Научная статья на тему 'Анализ результативности сетевой образовательной программы для развития проектно-исследовательских компетенций'

Анализ результативности сетевой образовательной программы для развития проектно-исследовательских компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ / СЕТЕВАЯ ПРОГРАММА / ГУМАНИТАРНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ / PROJECT-RESEARCH ACTIVITY / COOPERATION / EDUCATIONAL EVENTS / NETWORK PROGRAM / HUMANITARIAN SUPPORT OF EDUCATIONAL INITIATIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Ольга Ивановна

Опыт разработки и реализации сетевой образовательной программы сопровождения проектно-исследовательской деятельности школьников можно рассматривать как особую форму организации образовательного и воспитательного процесса, представляющей собой различные виды сотрудничества представителей образовательного сообщества. Данная сетевая программа направлена на решение задач формирования специальных, общих, профессиональных компетенций и иных результатов образования в современном понимании, которые позволяют овладевать новыми социально значимыми видами деятельности, строить индивидуальные маршруты и программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалева Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of network educational program results for project-research competence development

The article presents the results of network educational program of the pupils' project-research activity. The experience of network program creation and realization in educational and teaching process, presenting different kinds of cooperation for all the members of the educational association, is investigated. The author represents the technology of the accompaniment of pupils' educational initiative, which solves the problem of formation of the general and professional competence and other educational results in a "new school", which allows becoming proficient in new social-important activities, creating individual programs and routes. The author describes various forms of inclusion of students, parents, teachers, university professors, experts of various professional societies in educational events. The directions of the network program are stated, which correspond to different spheres of activity, such as a modern city, health, inter-cultural communication, science, media, and school. The directions of this program allow creating a map of the "real" world, assessing the problems and opportunities of different spheres, realizing your place in this world, defining the sphere, which can be linked to your future professional activity. The article represents the results of an educational event on the program, the Open Youth Forum "New Generation: the Reserve of the 21st Century", which took place in Seversk Gymnasium in April 2011. Cooperation network experience is described in the development of projectresearch skills of students, which helped to develop and implement a model of modern education, to develop the existing forms of cooperation and involvement of new partners of participation in educational events. The author expresses her gratitude to all the partners of the program of support of pupils' project-research activity and hopes to further cooperate in realizing network educational programs for young people.

Текст научной работы на тему «Анализ результативности сетевой образовательной программы для развития проектно-исследовательских компетенций»

О. И. Ковалева

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Опыт разработки и реализации сетевой образовательной программы сопровождения проектно-исследовательской деятельности школьников можно рассматривать как особую форму организации образовательного и воспитательного процесса, представляющей собой различные виды сотрудничества представителей образовательного сообщества. Данная сетевая программа направлена на решение задач формирования специальных, общих, профессиональных компетенций и иных результатов образования в современном понимании, которые позволяют овладевать новыми социально значимыми видами деятельности, строить индивидуальные маршруты и программы.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность; сотрудничество; образовательные события; сетевая программа; гуманитарное сопровождение образовательной инициативы.

Образовательная программа гуманитарного сопровождения проектно-исследовательской деятельности школьников в Северской гимназии реализуется более десяти лет. Данная программа создана на основе опыта деятельности коллектива МБОУ «Северская гимназия» (школа № 77) с 1998 г. в рамках тьюторской исследовательской программы «Открытое образование и региональное развитие». Разработка программы основывается на идеях и принципах культурно-исторического подхода Л.С. Выготского, психологии развития (теории пробно-продуктивного действия) Б.Д. Эльконина, гуманитарно-технологического подхода СМД-филосо-фии и методологии [1. С. 32]. Важным контекстом разработки программы гуманитарного сопровождения стал вопрос о природе результатов образования, который в мировой практике связан с компетентностным подходом.

Программа включает такие организационно -управленческие механизмы, которые помогают привлекать и соорганизовывать внешние образовательные ресурсы наших партнеров. Сотрудничество представителей образовательного сообщества помогает создавать панорамные экраны современного мира для учащихся. В программе сконцентрирован многолетний опыт гимназии по сопровождению образовательной инициативы учащихся при осуществлении проектной и исследовательской деятельности. Она ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую) [2. С. 127].

