Научная статья на тему 'Теоретические и практические аспекты формирования стратегии развития структурного подразделения вуза на примере института экономики и управления УдГУ'

Теоретические и практические аспекты формирования стратегии развития структурного подразделения вуза на примере института экономики и управления УдГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
608
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ВУЗ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / MANAGEMENT / INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION / STRATEGIC MANAGEMENT / STRATEGY OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аношин Анатолий Васильевич, Макаров Александр Михайлович

Разработаны рекомендации по формированию стратегии развития структурного подразделения вуза в современных условиях на примере Института экономики и управления Удмуртского государственного университета. Показано, что в системе российского высшего образования происходят значительные изменения, обусловливающие необходимость формирования новых стратегий развития образовательных организаций. Дана характеристика факторов, влияющих на формирование стратегии Института экономики и управления УдГУ (далее ИЭиУ), позитивных и негативных тенденций развития среды, его сильных и слабых сторон по отношению к конкурентам, стратегии развития ФГБОУ ВПО «УдГУ» на период с 2014 г. по 2020 г. Показано, что сильные стороны ИЭиУ делают возможным его превращение в опорный центр принятия и реализации решений в области государственного и муниципального управления на уровне региона. Сформулированы основные пути достижения стратегических целей для Института экономики и управления: развитие человеческого потенциала ИЭиУ, развитие системы образовательных направлений, продвижение образовательных услуг на региональном рынке, формирование лояльности студенческого контингента, развитие электронного и дистанционного образования, интеграция с работодателями и потребителями НИОКР структурного подразделения, участие в программах развития образования и науки, интернационализация деятельности ИЭиУ, формирование эффективной стратегической сети, создание мотивации для достижения стратегических целей посредством разработки эффективного контракта с сотрудниками, а также развитие материально-технической базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF STRATEGY DEVELOPMENT AT HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AS EXEMPLIFIED BY THE INSTITUTE OF ECONOMICS AND MANAGEMENT

The article aims to devise guidelines and recommendations in order to develop a strategy for institutional departments, and the Institute of Economics and Management of the Udmurt State University serves to set a model. It focuses on changes in Russia's higher education that is challenged to develop new management strategies for educational institutions. It also provides a description of factors affecting the development of the Institute of Economics and Management's strategy, analysis of positive and negative trends of the environment, institutional competitive advantage as well as 2014-2020 development strategy of the Udmurt State University. In this regard the Institute of Economics and Management is going to set up the Strategic Center for State and Municipal Management in the region. The focus is made on IEM activities to achieve strategic goals: personnel development, educational programs design, provisions of educational services in the regional market, development of student loyalty, promoting on-line and distant education., strengthening Institute-employer network, and R&D department, participation in research projects, internationalization of institutional activities, development of effective strategic network, creating motivational tools and effective job contracts to achieve strategic goals and development of institutional facilities and resources.

Текст научной работы на тему «Теоретические и практические аспекты формирования стратегии развития структурного подразделения вуза на примере института экономики и управления УдГУ»

Экономика

УДК 338.242

А.В. Аношин, А.М. Макаров

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВУЗА НА ПРИМЕРЕ ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ УдГУ

Разработаны рекомендации по формированию стратегии развития структурного подразделения вуза в современных условиях на примере Института экономики и управления Удмуртского государственного университета. Показано, что в системе российского высшего образования происходят значительные изменения, обусловливающие необходимость формирования новых стратегий развития образовательных организаций. Дана характеристика факторов, влияющих на формирование стратегии Института экономики и управления УдГУ (далее -ИЭиУ), позитивных и негативных тенденций развития среды, его сильных и слабых сторон по отношению к конкурентам, стратегии развития ФГБОУ ВПО «УдГУ» на период с 2014 г. по 2020 г. Показано, что сильные стороны ИЭиУ делают возможным его превращение в опорный центр принятия и реализации решений в области государственного и муниципального управления на уровне региона. Сформулированы основные пути достижения стратегических целей для Института экономики и управления: развитие человеческого потенциала ИЭиУ, развитие системы образовательных направлений, продвижение образовательных услуг на региональном рынке, формирование лояльности студенческого контингента, развитие электронного и дистанционного образования, интеграция с работодателями и потребителями НИОКР структурного подразделения, участие в программах развития образования и науки, интернационализация деятельности ИЭиУ, формирование эффективной стратегической сети, создание мотивации для достижения стратегических целей посредством разработки эффективного контракта с сотрудниками, а также развитие материально-технической базы.

