Научная статья на тему 'Анализ перспектив развития туризма в субъектах Сибирского федерального округа'

Анализ перспектив развития туризма в субъектах Сибирского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
5016
641
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА / ВИДЫ ТУРИЗМА / ТУРИСТСКИЙ САЙТ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Маевский Дмитрий Павлович, Кулагина Евгения Викторовна, Прончева Ольга Карповна

На основе обзорного анализа программных документов стратегического развития субъектов Сибирского федерального округа дана комплексная характеристика перспектив регионального туризма. Показана степень распространенности видов туризма, выделяемых по таким критериям, как географическая направленность туристских потоков, цель туристского путешествия, возраст представителей целевой аудитории, способы и средства передвижения, применяемые в туристском путешествии. Также определены виды туризма, развитие которых может способствовать укреплению региональной туристской отрасли. Критический анализ информационного содержания туристских сайтов, ориентированных на комплексное системное продвижение туристских территорий, позволил выявить ряд слабых аспектов, нивелирование которых позволит совершенствовать процесс популяризации региональных туристских продуктов, а также обеспечит рациональное сопровождение клиентской базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Маевский Дмитрий Павлович, Кулагина Евгения Викторовна, Прончева Ольга Карповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the prospects for the development of tourism in the regions of the Siberian Federal District

Based on the analysis of the policy documents for the strategic development of the subjects of the Siberian Federal District, the complex characteristic of the prospects for the regional tourism has been provided. The research allowed us to determine the prevalence of the types of tourism, selected according to the criteria of the geographical focus of the tourist flows, the place to stay, the age of the target audience, the ways and means of transportation. Perspective types of the tourism for the region. Critical analysis of the tourist sites, allowed us to identify weaknesses in the promotion of tourism products, the alignment that will improve the process of promoting the regional tourism products and provide effective support to its customer base.

Текст научной работы на тему «Анализ перспектив развития туризма в субъектах Сибирского федерального округа»

4. Каган, М.С. Философская теория ценностей / М.С. Каган. - СПб. : Петрополис, 1997. -

205 с.

5. Кирьякова, А. В. Ориентация личности в мире ценностей / А.В. Кирьякова // Психолого-педагогический журнал. - 1998. - № 4. - С. 37-50.

6. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Шадриков. - М. : Логос, 1994. - 317

с.

7. Фролов, И.Т. О человеке и гуманизме : работы различных лет / И.Т. Фролов. - М. : Политиздат, 1989. - 559 с.

REFERENCES

1. Batashev, T.S. (2006), Psychological conditions and mechanisms for the development of cognitive and communicative abilities of students - philologists: dissertation, Nizhny Novgorod.

2. Bystritskii, E.K. (1991), Phenomenon of identity: ideology, culture, Genesis, Kiev.

3. Vilensky, M.Y. (2003), "Value consciousness in the structure of professional and personal development of student ", Pedagogical heritage of A.S. Makarenko and modern problems of socialization, education and personal development: collected scientific articles, works, Moscow, pp.36-39.

4. Kagan, M.S. (1997), Philosophical theory of values, Petropolis, St. Petersburg.

5. Kiryakov, A.C. (1998), "Orientation of personality in the world of values", Psycho-pedagogical journal, No. 4, pp. 37- 50.

6. Shadrikov, V.D. (1994), Activity and ability, Logos, Moscow.

7. Frolov, I.T. (1989), About the man and humanism: various years, Politizdat, Moscow.

Контактная информация: faizura66@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.08.2014.

УДК 338.48

АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В СУБЪЕКТАХ СИБИРСКОГО

ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Дмитрий Павлович Маевский, кандидат экономических наук, доцент, ректор, Евгения Викторовна Кулагина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Ольга Карповна Прончева, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный институт сервиса

Аннотация

На основе обзорного анализа программных документов стратегического развития субъектов Сибирского федерального округа дана комплексная характеристика перспектив регионального туризма. Показана степень распространенности видов туризма, выделяемых по таким критериям, как географическая направленность туристских потоков, цель туристского путешествия, возраст представителей целевой аудитории, способы и средства передвижения, применяемые в туристском путешествии. Также определены виды туризма, развитие которых может способствовать укреплению региональной туристской отрасли. Критический анализ информационного содержания туристских сайтов, ориентированных на комплексное системное продвижение туристских территорий, позволил выявить ряд слабых аспектов, нивелирование которых позволит совершенствовать процесс популяризации региональных туристских продуктов, а также обеспечит рациональное сопровождение клиентской базы.

