия; с) содействовать развитию или созданию научных и технических учреждений (музеи, библиотеки, архивы, лаборатории, мастерские и т. д.), необходимых для сохранения и популяризации культурных ценностей; d) организовывать контроль за археологическими раскопками, обеспечивать сохранение «in situ» (на своем месте) определенных культурных ценностей и охранять некоторые районы, оставляемые для будущих археологических раскопок; е) устанавливать для заинтересованных лиц (хранителей, коллекционеров, антикваров и т. д.) правила, отвечающие этическим принципам, сформулированным в настоящей Конвенции, и следить за соблюдением этих правил; f) осуществлять воспитательную деятельность с целью пробуждения и укрепления уважения к культурному достоянию всех государств и популяризации положений настоящей Конвенции; g) следить за тем, чтобы любому случаю исчезновения культурной ценности придавалась соответствующая огласка» [3]. Уделяя особое внимание охране культурных ценностей, Китай, присоединившись к данной Конвенции, приводит свое

законодательство в области охраны культуры в соответствие ее рекомендациям.

В настоящее время законодательство в области охраны исторического и культурного наследия, нормы уголовного и таможенного права служат защите объектов, представляющих культурное и историческое наследие, других предметов, относящихся к культурным ценностям Китая. В 1982 г. Китай впервые обнародовал важные законопроекты по охране памятников культуры. Закон КНР «Об охране памятников культуры» устанавливает особый порядок охраны: 1) исторических стоянок, захоронений, сооружений, имеющих историческую, художественную и (или) научную ценность; 2) произведений архитектуры и предметов нового и новейшего времени, связанных с важнейшими историческими событиями или выдающимися людьми, а также имеющими историческую и (или) образовательную ценность; 3) драгоценных произведений художественных промыслов и прикладного искусства всех исторических эпох; 4) важнейших архивов всех исторических эпох, а также рукописей и книг, имеющих историческую, художественную и (или) научную ценность; 5) репрезентативных предметов, отражающих особенности общественного строя, хозяйственной деятельности и быта различных народов в различные исторические эпохи. Положение «О применении Закона КНР об охране памятников культуры» устанавливает и конкретизирует порядок деятельности государственных органов на разных уровнях в области охраны культурного наследия, в области охраны археологических объектов, устанавливает правила оборота на внутреннем рынке антиквариата и т. п.

Периодически в Закон и положение вносятся изменения и дополнения. Ранее, в 2012 г., были внесены три изменения в положение «О применении Закона КНР об охране памятников культуры» - подзаконный акт, принятый Государственным советом КНР в целях применения Закона КНР «Об охране памятников культуры» [8]. Эти изменения коснулись порядка передачи в музеи памятников культуры, полученных в результате археологических раскопок; вопросов, связанных с передачей на нижестоящий уровень полномочий по выдаче управлениями по культуре различных уровней разрешений на изготовление печатных изданий, аудио- и видеопродукции и съемку культурных ценностей, размещенных в музеях и хранилищах; вопросов создания магазинов антиквариата. В частности, при создании магазина антиквариата предпринимателям необходимо обратиться за разрешением в управление культуры провинции, автономного района или города центрального подчинения, которое рассматривает заявление в течение 30 рабочих дней.

В целом за последние годы Министерством культуры КНР были разработаны и приняты более тридцати нормативных актов, в том числе Правила управления охраной культурных памятников.

Помимо указанного Закона «Об охране памятников культуры» целям охраны культурного наследия Китая служит Закон «О нематериальном культурном наследии», принятый в 2011 г. Статья 2 этого закона относит к нематериальному культурному наследию традиционные изящные искусства, каллиграфию, традиционные ремесла и другие объекты культурного наследия. Закон предусматривает в случае причинения вреда материальным ценностям, являющимся составными элементами нематериального культурного наследия, привлечение к гражданской ответственности, а при наличии состава преступления и к уголовной ответственности.