Система образовательных событий сетевой программы направлена на освоение учащимися современных типов деятельности (проектной, исследовательской, авторской), которые являются актуальными для становления инновационной организации социальноэкономической жизни. Программа включает пробнопоисковые формы освоения различных сфер деятельности современного общества, что позволяет обеспечивать условия для становления современных компетенций. У старшеклассников появляется возможность для выстраивания индивидуальной образовательной программы, расширяются возможности для самоопределения и самовыражения, развития образовательной активности и инициативы.

Программа реализуется по направлениям, которые соответствуют различным сферам деятельности, например современный город, здоровье, межкультурная коммуникация, наука, СМИ, школа и др.. Это позволяет сформировать карту «реального» мира, оценить

проблемы и возможности различных сфер, осознать свое место в этом мире, определить ту сферу, которая может быть связана с дальнейшей профессиональной деятельностью.

Технология гуманитарного сопровождения образовательной инициативы представлена в виде системы образовательных событий в течение учебного года, а также индивидуального сопровождения руководителями проектно-исследо-вательской деятельности индивидуальных и групповых проектов, исследований, авторских работ учащихся, работ научнотехнического творчества. Система включает этапы, образовательные события программы, на каждом из которых решаются определенная образовательная задача и проблемы гуманитарного сопровождения образовательной инициативы:

I этап (сентябрь - октябрь) - школьные «Ярмарки идей»: инициация проектных, исследовательских, авторских идей. Решаются проблемы проявления индивидуальных и групповых интересов как источника образовательной инициативы.

II этап (ноябрь) - областной фестиваль замыслов: развитие замысла (планирование действий, ресурсов, методов осуществления идеи) проектной, исследовательской, авторской деятельности. Создаются условия для перехода от интереса к замыслу как деятельностной единице образовательной инициативы.

III этап (декабрь - февраль) - методологические семинары, тематические консультации специалистов: развитие методологической культуры проектной, исследовательской, авторской деятельности. Решаются проблемы реализации замысла с точки зрения культуры деятельности и освоения нового опыта деятельности.

IV этап (март) - предзащита: развитие культуры оформления и представления результатов работы слушателям (эксперты, партнеры, инвесторы и т. п.). Решение проблем содержательной коммуникации, культуры презентации, диалога, дискуссии, экспертизы.

V этап (апрель) - открытый областной молодежный форум, работа секций молодежного форума: экспертный анализ результатов проектной, исследовательской, авторской деятельности; формирование перспектив развития образовательной инициативы. Решаются проблемы выявления личностной перспективы, социокультурной значимости и результативности образовательной инициативы [3. С. 8].

В течение года - опыт участия во внешних образовательных событиях: конкурсах, фестивалях, конфе-

ренциях областного, межрегионального, всероссийского уровня и его анализ.

Основные направления программы:

- наука: перспективы развития, возможности, границы (исследования в физике и решение изобретательских задач, математические исследования и проекты, естественнонаучные исследования и проекты, литературоведческие и лингвистические исследования и проекты);

- научно-техническое творчество молодежи;

- современный город: сценарии развития (экология, экономика, социальные проекты, история, право, краеведение);

- современная межкультурная коммуникация;

- современный образ жизни (здоровье, спорт, психология);

- современные информационные технологии: компьютерный дизайн;

- современный мир информации (молодежные СМИ);

- предпринимательская инициатива старшеклассников;

- школа: контуры будущего; социокультурные общественные инициативы школы;

- Я автор: авторские художественные произведения;

- декоративно-прикладное искусство: традиции и современность;

- искусство: образы времени, искусство и авторский мир.

В программе предусмотрены различные формы включения в образовательные события. Для учащихся проходят информационные классные часы и собрания, мастер-классы, сессии по направлениям программы, образовательные события (ярмарка идей, фестиваль замыслов, методологические семинары, предзащита, молодежный форум). Для родителей организуется представление результатов проектно-исследовательской деятельности на собраниях, днях открытых дверей. У родителей есть возможность включиться в реализацию программы в качестве руководителей детских работ или экспертов.

