Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития гостиничного бизнеса республики Армении'

Состояние и перспективы развития гостиничного бизнеса республики Армении Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2825
672
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / АРМЯНСКАЯ ЭКОНОМИКА / HOTEL BUSINESS / ARMENIAN ECONOMY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Саргсян М. Г.

Исследована роль индустрии туризма и гостеприимства в структуре мировой экономики, а также в Республике Армения, проведен анализ перспектив развития гостиничного бизнеса в Республике Армении, сделаны выводы и обобщения о перспективах развития гостиничного комплекса данной республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hotel Development in Armenia: Status and Prospects

The author describes the role of tourism and hospitality in the structure of the global economy and in the Republic of Armenia. The article examines the prospects for hotel development in Armenia.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития гостиничного бизнеса республики Армении»

УДК 338.467.5

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИИ

Саргсян М.Г, соискатель, management-itig@mail.ru, sargsyan mane@mail.ru Институт туризма и гостеприимства, филиал ФГОУВПО «Российский государственный

университет туризма и сервиса, г. Москва

The author describes the role of tourism and hospitality in the structure of the global economy and in the Republic of Armenia. The article examines the prospects for hotel development in Armenia.

Keywords: Hotel Business, Armenian Economy.

Исследована роль индустрии туризма и гостеприимства в структуре мировой экономики, а также в Республике Армения, проведен анализ перспектив развития гостиничного бизнеса в Республике Армении, сделаны выводы и обобщения о перспективах развития гостиничного комплекса данной республики.

Ключевые слова: гостиничный бизнес, армянская экономика

Роль индустрии туризма и гостеприимства в структуре мировой экономики неуклонно возрастает. Данная отрасль относится к числу наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Однако в Армении развитие указанной отрасли не достигло впечатляющих результатов, индустрия туризма и гостеприимства находится на стадии формирования. Анализ перспектив развития гостиничного бизнеса в Республике Армении, как и в любой другой стране, основывается на оценке реального положения дел в экономике страны, ее финансовой, социальной и других сфер, которые не только влияют на развитие отрасли, но и предопределяют в целом место гостиничного хозяйства в социально-экономическом развитии страны.

Реформы в экономической, политической и социальной жизни Армении начались после распада Советского Союза и приобретения страной государственной независимости. Они не завершены, находятся на стадии развертывания - процесс социальных преобразований носит динамичный характер. Рассматривая трансформацию армянской экономики, можно условно выделить три этапа (рис. 1).

Рис. 1. Показатели роста ВВП за 1990-2008 гг. (в % к 1990 г.)

Первый этап (1991-1993 годы) - начало институциональных реформ. Этот период стал самым тяжелым этапом перехода страны к рыночной экономике. За 1991—1993 годы произошло значительное падение уровня развития экономики, было зафиксировано беспрецедентное сокращение объемов производства ВВП (более чем на 53%) и гиперинфляционный рост цен.

Второй этап (1994-1999 годы) - этап относительной стабилизации и некоторого макроэкономического роста. Положительные сдвиги отмечались, начиная с середины 1994 года, когда было подписано соглашение о прекращении огня с Азербайджаном и в республике начали создаваться предпосылки для стабилизации политической и экономической ситуации и начала рыночных реформ. Экономическая ситуация в стране носила восстановительный характер и складывалась весьма благополучно (темп роста ВВП за период 1994—2000 годы составил 137%).

Третий этап (с 2001 год по настоящее время) характеризуется стратегией перехода «от стабилизации к развитию». Армения перешла к экономическому росту и основные макроэкономические показатели улучшились. Рост производства ВВП в 2008 году по сравнению с 2001 годом составил 224%. О стабильности тенденции устойчивого экономического развития свидетельствует то, что в течение 2001—2007 годов среднегодовой рост производства ВВП (15,7%) более чем в 2,5 раза превышает аналогичный показатель за 1994—2000 годы (5,3%).

Рассматривая этапы развития экономики Армении, можно провести параллели с развитием туризма. Первый этап характеризуется экономическим спадом, и в этот период туризм, как отрасль экономики, не существовал. За 1992-1993 годы Армению посетило всего 4 - 5 тыс. туристов. Для сравнения: в советское время Армению ежегодно посещало около 500 тыс. туристов, а в 1987 году число туристов достигло 800 тыс. чел. [15].

стр. 160 из 194

На втором этапе развития экономики со стабилизацией экономического состояния страны отмечались положительные сдвиги и в туризме. В 1996 году, во время международной шахматной олимпиады, Армению посетило около 35 тыс. туристов. Последующие годы поток туристов особо не увеличился (рис. 2), потому что после олимпиады закрылись на ремонт крупнейшие гостиничные комплексы, и страна не была в состоянии принимать большое количество туристов.

