Научная статья на тему 'Профподготовка педагога для системы дополнительного образования детей'

Профподготовка педагога для системы дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1041
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛИСТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ADDITIONAL EDUCATION / EXPERT OF ADDITIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING OF THE ADDITIONAL EDUCATION TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козинец Наталья Николаевна

В статье раскрываются современные требования к качеству системы дополнительного образования детей и отличительные черты профессионального развития педагога дополнительного образования, а также требования к его профессиональной подготовке. Цель исследования изучение специфики деятельности педагога дополнительного образования и психолого-педагогического сопровождения его деятельности как основы профессионального становления и развития. Представлены сущностные характеристики и специфика системы дополнительного образования детей, преемственность на всех ступенях профподготовки с учетом многоуровневого процесса образования; выявлены особенности профессиональной деятельности педагога дополнительного образования; нацеленность процесса подготовки будущего педагога на развитие способности у учащихся применять общетеоретические знания и практический опыт. Наличие профессионально-личностного сознания и профессионально-личностного развития будущего педагога дополнительного образования позволяет судить о повышении уровня профессиональной подготовки. Сделан вывод о значимости психолого-педагогического сопровождения как основы профессиональной деятельности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козинец Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Training of the Teacher for System of Additional Education of Children

In article modern requirements to quality of system of additional education of children and distinctive features of professional development of the additional education teacher, and also the requirement to its vocational training reveal. A research objective studying of specifics of activity of the additional education teacher and psychology and pedagogical maintenance of its activity as bases of professional formation and development of the teacher. Intrinsic characteristics and specifics of system of additional education of children reveal; continuity at all steps of professional preparation taking into account multilevel process of education; detection of features of professional activity of the additional education teacher; aiming of process of training of future teacher at ability of pupils to apply general-theoretical knowledge and practical experience. Existence of professional and personal consciousness and professional and personal development of future additional education teacher allows to judge increase in professional standard. The conclusion is drawn on increase in the importance of psychology and pedagogical maintenance as bases of professional activity of the teacher.

Текст научной работы на тему «Профподготовка педагога для системы дополнительного образования детей»

УДК 378+374

Козинец Наталья Николаевна

Старший преподаватель кафедры физико-математических дисциплин и профессионально-технологического образования, Тюменский государственный университет, kozinec.natalya@bk.ru, Ишим

ПРОФПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ДЛЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация. В статье раскрываются современные требования к качеству системы дополнительного образования детей и отличительные черты профессионального развития педагога дополнительного образования, а также требования к его профессиональной подготовке. Цель исследования - изучение специфики деятельности педагога дополнительного образования и психолого-педагогического сопровождения его деятельности как основы профессионального становления и развития. Представлены сущностные характеристики и специфика системы дополнительного образования детей, преемственность на всех ступенях профподготовки с учетом многоуровневого процесса образования; выявлены особенности профессиональной деятельности педагога дополнительного образования; нацеленность процесса подготовки будущего педагога на развитие способности у учащихся применять общетеоретические знания и практический опыт. Наличие профессионально-личностного сознания и профессионально-личностного развития будущего педагога дополнительного образования позволяет судить о повышении уровня профессиональной подготовки. Сделан вывод о значимости психолого-педагогического сопровождения как основы профессиональной деятельности педагога.

Ключевые слова: дополнительное образование, специалист дополнительного образования, профподготовка педагога дополнительного образования.

Введение в проблему. На современном этапе развития Россия стала открытой социально-политической и экономической системой, и возникло понимание того, что развитие страны предопределяется качеством жизни различных слоев общества. Одним из факторов, обеспечивающих качество жизни, является образование. Важно понимать, что качественное образование обеспечивается коллективной и созидательной работой всех основных участников образовательного процесса. Идея непрерывного образования, которая заключается в постоянном творческом развитии человека на протяжении всей жизни, обновлении знаний и совершенствовании навыков, названа одним из основных приоритетов государственной политики [10].

