Научная статья на тему 'Анализ основных и дополнительных затрат на персонал (на примере контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Омской области)'

Анализ основных и дополнительных затрат на персонал (на примере контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Омской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Under analysis is understood way of the cognition subject and phenomenas surrounding ambiences, founded on dismemberment integer on component parts and study them in all variety of the relationships and dependencies. The Economic analysis pertains to in abstract-logical method of the study of the economic phenomenas.

Текст научной работы на тему «Анализ основных и дополнительных затрат на персонал (на примере контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Омской области)»

УДК 336.14

Е.М. Неволина

Омский государственный университет

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАТРАТ НА ПЕРСОНАЛ (на примере контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Омской области)

Under analysis is understood way of the cognition subject and phenomenas surrounding ambiences, founded on dismemberment integer on component parts and study them in all variety of the relationships and dependencies. The Economic analysis pertains to in abstract-logical method of the study of the economic phenomenas.

Расходы на персонал в практике учета подразделяются на основные и дополнительные.

К основным расходам относятся: заработная плата сдельная и повременная (основных и вспомогательных рабочих); оклады штатных сотрудников (руководителей, специалистов и других служащих); выплаты внештатным сотрудникам; поощрительные выплаты; прочие выплаты.

Дополнительные расходы включают в себя расходы на основании тарифов и законодательства, а также социальные расходы.

К дополнительным расходам на основании тарифов и законодательства относятся: единый социальный налог (взнос); платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию от несчастных случаев и т. п.; оплата отпусков; оплата инвалидности, больничных листов; затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности; затраты по обеспечению выполнения санитарногигиенических требований; оплата за обучение, повышение квалификации и переподготовку кадров; затраты на привлечение персонала (наем, отбор, увольнение); прочие расходы.

К дополнительным социальным расходам относятся: оплата транспортных расходов, оплата жилищно-коммунальных услуг, оплата медико-оздоровительных услуг, оплата за питание, оплата спецодежды, производственный фонд социального обеспечения, прочие расходы [1, с. 275].

Анализируя затраты на персонал Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Омской области за 2002-2003 гг., можно сделать следующие выводы.

Большую часть всех расходов на государственных служащих (55,6-60,9 %) составляют основные расходы (оклады, надбавки, поощрительные выплаты, прочие выплаты, включая районный коэффициент).

Денежное содержание госслужащих состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд (классный чин), особые условия государственной службы и выслугу лет, а также премий по результатам работы [2, с. 1].

Дополнительные расходы на основании тарифов и законодательства составляют 39,1-44,4 % от общей суммы расходов (оплата отпусков, больничных листов; взносы единого социального налога; затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности; затраты по обеспечению выполнения санитарно-гигиенических требований; оплата за обучение, повышение квалификации и переподготовку кадров; затраты на привлечение персонала (наем, отбор, увольнение); прочие расходы.

Социальные услуги (оплата транспортных расходов, жилищно-коммунальных услуг, медикооздоровительных услуг, оплата за питание и спецодежду, прочие расходы) в доле дополнительных расходов на государственных служащих отсутствуют (таблица 1).

Таблица 1

Основные и дополнительные расходы на персонал

Период Основные расходы Дополнительные расходы Всего расходов (тыс. руб.)

На основании тарифов и законодательства Социальные

Сумма Уд. вес % Сумма Уд. вес % Сумма Уд. вес %

2002 г. 5 610 60,9 3 603 39,1 0 0 9 213

2003 г. 6 735,4 55,6 5 386,8 44,4 0 0 12 122,2

© Е.М. Неволина, 2005

95

Е.М. Неволина

Анализируя же основные расходы на государственных служащих за 2002-2003 гг. по составляющим ее элементам, можно сделать выводы, что большую часть (28,9-35,3 %) составляют надбавки (за особые условия государственной службы, за выслугу лет, за квалификационный разряд - классный чин).

Доля затрат по должностным окладам составляет 21,2-25,6 % или одну четвертую часть в основных расходах на государственных служащих (таблица 2).

Таблица 2

Основные расходы по составляющим ее элементам

Период Оклады Надбавки Поощрительные выплаты Прочие выплаты Всего расходы (тыс. руб.)