С 2001 года Армения перешла к экономическому росту. Этот год был переломным для развития туризма, поводом для этого стали мероприятия по празднованию 1700-летия принятия христианства как государственной религии. Согласно данным Статистического управления, в Армению посетило свыше 123 тыс. туристов, из которых 20—25% приехали по туристическим путевкам, а остальные — по приглашению родственников и знакомых. После торжеств 2001 года поток гостей увеличился (рис. 2).

800000 -700000 -600000 -500000 -400000 -300000 -200000 -100000 -0 -

1987 1993 1996 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Рис. 2. Динамика международных туристических посещений (тыс./чел.)

С увеличением числа международных посещений пропорционально увеличивается приток иностранной валюты в республику. Согласно методике Всемирной туристской организации (ВТО), каждый международный турист, проводя в стране от 5 до 7 дней, в среднем расходует от $800 до $1000, включая расходы на транспорт (авиабилеты) [7].

Сегодня доля туризма во ВВП составляет около 6-7%, и по объему экспорта туризм является одной из ведущих отраслей (валютные поступления Армении от въездного туризма равняются пятой части экспорта республики, туризм является второй после алмазообработки статьей экспорта) [20].

Туризм в Армении исходит из естественных ресурсов, которыми обладает страна. На ее территории находятся около 15 тыс. памятников истории и культуры (6 из них входят в

стр. 161 из 194

Список всемирного наследия ЮНЕСКО), 97 музеев, 25 театров, 5 государственных заповедников и национальных парков [16]. Поэтому в стране, прежде всего, развивается историко-культурный и экологический туризм. Имеют давние традиции и могут с успехом развиваться религиозный и лечебно-оздоровительный виды туризма. Перспективными видами являются альпинизм, зимний, деловой и этнический туризм.

Существующие возможности по развитию различных видов туризма позволяют существенно разнообразить предложение и повышают конкурентоспособность туристского продукта страны. Однако для привлечения туристов не достаточно лишь наличие уникальных культурно-исторических памятников, богатой флоры и фауны. Независимо от направления туризма главной задачей является обеспечение соответствующей инфраструктурой.

Как уже говорилось, переломной вехой для туристической отрасли в Армении был 2001 год, когда в республике отмечалось 1700-летие провозглашения Христианства в качестве государственной религии. Это событие придало мощный импульс развитию армянского туризма. Однако опыт 2001 года показал, что Армения не в состоянии принять большое количество гостей. В ходе торжественных мероприятий был поднят ряд наболевших вопросов: не было квалифицированных гидов, не хватало туристического транспорта, дороги были в плохом состоянии, отсутствовали гостиницы в регионах, уровень обслуживания был крайне низким, гостиничные цены за услуги, оказываемые на уровне дешевых мотелей, сравнимы были с ценами четырех- пяти- звездных отелей.

На сегодняшний день в Армении примерно 140 объектов размещения, в т.ч. 98 гостиниц (рис. 3), 40% из которых построены за последние пару лет.

□ Гостиницы □ Дома отдыха □ Санаторий

40

35

30

25

20

15

10

5

0

35

13 10 11

7 7 5 7 ,13 1,

с#

¿Г

Рис. 3. Гостиничное хозяйство Армении

я

Поскольку большая часть номерного фонда, составляющая сегодня «физическую» основу гостиничного хозяйства Армении, была построена и введена в строй в советский

стр. 162 из 194

период, она не соответствует сегодняшним требованиям рынка. Хотя с каждым годом увеличивается поток иностранных туристов и строятся новые гостиницы, лишь 10% из гостиничных номеров сегодня соответствуют международным стандартам и всего 15% из туристов останавливаются в гостиницах. Причины этого в том, что большинство гостиничных комплексов страны характеризуются сильной изношенностью основных фондов, уровнем сервиса и комфорта, несоответствием цены и качества предлагаемых услуг, отсутствием механизмов управления. Поэтому после 2001 года многие гостиницы были закрыты на ремонт. За последний период развития данной сферы на армянский рынок гостиничных услуг вошли международные гостиничные цепи: Marriott Hotels, InterContinental Hotel Groups, Best Western. В 2000-2006 годах сдано в эксплуатацию 30 новых гостиниц [17].

В 2007 году организация InterContinental Hotels Group (IHG) начал строительство гостиницы на месте здания «Дворца молодежи» в Ереване. Это здание, бывшее одной из визитных карточек Еревана и известное в народе как «Кукурузник», было полностью снесено в 2006 году. К 2010 году на этом месте будет отстроен новый 225-местный современный отель. Компания IHG уже построила в столице пятизвездочный отель «Голден Тюлип Ереван». Предварительная расчетная стоимость проекта составляет $50— 70 млн. Еще восемь новых гостиниц строятся в Цахкадзоре.

В целом по Армении 91% гостиниц находится в городской местности, в т.ч. 40% в Ереване, 53% в других городах, и 7% в сельской местности. Из общего числа гостиничных предприятий столицы 43,3% являются четырехзвездными, 30% — трехзвездными, 10% (всего 3 гостиницы) - пятизвездные.

