Научная статья на тему 'Анализ развития кадрового потенциала высшей школы на материалах Удмуртской Республики на рубеже XX-XXI веков'

Анализ развития кадрового потенциала высшей школы на материалах Удмуртской Республики на рубеже XX-XXI веков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТЫ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / HUMAN RESOURCES / РЕФОРМЫ / REFORMS / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCEBASED APPROACH / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / HISTORY / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даньшина Светлана Анатольевна

В статье представлена история развития региональной системы высшего профессионального образования в Среднем Поволжье. Проведен анализ объективных проблем, присущих современной российской системе высшего образования в условиях экономического кризиса. Современный процесс развития кадрового потенциала высшего профессионального образования анализируется на примере деятельности вузов Удмуртской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Даньшина Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the Higher School Human Resources Development on the Study of the Udmurt Republic at the Turn of XX-XXI Centuries

The article presents the history of the development of the regional system of the higher vocational education in the Middle Volga region. It gives the analysis of objective problems inherent in the modern Russian higher education amid the economic crisis. The modern process of the development of the higher vocational education human resources is analyzed through the example of the activities of the higher educational institutes of the Udmurt Republic

Текст научной работы на тему «Анализ развития кадрового потенциала высшей школы на материалах Удмуртской Республики на рубеже XX-XXI веков»

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НА МАТЕРИАЛАХ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА РУБЕЖЕ XX—XXI ВЕКОВ

С. А. Даньшина

Аннотация. В статье представлена история развития региональной системы высшего профессионального образования в Среднем Поволжье. Проведен анализ объективных проблем, присущих современной российской системе высшего образования в условиях экономического кризиса. Современный процесс развития кадрового потенциала высшего профессионального образования анализируется на примере деятельности вузов Удмуртской Республики.

Ключевые слова: университеты Удмуртской Республики, кадровый потенциал, реформы, высшее образование, компетентностный подход, инновации.

Summary. The article presents the history of the development of the regional system of the higher vocational education in the Middle Volga region. It gives the analysis of objective probems inherent in the modern Russian higher education amid the economic crisis. The modern process of the development of the higher vocational education human resources is analyzed through the example of the activities of the higher educational institutes of the Udmurt Republic.

Keywords: history, university, human resources, reforms, higher education, competence-based approach, innovations.

83

В конце XX в. многие представители академического сообщества выражали озабоченность развитием кадрового потенциала высшей школы. В структуре российских вузов преобладали лица от 41 до 60 лет и старше (69,6%) и был очень небольшой процент молодежи до 30 лет (9,9%). В целом малочисленное, к тому же сокращающееся пополнение кадров вузов поставило остро проблему воспроизводства их научного потенциала. Не имели степени: на кафедрах -31,6%, в исследовательских подразде-

лениях - 48,5%; кандидата наук - соответственно 60,1 и 45,5%; доктора наук - 8,4 и 5,9%. Стаж работы ученого оказывал весьма сильное влияние на научный статус. Исследования позволяют утверждать, что молодые ученые почти не имели возможности попасть на руководящую работу, зачастую несмотря на преимущество в квалификации. Это обусловлено сложившейся традицией, существующей в нашей науке: выдвигать на руководящую работу прежде всего тех, кто имеет большой профессиональный стаж.

84

Что касается заведующих кафедрами, то среди них преобладали лица со стажем от 21 до 30 лет (51,2%) и более 30 лет (34,1%). Практически не было молодежи, тех, кто имел стаж работы до 10 лет, и был очень незначительный процент (9,8%) тех, кто работал в науке от 11 до 20 лет. Как видно, и на кафедрах молодые руководители практически отсутствовали, а следовательно, необходимые в образовательных технологиях изменения, связанные с реформой, были значительно затруднены [1, с. 82-83].

Недостаточная ротация кадров усиливала кризис социально-профессиональной и квалификационной структур вузовского сектора, так как сдерживала прилив в науку молодых, более подготовленных специалистов, обладающих знаниями новых технологий, исследующих новые направления в науке. В связи с этим перед сферой науки и высшего образования встала задача сохранения научно-педагогического потенциала страны и потенциала подготовки молодых высококвалифицированных кадров для народного хозяйства. Это особенно важно по отношению к вузам, расположенным в Среднем Поволжье [2].

Осознание государственными структурами всей серьезности стоящей перед наукой кадровой проблемы воплотилось в разработанной Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы». Системой мероприятий программы предусматривается сочетание адресного финансирования научных исследований в научно-образовательных центрах, исследований под руководством ведущих российских ученых,

исследований, проводимых молодыми учеными и целевыми аспирантами, в том числе - под руководством приглашенных из-за рубежа известных российских ученых. Предусматривается также целевое финансирование инфраструктурных проектов - стажировок молодых ученых, проведения всероссийских и международных научных конференций, школ, олимпиад, конкурсов, поддержки программ развития домов, центров, кружков детского (юношеского) научно-технического творчества молодежи и др. В 2009 г. в реализации программы приняли участие 75 из 83 субъектов Российской Федерации [3].

В рамках реализации НИОКР «Совершенствование системы управления формированием кадрового потенциала высшей школы в Приволжском федеральном округе РФ в 2008-2012 гг.» (научный руководитель д.и.н., профессор, первый проректор по учебной работе УдГУ - Г. В. Мерзлякова, к.и.н., доцент С. А. Даньшина) проведен анализ реализации данной программы в университетах Среднего Поволжья. Полученные результаты свидетельствует о позитивных сдвигах в развитии научно-исследовательской деятельности и кадровой политики в региональных вузах [4].