Сумма Уд. вес % Сумма Уд. вес % Сумма Уд. вес % Сумма Уд. вес % Сумма

2002 г. 1 438,6 25,6 1 978,8 35,3 1 535,8 27,4 656,8 11,7 5610

2003 г. 1 425,8 21,2 1 947,6 28,9 2 070 30,7 1292 19,2 6 735,4

Затраты на государственных служащих по отношению к доходам персонала подразделяются на затраты, относящиеся к доходам персонала и не относящиеся к доходам персонала (таблица 3).

В состав затрат, относящихся к доходам персонала, входят:

1) оклады штатных сотрудников (основные расходы);

2) надбавки за особые условия государственной службы, за выслугу лет, за квалификационный разряд - классный чин (основные расходы);

3) поощрительные выплаты - премии по результатам работы и материальная помощь (основные расходы);

4) прочие выплаты - районный коэффициент и другие выплаты (основные расходы);

5) оплата отпусков (дополнительные расходы);

6) оплата больничных листов (дополнительные расходы).

Таблица 3

Затраты по отношению к доходам персонала

Период Затраты Всего затрат (тыс. руб.)

Относящиеся к доходам персонала Не относящиеся к доходам персонала

Сумма Уд. вес % Сумма Уд. вес % Сумма

2002 г. 5 939 64,5 3 274 35,5 9 213

2003 г. 7 245 59,8 4 877 40,2 12 122,2

Видим, что в течение 2002-2003 гг. большей частью всех затрат на государственных служащих (59,8-64,5 %) являются затраты, которые относятся к доходам государственных служащих.

Это расходы на денежное содержание госслужащих, включая должностные оклады, надбавки, премии, материальную помощь, оплату отпусков, отражаемые по статье экономической классификации 110110 «Оплата труда гражданских служащих» и расходы по оплате больничных листов, отражаемые по статье 110200 «Начисления на оплату труда».

Из структуры основных расходов на госслужащих рассмотрим расходы по должностным окладам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, Законом Омской области и решением Омского городского совета.

При сравнении должностных окладов федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с должностными окладами государственных служащих Омской области и муниципальных служащих Омска установлено, что размеры должностных окладов государственных служащих Омской области и муниципальных служащих Омска превышают размеры должностных окладов по соответствующим должностям федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (таблица 4).

Видим, что уровень размеров должностных окладов государственных служащих Омской области и муниципальных служащих Омска в 2002 г. был в 1,6 раза; в 2003 г. в 1,9 раза выше должностных окладов по соответствующим должностям федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

96

Анализ основных и дополнительных затрат на персонал...

Таблица 4

Размеры должностных окладов

Должности Оклады федеральных государственных служащих (руб.) Оклады госслужащих Омской области и муниципальных служащих г. Омска (руб.) Превышение (коэф.)

2002 год 2003 год 2002 год 2003 год 2002 год 2003 год

Зам. руководителя 2880-3240 3196-3596 3385;5923 5924 1,1-1,8 1,8-1,6

Начальник отдела 2430-2700 2697-2997 3143;5500 5924 1,2-2 2,2-2

Зам. начальника отдела 2160-2430 2397-2697 2829;4951 5135 1,2-2 2,1-1,9

Г лавный специалист 1800-1980 1998-2197 2305;4034 4034 1,2-2 1,8-1,8

Ведущий специалист 1440-1800 1598-1998 2096; 3667 3668 1,2-2 2,3-1,8

Специалист I категор. 1080-1440 1598-1998 1677; 2934 2934 1,2-2 1,8-1,5

Специалист II категор. 900-1080 999-1198 1258; 2138 2200 1,2-2 2,2-1,8

Специалист 720-900 799-999 1048; 1780 1834 1,2-2 2,3-1,8

Итого в среднем 1,6 1,9

Проведем сравнение денежного содержания по должностным окладам с учетом начисления надбавки за особые условия и надбавки за квалификационный разряд федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и государственных служащих Омской области, муниципальных служащих Омска за 2003 г. (таблица 5).

Таблица 5

Размеры денежного содержания (оклады, надбавки)

Должности Оклад Надбавка (квалифика- ционный разряд) Надбавка (особые условия работы) Всего (руб.) Превыше- ние (коэф.)

