Научная статья на тему 'Антикризисные мероприятия как инструмент повышения качества дополнительного профессионального образования в высшей школе (на примере Кузбасского государственного технического университета имени Т. Ф. Горбачева)'

Антикризисные мероприятия как инструмент повышения качества дополнительного профессионального образования в высшей школе (на примере Кузбасского государственного технического университета имени Т. Ф. Горбачева) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЛЕКС МЕР ПО АНТИКРИЗИСНОМУ УПРАВЛЕНИЮ / ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / A POLICY OF CRISIS MANAGEMENT PROGRAMS OF ADDITIONAL EDUCATION / TRAINING / CORPORATE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Татьяна Семеновна, Жигалова Ирина Александровна, Павельева Наталья Васильевна

В статье рассматриваются вопросы повышения качества дополнительного профессионального образования, реализация эффективных мероприятий в условиях антикризисного управления, качественная реализация программ дополнительного образования в высшей школе Кузбасса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панина Татьяна Семеновна, Жигалова Ирина Александровна, Павельева Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CRISIS MEASURES AS A TOOL TO ENHANCE THE QUALITY OF ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING IN HIGHER EDUCATION (BY THE EXAMPLE OF KUZBASS STATE TECHNICAL UNIVERSITY NAMED AFTER T. F. GORBACHEV)

The article deals with improving of the quality of additional vocational training, the implementation of effective measures in terms of crisis management, high-quality implementation of programs of additional education in higher education of Kuzbass.

Текст научной работы на тему «Антикризисные мероприятия как инструмент повышения качества дополнительного профессионального образования в высшей школе (на примере Кузбасского государственного технического университета имени Т. Ф. Горбачева)»

традиции и особенности искусства и культуры своего региона и таким образом занять устойчивые позиции на международном рынке образовательных услуг

1. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент. — СПб.: Питер, 2000. — 207 с.

2. Берестова Т. Ф. Инновация и инновационная деятельность: пределы понятий // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2008. — № 3 (15). — С. 70.

3. Бондаренко Е. А., Борисов С. Н., Римский В. П. Культурный капитал и интеллектуальные субкультуры в античном духовном производстве. Ст. 2 // Научные ведомости БелГУ. Сер.: Философия. Социология. Право. — 2014. — № 16 (187), Вып. 29. — С. 5-12.

4. Боровский М. А., Масыч М. А. Стратегия инновационно ориентированного управления развитием технического

университета. — Таганрог, 2006. — 155 с.

5. Гричаникова И. А. Формирование инновационной инфраструктуры института, обеспечивающей повышение качества образовательных услуг на базе системы интеграции образования, науки и производства // Модельный Дом культуры инновационный ресурс социально-экономического развития территории : сб. междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 17-19 сент. 2011 г.). — Белгород : Политерра, 2011. — С. 24-31.

6. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. — М.: Международная книжная палата, 1992. — 351 с.

7. Игнатова И. Б., Гричаникова И. А. Социокультурная инно-ватика как актуальное направление научно-инновационных исследований в сфере культуры // Высшее образование в России. — 2012. — № 3. — С. 56-62.

8. Культурная динамика России в XXI веке: ресурсы, преемственность, перспективы: кол. моногр. / Р. Г. Абдула-типов, А. Е. Бусыгин, И. Д. Кобзон и др. — М. : Изд. дом МГУКИ, 2011. — 320 с.

УДК/UDC 378.046.4 Т. С. Панина, И. А. Жигалова, Н. В. Павельева

T. Panina, I. Zhigalova, N. Paveleva

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

(НА ПРИМЕРЕ КУЗБАССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ Т. Ф. ГОРБАЧЕВА)

ANTI-CRISIS MEASURES AS A TOOL TO ENHANCE THE QUALITY OF ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING IN HIGHER EDUCATION (BY THE ExAMPLE OF KUZBASS STATE TECHNICAL UNIVERSITY NAMED AFTER T. F. GORBACHEV)

В статье рассматриваются вопросы повышения качества дополнительного профессионального образования, реализация эффективных мероприятий в условиях антикризисного управления, качественная реализация программ дополнительного образования в высшей школе Кузбасса.

