Научная статья на тему 'Налоговые льготы и развитие оценки их эффективности на региональном уровне'

Налоговые льготы и развитие оценки их эффективности на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1227
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / НАЛОГОВЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ / TAX PRIVILEGES / TAX PREFERENCES / INCOME OF THE BUDGET / ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF TAX PRIVILEGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ксенда В.М.

В статье определена сущность и раскрыто содержание налоговых льгот, рассмотрена классификация налоговых льгот, проведен анализ доходов консолидированного бюджета и регионального бюджета в связи с предоставлением налоговых льгот, обозначены перспективы совершенствования налоговой политики в механизме предоставления и оценки налоговых льгот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ксенда В.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax benefits and the development of their efficiency at the regional level

The article defines the essence and contents of tax benefits, the classification of tax incentives, the analysis of incomes of the consolidated budget and the regional budget in connection with the provision of tax incentives and outlines perspectives for the improvement of tax policy in the mechanism of provision and evaluation of tax incentives.

Текст научной работы на тему «Налоговые льготы и развитие оценки их эффективности на региональном уровне»

New university

Economics & Law 2015. № 6 (52)

ISSN 2221-7347

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

УДК 336.025

В.М. Ксенда

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ И РАЗВИТИЕ ОЦЕНКИ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

В статье определена сущность и раскрыто содержание налоговых льгот, рассмотрена классификация налоговых льгот, проведен анализ доходов консолидированного бюджета и регионального бюджета в связи с предоставлением налоговых льгот, обозначены перспективы совершенствования налоговой политики в механизме предоставления и оценки налоговых льгот.

Ключевые слова: налоговые льготы, налоговые преференции, доходы бюджета, оценка эффективности налоговых льгот.

В современных условиях хозяйствования, когда были введены санкции против экономики России, исследование вопроса о налоговых льготах является особо актуальным, поскольку они являются регулирующим инструментом внутренней экономической политики и представляют собой расходы государства, предоставляемые налогоплательщикам посредством уменьшения налоговых обязательств в той или иной законодательно установленной форме на определённый срок с целью налогового регулирования экономики и решения социальных задач.

Налоговые льготы имеют исключительный характер и могут быть элементом любого налога. Их значение следует рассматривать с нескольких позиций:

1) влияние на финансовую систему, в частности, на формирование бюджета, поскольку налоговые льготы это, прежде всего, «выпадающие» доходы бюджета;

2) влияние на хозяйствующих субъектов: насколько налоговое стимулирование

организаций усиливает прирост расходов на проведение научно-исследовательских работ, разработку и продажи инновационных товаров и т.д.;

3) влияние налоговых льгот на показатели социально-экономического состояния общества (благосостояние, производительность, прибыльность, конкурентоспособность и т.п.).

Неоднозначность понятия «налоговые льготы» не позволяют его содержание раскрыть в одном определении. В действующем российском налоговом законодательстве в п. 1 ст. 56 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) закреплено определение: «Льгота- * *

© Ксенда В.М., 2015.

DOI: 10.15350/2221-7347.2015.6

* Ксенда Виктория Михайловна - кандидат экономических наук, доцент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения, Волгоградский государственный университет.

15

Новый университет

Экономика и право 2015. № 6 (52)

ISSN 2221-7347

ми по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере». Однако, в силу п. 2 ст. 56 НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы, либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ [9].

Оценивая законодательное содержание термина «налоговые льготы», необходимо отметить, что оно позволяет отнести к налоговым льготам иные особые положения налогового законодательства, не признаваемые непосредственно налоговыми льготами. Так, из 19 видов налогов и сборов, включённых в российскую налоговую систему, только по трём действует понятие налоговая льгота: государственная пошлина, налог на имущество организаций и земельный налог. Таким образом, освобождение некоторых объектов от налогообложения, применение налоговых вычетов, пониженных ставок, изменение сроков уплаты налогов (посредством предоставления инвестиционного налогового кредита, отсрочки и рассрочки), прямо не указанных в НК РФ, в качестве «налоговых льгот», тем не менее часто с ними отожествляется.

