11.3. АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ НАЛОГОВ И СБОРОВ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ СТРАНЫ ЗА 2010-2012 ГОДЫ
Мороз Виктор Владимирович, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры «Налогового консультирования» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Место работы: Финансовый университет при
Правительстве Российской Федерации
mvv88@list.ru
Аннотация: Доходы бюджетов в РФ формируются за счет налоговых и неналоговых доходов. Администрирование налоговых доходов в бюджеты всех уровней осуществляют налоговые органы.
Ключевые слова: налог, сбор, налоговый орган, налоговое администрирование, бюджетная система
ANALYSIS OF INCOME TAXES AND TAX COLLECTIONS IN THE BUDGETARY SYSTEM OF THE COUNTRY FOR THE PERIOD 2010-2012
Moroz Viktor, Ph.D., Associate Professor, Professor of Tax Consulting Financial University under the Government of the Russian Federation
Place of employment: Financial University under the Government of the Russian Federation
mvv88@list.ru
Annotation: Revenues of the budgets of the Russian Federation are formed at the expense of tax and non-tax revenues. Administration of tax revenues in budgets of all levels is carried out by tax authorities
Keywords: tax, due, tax department, tax administration (management), the budgetary system
В целях обеспечения экономических интересов и экономической безопасности государства ФНС России и её территориальные органы на местах на постоянной основе осуществляют контроль за полным и своевременным поступлением налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Согласно ст. 41 БК РФ доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных поступлений (рисунок 1).
Рисунок 1. Формирование доходов бюджета К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской
Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.
К неналоговым доходам бюджетов относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- средства самообложения граждан;
- иные неналоговые доходы.
К безвозмездным поступлениям относятся:
- дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Доходы бюджетов в РФ формируются за счет налоговых и неналоговых доходов.
Администрирование налоговых доходов в бюджеты всех уровней осуществляют налоговые органы. На основании отчетных статистических данных проведен анализ поступивших в бюджетную систему РФ налоговых доходов.
/. В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году поступило 9 720,0 млрд. рублей, что на 26,3% больше, чем в 2010 году (рисунок 2).
Рисунок 2. Структура доходов по уровням консолидированного бюджета Российской Федерации
Формирование всех доходов в 2011 году на 83% году совокупная доля указанных налогов составляла
обеспечено за счет поступления налога на прибыль - 82% (рисунок 3).
23%, НДПИ - 21%, НДФЛ - 21% и НДС - 18%. В 2010
Рисунок 3. Структура доходов консолидированного бюджета Российской Федерации
Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2010-2011 гг. приведена на следующей диаграмме 1.
Диаграмма 1. Поступления налогов и сборов в бюджет за 2010-2011 гг
Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 года составили 2 270,3 млрд. рублей, что на 27,9% больше, чем в 2010 году. (Диаграмма 1)
Из общей суммы поступления в федеральный бюджет составили 342,6 млрд. рублей (15%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - 1 927,7 млрд. рублей (85%). В 2010 году указанное соотношение составляло 14% и 86% соответственно.
Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2011 году поступило 1 753,2 млрд. рублей, что на 31,9% больше, чем в 2010 году. (Диаграмма 1)
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2011 году поступило 91,7 млрд. рублей, или в 1,7 раза больше, чем в 2010 году, что связано с администрированием ФНС России с
01.07.2010 НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан.
Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации в
2011 году составили 603,9 млрд. рублей, или на 36,8% больше, чем в 2010 году. (Диаграмма 1)
Из общей суммы 2011 года поступления в федеральный бюджет составили 231,8 млрд. рублей
(38%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - 372,1 млрд. рублей (62%).
Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году поступило 2 042,5 млрд. рублей, или на 45,2% больше, чем в 2010 году, что обусловлено ростом цены на нефть (с 76,7$ в декабре 2009 года -ноябре 2010 года до 108,0$ в декабре 2010 года -ноябре 2011 года, или на 40,8%). (Диаграмма 1)
Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году поступило 678,0 млрд. рублей, что на 7,9% больше, чем в 2010 году. (Диаграмма 1)
Незначительный рост имущественных налогов в 2011 году обусловлен снижением поступлений налога на имущество физических лиц в связи с изменением сроков его уплаты.