The article deals with improving of the quality of additional vocational training, the implementation of effective measures in terms of crisis management, high-quality implementation of programs of additional education in higher education of Kuzbass.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, комплекс мер по антикризисному управлению, программы дополнительного образования, повышение квалификации, корпоративное обучение

Keywords: additional professional education, a policy of crisis management programs of additional education, training, corporate training.

Создание современной системы дополнительного профессионального (непрерывного) образования, обеспечивающей подготовку квалифицированных, компетентных, конкурентоспособных на рынке труда специалистов для различных отраслей экономики в соответствии с потребностями промышленных предприятий и организаций региона; формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг в сфере ДПО с участием потребителей; использование сетевой формы реализации дополнительных профессиональных программ, дающей синергетический эффект и дополнительные конкурентные пре-

имущества КузГТУ на рынке образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию, — основные характеристики, присущие системе дополнительного профессионального образования (ДПО) Кузбасского государственного технического университета (КузГТУ).

Главной целью Института дополнительного профессионального образования является удовлетворение образовательных потребностей региона в квалифицированных руководителях и специалистах горной отрасли и других перспективных отраслей экономики региона, а университета — в педагогических кадрах, обеспечивающих качественную реализацию программ профессионального образования.

В целях содействия модернизации и устойчивому инновационному развитию вуза, становлению его как центра инновационного развития, совершенствования системы непрерывного профессионального образования в университете реализуется Программа развития дополнительного профессионального образования КузГТУ на период 2014-2020 гг. (далее — Программа). В соответствии с установленными целевыми показателями и индикаторами Программы ежегодное обновление дополнительных профессиональных программ составляет 20-22 %, причем каждая пятая программа разработана на основе модульно-компетентностного подхода. Доля программ профессиональной подготовки в общем количестве реализуемых программ увеличилась по сравнению с 2013 г. в 2 раза; отмечен рост доли ППС и сотрудников университета, участвующих в реализации дополнительных профессиональных программ, в том числе молодых преподавателей-исследователей, с 10 % в 2013 г. до 20 % в 2014 г.; доля дополнительных профессиональных программ, реализуемых в дистанционной форме в рамках электронного университета, составила 11 % (в 2013 г. — 5 %).

Для реализации трансфера инноваций в научно-образовательный и производственный процессы руководителям всех уровней необходимо оперативно реагировать на кризисные ситуации, владеть навыками антикризисного управления, уметь внедрять их в повседневную деятельность. Для решения задач повышения качества высшего образования и эффективности повышения квалификации и профессиональной переподготовки в условиях антикризисного управления в КузГТУ состоялись выездные курсы «Оценка и развитие профес-

сионально важных качеств управленцев вуза» для директоров институтов, их заместителей, кадрового резерва.

Центральная идея курсов — поиск путей устойчивого развития вуза и разработка антикризисных мероприятий.

Общесистемный кризис, демографический спад, уменьшение бюджетного финансирования и другие внешние негативные факторы необходимо использовать для оптимизации сложившихся процессов: научных, управленческих, учебных и т. д. Именно в таком направлении двигались рабочие группы институтов, разрабатывая свои планы развития. В итоге представлено восемь проектов антикризисных мероприятий.

Публикационная активность, академическая мобильность, качественный набор, тесная связь с производством и т. д. — за всем этим стоит активность и ответственность профессорско-преподавательского состава института химических и нефтегазовых технологий (ИХНТ). Инструментами мотивации в данном случае выступают рейтинги, система стимулирования, практика эффективного контракта для заведующих кафедрами.

Слушатели признали необходимость изменения психологии преподавателя, так как современные реалии определяют образовательный процесс не только как систему стандартных занятий на высоком уровне, но и как реализацию актуальных научных направлений по профилю подготовки. Только такая ответственная позиция профессорско-преподавательского состава позволит институтам преуспеть в кризисное время.