В экономической литературе существуют различные подходы к сущности налоговых

льгот.

«Налоговая льгота - исключительная возможность полного или частичного освобождения от уплаты налога при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика, предоставленная законодательством», - считает А.В. Брызгалин [8].

И.А. Майбуров даёт следующее определение налоговой льготы: «Это предусмотренное законодательством о налогах и сборах отклонение от нормативных требований налогообложения, позволяющее отдельным категориям налогоплательщиков получить преимущества, состоящие в полном или частичном освобождении их от уплаты налога (сбора) или в освобождении от выполнения отдельных обязательств и правил».

«Налоговая льгота - частичное или полное освобождение от уплаты налога в соответствии с действующим законодательством», - полагает Л.П. Павлова [6].

А.В. Перов и А.В. Толкушин считают, что «льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, либо уплачивать его в меньшем размере» [12]. Данное определение почти совпадает с законодательным.

М.В. Романовский и О.В. Врублевская раскрывают сущность налоговых льгот как «снижение размера (тяжести) налогообложения» [7].

Этого же мнения придерживается Е.Н. Евстигнеев, полагая, что налоговые льготы используются для сокращения размера налоговых обязательств налогоплательщика и для отсрочки или рассрочки платежа [3].

Перечисленные определения характеризуют налоговую льготу только как элемент налогообложения. Мнения авторов сводятся к тому, что налоговые льготы всегда подразумевают существование наряду с общим порядком налогообложения особых условий, способствующих уменьшению налоговых обязательств. Однако, такое трактование налоговой льготы сужает ее экономическую характеристику, поскольку налоговая льгота является инструментом реализации регулирующей функции налогов.

Расширенное определение налоговым льготам даёт С.В. Барулин и А.З. Дадашев.

С.В. Барулин полагает, что налоговые льготы одновременно выступают: и как важнейший инструмент политики налогового регулирования экономики, и как элемент налогообложения. Подобное отмечают М.В. Романовский и О.В. Врублевская. Но, С.В. Барулин указывает, что «налоговые льготы представляют собой совокупность способов, прав и обязанностей уменьшения (полного или частичного) налоговых обязательств налогоплательщиками в той или иной законодательно установленной форме налоговых освобождений, налоговых скидок и налоговых кредитов с целью государственного регулирования экономики и решения социальных за-

16

New university

Economics & Law 2015. № 6 (52)

ISSN 2221-7347

дач» [1]. А.З. Дадашев рассматривает налоговые льготы как «часть механизма налогового регулирования, включающего различные виды, формы и инструменты, призванные способствовать увеличению (при прочих равных условиях) объёма собственных ресурсов хозяйствующих субъектов» [2].

В рассмотренных определениях учёных о сущности налоговых льгот не нашли отражения налоговые льготы как налоговые расходы государства, которые необходимо учитывать при составлении бюджетов различного уровня.

Исследуя сущность налоговых льгот, следует отметить, что в экономической литературе встречается такое понятие как «налоговая преференция», при этом некоторые ученые полагают, что эти понятия равнозначны.

Современный экономический словарь определяет преференции как преимущества, льготы, предоставляемые отдельным государствам, предприятиям, организациям для поддержки определённых видов деятельности; осуществляются в форме снижения налогов, скидок с таможенных пошлин, освобождения от платежей, предоставления выгодных кредитов. Преференции предоставляются государством и носят адресный характер [13].

Д.В. Латыпова считает: «Преференция - это особая международная льгота, которая предоставляется одним государством другому на началах взаимности или в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Применяется в виде отмены либо снижения таможенных пошлин» [5]. В данном случае автор свела предоставление налоговых преференций только в отношении других государств, что не вполне обоснованно.

О.В. Тютюгина определяет, что «налоговые преференции - преимущества, не связанные с уменьшением конечного размера налогового обязательства, предоставляемые в соответствие с законодательством отдельным категориям налогоплательщиков при общем или особом режиме налогообложения, в том числе предусматривающие отнесение сроков уплаты налога и авансовых платежей по нему на более отдалённый период» [16]. Такой подход является не совсем корректным, поскольку преференции предоставляются, изначально с целью уменьшения налоговой нагрузки налогоплательщиков.