Учителя образовательных учреждений, педагоги учреждений дополнительного образования г. Северска, Томска и Томской области принимают участие в организации и проведении образовательных событий программы (ведущие секций, руководители работ, эксперты, организаторы семинаров), также в разработке новых образовательных программ, системы мониторинга компетентностных результатов проектно-исследовательской деятельности, проведении исследований в образовании, оформлении собственных технологий. Есть возможность участия в образовательных событиях вузов, научно-практических конференциях, семинарах, экспертизах, курсах повышения квалификации и др. Например, управленцам, руководителям направлений программы, руководителям творческих работ предлагается участие в работе Школы гуманитарного управления и исследования образовательных инноваций НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ с целью оформления результатов реализации программы и личных технологий сопровождения проектноисследовательской деятельности учащихся.

Взаимодействие с ОГКУ «Региональный центр развития образования» Томской области направлено не только на организацию ежегодного регионального образовательного события Молодежный форум «Новое поколение: кадровый резерв XXI века», но и на совместную разработку программы «Молодежный кадровый ресурс системы общего образования Томской области». Эта программа разработана с целью пропаганды достижений молодежи, вовлечения ее в региональные образовательные проекты и программы, представление старшеклассниками на областных событиях лучших работ, занявших на форуме дипломы Гран-при. Совместно с РЦРО реализуется программа ПК для руководителей проектно-исследовательской деятельности и управленцев, организующих инициативное образовательное пространство в образовательных учреждениях.

Сотрудничество с МАУ ЗАТО Северск «Ресурсный центр образования» помогает привлекать специалистов к участию в форуме в качестве экспертов, проводить семинары для педагогов с целью предоставления и обсуждения опыта сопровождения проектноисследовательской деятельности.

Преподаватели вузов и представители различных профессиональных сообществ приглашаются для участия в образовательных событиях для школьников (сессии, сборы, деловые игры) в качестве руководителей работ, консультантов, экспертов. Например, с факультетом журналистики ТГУ ежегодно в рамках молодежного форума организуются фестиваль молодежных СМИ и олимпиада по журналистике, преподаватели вуза и студенты участвуют в качестве экспертов, ведущих мастер-классов. Взаимодействие с архитектурным факультетом ТГАСУ и МБОУ ДОД «Художественная школа» направлено на проведение Фестиваля молодых дизайнеров «V угол», на привлечение специалистов в программе форума в качестве экспертов и организацию архитектурно-дизайнерского профиля для учащихся старшей школы Северской гимназии.

Бизнес-инкубатор Северского технологического института НИЯУ МИФИ помогает в проведении в рамках форума конкурса областного кадрового резерва «Предпринимательская инициатива старшеклассников» для учащихся 8-11-х классов, обладателей дипломов Гран-при и авторов работ, имеющих предпринимательскую направленность. Также осуществляется совместная разработка и реализация программы Школьного предпринимательского инкубатора гимназии (с 2009 г.), в котором осуществляется сопровождение предпринимательских проектов учащихся школ Северска.

Специалисты различных сфер деятельности Север-ска и Томска (сотрудники администрации ЗАТО Се-верск и Томской области, депутаты городского совета народных представителей ЗАТО Северск, коммерческие организации, подразделения СХК, НИИ Томска и Северска, СМИ), представители общественных объединений (ОМО СХК, Молодежный парламент Томской области и ЗАТО Северск), студенты вузов, выпускники гимназии участвуют в образовательных событиях, создавая насыщенную коммуникативную среду образовательного пространства, внося образцы профессионального мышления, языка, критерии качества деятельности, ценности деловых сообществ.

Общественность и население Северска, Томска и Томской области узнает о планируемых и проведенных мероприятиях программы через СМИ, сайты Северской гимназии, Управления образования ЗАТО Се-верск, ОКГУ «Региональный центр развития образования».

