Научная статья на тему 'Анализ некоторых тенденций развития образования'

Анализ некоторых тенденций развития образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
757
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / АНДРАГОГИКА / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьев Игорь Владимирович

Выполнен краткий аналитический обзор современных тенденций развития образования. Выделены аспекты рыночных отношений, информатизации и модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ некоторых тенденций развития образования»

УДК 378.1

АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Соловьёв И.В., д.т.н, профессор, Московский государственный университет геодезии и картографии, E:mail miigaiknir@yandex.ru

Аннотация. Выполнен краткий аналитический обзор современных тенденций развития образования. Выделены аспекты рыночных отношений, информатизации и модернизации.

Ключевые слова: образование, развитие образования, тенденции развития образования, качество образования, инновации в образовании, андрогогика, управление персоналом.

ANALYSIS OF SOME TRENDS IN EDUCATION

Soloviev I.V., Science D., proff., Moscow State University of Geodesy and Cartography, E:mail miigaiknir@yandex.ru

Abstract. This article gives an analytical summary of the current trends in education. The article highlights the market characteristics, information education and modernization of education.

Keywords: Education, education, education trends, quality of education, innovation in education, androgogics, HR

Одной из особенностей образования является проникновение рыночных отношений в сферу образования. Современное образование все больше входит в рынок [1]. Это приводит к появлению относительно новых для образования понятий, таких «маркетинг образования» [2], «образовательная услуга» [3], «ориентация на потребителя», «цена», «целевая аудитория», «продвижение на рынке» и т.п.

Качество образования. Вступая в рыночные отношения, образование все более вынуждено вести себя по правилам рынка, включая такое понятие как рыночное качество образования. Качество образования - интегральная характеристика. Она включает совокупность качеств: качество управления учебным заведением; качество персонала; качество учебных программ; качество учебно-образовательного процесса, качество инфраструктуры обучения; качество учебной среды и качество набора учащихся. Качество персонала и программ: проблемы стратегии и тактики повышения квалификации персонала в области образования.

Управление качеством образования и качеством образовательных услуг существенно отличается от управления качеством многих видов материальной продукции. Качество готовой продукции непосредственно не зависит от ее

потребителя. Оно лежит в сфере материального потребления. Качество получаемого образования существенно зависит от потребителя образовательных услуг [4], поскольку лежит в когнитивной области.

Качество образования определяется совокупностью характеристик. Разные сочетания характеристик качества и разные выделения существенных характеристик дают разный итоговый эффект Это обуславливает различные подходы к определению качества образования [5]. Такая ситуация дает основание рассматривать качество как сложную систему, включающую совокупность элементов качества. Такой принцип приводит к целесообразности применения системного подхода и системного анализа качества образования [6]. Качество - в системе образования любой страны имеет два аспекта: нормативный и рыночный. Нормативное качество — формальная совокупность свойств и характеристик образовательных услуг, обусловливающих их способность удовлетворять минимальные потребности потребителей в получении образования. Оно определяется существующими нормативами в каждой стране. В частности, в России оно определяется ГОСами, учебными и рабочими программами. Этот аспект качества образования присутствовал в единственном виде в системе монополизированного государственного образования.

Нормативное качество определяется мерой соответствия образовательных услуг требованиям образовательных стандартов, и мерой соответствия знаний, полученных обучаемыми, контрольным тестам (госэкзаменам, уровню оценок в дипломе и т.д.).

Нормативное качество оценивается за период обучения, то есть ретроспективно, безотносительно к новым тенденциям и требованиям в науке и развитии общества, которые появляются за период обучения в вузе. Нормативное качество не учитывает существующие новые требования и тем более тенденции развития.

Персонал. К внутренней характеристике качества образования следует отнести персонал учебного заведения. Чем более квалифицированный персонал образовательного учреждения, тем более качественное образование получает обучаемый [7]. В этом аспекте оценка квалификации персонала осуществляется пока чисто формально по количественным характеристикам. Эти количественные характеристики включают: число дипломов о высшем образовании, число дипломов кандидатов наук, число дипломов докторов наук, число профессоров и доцентов.

Не случайно употребляется выражения «число дипломов». На практике эта характеристика определяет качество персонала. Но все знают, что на дереве нет двух одинаковых листьев. В жизни нет двух одинаковых людей. В вузе нет двух одинаковых преподавателей. Но дипломы у всех одинаковые. Следовательно, такой подход

представляет собой уравниловку, которая скрывает истинную высокую или низкую квалификацию отдельных преподавателей и в целом не дает объективной картины ситуации с персоналом учебного заведения. Кроме того, важным фактором обучения являются педагогические навыки и способности преподавателя. При «дипломной оценке» они исключаются из рассмотрения.

Конкурентоспособность. Конкурентоспособность является рыночным понятием, которое все больше входит в сферу образования. Повышение конкурентоспособности образовательной организации возможно за счет исследования и разработки механизмов формирования конкурентоспособности образовательной организации на основе организации и управления человеческими ресурсами [6, 7]. Управление человеческими ресурсами (Human resource management - HRM) - подход в управлении персоналом, при котором сотрудники рассматриваются как достояние компании в конкурентной борьбе. HR рассматривается как человеческий потенциал, который необходимо мотивировать и развивать, чтобы достичь стратегических целей организации.