Для обновления всей системы российского образования в соответствии с современными тенденциями развития общества была принята Концепция развития дополнительного образования детей [14]. В концепции основное внимание уделено миссии дополнительного образования и необходимости общественного признания его ценностного статуса в современном российском обществе; представлены основные направления его модернизации, затрагивающие как систему образования, так и другие, связанные

с ним, области жизнедеятельности социума. Для российского общества важны не только положения и идеи, сформулированные в концепции, но и способы их воплощения.

Дополнительное образование детей выступает как социально-педагогическая система, жизненная активность которой скоординирована с различными сферами деятельности человека. В обстановке инновационных изменений российского общества дополнительное образование продолжает развиваться. Рассматривая взаимосвязь между формальным школьным и дополнительным образованием, А. Г. Асмолов свидетельствует: «Нужно четко понять взаимоотношения между формальным, школьным образованием, где есть стандарты, и потому оно консервативно, и дополнительным образованием как источником формирования идентичности личности и ее мотивации к будущему, мотивации к развитию» [1, с. 6].

Основное положение в системе дополнительного образования занимает педагог, он определяет постоянное развитие образовательного учреждения и должен организовать активную деятельность по различным направлениям развития личности ребенка, в том числе физическому, интеллектуальному, духовно-нравственному.

Образовательные комплексы и общеобразовательные школы предоставляют детям большой набор разнообразных дополнительных образовательных услуг, удовлетворяющих их интересы и потребности. И это уже не только привычные всем кружки, клубы, спортивные секции и музыкальные занятия. Дополнительное образование детей сегодня - это:

- вовлечение учащихся в творческую, проектно-исследовательскую, продуктивную деятельность, с приоритетом научно-технического, туристско-краеведческого, естественно-научного и социально-педагогического направлений деятельности;

- удовлетворение индивидуальных интересов и развитие индивидуальных способностей детей за пределами урока; выявление и поддержка высоко мотивированных и одаренных детей;

- организация работы с социально незащищенными категориями, включая детей с проблемами здоровья и развития.

Основная идея дополнительного образования детей состоит в признании права учащегося одновременно выбирать получение обязательного базового (формального) образования и дополнительного (неформального) образования. Дополнительное образование детей предназначено для реализации образовательных программ, имеющих образовательные цели и рассчитанных на достижение новых (дополнительных) образовательных результатов.

Теоретический обзор. Современные исследователи С. В. Кривых, Н. Н. Кузина к отличительным характеристикам педагогики дополнительного образования относят: «Выбор детьми образовательной области, профиля, педагога; многообразие видов деятельности; личностно-деятельностный характер образовательного процесса; лич-ностно-ориентированный подход к ребенку; признание права на пересмотр возможностей в самоопределении; применение средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы» [11, с. 46].

Отдельные вопросы, связанные с исследованием предмета, цели, задач, принципов, функций дополнительного образования детей рассматривают большинство исследо-

вателей (А. И. Андреев [13], А. Г. Асмолов [1], В. А. Березина [2], Л. Н. Буйлова [3], В. П. Голованов [5], Е. Б. Евладова [9], Л. Г. Логинова [9], С. Б. Серякова [15], А. И. Щетинская [13] и др.) и предлагают создание ситуации успеха.

Деятельность педагога дополнительного образования обращена не только на развитие познавательной потребности детей, но и на решение образовательных задач, что способствует использованию знаний и навыков, приобретаемых подростками в учреждениях дополнительного образования, в нестандартных жизненных ситуациях.

В сфере дополнительного образования детей отсутствует жесткий регламентированный компонент образовательного процесса, что предоставляет педагогам наибольший простор для реализации творческих инициатив.

Значимость совершенствования системы дополнительного образования детей заключается:

- в развитии и сохранении уникальности ребенка в непрерывно меняющейся социальной среде;

- в удовлетворении непосредственной потребности детей в постижении себя, осознании себя в окружающем мире, обретении способности сохранять свою независимость, не стесняя других;

- в формировании стойкого противодействия развивающейся личности разрушительным воздействиям.