Одной из проблем была обозначена нехватка денежных средств — бюджетное финансирование сокращается. В то же время необходимо сохранить кадры, обеспечить зарплату выше средней по региону, заниматься наукой, обновлять оборудование. Значит, особо важной становится задача увеличения доли внебюджетного финансирования. Средства планируется привлекать за счет участия в грантовых программах, реализации хоздоговорных работ, услуг дополнительного образования, переподготовки кадров.

Немало усилий необходимо прикладывать для выполнения аккредитационных показателей: достижение установленного балла ЕГЭ, высокая публикационная активность, проекты международного уровня. В связи с этой целью руководство института предпринимает шаги к развитию академической мобильности, полу-

чает международные аккредитации образовательных программ.

Институт экономики и управления (ИЭУ) не имеет бюджетных мест, но и это имеет достаточно плюсов. Во-первых, институт полагается только на самостоятельно заработанные средства. Во-вторых, популярность направлений, предлагаемых институтом, остается высокой из года в год, а широкая дифференциация образовательных программ обеспечивает специалистами потребности промышленного, муниципального, финансового секторов и сферы обслуживания. Также ИЭУ располагает достойным кадровым и научным потенциалом.

Руководство института и крупные предприятия региона нашли взаимный интерес. Проблемные вопросы промышленных организаций анализируются с научной точки зрения, на основании которой выдаются рекомендации. Институт стал научно-образовательной структурой, а не просто образовательной. 66 % преподавательского состава имеют научную степень, что выше министерских норм, многие преподаватели являются бывшими и настоящими сотрудниками крупных хозяйственных предприятий. В частности, доцент кафедры производственного менеджмента Дмитрий Исламов — заместитель губернатора по экономике и региональному развитию.

Руководство института понимает, что кризис отразится и на трудоустройстве выпускников ИЭУ, в условиях массового сокращения востребованность в традиционных специалистах будет снижаться и повлияет на платежеспособность абитуриентов. Определив свое понимание кризиса как недостаток финансовых ресурсов для обеспечения эффективной деятельности, институт экономики и управления выбрал два основных пути действия: сохранение и увеличение контингента студентов-контрактников и экономия расходов.

В итоге предложено семь программ подготовки магистров, сделана адекватная замена некоторым специальностям, вводятся инновационные образовательные программы: «Организация и управление отраслевыми предприятиями», «Проектирование бизнес-процессов». «Логистика и управление цепями поставок».

Экономистами в результате «мозгового штурма» предложена оптимизация хозяйственной части расходов: совершенствование систем отопления и освещения — установка фотоэлементов и кранов подачи тепла сократит расход средств на коммунальные услуги. Для уменьшения расхода бумаги и прочих канцеляр-

ских принадлежностей ИЭУ предлагает перейти на электронный документооборот, а также провести аудит дублирующих документов и использовать методику нормирования, разработанную в институте. Методика содержит описание документооборота в дирекциях и на кафедрах и позволяет рассчитать объемы бумаги для закупки.

Команда строительного института (СИ) выявила 12 основных угроз достижению показателей по учебной и научной работам. Наиболее серьезная угроза в области реализации учебной работы, по оценке руководства, — снижение количества бюджетных мест на направлении «Строительство». В такой ситуации становится затруднительным открытие новых запланированных профилей «Жилищно-коммунальное хозяйство» и «Проектирование зданий».

Чтобы справиться с последствиями этой угрозы, решено открыть профиль ЖКХ не по очной форме, как планировали, а по заочной. И в первую очередь на базе среднего специального и профессионального непрофильного образования. Сейчас в Кузбассе и России ведется работа по лицензированию компаний, управляющих многоквартирными домами. Одно из требований при лицензировании УК — профильное образование их работников. В настоящее время эту нишу занимают далеко не специалисты: тут и врачи, и учителя, и хлебопеки. Инициативу открыть профиль ЖКХ поддержал заместитель губернатора Кемеровской области Анатолий Лазарев. Сейчас все УК оповещены о возможности получения заочного образования по ЖКХ в строительном институте КузГТУ.

