Научная статья на тему 'Анализ предпочтений выпускников школ при выборе профессии'

Анализ предпочтений выпускников школ при выборе профессии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3142
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС АБИТУРИЕНТОВ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / РЕЙТИНГ ПРЕДПОЧТЕНИЙ / UNIVERSITY ENTRANT'S OPINION POLL / OCCUPATIONAL CHOICE / PREFERENCE RATING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ендовицкий Дмитрий Александрович

В статье изложены результаты маркетингового исследования 2009 г., основанного на данных социологических опросов абитуриентов ВГУ 2009-2011 гг. и проведенного в целях выработки сбалансированной маркетинговой политики и стратегии будущей Приемной кампании в условиях экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

University entrant's preference rating: analysis of research data

The article describes the results of the marketing research based on the Voronezh State University entrants opinion poll. The research data have for an object the elaboration of the universitys balanced marketing policy and the Entrance campaign strategy under the crises conditions.

Текст научной работы на тему «Анализ предпочтений выпускников школ при выборе профессии»

Д.А. ЕНДОВИЦКИЙ, профессор, проректор

Воронежский государственный университет

Анализ предпочтений выпускников школ при выборе профессии

В статье изложены результаты маркетингового исследования 2009 г., основанного на данных социологических опросов абитуриентов ВГУ 2009-2011 гг. и проведенного в целях выработки сбалансированной маркетинговой политики и стратегии будущей Приемной кампании в условиях экономического кризиса.

Ключевые слова: социологический опрос абитуриентов, выбор профессии, рейтинг предпочтений.

Абитуриенты 2009-2011 гг. - это поколение, рожденное в условиях глубокого демографического спада (начало 1990-х гг.), воспитанное в условиях становления отечественной рыночной экономики, выросшее в эпоху «между двумя кризисами»

- 1998 и 2008 гг., получившее среднее образование в первые годы XXI в.

В нашем исследовании 1 мы исходим из того, что современный абитуриент:

• хорошо осведомлен относительно востребованности и престижности профессий, стоимости обучения и своих финансовых возможностей;

• напрямую связывает перспективы профессионального и карьерного роста с качеством получаемого высшего образования;

• сознательно относится к выбору доступного ему высшего учебного заведения.

Учитывался факт, что начиная с 2007-

2008 гг. региональные вузы сталкиваются с все более жесткой конкуренцией за выпускников, что само по себе вызывает прогнозируемые финансовые ограничения. При этом последствия экономического спада в России конца 2008 - начала 2009 гг. обусловливают все более серьезные проблемы с формированием доходной части бюджета вузов:

■ значительная часть потенциальных абитуриентов платной формы обучения

сталкивается с недостаточностью средств семейного бюджета;

■ на федеральном и региональном уровне сокращается финансирование научно-образовательной деятельности (в части инвестиционно-строительных проектов, приобретения научного оборудования, капитального ремонта, фундаментальных исследований и пр.);

■ предприятия - потенциальные заказчики целевых/корпоративных образовательных программ вынуждены отказаться от такого способа привлечения и подготовки кадров.

В этих условиях Воронежский государственный университет стоит перед задачей формирования обоснованной и сбалансированной маркетинговой политики на период Приемной кампании 2009 г. и на дальнейший период 2010 г., отвечающей современным вызовам в экономике и учитывающей значительное повышение уровня конкуренции в отрасли. От эффективного решения данной задачи непосредственно зависит финансовая состоятельность и развитие вуза в среднесрочной перспективе.

Выбор профессии и уровня образования. В ходе опроса были выявлены оценки потенциальными абитуриентами степени востребованности и престижности профес-

1 Маркетинговое исследование, осуществленное в феврале - марте 2009 г., использовало данные социологического опроса, который охватил 1987 учеников 9-11-х классов 36 общеобразовательных школ г. Воронежа и области. Мы располагаем также сопоставимыми данными опроса 2007 г. (1080 учеников из 60 школ), что позволяет отслеживать тенденции по ряду позиций.

сий, а также их планы получения высшего образования по той или иной специальности. В первую очередь следует отметить рост зрелости ответов по сравнению с опросом 2007 г., когда значительная часть выпускников затруднялись в оценке профессий (20-30% анкет) или давали явно незрелые ответы (10-15%). К 2009 г. рейтинг предпочтений в целом приобретает более реалистичный и сбалансированный вид, ответы становятся более детализированными, расширяется количество вариантов, что свидетельствует о достаточной осведомленности и оформившихся предпочтениях (табл. 1).

