Научная статья на тему 'Анализ региональных финансовых ресурсов и их специфика'

Анализ региональных финансовых ресурсов и их специфика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
663
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ / КРЕДИТЫ / ПОЛУЧЕННЫЕ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ / ПРИБЫЛЬ И АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / REGIONAL FINANCIAL RESOURCES / BUDGET EARNINGS AND SPENDING / FEDERAL AND MUNICIPAL DEBT / STATE SECURITIES / LOANS FROM LOAN ORGANIZATIONS / TERRITORIAL FUND OF COMPULSORY HEALTH INSURANCE / PROFITS AND DEPRECIATION CHARGE / INVESTMENT IN FIXED ASSETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федулова Светлана Фёдоровна

Рассматриваются финансовые ресурсы Удмуртской Республики, выделена их специфика, обусловленная в основном спецификой промышленности республики, ориентированной на крупные оборонные государственные заказы, а также большой долей в бюджете платежей ресурсодобывающих предприятий. Проведён анализ доходов и расходов бюджета республики, выявлено, что около 80 % доходов республиканского бюджета формируется за счёт нефтяников, обрабатывающих предприятий и торговли. Проведён анализ структуры доходов и расходов республиканского бюджета, их динамики, рассмотрена динамика не только номинальных, но и реальных доходов и расходов. В статье рассмотрен также бюджетный дефицит республиканского бюджета, выявлены причины, приведшие к образованию государственного и муниципального долга. Проведён анализ состава, структуры и динамики долга Удмуртской Республики и её муниципальных образований. Более подробно проведён анализ таких составных частей государственного долга Удмуртии, как кредиты, полученные в кредитных организациях, бюджетные кредиты и средства, привлечённые за счёт выпуска государственных ценных бумаг. В статье проведён также анализ прибылей и убытков предприятий республики, их дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе просроченной, и анализ состава и структуры инвестиций в основной капитал, а также источников их финансирования. В статье отмечено, что большая доля финансовых ресурсов Удмуртской Республики приходится на средства территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) и проведён анализ его доходов и расходов. В заключение рассмотрены итоги государственной программы «Управление государственными финансами», целью которой является обеспечение исполнения расходных обязательств УР при сохранении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета, повышение эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента в секторе государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF REGIONAL FINANCIAL RESOURCES AND THEIR SPECIFICITY

The article discusses financial resources of the Udmurt Republic. It also identifies their specificity that is explained by the specificity of UR industries, which are oriented towards large state defence orders and by the fact that the budget has a large share of payments from resourceful industries. Analysis of UR budget earnings and spending shows that 80% of UR budget income are made up of oil extracting and processing industries. An analysis of UR budget structure of earnings and spending and their dynamics is presented. The dynamics indicates both nominal and real earnings and spending. The article looks into the deficit of UR budget and identifies the causes that have led to federal and municipal debts. The components, structure and dynamics of debts of the Udmurt Republic and their municipal establishments are also analyzed. The author draws attention to the analysis of UR federal debt components, namely, loans from loan organizations, budget loans and funding from issuing federal securities. The article also focuses on the UR enterprises profits and losses, their receivables and payables, including loan arrears. Also, an analysis is made of investments in fixed assets as well as sources of their financing. It is noted that a large share of financial resources comes from the Territorial Fund of Compulsory Health Insurance, and its earnings and spending are also analyzed. Finally, the author examines the outcome of the federal program “Management of Federal Finances”, which is aimed at providing the performance of UR spending commitments and at maintaining a long-term balance and sustainability of the budget, enhancing the efficiency of budget spending and the quality of financial management in the public sector.

Текст научной работы на тему «Анализ региональных финансовых ресурсов и их специфика»

