Финансы и налоговая политика
159
- расходы по процентам - к ним относят оплату процентов по кредитам банков, по кредитам поставщиков, по аренде имущества и другие.
Список литературы:
1. Закон РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007 года № 234-111.
2. О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс). Кодекс Республики Казахстан от 12 июня 2001 г. № 209-11 (с изменениями и дополнениями от 01.01.2007 г.). - Алматы: Каржы-Каражат, 2006.
3. Инструкция (основа) по разработке Рабочего плана счетов для организаций, составляющих финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (приказ МФ РК от 22.12.2005 г. № 426).
4. Гражданский Кодекс Республики Казахстан (Общая часть). Комментарий (постатейный). В двух книгах. Книга 2. - 2-е изд., испр. и доп., с использованием судебной практики / Под ред. М.К. Сулейменова, Ю.Г. Басина. - Алматы: Жеп жарты, 2003. - 528 с.
5. Абдрасимова Ж.К. Бухгалтерский учет: учебно-практическое пособие. - Караганда, 2001.
6. Глушков И.В. Бухгалтерский учет на современном предприятии. Москва. - Новосибирск: «ЭКОР», «КнОрУС», 2001. - 225 с.
7. Жакупова О.М. Финансовый учет: учебно-практическое пособие I, II, III. - Караганда, 1999.
АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
© Павлова А.Р.*
Финансово-экономический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,
г. Якутск
В данной статье проанализирован объем недополученных (выпадающих) доходов бюджета РС(Я) в связи с предоставлением налоговых льгот по региональным налогам. И рассмотрены региональные налоговые льготы.
Ключевые слова налоговые льготы, налогообложение, региональные налоги.
Налоговые льготы в теории налогообложения признаются одними из ведущих инструментов налоговой политики, эффективность действия кото-
Студент 4 курса.
160 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
рых оказывает непосредственное влияние на успешность реализации всей налоговой доктрины.
Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере [1].
С момента создания российской налоговой системы вопросы применения налоговых льгот постоянно находятся в центре внимания, что связано с большим объемом выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от предоставления различных льгот по налогам и сборам.
Оценка эффективности налоговой льготы представляется важным и необходимым моментом при введении новой льготы или проведении инвентаризации действующих льгот. Необходимо четко представлять цели, которые требуется достичь при применении той или иной льготы, а также последствия для бюджета и экономики на федеральном, региональном и местном уровнях. Одновременно следует учитывать, что любые исключения из общего режима налогообложения требуют дополнительных мер контроля со стороны налоговых органов, так как существую риски их неправомерного использования.
Рассмотрим более подробно предоставление региональных налоговых льгот на примере Республики Саха (Якутия).
Региональные налоги - обязательные и безвозмездные платежи в бюджет соответствующих субъектов РФ, устанавливаемые законами субъектов РФ в соответствии с НК РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес.
Ниже представлены данные о потерях доходов бюджета в связи с предоставлением налоговых льгот по региональным налогам (на основании форм № 5-НИО и № 5-ТН).
Таблица 1
Объем недополученных (выпадающих) доходов бюджета РС(Я) в связи с предоставлением налоговых льгот по региональным налогам [3]
Наименование налога Значение показателя (тыс. руб.)
2012 г. 2013 г. 2014 г.
Налог на имущество организаций 93 737 73 020 65 375
Транспортный налог 39 426 32 994 31 663
В результате анализа, можно сделать вывод, что сумма потерь доходов бюджета по налогу на имущество организаций по итогам трех лет уменьшалась, в 2013 г. сумма потерь составила 20 717 тыс. руб., в 2014 г. про-
Финансы и налоговая политика
161
изошло уменьшение на 7 645 тыс. руб. Это уменьшение связано с тем, что на федеральном уровне льготы отменялись и сейчас отменяются, но оставалась возможность установления таких льгот на региональном уровне. Поэтому бюджет недополучает только собственные доходы. По транспортному налогу наблюдалась аналогичная тенденция.
Рис. 1. Объем недополученных (выпадающих) доходов бюджета РС(Я) в связи с предоставлением налоговых льгот по региональным налогам
На рисунке видно, что в основном организации пользуются льготами по налогу на имущество организаций, в связи с ненадобностью в обслуживании транспортного средства и не высокой суммы по нему.
Согласно закону Республики Саха от 7 ноября 2013 года № 1231 № 17-V, налоговые льготы предоставляются по транспортному налогу и налогу на имущество организаций (посредством освобождения от уплаты):
1) организациям независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющим следующие виды деятельности:
- сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях;
- рыболовство, рыбоводство и предоставление услуг в этих областях;
- производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности;
- производство готовых кормов для животных;
2) организациям, зарегистрированным в сельской местности, городах улусного (районного) значения, поселках городского типа, городах Нюрбе и Покровске, осуществляющим следующие виды деятельности:
- ветеринарная деятельность, кроме ветеринарных услуг, переведенных на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- выделка и крашение меха, кроме услуг по выделке и крашению меха, переведенных на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов;
162 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
- производство растительных и животных масел и жиров;
- производство молочных продуктов [2].
Таким образом, с увеличением предоставления налоговых льгот как инвестиций в развивающиеся предприятия, бюджет много не потеряет, он вырастет за счет других налогов: с увеличением мощности и выпуска продукции бюджет пополнится суммами за счет НДС, налога на прибыль организаций, а увеличение рабочих мест, повлечет рост НДФЛ.
Основным направлением деятельности законодательных и исполнительных органов власти в настоящих условиях наряду с разработкой различных критериев оценок эффективности налоговых льгот, должно быть сокращение размеров обезличенных льгот и ограничение перечня льготных кате-горий налогоплательщиков.
Инструмент налоговых льгот может и должен использоваться в качестве магнита для привлечения притока инвестиций. И только в краткосрочном режиме, не более двух, трех лет. Краткосрочность налоговых льгот создает возможность хоть какой-то оценки их эффективности.
Налоги, в первую очередь, должны исполнять свою основную задачу -фискальную, т.е. обеспечивать необходимый уровень наполнения бюджета для финансирования государственных и муниципальных полномочий. Но в тоже время, только создание комфортного налогового климата может заинтересовать отечественных и иностранных производителей служить основой для формирования доходной части бюджета регионов.
Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 28.11.2015).
2. Закон Республики Саха от 7 ноября 2013 года №1231 № 17-V
3. Официальный сайт Федеральной налоговой службы России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nalog.ru/.
РЕФОРМИРОВАНИЕ ЧАСТНЫХ НАКОПИТЕЛЬНЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В ЕДИНЫЙ НАКОПИТЕЛЬНЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
© Салькина А.С.*, Утебаев Р.А.
Костанайский государственный университет имени Ахмета Байтурсынова, Республика Казахстан, г. Костанай
В статье рассмотрены основные теоретические вопросы перехода частных накопительных пенсионных фондов Республики Казахстан в
Преподаватель кафедры «Финансы и банковское дело».