Ключевые слова: управление, вуз, стратегическое управление, стратегия образовательной организации.

В системе российского высшего образования происходят значительные изменения, обусловливающие необходимость формирования новых стратегий развития образовательных организаций. К числу наиболее значимых для деятельности вузов трендов относятся демографические сдвиги, существенное изменение государственной политики в сфере образования, формирование на основе информационных технологий глобального образовательного пространства, развитие компетентностно-ориентированного подхода, интеграция науки, образования и бизнеса через развитие сетевых структур, расширение международных связей в сфере высшего образования и т. д. [1].

На формирование стратегии Института экономики и управления УдГУ влияют позитивные и негативные тенденции развития среды, его сильные и слабые стороны по отношению к конкурентам, а также стратегия развития ФГБОУ ВПО «УдГУ» на период с 2014 г. по 2020 г. [2].

Основные внешние проблемы развития ИЭиУ заключаются в следующем: в связи с политикой Минобрнауки, направленной на перераспределение КЦП от гуманитарных в пользу естественнонаучных и технических направлений, количество бюджетных мест в области экономики и управления будет снижаться. Так, в 2011 г. ИЭиУ было выделено 94 бюджетных места, в 2012 г. - 80 и в 2013 г. -73. В 2014 г. снижен размер нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ ВПО практически по всем направлениям подготовки. По направлениям «Экономика», «Менеджмент» и «ГМУ» падение составило 8 % (с 63 320 руб. до 58 050 руб.). Важно также отметить, что бюджетные места по магистерским программам в течение последних двух лет по направлениям подготовки ИЭиУ не выделяются.

Второй важный негативный фактор - стагнация численности выпускников школ региона на уровне около семи с половиной тыс7 500. чел. в год, что приводит к значительному сокращению приема студентов на внебюджет. При этом наблюдается отток талантливых выпускников школ в престижные высшие учебные заведения страны.

Конкуренция на рынке образовательных услуг продолжает ужесточаться, образовательные программы экономического направления реализуются практически у всех основных конкурентов УдГУ в регионе. Введение ежегодного мониторинга деятельности вузов и сложившаяся демографическая си-

туация способствуют значительной активизации деятельности конкурирующих вузов по продвижению образовательных услуг и привлечению абитуриентов, в том числе на дистанционные программы обучения. Развитие дистанционных технологий приводит к ужесточению конкуренции ИЭиУ не только с региональными вузами, но и с образовательными учреждениями ВПО в других регионах.

Помимо проблем, во внешней среде отмечается ряд положительных для ИЭиУ тенденций, например: рост потребности организаций в профессиональной переподготовке и повышении квалификации специалистов нормирования труда, в аттестации рабочих мест, охраны труда и техники безопасности. Кроме того, в силу особенностей демографического развития страны дефицит кадров в ближайшие годы будет усиливаться, в том числе и специалистов экономического профиля.

Развитие информационных технологий и дистанта в целом можно считать благоприятной тенденцией для системы ВПО. При правильной организации дистант и ИТ позволяют снижать затраты образовательных учреждений, вовлекать в образовательный процесс квалифицированных специалистов из российских и зарубежных вузов, экономить время обучающихся и т. д.

В качестве позитивного момента отметим, что первый масштабный выпуск бакалавров придется на 2014-2015 учебный год, и это приведет к значительному росту спроса на магистерские программы, в том числе и на внебюджетную форму обучения.

Стратегия развития ИЭиУ должна опираться на его сильные стороны и учитывать слабые места. К сильным сторонам относятся следующие.

