Научная статья на тему 'Английский язык через систему Moodle'

Английский язык через систему Moodle Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1769
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / НАВЫК / АУДИРОВАНИЕ / ЧТЕНИЕ / ПИСЬМО / MOODLE / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LANGUAGE / ENGLISH / SKILLS / LISTENING / WRITING / READING / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремеева Гузель Ринатовна, Мельникова О.К.

Данная статья посвящена использованию системы дистанционного образования Moodle. Рассматриваются функциональные возможности и преимущества системы Moodle. Особое внимание уделено компонентам дистанционного обучения, направленным на развитие навыков аудирования, письма и чтения при обучении английскому языку. В статье приведены примеры заданий для выполнения индивидуальной, парной и групповой форм работы на занятиях по английскому языку. В заключении делается вывод об эффективности дистанционно-аудиторного обучения, при котором студенты способны приобретать и контролировать собственные знания, а роль преподавателя изменяется с транслятора на тьютора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еремеева Гузель Ринатовна, Мельникова О.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ENGLISH LANGUAGE THROUGH MOODLE

The article is devoted to the system of distance learning Moodle. Functionalities and advantages of the system are considered. Special attention is paid to the components of distance learning, which contribute to the development of listening, writing and reading skills in the process of the English language learning. The examples of tasks for individual, pair and group work at the English lessons are given. Both the effectiveness of remote-classroom education that allows students to acquire and control their knowledge, and the changing of the teacher’s role for a tutor are concluded.

Текст научной работы на тему «Английский язык через систему Moodle»

УДК 378

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ MOODLE Г.Р. Еремеева, О.К. Мельникова

Аннотация. Данная статья посвящена использованию системы дистанционного образования Moodle. Рассматриваются функциональные возможности и преимущества системы Moodle. Особое внимание уделено компонентам дистанционного обучения, направленным на развитие навыков аудирования, письма и чтения при обучении английскому языку. В статье приведены примеры заданий для выполнения индивидуальной, парной и групповой форм работы на занятиях по английскому языку. В заключении делается вывод об эффективности дистанционно-аудиторного обучения, при котором студенты способны приобретать и контролировать собственные знания, а роль преподавателя изменяется с транслятора на тьютора.

Ключевые слова: английский язык, навык, аудирование, чтение, письмо, Moodle, дистанционное образование.

THE ENGLISH LANGUAGE THROUGH MOODLE G. Eremeeva, O. Melnikova

Abstract. The article is devoted to the system of distance learning Moodle. Functionalities and advantages of the system are considered. Special attention is paid to the components of distance learning, which contribute to the development of listening, writing and reading skills in the process of the English language learning. The examples of tasks for individual, pair and group work at the English lessons are given. Both the effectiveness of remote-classroom education that allows students to acquire and control their knowledge, and the changing of the teacher's role for a tutor are concluded.

Keywords: language, English, skills, listening, writing, reading, Moodle, distance learning.

Дистанционное образование - одно из самых быстро развивающихся направлений системы образования как за рубежом, так и в Российской Федерации. Крупнейшие образовательные и коммуникационные компании (AGT Communications Group), КРОС (Компания развития общественных связей), Newton PR & Communications (НЬЮТОН), ведущие университеты мира (Stanford University, Yale University, Harvard University, МГУ имени М.В. Ломоносова) вкладывают огромные финансовые средства в создание и продвижение дистанционных курсов.

Существуют технические возможности создания курсов, минимальный общий перечень требований к структуре, при этом не существует рекомендаций для конструирования курсов по гуманитарным или естественно-научным учебным предметам. В современной научной литературе имеются психолого-педагогические рекомендации к конструированию курсов. На основе существующих программ обучения студентов возможно спроектировать систему методических рекомендаций к созданию дистанционных курсов.

В Казанском (Приволжском) федеральном университете одним из направлений внедрения электронного обучения является создание онлайн-курсов в системе дистанционного образования (СДО) LMS MOODLE [4]. Данная система обладает богатым инструментарием для контроля знаний и имеет следующие функциональные возможности:

- автоматический контроль результатов тестирования (используя определенные настройки при создании теста, преподаватель может предоставить учащимся возможность просмотра личных результатов, или же запретить их отображение);

- возможность корректировки и оценивания выполненных заданий, упражнений, рефератов, эссе, проектов (преподаватель может, при проверке самостоятельной работы, предоставить учащемуся комментарии и замечания по каждому из ответов для четкого понимания критериев оценивания);

- обеспечение быстрой обратной связью (результаты оценивания выполненной самостоятельной работы предоставляются сразу после проверки, как преподавателю, так и студенту);

- формирование отчетности о количестве и качестве выполненных работ;

- возможность выбора и создание преподавателем индивидуальной шкалы оценивания каждого задания [1].