УДК 336.1 С.Ф. Федулова

АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ И ИХ СПЕЦИФИКА

Рассматриваются финансовые ресурсы Удмуртской Республики, выделена их специфика, обусловленная в основном спецификой промышленности республики, ориентированной на крупные оборонные государственные заказы, а также большой долей в бюджете платежей ресурсодобывающих предприятий. Проведён анализ доходов и расходов бюджета республики, выявлено, что около 80 % доходов республиканского бюджета формируется за счёт нефтяников, обрабатывающих предприятий и торговли. Проведён анализ структуры доходов и расходов республиканского бюджета, их динамики, рассмотрена динамика не только номинальных, но и реальных доходов и расходов. В статье рассмотрен также бюджетный дефицит республиканского бюджета, выявлены причины, приведшие к образованию государственного и муниципального долга. Проведён анализ состава, структуры и динамики долга Удмуртской Республики и её муниципальных образований. Более подробно проведён анализ таких составных частей государственного долга Удмуртии, как кредиты, полученные в кредитных организациях, бюджетные кредиты и средства, привлечённые за счёт выпуска государственных ценных бумаг. В статье проведён также анализ прибылей и убытков предприятий республики, их дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе просроченной, и анализ состава и структуры инвестиций в основной капитал, а также источников их финансирования. В статье отмечено, что большая доля финансовых ресурсов Удмуртской Республики приходится на средства территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) и проведён анализ его доходов и расходов. В заключение рассмотрены итоги государственной программы «Управление государственными финансами», целью которой является обеспечение исполнения расходных обязательств УР при сохранении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета, повышение эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента в секторе государственного управления.

Ключевые слова: региональные финансовые ресурсы, доходы и расходы бюджета, государственный и муниципальный долг, государственные ценные бумаги, кредиты, полученные в кредитных организациях, территориальный фонд обязательного медицинского страхования, прибыль и амортизационные отчисления, инвестиции в основной капитал.

В состав финансовых ресурсов Удмуртской Республики входят: средства бюджетов (республиканский бюджет УР, 25 районных бюджетов районов УР, 6 городских бюджетов городов (5 из них -бюджеты городских округов) УР, сельские и поселковые бюджеты, бюджеты внебюджетных фондов), ценные бумаги, принадлежащие республиканским и муниципальным властям, а также финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов республики.

Специфика республиканских финансовых ресурсов обусловлена в основном спецификой промышленности республики, ориентированной на крупные оборонные государственные заказы, а также большой долей в бюджете платежей ресурсодобывающих предприятий. Около 80 % доходов республиканского бюджета формируется за счёт нефтяников, обрабатывающих предприятий и торговли. Наиболее крупными налогоплательщиками являются: ОАО «Удмуртнефть» (основные виды деятельности: геологоразведка, разработка и эксплуатация месторождений углеводородов); Ижевский электромеханический завод «Купол» (производство оборонной продукции, продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления); Чепецкий механический завод (производство изделий из циркония и его сплавов, природного и обедненного урана, металлического кальция, изделий для атомной энергетики); Воткинский завод (изготовление спецтехники и продукции гражданского назначения для нефтегазовой, химической, инструментальной, металлургической, станкостроительной и других отраслей промышленности); ликёроводочный завод «Глазовский» и Сарапульский ликёроводочный завод (производство алкогольной продукции); «КОМОС ГРУПП» (производство продуктов питания, один из крупнейших в России агрохолдингов с полным производственно-сбытовым циклом); «Российские железные дороги» (перевозки грузов и пассажиров); «Газпром» (геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа, газового конденсата и нефти, реализация газа в качестве моторного топлива, а также производство и сбыт тепло- и электроэнергии).

Наибольший удельный вес финансовых ресурсов республики сосредоточен в бюджете. Свод всех бюджетов, расположенных на территории республики, в том числе и бюджетов внебюджетных фондов, составляет консолидированный бюджет республики. Ниже в табл. 1 и 2 рассмотрены доходы и расходы консолидированного бюджета Удмуртии за 2013-2015 гг.[1].

Таблица 1

Доходы консолидированного бюджета Удмуртской Республики в 2013-2015 гг., млн руб.

Доходы 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2015 г. к 2013 г, %

Всего доходов 71883,81 79944,20 84410,19 117,4

В том числе налоговые и неналоговые доходы 48343,76 54437,64 56932,07 117,8

Из них: основные налоговые доходы

Налог на прибыль 15306,92 15463,30 16659,23 108,8

НДФЛ 17568,53 20657,70 20627,06 117,4

Налоги на товары, 4967,56 5617,31 5598,51 112,7

реализуемые на территории РФ

Налоги на имущество организаций 5582,38 7196,75 7277,90 130,4

Безвозмездные поступления 23540,04 25506,56 27478,11 116,7

Как видно из табл. 1, доходы бюджета в номинальном выражении растут как в целом, так и по основным видам доходов. За три года в номинальном выражении доходы выросли на 17,4 %, при этом индекс дефлятор по валовой добавленной стоимости составил по данным Росстата в 2015 г. к 2014 г.- 110,6 %, в 2014 г. к 2013 г. -106,6 %, в 2013 г. к 2012 г. - 105,5 % [2].