Наиболее полное определение налоговой преференции даёт А.С. Баландина: «Налоговая преференция - это предоставление государством преимуществ отдельным категориям налогоплательщиков посредством снижения сумм налоговых обязательств, имеющих обязательный характер, на условиях встречных обязательств налогоплательщика».

Формирование эффективной системы различных льгот является важным направлением экономической политики государства. При этом не только теоретическое осмысление льгот, но и построение научно обоснованной классификации должны быть положены в основу принятия всесторонне взвешенных решений по внесению изменений в соответствующее законодательство. Классификация налоговых льгот - обоснованное разнесение налоговых льгот по определённым группам, произведённое на основании определённого разграничивающего (классифицирующего) признака и обусловленное целями (задачами) систематизаций и сопоставлений.

Нам представляется, что наиболее полную и достоверную классификацию по различным признакам дал И.А. Майбуров (рис. 1). Данной классификации при проведении исследования мы и будем придерживаться.

Таким образом, по-нашему мнению, определение налоговой льготы достаточно полно изложено в НК РФ. В качестве дополнения можно сказать, что налоговая льгота снижает налоговые обязательства налогоплательщика и является «выпадающим» доходом бюджета. Налоговая преференция является более широким понятием, чем налоговая льгота, поскольку включает его и другие формы особых условий налогообложения.

Регулярный мониторинг востребованности налоговых льгот является одним из важнейших элементов налогового регулирования, поскольку увеличение количества предоставляемых льгот при отсутствии сведений об их результативности не только приводит к «выпадающим» доходам бюджетной системы, но и дискредитирует саму идею предоставления налоговых льгот. Проведение такого мониторинга возможно на основе отчетности ФНС России, формируемой на основе информации, содержащейся в налоговых декларациях, предоставляемых налогоплательщиками в налоговые органы. При этом «выпадающие» доходы

17

Новый университет

Экономика и право 2015. № 6 (52)

ISSN 2221-7347

от применения целого ряда существенных налоговых преимуществ невозможно оценить на основании данных налоговой отчетности (например, выпадающие доходы от применения специальных налоговых режимов) [15].

Источник: [6].

Рис. 1. Основные классификации налоговых льгот

Налоговые льготы могут предоставляться на федеральном и региональном уровне, поэтому при расчете «выпадающих» доходов бюджета необходимо учитывать их принадлежность. Более того, при оценке «выпадающих» доходов консолидированного бюджета Российской Федерации следует учитывать налоговые льготы, установленные нормативноправовыми актами органов власти местного уровня.

Данные, приведенные табл. 1, свидетельствуют: за анализируемый период наибольший объем «выпадающих» доходов консолидированного бюджета Российской Федерации приходится на долю налоговых льгот по налогу на добавленную стоимость (НДС). Около 7080% от общего объема льгот и в с среднем 35% доходов консолидированного бюджета в 2011 году. В целом, за последние годы в связи с предоставлением налоговых льгот недопоступления в консолидированный бюджет Российской Федерации имеют тенденцию к увеличению: к 2013 г. составили более 7 250 млрд. руб., что составляет примерно 60% доходов бюджета.

18

New university

Economics & Law 2015. № 6 (52)

ISSN 2221-7347

Таблица 1

Суммы федеральных и региональных налогов, не поступившие в бюджет РФ в связи с предоставлением налоговых льгот в 2011-2014 гг., млн. руб.

Налог/ период 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год (на 01.10.2014)

Всего поступило в консолидированный бюджет 9733 597 10 592 640 11 322 649 12 606 292

Налог на добавленную стоимость 3 335 676 5 056 864 6 573 385 5 867 610

Налог на добычу полезных ископаемых 262 609 323 105 378 263 419 623

Налог на прибыль организаций 162 086 201 203 152 236 119 676

из них: в связи с установлением законодательными органами субъектов Российской Федерации пониженной ставки налога 63 723 63 061 53 126 48 140

Налог на имущество организаций 324 639 364 447 184 020 -

из них: по льготам, установленным в соответствии с п.2 ст. 372 НК РФ органами законодательной власти субъектов РФ 131 460 136 929 152 107 -

Транспортный налог 6 896 7 742 8 202 -

из них: льгот, установленных законодательством субъектов Российской Федерации 6 575 7 321 7 727 -

Источник: составлено автором на основе данных форм статистической налоговой отчетности ФНС России за 2011-2014 гг.: 1-НДС, 5-НДПИ, 5-П, 5-НИО, 5-ТН. URL: http://www.nalog.ru.