Ключевые слова: субъекты Сибирского федерального округа, виды туризма, туристский сайт региона.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.08.114.p107-113

ANALYSIS OF THE PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF TOURISM IN THE REGIONS OF THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT

Dmitriy Pavlovich Maevsky, the candidate of economical sciences, senior lecturer, rector, Evgeniya Victorovna Kulagina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Department chair,

Olga Karpovna Proncheva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Omsk State Service Institute

Annotation

Based on the analysis of the policy documents for the strategic development of the subjects of the Siberian Federal District, the complex characteristic of the prospects for the regional tourism has been provided. The research allowed us to determine the prevalence of the types of tourism, selected according to the criteria of the geographical focus of the tourist flows, the place to stay, the age of the target audience, the ways and means of transportation. Perspective types of the tourism for the region. Critical analysis of the tourist sites, allowed us to identify weaknesses in the promotion of tourism products, the alignment that will improve the process of promoting the regional tourism products and provide effective support to its customer base.

Keywords: subjects of the Siberian Federal District, types of tourism, tourist site in the region.

В настоящее время туризм определен важным направлением развития отдельных территорий субъектов Сибирского федерального округа (СФО) и является значимым элементом политики регионов. Туризм как полифункциональное явление включает в себя множество смежных отраслей, что способствует достижению мультипликативного эффекта в социальной и экономической сфере, усилить который можно путем административного регулирования региональной туристской отрасли. Для определения приоритетных направлений развития туризма в СФО был проведен анализ официальных программных документов стратегического развития субъектов. Результаты аналитической работы представлены в таблице 1.

Согласно статистическим данным структура туристского рынка Сибирского округа смещена в сторону выездного туризма. В связи с чем, следует отметить, что все субъекты округа в программных документах акцентируют внимание на необходимости усиления внутрирегиональных, въездных межрегиональных и международных туристских потов.

Среди видов туризма, выделяемых по цели путешествия, чаще упоминаются культурно-познавательный и лечебно-оздоровительный туризм. Развитие данных видов туризма на территориях Сибирского округа очевидно и определяется наличием культурно-исторического наследия, природных ресурсов, обладающих рекреационными свойствами.

Следует отметить и развитие сельского туризма. Доля в общем объеме производства продукции сельского хозяйства СФО составляет 13,9%. Этот показатель является третьем после Центрального ФО (26,3%) и Приволжского ФО (26,2 %) [1].

Ведущей отраслью экономики сибирского региона является промышленность. Однако использование данного ресурса в туристских целях недостаточно. О необходимости развития делового туризма заявлено в 6 субъектах округа: Республика Бурятия, Забайкальский край, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская и Томская области. В последнее время производственные туры набирают популярность. Интерес к данному виду туризма обусловлен возможностью участников путешествия расширить кругозор, установить новые деловые связи, познакомиться с новейшими технологиями изготовления продукции. Производственный туризм так же может способствовать решению вопроса профессиональной ориентации школьников, формированию их профессионального интереса, активизации потоков профессиональной мобильности в Сибирский регион.

Таблица 1

Развитие туризма в субъектах Сибирского федерального округа_

Субъекты Сибирского округа

Показатели и ¡3 S ^ « и § :3 ю g И к M rt IQ ¡5 и § о Ю g « я 11 « я и о & :5 « я и о Й « 8 и ¡3 S U 8 3 S я 5 о ^ 8 и и Я о Ю й 8 S и 2 S S 8 й S н M о s к

с ^ ё w Рч о ^ Рч s ^ Рч G S 8 X Рч Я И о £ « м rt ю rt го & о S а S о и о Ю о о ш о и Л Ю О о о ю H °

1 2 5 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

1. Развиваемые виды туризма

По географической направленности туристских потоков:

- внутрирегиональный + + + + + + + + + + + +

- межрегиональный въездной + + + + + + + + + + + +

- международный въездной + + + + + + + + + + + +

По цели ту ристского путешествия:

- культурно-познавательный + + + + + + + + + + + +

- религиозный + + +

- пляжный

- игорно-развлекательный +

- образовательный, научный + + +

- экологический + + + + + + + + + +

- сельскохозяйственный + + + + + + + +

- лечебно-оздоровительный, рекре- + + + + + + + + + + + +

ационный

- деловой + + + + + +

- охотничий, рыболовный + + + + +

- экстремальный (приключенче- + + + + + +

ский)

