Анализ тенденций и перспектив развития индустрии туризма в Армении
Оганян Н.,
аспирант РГУТиС (Республика Армения)
Структурные изменения в развитии государства и общества, глубокий системный кризис, в котором оказалась Республика Армения диктуют необходимость разработки общей стратегии регионального развития с одной стороны и определение точек роста в конкретных регионах с другой.
В этой связи туризм становится эффективным рычагом социально-экономического развития, без которого невозможно оздоровить национальную экономику и улучшить жизнь людей.
Туризм — важнейшая отрасль, прямо или косвенно воздействующая не только на экономику страны, но и на ее социальную политику, культуру, традиции, образ жизни, здоровье нации. Нередко туризм оказывался в разных странах эффективным рычагом, использование которого позволяет оздоровить всю национальную экономику государства.
Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие,
т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. Важнейшими факторами развития отрасли являются природно-рекреационный и историко-культурный потенциал.
Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. На его долю приходится около 10% всего мирового дохода. Постоянно растет число туристов, по оценке Всемирной туристской организации (UNWTO) к 2020 г. их число достигнет 1,5 млрд. Нельзя не подчеркнуть исключительное влияние туризма на региональное развитие, т.к. многие страны обязаны своим благополучием именно развитию туристской отрасли. Не стала исключением и Республика Армения, которая взяла курс на развитие туризма. Статистическим управлением Министерства торговли и экономического развития РА было определено, что, включая авиаперевозки, каждый турист оставляет в Армении за семь дней пребывания примерно от 800 до 1000 долларов США и если умножить эту цифру на 75 тысяч — количество туристов, то получим без малого 75 млн долларов. Оценивая влияние туризма на экономику страны, можно отметить, что доля туризма в ВВП Армении колеблется от 6% до 8%, и это весьма обнадеживающий показатель. Для сравнения
аналогичный показатель в РФ гораздо скромнее. Конечно, проведенные математические расчеты дают лишь общие параметры возможных доходов и не учитывают влияния многих факторов, но при условии сохранения внутренней стабильности и отстраненности от региональных конфликтов Армения может увеличить рост поступлений в бюджет по линии туризма. Специалисты отмечают, что ежегодно доходы от туризма могут расти примерно на 20%.
Однако туристская отрасль республики Армении сталкивается с серьезными проблемами. Решению этих проблем уделено особое внимание при разработке и реализации программ, предусмотренных государственной концепцией развития туризма Армении. Сегодня часть проблем успешно решается, в частности решены острые транспортные проблемы, улучшилась ситуация в гостиничном секторе. Только за последние два-три года открылись и были восстановлены около 20 крупных гостиниц, серьезная конкуренция наблюдается и в ресторанном секторе — ежемесячно в Армении открываются 1—2 новых ресторана. Параллельно в рамках благотворительной программы «Линси» задействованы проекты «Культура» и «Туризм», предусматривающие восстановление дорог, культурных и музейных комплексов. Следует отметить, что сектор музеев в национальном турпродукте Армении играет важную роль. Анализируя специфику национального туристского продукта, следует отметить, что интеллектуальная составляющая его достаточно высока, а следовательно, важны высококвалифицированные кадры и прежде всего гиды-переводчики и экскурсоводы, так как гиды-переводчики — ключевое звено в организации экскурсионного и культурно-познавательного туризма. Важной задачей является продвижение национального туристского продукта Армении на международном туристском рынке.
С этой целью по предложению Министерства торговли и экономического развития было основано Армянское агентство развития туризма, призванное осуществлять рекламную кампанию Армении на международном рынке. Деятельность агентства основана на со-финансировании—частично государством (20—30%), частично, исходя из выгоды своего же бизнеса, — частным сектором. Решение этой задачи обеспечит приток в республику более 200 тыс. туристов. Вместе с тем важной задачей является грамотное формирование и позиционирование туристского продукта Армении и здесь без международного сотрудничества и стратегического партнерства не обойтись.
Будучи отдельно представленной, Армения занимает довольно ограниченную нишу. Европеец или японец вряд ли приедет в регион, ограничившись целью увидеть только Армению или Грузию, Иран или Нагорный Карабах. Ему, вероятно, захочется оправдать столь долгий путь и немалые расходы. Поэтому на государственном уровне очень серьезно рассматриваются процессы интеграции с соседними странами с целью формирования комплексного межрегионального турпро-дукта.