Во-первых, сформировавшаяся система подготовки по широкому спектру направлений. На факультете ведется набор абитуриентов по пяти направлениям подготовки, предусмотренным ФГОС, и двенадцати профилям в рамках данных направлений. В ИЭиУ реализуется четыре магистерских программы, имеется несколько программ ДПО, функционирует Президентская программа переподготовки управленческих кадров в области менеджмента по двум форматам (тип А и тип В). Стоит отметить, что потенциал факультета позволяет еще сильнее разнообразить набор образовательных услуг.

Во-вторых, на работе ИЭиУ позитивно сказывается имидж классического университета (УдГУ) со значительной гуманитарной составляющей. Такой имидж является особо привлекательным для значительной части общественности, большого числа абитуриентов и их родителей, в особенности для тех из них, кто ориентирован на получение высшего образования в гуманитарной сфере, в том числе в сфере экономики и управления.

Преимуществами ИЭиУ являются высокий уровень остепененности ППС, хорошая материально-техническая база и собственный воспомогательный персонал (находящийся в штате института), а также высокий статус института в структуре университета, высокие места в рейтинге факультетов (институтов), ежегодно определяемом УдГУ.

Для разработки стратегии развития требуется осознание слабых сторон ИЭиУ. К ним прежде всего относятся следующие.

Во-первых, в институте пока еще не сложилось общее, интегрирующее научное направление, которое бы объединило потенциал кафедр для достижения высоких научных и образовательных результатов.

Во-вторых, наблюдается недостаточно высокая мотивация ППС к научной деятельности. Система мотивации труда ППС слабо связана с уровнем и качеством публикаций, с объемом НИР. Отсутствие статей в изданиях, входящих в международные базы данных SCOPUS и WEB OF SCIENCE, снижает шансы получения грантов на проведение научных исследований.

В-третьих, налиествуют маркетинговые проблемы. В последние годы наблюдается тенденция «отрыва» цен на образовательные услуги ИЭиУ от цен конкурентов. В первую очередь это касается наиболее популярных направлений подготовки с большим объемом набора: «Экономика», «ГиМУ», «Менеджмент». По состоянию на 2013 г. стоимость обучения по направлениям «Экономика» и «ГиМУ» в УдГУ превышала на 10-20 % стоимость аналогичных программ в ИжГТУ. Более высокой является и стоимость программ с сокращенными сроками обучения, хотя здесь разница не столь существенна. Кроме того, наблюдается недостаточная активность в области продвижения образовательных услуг в регионе.

В-четвертых, магистерские программы на факультете начали реализовываться сравнительно недавно. На данный момент насчитывается четыре магистерских программы, в то время как ИжГТУ проводит набор по гораздо большему числу направлений.

Кроме внешних обстоятельств, стратегия развития ИЭиУ должна опираться на ориентиры, определяемые стратегией УдГУ. Видение будущего УдГУ в перспективе до 2020 г. сформулировано следующим образом: «К 2020 г. Удмуртский государственный университет входит в число ведущих классических вузов России и обеспечивает свое устойчивое развитие на основе комплекса научно-образовательных междисциплинарных сетевых платформ национального и мирового уровня. УдГУ сохраняет разнообразие направлений, присущее классическому университету, и является опорным центром инновационного и культурного развития региона».

При этом под «платформами развития» понимаются междисциплинарные научно-образовательные направления деятельности УдГУ, которые являются «точками роста» для университета в целом и способны обеспечивать результаты, имеющие высокое признание на национальном и мировом уровнях. В основе успешности данных «точек роста» лежит высокая потребность государства и общества в результатах их деятельности, большой материальный и кадровый потенциал, накопленный УдГУ, а также широкая система сетевого взаимодействия с эффективными российскими и зарубежными партнерами.

Следует отметить, что сильные стороны ИЭиУ делают возможным его превращение в опорный центр принятия и реализации решений в области государственного и муниципального управления на уровне региона. ИЭиУ должен служить опорой для органов государственной власти и управления при подготовке программ и планов развития республики в различных областях, при экспертизе и реализации этих документов.

В стратегии развития УдГУ на период до 2020 г. поставлена задача создания платформы «Управление социальными системами» на базе потенциала гуманитарных подразделений УдГУ (прежде всего ИПСУБ, ИЭиУ, ИСК, ФСФ, ИФ, ФЖ и др.). В развитии данной платформы ИЭиУ будет играть ведущую роль.