Налоговые и неналоговые доходы бюджета республики в сумме составляют порядка 70 % от всех доходов бюджета, долю, немногим более 30 %, составляют безвозмездные поступления (в основном межбюджетные трансферты) из вышестоящих бюджетов. Основными налогами, формирующими бюджеты республики, являются налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, транспортный и земельный налоги, налог на имущество, акцизы. Среди неналоговых доходов, доля которых невелика и не превышает 4 % в общей сумме доходов бюджета, выделяются такие виды доходов, как штрафы, санкции и возмещение ущерба, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от продажи материальных и нематериальных активов.

Направления расходования бюджетных средств республики мало чем отличаются от расходных статей бюджетов других субъектов РФ. Большие удельные веса занимают расходы на национальную экономику и социальные цели.

Таблица 2

Расходы консолидированного бюджета Удмуртской Республики в 2013-2015 гг., млн руб.

Виды расходов 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2015 г. к 2013 г., %

Общегосударственные вопросы 4557,09 5149,30 5095,10 111,8

Национальная оборона 25,23 26,0 27,79 110,1

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1098,9 807,17 841,23 76,6

Национальная экономика 14584,43 14562,72 13491,99 92,5

ЖКХ 3441,91 3816,46 3728,64 108,3

Охрана окружающей среды 110,74 148,16 143,01 129,1

Образование 25378,72 26909,56 27677,98 109,1

Культура, кинематография 2682,01 3589,20 3474,79 129,6

Здравоохранение 21569,64 23351,81 25449,27 118,0

Социальная политика 9421,56 10057,38 10538,93 111,9

Физическая культура и спорт 1696,26 1435,99 1569,74 92,5

Средства массовой информации 184,07 190,13 236,13 128,3

Обслуживание государственного и муниципального долга 2184,3 2783,15 3428,63 157,0

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований 220,05 76,07 109,49 49,76

Итого 87154,91 93173,11 95812,77 109,9

Дефицит бюджета 15271,10 13228,91 11402,59 74,7

Как показывают данные табл. 2, в основном расходы демонстрируют динамику роста. Наиболее быстрыми темпами (более чем в 1,5 раза) растут расходы на обслуживание государственного и муниципального долга в связи с ростом долговых обязательств Удмуртской Республики. Наибольшие темпы снижения (50%) показывают расходы на финансовую помощь нижестоящим бюджетам. В целом расходы в 2015 г. по сравнению с 2014 г. выросли на 2,8 %, а по сравнению с 2013 г. - на 9,9 %. Таким образом, при сравнении с индексом дефлятором ВВП мы наблюдаем номинальный, но не реальный рост расходов.

В структуре расходов консолидированного бюджета Удмуртии более половины расходов составляют расходы на образование (их доля составляла примерно 29 % каждый год за анализируемые три года) и здравоохранение (доля которого выросла с 25 до 27 %). Двумя другими крупными статьями являются расходы на национальную экономику (доля которых снизилась с 17 до 14 %) и социальную политику (её доля составляла по 11 % ежегодно). Расходы на общегосударственные вопросы составляли по 5 %, остальные расходы по четырнадцати разделам бюджетной классификации расходов не превышали 5 %.

Положительной тенденцией является снижение бюджетного дефицита в республике. В динамике его величина снизилась за анализируемый период на 3868,51 млн руб., или на 25,3 %. При этом величина бюджетного дефицита по отношению к расходам бюджета также снизилась на 5,6 процентных пункта (далее - п.п.), с 17,5 до 11,9 %.

Наличие бюджетного дефицита, замедление развития экономики, а также необходимость выполнять социальные обязательства в соответствии с майскими указами Президента России приводит к образованию государственного и муниципального долга, величина которого в динамике растёт. Ниже, в табл. 3 и 4, представлены данные о составе и структуре государственного внутреннего долга Удмуртии и долга муниципальных образований республики [3].

