Научная статья на тему 'Анализ удовлетворенности студентов изучаемой дисциплиной'

Анализ удовлетворенности студентов изучаемой дисциплиной Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
763
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ удовлетворенности студентов изучаемой дисциплиной»

Бадеева Е.А.

АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ИЗУЧАЕМОЙ ДИСЦИПЛИНОЙ

На кафедре «Бухгалтерский учет, налогообложение и аудит» ГОУ ВПО «Пензенский государственный университет» (ПГУ) разрабатывается и внедряется система оценки удовлетворенности студентов и выпускников образовательным процессом на основе процедуры анкетирования и маркетинговых исследований. Разработанные на кафедре с учетом лучших практик в области менеджмента качества механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности студентов и выпускников постоянно анализируется, корректируются, совершенствуются и сравниваются с подходами, применяемыми на других кафедрах ПГУ и лидирующих профилирующих кафедрах Российских вузов. Результаты оценки удовлетворенности студентов и выпускников учитываются при формировании целей кафедры на следующий период планирования жизненного цикла предоставления образовательных услуг по дисциплинам, читаемым на кафедре.

Анкетирование проводится по многим аспектам деятельности кафедры. Но наибольший интерес представляет оценка студентами качества преподавания конкретных дисциплин. С этой целью в 2008 г. в рамках кафедрального процесса КОУ(БУНиА)-00 «Маркетинг образовательных услуг» проводилось анкетирование студентов, изучающих дисциплину «Бухгалтерский учет», обучающихся на нашей кафедре и аналогичных кафедрах других вузов области и России, по анкете разработанной на кафедре (таблица 1). Необходимо отметить, что предлагаемая анкета может быть дополнена и другими вопросами, но в целом она раскрывает необходимую картину по ведению образовательного процесса и может применяться для анализа удовлетворенности студентов другой изучаемой дисциплины.

В опросе принимало участие 127 студентов из 25 образовательных учреждений России. Были получены заполненные анкеты из таких вузов как: Всероссийский заочный финансовый институт (ВЗФЭИ), Пензенский государственный педагогический университет (ПГПУ), Пензенская государственная технологическая академия (ПГТА), Пензенский государственный университет архитектуры и

Таблица 1 - Пример анкеты для студентов, изучающих конкретную

дисциплину______________________________________________________________________________________________

Анкета для студентов, изучающих дисциплину «Бухгалтерский учет»

Просим Вас ответить на поставленные вопросы анкеты, выделив нужный ответ.

1) В какой форме проводятся лекционные занятия по дисциплине?

В форме беседы, дискуссии преподавателя со студентами;

В виде записи основных положений курса;

В виде беседы, дискуссии и параллельной записи основных положений курса;

Ваш вариант: «___________________________________________________».

2) В какой форме проводятся практические занятия по дисциплине?

Решение практических заданий;

Подготовка докладов;

Проведение деловых игр и ситуаций;

Ваш вариант: «___________________________________________________».

3) Проводятся ли у Вас самостоятельные работы по дисциплине?

Да;

Нет.

4) Если самостоятельные работы проводятся, то в какой форме?

Решение практических заданий;

Подготовка докладов;

Ваш вариант: «____________________________________________________».

5) Проводятся ли у Вас лекционные занятия с применением информационных технологий (наличие компьютерной техники, проектора и т.п.)?

Да;

Нет.

6) Включены ли в образовательный процесс при проведении практических занятий информационные технологии (наличие компьютерной техники, проектора и т.п.)?

Да;

Нет.

7) Использует ли преподаватель при проведении лекционных и практических занятий наглядные пособия, раздаточный материал (формы документов, плакаты и т.п.)?

Да;

Нет.

8) Проводится ли преподавателем тестирование остаточных знаний по дисциплине?

Да;

Нет.

9) Достаточная ли книгообеспеченность учебного процесса по дисциплине (наличие в библиотеках учебных пособий, методических указаний, журналов и т.п.)?

Да;

Нет.

10) Имеется ли доступ студентов к информационным источникам (сеть Интернет, правовая система Гарант, Консультант) для самостоятельной работы по дисциплине?

Да;

Нет.

11) Приглашаются ли для проведения учебных занятий специалисты-практики (бухгалтера, аудиторы, работники налоговых инспекций, банков и прочих профессий)?

Да;

Нет.

12) Оцените качество читаемой дисциплины по 5-ти бальной системе:

«______________».

