32 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
4. Ленский А. Креатив в BTL / А.Ленский // Реклама. Теория и практика. -2012. - N 5.
5. Царенко Е.С. Интеграция инструментов BTL-маркетинг в систему маркетинговых коммуникаций / Е.С. Царенко // Росссийское предпринимательство. - 2012. - N 18. - С. 82-88.
6. BTLMAGAZINE. Интернет-журнал. Btlmag.ru.
АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ «АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО БАНКА» (ОАО)
© Емельянцева М.Ю.*
Финансово-экономический институт СВФУ, г. Якутск
Статья посвящена изучению внутренней маркетинговой среды «Азиатско-Тихоокеанского Банка» (ОАО) в Республике Саха (Якутия). Использованы следующие методы анализа: SWOT-анализ и Концепция 4P.
Ключевые слова: маркетинговая среда, банк, SWOT-анализ, концепция 4Р, банковские услуги.
Одним из широко распространенных методов совместного анализа микросреды и внутренней среды предприятия является SWOT-анализ. Термин «SWOT» - это аббревиатура от сильных (Strengths) и слабых (Weaknesses) сторон предприятия, возможностей (Opportunities) и опасностей (Threats) на рынке [1, с. 72].
В анализ SWOT входят: изучение тенденций показателей развития фирмы, анализ ресурсов, анализ возможностей использования преимуществ и недостатков фирмы, определение целей и задач фирмы, исследование внешней среды для выявления ее возможностей и угроз.
Цель SWOT-анализа состоит в определении и изучении сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз рынка. Знание сильных сторон позволит эффективнее использовать возможности рынка и избегать его угроз, понимание слабых сторон, позволит вовремя выстроить их защиту, а также спланировать деятельность по их минимизации.
Основным недостатком методики проведения SWOT-анализа является трудность принятия решения и разработки возможных действий по учету факторов рыночной среды из-за небольшой информативности. Данная методика качественного SWOT-анализа решает часть этих проблем [1, с. 72].
Также для анализа внутренней среды используется Теория 4Р маркетинга [2, с. 74].
Теория (концепция) 4P (англ. Marketing mix) - маркетинговая теория, основанная на четырех основных «координатах» маркетингового планирования [2, с. 75]:
Студент.
Маркетинг
33
- product - товар или услуга, ассортимент, качество, свойства товара, дизайн и эргономика;
- price - цена, наценки, скидки;
- promotion - продвижение, реклама, пиар, стимулирование сбыта;
- place - месторасположение торговой точки, канал распределения и сбыта.
Таблица 1
Модель 4Р маркетинга «Азиатско-Тихоокеанского банка» (ОАО)
Товар: - широкий ассортимент (+); - доступность всем категориям населения (+); - наличие выгодных вариантов для постоянных клиентов(+) Продвижение: - использование интернет-ресурсов (сайт) (+); - акции для постоянных клиентов (+); - пассивная политика привлечения клиентов (-);
Цена: - дифференциация размера ставки по кредитам (+); - выгодные условия для постоянных и VIP-клиентов (+); - высокие ставки по кредитам новым клиентам (-); Месторасположение: - центральное местоположение головного офиса (+); - большое количество отделений банка (+); - наличие офисов продаж только в нескольких улусах республики (-);
Таблица 2
SWOT-анализ маркетинговой среды «Азиатско-Тихоокеанского банка» (ОАО)
Внутренние Сильные стороны Слабые стороны
Широкий спектр предоставляемых услуг минимальный пакет требуемых документов Высокие процентные ставки по кредиту для новых клиентов
Выгодные условия для постоянных клиентов Неконкурентные ставки по вкладам
Квалифицированный персонал, организованная корпоративная культура Низкая доля стабильности и постоянства кадров
Большое количество отделений и удобство их расположения Наличие офисов только в нескольких населенных пунктах улусов Республики
Активная работа сайта, максимальная доступность информации для клиентов Пассивная работа по привлечению новых клиентов
эиншэнд Угрозы Возможности
Рост стоимости доллара и евро Удержание позиций на рынке с помощью жесткого контроля над изменением доллара
Рост количества микрофинансовых организаций Своевременная динамика стоимости доллара в зависимости от его движения на мировом уровне
Рост «недоверия» населения банку Проведение акций по снижению ставок по кредиту и увеличению ставок по вкладам
Снижение доли операций на валютном рынке Активное расширение точек продаж (отделений) по улусам республики
Увеличение интереса к банкам с иностранным капиталом Активная работа обратной связи с новыми и постоянными клиентами
Таким образом, по товару «Азиатско-Тихоокеанского банка» (ОАО) имеются следующие положительные факторы, отрицательные отсутствуют.
34 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
По продвижению имеется один отрицательный фактор - пассивная политика привлечения клиентов. По цене негативный фактор - высокие ставки по кредитам новым клиентам. По месторасположению отрицательный фактор -наличие офисов продаж только в нескольких улусах республики. В целом, модель 4Р «Азиатско-Тихоокеанского банка» (ОАО) является положительной.
Таким образом, для совершенствования деятельности «Азиатско-Тихоокеанского банка» (ОАО) необходимо:
- организовать акции и программы выгодных предложений для новых клиентов, создать специальные предложения не только для пенсионеров, но и для отдельных категорий населения: военнобязан-ным, сельскому населению, студентам, организовать сезонные акции по увеличению ставок по вкладам;
- улучшить качество услуг для корпоративных клиентов: выгодные условия кредитования для держателей зарплатных карт; снизить проценты на снятие денежных средств с расчетных счетов юридических лиц;
- расширить каналы распределения по улусам республики и создать условия для кредитования жителей сельских местностей;
- активизировать работу сайта по улучшению обратной связи с клиентами и провести рекламные кампании по привлечению новых клиентов.
- контролировать динамику доллара в целях поддержания уровня конкурентоспособности банка.
Список литературы:
1. Абросимова Е.А. Организаторы торгового оборота [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.А. Абросимова. - М.: Волтерс Клувер, 2011 -200 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16788. - ЭБС «IPRbooks» (дата обращения: 15.01.2015).
2. Дробышева Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.А. Дробышева. - 3-е издание. - Электрон. текстовые данные. - М.: Дашков и К, 2014 - 150 c - Режим доступа: www.ipr-bookshop.ru/24845. - ЭБС «IPRbooks» (дата обращения: 15.01.2015).
3. Официальный сайт «Азиатско-Тихоокеанского Банка» [Электро нный ресурс]. - Режим доступа: http://www.atb.su/ (дата обращения: 17.01.2015).