Закон КНР о таможне ст. 47 гл. VI «Юридическая ответственность» устанавливает, что совершение действий по уходу от таможенного контроля, а именно транспортировка, перевоз или пересылка за пределы территории страны культурных реликвий, запрещенных государством к вывозу, рассматривается как преступная контрабанда. Так же как и российским, китайским законодательством предусматриваются запреты и ограничения при вывозе за рубеж культурных ценностей. В частности, существует запрет на вывоз культурных ценностей возрастом более 50 лет. Из Китая нельзя вывозить исторические документы, предметы с культурной, исторической, художественной ценностью, произведения искусства, в том числе живопись, графику, каллиграфические работы. Вывоз произведений современных мастеров декоративно-прикладного искусства, живописи, графики и мастеров каллиграфии, изделий народных промыслов из полудрагоценных камней возможен при наличии чека магазина, художественного салона, подтверждающих их легальность приобретения (либо необходимо разрешение на вывоз, выданное Китайским административным отделом по культурным реликвиям). При вывозе культурных ценностей, относящихся к антиквариату и разрешенных к вывозу, необходимо получить соответствующее разрешение в Китайском административном отделе по культурным реликвиям.

Принятый на 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей шестого созыва 14 марта 1997 г. Уголовный кодекс Китайской Народной Республики предусматривает конкретные меры уголовного наказания за контрабанду культурных ценностей. Статья 151 УК КНР гласит, что контрабанда запрещенных государством к вывозу из страны культурных ценностей, золота, серебра и прочих драгоценных металлов, а также запрещенных государством к ввозу в страну ценных животных и произведенной из них продукции наказывается лишением свободы на срок свыше 5 лет и штрафом; при смягчающих обстоятельствах - лишением свободы на срок до 5 лет и штрафом. Указанная статья гласит, что данные преступления при особо отягчающих обстоятельствах наказываются бессрочным лишением свободы или смертной казнью, а также конфискацией

имущества. Как видно из ст. 151 УК КНР, государство предусматривает довольно жесткие меры в отношении лиц, предпринимающих попытки контрабандного перемещения культурных ценностей.

Непосредственно задача по предупреждению, выявлению и пресечению контрабанды культурных ценностей возлагается на специализированные подразделения таможенной полиции Китая. Руководство этими подразделениями осуществляет Управление по борьбе с контрабандой. Правовой статус таможенной полиции по борьбе с контрабандой был закреплен в июле 2006 г. в поправках к Закону КНР о таможне, где юридической основой ее деятельности определялись Уголовный кодекс КНР, Уголовно-процессуальный кодекс КНР, Закон КНР о таможне [4].

О результативности работы таможенной полиции на данном направлении свидетельствуют данные о задержании культурных ценностей Китая при попытках их контрабандного перемещения. В 2016 г. только Пекинская таможня передала Управлению по охране культурного наследия Пекина более 17,9 тыс. антикварных и археологических предметов, конфискованных в последние годы у лиц, предпринимавших попытки их контрабанды [6]. Среди переданных предметов - фарфоровые изделия, древние монеты, картины и каллиграфия, а также старинные книги, многие из которых обладают большой ценностью для исследований, сообщили в указанном управлении. Старейшие предметы датируются эпохой неолита. Все переданные ценности были направлены в музеи Пекина. Заместитель главы Государственного управления по охране культурного наследия Гуань Цян на церемонии передачи конфискованных предметов заявил, что таможенные службы и ведомства охраны культурного наследия сотрудничают уже долгие годы, благодаря этому удалось предотвратить потерю множества реликвий. В 2015 г. Главное таможенное управление Китая и Государственное управление по охране культурного наследия подписали меморандум о совместном надзоре за ввозом и вывозом культурных ценностей.

В немалой степени охране культурных ценностей и борьбе с их контрабандным вывозом содействуют нормативные акты, утвержденные на местном уровне. Как пример - принятые в провинции Шэньси Правила поощрения народных масс за охрану памятников культуры, вступившие в действие с 1 марта 2015 г. Фактически это был первый нормативно-правовой акт в Китае, принятый на уровне провинции и поощряющий инициативу рядовых граждан в области охраны культурного наследия. Правила устанавливают, что поощрение «...может быть моральным или материальным. Материальное поощрение выплачивается по решению местного народного правительства за препятствование краже, причинению вреда, уничтожению памятника культуры; информирование правоохранительных органов