Стимулирующая функция налоговых льгот по-разному проявляется в субъектах Российской Федерации. Многие субъекты Российской Федерации установили пониженную ставку по налогу на прибыль организаций, по которой зачисляется налог в региональный бюджет. Такая мера предпринята в целях поддержки приорететных для региона определенных видов экономической деятельности. Пониженную ставку по налогу на прибыль организаций применяют около 40 субъектов РФ. Доля льгот по налогу на прибыль организаций, в виде пониженной ставки, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, колеблется от 23 до 31%. В целом, наблюдается уменьшение доли «выпадающих» доходов в связи с установлением законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации пониженной ставки налога для отдельных категорий налогоплательщиков в соответствии с п.1 ст.284 НК РФ.

По налогу на имущество организаций гл. 30 НК РФ установлен достаточный перечень налоговых льгот, дополнительно к которым субъекты Российской Федерации могут устанавливать свои льготы, определяя основания их предоставления. Так, в 22 регионах предоставляются различные налоговые льготы для кредитных учреждений, страховых и лизинговых компаний, которые участвуют в финансировании инвестиционных проектов, включенных в областную инвестиционную программу.

По транспортному налогу федеральных льгот не установлено, однако регионы вправе предоставлять льготы по транспортному налогу. Именно по транспортному налогу бюджеты субъектов Российской Федерации недополучают в связи с предоставлением льгот - около 3% суммы налоговых льгот, предусмотренных законодательством субъектов РФ.

Согласно данным форм статистической отчетности ФНС России общий объем потерь бюджетов субъектов РФ в связи с предоставлением налоговых льгот в 2011 г. составил более 201 млрд. руб., а к 2013 г. увеличился и составил около 213 млрд. руб. Из них наибольший объем выпадающих доходов связан с предоставлением льгот по налогу на имущество

19

Новый университет

Экономика и право 2015. № 6 (52)

ISSN 2221-7347

организаций. При этом по налогу на имущество организаций наблюдается снижение доли «выпадающих» доходов (табл. 1).

Региональные налоговые льготы получили распространение в 1992 г. после подписания Федеративного договора, который явился инструментом экономической политики на региональном уровне. Региональные налоговые льготы оказывают существенное влияние на уменьшение налоговых поступлений в бюджет регионов, о чем свидетельствует оценка соотношения объемов налоговых льгот и соответствующих налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Остановимся подробнее на налоговых льготах, предоставляемых субъектами Российской Федерации, Волгоградской областью в частности, по налогу на прибыль организаций, по налогу на имущество организаций и транспортному налогу. В результате проведенного анализа (табл. 2), можно сделать вывод: сумма потерь доходов бюджета по налогу на имущество организаций до 2012 г. увеличивалась и достигла 2 750 310 тыс. руб., а уже в 2013 г. произошло уменьшение более, чем в 2 раза, и сумма потерь составила 1 110 565 тыс. руб. Это уменьшение связано с тем, что на федеральном уровне льготы отменялись и сейчас отменяются, но остается возможность установления таких льгот на региональном уровне. Поэтому бюджет недополучает только собственные доходы. По транспортному налогу наблюдается аналогичная тенденция, однако, изменение сумм недополученных сумм в бюджет имеет скачкообразный тренд. В 2013 г. суммы недополученных доходов бюджета по транспортному налогу снизились по сравнению с 2012 г. на 6 624 тыс. руб.

Таблица 2

Суммы недополученных доходов бюджета Волгоградской области в связи с предоставлением налоговых льгот в 2010-2013 гг., тыс. руб.