Сформулируем основные пути достижения стратегических целей для Института экономики и управления.

1. Развитие человеческого потенциала. Основой обеспечения высокого качества образовательных и научных результатов деятельности является человеческий потенциал - квалификация и мотивация сотрудников ИЭиУ. Приоритеты развития человеческого потенциала ИЭиУ на период до 2020 г. следующие: отбор, привлечение и закрепление талантливых молодых сотрудников с целью обеспечения непрерывности воспроизводства человеческого потенциала, поддержка процесса саморазвития персонала, повышение заработной платы и создание системы мотивации сотрудников, направленной на достижение стратегических целей.

2. Развитие системы образовательных направлений. На сегодняшний день ИЭиУ обладает широким перечнем направлений и профилей подготовки бакалавров. Развитие системы образовательных направлений ИЭиУ целесообразно проводить в рамках реализации принципа непрерывного образования, которое включает довузовскую подготовку, бакалавриат, магистратуру, аспирантуру, дополнительное профессиональное образование и переподготовку кадров на базе института. Такой подход призван обеспечить обучающемуся широкие возможности формирования индивидуальной образовательной траектории для его профессионального и личностного роста. В рамках данного подхода по каждому направлению и профилю подготовки должна выстраиваться вертикаль «бакалавриат - магистратура - ДПО». К числу приоритетных мероприятий по данному направлению относятся следующие:

• создание интегрированных образовательных программ с другими факультетами и институтами УдГУ (ИНГ, ФСК, ИППиСТ, ИСК, ИПСУБ, ИГЗ, ФИТиВТ);

• открытие новых магистерских программ («экономика нефтегазового комплекса» и др.);

• развитие прикладного бакалавриата по профилям «Бухгалтерский учет», «Страхование», «Банковское дело»;

• развитие системы полного дистанционного обучения с оплатой преподавателям, создание полного комплекта лекций и заданий;

• открытие нового профиля в рамкахнаправления «Менеджмент» («Менеджмент в отраслях нефтегазового комплекса», или «Менеджмент в отраслях топливно-энергетического комплекса») для филиалов в г. Н. Тура и в г. Губкинский;

• открытие магистерской программы «Маркетинг» по направлению «Менеджмент»;

• организация повышения квалификации ППС ИЭиУ силами самих преподавателей ИЭиУ;

• открытие совместной магистратуры по направлению «Финансы» кафедрами «Финансы и учет» и «Математические методы в экономике»;

• набор новых групп студентов с ограниченными возможностями по здоровью на профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»;

• разработка корпоративной магистерской программы с крупными работодателями (Сбербанк

и др.).

3. Продвижение образовательных услуг на региональном рынке. В условиях ужесточения конкуренции на рынке образовательных услуг продвижение становится важнейшим фактором успешной деятельности образовательного учреждения. Работу по продвижению образовательных услуг целесообразно вести с четырьмя основными целевыми аудиториями:

• ученики 10-11-х классов школ Удмуртии, которые являются потенциальными потребителями услуг по программам ИЭиУ (очная и заочная формы обучения);

• студенты старших курсов организаций СПО Удмуртии, которые являются потенциальными потребителями услуг ИЭиУ (сокращенные сроки заочной формы обучения);

• учителя и руководители школ и организаций СПО, которые являются одной из главных групп влияния на потенциальных потребителей образовательных услуг;

• студенты УдГУ.