Использование системы Moodle позволяет преподавателям создавать индивидуальные дистанционные курсы для студентов. Она способна увеличить эффективность подготовки студентов по той или иной дисциплине.

Преимуществом Moodle является то, что преподавателю необязательно владеть навыками программирования и администрирования баз данных, не нужны фундаментальные знания в области создания сайтов и т.п. Данная система позволяет любому преподавателю на

интуитивном уровне освоить ее и самому научиться конструировать, создавать и управлять процессом обучения и контроля.

Используя подсказки и помощь справочной системы, преподаватель способен

самостоятельно сформировать электронный курс и руководить его работой. Система Moodle устроена таким образом, что может разместить любые мультимедийные материалы, необходимые при формировании новых, развитии имеющихся или проверке приобретенных знаний (видео- и аудиоматериал, таблицы, схемы и др.).

Механизм настройки позволяет

преподавателю, даже не владея знанием языка HTML, быстро и без особых усилий подобрать цветовую палитру и прочие компоненты дизайна учебного материала [2].

Преподаватель в праве выбрать, удобную, в том или ином случае, структуризацию учебного курса. Структуризация курса может быть предложена тематическая или календарная. Тематическая структуризация позволяет студентам изучать учебные материал в рамках предложенных секций с определенной тематикой. Календарная структуризация дает возможность узнать изучаемый недельный курс, заготовленный преподавателем и

самостоятельно запланировать время на его прохождение.

Используемые электронные ресурсы могут содержать как информационные ресурсы, так и компоненты, с помощью которых можно оценить работу учащихся (задания, тесты, лекции и др.).

В системе высшего образования большое внимание уделяется лекционным занятиям. Moodle позволяет создать основные элементы курса «Лекция». Данный элемент является основой всего курса, и грамотная его проектировка позволит улучшить и разнообразить учебный процесс. «Лекция» устроена таким образом, что имеются необходимые переходы из одного этапа занятия в другой.

Система позволяет разработчику образовательного курса редактировать материал, вносить коррективы непосредственно по ходу обучения. У преподавателя имеется возможность изменять структуру компонентов и добавлять при необходимости лекции, глоссарии, чаты и т.д.

Система Moodle, благодаря расширенному инструментарию, позволяет преподавателям представлять свои материалы обучающего курса, проводить теоретические и практические

занятия, организовывать индивидуальную, парную и групповую формы работы [2].

Наиболее распространенным видом индивидуальной работы является выполнение тестов, т.е. определение единственно правильного ответа из предложенного множества. Электронный образовательный ресурс на платформе Moodle предоставляет широкую возможность индивидуального выполнения заданий на определение правильного или неправильного ответов (True / False).

Составитель электронного образовательного курса имеет возможность предоставить студентам после определенных заданий резюме оценивания, где показано общее количество участников, требуемое количество ответов и реально набранные баллы.

При работе в паре предлагается конкретное направление в обсуждении и определенные вопросы. Например, по проблеме создания собственного блога студенты отвечают на следующие вопросы:

- Почему вы хотите создать свой блог? -Напишите дневник своих идей и поделитесь опытом по обсуждаемой теме.

- Какие медиа ресурсы вы бы включили в свой блог: тексты, фотографии, видео и аудио файлы?

- Какие другие блоги вы бы предложили для перехода со своего блога?

- Вы бы сфокусировались на одной теме или на нескольких?

- Какой сайт вы бы использовали для размещения своего блога?

Для выполнения групповой формы работы при изучении английского языка студенты участвуют в форуме «Let's discuss». Для обсуждения им предлагаются несколько вопросов. Например, при изучении юнита "Social Networks":

What social networks do you use?

Which one do you like more?

What do you use them for?

How often do you check your profile? [5]

Студентам дается возможность высказать свое мнение и добавить тему для нового обсуждения. Для контроля знаний образовательный курс рекомендуется окончить итоговым контрольным блоком, который может выглядеть в виде теста, итогового задания, зачета или экзамена.