Налог/ период 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год

Поступило платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации 93 699 420 93 074 579 95 173 192 103 694 708

Налог на имущество организаций, в том числе 2 134318 2 271011 2 750310 1 110 565

по льготам, установленным ст.381 НК РФ 1 796 173 1 736 789 2 008 905 90 316

по льготам, установленным в соответствии с п.2 ст.372 НК РФ органами законодательной власти субъектов РФ 338 145 534 222 741 405 1 020 249

Транспортный налог, в том числе 32 358 32 649 33 547 30 855

льгот, установленных законодательством субъектов Российской Федерации 32 358 28 541 29 784 23 160

Источник: составлено автором на основе данных форм статистической налоговой отчетности ФНС России за 2010-2013 гг. : 5-П, 5-НИО, 5-ТН. URL: http://www.nalog.ru.

В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов было предусмотрено осуществить мониторинг эффективности налоговых льгот. Инвентаризация установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам позволит осуществить их оптимизацию. А уже в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов предполагается окончательно отказаться от установления новых льгот и поэтапно принять решения об отмене большинства действующих на федеральном уровне, по региональным и местным налогам.

20

New university

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Economics & Law 2015. № 6 (52)

ISSN 2221-7347

Однако, для того, чтобы реализовать направления налоговой политики Российской Федерации необходимо, в первую очередь, разработать методологическую основу для оценки эффективности налоговых льгот. В настоящее время в Российской Федерации не существует единой методики оценки эффективности налоговых льгот, а анализ эффективности их применения, разработка критериев и методики оценки эффективности ведётся только в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Анализ нормативных актов законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации позволяет утверждать о том, что в большинстве в большинстве субъектов Российской Федерации разработаны методики оценки эффективности налоговых льгот. При этом в большинстве регионов, где разработаны методики оценки эффективности налоговых льгот она осуществляется по трём критериям: бюджетной, экономической и социальной эффективности [10].

Следует отметить, что оценка эффективности налоговых льгот в узком смысле предполагает анализ достигнутых результатов (налоговые поступления) и затраченных ресурсов («выпадающие» доходы или потери бюджета). В широком смысле оценка эффективности льгот означает анализ взаимосвязи налоговых поступлений, выпадающих доходов, с одной стороны, и экономических (объем производства, производительность труда) и социальных показателей (доходы населения, обеспеченность жильём, качество медицинских услуг), с другой. В действительности, оценка эффективности налоговых льгот представляет собой более сложный процесс, чем расчёт выпадающих доходов и объем высвобожденных средств, направленных на инвестиции [4].

Исследование регионального законодательства свидетельствует о том, что в 17 из 20 субъектов РФ приняты нормативные акты, регламентирующие порядок и (или) методику оценки эффективности налоговых льгот. Из всех регионов оценка бюджетной эффективности проводится в 15 регионах, оценка экономической эффективности - в 12 регионах, оценка социальной эффективности - в 16 регионах. В нормативных актах закреплена как оценка вновь вводимых льгот, так и оценка действующих льгот, однако есть регионы, в которых оценка присутствует только на одном этапе (в Московской области проводится оценка только по предоставленным льготам, а в Ленинградской области и Якутии - по планируемым к предоставлению льготам). Оценка эффективности налоговых льгот на региональном уровне проводится по налогу на прибыль организаций (в части суммы, поступающей в региональный бюджет), налогу на имущество, транспортному налогу и, реже, упрощённой системе налогообложения (Ярославская, Сахалинская и Волгоградская области). В городах федерального значения, в частности, в Москве, проводится оценка также и по местным налогам, что обусловлено налоговыми полномочиями данного субъекта Российской Федерации. Для организаций-инвесторов в отдельных регионах предусмотрены специальные методики оценки эффективности налоговых льгот (Республика Татарстан, Ярославская, Кировская, Волгоградская области). При этом в некоторых регионах (Липецкая, Московская, Калининградская области, Республика Саха (Якутия) предусмотрено предоставление или возможность требования о предоставлении отчёта (аналитической записки) об использовании налоговых льгот (направлениях использования высвобожденных средств), а некоторыми регионами производится размещение результатов оценки эффективности налоговых льгот в СМИ (Ярославская область) или сети Интернет (Калужская, Калининградская области).