Инструменты продвижения ИЭиУ должны быть адресными, малобюджетными и увязанными в единый комплекс интегрированных маркетинговых коммуникаций. Самыми популярными источниками информации для абитуриентов являются Интернет, знакомые / родственники, учителя и печатная продукция в форме буклетов. Целесообразно использовать следующие инструменты:

• личные контакты (организация и проведение встреч со школьниками и студентами СПО, выезды представителей ИЭиУ в школы и ссузы УР, организация и проведение дней открытых дверей в УдГУ, организация приема заявлений от абитуриентов и т. д.);

• продвижение в Интернете (работа с сайтом УдГУ, работа с социальными сетями, работа с таргетированной и контекстной рекламой);

• раздаточные материалы (газеты с правилами приема, буклеты с информацией об УдГУ и факультетах, рекламные листовки, календари и т. д.);

• PR-акции (организация акций, праздников, конкурсов, концертов, флэшмобов), реклама в специализированных справочниках для выпускников и абитуриентов;

• открытие представительств или прием агентов ФГБОУ ВПО «УдГУ» в городах близлежащих к Удмуртской Республике регионов (например, Нижнекамск, Набережные Челны, Чайковский и др.);

• адресная работа с крупными работодателями (пропаганда возможных вариантов обучения, в том числе дистанта);

• установление и развитие сотрудничества ИЭиУ с организациями, предприятиями и учреждениями РФ для информационной и материально-технической поддержки в решении социально-трудовых вопросов, а также реализации разработок структурных подразделений ФГБОУ ВПО «Уд-ГУ» в области эргономического нормирования труда, аттестации рабочих мест, охраны труда и техники безопасности.

4. Формирование лояльности студенческого контингента. Стратегия закрепления контингента направлена на сокращение оттока студентов за счет повышения качества образования, интеграции обучающихся в жизнь университета, развитие и продвижение вузовского сервиса, создание систем скидок, льгот и кредитования. Особое значение имеет разработка схемы деятельности куратора, нацеленной на снижение оттока студенческого контингента.

5. Развитие электронного и дистанционного образования. В целях обеспечения доступности высшего образования, в том числе для лиц с ограниченными возможностями по здоровью, будет обеспечено существенное расширение области применения электронного и дистанционного обучения. Это позволит повысить качество обучения за счет вовлечения в образовательный процесс квалифицированных специалистов из российских и зарубежных вузов, а также увеличить контингент студентов, снизить затраты на их подготовку, будет способствовать сохранению штата преподавателей и сотрудников.

Стратегическое значение для развития вуза приобретает разработка преподавателями авторских практико-ориентированных дистанционных курсов, освоение преподавателями современных

образовательных форматов интернет-технологий, соответствующее техническое оснащение структурных подразделений, обязательное освоение широкого спектра компьютерных программ студентами всех специальностей.

В качестве приоритетных мероприятий по данному направлению рассматриваются учреждение ежегодного конкурса «Лучший электронный курс», разработка преподавателями на возмездной основе учебных курсов в электронном виде, переподготовка преподавателей в области дистанционного образования, выделение кураторов от ИДО для преподавательских групп по разработке авторских курсов, апробация авторских курсов на базе ресурсных центров и филиалов УдГУ, разработка проекта дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с выходом на образовательный рынок ПФО и России, разработка учебного контента и организация дистанционного обучения граждан СНГ на базе площадок Россотрудничества.

6. Интеграция с работодателями и потребителями НИОКР структурного подразделения. Тесная интеграция с работодателями является основой повышения качества образования, увеличения численности контингента и объемов НИР [3]. В рамках данного направления будет осуществляться привлечение работодателей к сотрудничеству по разным направлениям деятельности ИЭиУ, к разработке перечня направлений подготовки и учебных планов, к участию в образовательном процессе, к адаптации выпускников на рынке труда и т. д.

В числе прочего по данному направлению планируется разработка республиканской программы по бережливому производству, участие работодателей в проведении государственной итоговой аттестации выпускников ИЭиУ всех форм обучения, приглашение специалистов-практиков для чтения лекций по специальным дисциплинам учебного плана бакалавриата, проведение круглых столов с работодателями по поводу внесения изменений и нововведений в учебный процесс, учреждение фирменных стипендий работодателями лучшим студентам ИЭиУ, развитие системы дополнительного образования по запросам работодателей, в том числе дистанционного, разработка механизма мотивации работодателей для общественно-профессиональной аккредитации выпускников, включая участие работодателей в образовательном и научном процессах. Планируется заключение договоров с крупными предприятиями и банками о создании целевых групп студентов с формированием индивидуального учебного плана для данной группы, проведение практико-ориентированных курсов по задачам компаний, выполнение которых позволит студентам проявить свои навыки и умения и получить предложение о работе [4]. Необходимо создание возможностей для подготовки выпускных аттестационных проектов как индивидуальных, так и групповых (2-4 чел.) по развитию существующего или созданию нового бизнеса. Требуется развитие системы базовых кафедр, лабораторий и научно-исследовательских центров при крупных промышленных предприятиях с привлечением экспертов и исследователей мирового уровня.

