Научная статья на тему 'Антикоррупционные экспертизы нормативно-правовых актов как фактор совершентвования российского законодательства'

Антикоррупционные экспертизы нормативно-правовых актов как фактор совершентвования российского законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
448
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ / ANTICORRUPTION EXPERTISE / ANTICORRUPTION MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Труфанова Полина Игоревна

В статье освещены вопросы правового регулирования антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, региональные особенности механизма проведения антикоррупционной экспертизы на примере Пензенской области; рассмотрены основные цели и задачи антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTICORRUPTION EXPERTISE REGULATORY AS A FACTOR SOVERSHENTVOVANIYA RUSSIAN LAW

This article considers the problems of the legal regulation of anticorruption expertise of legal acts and their projects, regional features of the mechanism of anticorruption expertise in Penza region as the example; it contains the basic aims and objectives of anticorruption expertise of legal acts and their projects.

Текст научной работы на тему «Антикоррупционные экспертизы нормативно-правовых актов как фактор совершентвования российского законодательства»

УДК 342.9

АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНОПРАВОВЫХ АКТОВ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНТВОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

П. И. Труфанова

ANTICORRUPTION EXPERTISE REGULATORY AS A FACTOR SOVERSHENTVOVANIYA RUSSIAN LAW

P. I. Trufanova

Аннотация. В статье освещены вопросы правового регулирования антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, региональные особенности механизма проведения антикоррупционной экспертизы на примере Пензенской области; рассмотрены основные цели и задачи антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов.

Ключевые слова: антикоррупционная экспертиза, меры противодействия коррупции.

Abstract. This article considers the problems of the legal regulation of anticorruption expertise of legal acts and their projects, regional features of the mechanism of anticorruption expertise in Penza region as the example; it contains the basic aims and objectives of anticorruption expertise of legal acts and their projects.

Key words: anticorruption expertise, anticorruption measures.

Одним из актуальных и одновременно недостаточно проработанных вопросов в настоящее время остается антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов власти различных уровней. Наиболее полным представляется определение экспертизы нормативного правового акта, сформулированное О. А. Коротковой: «Это публично-правовая деятельность лица (группы лиц), обладающего специальными знаниями, направленная на проведение исследования законопроекта или законодательного акта на предмет его соответствия объективным требованиям в определенной сфере общественных отношений, а также на подготовку, оформление выводов и рекомендаций (заключений) по данному законопроекту или законодательному акту [1]. Федеральное законодательство предусматривает различные виды экспертиз, которые могут проводиться в отношении нормативных правовых актов и их проектов. К их числу относят правовую, лингвистическую, независимую, финансовую, экологическую, антикоррупционную, общественную экспертизу и др.

Значительная часть коррупционных мероприятий возможна благодаря возникающим по недосмотру либо умышленно недостаткам действующего законодательства, способствующим совершению коррупционных действий или принятию коррупционных решений в процессе реализации нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные нормы. Коррупциогенность нормативного правового акта либо его проекта обусловливается наличием в нем коррупциогенных факторов [2]. Под этими фактами Федеральный за-

кон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [3] понимает такие положения нормативных правовых актов либо их проектов, которые устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Исследованию необходимости проведения антикоррупционной экспертизы в последнее время были посвящены научные работы И. И. Лившица, П. А. Кабанова, В. М. Корякина, М. А. Краснова, Н. А. Лопашенко, С. В. Мат-ковского, А. В. Нестерова, А. Ф. Ноздрачева, Е. Ю. Савченко, К. А. Стрельникова, Э. В. Талапиной, Ю. А. Тихомирова, В. Н. Южакова.

Антикоррупционная экспертиза была создана для того, чтобы разрешить проблему благоприятной почвы для коррупционной деятельности, которую создают нормативно-правовые акты, посредством выявления корруп-циогенных факторов с целью их последующего устранения, а также ликвидации способствующих возникновению коррупции изъянов нормативных правовых актов. В связи с этим в качестве целей осуществления антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов можно определить выявление в них коррупциогенных факторов, допускающих возможность совершения коррупционных действий, их устранение, а также включение в положения указанных актов антикоррупционных норм и правил в превентивных целях, в т.ч. внесение предложений о необходимости отмены, изменения, доработки либо отклонения нормативного правового акта или его проекта [2].