С точки зрения конъюнктуры рынка гостиничных услуг Ереван является относительно благополучным городом. В регионах дела обстоят намного сложнее. В таких регионах, как Тавуш, Арагацотн, Армавир и др. расположены всего 2-3 гостиницы, хотя там расположены основные достопримечательности Армении. Из-за нехватки гостиниц в регионах туристам приходится после просмотра достопримечательностей возвращаться в Ереван. В деле децентрализации гостиниц страны большую роль играл американский предприниматель армянского происхождения Джеймс Туфенкян, усилиями которого был построен армянская гостиничная цепь Tufenkian Heritage, целью которой является строительство гостиниц в областях Армении. В Ереване, Севане и Лори действуют гостиницы этой цепи (это фешенебельные гостиницы категории 4 звезды), две гостиницы находятся на стадии строительства (в регионах Сюник и Вайоц Дзор).

По форме собственности подавляющая часть гостиниц (74%) принадлежит частным владельцам или местным предприятиям (без иностранного участия). Только в 18

стр. 163 из 194

гостиницах (23,8%) задействован иностранный капитал, в основном, капитал армянской диаспоры. Три отеля («Армения Марриотт», «Голден Тюлип Ереван», «Best Western Конгресс») управляются по франчайзинговому договору, а все остальные являются независимыми отелями.

В гостиничном бизнесе Армении пока не сформировано конкурентное поле, рынок монополизирован. Этим объясняется дороговизна гостиничных мест. Одновременно быстрыми темпами развивается предпринимательская деятельность, основанная на переоборудовании квартир в жилых домах для предоставления их в качестве жилья туристам по низкой цене. Поэтому для привлечения клиентов гостиницам необходимо не только повысить уровень сервиса, но и снизить цены на услуги.

На развитие гостиничного бизнеса в Армении негативно влияет и то, что гостиницы не в полной мере реализуют стратегическое маркетинговое планирование, слабо используют тактические ценовые решения, стимулирование сбыта: систему скидок, разные

программы для гостей, специальные предложения в дни праздников и каникул и т.п., которые способствуют гибкой дифференциации потенциальных клиентов. Остро стоит вопрос грамотного управления гостиничным хозяйством. На сегодняшний день в Ереване всего три гостиницы с западным управлением, они существенно отличаются от независимых гостиниц.

Если сегодня в Армении в целом решается вопрос с предприятиями питания, с развлекательными заведениями (есть центры боулинга, тенниса, ночные клубы, аквапарк и т.д.), реконструируется международный аэропорт «Звартноц», то гостиницы пока сдерживают развитие туризма в стране. Без создания современной и эффективно работающей гостиничной инфраструктуры, соответствующей международным стандартам невозможно решение задач, связанных с развитием туризма, а также интеграции страны в мировую экономику.

Как уже говорилось, в Армении в первую очередь развивается историко-культурный и экологический туризм. С успехом может развиваться и лечебно-оздоровительный туризм (в советское время по всему СССР известны были такие лечебные центры, как Джермук, Арзни, Иджеван). В северной части Армении находится другой, не менее известный горноклиматический бальнеологический курорт Дилижан, где в последние годы развивается горнолыжный туризм.

В соответствии с видами туризма и приуроченности их к определенным территориям можно определить районы, в которых перспективно строительство гостиниц.

1. Ереван и прилегающие территории (деловой, религиозный и культурноисторический виды туризма) - реконструкция старых гостиниц и строительство

новых четырех- и пятизвездных отелей. Наиболее целесообразным представляется использование инвестиционных стратегий в виде управления по контракту, франчайзинга и лизинга. Данные стратегии позволяют решить проблемы с продвижением гостиничного продукта, минимизировать издержки, решить проблемы с менеджментом и подготовкой кадров.

2. Цахкадзор (спортивный, в частности, горнолыжный) - реконструкция старых домов отдыха и спортивных баз, строительство малых гостиниц для горнолыжного туризма. Инвестиций в строительство малых гостиниц могут привлекаться со стороны армянского частного национального капитала и капитала армянской диаспоры.

3. Севан (экотуризм) - строительство кемпингов и туристских баз с учетом статуса национального парка, за счет частных инвесторов, в частности, в форме синдицирования, которая является популярной формой финансирования строительства отелей на западе, заключающаяся в привлечении капитала друзей, знакомых собственником отеля [13].

4. Джермук (лечебно-оздоровительный туризм) - реконструкция старых санаториев и строительство спа-отелей с привлечением международных гостиничных цепей к их управлению по контракту или франчайзингу.

Развитие рынка гостиничных услуг позволит оказать положительное влияние на экономику Республики Армения, увеличить поступления денежных средств в форме налогов в государственный бюджет и увеличить уровень занятости населения в различных регионах страны.

Литература

1. Абдулаева А.Д. Формирование стратегии управления организациями индустрии туризма в условиях экономической нестабильности. Дисс... канд. наук. 2005.

2. www.rbc.ru

3. www.russiatourism.ru

4. www.tourinfo.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.