Интересна также определенная корреляция между оценками престижности и востребованности, особенно в десятке про-фессий-лидеров. По-прежнему в лидерах ожиданий гарантированного трудоустройства и высокой или стабильной оплаты труда остаются профессии экономистов и юристов, медики и 1Т-специалисты, однако в десятку востребованных впервые за последние десятилетия попали инженерные и рабочие специальности.

Можно предположить прямую связь с развернутой в 2008 г. широкой правительственной пропагандой против «засилья » гуманитарных и экономических специальностей, «переизбытка» финансовых кадров и нехватки инженеров и рабочих, что объективно подтверждается результатами опроса работодателей (2008 г.). Благодаря такой публичной кампании современные абитуриенты более адекватно воспринимают потребности рынка труда, чем два года назад.

Следует также отметить впервые проявившийся интерес к государственной и военной службе. Если на пике экономического роста 2007 г. «востребованность» в

глазах выпускников означала прежде всего высокую оплату труда, то в разгар кризиса 2009 г. востребованность профессии все чаще ассоциируется с гарантиями трудоустройства и стабильностью доходов.

В процессе исследования старшеклассникам задавали вопрос: «Какие экзамены по ЕГЭ планируете сдавать? » (рис. 1).

Характерно, что число выборов обязательных для сдачи предметов - математи-

Таблица 1

Рейтинг престижности профессий в оценках выпускников ____________________

2009 г. Ответов % выборки 2007 г. Ответов % выборки

Экономист 518 26,1 Юрист 412 38,1

Юрист 494 24,9 Нет ответа 306 28,3

Программист 204 10,3 Экономист 225 20,8

Врач 204 10,3 Врач 166 15,4

Менеджер 128 6,4 Программист 82 7,6

Психолог 76 3,8 Менеджер 73 6,8

Архитектор 55 2,8 Президент 58 5,4

Пресса, РЯ 52 2,6 Преподаватель 55 5,1

Инженер 50 2,5 Директор 37 3,4

Строитель 47 2,4 Бизнесмен 36 3,3

Учитель 35 1,8 Дизайнер 33 3,1

Предприниматель 33 1,7 Журналист 25 2,3

Политик 32 1,6 Архитектор 22 2,0

Военнослужащий 19 1,0 Милиционер 22 2,0

Повар 7 0,4 Психолог 21 1,9

Переводчик 6 0,3 Депутат 16 1,5

Переводчик 16 1,5

Инженер 16 1,5

Строитель 10 0,9

Вариантов на 1 анкету 0,99 Вариантов на 1 анкету 1,51

600

500

400

300

200

100

Рис. 1. Выбор ЕГЭ 11-классниками школ

ки и русского языка - и общее число опрошенных не совпадают. Это может говорить либо о погрешности опроса, либо о незнании выпускниками обязательных экзаменов, либо об активном нежелании части выпускников эти экзамены сдавать. Выбор школьником предметов для сдачи ЕГЭ косвенно указывает на его выбор будущей профессии и специальности.

Стартовые возможности. В современных условиях значимую роль в выборе профессии и определяющую - в части возможности получения высшего образования -играет социальная среда. В ходе социологического опроса для оценки влияния соответствующей группы факторов на принятие итогового решения и прогноза финансовых возможностей выбора платной формы обучения выяснялись уровень образования и сфера занятости родителей, а также, косвенным образом, доходы семейного бюджета и возможность их использования для оплаты образовательных услуг.

По объективным причинам последний показатель не может быть достоверно выяснен в ходе опроса и не должен приниматься в качестве прямого руководства при формировании ценовой политики. В то же время сведения о социальном положении и сфере занятости родителей выпускников при надлежащем сопоставлении со статистическими данными позволяют прогнози-

ровать долю претендентов на бюджетные и коммерческие места в вузах.

До 95% родителей будущих абитуриентов относятся к экономически активному населению (возрастная группа от 30 до 50 лет), трудоустроены и потенциально находятся на восходящем участке карьерной лестницы.