Таблица 3

Государственный внутренний долг Удмуртской Республики

Виды долговых обязательств на 01.12. 2013 на 01.01.2015 на 01.01.2016 2016 г. к 2013 г., %

Государственный внутренний долг, всего, млн руб. 29318,9 37922,9 41857,0 142,76

В том числе:

Бюджетные кредиты из федерального бюджета, млн руб./доля в % 4818,9/ 16,4 11722,9/ 30,9 12957,0/ 31,0 268,88

Кредиты, полученные в кредитных организациях, млн руб./доля в % 16500/ 56,3 20000/ 52,7 22000/ 52,5 133,33

Государственные ценные бумаги Удмуртской Республики, млн руб./доля в % 7800/ 26,6 - 6900/ 16,5 88,46

Государственные гарантии, млн руб./доля в % 200/ 0,7 6200/ 16,4 - -

Как видно из данных табл. 3, в составе государственного долга Удмуртии превалируют кредиты, полученные в кредитных организациях. На 1 января 2016 г. Удмуртия имела 31 кредит сроком погашения три и один год, размером 500 и 1000 млн руб. на общую сумму 22 млрд руб. Большая часть бюджетных кредитов была получена в 2013 и 2015 годах с погашением через три года. Кредиты, полученные в 2010 и 2011 гг. были предоставлены на срок более 20 лет с погашением в 2032 и 2034 гг. Дешёвые бюджетные кредиты (минимальная ставка 0,1 %) привлекаются с целью погашения кредитов кредитных организаций и финансирования дефицита бюджета. Выделение бюджетам регионов бюджетных кредитов из федерального бюджета призвано помочь им справиться с трудной финансовой ситуацией.

Большая часть государственных ценных бумаг Удмуртии представлена государственными облигациями с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга, эмитентом которых является Правительство УР. В 2015 г. было размещено облигаций на сумму 3 млрд руб. (размещение состоя-

лось в сентябре 2015 г. с погашением в сентябре 2020 г.). В сентябре 2016 г. также были размещены облигации со сроком обращения 10 лет на сумму 5 млрд руб., по ним установлен купонный процент в размере 10,55% годовых.

Общая сумма государственного долга Удмуртии растёт, и на 01.12.2016г. его величина составила 47377,2 млрд руб. По сравнению с 2013 г. мы видим рост на 18058,3 млрд руб., или на 51,4 %. При этом структура долга улучшилась, в его составе увеличилась доля дешёвых бюджетных кредитов до 41,5 %, а доля более дорогостоящих кредитов, полученных от кредитных организаций, снизилась до 37,1 %.

Таблица 4

Муниципальный долг муниципальных образований Удмуртской Республики

Виды долговых обязательств На 01.12. 2013 На 01.01.2015 На 01.01.2016 2016 г. к 2013 г., %

Муниципальный внутренний долг, всего, млн руб. 4406,7 7133,6 8950,7 203,1

В том числе:

бюджетные кредиты, полученные муниципальными образованиями УР из бюджета УР и местных бюджетов, млн руб./доля в % 1399,8/ 31,8 3192,0/ 44,7 4427,1/ 49,5 316,3

кредиты, полученные в кредитных организациях, млн руб./доля в % 3000/ 68,1 3941,6/ 55,3 4523,6/ 50,5 150,8

Муниципальные гарантии, млн руб./доля в % 6,9/ 0,1 - - -

В структуре муниципального долга превалируют кредиты, полученные от кредитных организаций. Положительной тенденцией является снижение их удельного веса с 68,1 до 50,5 %, или на 17,6 п.п., и рост доли бюджетных кредитов на 17,7 п.п. В целом долг муниципальных образований вырос за анализируемый период более чем в два раза, что является тревожной тенденцией. На 01.12.2016 г. сумма долга составила 8950,7 млн руб., при этом несколько выросла доля кредитов кредитных организаций по сравнению с 2015 г. (с 50,5 до 51,8 %).

Наполнение бюджета республики во многом зависит от финансового состояния предприятий реального сектора экономики Удмуртии. Некоторые показатели деятельности предприятий и организаций Удмуртии представлены в табл. 5.

Таблица 5

Некоторые финансовые показатели деятельности предприятий и организаций Удмуртии

за 2014-2015 гг., млн руб.

Показатели 2014 г. 2015 г. 2015 г. к 2014 г., %

Прибыль до налогообложения 54412,9 37421,0 68,8

Удельный вес убыточных организаций 31,3 28,9 х

Дебиторская задолженность, 154655,4 150352,5 97,2

в том числепросроченная 22965,1 23896,9 104,1

Кредиторская задолженность, 198198,8 192848,1 97,3

в том числе просроченная 16988,0 13434,5 79,1

По данным Удмуртстата [4], в 2014 г. крупными и средними предприятиями и организациями промышленности, строительства, транспорта и сельского хозяйства (без предприятий и организаций с численностью менее 15 человек и финансово-кредитных организаций) было получено прибыли до налогообложения на сумму 54412,92 млн руб., а в 2015 г. 37421,0 млн руб., что на 31,2 % ниже. При этом финансовый результат формировался в основном за счёт добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств. Доля отрасли добычи полезных ископаемых в прибыли составила 32,9 % в 2014 г. и 63,9 % в 2015г., доля обрабатывающих производств - 61,6 % в 2014 г. и 25,4 % в 2015 г.

