Научная статья на тему 'Исследование характеристик качества образования в сетевых проектах профильного образования'

Исследование характеристик качества образования в сетевых проектах профильного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СЕТЕВЫЕ ПРОЕКТЫ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ELECTIVE EDUCATION / PROFESSIONAL-ORIENTED EDUCATION NETWORK PROJECTS / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малкова Ирина Юрьевна, Вторина Елена Вениаминовна

Рассмотрены особенности организации сетевых проектов профильного образования сетевых профильных классов, сетевой профильной школы, Центра организации профильного образования; обосновано их влияние на изменение качества образования. Авторы доказывают, что организация коммуникации становится особой единицей содержания профильного образования, в качестве предмета профилизации проявляются учебный предмет, учебная деятельность, образовательная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малкова Ирина Юрьевна, Вторина Елена Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of quality of education in elective education network projects

The article studies the characteristics of the quality of education in elective (profession-oriented) educational network projects. The study shows that in the implementation experience of the elective education network projects, the model image of the content and quality of education in high school is missing, due to the current situation with interaction between high school and university. It is necessary to demonstrate the types of the elective education network projects following this direction, providing a wide variety of electives and the quality of education in high school. The authors consider the aspects of elective education in the education projects network network elective classes, network elective school, professional elective education organization centre, and they prove its influence on the advance in the quality of education. Network elective classes provide in-depth proficiency in the given subject, profession-oriented education, development of learning activity skills. Network elective schools provide effective development of different subject areas (humanitarian, physics-mathematical, etc.), profession orientation in learning activities, development of competencies in educational activities. The centre of the elective education network provides creation of individual educational programs, profession-oriented educational and joint activities, and skills development in educational planning. During the study, we have identified the network interaction features, which determine changes in the quality of education in a better way: network educational projects set a different content for education, organization of participants' interaction, construction of joint activities become special items of educational content; the network way to create elective education defines the demand for the superior content and quality of education (appearance of network projects means they can reflect the real quality of education in the region (shown in the formation of innovative trends in the development of the region); creation of elective education network projects means unification of educational, social and professional resources of the region, which determine creation of communities and their impact on the quality of education and innovative development of the region; network projects in the professional education have important features such as design of educational content, which ensures quality of profession-oriented education and efficiency of individual educational programs for high school students.

Текст научной работы на тему «Исследование характеристик качества образования в сетевых проектах профильного образования»

И.Ю. Малкова, Е.В. Вторина

ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СЕТЕВЫХ ПРОЕКТАХ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрены особенности организации сетевых проектов профильного образования - сетевых профильных классов, сетевой профильной школы, Центра организации профильного образования; обосновано их влияние на изменение качества образования. Авторы доказывают, что организация коммуникации становится особой единицей содержания профильного образования, в качестве предмета профилизации проявляются учебный предмет, учебная деятельность, образовательная деятельность.

Ключевые слова: профильное обучение; сетевые проекты; качество образования.

Ориентация на создание сетевых проектов профильного образования обусловлена необходимостью использования дополнительных возможностей для реализации задач, трудно решаемых привычными способами в рамках отдельного образовательного учреждения [1].

В практической педагогике начало использования термина «сетевой» относится к 70-80-м гг. прошлого века, когда метод сетевого планирования был заимствован Ю.А. Конаржевским из экономической науки и перенесен в педагогическую практику [1, 2].

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений было реализовано А.И. Адамским в образовательной сети «Эврика». По его мнению, такая модель несет в себе коренное отличие от иерархического взаимодействия, функционирующего в современной системе образования. Нормы деятельности не задаются сверху, а естественным образом «выращиваются» внутри сообщества образовательных учреждений, основываясь на реалиях деятельности каждого участника.

Образовательную сеть А. И. Адамский определяет как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью взаимного повышения результативности и качества образования [3].