На 20 секциях молодежного форума 2011 г. 890 авторов индивидуальных, групповых, командных работ представили более 500 исследований, проектов, авторских произведений. В программе форума приняли участие около 2000 учащихся и педагогов общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, студентов и преподавателей техникумов и колледжей Северска, Томска, Томской, Кемеровской областей. Всего в форуме приняло участие 53 образовательных учреждений:

- 23 образовательных учреждения г. Северска (№ 76, 78, 80, 81, 83, 84, 85, 87, 88, 89, 90, 196, 197, 198, Северская гимназия, Северский Лицей, Северский физико-математический лицей, Самусьский лицей, Детская художественная школа, Детская музыкальная школа, Центр детского творчества, Центр «Поиск», СТИ НИЯУ МИФИ);

- 18 образовательных учреждений г. Томска (№ 3, 11, 12, 19, 22, 31, 49, Лицей № 7, Гимназия № 6, Гимназия № 29, Лицей при ТПУ, Центр Дома молодежи, Центр «Звездочка», Центр «Синяя птица», Томский сельскохозяйственный техникум, Томский государственный университет, Томский университет систем управления и автоматизации, Томский государственный архитектурно-строительный университет);

- 11 образовательных учреждений Томской области (Зональненская СОШ, Калтайская СОШ, Малиновская СОШ, Зырянская СОШ, Нелюбинская СОШ, Зоркаль-цевская СОШ, Рыболовская художествення школа Томского района; Поротниковская СОШ Бакчарского района, Белоярская СОШ № 2 Верхнекетского района, Песочнодубровская СОШ Кожевниковского района, Шегарская СОШ № 1 Шегарского района), а также школа № 6 г. Юрги Кемеровской области.

Экспертная работа по направлениям форума прошла в 2 этапа. 1-й этап - стендовая защита - представление творческих работ в наглядной форме и проведение переговоров авторов с экспертами. Все участники стендовой защиты получили сертификаты и памятные сувениры с логотипами форума. По итогам стендовой экспертизы определили работы, которые были отмечены дипломами по номинациям. Лучшие работы, наиболее полно соответствующие экспертным критериям, были приглашены на аудиторную защиту -2-й этап. Аудиторная защита предназначена для углубленного экспертного анализа, профессионального обсуждения и оформления рекомендаций для дальнейшего развития лучших творческих работ. По итогам аудиторной защиты определились работы для награждения дипломами I, II, III степени и дипломами Гран-при. Всего в этом году дипломами Гран-при было отмечено 80 работ.

В форуме учащихся начальных классов «Мир моих интересов» приняли участие 350 учащихся и 150 взрослых. На секциях было представлено 140 работ. Лучшие 9 работ по решению экспертов были выдвинуты на

стендовую защиту большого форума. Одна работа была отмечена дипломом Гран-при, остальные - дипломами в номинациях.

В рамках молодежного форума прошел Медиафорум «ЮТОгш-поток’П» для 120 школьников и студентов, которые во время форума распределились по рабочим группам (потокам): телестудия, Интернет-вещание, издательский проект. Каждая группа в конце форума представила свои материалы: видеоролики, Интернет-страницы, информационную настенную газету по итогам форума «Экран». Для юных журналистов были организованы экскурсии на Государственную телевизионную и радиовещательную компанию «Томск», в Томский региональный медиа-центр РИА-Новости, пресс-брифинги, мастер-классы жур-налистов-профессионалов. Традиционно прошла олимпиада по журналистике. В этом году в ней приняло участие 70 учеников, 5 лучших работ отмечено дипломами Гран-при.

Впервые в рамках форума прошли интеллектуальные чемпионаты: математические, химические, филологические, физические бои и интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». Чемпионат был направлен на формирование навыков групповой работы, развитие умений участия в научной дискуссии, оппонирования, на выявление и поддержку талантливой молодежи в научных областях. По итогам чемпионата 10 команд были отмечены специальными дипломами.

Разнообразной была культурная программа форума, в которую вошли мастер-классы, игровые программы (например, «Шоу проказников», которое провела для учеников начальных классов Емельянова Анжела, ученица МОУ СОШ № 11 г. Томска). Прошел закрытый показ «Северская премьера: премьера первого томского молодежного фильма «Мечтатели», концерт группы «2-ЭМ» (г. Томск).

В дни форума были проведены семинар «Особенности оценки компетентностных результатов в открытом образовательном пространстве» для руководителей творческих работ и круглый стол «Возможности Се-верска по развитию научно-технического творчества и предпринимательской культуры школьников: внутренние и внешние ресурсы» с участием представителей власти, вузов, бизнеса, СМИ.