Несмотря на снижение в 2015 г. абсолютной суммы прибыли, доля убыточных предприятий также снизилась на 2,4 п.п. Является положительным моментом снижение сумм дебиторской и кредиторской задолженности предприятий республики (см. данные табл. 3). Необходимо отметить, что это снижение вызвано в первую очередь падением темпов роста экономики республики. Так, индекс физического объёма производства по выпуску продукции и услуг базовых отраслей составил в 4 квартале 2015 г.- 91 % к 4 кварталу 2014 г.[5].

По данным Росстата в Удмуртской Республике наблюдается положительная тенденция роста инвестиций в основной капитал. Так, с 2012 по 2014 г. их объём вырос с 64221 млн руб. до 89836 млн руб., или на 39,9 %. Собственные и привлечённые источники финансирования инвестиций в их общей сумме распределены примерно поровну с небольшим перевесом (от 2 до 4 %) собственных источников. В структуре собственных источников превалируют амортизационные отчисления и прибыль, в структуре привлечённых источников превалируют бюджетные средства. Кредиты банков имеют небольшой удельный вес. За три анализируемых года их доля не превышала 4,5 %.

Анализ структуры инвестиций в основной капитал по видам основных фондов показал, что вложения в активную часть основных фондов (машины, оборудование, транспортные средства) занимают наибольший удельный вес в общем объёме инвестиций (около 40 %), доля вложений в здания и сооружения составляла в 2012-2014 гг. 35-38 %, доля вложений в жилища за этот период варьировалась от 15 до 20 % [6].

Таблица 6

Итоги реализации государственной программы Удмуртской Республики «Управление государственными финансами» за 2015 г., в % [8]

Название целевого показателя (индикатора) План Факт

Объём просроченной кредиторской задолженности бюджета УР и госучреждений УР к расходам бюджета Не более 1 0,823

Доля расходов бюджета, формируемых в рамках госпрограмм 95,1 96,8

Отношение недополученных доходов по региональным налогам в результате действия региональных налоговых льгот к налоговым доходам бюджета УР Не более 5 0,76

Отношение дефицита бюджета УР к доходам бюджета УР, рассчитанное в соответствии с требованиями БК РФ Не более 15 7,1

Отношение объёма государственного долга УР к доходам бюджета УР без учёта безвозмездных поступлений Не более 100 98,5

Отношение объёма заимствований УР в отчётном финансовом году к сумме, направляемой в этом году на финансирование дефицита бюджета и (или) погашение долговых обязательств бюджета УР Не более 100 96,09

Отношение расходов на обслуживание госдолга УР к расходам бюджета УР (за исключением объёма расходов, осуществляемых за счёт субвенций, предоставляемых из бюджетов) Не более 15 5,03

Отношение объёма просроченной задолженности по долговым обязательствам УР к общему объёму госдолга УР 0 0

Доля просроченной кредиторской задолженности в расходах бюджетов муниципальных образований УР Не более 1 0,5

Доля межбюджетных трансфертов из бюджета УР (за исключением субвенций, а также субсидий, предоставленных на софинансирование бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности) в объёме собственных доходов консолидированных бюджетов муниципальных районов и городских округов Не более 50 29,0

Доля дотаций в объёме межбюджетных трансфертов из бюджета УР бюджетам муниципальных образований в УР Не менее 10 11,34

Исполнение плана по налоговым и неналоговым доходам бюджета УР Не менее 100 94,1

Довольно большая доля финансовых ресурсов Удмуртской Республики приходится на средства территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС). По данным региональ-

ного отделения фонда его доходы в 2013 г. составили 11751 млн руб., а в 2014 г. - 13740,3 млн руб. Основной статьей доходов являются субвенции из федерального фонда обязательного медицинского страхования на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования, их доля превышает 88 %. Кроме них в доходы ТФОМС в 2013-2014 гг. включались межбюджетные трансферты из бюджета УР и средства ФФОМС для единовременных компенсационных выплат медицинским работникам.

В расходах фонда подавляющую часть (более 98 %) составляют расходы на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования. Общая сумма расходов ТФОМС УР в 2013 г. составила 12121,4 млн руб., а в 2014 г. - 13099,6 млн руб. [7].