о фактах хищения или контрабанды; значительный вклад в содействие органам общественной безопасности и органам, ответственным за охрану памятников культуры, в борьбе с преступлениями против памятников культуры и охрану памятников; а также за добровольную передачу найденных памятников культуры. В зависимости от количества памятников культуры и их классификации по значимости вознаграждение может составлять от 100 юаней до 10-кратного размера среднего ежемесячного дохода городского населения в провинции. Выплата вознаграждения не распространяется на служащих органов, ответственных за охрану памятников культуры, а также органов юстиции, общественной безопасности, таможни, торгово-промышленной администрации и других органов при выполнении ими служебных обязанностей. Моральное вознаграждение может быть выражено в форме благодарностей, почетных грамот, свидетельств, выдаваемых местными правительствами и музеями. Обладатели почетных грамот, выданных музеями, вправе бесплатно посещать музеи, выдавшие им грамоты, а обладатели почетных грамот от правительства провинции -все государственные музеи в пределах провинции. Кроме того, правительство провинции будет поощрять создание общественных организаций (фондов) для награждения населения за охрану памятников культуры» [7].

Таким образом, вопросы сохранения культурного наследия в Китае находятся под постоянным контролем государства. Особое место принадлежит таможенным органам, вносящим существенный вклад в реализацию мер, направленных на предотвращение и пресечение незаконного вывоза из страны китайского культурного наследия.

В последние годы отмечается повышенный спрос среди граждан Китая к произведениям китайских мастеров живописи, графики, традиционных ремесел прошлых веков и оказавшихся, волею судеб, за рубежом. Общественное мнение приветствует ввоз на территорию Китая предметов, относящихся к культурному наследию Китая. Вместе с тем должностным лицам таможенных органов России при принятии решения о выпуске товаров, относящихся к культурным ценностям, необходимо учитывать, что под культурными ценностями, в отношении которых существуют запреты и ограничения при их перемещении через таможенную границу, понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации, в том числе культурные ценности китайского происхождения, обнаруженные на территории Российской Федерации; культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественно-научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности; культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов; культурные ценности, полученные в качестве дара или законно

приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности [5].

Список литературы

1. В КНР ужесточили правила торговли предметами искусства. URL: https://regnum.ru/news/polit/2253000.html (дата обращения 02.05.2017).

2. Китайский рынок произведений искусства. URL: http://chinese-russian.ru/news/?news=182 (дата обращения 02.05.2017).

3. Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (Париж, 14 ноября 1970 г.). URL: http://base.garant.ru/2540238/ (дата обращения 02.05.2017).

4. Николаев А. М. Борьба таможенных органов КНР с контрабандой // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2014. № 3(68). С. 110.

5. О вывозе и ввозе культурных ценностей: закон РФ от 15.04.1993 № 4804-I. URL: //http://base.garant.ru/10101361/#block_100 (дата обращения 02.05.2017).

6. Пекинская таможня в пятницу передала более 17,9 тыс. антикварных и археологических предметов, конфискованных за последние годы, столичному Управлению по охране культурного наследия. URL: http:// polpred.com/news/?cnt=77&sector=12&page=2 (дата обращения 02.05.2017).

7. Правила поощрения за охрану памятников культуры. URL: http://cnlegal.ru/2015/03/28/shaanxi_culture_relicts_protection/ (дата обращения 02.05.2017).

8. Современное право Китайской Народной Республики (Обзор законодательства 1978-2010 гг.) / отв. ред. С. А. Горбунова. М.: ИДВ РАН, 2012. URL: http://istina.msu.ru/media/publications/book/97d/49d/3401367/ SV_Pravo_KNR_ch.1_2012.pdf (дата обращения 02.05.2017).

9. Шичанина Т. Антикварный рынок Дальнего Востока. URL: http://dvtu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id= 21293:2017-03-27-03-47-33&catid=49:press-cat&Itemid=17B (дата обращения 02.05.2017).

© Ляпустин С. Н., Барей Н. С., 2017 © Lyapustin S. N., Barey N. S., 2017

Для цитирования:

Ляпустин С. Н., Барей Н. С. Антикварный рынок Китая и роль таможенных органов Китая в борьбе с контрабандой культурных ценностей // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 3(80). С. 89-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.