Кроме того, осуществлен переход с очной на очно-заочную форму подготовки магистров по направлению «Промышленное и гражданское строительство». Такой вариант продолжения образования для выпускников-бакалавров стал значительно доступнее по цене. Эти меры помогут институту сохранить контингент студентов и, как следствие, избежать сокращения профессорско-преподавательского состава.

Среди угроз, влияющих на достижение показателей по научной работе, наиболее серьезными считаются следующие. Во-первых, невозможность получения федеральных грантов по НИР вследствие снижения грантовой поддержки НИР по направлению «Строительство» (оно не отнесено к приоритетным направлениям развития науки и техники). Во-вторых, появление новых требований к получателям грантов по составу научного коллектива и наличию у руководителя НИР большого количества публикаций в базах Scopus или Web оf Science. Третьей

угрозой является резкое снижение договорной стоимости хоздоговорных НИР на экспертно-проектную инжиниринговую работу, что обусловлено кризисом в строительной отрасли.

У института два главных источника дополнительного финансирования: гранты и интеграция с производством. Новые требования к получателям грантов уже проанализированы и составлен подробный план будущих публикаций в базах Scopus. В документе также зафиксированы и другие показали научно-исследовательской работы: планируемые монографии, заявки, патенты и пр.

Другое многообещающее направление развития НИР — это развитие научно-инжиниринговых услуг строительным предприятиям. Следствием такого взаимодействия будет интеграция строительного института со строительным комплексом Кузбасса и повышение объема денежных средств, зарабатываемых по хоздоговорным НИР. Для расширения номенклатуры таких услуг на спонсорские средства в настоящее время приобретается лабораторное оборудование. Сейчас готовимся к выполнению работ по испытаниям строительных материалов и грунтовых оснований. Также расширяется список услуг по экспертно-проектным работам.

Самое большое преимущество строительного института (СИ) — востребованность строительных специальностей, конкурс абитуриентов на одно место - пять и более человек, высокий проходной балл ЕГЭ. Сейчас руководство наращивает научно-инжиниринговый потенциал, тем самым создавая условия для перехода потенциальной энергии института в кинетическую. Главная задача на ближайшее будущее -закрепить за институтом репутацию надежного партнера строительного комплекса Кузбасса.

Рабочая группа института информационных технологий, машиностроения и автотранспорта (ИИТМА) на первое место в списке антикризисных мероприятий поставила открытие новых направлений и профилей подготовки, предварительно изучив и проанализировав тенденции и ситуацию на рынке труда.

Статистика показывает, что в среднем за год количество автотранспорта на дорогах увеличивается на 8,3 %. Уже через пять лет улицы и СТО будут нагружены до предела. Нужны специалисты как по логистике, чтобы рационально потоки «разруливать», так и по организации движения — правильно устанавливать светофорные режимы на перекрестках. ИИТМА и будет готовить таких специалистов, в этом году набираются новые профили «Транс-

портная логистика» и «Сервис автотранспортных средств».

Еще одно брендовое направление, на которое обратил внимание ИИТМА, — информационная безопасность, подготовку по этому профилю кафедра прикладных информационных технологий планирует запустить в следующем году.

В программе развития угольной отрасли Кузбасса до 2030 г. заложено увеличение добычи угля. Предположительно, большая его часть будет разрабатываться открытым способом, а для этого специалистов, которые могут обслуживать и правильно эксплуатировать карьерные самосвалы, нет. Плюс ИИТМА в том, что он может подготовить таких специалистов — на 2015 г. был объявлен набор на специальность «карьерный транспорт».

Еще одно мероприятие из списка антикризисных, которое уже реализует институт, — замена вступительного экзамена по физике на экзамен по информатике для некоторых направлений подготовки.

Проведение конкурсов, олимпиад для школьников — еще одно важное мероприятие. ИИТМА не надеется, что одаренные и перспективные школьники сами найдут институт, а начинает увлекать ребят с 6-7-х классов занимательными событиями в стенах вуза: соревнования мобильных роботов, авиамодельный спорт, мастер-классы по информационным технологиям, обучение программным продуктам.