1 2 3 4 5 6

2. Ведущие

Зам. руководителя

Федеральный госслужащий 3 196-3 596 999 2 876-4 315 7 071-8 910

Госслужащий Омской обл. 5 924 1 450 2 369 9 743 1,4-1,1

Муниципальный служащий 5 924 1 184 2 369 9 477 1,4-1,1

Начальник отдела

Федеральный госслужащий 2 697-2 997 899 2 427-3 596 6 023-7 492

Госслужащий Омской обл. 5 502 1 300 2 200 9 002 1,5-1,2

Муниципальный служащий 5 502 1 100 2 200 8 802 1,5-1,2

Зам. начальника отдела

Федеральный госслужащий 2 397-2 697 799 2 156-3 236 5 352-6 732

Госслужащий Омской обл. 5 135 1 150 2 054 8 339 1,6-1,2

Муниципальный служащий 5 135 513 2 054 7 702 1,5-1,1

3. Старшие

Главный специалист

Федеральный госслужащий 1 998-2 197 649 1 199-1 977 3 846-4 823

Госслужащий Омской обл. 4 034 900 1 210 6 144 1,6-1,3

Муниципальный служащий 4 034 806 1 210 6 054 1,6-1,3

Ведущий специалист

Федеральный госслужащий 1 598-1 998 599 958-1 798 3 155-4 395

Госслужащий Омской обл. 3 668 800 1 100 5 568 1,8-1,3

Муниципальный служащий 3 668 733 1 100 5 501 1,7-1,3

4. Младшие

Специалист 1 категории

Федеральный госслужащий 1 598-1 998 499 639-1 199 2 736-3 696

Госслужащий Омской обл. 2 934 700 586 4 220 1,5-1,1

Муниципальный служащий 2 934 586 586 4 106 1,5-1,1

97

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е.М. Неволина

Окончание таблицы 5

1 2 3 4 5 6

Специалист 2 категории

Федеральный госслужащий 999-1 198 449 399-719 1 847-2 366

Госслужащий Омской обл. 2 200 600 880 3680 2-1,6

Муниципальный служащий 2 200 440 880 3520 1,9-1,5

Специалист

Федеральный госслужащий 799-999 399 320-399 1 518-1 797

Госслужащий Омской обл. 1 834 500 366 2 700 1,8-1,5

Муниципальный служащий 1 834 183 366 2 383 1,6-1,3

Итого в среднем 1,4

Установили, что уровень размеров денежного содержания (должностных окладов с надбавками за особые условия государственной службы и за квалификационный разряд) государственных служащих Омской области и муниципальных служащих Омска в 2003 г. был в 1,4 раза выше размеров денежного содержания (должностных окладов с надбавками за особые условия государственной службы и за квалификационный разряд) по соответствующим должностям федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, согласно проведенному анализу денежного содержания государственных служащих в субъекте РФ Омской области в 2002-2003 гг. сохранилась тенденция увеличения среднемесячной заработной платы государственных служащих органов исполнительной власти (государственных служащих Омской области и муниципальных служащих Омска) над уровнем среднемесячной заработной платы государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

В связи со сложившейся ситуацией специалисты из Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Омской области переходят в контролирующие службы Омской области, где среднемесячная зарплата в среднем выше в 1,5 раза.

Подтверждена необходимость проведения оптимизации оплаты труда государственных служащих территориальных и федеральных органов исполнительной власти в целях приближения ее уровня к уровню оплаты труда государственных служащих органов исполнительной власти (государственных служащих Омской области и муниципальных служащих Омска). Целесообразно приведение нормативно-правовой базы системы государственной службы в соответствии со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями, а также создание основ для совершенствования финансово-экономического обеспечения федеральной государственной службы.

1. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2002. 304 с.

2. Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 265 «О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» (с изм. от 23 сентября 2003г.) // Российская газета. 1998. 17 марта. № 51.

УДК 338.22

М.С. Замятин

Омский государственный университет

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «РИСК В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ»

The existing literature is characterized by ambiguity in treatment of features, properties and risk elements in management of the personnel. In given article attempt of the analysis and ordering of already existing approaches to definition of concept of risk in a control system of the personnel has been undertaken, and also author's definition of the given concept is formulated. It is very important for the decision of practical problems in a control system of the personnel.

Функционирование каждой организации неизбежно связано с возникновением и необходимостью разрешения различных проблемных ситуаций, несущих в себе определенные риски (экономиче-

© М.С. Замятин, 2005

98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.