Так, в частности, Всемирная туристическая организация очень серьезно стимулирует туристский продукт «Великий шелковый путь», где Армения имеет свою четкую позицию и как часть этого нового турпродукта завоевывает новые рынки. Вместе с тем практика реального турбизнеса показывает, что необходима децентрализация туристического бизнеса Армении, т.к. туристические ресурсы расположены в регионах Армении, однако основные доходы по-прежнему оседают в столице республики. В этой связи необходимо, чтобы регионы тоже были вовлечены в турбизнес в статусе равноправных партнеров и получали соответствующий доход, который, несомненно, повысит заинтере-
сованность и создаст новые импульсы развития.
Решение этих сложных и разноплановых задач невозможно без активного государственного участия. Государство должно стимулировать туристскую отрасль к развитию, опираясь на рычаги экономического регулирования.
Принцип государственного регулирования туристической отрасли заключается в том, что государство, признавая сферу туризма одной из приоритетных отраслей экономики Армении, содействует развитию туризма и создает благоприятные условия для функционирования отрасли. В этой связи оно определяет и поддерживает приоритетные направления, формирует образ Армении как страны благоприятной и привлекательной для туризма и представляет ее на международном уровне, а также обеспечивает полноценное соблюдение законных прав туристов, туроператоров и турагентов и других участников туристского рынка.
Государственное регулирование туристической деятельности осуществляется посредством:
— принятияправовыхактов,регулирую-щих отношения в сфере туризма;
содействия в продвижении национального турпродукта на мировом и внутреннем туристских рынках;
— лицензирования деятельности гидов и проводников, классификации объектов гостиничного хозяйства;
— прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию государственных целевых программ развития туризма;
— защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
создания благоприятных условий для инвестиций, налогового и таможенного регулирования;
— содействия кадровому обеспечению туристической деятельности. Эффективным экономическим механизмом поддержки развития туризма является и государственная налоговая
политика, которая направлена на освобождение от налога на добавленную стоимость туристских предприятий, занимающихся въездным туризмом. Важным механизмом развития туристской отрасли является и благоприятный инвестиционный климат, создаваемый на государственном уровне.
Для привлечения инвестиций в Армении введены льготы и преференции для инвесторов, вложения которых в уставной капитал компаний, зарегистрированных в Армении, превышают 500 млн драм.
Эти компании в течение двух лет освобождаются от уплаты налога на прибыль и в течение последующих пяти лет, за исключением позитивных изменений, продолжают деятельность по законодательству, при котором их бизнес был открыт.
Особая роль принадлежит и кадровой политики, которая является составной частью государственной политики в сфере туризма. С развитием туризма в республике особо остро встала задача обеспечения сферы туризма образованными и профессиональными кадрами. За последние годы растет число учебных заведений, готовящих специалистов для сферы-туризма. Следует отметить и устойчивый рот туристских потоков. За последние 3—5 лет Армению посетили представители из почти 90 стран. Согласно данным, полученным в результате анализа анкет гостей, это в основном представители стран Европейского союза, СНГ, Америки и Ближнего Востока. Необходимо сохранять позитивные тенденции и создавать условия для того, чтобы этот стабильный рост сохранялся и в последующие годы.
Следует отметить, что в Армении в последние годы ведется активная работа по разработке стратегии развития туризма. В этой связи проводятся маркетинговые исследования, изучается опыт целого ряда стран в особенности стран СНГ, с которыми у Армении есть много
общего, следовательно, опыт этих государств, несомненно, полезен.
В основу проводимых исследований была положена гипотеза о том, что туризм является ядром комплекса отраслей, вовлеченных в создание и реализацию туристского продукта. При этом социально-экономические выгоды региона от туризма значительно превышают доходы самой туристской отрасли за счет мультипликативного эффекта туристских расходов, которые вызывают волну экономической активности в отраслях, вовлеченных в обслуживание туристов.
Стратегия развития регионов должна опираться на концепцию устойчивого развития туризма, которая рассматривается как управление всеми видами ресурсов, обеспечивающее удовлетворение экономических, социальных и эстетических потребностей при сохранении культурной целостности, основных экологических процессов, биологического разнообразия и систем жизнеобеспечения. Туризм должен способствовать не только росту местной экономики, но и бережно использовать природные ресурсы, приносить пользу местному населению, помогать развитию местных ремесел и народных промыслов.