Для исследования особенностей качества образования в сетевой организации профильного обучения необходимо определить такие характеристики сетевых проектов профильного образования, которые в основном и определяют его изменение. Прежде всего, к таким характеристикам относятся условия организации обучения:

- широкое использование современных технологий и средств обучения;

- гибкость - возможность обучаться в удобное для старшеклассника время, в подходящем месте и в выбранном им темпе;

- модульность - возможность формировать индивидуальный учебный план, отвечающий личным потребностям, из набора независимых учебных курсов;

- параллельность - возможность обучения по следующим основным направлениям: академическое, дополнительное, профессиональное;

- новая роль преподавателя - возложение на него функций координирования познавательного процесса, корректировки содержания дисциплины, консультирования при составлении индивидуального учебного плана;

- новая роль обучающегося - повышение требований по самоорганизации, мотивированности, самооценке, навыкам самостоятельной работы; тестовый контроль качества знаний.

В исследовании мы выделили признаки сетевого взаимодействия, определяющие изменение качества образования:

- сетевые проекты задают иное содержание образования, организация коммуникации участников образования, построение совместной деятельности становятся особыми единицами содержания образования;

- сетевой способ создания проектов профильного образования обусловливает формирование заказа на содержание и качество образования (появление сетевых проектов означает, что они могут отражать актуальное качество образования в регионе - проявляют в образовании тенденции инновационного развития региона);

- создание сетевых проектов профильного образования означает соорганизацию образовательных, общественно-профессиональных ресурсов региона, что обусловливает и создание сообществ, и их влияние на качество образования и инновационное развитие региона;

- в сетевых проектах профильного образования важным признаком является проектирование содержания образования, что обеспечивает качество профили-зации и эффективность построения индивидуальных образовательных программ старшеклассников [4].

Для обоснования характеристик качества образования в сетевых практиках профильного обучения были проанализированы образовательные программы разных типов сетевой организации профильного обучения: сетевых профильных классов в условиях взаимодействия школ и вуза (МОУ ЗАТО Северск и СТИ НИЯУ МИФИ); сетевого проекта профильного обучения «Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов в профильной школе», реализуемого в МОУ СОШ № 49 г. Томска; сетевого проекта профильного обучения в сфере дополнительных образовательных услуг «Открытый молодежный университет».

Рассмотрим характеристики и основания качества образования в условиях взаимодействия МОУ ЗАТО Северск и СТИ НИЯУ МИФИ.

Взаимодействие средних и высших образовательных учреждений диктуется сейчас, прежде всего, стремлением учащихся и их родителей иметь гарантию продолжения образования. Со стороны учителей средних образовательных учреждений и преподавателей вузов это взаимодействие в основном диктуется стремлением сохранить высокий уровень образования и привить учащимся понимание необходимости постоянного пополнения знаний. Каждый вуз заинтересован в привлечении к обучению в своих стенах не просто способных учащихся, но учащихся, имеющих призвание к той области деятельности и к тем специальностям, по которым вуз организует подготовку.

Введение сетевых профильных классов в условиях взаимодействия МОУ ЗАТО Северск и СТИ НИЯУ МИФИ направлено на внедрение механизма социального партнерства для устойчивого развития муниципальной системы образования, организации сетевой предпрофильной подготовки и сетевого профильного обучения, направленных на профессиональную ориентацию выпускников общеобразовательных школ и помощь городскому округу ЗАТО Северск в деле подготовки кадров для атомной отрасли.

Таким образом, взаимодействие средних и высших образовательных учреждений способствует усилению мотивации получения высшего образования учащимися, стимулирует повышение качества их знаний, позволяет учащимся на базе вуза дать реальное представление об уровне развития современной науки, а также предоставляет возможность учащимся осознанно выбрать направление дальнейшего обучения.

Качество образования в сетевых профильных классах в результате взаимодействия МОУ и вуза определяется следующими характеристиками: повышается образовательный уровень учащихся, создается система ранней профориентации, идет успешное поступление в вузы. Кроме того, в результате этого взаимодействия учащиеся приобщаются к вузовской системе обучения в стенах среднего образовательного учреждения, что облегчает их адаптацию при переходе в вуз и обеспечивает непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования.

В целом взаимодействие средних и высших образовательных учреждений в сетевых профильных классах способствует становлению системы персонифицированного государственного заказа на образование. Это позволяет максимально индивидуализировать обучение по выбранной учащимся и заказанной обществом образовательной траектории и обеспечить спрос на специалистов на формирующемся рынке труда.