Специалист дополнительного образования детей должен знать сущность образовательного процесса для организации собственной работы, разработки дополнительных образовательных программ и учебных планов; владеть основами общей педагогики, принципами дидактики и спецификой их применения. Педагог дополнительного образования детей намного чаще вносит изменения в образовательный процесс, это зачастую зависит от способностей, знаний и уровня умственного развития ребенка; педагог должен обладать теоретическими знаниями по возрастной психологии, поскольку ему приходится работать с разновозрастными группами детей.

Педагог должен следить за последними достижениями науки в области воспитании и обучении для повышения уровня качества дополнительного образования детей. Пони-

мание различных методов и приемов обучения и воспитания необходимо педагогам, чтобы использовать в своей практике как традиционные, так и инновационные формы обучения и воспитания для успешной реализации образовательных программ.

Реформирование государственной образовательной системы России, переход к личностно-ориентированному, индивидуальному типу образования требует мотивированного роста уровня педагогической культуры педагогов дополнительного образования, родителей, всей окружающей детей среды.

Рассматривая требования к педагогу, В. П. Голованов отмечает, что сегодня от педагога дополнительного образования детей требуется:

- учет в работе индивидуальных задатков и склонностей ребенка;

- представление ребенку возможности свободно проявлять свою индивидуальность;

- предоставление возможности самостоятельно принимать решения;

- умение координировать с ребенком свои действия;

- создавать условия, чтобы ребенок мог осмысленно придерживаться инструкций [5].

Координация деятельности педагогов, родителей и детей предполагает различные способы организации сотрудничества: коллективная учебная работа (в кружках, секциях, студиях, в учебных группах); организация различных выездных мероприятий (объединенные походы, экспедиции, экскурсии).

Решение проблемы занятости детей и подростков создает условия неотъемлемого сочетания организации досуга с разнообразными формами предоставления образовательных услуг.

Развитие личности учащихся, проявляющих интерес к науке, искусству, культуре, спорту является основополагающей задачей, которая стоит перед специалистами дополнительного образования. Качественные изменения в содержании дополнительного образования детей ставят перед педагогами следующие задачи:

- обеспечить условия для осуществления практических потребностей с целью профессионального самоопределения, развития разносторонних способностей учащихся;

- формировать навыки учебно-исследо-

вательской и экспериментальной работы;

- формировать общую культуру детей и подростков, обучающихся в учреждениях дополнительного образования, организовать содержательный досуг.

Профессиональная подготовка должна обеспечить мотивацию будущих специалистов и профессионалов к самореализации в деятельности, непрерывному самообразованию и личностному развитию [16; 17]. В процессе профессионального образования необходимо создать условия, которые будут способствовать повышению личностного потенциала будущего педагога; обеспечат формирование у него ценностных ориента-ций, нравственных установок, социального опыта и социально-педагогической компетентности, социальной мобильности. Целесообразно формировать у будущего педагога такие качества личности, которые позволят ему в своей педагогической деятельности быть для воспитанников образцом нравственности, гражданственности, общение с которым будет мотивировать подростков к личностному росту и развитию.

Поэтому задача высшей школы - формировать у педагога профессионально-личностную позицию. Под профессионально-личностной позицией педагога Л. В. Ведерникова понимает «систему интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности, которые являются источником его активности, основой профессионально-ценностного сознания и профессионально-личностного развития» [4, с. 39].

Для того чтобы способствовать формированию исследовательской позиции у школьников, от самостоятельного осмысления проблемы до планирования и оценивания экспериментальной работы, педагог должен владеть способностью выполнять психолого-педагогическую поддержку и сопровождение воспитанников в процессе образовательной деятельности, что является важной составляющей профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

Совместная деятельность учреждений дополнительного образования с учеными и преподавателями вузов является неоспоримым достоинством современной плодотвор-

ной работы образовательных учреждений. Дальнейшее совершенствование деятельности учреждений дополнительного образования, изучение их роли в процессе развития личности подростков, организация научно-исследовательской работы учащихся - это вопросы для обсуждения, выносимые на совместные семинары, конференции. Студенты и аспиранты продолжают научную работу, начатую в учреждении дополнительного образования, будучи еще школьниками. Такая преемственная связь является значимой: найдя применение своим талантам, молодые люди приобретают дополнительные преимущества в саморазвитии, наилучшим образом адаптируются к жизни, отличаются ранним профессиональным становлением.