7. Участие в программах развития образования и науки. В качестве основных каналов привлечения государственного финансирования вузами рассматриваются госзадание и две принятые в 2012 г. новые государственные программы - «Развитие образования» на 2013-2020 гг. и «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 гг., а также иные фонды, программы и проекты.

Для участия в программах развития образования и науки необходима большая подготовительная работа. В частности, планируется выделение группы бакалавров по всем направлениям подготовки, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность с индивидуальной «траекторией» обучения, создание на базе магистерских групп творческих коллективов под руководством ведущих профессоров. Предусматривается участие в разработке программ развития образования и науки по следующим направлениям: совершенствование управления персоналом, регулирование социально-трудовых отношений в образовании и науке, социально-экономическое развитие региона. Продолжится исследование предметной области возможного использования теории квалиметрии и популяризации принципов экономической метрологии.

8. Интернационализация деятельности ИЭиУ. Приоритетом в международной деятельности УдГУ является развитие сотрудничества с партнерскими вузами, в том числе в рамках международных консорциумов, направленное на повышение качества образования, увеличение контингента иностранных студентов, повышение академической мобильности студентов, аспирантов и НПР университета, на увеличение объемов международных НИОКР и количества публикаций в реферируемых журналах. Особое значение для развития ИЭиУ приобретает заключение договоров с зарубежными университетами по выдаче двойных дипломов, языковая подготовка преподавателей и студентов.

Для развития международных связей ИЭиУ необходимо формирование базы данных по выпускникам и бывшим сотрудникам, обучающимся и работающим за рубежом с целью привлечения иностранных студентов. Планируется подготовка молодыми преподавателями курсов на иностранных языках, создание модулей и перевод их в электронный формат. Для повышения качества образования будет осуществляться привлечение преподавателей зарубежных и отечественных вузов для чтения элективных курсов по основным образовательным программам бакалавриата и магистратуры, привлечение к сотрудничеству специалистов из вузов стран ближнего зарубежья посредством участия в заочных научных конференциях. В ближайшем будущем планируется составление и подача заявки на программу ЕС «Эразмус плюс» для создания совместной образовательной программы с европейскими вузами. Для увеличения числа зарубежных публикаций необходимо частичное финансирование перевода статей ППС на иностранные языки квалифицированными переводчиками, финансирование публикаций в журналах Web of science. Требует активизации использование сети Интернет для информирования и рекламы для потенциальных студентов из стран СНГ.

9. Формирование эффективной стратегической сети. Необходимо внедрение эффективных моделей взаимодействия с основными группами стейкхолдеров стратегической деловой сети, к которым относятся федеральные и региональные органы власти, крупные организации-работодатели, учреждения СПО, другие вузы, средства массовой информации, институты гражданского общества.

ИЭиУ следует обратить внимание на разработку механизмов вовлечения успешных выпускников вуза в его деятельность, оказание материальной и финансовой поддержки, лоббирование интересов вуза в структурах и через структуры, где работают выпускники, в том числе по вопросам трудоустройства, базам практик для студентов, заказам от предприятий на услуги, предоставляемые вузом и т. д. Необходимы создание и поддержка функционирования системы обмена информацией между ИЭиУ и организациями, подведомственными Федеральной службе по труду и занятости, по вопросам развития и реализации разработок в области социально-трудовых отношений на территории Удмуртской Республики. Хорошие перспективы имеет взаимодействие с промышленными организациями в целях продвижения новых нормативов и методов эргономического нормирования труда в производство. Представляет интерес создание новых образовательных проектов с «близкими» университетами (Екатеринбург, Казань, Киров, Пермь) и участие в проектах сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ по линии УМО.

