Научная статья на тему 'Проблемы формирования и распространения информации о бюджете для граждан'

Проблемы формирования и распространения информации о бюджете для граждан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
460
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН / ПОВЫШЕНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / БЮДЖЕТНЫЕ ПАРАМЕТРЫ В РАСЧЕТЕ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ В РАЗРЕЗЕ СУБЪЕКТОВ РФ / БЮДЖЕТ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ / BUDGET FOR CITIZEN / ENHANCEMENT OF BUDGET LITERACY AMONG POPULATION / BUDGET PARAMETERS PER CAPITA IN RF AREAS / BUDGET OF UDMURT REPUBLIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федулова Светлана Федоровна

Рассматривается актуальность проблемы повышения финансовой грамотности населения, а именно центральной темы этой информационной базы бюджетной грамотности. Конкретно в статье рассматривается проект «Бюджет для граждан» на примере бюджета Удмуртской Республики, анализируются составляющие информационного бюджета для граждан, представленного на сайте Министерства финансов Удмуртской Республики, предлагается несколько изменить состав информации бюджета для граждан, поменять очередность ее представления. Автором статьи также рекомендуется комплекс мер по усилению заинтересованности граждан в получении и изучении информации о бюджете. В частности, предлагается сократить количество основных понятий, представленных на первых страницах бюджета для граждан, перенести часть информации в приложения, добавить показатели основных параметров бюджета (доходы, расходы, расходы на социальные цели, дефицит (профицит) и государственного долга (объем долга, формы заимствования) в расчете на душу населения. Кроме того, автор статьи предлагает в рамках «Бюджета для граждан» показывать результаты сравнительного анализа законодательно утвержденных и фактически исполненных показателей бюджета и отражать эти показатели в сравнении с субъектами Российской Федерации ближайшими соседями по Приволжскому федеральному округу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION AND DISSEMINATION OF BUDGET INFORMATION FOR CITIZENS

The article discusses the importance of the enhancement of financial literacy among populations, in particular budget literacy that is the central issue of this database. The focal point of the article is the project called “Budget for Citizens”, where the budget of Udmurt Republic serves as an example. The article provides the analysis of components of information budget for citizen that is allocated on UR Ministry of Finance site. The author suggests that the information components and its sequencing should be changed. The motivation measures to encourage citizens to receive budget information are also offered. In particular, it is offered to reduce the number of major notions on the first pages of citizen budget, to move part of the information to supplements, to add major criteria and parameters of the budget (revenues, expenses, social expenditures, deficit/surplus) and federal debts (amount of debt, borrowing forms) per capita, and provide comparative information from neighbouring areas of Pryvolzsky Federal District of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования и распространения информации о бюджете для граждан»

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

59

2015. Т. 25, вып. 6

УДК 336.14.01(470.51X045) С.Ф. Федулова

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О БЮДЖЕТЕ ДЛЯ ГРАЖДАН

Рассматривается актуальность проблемы повышения финансовой грамотности населения, а именно центральной темы этой информационной базы - бюджетной грамотности. Конкретно в статье рассматривается проект «Бюджет для граждан» на примере бюджета Удмуртской Республики, анализируются составляющие информационного бюджета для граждан, представленного на сайте Министерства финансов Удмуртской Республики, предлагается несколько изменить состав информации бюджета для граждан, поменять очередность ее представления. Автором статьи также рекомендуется комплекс мер по усилению заинтересованности граждан в получении и изучении информации о бюджете. В частности, предлагается сократить количество основных понятий, представленных на первых страницах бюджета для граждан, перенести часть информации в приложения, добавить показатели основных параметров бюджета (доходы, расходы, расходы на социальные цели, дефицит (профицит) и государственного долга (объем долга, формы заимствования) в расчете на душу населения. Кроме того, автор статьи предлагает в рамках «Бюджета для граждан» показывать результаты сравнительного анализа законодательно утвержденных и фактически исполненных показателей бюджета и отражать эти показатели в сравнении с субъектами Российской Федерации - ближайшими соседями по Приволжскому федеральному округу.

Ключевые слова: бюджет для граждан, повышение бюджетной грамотности населения, бюджетные параметры в расчете на душу населения в разрезе субъектов РФ, бюджет Удмуртской Республики.

В последние годы в нашей стране много внимания уделяется повышению финансовой грамотности населения, в том числе бюджетной грамотности. Финансовые органы, активно используя средства массовой информации, стараются информировать граждан о бюджетах региона и муниципальных образований. Актуальность повышения бюджетной грамотности населения очевидна. Граждане, повышая свою бюджетную грамотность, будут воспитывать в себе чувство налоговой ответственности, патриотизма, формировать и развивать активную гражданскую позицию активного и ответственного члена российского общества, толерантное сознание и поведение в поликультурном мире.