Сложные политические, экономические и социальные процессы, произошедшие в мире в XX в., изменили общество. Оно стало более развитым в промышленном и культурном отношении, мобильным, демократичным.
Многие зарубежные эксперты считают, что, несмотря на политическую и экономическую нестабильность, Армения может привлекать иностранных гостей своей древней историей, богатыми культурными традициями и истинным гостеприимством. Следует подчеркнуть и особый менталитет армянского народа, который сформировала многовековая культура гостеприимства и искусство застолья. Несмотря на непрерывную деградацию, акт гостепри-
имства в Армении все еще сохраняет отблеск благородства и вызывает сильные эмоции.
Если говорить о мотивации посещения Армении, то эксперты приходят к выводам, что большинство западных туристов интересуют история и культура, образ жизни, возможность обменяться взглядами с жителями, перспектива увидеть «неизвестную» страну, образовательные цели и бизнес.
Однако въездной туризм сдерживают многие факторы: политическая и экономическая нестабильность, рост социальной напряженности, обострение криминогенной обстановки и др.
Большой проблемой является недостаточная информированность потенциальных туристов о стране в целом и о туристском продукте в частности. Хотя с 1998 г. Армения регулярно участвует в самых авторитетных туристических выставках и ярмарках, таких как «1ТВ» в Берлине, «WТМ» в Лондоне, Кавказской выставке в Грузии, туристическом конгрессе «ASTA» в Майами и др., но этого недостаточно. Армения практически не имеет постоянных туристических представительств за рубежом. К сожалению, пока она остается за пределами активной туристической карты, и нашу страну воспринимают как интересное, но неизведанное и небезопасное место.
Этот факт подчеркивает, что Армения недостаточно хорошо представлена на международном туристическом рынке, и это можно рассматривать как серьезную проблему государственного уровня. Общеизвестно, что для изучения рынка и продвижения национального туристического продукта правительства многих стран тратят огромные средства, которые вкладываются в спонсирование рекламных фильмов, участие в международных выставках, крупные PR-компании, повышение квалификации специалистов и пр.
Все эти мероприятия проводятся посредством национальных туристических
организаций (№ГО), которые выполняют особую роль в формировании и продвижении национального туристского продукта.
Нельзя не отметить, что серьезный ущерб туризму на территории бывшего Советского Союза нанес распад державы на ряд независимых государств. Разрыв традиционных связей между республиками нарушил единое туристское пространство.
Став независимой, Армения пережила сложный экономический кризис, и на протяжении нескольких лет ее экономика находилась в депрессивном состоянии. Конечно, в условиях посткризисной разрухи и речи не могло идти о серьезном развитии туристического бизнеса. Ведь для развития туризма как отрасли экономики нужны определенные условия и материальнотехническая база. Но сегодня Армения уже готова для решения масштабных задач, ее экономика укрепляется и имеет хорошие стратегические перспективы. Позитивным сдвигом в экономике является тот факт, что в 1993 г. изменилась денежная единица Армении, а с 1994 г. наблюдается оздоровление финансовой системы республики. Страна взяла курс на структуризацию экономики, которая позволит достичь стабильного развития. Несмотря на то что Армения столкнулась с высоким уровнем инфляции в 1998 г., ее хозяйственная система продолжила поступательное развитие. В 2001 г. Армения вступила в партнерские отношения с Евросоюзом, что, несомненно, позитивно сказалось на ее международном авторитете. В том же году была отмечена великая дата — 1700-летие принятия народом Армении христианства, что вызвало неподдельный интерес у мирового сообщества и следовательно привлекло туристов в эту древнюю страну.
Нельзя не отметить, что в процветание страны верят многие иностранные инвесторы и, как следствие, в экономику Армении вкладываются значи-
тельные средства. По данным Heritage Foundation «Wall Street Journal» Армения занимает первое место среди стран СНГ в списке наиболее экономически свободных стран. Одним из признаков, по которым оценивается экономическая свобода, является именно факт присутствия значительных иностранных инвестиций в данной стране. По данным KPMG, крупнейшими инвесторами в Армении в области туризма являются:
1. AK Development LLC — американская компания, в 1998 г. одной из первых в Армении получила крупный кредит размером $18 млн на реконструкцию гостиницы «Армения Мариотт».