Отраслевая структура занятости родителей в целом отражает общую картину экономической жизни региона: доминирование непроизводственных сфер (торговля, услуги, включая медицину и образование,

- более 42% ответов), значительные доли производства и строительства (11,5% и 9,3% соответственно). При использовании результатов опроса следует учитывать, что в выборке практически отсутствуют рабочие профессии, что может интерпретироваться как недоступность высшего образования для выходцев из этих социальных слоев или как отсутствие мотивации к получению высшего образования.

Важную роль в выборе высшего профессионального образования может играть уровень образования родителей учащихся. По данным проведенного опроса, более половины родителей будущих абитуриентов имеют высшее образование или ученую степень и более 40% - среднее профессиональное или среднее специальное образование. Отсутствие высшего профессиональ-

0

ного образования у родителей может рассматриваться скорее как фактор, мотивирующий выпускников к его получению. Сопоставление полученных данных демонстрирует отсутствие явной взаимосвязи между профессией родителей и образовательными предпочтениями выпускников.В целом учащиеся 9—11-х классов демонстрируют большую готовность принимать самостоятельные решения (рис. 2).

Как отмечалось выше, полученные в ходе социологического опроса данные о приемлемой для абитуриентов стоимости обучения (рис. 3) нельзя непосредственно

использовать из-за непредсказуемых субъективных смещений оценок. Что характерно: несмотря на растущую самостоятельность суждений, выпускники затрудняются оценить бюджет годовых расходов на образование (25% неявных отказов от ответа). Оценка допустимых годовых расходов ниже уровня рыночных цен (более 40% ответов) может свидетельствовать как о незнании конъюнктуры, так и о фактическом признании неспособности оплатить расходы по получению высшего образования.

Учитывая влияние экономического кризиса на доходы домохозяйств, мы полагаем, что сокращение рынка платных образовательных услуг составит не менее 30% (сопоставимо с уровнем зарегистрированной и скрытой безработицы в регионе по состоянию на конец первого - начало второго квартала 2009 г.). При допущении реалистичности оценки опрошенными своих финансовых возможностей только 20-30% из них являются потенциальными абитуриентами ВГУ и вузов с аналогичной ценовой политикой.

Выбор высшего учебного заведения. Анализ источников информации, используемых потенциальными абитуриентами при выборе вуза, показал перераспределение источников в сравнении с результатами социологического опроса 2007 г., когда респонденты отмечали специализированные издания-справочники «Куда пойти учиться», «Шанс», «Формула успеха», «Абитуриент» (более 65% к объему выборки). В 2009 г. указанные источники информации отметили менее 1% оп-

свыше до 60 000 до 50 000 до 40 000 до 30 000 до 20 000 до 10 000 нет ответа

0 5 10 15 20 25 30

Рис. 3. Приемлемая стоимость образовательных услуг в оценках абитуриентов, руб./год

э

, гЛ

, ,—И

■ 1

г* 1!

и

80 70 60 50 40 30 20 10 0

□ совместное решение □ самостоятельно □ родители

Рис. 2. Самостоятельность в принятии решения о выборе профессии

2007 г.

2009 г.

рошенных. Данные обстоятельства требуют глубокого изучения.

Рассматривая оценку результатов опроса в процентах к объему выборки за соответствующий период, можно было бы сделать вывод о значительном снижении роли личных контактов в сборе информации о вузах за счет роста значимости таких источников, как печатные и электронные СМИ и Интернет (рис. 4). Сравнительный анализ анкет разных лет в сопоставимых

условиях (приведение ответов к стандарту) свидетельствует о том, что падение значимости личных контактов действительно имело место, хотя и не было столь существенным, тогда как утраченная справочными изданиями доля рынка перераспределяется между СМИ и Интернетом в основном в пользу последнего способа получения информации.

Необходимо сделать соответствующие выводы при формировании рекламного бюджета Приемной кампании 2009 г. и в перспективе - 2010 г. Так, уточненные данные 2009 г. показывают, что респонденты примерно в равной степени уделяют внимание публикациям в журналах и телепередачам (примерно по 36% ответов), в меньшей степени - газетным статьям (около 26%)

и практически игнорируют рекламу вузов по радио (менее 2%). Учитывая поправку на погрешность опроса, тем не менее приходится констатировать, что относительно дешевые рекламные аудиоролики не являются в достаточной степени эффективными в отношении целевой аудитории. Окончательное решение по формированию рекламного бюджета должно приниматься на основе соотношения «цена - эффективность», т.е. по прогнозируемому количеству позитивных откликов потенциальных абитуриентов на 1000 руб. рекламных затрат.