- этнографический + + + + + + +

- событийный + + + + + + + +

- спортивный горноландшафтный + + + +

По возрасту участников тура:

детский, юношеский + + +

молодежный +

туризм третьего возраста

По видам транспортных средств и способам передвижения:

- горнолыжный + + + +

- круизный, прогулочный + + + +

- автотуризм + + +

- снегоходный туризм +

- конный туризм, пешеходный + + + +

2. Разработка трансг раничных туристских маршрутов:

- межрегиональных + +

- международных + + +

3. Формирование туристского бренда

- международного уровня + + +

- национального уровня + + + +

4. Стимулирование развития региональной туристской индуст рии:

- применение кластерного подхода + + + + + + + + + +

к развитию туризма региона

- формирование ОЭЗ + + + + + +

- формирование туристских цен- + + + + + + + + + + + +

тров (комплексов)

- субсидирование + + + + + + + + + + + +

Событийный туризм включат поездки, приуроченные к каким-либо значимым мероприятиям. Событийные туры характеризуются зрелищностью и эмоциональной насыщенность. Целенаправленное развитие событийного туризма как элемента туристской политики региона планируется осуществлять в восьми субъектах: республики Бурятия,

Тыва, Хакасия, Забайкальский край, Кемеровская, Новосибирская, Томская области.

О поддержке религиозного туризма упоминается в программных документах трех субъектов - Республики Бурятии, Забайкальском крае, Омской области. Религиозный туризм, имея давнюю историю, уходящую во времена античности, сегодня является важной составляющей современной туристской индустрии. Религиозный туризм реализуется в двух направлениях - паломнический и религиозно-познавательный. Мотивы участия в религиозных путешествиях основаны на потребности познания многовековой культуры, духовного развития, совершения обрядов и пр. Узнавание религиозных ценностей способствует развитию толерантности, формирует уважение к религиозным обычаям разных народов.

Развитие игорно-развлекательного туризма ограничено законами об игорном бизнесе в РФ. Игорный бизнес выведен в специальные зоны, в число которых входит Алтайский край. Цель развития игорной зоны заключатся в создании «единственного в Сибири комплекса развлечений и отдыха с эксклюзивными игорными заведениями, отелями и виллами, вписанными в горную местность, парками аттракционов и спортивными центрами» [2].

В зависимости от возраста целевой аудитории выделяют такие виды туризма как детский, молодежный, туризм для представителей зрелого возраста и туризм для лиц третьего возраста (пенсионеров). Развитие каждого из перечисленных видов требует соблюдения определенных условий, обусловленных психологическими, физическими, интеллектуальными особенностями представителей целевой аудитории. О плановом развитии детского туризма говорится в стратегических программах республик Бурятия и Хакасия, Алтайского края, о развитии молодежного туризма - в Кемеровской области.

Среди видов туризма, выделяемых по способам передвижения и транспортным средствам, особое внимание в регионах уделяется горнолыжному, круизному, конному, пешеходному и автотуризму.

В Кемеровской области активно развивают новое направление туристской деятельности - снегоходного туризма. Ожидается, что развитие данного вида туризма будет стимулировать новые виды предпринимательской деятельности [3].

В ряде регионов планируют освоение трансграничных туристских ресурсов. Так, в программных документах Республики Бурятия, Забайкальского края, Иркутской области предполагается развитие конкурентоспособных туристических проектов «Чайный путь», «Байкал-Хубсугул», «Восточное кольцо», этнофестиваль «Бурятия на Великом чайном пути», детско-юношеский туристский фестиваль «КОДАР» (Каларский район Забайкальского края).

При планировании мероприятий по продвижению регионального туризма большинство субъектов указывают на необходимость формирования бренда территории как благоприятной для отдыха, жизни, бизнеса.

При развитии туристских ресурсов могут быть применены различные механизмы и созданы разные условия. Наиболее распространенным способом развития туристских территорий СФО является создание туристских комплексов как элемента отраслевой региональной системы. В состав туристских комплексов входят транспортное, гостиничное и экскурсионное обслуживание, сфера общественного питания, культурно-развлекательные и спортивные учреждения, производство сувенирной продукции, системы связи, розничная торговля, финансовый сервис и пр.