Команда горного института (ГИ) на первое место поставила угрозу сокращения бюджетного финансирования при требовании увеличения средней заработной платы научно-педагогическим работникам (НПР). Однако руководство абсолютно уверено, что ситуация не критическая. Внебюджетные средства идут в достаточном количестве. Институту предстоит большая работа — эффективно перераспределить обязанности внутри сначала кафедр, потом всего института. Первоочередным определен мониторинг уровня квалификации каждого научно-педагогического работника и высвобождение способных к научной деятельности для проведения большего количества научно-исследовательских работ. Другая часть ППР будет заниматься не менее важной работой — разработкой методических указаний,пособий, рабочих программ, написанием монографий, электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам.

Слабая мотивация к получению инженерного образования среди выпускников школ и среднего профессионального образования — еще один вызов институту. В связи с этим при

общении с абитуриентами акцент смещен на квалификацию. Возможностей развиваться в студенческие годы досточно. Во-первых, можно параллельно получить степень бакалавра, например, по экономике, во-вторых, получить вторую специализацию по направлению подготовки. Доступна академическая мобильность: обучение за рубежом, стажировки. Школьников — будущих абитуриентов настраивают на серьезное изучение иностранного языка. Высокий уровень подготовки плюс знание языка в короткое время обеспечат высокооплачиваемое место в горной отрасли.

10 шагов по совершенствованию системы управления КузГТУ в условиях кризиса — такая задача была поставлена на курсах повышения квалификации перед группой, состоящей из представителей от каждого структурного подразделения университета.

Систему управления вузом рассматривали с различных сторон, но все члены группы приняли единое решение, что раздел, содержащий мероприятия, направленные на совершенствование организационно-управленческой деятельности, является самым важным. В связи с этим первоочередной задачей определена оптимизация организационно-управленческой деятельности: оптимизация состава и структуры отделов и служб на основе анализа и исключения дублирующих функций; разработка ежегодного графика предоставления информации подразделениями и выдача заданий структурным подразделениям через единый протокол

поручений; введение в практику публичных отчетов отделов и служб о выполняемой работе не менее двух раз в год; внедрение системы электронного документооборота.

Внедрение электронного документооборота в КузГТУ требует предварительной подготовки, которая включает в себя разработку нормативных документов, обучение сотрудников и пилотный проект.

Введение публичных отчетов отделов и служб позволит организовать их работу таким образом, чтобы она способствовала достижению показателей эффективности, а также уменьшению непрофильной работы, которую выполняет преподаватель. Следовательно, реализация шагов, предложенных на курсах повышения квалификации, значительно улучшит систему управления в ФГБОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева»

1. Институт дополнительного профессионального образования КузГТУ [Электронный ресурс]. — URL: http://idpo. kuzstu.ru/.

2. Организация обучения взрослого населения в учреждении профессионального образования : метод. пособие : в 2 ч. Ч. 1 Научные и нормативно-правовые основы организации обучения взрослых. Ч. 2 Методические рекомендации профессионального обучения взрослых / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова, А. В. Фаломкин и др. — Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2010. — 136 с.; 273 с.

3. Программа развития дополнительного профессионального образования КузГТУ на период 2014-2020 годы / Т. С. Панина, С. А. Дочкин, О. Г. Ачкасова и др. — Кемерово : Изд-во КузГТУ, 2013. — 44 с.

УДК/UDC 378.4 О. Г. Смолянинова, Н. В. Бекузарова,

Е. В. Ермолович, Т. В. Седых

O. Smolyaninova, N. Bekuzarova, E. Ermolovich, T. Sedykh

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ТЬЮТОРОВ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

THE PROGRAM OF TRAINING OF TUTORS IN THE SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY

Статья посвящена практическим аспектам подготовки тьюторов в системе бакалавриата. В статье подробно рассмотрена структура и содержание образовательной программы. Мате-

риал будет интересен преподавателям и руководителям педагогических вузов.

The article is devoted to the practical aspects of the training of tutors in the undergraduate.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.