Несмотря на положительную тенденцию в развитии дополнительного образования, существуют проблемы, затрудняющие профессиональный рост педагогов дополнительного образования. Одной из них является отсутствие у отдельных учителей психолого-педагогического образования.

Целенаправленная подготовка педагогов дополнительного образования продолжительное время осуществлялась только в средних специальных образовательных учреждениях (с 1998 г.) с введением специальности «Педагогика дополнительного образования».

Профессиональная подготовка педагогов дополнительного образования в вузах осуществляется всего лишь в рамках специализации «Педагогика дополнительного образования» по специальностям «Педагогика» и «Педагогика и психология». С. Б. Серякова данный факт объясняет следующими причи-

нами: «Вузы пока не готовы в силу специфики и содержания высшего образования к мобильности и ориентации на "живую" воспитательную и обучающую деятельности, каковых требует специфика учреждений дополнительного образования детей» [15, с. 39].

Выводы. Подготовка в вузах квалифицированных кадров для системы дополнительного образования детей предполагает решение следующих задач:

- определить профессиональные компетенции педагога дополнительного образования согласно с профилем деятельности;

- осуществить разработку совокупности методов, средств, форм для диагностики уровня сформированности требуемых компетенций;

- выполнить разработку научно-методического и учебно-методического обеспечения основных образовательных программ;

- способствовать развитию материально-технической базы и информационных ресурсов;

- привлекать к учебному процессу специалистов и руководителей учреждений дополнительного образования детей.

Анализируя исследования в области педагогики дополнительного образования и исходя из существующей общеобразовательной практики (А. Г. Асмолов [1], В. А. Березина [2], Л. Н. Буйлова [3], Б. А. Дейч [7], Е. Б. Евладова [9], Л. Г. Логинова [9], С. Б. Серякова [15], А. И. Щетинская [13] и др.), мы можем констатировать, что целенаправленная подготовка педагога для системы дополнительного образования детей становится осознанной необходимостью повышения профессионального уровня педагога.

Библиографический список

1. Асмолов А. Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение // Образовательная политика. - 2014. - № 2 (64). - С. 2-6.

2. Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1998. - 147 с.

3. Буйлова Л. Н. Сущность и специфика дополнительного образования детей в современной системе образования российской Федерации // Мир науки, культуры, образования. - 2011. -№ 6 (2). - С. 130-134.

4. Ведерникова Л. В. Профессионально-лич-

ностное развитие будущего педагога // Среднее профессиональное образование. - 2015. -№ 10. - С. 39-42.

5. Голованов В. П. Профессиональная подготовка тьюторов для системы дополнительного образования детей // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. - 2013. - № 1 (2). - С. 64-67.

6. Дейч Б. А. Внешкольная работа с детьми в России на этапе становления (конец XIX - начало ХХ веков): историко-педагогический анализ // Сибирский педагогический журнал. - 2012. -

№ 5. - С. 225-230.

7. Дейч Б. А., Ромм Т. А., Юрочкина И. Ю. Внешкольная работа с детьми в теории и практике социального воспитания историко-педаго-гический анализ: монография. - Новосибирск, 2014. - 481 с.

8. Дополнительное образование детей: учеб. пособие / под ред. О. Е. Лебедева. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 251 с.

9. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: учебник для студ. пед. училищ и колледжей. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 349 с.

10. Козинец Н. Н. Дополнительное технологическое образование в контексте повышения качества жизни // XXVI Ершовские чтения: сборник научных статей с международным участием. -Ишим: Изд-во ИПИ им. П. П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2016. - С. 34-37.

11. Кривых С. В., Кузина Н. Н. Теория и практика дополнительного образования детей: учебное пособие: [для педагогов дополнительного и общего образования, слушателей системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации]. - СПб.: ИДПИ, 2011. - 159 с.

12. Куприянов Б. В. Программы в учреждении дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие. - М.: НИИ школьных технологий, 2011. - 228 с.