Налога на имущество физических лиц в 2011 году поступило 4,9 млрд. рублей, или в 3,2 раза меньше, чем в 2010 году.
Снижение поступлений обусловлено изменением с
01.01.2011 срока уплаты налога на имущество физических лиц. Поступления налога на имущество физических лиц в 2011 году в основном являются переходящими платежами по итогам перерасчетов налоговых обязательств за 2010 год. Уплата налога за
2011 год будет производиться не позднее 1 ноября
2012 года.
Налога на имущество организаций в 2011 году поступило 467,5 млрд. рублей (69% общей суммы поступлений имущественных налогов), или на 10,9% больше, чем в 2010 году.
Транспортного налога в 2011 году поступило 83,2 млрд. рублей (12% общей суммы поступлений имущественных налогов), что на 10,0% больше, чем в 2010 году.
Поступления земельного налога в 2011 году составили 122,2 млрд. рублей (18% всех поступлений имущественных налогов) и выросли относительно 2010 года на 5,9%.
II. Поступления доходов в федеральный бюджет РФ. Поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в 2011 году составили 4 480,8 млрд. рублей, что на 39,7% больше, чем в 2010 году (диаграмма 2).
Поступления доходов в федеральный бюджет январь-декабрь
5 000 4000 і 3000
I
2 000 1000 о
I
-14Я1
3 207
Диаграмма 2. Поступления доходов в федеральный бюджет РФ 2010 -2011 гг.
В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления налога
на добычу полезных ископаемых составили 45%, НДС
- 39% и налога на прибыль - 8% (рисунок 4).
Структура доходов федерального бюджета
Всего 3 207 млрд рув
ЯП л Всего: 4 4£1 млрд руб.
Hfl*
1 329 мпрд.р>3.
Ос ranв налоги іаа«прд.р^
JljL
Ащшш 114 ылрд.р^. 4%
НДПИ 1 377 млрд рр5 | *3% ИДС ^ ндпи з осе мгтМ
1 753 млодруб ‘ігі;:.
Налог на З&Н
прибыпь Осталоныо Налог на
255 млрд.руб. налоги ■=*ЯЦ*1ЭЫ прибыль
6% 145 222 ■343
млрд.ру® чпрдигё мпрд.р>’5
3% 5% ЫЧ
Рисунок 4. Структура доходов федерального бюджета 2010 -2011 гг
III. В консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2011 году поступления составили 5 239,1 млрд. рублей, что на 16,7% больше, чем в 2010 году.
Формирование доходов консолидированных
бюджетов субъектов Российской Федерации в 2011 году на 88% обеспечили налог на прибыль - 37%, НДФЛ - 38% и имущественные налоги - 13%. По сравнению с 2010 годом совокупная доля указанных налогов не изменилась (рисунок 5).
Струстура дохода* «омсопидиромимых бюджетов субъектов Российской Федерации
Рисунок 5. Структура доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации
На основании вышеприведенных данных о поступлении администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему РФ было выявлено, что в консолидированный бюджет в 2011 году поступило налогов и сборов на 26,3 % больше, чем 2010 г. Также зафиксировано увеличение поступлений
федерального бюджета в 2011 г на 39,7 % больше, чем в 2010 году. Данный факт свидетельствует о том, что эффективность налогового администрирования и контроля со стороны налоговых органов улучшилась.
Список литературы:
1 .Налоговый кодекс РФ.
2. Экономический словарь/ Под ред. Архипова А.И. - М.: Проспект,2010.
3. Налоговая политика Российской Федерации в ближайшей перспективе/ С. Д. Шаталов //Финансы.-2009-№7. 4.Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов// экономика и жизнь 2010-№ 3.
5. Российский налоговый портал [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.taxpravo.ru
6.Министерство финансов РФ. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www1 .minfin.ru/
Reference list:
1 .Налоговый кодекс РФ.
2. Экономический словарь/ Под ред. Архипова А.И. - М.: Проспект,2010.
3. Налоговая политика Российской Федерации в ближайшей перспективе/ С. Д. Шаталов //Финансы.-2009-№7. 4.Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов// экономика и жизнь 2010-№ 3.
5. Российский налоговый портал [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.taxpravo.ru
6.Министерство финансов РФ. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www1 .minfin.ru/