13) Укажите, в каком образовательном учреждении вы учитесь:

«____________________________________________________________________».

14) Ваши предложения, пожелания по организации образовательного процесса изучаемой дисциплины:

«____________________________________________________________________

».

15) Какие Вы имеете отзывы, сведения о проведении учебного процесса по данной дисциплине преподавателями кафедры «Бухгалтерский учет, налогообложение и аудит» Пензенского государственного университета (указать, как и на каком уровне проводятся лекционные, практические, самостоятельные работы):

« ».

Спасибо!

строительства (ПГУАС), Пензенская государственная сельскохозяйственная академия (ПГСХА), Пензенский филиал Саратовского юридического института МВД РФ (СЮИ МВД РФ), Российский социальный университет (РГСУ), Международный независимый эколого-политологический университет (ПФ МНЭПУ), Московский институт экономики и права (МИЭиП), Московский социально-экономический институт (МСЭИ), Мордовский государственный университет (МГУ), Самарский государственный экономический университет (СГЭУ) и другие.

В целом мнения студентов сходились к следующим ответам.

Лекционные занятия по дисциплине «Бухгалтерский учет» проводятся чаще всего в виде записи основных положений курса и реже в виде беседы, дискуссии и параллельной записи основных положений курса. Лекционные занятия и практические занятия с применением информационных технологий либо не проводятся, либо присутствуют некие элементы, попытки к их внедрению. Здесь сказывается недостаточная обеспеченность образовательного процесса компьютерной техникой, отсутствие проекторов в образовательном процессе, учебных аудиторий, оснащенных данной техникой.

Практические занятия по дисциплине «Автоматизация бухгалтерского учета» при изучении раздела «1С: Бухгалтерия» проводятся чаще всего в виде решения практических заданий или подготовки докладов. Проведение деловых игр и ситуаций ограничено, либо их нет вообще. Самостоятельные работы проводятся в основном решением практических задач или тестированием.

Для проведения учебных занятий не приглашаются специалисты-практики.

Студенты отмечают, что при проведении лекционных и практических занятий по дисциплине «Бухгалтерский учет» преподаватели используют наглядные пособия, раздаточный материал. Тестирование остаточных знаний по дисциплине проводится, но не во всех учебных заведениях. Книгообеспеченностью учебного процесса по дисциплине студенты довольны. Для самостоятельной работы имеется доступ студентов к информационным источникам (сеть Интернет, правовая система «Гарант», «Консультант» и прочее).

Студентам предлагалось оценить качество читаемой дисциплины по 5-ти бальной системе в их образовательном учреждении. Оценки были даны, в основном, в интервале от 3 до 5 баллов и были идентичны у разных респондентов в зависимости от учебного заведения, в котором они обучаются. Уровень читаемой дисциплины студентами ПГУ был оценен на «отлично».

В анкете студентам необходимо было указать свои предложения по изучению дисциплины, которые в основном сводятся к следующим (по значимости): 1) разнообразить процесс обучения за счет более глубо-

кого практического применения, максимально приблизив практические задания к реальным ситуациям из жизни организации; 2) активно использовать информационные технологии, деловые игры и ситуации; 3) приглашать специалистов-практиков, проводить практики в отделах бухгалтерии организаций; 4) иметь доступ к информационным источникам, изучать «1С: Бухгалтерия»; 5) пополнить библиотеки современной

научной литературой, нормативными документами, наглядными учебными пособиями; 6) проводить научнопрактические конференции.

Результаты опроса студентов обсуждались на заседании кафедры «Бухгалтерский учет, налогообложение и аудит» ПГУ в рамках кафедрального совещания «День качества». Сравнительный анализ ответов респондентов показал, что в целом организация образовательного процесса по дисциплине «Бухгалтерский учет» на нашей кафедре лучше, чем на аналогичных кафедрах других вузов. Для усовершенствования образовательного процесса необходимо взять на вооружение и внедрить пожелания студентов по организации преподавания дисциплины «Бухгалтерский учет». На кафедре были разработаны мероприятия по повышению удовлетворенности студентов образовательным процессом, в частности, с целью повышения результативности образовательного процесса на основе принципов активизации творческого мышления и состязательности студентов идут разработки и внедрение в процесс обучения деловых игр; внедряются компьютерные технологии обучения и контроля знаний студентов (например, электронные учебники, тестирование на ЭВМ) , проводятся работы по созданию информационной системы сопровождения учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.