13. Педагогика дополнительного образования: Приоритеты духовности, здоровья и творчества: учеб. пособие / под ред. В. И. Андреева,

А. И. Щетинской. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005. - 328 с.

14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, утверждающее Концепцию развития дополнительного образования детей: официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - 2014. - 10 сентября [Электронный ресурс]. - URL: И1р://минобрнауки.рф/докумен-ты/4429 (дата обращения: 28.12.2016).

15. Серякова С. Б. Дополнительное образование детей и профессиональная подготовка педагога // Педагогическое образование и наука. -2011. - № 5. - С. 36-40.

16. Чеснокова Г. С., Чесноков В. А. Проблема исследования субъектности личности в педагогике высшей школы // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015. -Т. 21. - № 3. - С. 94-99.

17. Чесноков В. А. Организационно-педагогическая модель развития субъектных характеристик личности будущего юриста в процессе профессиональной подготовки // Известия Российского государственнного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2010. -№ 121. - С. 214-219.

18. Robinson B., Latchem C. Teacher Education through Open and Distance Learning // World review of Distance Education and Open Learning. -Routledge-Falmer, NY, 2003. - Vol. 3.

Поступила в редакцию 11.01.2017

Kozinets Natalya Nikolaevna

Senior teacher of Department of Physical and Mathematical Disciplines and Professional and Technological Education, Tyumen State University, kozinec.natalya@bk.ru, Ishim

PROFESSIONAL TRAINING OF THE TEACHER FOR SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

Abstract. In article modern requirements to quality of system of additional education of children and distinctive features of professional development of the additional education teacher, and also the requirement to its vocational training reveal. A research objective - studying of specifics of activity of the additional education teacher and psychology and pedagogical maintenance of its activity as bases of professional formation and development of the teacher. Intrinsic characteristics and specifics of system of additional education of children reveal; continuity at all steps of professional preparation taking into account multilevel process of education; detection of features of professional activity of the additional education teacher; aiming of process of training of future teacher at ability of pupils to apply general-theoretical knowledge and practical experience. Existence of professional and personal consciousness and professional and personal development of future additional education teacher al-

lows to judge increase in professional standard. The conclusion is drawn on increase in the importance of psychology and pedagogical maintenance as bases of professional activity of the teacher.

Keywords: additional education, expert of additional education, professional training of the additional education teacher.

References

1. Asmolov, A. G., 2014. Dopolnitel'noe person-al'noe obrazovanie v e'poxu peremen: sotrudnichest-vo, sotvorchestvo, samotvorenie [Additional personal education during an era of changes: cooperation, co-authorship, self-creation]. Obrazovatelnaya politika [Educational policy], 2 (64), pp. 2-6 (in Russ.).

2. Berezina, V. A., 1998. Dopolnitel'noe obrazovanie detej kak sredstvo ix tvorcheskogo razvitiya [Additional education of children as means of their creative development]. Cand. Sci. (Pedag.). Moscow, 147 p. (in Russ.).

3. Bujlova, L. N., 2011. Sushhnost' i specifika dopolnitel'nogo obrazovaniya detej v sovremennoj sisteme obrazovaniya rossijskoj Federacii [Essence and specifics of additional education of children in a modern education system of the Russian Federation]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education], 6 (2), pp. 130-134 (in Russ.).

4. Vedernikova, L. V., 2015. Professional'no-lich-nostnoe razvitie budushhego pedagoga [Professional and personal development of future teacher]. Sred-nee professional'noe obrazovanie [Secondary professional education], 10, pp. 39-42 (in Russ.).

5. Golovanov, V. P., 2013. Professional'naya podgotovka t'yutorov dlya sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej [Vocational training of tutors for system of additional education of children]. Vestnik Moskovskogo universiteta imeni S. Yu. Vitte. Seriya 3: Pedagogika. Psixologiya. Obrazovatel'nye resursy i texnologii [Messenger of the Moscow university of a name S. Yu. Witte], 1 (2), pp. 64-67 (in Russ.).