О перспективности применения кластерной технологии в сфере туризма свидетельствует принятое в июле 2014 г. Министерством культуры РФ, решение об утверждении Реестра инвестиционных проектов субъектов РФ, в котором говорится о поддержке 41 туристского кластерного проекта и 5 проектов туристских комплексов. В данный перечень вошли кластерные проекты субъектов Сибирского округа: «Шерегеш» (Кемеровская область), «Северск», «Вершинино» (Томская область), «Озерный кластер» (Новоси-

бирская область), «Сокровищница Тувы» (Республика Тыва), «Барнаул - горнозаводской город» (Алтайский край), «Нерчинск исторический» (Забайкальский край); а также проекты по развитию туристских комплексов: туристский историко-этнографический комплекс «Чингисхан-Чита», туристско-рекреационный комплекс «Русская деревня» [4].

Согласно проведенному анализу развитие туристкой кластерной структуры предполагается в 10 субъектах СФО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Туристская региональная отрасль может стимулироваться и через создание особых экономических зон (ОЭЗ). Постановлением Правительства Российской Федерации в СФО были созданы ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала» (Иркутская область), «Бирюзовая Катунь» (Алтайский край), «Байкальская гавань» (Республика Бурятия), «Алтайская долина» (Республика Алтай). О планировании формирования ОЭЗ туристско-рекреационного типа говориться в стратегических программах Республики Тыва и Красноярского края.

В программах развития туризма субъектов СФО указывается на необходимость популяризации туристских продуктов. Средством комплексного системного продвижения туристских территорий региона является создание единого туристского информационного центра, деятельность которого освещается на соответствующем сайте (портале). В этой связи был проведен анализ информационного содержания специализированных ресурсов Интернет (табл. 2).

Таблица 2

Анализ информационного содержания туристских сайтов _субъектов Сибирского федерального округа_

Показатели Субъекты Сибирского ок руга Туристский сайт СФО

Республика Бурятия Республика Алтай Республика Тыва Республика Хакасия Алтайский край Забайкальский край Красноярский край Иркутская область Кемеровская область Новосибирская область Омская область Томская область

Информационный интернет- ресурс:

- единый туристский сайт + + + + + + + + + + +

- интернет-страницы на сайте органов региональной власти + + + + + + + + + + + +

Структура информации:

- новостная лента о развитии туризма в регионе + + + + + + + + + + + + +

- информация о турагентствах + + + + + +

- средства размещения + + + + + + + + + + +

- транспортные услуги + + + + + + + +

- описание туристских достопримечательностей + + + + + + + + + + + + +

- туры, экскурсии + + + + + + + +

- календарь событий + + + + + +

- спецпредложения + +

Онлайн-сервис :

- онлайн-консультирование + + +

- онлайн-бронирование + +

- интерактивные приложения для туристов

- web-трансляция туристского объекта +

- функция автоматического перевода сайта на иностранный язык + + + +

Информация о туристском потенциале субъектов СФО представлена на единых туристских сайтах и (или) на интернет-страницах информационных порталов органов региональной власти. При этом достаточно подробно приводятся сведения о достопримечательностях региональной территории. Также широко распространены новостные ленты, повествующие о направлениях развития туризма, о планируемых и состоявшихся туристских мероприятиях.

Сведения о туристских агентствах, предлагающих региональный туристский продукт, редко присутствует на сайтах. Чаще приводится перечень средств размещения и транспортные услуги. Таким образом, следует отметить наличие интересного описания туристских ресурсов территории и отсутствие в ряде случаев информации о конкретных продуктах с указанием длительности путешествия, стоимости, условий размещения и пр.

Большая часть субъектов СФО планируют развитие событийного туризма, однако календарь предстоящих мероприятий публикуется только на сайтах 6 субъектов.

Информация о специальных предложениях и горящих турах имеется только на сайтах республик Бурятия и Алтай.

Также следует отметить низкую разработанность услуг онлайн-сервиса. Возможность онлайн-консультирования представлена на сайтах Бурятии, Республики Алтай и Алтайского края; онлайн-бронирование - Бурятии и Хакасии.

Интересный способ привлечения внимания потенциальных туристов применен на сайте Томской области - web-трансляция, что позволяет наблюдать туристский объект в реальном времени.

Как отмечалось выше, субъекты СФО ориентированы на привлечение иностранных туристов, но функция автоматического перевода текста реализуется только на сайтах республики Хакасия, Красноярского края, Омской и Томской областях.

Для позиционирования Сибирского округа как туристской территории создан сайт «СибТуризм». На его страницах формируются разделы «Путеводитель по Сибири» (в настоящее время в разделе представлена информация по двум субъектам - по Алтайскому краю и Республике Алтай) и «Достопримечательности Сибири» (раздел пока включает информацию по 4 территориям: Горная Шория, Республика Тыва, Иркутская, Новосибирская области). На сайте имеется каталог средств размещения, сведения о туристских агентствах, о развлекательных комплексах и о возможностях проката туристского снаряжения.