Рассмотрим характеристики качества образования в сетевом проекте профильного обучения «Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов в профильной школе», реализуемого в МОУ СОШ № 49 г. Томска.

Разработчики проекта исходят из того, что выбор профиля - это не начало, а завершение профильного обучения в старшей школе: эффективность качества образования в старшей школе определяется построением детьми своего образовательного профиля. Авторы полагают, что такой профиль должен не задаваться, а создаваться детьми и педагогами в школе. И его создание определяет эффективность и качество образования в старшей школе. Для этого необходимо, чтобы дети и педагоги старшей школы:

- участвовали в проектировании, создании, исследовании эффективности совместной деятельности в школе, в разработке проекта профильного обучения;

- определяли номенклатуру образовательных профилей и содержание образования в них путем осуществления образовательных проб, образовательных проектов, разработки и реализации проектов образовательных программ;

- овладевали компетенциями участия, влияния на совместную деятельность в процессе своего образовательного позиционирования.

Рассмотрим образовательные условия развития качества образования посредством проектирования образовательного профиля.

К концу 9-го класса в школе организуется специальная работа по проявлению интересов учащихся к профильному обучению, по формированию у них представлений об организации профильного обучения в старшей школе (презентации, выставки, образовательные встречи), предварительных представлений о личных предпочтениях, образовательном самоопределении. Проявленные интересы становятся предметом обсуждения с ребенком и его родителями, результаты обсуждения положены в основание образовательного выбора ребенком направления профильного обучения.

В старшей школе разработан и реализуется мета-предметный курс «Проектирование образовательного профиля», в рамках которого организуется с учащимися проектирование профиля и образовательное сопровождение профильного обучения. Важным результатом реализации курса является разработка образовательных программ профилей совместной деятельности.

Базовым условием реализации образовательных профилей в нашей Школе является разработка и реализация учащимися индивидуальных образовательных программ.

В настоящее время такая индивидуальная программа включает в себя:

- формулирование и оформление учащимися ценностных, смысловых установок на образование, образовательные цели и учебные задачи;

- определение и выбор ими направлений общеобразовательной подготовки, специализации, профессионализации деятельности;

- установление учебных затруднений и индивидуальных особенностей учебной работы, учебного стиля, разработку и выбор средств, обеспечивающих повышение учебных результатов и достижений;

- выбор одной из форм образовательной деятельности: творческая работа, проект, исследовательская работа;

- выработку оснований и критериев оценивания, рефлексии своей образовательной деятельности, достижений и результатов.

Для реализации индивидуальных образовательных программ в школе разработана Программа образовательного сопровождения учащихся старшей школы (далее Программа). В Программе, наряду с освоением общеобразовательных предметов, учащиеся имеют возможность овладеть профессиональными навыками в рамках спектра профессий, предлагаемых школой, учреждениями дополнительного образования, вузами, с которыми сотрудничает школа (ДЮЦ «Звездочка», ТГУ, ТГПУ, ТУСУР). Организация образовательных стажировок на базе вузов, профильных и профессиональных проб позволяет обучающимся приобрести первичный опыт профессиональной деятельности, развить умение анализировать свои способности, ответственно и осмысленно принять решение о своем профессиональном будущем. Проведение тренингов и проф-тестирования психологами ЦПК, областного центра профессиональной ориентации, ТГУ, областного центра занятости населения позволяет старшеклассникам получить информацию о своих способностях, о принципах эффективного выбора профессии. Ребята учатся

распознавать те или иные качества личности, осознавать себя в различных ситуациях. Знание своих индивидуальных особенностей и соотнесение их с профессионально важными качествами помогают подросткам смоделировать путь профессионального самоопределения, определиться в сфере интересов.