Для повышения эффективности использования финансовых ресурсов Удмуртии в республике реализуется государственная программа «Управление государственными финансами», целью которой является обеспечение исполнения расходных обязательств УР при сохранении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета, повышение эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента в секторе государственного управления. Целевые показатели (индикаторы) программы в основном выполнены, что видно из табл. 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В табл. 6 приведён ряд индикаторов выполнения программы «Управление государственными финансами». Как видно из данных табл. 6, не выполнен лишь один индикатор по исполнению плана по доходам. Министерство финансов УР объясняет невыполнение этого показателя замедлением развития экономики Российской Федерации и Удмуртской Республики. Показатели, связанные с повышением эффективности бюджетных расходов, управлением государственным долгом, развитием системы межбюджетных отношений и содействием повышению уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований в УР, выполнены полностью.

Таким образом, большая часть финансовых ресурсов Удмуртии сосредоточена в доходах консолидированного бюджета, демонстрирующих номинальный рост. Положительной тенденцией является снижение бюджетного дефицита, отрицательной - рост государственного и муниципального долга, доля которого составила в 2015 г. 60,2 % к доходам консолидированного бюджета. За 2015 г. снизилась величина прибыли предприятий основных отраслей экономики, но при этом снизилась и доля убыточных предприятий. В целом поставленные перед Министерством финансов УР задачи выполнены.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Законы об исполнении консолидированного бюджета Удмуртской Республики за 2013-2015 гг.

2. Росстат. Официальная статистика. Национальные счета. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/accounts/.

3. Объём и структура государственного и муниципального долга УР за 2013-2015 гг. URL: http://mfur.ru/ gm_dolg/2015 .php.

4. Финансовые результаты деятельности организаций Удмуртской Республики, средняя численность работников которых превышает 15 человек (кроме субъектов малого предпринимательства, страховых организаций, банков, прочих финансово-кредитных организаций. URL: http://udmstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ udmstat/resources.

5. Индекс выпуска продукции и услуг базовых отраслей. URL: http://udmstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ udmstat/resources/6b31c3004b894e7fa6a6fef3fcc8acff/ibo_4_15.pdf.

6. Инвестиции в основной капитал// URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_14p/Main.htm.

7. Информация о ТФОМС УР. URL: http://tfoms18.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=266.

8. Годовой отчет о реализации государственной программы Удмуртской Республики «Управление государственными финансами» за 2015 г. URL: http://mfur.ru/activities/Povyshenie_effektivnosti/upr_gos_finans/.

Поступила в редакцию 19.01.17

S.F. Fedulova

ANALYSIS OF REGIONAL FINANCIAL RESOURCES AND THEIR SPECIFICITY

The article discusses financial resources of the Udmurt Republic. It also identifies their specificity that is explained by the specificity of UR industries, which are oriented towards large state defence orders and by the fact that the budget has a large share of payments from resourceful industries. Analysis of UR budget earnings and spending shows that 80% of UR budget income are made up of oil extracting and processing industries. An analysis of UR budget structure of earnings and spending and their dynamics is presented. The dynamics indicates both nominal and real earnings and

spending. The article looks into the deficit of UR budget and identifies the causes that have led to federal and municipal debts. The components, structure and dynamics of debts of the Udmurt Republic and their municipal establishments are also analyzed. The author draws attention to the analysis of UR federal debt components, namely, loans from loan organizations, budget loans and funding from issuing federal securities. The article also focuses on the UR enterprises profits and losses, their receivables and payables, including loan arrears. Also, an analysis is made of investments in fixed assets as well as sources of their financing. It is noted that a large share of financial resources comes from the Territorial Fund of Compulsory Health Insurance, and its earnings and spending are also analyzed. Finally, the author examines the outcome of the federal program "Management of Federal Finances", which is aimed at providing the performance of UR spending commitments and at maintaining a long-term balance and sustainability of the budget, enhancing the efficiency of budget spending and the quality of financial management in the public sector.

Keywords: regional financial resources, budget earnings and spending, federal and municipal debt, state securities, loans from loan organizations, Territorial Fund of Compulsory Health Insurance, profits and depreciation charge, investment in fixed assets.

Федулова Светлана Фёдоровна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой финансов и учёта

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: fsffin@yandex.ru

Fedulova S.F.,

Candidate of Economics, Associate Professor, Head of Department of Finance and Accounting

Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/4, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: fsffin@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.