Совершенствование подготовки специалистов высшей научной квалификации стало одним из важнейших направлений деятельности региональных университетов исследовательского типа. Эта деятельность нацелена на воспроизводство кадрового потенциала науки и высшей школы, подготовку высококвалифицированных специалистов для наукоемких секторов экономики, управления и социально-культурной сферы. За относительно короткий

Преподаватель XX

ЕК

2 / 2012

срок достигнут новый уровень развития университетов в области подготовки научных кадров высшей школы. В последние годы прослеживается тенденция омоложения научно-педагогических кадров в национальных республиках Среднего Поволжья [5].

В Удмуртской Республике вопросы образования всегда находились в центре внимания. В Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 г. планируется строительство новых школ, дошкольных учреждений, укрепление материальной базы учреждений высшего профессионального образования [6]. На сегодняшний день система образования составляет значительную часть социальной инфраструктуры Республики. В учреждениях образования трудится более 6% трудоспособного населения. Непосредственно педагогическим трудом занято около 46 тыс. чел.

Педагогические кадры Удмуртской Республики отличает высокий уровень профессионализма. Доля педагогов, имеющих высшее образование, превышает 80%, за исключением работников учреждений дошкольного и дополнительного образования. В высшей школе показателем квалификации педагога являются ученая степень и звание. Остепененность штатных преподавателей 5 государственных вузов на протяжении последних нескольких лет остается высокой. Из 2871 преподавателя - 331 доктор наук, 1439 кандидатов наук, то есть остепененность составляет 62%. Ученое звание профессора имеет 271 преподаватель вуза, доцента - 787, то есть в целом более 1/3 штатного профессорско-преподавательского состава. В настоящее время в образовательных учреждениях

Удмуртской Республики работает 15 367 награжденных государственными и отраслевыми наградами, а также Грамотами Министерства образования и науки Удмуртской Республики [7].

Весьма актуальна в образовательных учреждениях проблема формирования кадрового резерва. В высших учебных заведениях, расположенных на территории Удмуртской Республики, эта задача сегодня решается: все больше молодежи входит в состав научных сотрудников кафедр, 13% заведующих кафедрами составляют лица в возрасте до 40 лет. Средний возраст преподавателя вуза составляет 46-47 лет.

Динамичность современной модели образования предполагает наличие широких возможностей для повышения квалификации и переподготовки, совершенствования профессиональных знаний и умений, применения новаторских подходов в педагогике. В Удмуртской Республике имеются хорошие институциональные ресурсы для формирования профессиональной компетенции ученых, соответствующей требованию времени.

В частности, в Удмуртском государственном университете при разработке концепции модернизации подготовки научных и научно-педагогических кадров исходили из необходимости рационального баланса новаций и традиций. Важной чертой УдГУ в этом плане является подготовка аспирантов в крупных научных школах, обеспечивающих предельно плотную связь науки и образования, единство исследовательской деятельности и учебной работы. При этом многим научным школам университета удалось сохранить лучшие традиции российской системы подготовки научных ка-

85

86

дров, основанных на связях «талантливый ученый - ученик». Отметим, что эти результаты свидетельствуют о достаточно высокой научной продуктивности диссертантов Удмуртского государственного университета.

В 2011 г. особое значение для привлечения молодежи в деятельность вуза стало создание целевой группы управленческого резерва УдГУ. Кадровый резерв - это специалисты, обладающие необходимыми профессиональными, личностными качествами и опытом работы, привлекаемые к участию в планировании, разработке, реализации проектов и программ развития университета, его структурных подразделений, а после прохождения всех этапов формирования целевой группы управленческого резерва - получающие право на замещение вакантных управленческих должностей УдГУ в приоритетном порядке.

Формирование целевой группы управленческого резерва проходило в три этапа: I этап - обучение кандидатов по программе «Основы делового развития в системе вуза»; II этап -- участие кандидатов в планировании изменений в вузе; III этап - защита проектов инновационного развития университета, по итогам конкурса состоится отбор в управленческий резерв (март 2012 г.).

Таким образом, в соответствии с общими путями развития системы высшего образования должны произойти значительные изменения в содержании, формах и методах основных форм деятельности высшей шко-

лы. Основными направлениями модернизации в новых социально-экономических условиях становятся:

- привлечение в систему образования талантливой молодежи;

- участие в целевых программах по развитию инновационных технологий в образовании, подготовке научных и педагогических кадров;

- формирование регионального банка данных научно-педагогических кадров и образовательных уч-реж де ний.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Красноженова Г. Ф. Высшая школа России: проблемы сохранения интеллектуального потенциала. - М.: Мысль, 1998.

2. Центральный архив Министерства образования РФ. - Ф. 8. - Оп. 1. - Д. 26. -Л. 8.

3. ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 20092013 годы [Электронный ресурс]. - URL: http: // mon.gov.ru

4. Клименко А. В. Государственная программа вернет молодежь в науку // Наука и жизнь. - 2010.- № 4.- С. 36-39.

5. Развитие научного потенциала Приволжского федерального округа: опыт высших учебных заведений. Сборник статей. -Вып. 5. - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2008.

6. Закон УР от 9 октября 2009 г. N 40-РЗ «О Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.garant.ru/hotlaw/ udmurtia/213438

Центральный государственный архив Удмуртской Республики (ЦГАУР). -Ф. З-1772. - Оп. 1. - Д. 26. ■

Преподаватель

ЕК

2 / 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.