При создании подобных курсов основными являются вопросы целесообразности и эффективности внедрения электронного обучения как для преподавателя, так и для студента. Специалисты признают, что при

дистанционном обучении существует проблема мотивации, активности и устойчивости внимания учащихся. Важно учитывать возможности личного (в аудитории), синхронного и асинхронного (дистанционном формате) общения преподавателя со студентами, соответственный подбор различных модулей СДО. Для организации дистанционно-аудиторного обучения недостаточно добавить дистанционное обучение по остаточному принципу к аудиторным занятиям. Необходимо образовать неразрывный симбиоз очного и дистанционного образования, дающий синергетический эффект.

Курс английского языка в системе Moodle должен быть насыщенным, а сама система должна позволить осуществлять проверку у студентов по основным навыкам: аудирование, письмо, чтение (listening, writing, reading). При дистанционном изучении возможно развить все перечисленные навыки.

Для развития навыков аудирования удобно на одной странице поместить аудио- или видеофайл и предоставить вопросы (тест) по прослушанному материалу. С помощью редактирования можно ограничить время, отведенное на ответы.

Для развития навыков письма предпочтительнее давать задания студентам в виде написания эссе, которые можно представить в виде текстов или прикрепленных файлов. Для выработки связности и логичности построения того или иного высказывания можно использовать тестовые задания с множественным выбором ответов по различным темам, связанным с письмом на английском языке.

Для развития навыков чтения лучше всего студентам предоставить необходимый текст и

задания к нему. Текст не обязательно загружать; достаточно сделать на него ссылку.

Можно представить страницу в виде лекции и заданий к нему. Студенты узнают необходимую информацию из предложенной лекции и отвечают на предложенные вопросы. При правильном ответе студент может перейти на следующую страницу. Если переход на следующую страницу не осуществляется, необходимо еще раз изучить предоставленный материал.

Кроме предложенных навыков данная среда способна углубить словарный запас, за счет разработки заданий на соответствие: слово -слово, предложение - предложение, картинка -предложение и др.; тестирования на лексические единицы; использования разработанного глоссария.

Используя возможности Moodle, студенты способны приобретать и контролировать собственные знания, а у преподавателей появляется возможность делать анализ, не тратя на это большого времени.

Существующие проблемы дистанционного образования показывают, что более эффективным является дистанционно-аудиторное обучение. При таком обучении изменяется роль педагога с транслятора на тьютора [3]. Преподаватель не просто передает готовые знания, а стимулирует и реорганизует образовательный процесс. Это вопросы психолого-педагогических исследований

будущих десятилетий, но уже сейчас можно проанализировать и сделать выводы об эффективности дистанционного курса по соответствию методическим, психолого-педагогическим принципам организации обучения, сделать выводы по степени посещаемости курсов, отзывам участников, окупаемости курсов.

Литература:

1. Анисимова Т.И. Организация дистанционному

самостоятельной работы бакалавров средствами дистанционного обучения / Т.И. Анисимова // Фундаментальные исследования. - 2013. - №11 (Ч.4.) - С. 747-750.

2. Танеева А.Р. Электронный образовательный ресурс в аспекте организации самостоятельной работы студентов физико-математических факультетов / А.Р. Танеева // Современные проблемы науки и образования. -2014. - № 3. - Режим доступа: www.science-education.ru/117-13132

3. Громова Т.В. Подготовка преподавателя к

обучению / Т.В. Громова // Народное образование. - 2006. - №5. - С. 153-156.

4. Регламент разработки, регистрации, подготовки к использованию в учебном процессе и удаления электронных образовательных ресурсов в системе электронного обучения ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». Режим доступа: http://kpfurn/portal/docs/F_647446215/Reg..razrabotki .EOR_posl_28.04.2016_iz.Elektr.pravit.pdf

5. Professional English for IT. Режим доступа: https://edu.kpfu.ru/course/view.php?id=2001

Сведения об авторах:

Еремеева Гузель Ринатовна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков для физико-математического направления и информационных технологий Казанского (Приволжского) Федерального Университета, e-mail: gizeliksanova@rambler.ru

Мельникова Ольга Константиновна (г. Казань, Россия), старший преподаватель кафедры иностранных языков для физико-математического направления и информационных технологий Казанского (Приволжского) Федерального Университета.

Data about the authors:

G. Eremeeva (Kazan, Russia), Candidate of pedagogical sciences, associate professor at the Department of Foreign Languages for Physics, Mathematics and Information Technologies, Kazan (Volga Region) Federal University. e-mail: gizeliksanova@rambler.ru

O. Melnikova (Kazan, Russia), senior lecturer at the Department of Foreign Languages for Physics, Mathematics and Information Technologies, Kazan (Volga Region) Federal University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.