В ФЗ от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» определены субъекты, которые правомочны проводить указанный вид экспертизы. К ним относятся прокуратура Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области юстиции, а также иные органы, организации и их должностные лица.

Так, согласно ст. 3 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» прокуратура Российской Федерации осуществляет антикоррупционную экспертизу в соответствии с указанным законом, а также ФЗ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [4] в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции осуществляет антикоррупционную экспертизу также в соответствии с ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в порядке и согласно методике, которые определены Правительством Российской Федерации. А органы, организации, их должностные лица - в соответствии с указанным Федеральным законом в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправ-

ления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» определяет компетенцию субъектов антикоррупционной экспертизы, объекты и случаи ее проведения. Так, прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:

1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;

3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу:

1) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, при проведении их правовой экспертизы;

2) проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов при проведении их правовой экспертизы;

3) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований при их государственной регистрации;

4) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при мониторинге их применения.

В свою очередь органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения, а в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциоген-ных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры [3].

Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Пензенской области предусмотрено постановлением Губернатора Пен-

зенской области от 03.06.2009 № 171 «Об антикоррупционной экспертизе правовых актов, проектов правовых актов Губернатора Пензенской области, Правительства Пензенской области, иных исполнительных органов государственной власти Пензенской области» [5] и постановлением Правительства Пензенской области от 31.12.2010 № 912-пП «О Регламенте Правительства Пензенской области» [6].

Для проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекты нормативных правовых актов (с указанием почтового адреса, телефона, факса, адреса электронной почты их разработчика и Управления Правительства Пензенской области по профилактике правонарушений и взаимодействию с правоохранительными органами) размещаются Управлением информатизации Пензенской области на официальном сайте Правительства [7].

По результатам независимой антикоррупционной экспертизы инициатором (независимым экспертом) составляется экспертное заключение, оформляемое в соответствии с Методикой проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 № 196. Методикой определен перечень коррупциогенных факторов:

- факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления;

- факторы, связанные с наличием правовых пробелов;

- факторы системного характера [7].

Основное значение антикоррупционной экспертизы законодательства в современных условиях заключается в том, что она выступает как важнейшее средство противодействия коррупции, способствует исключению злоупотребления правом со стороны должностных лиц [1]. Своевременное выявление и устранение коррупционных предпосылок еще на стадии принятия нормативного правового акта не только будет способствовать недопущению коррупционных проявлений со стороны правоприменителей - должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, но и позволит совершенствовать их деятельность и в конечном счете не допустить нарушения прав и свобод граждан, а также законных интересов хозяйствующих субъектов.

Список литературы

1. Воронина, Ю. И. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов как средство противодействия коррупции в современной России: теоретикоправовой аспект / Ю. И. Воронина // Вестник Тюменского государственного университета. - 2012. - № 3.

2. Казаченкова, О. В. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов: правовые аспекты / О. В. Казаченкова // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - № 3.

3. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Интернет-портал «Российской газеты». - иКЬ: http://www.rg.ru/2009/07/22/ ехрет^а^ок. Мт1

4. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Информационная система «Консультант Плюс». - иКЬ: http://base.consu1tant.ru/cons/cgi/on1ine.cgi?req=doc;base=LAW;n=133796

5. Постановление Губернатора Пензенской области от 03.06.2009 № 171 «Об анти-

коррупционной экспертизе нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов Губернатора Пензенской области, Правительства Пензенской области» II Информационная система «Консультант Плюс». - URL:

http :IIbase.consultant.ruI

6. Постановление Правительства Пензенской области от 31.12.2010 № 912-пП «О Регламенте Правительства Пензенской области» II Информационная система «Консультант Плюс». - URL: http:IIbase.consultant.ruI

7. Прокуратура Пензенской области. Официальный сайт. - URL: http://www.procpenza.ru/ answerI36

Труфанова Полина Игоревна

студентка,

юридический факультет,

Пензенский государственный университет E-mail: polina-trufanova@mail.ru

Trufanova Polina Igorevna

student,

faculty of law,

Penza State University

УДК 342.9 Труфанова, П. И.

Антикоррупционные экспертизы нормативно-правовых актов как фактор совершентвования российского законодательства / П. И. Труфанова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 4 (8). - С. 303-307.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.