Информационную поддержку оказали генеральный информационный партнер ГТРК «Томск», официальный информационный партнер РИА-Новости и информационный портал форума (http://shpi.dviger.com) на сайте НОУ «Открытый молодежный университет», раздел «Школьный предпринимательский инкубатор».

В последний день форума прошла III областная выставка научно-технического творчества молодёжи, в которой было представлено 20 работ. Научнотехническое творчество молодёжи - это очень актуальное, перспективное и начинаемое активно поддерживаться государством направление. Участники выставки в мае приняли участие в областной научнотехнической выставке в Томске. Данное направление обязательно будет сохранено и в будущих форумах.

Для обладателей дипломов Гран-при прошел конкурс областного кадрового ресурса «Предпринимательская инициатива старшеклассников». Приняло

участие в конкурсе 90 учащихся. На первом этапе прошла стендовая презентация лучших работ форума, экспертиза выявления и развития предпринимательского потенциала проектов старшеклассников. Затем участники конкурса объединились в «креативные группы» по направлениям (потокам):

- технопоток (в рамках областной выставки научно -технического творчества школьников);

- среда жизни;

- социокультурная среда;

- инфопоток.

Задача каждой группы была разработать, выбрать и обосновать три лучших предпринимательских идеи от потока («Актуальные предпринимательские идеи -2020»). Затем прошли консультации с экспертами, которые позволили сделать окончательный выбор некоторых идей для Школьного предпринимательского инкубатора на новый учебный год. На закрытии форума каждому потоку была представлена «Минута славы» для творческой презентации лучших предпринимательских идей.

76 учащихся (8-11-е классы) получили сертификаты, подтверждающие, что они попали в реестр регионального банка данных «Молодежный кадровый ресурс системы общего образования Томской области», 14 учащихся (7-е классы) - в банк данных «Резиденты Северского школьного предпринимательского инкубатора». 16 старшеклассников стали победителями данного конкурса и получили дипломы ТОП-ЛИДЕРОВ Деловой сессии Северского школьного предпринимательского инкубатора.

В качестве экспертов на форуме работали 40 студентов, 110 преподавателей вузов, специалистов

предприятий, организаций, интересующихся поддержкой образовательной инициативы молодежи. 67 педагогов гимназии были задействованы в подготовке и проведении форума в качестве организаторов, ведущих секций, экспертов. 133 ученика гимна-

зии смогли попробовать свои силы в качестве экспертов, организаторов событий, ответственных за техническое обеспечение и обеспечение стендовых, аудиторных защит.

Опыт сетевого взаимодействия в развитии проектно-исследовательских компетенций позволяет:

- разрабатывать и реализовывать модели современного образования (освоение компетенций, знаний и опыта деятельности, необходимых для профессионального самоопределения молодежи в современных сферах деятельности и успешного продолжения образования в университетах);

- развивать сложившиеся формы взаимодействия и вовлекать новых партнеров в проектирование и проведение образовательных событий (организация «переговорных площадок» с представителями различных групп регионального сообщества (образование, наука, бизнес, власть, институты гражданского общества) и объединение внешних образовательных ресурсов в образовательные программы);

- расширять общественное участие в проектировании образовательных событий (события традиционные и те, которые разрабатываются для решения новых задач, для новых участников, возможно, временных групп учащихся с целью выстраивания их индивидуальных программ, организации предпрофильной подготовки и профориентации школьников).

Оргкомитет Образовательной программы гуманитарного сопровождения проектно-исследовательской деятельности школьников и программы Открытого областного молодежного форума выражает всем партнерам искреннюю благодарность за реализацию программ и поддержку данных образовательных событий. Надеемся на дальнейшее сотрудничество в осуществлении сетевых образовательных программ формирования и развития молодежного кадрового ресурса Томской области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Современная гимназия: инициативная организация образовательного пространства / под ред. Т.В. Якубовской. Томск : Томский государст-

венный университет, 2005. 144 с.

2. Стратегии и практики развития инновационного образования в регионе / под ред. Л.В. Весниной, Т.В. Якубовской. Томск : Томский госу-

дарственный университет, 2010. 143 с.

3. Современная гимназия: инициативная организация образовательного пространства / под ред. Т.В. Якубовской. Томск : Томский государст-

венный университет, 2005. Вып. 2. 200 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 5 марта 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.