Научная статья на тему 'Анализ основных изменений в бюджетном учете нефинансовых активов'

Анализ основных изменений в бюджетном учете нефинансовых активов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
490
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ / ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / НЕПРОИЗВЕДЕННЫЕ АКТИВЫ / ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ / ПЕРЕОЦЕНКА / МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАПАСЫ / НОРМЫ НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ / NON-FINANCIAL ASSETS / FIXED ASSETS / NON-MATERIAL ASSETS / NON-PRODUCED ASSETS / INITIAL COST / REASSESSMENT / MATERIAL STOCKS / STANDARDS OF DEPRECIATION CALCULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арыкова Ирина Александровна

Проанализированы изменения в учете нефинансовых активов бюджетных учреждений, вызванные вводом в действие новой инструкции по бюджетному учету. Намечены основные этапы перехода на новые правила учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The changes in the accounting of non-financial assets of budget institutions caused by introduction of new instruction on budget accounting are analyzed. The basic stages of transition to the new rules of accounting are presented.

Текст научной работы на тему «Анализ основных изменений в бюджетном учете нефинансовых активов»

ЭКОНОМИКА АПК

УДК 657.31 (072) И.А. Арыкова

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В БЮДЖЕТНОМ УЧЕТЕ НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ

Ключевые слова: нефинансовые активы, основные средства, нематериальные активы, непроизведенные активы, первоначальная стоимость, переоценка, материальные запасы, нормы начисления амортизации.

Приказом Минфина РФ № 148н от

30.12.2008 г. утверждена Инструкция по бюджетному учету (далее Инструкция № 148н). Издание новой Инструкции вызвано необходимостью приведения положений Инструкции по бюджетному учету в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса в редакции Закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ.

Согласно п. 3 приказа одновременно с введением в действие Инструкции № 148н ранее действовавшая Инструкция от 10 февраля 2006 г. № 25н признана утратившей силу.

Несмотря на то, что Инструкция зарегистрирована в Минюсте РФ

12.02.2009 г., ее действие распространяется на отношения, возникающие с

01.01.2009 г. [1].

Письмом Минфина № 02-06-07/1505 от 10.04.2009 г. доведены Методические указания по переводу на новые положения Инструкции по бюджетному учету [2].

Раздел I Инструкции «Нефинансовые активы» претерпел наиболее существенные изменения. Рассмотрим подробнее нововведения этого раздела. Изменилась структура раздела, если ранее принцип формирования первоначальной стоимости был установлен отдельно для основных средств, нематериальных активов, нефинансовых активов и прочего, то теперь есть единый принцип определения первоначальной стоимости нефинансовых акти-

вов. Суть определения первоначальной стоимости нефинансовых активов осталась прежней: первоначальной стоимостью

объектов признаются фактические вложения учреждения в их приобретение. Исключение относится к объектам непроиз-веденных активов: земля, ресурсы недр и прочее. Первоначальной стоимостью не-произведенных активов, впервые вовлекаемых в хозяйственный оборот, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бюджетному учету.

Изменилось с 1 января 2009 г. общее правило переоценки для всех нефинансовых активов. Ранее в соответствии с Инструкцией № 25н переоценка основных средств и нематериальных активов проводилась по решению Правительства РФ. Переоценка непроизведенных активов должна была проводиться ежегодно. Переоценка активов в драгоценных металлах осуществлялась в порядке, установленном Минфином на дату совершения операций, а также на отчетную дату [3].

С 1 января 2009 г. для всех объектов нефинансовых активов (за исключением активов в драгоценных металлах) сроки и порядок проведения переоценки устанавливаются Правительством РФ. Переоценка проводится путем пересчета балансовой стоимости и начисленной суммы амортизации. Результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки подлежат отражению в бюджетном учете обособленно и не включаются в данные бюджетной отчетности предыдущего отчетного года, а принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года. Отражение результатов на счетах бюджетного учета осталось неиз-

менным. Правила переоценки драгоценных металлов не претерпели изменений.

