Научная статья на тему 'Современные тенденции изменения численности абитуриентов вуза: маркетинговый аспект'

Современные тенденции изменения численности абитуриентов вуза: маркетинговый аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
793
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРЕДПОЧТЕНИЯ АБИТУРИЕНТОВ / HIGHER EDUCATION / MARKET RESEARCH / STUDENTS PREFERENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колмакова А.А.

Рассмотрены основные проблемы и перспективы получения высшего образования. Определена необходимость применения маркетинга образовательных услуг на примере проведенного маркетингового исследования. Представлены результаты опроса абитуриентов и студентов по поводу выбора будущей профессии и факторов, определяющих выбор вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колмакова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS IN THE NUMBER OF APPLICANTS UNIVERSITY: MARKETING ASPECT

This article considers the main problems and prospects of higher education. The necessity of the use of marketing of educational services by the example of marketing research. The article presents the results of a survey of applicants and students about the choice of future profession and the factors determining the choice of university.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции изменения численности абитуриентов вуза: маркетинговый аспект»

Секция ««Маркетинг и коммерциализация космоса»

УДК 378.1

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ АБИТУРИЕНТОВ ВУЗА: МАРКЕТИНГОВЫЙ АСПЕКТ

А. А. Колмакова Научный руководитель - Н. А. Золотарева

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления Российская Федерация, 640013, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40в

Е-mail: tearos@yandex.ru

Рассмотрены основные проблемы и перспективы получения высшего образования. Определена необходимость применения маркетинга образовательных услуг на примере проведенного маркетингового исследования. Представлены результаты опроса абитуриентов и студентов по поводу выбора будущей профессии и факторов, определяющих выбор вуза.

Ключевые слова: высшее образование, маркетинговые исследования, предпочтения абитуриентов.

CURRENT TRENDS IN THE NUMBER OF APPLICANTS UNIVERSITY:

MARKETING ASPECT

A. A. Kolmakova Scientific Supervisor - N. A. Zolotareva

Eаst-Siberiаn Stаte University of technologies аnd mаnаgement

40v, Klyuchevskаyа, U^-Ude, Respublika Burjatija, 640013, Russiаn Federation

E-mail: alexvalya15@mail.ru

This article considers the main problems and prospects of higher education. The necessity of the use of marketing of educational services by the example of marketing research. The article presents the results of a survey of applicants and students about the choice of future profession and the factors determining the choice of university.

Keywords: higher education, market research, students preferences.

Современное высшее образование сейчас переживает достаточно трудные времена. По сравнению с предыдущими годами количество поступающих в вузы уменьшилось почти в 2 раза. Что же послужило причиной снижения числа абитуриентов?

Во-первых, в 1998-1999 годах (а именно этих годов рождения являются абитуриенты, поступающие в вузы в 2015 году) была отмечена демографическая яма. Необходимо подчеркнуть, что спад рождаемости в 90-х был гораздо масштабнее, чем даже демографическая «яма» Второй мировой войны. Причиной этой «ямы» послужили: низкая рождаемость, экономический кризис в стране, неудовлетворительное социально-экономическое самочувствие населения и высокий уровень смертности.

Министерство образования и науки Российской Федерации подсчитало: в результате демографической «ямы» 1990-х в 2015 году в российских вузах осталось около 4,5 млн студентов (против примерно 7,5 млн в 2013-2014 учебном году) [1].

Во-вторых, в 2014 году были изменены условия сдачи ЕГЭ по математике. Экзамен разделили на 2 уровня: базовый и профильный. При этом те школьники, которые выбрали базовый уровень, не имеют право поступать на те специальности, где профилирующим предметом является математика. Об этих изменениях школьники и их родители были недостаточно осведомлены, что является недоработкой, как школ, так и Министерства образования.

Во время прошлой приемной кампании часть вузов уже испытали недостаток абитуриентов, причем не только на платных, но и на бюджетных отделениях. ЕГЭ в этом году сдавали 878 тысяч школьников. Это почти на 100 тысяч меньше, чем в прошлом году. Бюджетное финансирование ву-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2

зов сохраняется в том же объеме, однако количество абитуриентов уменьшается. Для выпускников это означает, что выбор будет больше. Для вузов - обострение конкуренции. Со временем это неизбежно приведет к тому, что части из них придется уйти с рынка: абитуриентов на всех не хватит.