10. Создание мотивации для достижения стратегических целей посредством разработки эффективного контракта с сотрудниками.

Уровень заработной платы сотрудников, их карьерное продвижение должны прямо зависеть от их вклада в достижение стратегических целей университета. Для ИЭиУ целесообразны субсидирование ППС за увеличение российского индекса научного цитирования (РИНЦ), за публикацию статьи в зарубежном издании на иностранном языке, за публикацию статьи в издании, входящим в международные базы данных SCOPUS и WEB OF SCIENCE. Требуется создание системы заработной платы, которая будет учитывать в виде коэффициентов чтение лекций на потоках, высокий удельный вес аудиторной нагрузки, работу со студентами через электронные учебники, число учебных дисциплин, которые ведет преподаватель, разработку новых учебных дисциплин.

Все вышесказанное потребует развития материально-технической базы. Будут продолжены ремонт аудиторий и их оснащение проекторами, приобретение программного обеспечения для проведения профильных дисциплин, в том числе дополнительных модулей в 1С, приобретение деловых игр, пакетов финансовых и бухгалтерских программ, учебников для дистанционного обучения. Планируется формирование на территории ИЭиУ зоны Wi-Fi для свободного доступа в Интернет.

Реализация данной стратегии развития позволит Институту экономики и управления обеспечить повышение качества результатов своей образовательной и научной деятельности, сохранить устойчивое положение на рынке образовательных услуг региона, укрепить свой кадровый потенциал и материально-техническую базу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сюзев К.С. Управление конкурентоспособностью территориальных образовательных систем высшей школы на основе интегрального подхода: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Пенза, 2014.

2. Стратегия развития ФГБОУ ВПО «УдГУ» на 2014-2020 гг. URL: http://v4.udsu.ru/official/strategy (дата обращения 02.04.2012).

3. Головина О.Д., Макаров А.М., Астраханбеева А.Н. Совершенствование системы управления качеством образования в высшем учебном заведении на основе взаимодействия с работодателями. Екатеринбург: Изд-во Института экономики УрО РАН, 2010.

4. Макаров А.М., Головина О.Д. Образование в области инновационного менеджмента для промышленных предприятий // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2012. Вып. 4. С. 46-51.

Поступила в редакцию 15.06.14

A. V. Anoshin, A.M. Makarov

THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF STRATEGY DEVELOPMENT

AT HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AS EXEMPLIFIED BY THE INSTITUTE OF ECONOMICS

AND MANAGEMENT

The article aims to devise guidelines and recommendations in order to develop a strategy for institutional departments, and the Institute of Economics and Management of the Udmurt State University serves to set a model. It focuses on changes in Russia's higher education that is challenged to develop new management strategies for educational institutions. It also provides a description of factors affecting the development of the Institute of Economics and Management's strategy, analysis of positive and negative trends of the environment, institutional competitive advantage as well as 2014-2020 development strategy of the Udmurt State University. In this regard the Institute of Economics and Management is going to set up the Strategic Center for State and Municipal Management in the region. The focus is made on IEM activities to achieve strategic goals: personnel development, educational programs design, provisions of educational services in the regional market, development of student loyalty, promoting on-line and distant education., strengthening Institute-employer network, and R&D department , participation in research projects, internationalization of institutional activities, development of effective strategic network, creating motivational tools and effective job contracts to achieve strategic goals and development of institutional facilities and resources.

Keywords: management, institution of higher education, strategic management, strategy of an educational institution.

Аношин Анатолий Васильевич, кандидат экономических наук, доцент, директор Института экономики и управления E-mail: ieu@inem.uni.udm.ru

Макаров Александр Михайлович,

доктор экономических наук, профессор кафедры управления социально-экономическими системами E-mail: makarov@uni.udm.ru

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

Anoshin A.V.,

Candidate of Economics, Associate Professor, Director of the Institute of Economics and Management E-mail: ieu@inem.uni.udm.ru

Makarov A.M.,

Doctor of Economics, Professor of the Department of Management of Socio-Economic Processes E-mail: makarov@uni.udm.ru

Udmurt State University

426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.