Принцип безвозмездной внутрибюд-жетной и межбюджетной передачи нефинансовых активов остался прежним: по балансовой стоимости объекта с одновременной передачей суммы, начисленной на объект амортизации. Изменилась схема отражения операций на счетах бюджетного учета. Согласно Инструкции № 25н безвозмездное получение отражалось с обязательным применением счета 010600000 «Вложения в нефинансовые активы». Указанный счет используется, по определению обеих Инструкций, в целях формирования первоначальной стоимости объекта. Это положение противоречило принципу безвозмездной передачи с баланса одного учреждения на баланс другого без изменения первоначальной стоимости, поскольку применение счета 010600000 предполагает формирование, то есть изменение, первоначальной стоимости объекта. Редакция Инструкции № 148н в отношении указанных операций дает основание полагать, что применение счета 010600000 целесообразно только в случае формирования стоимости объекта, то есть если производятся какие-либо дополнительные затраты при безвозмездном получении. Операции, которые не затрагивают изменения первоначальной стоимости объекта, отражаются на счетах учета нефинансовых активов 010100000, 010200000, 010300000 [4, 5]. Корреспондирующие счета, через которые проходит передача (получение) объектов, остались прежними.

Положения новой Инструкции позволили максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учет амортизируемого имущества. Это произошло вследствие увеличения предельного значения стоимости амортизируемого имущества, которая переносится на расходы через рассчитанные в установленном порядке нормы амортизации. Теперь к такому амортизируемому имуществу в целях бухгалтерского учета относят основные средства стоимостью свыше 20000 руб.

Напомним, что в целях бухгалтерского учета согласно Инструкции № 25н начислению амортизации в соответствии с нормами амортизационных отчислений подвергалось имущество стоимостью более 10000 руб., а в целях налогового учета — стоимостью свыше 20000 руб. Такая разница в стоимости амортизируемого имущества, принимаемого в целях бухгалтер-

ского и налогового учета, не позволяла учреждениям сблизить показатели двух видов учета.

Внесение изменений повлияло на увеличение верхнего предела списания стоимости объектов основных средств путем начисления 100%-ной амортизации с 10000 до 20000 руб.

С выходом Инструкции № 148н подвергся изменению и норматив принятия и выдачи в эксплуатацию объектов основных средств, не подлежащих амортизации. Теперь он увеличен с 1000 до 3000 руб.

Таким образом, с начала текущего года учреждения вправе единовременно списать на расходы при отпуске в эксплуатацию имущество стоимостью до

3000 руб. и начислить 100%-ную амортизацию на объекты основных средств

стоимостью от 3001 до 20000 руб. [6].

Несмотря на произошедшие изменения бухгалтерские записи по учету объектов основных средств стоимостью до

20000 руб. остались прежними. В таблице приведен в сравнении порядок начисления амортизации основных средств и нефинансовых активов.

На протяжении многих лет ведутся споры о том, что следует относить к основным средствам (КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств»), а что

— к материальным запасам (КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»). Существуют критерии отнесения объектов к основным средствам. Таковыми признают те материальные объекты, которые используются в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, а также имущество казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев [6]. Одним из критериев отнесения объектов к материальным запасам согласно п. 48 Инструкции № 25н являлось использование предметов в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, не относящихся к основным средствам в соответствии с ОКОФ. Именно ссылка на ОКОФ вводила в заблуждение, поскольку многие пользователи Инструкции № 25н считали, что если объект поименован в ОКОФ, он обязательно дол-

жен относиться к основным средствам. Однако это не следовало из п. 48 Инструкции № 25н. Ссылка на ОКОФ означала, что в данном документе содержится перечень объектов, которые независимо от сроков полезного использования относятся к материальным запасам, то есть не относятся к основным средствам. Поэтому в новой Инструкции приведен исчерпывающий перечень объектов, которые учитываются в составе материальных запасов, а ссылка на ОКОФ отсутствует [7].

Таковы основные изменения в бюджетном учете нефинансовых активов. В заключение следует отметить, что независимо от сроков перехода к применению новых правил учета при организационнотехнической готовности учреждений исходящие остатки по счетам плана счетов бюджетного учета Инструкции № 25н по состоянию на 1 января 2009 г. переносятся на входящие остатки по счетам плана счетов бюджетного учета, утвержденные Инструкцией № 148н по состоянию на 1 января 2009 г. в соответствии с Методическими указаниями по внедрению Инструкции по бюджетному учету, разработанными Минфином России [8].

Перенос остатков по каждому счету отдельно производится после осуществления операций по закрытию счетов бюджетного учета и составления бюджетной отчетности за 2008 г.

На основные средства и нематериальные активы стоимостью от 1000 до 3000 руб. включительно единовременно при выдаче в эксплуатацию начисляется амортизация в размере 100%.