На рис. 1 приведены данные по приему абитуриентов в высшие учебные образования Республики Бурятия.

Рис. 1. Прием абитуриентов в вузы 2012-2015 гг., чел

Из рисунка видно, что с каждым годом наблюдается отрицательная динамика поступления студентов на первые курсы университета. В Республике Бурятия в государственные вузы по итогам приемных комиссий университетов в 2015 г. было принято 3059 человек, в том числе 2232 человека поступили на бюджетные места.

Данные по приему абитуриентов в ВУЗы Республики Бурятия за 2015 год приведены на рис. 2.

Рис. 2. Данные приема абитуриентов в вузы Республики Бурятия за 2015 г., чел

По анализу вторичных данных была выявлена динамика снижения численности поступивших, хотя число бюджетных мест не изменялось.

В ближайшие три года борьба за абитуриентов будет острой. Уже сейчас заполнить бюджетные места не могут около 20 % вузов. Недобор на платные отделения объясняется еще и кризисом. Обстоятельства складываются в пользу абитуриентов: при сохранении количества бюджетных мест поступить на них будет проще.

Министерство образования и науки Республики Бурятия подсчитало: в 2016 году ЕГЭ в Бурятии будет сдавать 6811 человек, из них 5785 - выпускники текущего года. Исходя из этого, следует ожидать, что и в 2016 году снижение численности абитуриентов продолжится, так около 40 % выпускников школ по данным статистики примут решение поступать в местные вузы, тем самым университетам следует своевременно решать сложившуюся ситуацию. Ситуация подталкивает вузы к тому,

Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»

чтобы они меняли свою стратегию работы с абитуриентами. Все рекламные кампании, проводимые Вузами, начинаются примерно за 3 месяца до начала очередного учебного года, в то время как многие абитуриенты уже определились и с выбором профессии и с выбором вуза. Получается, что рекламная кампания во время работы приемной комиссии университета может и не оказывать нужного влияния на выбор конкретного вуза абитуриентом. Для привлечения потенциальных студентов нужно информировать их круглогодично [2]

Тем самым, на сегодняшний момент актуальным для всех высших учебных заведений является вопрос исследования предпочтений абитуриентов при выборе университета и основных факторов, повлиявших на выбор специальности/направления.

Было проведено исследование, методом опроса студентов первых курсов университетов города по заранее разработанным анкетам, касающихся факторов, повлиявших на их выбор вуза. Объектом исследования были выбраны студенты 1 курсов, недавних абитуриентов. Анализ результатов проводился путем подсчета ответов по отдельным вопросам анкеты и приведен в виде диаграмм. Результаты изучения факторов, повлиявших на выбор вуза, представлены на рис. 3.

Рис. 3. Факторы, повлиявшие на выбор ВУЗа

Из диаграммы видно, что при выборе вуза на студентов в большей степени повлияли престижность вуза, родительское мнение и расположение вуза в столице Бурятии.

По результатам исследования было определено, что около 65 % студентов первых курсов проживают в г. Улан-Удэ, а остальные - приезжие из районов республики или других городов. Следует отметить, что треть поступающих нуждается в общежитии при университете, однако доказано, что данный факт не является основным при выборе Вуза абитуриентами. Определившись с ВУЗом, абитуриентам приходится делать сложный выбор специальности или направления, т.к. от выбранной профессии зависит будущее человека.

Исследование показало, что студенты при поступлении руководствовались следующими факторами, определившими их выбор, а именно: перспектива трудоустройства - 39 %, престижность профессии - 37 %, стоимость обучения - 16 %, менее важными оказались - наличие бюджетных мест (7 %), реклама в СМИ (2 %) и другое.

Таким образом, своевременное выявление и предупреждение внешних и внутренних факторов, влияющих на выбор вуза для выпускника школ, становится возможным только с учетом усиленной и четкой работы системы маркетинга в вузе. Следовательно, от эффективной и полноценной работы маркетинга в современном вузе зависит его настоящее и будущее.

Библиографические ссылки

1. Сокольникова Э. И. Проблемы современного вуза // Научная статья. 2015.

2. Статистические данные Министерства образования и науки Республики Бурятия.

© Колмакова А. А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.