Министерство финансов Удмуртской Республики, финансовые органы городов УР в рамках одной из задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании о бюджетной политике в 2014-2016 годах, о разработке «Бюджета для граждан», разработали соответствующие документы. На сайтах финансовых органов выложена информация о доходах и расходах бюджетов в рамках проекта «Бюджет для граждан». Министерство финансов Удмуртии представило на своем сайте информацию объемом 20 страниц, включающую расшифровку некоторых понятий теории и практики бюджета; прогноз показателей социально-экономического развития республики на 2015 г.; схему бюджетного процесса; виды налогов, уплачиваемых жителями республики; состав и структуру доходов и расходов бюджета республики; перечень государственных программ; меры социальной поддержки, оказываемой отдельным категориям граждан; характеристику расходов на финансирование социальной сферы, поддержку АПК, дорожного хозяйства, малого и среднего предпринимательства. [1] Схожая информация приводится на сайте Администрации города Ижевска по бюджету города.

По мнению автора данной статьи, следует несколько изменить состав и порядок изложения информации. После титульного листа нужно поместить «Содержание» с указанием основных разделов информации и страниц, на которых они размещены. В наш скоростной век многие просто не будут изучать 20 страниц информации, а выберут то, что им наиболее интересно. Изложение основных понятий теории и практики бюджета следует сократить с 2 до 0,5 страниц, но при этом дать ссылку на статьи Бюджетного кодекса, в которых гражданин может найти более подробную информацию, если он в ней будет нуждаться. Эту информацию можно также оформить в приложениях к бюджету. В информационном бюджете для граждан достаточно оставить понятия регионального и консолидированного бюджета региона, доходов, расходов, дефицита (профицита) бюджета. Затем в действующей редакции «Бюджета для граждан» представлена схема бюджетного процесса. На наш взгляд, эту схему следует удалить или поместить после представления основных параметров бюджета по доходам и расходам (состав и структура). Полагаем, для жителей республики будет интересной информация о размерах бюджетных доходов и расходов на душу населения в сравнительной характеристике

2015. Т. 25, вып. 6

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

с ближайшими соседями по Приволжскому федеральному округу, а также информация о государственном долге и источниках его погашения также в сравнении. Кроме того, по нашем мнению, в рамках «Бюджета для граждан» нужно показывать результаты сравнительного анализа законодательно утвержденных и фактически исполненных показателей бюджета, а также их динамику за три года и отражать эти показатели в сравнении с субъектами Российской Федерации - ближайшими соседями по Приволжскому федеральному округу.

Основной блок информации (по содержанию, но не по форме подачи), которую необходимо добавить в «Бюджет для граждан», по нашему мнению, должен выглядеть примерно так. Все показатели табл. 1-3 выбраны автором данной статьи из соответствующих информационных разделов или рассчитаны на основе данных Министерства финансов УР, Министерства финансов РФ, Росстата РФ [2-5].

Таблица 1

Основные параметры бюджета и долга Удмуртской Республики

Основные параметры бюджета и долга республики 2015 год, тыс. руб.

Общий объем доходов, в том числе объем межбюджетных трансфертов 51 664 125,6 7 865 299,6

общий объем расходов бюджета Удмуртской Республики 56 364 714,3

предельный объем государственного долга Удмуртской Республики на 2015 47 467 415,1

дефицит бюджета Удмуртской Республики 4 700 588,7

Таблица 2

Основные параметры консолидированных бюджетов и долга в расчете на душу населения

за 2013 год, рублей

Доходы Расходы Дефицит Расходы Государственный

Субъект РФ на социально-культурные мероприятия долг

Татарстан 54279,4 54597,1 317,7 22787,6 22224

Удмуртия 40204,9 46170,0 5965,1 18883,8 19008

Пермский край 45432,9 49133,1 3700,2 22961,7 207

Кировская обл. 38542,4 43595,6 5053,2 21459,8 13172

В целом по РФ 56820,5 61284,6 4464,1 25350,0 12091

Как видно из таблицы, по всем бюджетным показателям Удмуртская Республика отстает от ближайших соседей, опережая только Кировскую область. По уровню государственного долга лидирует Татарстан, Удмуртия находится на втором месте. Следует отметить, что если эти показатели рассматривать в абсолютных цифрах в целом по субъекту федерации, а не на душу населения, то рейтинги не меняются, но выводы можно сделать другие. Например, государственный долг Татарстана, как следует из данных табл. 3, превышает долг Удмуртии в 2,7 раза, а если этот же показатель рассматривать на душу населения, то превышение составляет 1,17 раза. Более того, если этот же показатель рассматривать в динамике, то можно увидеть, что Татарстан долг снижает, а Удмуртия наращивает. Так, на 1.09.2015 г. долг в расчете на душу населения у Татарстана составляет 23613 руб., а у Удмуртии уже 26376 руб.

Таким образом, можно сделать вывод, что информация для граждан должна представляться не только в абсолютных, но и в относительных показателях в сравнении с законодательно утвержденными и фактически исполненными показателями, в динамике и в сравнении с другими регионами, а также со средними данными по Российской Федерации и (или) по Приволжскому федеральному округу. Следует отметить, что выполнение этих рекомендаций незначительно увеличит объем предоставляемой гражданам информации, однако если удалить часть несущественной, по нашему мнению, информации, о которой уже шла речь выше, то объем не изменится. Если граждан заинтересует информация, которую предлагается удалить, то они всегда могут найти ее на соответствующих сайтах, а вот информацию, которую автор данной статьи предлагает разместить в «Бюджете для граждан», нет на сайтах Министерства финансов и Росстата, приходится делать выборку и рассчитывать предлагаемые показатели.