В целом методики оценки эффективности налоговых льгот в регионах часто повторяются по некоторым показателям, а в отдельных случаях одинаковы. При этом стоит отметить, что во многих субъектах Российской Федерации порядок оценки эффективности налоговых льгот присутствует, но детальная методика, раскрывающая механизм оценки конкретных показателей, в нормативных документах отсутствует (Псковская, Ленинградская области, Республика Дагестан).

В Волгоградской области постановлением Главы администрации Волгоградской области от 4 декабря 2008 г. № 1665 утверждён «Порядок оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению льгот по региональным налогам и установления пониженной ставки по налогу на прибыль организаций». Оценка эффективности налоговых льгот проводится по трём критериям: бюджетной, экономической и социальной направленности.

21

Новый университет

Экономика и право 2015. № 6 (52)

ISSN 2221-7347

Бюджетная эффективность - полученные и планируемые к получению дополнительные налоговые поступления в областной бюджет, которые связаны с использованием налоговых льгот. Бюджетная эффективность предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот рассчитывается по формуле:

КБЭ

НП

ПБ

Hnt

, (1)

где

КБЭ - коэффициент бюджетной эффективности;

Hnt - объем прироста налоговых поступлений в областной бюджет за отчетный период;

ПБНЛ - сумма потерь областного бюджета от предоставления налоговых льгот за отчётный период.

Если коэффициент бюджетной эффективности менее единицы, то бюджетная эффективность налоговых льгот является низкой.

Под экономической эффективность налоговых льгот понимается динамика следующих показателей деятельности организации:

- объем производства продукции, выполненных работ, услуг;

- выручка от реализации;

- прибыль в целях налогообложения;

- среднегодовая стоимость основных средств.

Если коэффициент экономической эффективности менее единицы, то экономическая эффективность налоговых льгот является низкой.

Социальная эффективность - создание благоприятных условий развития инфраструктуры социальной сферы, в том числе создание новых рабочих мест, увеличение доходов населения.Оценка социальной эффективности осуществляется на основании положительной динамики следующих показателей:

- фонд заработной платы, начисленной работникам списочного состава и внешним совместителям;

- среднесписочная численность работников;

- среднемесячная заработная плата работников;

- улучшение условий и охраны труда;

- трудоустройство лиц, нуждающихся в социальной защите;

- объем финансовой помощи для социально незащищенных слоев населения за счет оказания социальной помощи;

- количество введенных в действие объектов непроизводственной сферы организации;

- затраты на благотворительные цели;

- затраты на повышение экологической безопасности.

Если коэффициент социальной эффективности менее единицы, то социальная эффективность налоговых льгот является низкой.

Следует отметить, что оценка социальной эффективности налоговых льгот для отдельных категорий физических лиц не ведется.

В целях проведения оценки эффективности органам исполнительной власти (как правило, министерствам и департаментам экономического блока Правительства субъекта Российской Федерации) требуется большой массив информации, получаемой из территориальных управлений ФНС России, Росстата, финансовых управлений, а также самих налогоплательщиков на основании нормативных документов. При этом обязанностей по представлению какой-либо информации о налоговых льготах и результативности их использования в НК РФ не установлено, что порождает поводы для признания указанных нормативных документов не соответствующими НК РФ. Поэтому для обеспечения стабильности налоговой системы необходимо внести в законодательство о налогах и сборах

22

New university

Economics & Law 2015. № 6 (52)

ISSN 2221-7347

обязанность налогоплательщиков представлять информацию о суммах налоговых льгот, а также о результатах их использования налоговым органам (в отношении льгот инвестиционного характера).