2. British Airways — британская компания, специализируется в телекоммуникации и авиатранспортировке, вложила большие средства в развитие обеспечения безопасности полетов.
3. Corporation America — базирующаяся в Аргентине корпорация, подписавшая в 2002 г. с правительством Армении концессионный договор на 30 лет на право владения аэропортом «Звар-тноц». В частности, договор обязывает инвестировать по крайней мере $ 30 мл. — к 2007 г. на переустройство и обновление инфраструктуры аэропорта.
4. HSBC — международная банковская сеть, первой в Армении внедрила банкоматы и разные системы оплаты банковских чеков, посредством которых турист по прибытии в страну может осуществить финансовые сделки, например оплату гостиницы картой American Express.
5. KPMG — аудиторско-консалтинговая фирма, одной из первых в 1997 г. провела маркетинговые исследования и комплексный анализ рынка в Армении, на основе и рекомендациях которых была осуществлена комплексная программа развития туризма. Основным донором, предоставившим грант в размере $124 000, выступило USAID.
6. Pernod Ricard — французская компания, приватизировавшая Ереван-скийконьячныйзавод, выпускающий алкогольные напитки, преимущественно коньяк. Армянский коньяк пользуется большим спросом у туристов, также с 2000 г. на территории завода открыт музей и проводятся экскурсии с показом фильмов и дегустацией коньячной продукции различной выдержки.
7. RENCO Spa — итальянская корпорация, построившая новые совремме-ные гостиницы в столице, такие как «Конгресс» (так же, как и «Ереван», принадлежащие сети итальянских отелей).
8. Tufenkian Hospitality Ltd. — американская корпорация, развернувшая широкий проект общей стоимостью $11,5 млн, в который входит открытие восьми новых высококлассных отелей как в Ереване, так и за его пределами.
Анализируя вышеизложенный список, можно отметить, что крупные международные гостиничные операто-
Литература
1. Амирджанян Р. Развитие туризма в Армении // Интерньюс Армения. — Е.:2003, выпуск №253.
2. Мак Кинзи энд Компани. Туристический сектор Армении. Потенциал для роста и необходимые меры. (Armenia 2020). — Ереван, 2005. Web:http://www. armenia 2020.org
3. Мовсесян С. Армения вчера, сегодня, завтра. — Е.: 1965
4. Armenia’s Tourism Development Initiative (TDI), 2001-2003.
5. Avetyan M. Armenia’s Tourism Infrastructure Development Expands // BISNIS Bulletin, November,
2003.
6. Ghazaryan N., Enfenjyan V., Avagyan S. Economic Analysis of Tourism Industry in Armenia, Cleanup
ры активно внедряются на туристский рынок Армении. Кроме того, на территории Армении действуют также некоторые иностранные представительства туристических компаний — это «Левон-Трэвл Ереван» (США), «Сабератур» (Франция), «Санвилл Трэвл» (Англия), «Арготур» (Грузия), «Виза Конкорд» (Россия) и др. Все это говорит о хороших перспективах развития Армении как туристской дестинации.
Говоря о потенциале Армении в сфере развития туризма, кроме ее культурно-исторического наследия нужно учитывать тот немаловажный факт, что страна сама по себе является сравнительно новым игроком на международном туристическом рынке, что, безусловно, делает ее привлекательной для туристов желающих увидеть новые города и страны.
Таким образом, можно отметить, что Армения в целом определила основные направления развития туризма и готова войти число стран, где успешно развивается туризм и гостиничный бизнес.
Acts. — Yerevan: AUA, 1999.
7. Krkoryan O. Tourism in Armenia // Blogir, September
2004. Web:http://www.blogrel.com
8. Kiesling B., Kojian R. Rediscovering Armenia.
— Yerevan: Tigran Mets Pub., 2001.
9. Petrosyan A. Survey of Arriving and Departing Passengers. Publications of the National Statistical Service of RA, Yerevan, 2003. Web:http://www. armstat.am
10. Walters M. Armenia’s Tourism Sector Develops //BISNIS Bulletin, May 2001.
11. tt qpnum2P£nLp]mU qrnpqmgdmU hm^tgrn^mpq
12. tt qpnum2P£nLP]mh qrnpqmgJmU qhmm^mh bprnq^p