В разделе «Новости туризма» систематически освещаются событийные мероприятия, проходящие на территории Сибирского округа.

На сайте предусмотрена возможность самостоятельного добавления информации о туристских ресурсах и турпродуктах субъектов СФО.

Таким образом, проведя анализ программ развития регионального туризма в субъектах СФО можно сделать следующие выводы:

1. Региональный туризм определен важным отраслевым направлением развития территорий СФО. В связи с чем, предпринимается ряд мер, связанных с планированием формы организации взаимодействия субъектов туристского рынка, с осуществлением субсидированной продержки проектов планировки туристских территорий, с повышением осведомленности целевых аудиторий о туристских предложениях.

2. Потенциал Сибири позволяет развивать, по сути, все виды туризма, выделяемые по цели путешествия. Исключением является пляжный туризм, что объяснимо климатическими особенностями региона. В программных документах чаще упоминаются такие виды туризма, как культурно-познавательный и лечебно-оздоровительный. Развитие этих видов способствует решению ряда социальных и экономических задач. Однако сосредоточенность субъектов СФО на определенном сегменте рынка влечет усиление конкуренции и актуализирует поиск рыночной позиции. При формировании продуктовой линейки необходимо ясно определить сущность туристской аттрактивности предлагае-

мых туров.

Исходя из производственного потенциала и культурного наследия СФО, следует выделить деловой, научный, образовательный, и религиозный туризм как виды туризма, при развитии которых субъектный состав может быть расширен. Также необходимо больше внимания уделить развитию детского и молодежного туризма; разработать специальные туры, для лиц третьего возраста. Перспективной является и разработка трансграничных маршрутов.

3. Для продвижения туризма большинство регионов используют туристские сайты (порталы). Анализ содержания сайтов показал необходимость конкретизации сведений о региональных туристских продуктах и совершенствования услуг онлайн-сервиса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Структура основных макроэкономических показателей по федеральным округам в 1 квартале 2014 г. [Электронный ресурс] // Федеральная государственная статистика. Социально-экономическое положение федеральных округов. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_20/Main.htm. - Дата обращения : 26.05.2014.

2. Информация об игорной зоне «Золотая монета» [Электронный ресурс] // Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края. - Режим доступа: http://www.econom22.ru/investment/gos_chast_partnerstvo/sibcoin/inf.php. - Дата обращения 01.08.2014.

3. О развитии снегоходного туризма в Кемеровской области (с изменениями на 11 марта 2014 года) [Электронный ресурс] : Закон Кемеровской области / Совет народных депутатов Кемеровской области // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. -Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/990308949. - Дата обращения 12.05.2014.

4. Приказ Министерство культуры Российской Федерации. Федеральное агентство по туризму от 21 июля 2014 г. № 245-Пр-14 «Об утверждении реестра инвестиционных проектов, включенных координационным советом в перечень мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации. - Режим доступа : http:// www.russiatourism.ru/. - Дата обращения 29.07.2014.

REFERENCES

1. Regulation No.305 of April 15, 2014 of the Government of the Russian Federation "On the approval of the State Program of the Russian Federation "Development of pharmaceutical and medical industry" for the years of 2013-2020" [Official web portal of legal information], available at: http://pravo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm ), accessed 26.05.2014.

2. Information about the gambling zone "Gold Coin" [Main Department of Economy and Investment of Altai Krai]. Available at: http://www.econom22.ru/investment/gos_chast_partnerstvo/sibcoin/inf.php, accessed: 01.08.2014.

3. On the development of snowmobile tourism in Kemerovo Region (as amended March 11, 2014): Law of the Kemerovo region. The Council of People's Deputies of the Kemerovo region [Electronic Fund legal and normative-technical documentation], available at: http://docs.cntd.ru/document/990308 949, accessed: 12/05/2014.

4. Order No. 245-Пр-14 of July 21, 2014 of the Federal Tourism Agency of the Ministry of Culture of the Russian Federation "On the approval of the Register of investment projects included in the list of activities of the Federal Target Program "Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2011-2018 years) " by the Coordinating Council" [Official site of the Federal Tourism Agency of the Ministry of Culture of the Russian Federation], available at: http://www.russiatourism.ru/, accessed 29.07.2014.

Контактная информация: kafgd@list.ru

Статья поступила в редакцию 30.08.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.