Проблемы формирования и распространения информации о бюджете.

61

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2015. Т. 25, вып. 6

Таблица 3

Государственный долг некоторых субъектов РФ и МО на 1.06.2015 г., млрд рублей

ФО и субъект РФ Итого по субъектам В том числе

государ- кредиты государ- Бюджетные внешний

ственные ственные кредиты долг

ценные бумаги гарантии

Приволжский ФО, 489,1 90,2 131,1 34,9 232,8 0

в том числе

Татарстан 104,3 0 0 28,9 75,4 0

Удмуртия 38,9 6,2 20,0 0 12,7 0

Пермский край 11,6 0 4,4 0,06 7,2 0

Кировская область 21,6 0 8,1 0,4 13,1 0

Всего по всем 2093,1 429,3 775.4 121,7 766,2 23,9

субъектам и МО

Думается, именно сравнительная характеристика некоторых параметров бюджета с соседями по федеральному округу будет интересна жителям республики. Аналогичную информацию следует отражать и в «Бюджете для граждан» по городу Ижевску, сравнивая ее с показателями городов-столиц в соседних субъектах федерации. Можно также составить таблицу с некоторыми социально-экономическими показателями (уровень заработной платы, количество живущих за чертой бедности, количество управленцев в государственном и муниципальном аппарате и др.) в разных регионах.

Проблемой, которая требует решения, является также обеспечение заинтересованности жителей в информации о бюджете. К сожалению, пока граждане не проявляют большого желания ознакомиться с информацией о бюджете. Многие просто не знают о проекте «Бюджет для граждан». Для усиления заинтересованности предлагаю следующий комплекс мероприятий:

- введение специальной колонки в газетах;

- открытие цикла передач о республиканском и муниципальных бюджетах на радио и телевидении;

- введение в учебный план вуза дисциплины «Бюджет: теория и практика»;

- проведение мастер-класса для студентов вузов представителем Госсовета УР на тему: «Принятие Закона о республиканском бюджете и его составляющие»;

- проведение мастер-класса для студентов вузов одним из специалистов Министерства финансов УР на тему: «Проблемы исполнения консолидированного бюджета республики»;

- проведение преподавателем вуза мастер-класса для школьников в рамках уроков по экономике и обществознанию на тему: «Что вы знаете о бюджете?»;

- чтение открытых лекций для всех желающих на темы: «Куда тратятся бюджетные деньги?»; «Где можно узнать о доходах и расходах бюджета республики (города, района)?»; Структура доходов и расходов федерального бюджета в динамике».

Повышение бюджетной грамотности населения повысит гражданскую активность, позволит повысить эффективность общественного контроля за реализацией бюджетного процесса, усилит ответственность государственных и муниципальных служащих за формирование и исполнение бюджетов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджет для граждан. URL: http://www.mfur.ru/budget%20for%20citizens/ (дата обращения: 20.09.2015)

2. Объем государственного долга субъектов РФ и долга муниципальных образований. URL: http://www.minfin.ru/ ru/perfomance/public_debt/index.php (дата обращения: 1.10.2015).

3. Формирование бюджета Удмуртской Республики. URL: http://www.mfur.ru/budjet/formirovanie/2015/proekt_ zakon.php (дата обращения: 17.09.2015).

4. Финансы России 2014. Приложение (в разрезе субъектов РФ). URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_51/Main.htm (дата обращения: 17.09.2015).

5. Демография. Численность населения. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/demography/# (дата обращения: 20.09.2015).

Поступила в редакцию 08.10.15

2015. Т. 25, вып. 6

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

S.F. Fedulova

PROBLEMS OF FORMATION AND DISSEMINATION OF BUDGET INFORMATION FOR CITIZENS

The article discusses the importance of the enhancement of financial literacy among populations, in particular budget literacy that is the central issue of this database. The focal point of the article is the project called "Budget for Citizens", where the budget of Udmurt Republic serves as an example. The article provides the analysis of components of information budget for citizen that is allocated on UR Ministry of Finance site. The author suggests that the information components and its sequencing should be changed. The motivation measures to encourage citizens to receive budget information are also offered. In particular, it is offered to reduce the number of major notions on the first pages of citizen budget, to move part of the information to supplements, to add major criteria and parameters of the budget (revenues, expenses, social expenditures, deficit/surplus) and federal debts (amount of debt, borrowing forms) per capita, and provide comparative information from neighbouring areas of Pryvolzsky Federal District of the Russian Federation.

Keywords: budget for citizen, enhancement of budget literacy among population, budget parameters per capita in RF areas, budget of Udmurt Republic.

Федулова Светлана Федоровна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Финансы и учет»

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: lab445@inem.uni.udm.ru

Fedulova S.F.,

Candidate of Economics, Associate Professor Head of the Department of Finance and Accounting

Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/4, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: lab445@inem.uni.udm.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.