На рис. 5 представлены оценки значимости факторов при выборе высшего учебного заведения учащимися 9-11-х классов. Несмотря на формальную несопоставимость исходного набора вариантов ответа, потенциальные абитуриенты в ходе опросов 2007 и 2009 гг. отметили практически одни и те же позиции. Вуз выбирается по:

■ качеству образования (рост предпочтений с 33% в 2007 г. до 49% на 2009 г.);

■ статусу (государственный вуз + диплом государственного образца: совокупные предпочтения снизились с 51% до 41%).

Интересно, что предпочтения по фактору стоимости обучения не превысили 10процентный порог значимости, что следует рассматривать в связи с выявленной выше недостаточной компетентностью выпускников в вопросах приемлемой для них стоимости обучения и с учетом доли претендентов на бюджетные места.

Значительная часть (от 57 до 61%) опрошенных заявили, что экономический кризис не оказал влияния на их платежеспособность и они не планируют отказываться от платного обучения. Ценовые предпочтения, игнорируемые выпускниками в ходе опросов, вводятся в период принятия решений их родителями.

70п

60

50

40

30

20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10

0

У

ґ=2

г=а

2007 г. ^ ■ г г , 2009 г.

□ Интернет □ СМИ Шзнакомые □ справочники

Рис. 4. Значимость источников информации, % к объему выборки

профиль образования диплом гос. образца уровень знаний условия поступления гос. статус вуза стоимость военная кафедра

уровень знании профиль образования статус вуза требования рынка труда отзывы выпускников имидж в СМИ расположение социальная политика военная кафедра стоимость

0

Опрос 2007 г. Опрос 2009 г.

Рис. 5. Оценка значимости факторов выбора высшего учебного заведения

Также представляет интерес тот факт, что в кризисном 2009 г. около 27% респондентов отметили влияние на выбор вуза требований рынка труда. Следует отметить, что профессии, по мнению учащихся 9—11-х классов перспективные через 5-7 лет, т.е. на момент окончания вуза, предлагаются обычно несколькими конкурирующими высшими учебными заведениями, так что фактор требований рынка труда применим к выбору профессии в той же мере, что и к выборуконкретного места ее получения.

Подготовка к поступлению. В ходе проведенного опроса выяснялось отношение потенциальных абитуриентов к новым правилам приема в высшие учебные заведения, а также к многоуровневой системе образования «бакалавр - магистр». Одновременно были получены оценки компетентности учащихся 9-11-х классов в вопросах подготовки к поступлению в вузы.

Предпочтения в отношении формы обучения (дневная, вечерняя или заочная)в

2009 г. по сравнению с 2007 г. не претерпели существенных изменений. По-прежне-

му значительная часть абитуриентов (от 75 до 85%) желала бы поступить на дневное отделение, остальные делятся примерно поровну между вечерним и заочным отделениями. В то же время изменения коснулись предпочтений уровня образования.

Вопреки ожиданиям, доля желающих получить диплом бакалавра за прошедшие годы не выросла, а снизилась с 42% до 17%, выросли предпочтения диплома магистра (с 18% до 27%) и специалиста (с 40% до 56%).

Информированность учащихся в отношении современной системы образования находится пока на недостаточном уровне. Так, 33% опрошенных не знают, что такое «бакалавр». Аналогично потенциальные абитуриенты недостаточно осведомлены о возможностях образовательных кредитов, что частично может быть обусловлено также общими негативными тенденциями в кредитном секторе экономики.

Результаты маркетингового исследования необходимо учитывать в грядущей Приемной кампании.

ENDOVITSKYD. UNIVERSITY ENTRANT’S PREFERENCE RATING: ANALYSIS OF RESEARCH DATA

The article describes the results of the marketing research based on the Voronezh State University entrant’s opinion poll. The research data have for an object the elaboration of the university’s balanced marketing policy and the Entrance campaign strategy under the crises conditions.

Keywords: university entrant’s opinion poll, occupational choice, preference rating.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.