Существует еще другая, не менее острая проблема. Получая информацию из территориальных управлений ФНС России о суммах предоставленных льгот и других преференций, региональный орган власти, занимающийся оценкой эффективности льгот, не имеет возможности определить точный их размер по конкретному налогоплательщику, т.к. указанная информация отнесена в соответствии со ст. 102 НК РФ к налоговой тайне. В настоящее время налоговые органы представляют финансовым органам субъектов Российской Федерации сведения о налоговой базе и структуре начислений по налогам и сборам в целом по субъекту Российской Федерации и по муниципальным образованиям без конкретизации по отдельным налогоплательщикам. Представляется, что для устранения данной проблемы необходимо исключить сведения (информацию) о сумме предоставленных льгот и преференций из состава налоговой тайны (аналогично налоговым санкциям) или внести обязанность налогоплательщиков по раскрытию суммы льгот и преференций по каждому основанию.

Целесообразно постепенно вводить взаимосвязь между использованием налоговых льгот и активными действиями со стороны налогоплательщиков (например, ежегодный прирост инвестиций в оборудование или увеличение расходов на НИОКР не менее чем на 10-15 %).

По оценке эффективности налоговых льгот предлагаются следующие основные направления повышения ее качества [4]:

1. Необходимо разрабатывать и внедрять единую методику оценки эффективности налоговых льгот для анализа практики применения льгот по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций и транспортному налогу.

2. Акцент в ходе оценки эффективности налоговых льгот необходимо ставить на анализе такого показателя, как налоговая база, т.к. указанный показатель позволит очистить массив данных от изменений налоговых ставок и уровня собираемости налогов.

3. Налоговые льготы инвестиционного характера должны оцениваться с позиции инвестиционной эффективности, что должно учитывать влияние суммы капитальных вложений в основные производственные фонды и доли собственных средств финансирования инвестиций (в среднесрочном периоде) на прирост налоговых поступлений.

4. Оценка экономической эффективности налоговых льгот должна учитывать прирост промышленного производства, валового регионального продукта и социально-экономических показателей развития региона (обеспечение жильем, качество медицинского обслуживания).

В целях стимулирования развития научного и производственного потенциала субъекта Российской Федерации региональные власти должны уделять внимание разработке механизмов и инструментов налогообложения, стимулирующих инвестиционные и инновационные процессы. К таким условиям можно отнести [14]:

- разработка и предоставление региональных налоговых льгот необходимо осуществлять совместно с региональной бюджетной политикой;

- налоговые льготы должны дифференцироваться по видам экономической деятельности, видам капитальных вложений, территориально (в пользу специальных научно-промышленных зон, наукоградов, технополисов, регионов, заинтересованных в увеличении доли инновационной продукцией в общем объеме реализованной продукции и т.д.), обладать гибкостью по времени действия, соответствовать целям введения, исходя из реализации федеральных и региональных программ, направленных на научно-техническое и экономическое развитие региона;

- налоговые льготы должны носить исключительно целевой характер, определены четкие условия и требования к льготируемым субъектам, а также условия использования высвободившихся сумм (например, направление определенной части льготируемой суммы на развитие производства; ограничение на использование высвободившихся в результате применения льгот финансовых ресурсов);

23

Новый университет

Экономика и право 2015. № 6 (52)

ISSN 2221-7347

- должны быть разработаны нормативно-правовые акты, не только устанавливающие налоговые льготы с обоснованием их предоставления (целей и условий предоставления), а также законодательные акты, устанавливающие показатели оценки эффективности налоговых льгот;

- установить надлежащий финансовый контроль за введением и использованием налоговых льгот на региональном уровне;

- оценка эффективности налоговых льгот должна стать публичной: информацию об объемах предоставленных налоговых льгот, результатах оценки их эффективности по каждому налогоплательщику и каждому налогу необходимо размещать в СМИ (сети Интернет) в обязательном порядке, что необходимо задекларировать в НК РФ (таким образом можно оценить стоимость льгот для бюджета).