В школе проводятся ряд мероприятя, нацеленные на профессиональное просвещение учащихся. В рамках проектной недели организовано образовательное событие «Мир профессий глазами подростка». Ребята собирают информацию об учебных заведениях нашего города, о рынке труда и наиболее востребованных специальностях в Томске. Такие события помогают выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми в ходе целенаправленной коммуникации. В школе создан банк данных о факультетах и специальностях в высших, средних и профессиональных образовательных учреждениях; оформлены стенды по профориентации, имеются справочники, буклеты, информационная литература. Старшеклассники посещают дни открытых дверей, проводимые учебными заведениями, а также в школу приглашаются представители приемных комиссий и образовательных учреждений, которые знакомят подростков со специальностями, условиями поступления и обучения. Ежегодным мероприятием уже стал «Фестиваль науки» в ТГУ. Дети посещают факультет психологии, радиофизический факультет, факультет искусств и культуры, Ботанический сад, Научную библиотеку ТГУ, выставки технического творчества. Проведение стажировок с посещением занятий и лекций в учебных заведениях позволяет старшеклассникам приблизиться к студенческой жизни, повысить профессиональную направленность их учебных интересов, адаптироваться посредством повышения уровня профессиональной готовности.

Таким образом, качество образования в проекте старшей профильной школы определяется процессом профилизации образовательной деятельности старшеклассников. Основной целью профилизации в проекте старшей школы МОУ СОШ № 49 г. Томска является предоставление учащимся возможности проектировать свое будущее и формировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессионального выбора. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: формирование компетенций проектирования образовательного профиля; определение оснований для его выбора и построение профиля как результата и следствия профильного обучения. В школе создаются условия для вовлечения педагогов и детей в построение образовательного пространства региона, проектирования индивидуальных траекторий движения старшеклассников.

Рассмотрим характеристики качества образования, определяющие особенности, обусловленные взаимодействием школ и вузов в Открытом молодежном университете.

Отработанная Открытым молодёжным университетом модель взаимодействия школ и вузов в направлении реализации профильного обучения, по мнению авторов проекта, направлена на развитие характеристик качества образования, представленных в модели компетенций выпускника Программы.

Модель компетенций выпускника включает информационные компетентности, компетентности в сфере личностного самоопределения, коммуникативные компетентности.

Информационные компетентности включают следующие способности: владение навыками работы с различными источниками информации; способность самостоятельно систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию; умение ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое; способность применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии.

Компетентности выпускника в сфере личностного самоопределения включают: способность формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым предметам и сферам деятельности; владение способами самоопределения в ситуациях выбора; умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия на основе выбранных целевых и смысловых установок.

Коммуникативные компетентности включают: владение способами совместной деятельности в группе; владение культурой общения при использовании сети Интернет (умение позиционировать себя, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседника и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе); владение навыками использования сетевых коммуникаций для работы с информацией.

Рассмотрим основания для определения качества образования в сетевом проекте дополнительного профильного образования «Открытый молодежный университет».

Открытый молодежный университет, предоставляющий дополнительные образовательные услуги в сфере профильного обучения, является важным звеном при взаимодействии школа - вуз, с одной стороны, обеспечивая развитие необходимых компетенций для качественного обучения выпускников школы в вузе, а с другой - вовлекая школьников в реальные вузовские мероприятия и проекты.

В Открытом молодежном университете взаимодействие организовано не для поступления в вуз, а с целью вовлечения школьников в проектную деятельность, которая ведется вузами по заказу предприятий и в рамках научных исследований. С одной стороны (с позиции вузов), конкуренция за абитуриентов на уровне поступления не имеет смысла, так как ЕГЭ уравняло всех в этом процессе. С другой стороны, выпускников школ сегодня интересует содержательное погружение и «реальные» задачи, именно проектная деятельность может вовлечь будущих абитуриентов в вузовские процессы. При этом крайне необходимо использование современных методов - социальные сети позволяют организовать взаимодействие одного куратора проекта или научного сотрудника сразу с десятками юных деятелей, обеспечивая приток достаточного количества «качественных» абитуриентов.

Сегодня часть системы школа - вуз (развитие ИКТ-компетенций, формирование портфолио, система вузов-

ского обучения) может быть реализована школой самостоятельно. При этом школа обеспечивает весь комплекс образовательных программ через стандартные средства: профильное обучение, факультативные занятия, проектную деятельность и т.д. Вузу для обеспечения взаимодействия со школами достаточно выделить одного координатора, который обеспечивает процесс вовлечения школьников в реализуемые проекты. Например, вовлечение школьников в проектную деятельность (по выполнению реальных заказов от предприятий и проведению научных исследований) с помощью портала Dviger.com позволяет организовать взаимодействие одного куратора проекта (дипломника, аспиранта, научного сотрудника и т.п.) сразу со 100 и более старшеклассниками через специализированные средства (сообщества, галереи, виртуальные экспертизы и т. д.).