Следует произвести списание с баланса основных средств и нематериальных активов, находящихся в эксплуатации, стоимость которых составляет до 3000 руб. включительно (исключение составляют основные средства, учитываемые в особом порядке, определенном главным распорядителем). Эту запись можно сделать и в марте 2009 г., или по дате внедрения.

По основным средствам, стоимостью свыше 10000 до 20000 руб. включительно, введенным в эксплуатацию в 2009 г., за исключением драгоценностей, ювелирных изделий и объектов библиотечного фонда, а также нематериальным активам, находящимся в эксплуатации с 01.01.2009 г., стоимостью свыше 10000 до 20000 руб. доначисляется амортизация до 100% балансовой стоимости.

Таблица

Порядок начисления амортизации

Объект учета Инструкция № 25н (2008 г.) Инструкция № 148н (2009 г.)

1. Неинвентарные объекты Основные средства и нематериальные активы стоимостью до 1000 руб. включительно Основные средства и нематериальные активы стоимостью до 3000 руб. включительно

Библиотечный фонд Изменений нет

Драгоценности и ювелирные изделия Изменений нет

2. Неамортизируемое имущество Основные средства и нематериальные активы стоимостью до 1000 руб. включительно Основные средства и нематериальные активы стоимостью до 3000 руб. включительно

Библиотечный фонд Амортизируемое

Драгоценности и ювелирные изделия Изменений нет

3. Амортизируемое имущество с начислением 100% амортизации при вводе в эксплуатацию Основные средства и нематериальные активы стоимостью свыше 1000 руб. и до 10000 руб. включительно Основные средства и нематериальные активы стоимостью свыше 3000 руб. и до 20000 руб. включительно

Амортизация не начислялась на объекты библиотечного фонда Объекты библиотечного фонда стоимостью до 20000 руб. включительно

4. Амортизируемое имущество с начислением амортизации по норме исчисляемой исходя из срока полезного использования Основные средства и нематериальные активы стоимостью свыше 10000руб. Основные средства и нематериальные активы стоимостью свыше 20000 руб.

Амортизация не начислялась на объекты библиотечного фонда Объекты библиотечного фонда стоимостью свыше 20000 руб.

Библиографический список

1. Приказ Минфина № 148н от

30.12.2008 г. «Об утверждении инструкции по бюджетному учету» // Российская газета. — 2009. — № 39.

2. Письмо Минфина РФ № 02-06-

07/1505 от 10.04. 2009 г. «О методических указаниях по переходу на новые положения инструкции по бюджетному учету» // Экономика и жизнь. — 2009. — № 15.

3. Максимова Л. Новая инструкция по

бюджетному учету / Л. Максимова / / Бюджетные организации: бухгалтерский

учет и налогообложение. — 2009. — № 2.

4. Сивец С.В. Новая инструкция по бюджетному учету / С.В. Сивец / / Бюджетный учет. — 2009. — № 2.

5. Сивец С.В. Бюджетный учет. Отчетность / С.В. Сивец / / Советник бухгалтера бюджетной сферы. — 2009. — № 4.

— С. 29-42.

6. Зернова И. Имущество стоимостью до 20000 рублей. На что обратят внимание ревизоры? / И. Зернова / / Бюджетные учреждения: ревизии проверки финансово-хозяйственной деятельности. — 2009. — № 4.

7. Романов С.В. Изменения — 2009 / С.В. Романов / / Бюджетный учет. — 2008. — № 12.

8. Максимова Л. Новая Инструкция по

бюджетному учету / Л. Максимова / / Бюджетные организации: бухгалтерский

учет и налогообложение. — 2009. — № 3.

+ + +

УДК 634.8:631.1

А.А. Аббасова, Х.Д. Мустафаева

РАЗУМНЫЙ ПРОТЕКЦИОНИЗМ В ПОЛИТИКЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДАГЕСТАНА

Ключевые слова: продовольственная безопасность, «разумный протекционизм», особенности сельскохозяйственных рынков региона, основные виды продовольствия.

Введение

Способность государства организовывать функционирование важнейшей сферы жизнеобеспечения населения — продовольственной — необходимое условие национальной и экономической безопасно-

сти страны, гарантия социального мира в стране и спокойствия в обществе.

Продовольственная безопасность является одной из центральных проблем в системе национальной безопасности, без надежного снабжения продовольствием ни одна страна не в состоянии избежать зависимости от других государств.

Продовольственная безопасность — общая задача для страны и ее регионов. Обеспечение продовольственной безопасности регионов должна быть предметом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.