Таким образом, разработка эффективной системы налоговых преференций требует соблюдения баланса функций налогов: фискальная и регулирующая функции должны быть уравновешены, чтобы реализация одной функции не производилась за счет другой. Ведь невозможно рассматривать налоги в качестве сугубо фискального инструмента, ибо налоги регулируют все экономические, финансовые, производственные процессы. Вместе с тем выполнение налогами регулирующей функции вне преследования фискальной цели выводит такие платежи из-под понятия налога. Поскольку механизм воздействия налоговых преференций на экономические отношения позволяет выделить два объекта воздействия: деятельность, на развитие которой направлено стимулирование (например, инновационная), и налоговые доходы бюджетов, оценка эффективности налоговых преференций должна предусматривать оценку и экономического и бюджетного эффектов. В экономическом смысле преференции могут считаться эффективными, если их применение приводит к увеличению экономических и макроэкономических показателей [17].

Библиографический список

[1] Барулин, С.В. Налоговая политика России: Монография / С.В. Барулин, А.В. Макрушина. - Саратов, изд. «Сателлит», 2004. - 167 с.

[2] Дадашев, А.З. Налоговый механизм регулирования инвестиционной деятельности организаций // Налоговая политика и практика. - 2008. - № 7. - С.4-9.

[3] Евстигнеев, Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: учебное пособие / Е.Н. Евстигнеев. - М.: Инфра-М, 2000. - 306 с.

[4] Калаков, Р.И. К вопросу об эффективности налоговых льгот: анализ современной практики / Р.И. Калаков // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научнопрактической конференции. - 2012. - Т.20. - С.34-43.

[5] Латыпова, Д.В. Инвестиционные налоговые льготы: дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук: 08.00.10 / Д.В. Латыпова. - Казань, 2005. - 213 с.

[6] Майбуров, И.А. Теория налогообложения. Продвинутый курс: учебник для магистрантов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» / И.А. Майбуров, А.М. Соколовская. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 591 c.

[7] Налоги и налогообложение: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: ПИТЕР, 2003. - 576 с.

[8] Налоги и налоговое право: учеб. пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. - М.: Аналитика-Пресс, 1998. - 608 с.

[9] Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ в ред. от 08.03.2015 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.

[10] Налоговые льготы: анализ практики применения и методика оценки эффективности действия // Налоги и налогообложение. - 2011. - № 7. - С.45-54.

[11] Павлова, Л.П. Налоги и воспроизводство: сущность и значение / Л.П. Павлова, М.Р. Пинская. Москва, 2001. Ч. 2. - 156 с.

[12] Перов, А.В. Налоги и налогообложение: учебник для бакалавров / А.В. Перов, А.В. Толкушин. -М.: Издательство Юрайт, 2013. - 996 c.

[13] Райзберг, Б.А.Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Ста-

24

New university

Economics & Law 2015. № 6 (52)

ISSN 2221-7347

родубцева. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 494 с.

[14] Стеба, Н.Д. Оценка выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с предоставлением налоговых льгот / Н.Д. Стеба, Н.В. Пивоварова, Е.И. Комарова // Финансы, денежное обращение и кредит. - 2011. - № 8 (81). - С.185-188.

[15] Ткачева, Т.Ю. Формирование налоговых полномочий регионов - центральное звено в российской модели бюджетного федерализма / Т.Ю. Ткачева // Вестник ЧитГУ. - 2011. - № 11(78). -С.15-22.

[16] Тютюгина, О.В. Региональные налоговые льготы: оценка эффективности, влияние на экономическое развитие депрессивного региона: дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук: 08.00.10 / О.В. Тютюгина. - Хабаровск, 2006. - 172 с.

[17] Шмакова, М.Н. Использование индикаторов экономической эффективности налоговых преференций применительно к инновационной деятельности / М.Н. Шмакова // Сибирская финансовая школа. - 2008. - № 1. - С.77-80.

UDC 336.025

V.M. Ksenda

TAX BENEFITS AND THE DEVELOPMENT OF THEIR EFFICIENCY AT THE REGIONAL LEVEL

The article defines the essence and contents of tax benefits, the classification of tax incentives, the analysis of incomes of the consolidated budget and the regional budget in connection with the provision of tax incentives and outlines perspectives for the improvement of tax policy in the mechanism of provision and evaluation of tax incentives.

Keywords: tax privileges, tax preferences, income of the budget, assessment of efficiency of tax privileges.

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.