6. Dejch, B. A., 2012. Vneshkol'naya rabota s det'mi v Rossii na e'tape stanovleniya (konec XIX -nachalo XX vekov): istoriko-pedagogicheskij analiz [Out-of-school work with children in Russia at a formation stage (the end of XIX - the beginning of the XX centuries): historical and pedagogical analysis]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 5, pp. 225-230 (in Russ., abstr. in Eng.).

7. Dejch, B. A., Romm, T. A., Yurochkina, I. Yu., 2014. Vneshkol'naya rabota s det'mi v teorii i praktike social'nogo vospitaniya istoriko-pedagog-icheskij analiz [Out-of-school work with children in the theory and practice of social education the historical and pedagogical analysis]. Novosibirsk, 481 p. (in Russ.).

8. Lebedeva, O. E., ed., 2003. Dopolnitelnoe obrazovanie detey [Additional education of children]. Moscow: VLADOS Publ., 251 p. (in Russ.).

9. Evladova, E. B., Loginova, L. G., Mixajlova, N. N., 2004. Dopolnitel'noe obrazovanie detej [Additional education children]. Moscow: VLADOS Publ., 349 p. (in Russ.).

10. Kozinec, N. N., 2016. Dopolnitel'noe tex-nologicheskoe obrazovanie v kontekste povysheni-ya kachestva zhizni [Additional technological education in the context of improvement of quality of life]. XXVI Ershovskie chteniya: sbornik nauchnyx statej s mezhdunarodnym uchastiem [XXVI Yer-shov readings: the collection of scientific articles with the international participation]. Ishim: IPI publishing house of P. P. Yershov (branch) of TyumSU, pp. 34-37 (in Russ.).

11. Krivykh, S. V., Kuzina, N. N., 2011. Teoriya i praktika dopolnitel'nogo obrazovaniya detej [Theory and practice of additional education of children: education guidance]. Saint Petersburg: IDPI Publ., 159 p. (in Russ.).

12. Kupriyanov, B. V., 2011. Programmy v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya detej [Programs in establishment of additional education of children]. Moscow: Scientific research institute of school technologies Publ., 228 p. (in Russ.).

13. Andreeva, V. I., Shchetinskoy, A. I., eds., 2005. Pedagogika dopolnitel'nogo obrazovaniya: Prioritety duxovnosti, zdorov'ya i tvorchestva [Pedagogics of additional education: Priorities of spirituality, health and creativity]. Kazan': Center of innovative technologies Publ., 328 p. (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. The order of the Government of the Russian Federation of September 4, 2014 No. 1726-r approving the Concept of development of additional education of children: official site of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. -2014. - On September 10 [online]. Available at: http://MHHo6pHayKH.p$/goKyMeHTLi/4429 (Accessed 28 December 2016) (in Russ.).

15. Seryakova, S. B., 2011. Dopolnitel'noe obrazovanie detej i professional'naya podgotovka pedagoga [Additional education of children and vocational training of the teacher]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical education and science], 5, pp. 36-40 (in Russ.).

16. Chesnokov, V. A., 2010. Organizacion-no-pedagogicheskaya model' razvitiya sub"ektnyx xarakteristik lichnosti budushhego yurista v processe professional'noj podgotovki [Organizational and pedagogical model of development of subject characteristics of the identity of future lawyer in the course of vocational training]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennnogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena [News of the Russian state pedagogical university of A. I. Herzen], 121, pp. 214-219 (in Russ.).

17. Chesnokova, G. S., Chesnokov, V. A., 2015. Problema issledovaniya sub"ektnosti lichnosti v ped-

agogike vysshej shkoly [A problem of a research of subjectivity of the personality in pedagogics of the higher school]. Vestnik Kostromskogo gosudarst-vennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psixologiya. Social'naya rabota. Yu-venologiya. Sociokinetika [Bulletin of the Kostroma state university of N. A. Nekrasov. Series: Pedagogics. Psychology. Social work. Youth studies. Sot-siokinetika], T. 21, No 3, pp. 94-99 (in Russ.).

18. Robinson, B. Latchem, C., 2003. Teacher Education through Open and Distance Learning. World review of Distance Education and Open Learning. Routledge-Falmer, NY, Vol. 3.

Submitted 11.01.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.