Таким образом, анализ оснований для определения качества образования, обусловленных взаимодействием школ и вузов, позволяет выделить такие его характеристики, как развитие интереса учащихся к организации и проведению научных исследований, вовлеченность учащихся в совместные исследовательские проекты.

Анализ практик сетевой организации профильного обучения в регионе (сетевой проект «Открытый молодежный университет», сетевые профильные классы, сетевая профильная старшая школа в МОУ СОШ № 49 г. Томска) позволил обосновать общие показатели изменения качества образования в сетевых проектах:

- существует ориентация на профилизацию образовательной деятельности;

- принципиальное значение для каждой практики организации сетевого взаимодействия имеют способ и предмет профилизации;

- в качестве предмета профилизации в разных практиках проявляются учебный предмет, учебная деятельность, образовательная деятельность.

Результаты анализа качества образования в практиках сетевой организации профильного образования в Томской области позволяют выделить следующие проблемы и направления его развития.

Исследование показывает, что в практиках реализации сетевых проектов профильного обучения отсутствует модельное представление о содержании и качестве образования в старшей школе, обусловленных процессами взаимодействия школы и вуза. В этом направлении необходимо обосновать типы сетевых проектов профильного обучения, обеспечивающие разные области профилизации и актуальное качество образования в старшей школе. При этом, ориентируясь на существующие практики сетевого взаимодействия в профильном обучении, в качестве организационных форм

сетевых проектов профильного образования возможно выделить следующие.

1. Сетевые профильные классы, обеспечивающие углубленное освоение предметных знаний, профилиза-цию в учебном предмете, развитие компетенций учебной деятельности. Данная организационная форма создается в структуре действующих общеобразовательных учреждений, в которых уже сложилась система профильного образования и имеется достаточный потенциал для интенсивного продвижения профильности при постановке новых задач в организации и содержании образовательного процесса. Создание таких классов реально практически в большинстве общеобразовательных учреждений Томска, особенно в лицеях и гимназиях, малых городов области, в базовых школах муниципальных центров области.

2. Сетевые профильные школы, обеспечивающие эффективное освоение предметных областей (гуманитарная, физико-математическая и т.п.), профилизацию в учебной деятельности, развитие компетенций образовательной деятельности. Сетевая профильная школа является еще одной организационной формой региональной системы сетевого профильного образования. Если сетевой класс создается в структуре действующей общеобразовательной школы и влияет на ее образовательную среду как катализатор, сетевая профильная школа является самостоятельным отдельным учреждением с однородной высокоразвитой информационнообразовательной средой. Если профильный класс влияет на школу, в которой он создается, то сетевая профильная школа влияет на муниципалитет, в котором она создается, и желательно на регион.

3. Центр организации сетевого профильного обучения, обеспечивающий построение индивидуальных образовательных программ, профилизацию образовательной и совместной деятельности, развитие компетенций образовательного проектирования, проектирование индивидуальной образовательной программы. Данная структура предполагает не только взаимодействие, соорганизацию и распределение существующих ресурсов, но и деинституциализацию, изменение инфраструктуры образования в регионе.

Центр является региональным координатором сетевой системы профильного образования. С одной стороны, Центр выявляет запросы профильных классов, общеобразовательных учреждений и отдельных учащихся, с другой - проявляет возможности и интересы вузовского комплекса и обеспечивает их взаимодействие в соответствии с нормативной базой на основе договорных отношений при использовании принципа норматива подушевого финансирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени образования (Приказ Министерства образования РФ № 2783 от 18.07.2002 г.) // Про-

фильное обучение: нормативные правовые документы. М., 2006.

2. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М. : Центр «Педагогический поиск», 2000.

3. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, при-

нимающих участие в конкурсе на государственную поддержку / под ред. А.И. Адамского. М. : Эврика, 2006.

4. Малкова И.Ю. Формирование сетевых проектов: формирование консалтинга образовательных проектов // Становление сетевых форм взаи-

модействия в региональной системе повышения квалификации / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск, 2002. С. 35-43.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 6 февраля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.