Управление человеческими ресурсами связано с динамикой многих аспектов образовательного учреждения и требует интегрированного подхода. Управление человеческими ресурсами ставит своей конечной целью повысить результативность компании и удовлетворить потребности сотрудников. Управление человеческими ресурсами отличается от традиционного «управления кадрами», в том что оно основано на поиске мотиваций, учитывает мотивации сотрудников и направлено на управление мотивациями.

Однако, управление человеческими ресурсами может существенно повлиять на деятельность вуза только тогда, когда различные его функции, такие как развитие карьеры, отбор сотрудников и прием на работу, мотивация, аттестация, тренинг, партнерство наемных работников и менеджеров и др. объединены в одну цельную программу, являющуюся частью стратегии вуза. Противоположным подходом является "кадровое управление", цель которого - обеспечение нужных людей в нужных местах в нужное время и освобождение ненужных людей. В кадровом подходе реализуется вертикальное управление подчиненными, «кадры» - отдельная функция.

Конкурентоспособность образовательной организации связана с ее инновационностью [8, 9]. Однако инновационность не является самоцелью вуза, а играет роль основы ее реакции на изменчивость внешнего окружения, то есть адаптивности организации. Необходимость инновационного развития, изменений в организации возникает в любом случае, независимо от принятой высшим руководством

целевой ориентации в ее функционировании. Конкурентоспособность образовательной организации также неразрывно связана с уровнем компетенций [10, 11].

Инновации в образовании. Современная экономика образования основана на инновационной составляющей, поэтому современное образование [8] и информатизация образования могут быть рассмотрены в аспекте инновационного развития.

Информатизация, направленная только на оснащение учебных заведений компьютерной техникой и программным обеспечением, кадровым и методическим обеспечением преподавания информатики, на развитие телекоммуникационных сетей -является недостаточно эффективной. Данное направление развития образовательных процессов - неполно. Оно не учитывает, что технический подход не изменяет содержания образовательного процесса, а изменяет только форму подачи учебного материала. Современное инновационное развитие находит отражение в образовании при создании образовательных инноваций [8], при инновационном изменении качества образовательных услуг [6] и образования в целом.

Можно считать, что информатизация образования должна быть направлена на создание информационных образовательных ресурсов, повышение качества образования, инновационное развитие образования и увеличение интеллектуального капитала [9] в сфере образования. По нашему мнению интеллектуальный капитал является ключевым фактором, среди рассмотренных выше.

Информатизация образования. В настоящее время характерно изменение учебных программ [10], что приводит к модернизации или появлению новых направлений в образовании [11]. Эта модернизация опирается на информатизацию образования. Информатизация образования может быть рассмотрена как сложная система, включающая следующие основные факторы: концептуальные, организационные, информационные, управленческие, человеческие.

В связи с интеграцией учебных дисциплин, например, на основе геоинформатики [12], возникает проблема терминологической несогласованности [13], которая может быть решена за счет создания единого терминологического поля и учета терминологических отношений [14] между существующими и вводимыми терминами.

Возможности использования информационных технологий при оценке эффективности системы управления качеством образования обоснованы во многих работах. Информационные аспекты информатизации образования заключаются и в создании информационных образовательных ресурсов [15]. В современном образовании по новому встает проблема передачи знаний в образовании на основе

информационных технологий и информационных моделей [16].

Одним из новых факторов, особенно характерным для информатизации образования, является информационная асимметрия [17]. В сфере образования она имеет свои особенности, в частности, разделяют информационную асимметрию по информированности и по информационной ситуации [18]. Наличие асимметрии по «информированности» и «по ситуации» является негативным фактором, который ухудшает качество образования. Необходимо выявлять различные виды асимметрии в каждом вузе и устранять их исходя из реальной ситуации.

Интеллектуализация образования. Наряду с информатизацией образования осуществляется его интеллектуализация. В образовании она выражается в двух направлениях: внедрение и расширение применения интеллектуальных технологий [19]; возрастание роли и значения интеллектуального капитала [20].

Человек не только важная составляющая образовательной системы, но и носитель и создатель интеллектуального капитала [9]. Здесь следует еще раз остановится на человеческих ресурсах (НК). Управление НК в настоящее время включает управление талантами, планирование преемственности, коучинг и пр.

Андрагогика. К современным тенденциям развития образования следует отнести рост образования среди взрослых [21]. Обучаемые по программам второго высшего образования являются взрослыми и идут по программе андрогогики. Андрагогика -образование взрослых отличается от образования детей тем, что взрослый обладает опытом, определенными знаниями, имеет свои цели, которые достигает с помощью профессионального образования, у взрослого много ограничений в учебе (социальные, экономические и т.п.).

Андрагогика - образование взрослых является одной из наиболее актуальных проблем образования. От ее решения во многом зависит уровень экономического и социального развития государства. Если, школа (общеобразовательная, специальная, высшая) работает на перспективу, результаты ее работы сказываются не сразу, то образование взрослых дает эффект почти адекватно времени обучения.

В целом современное развитие образование требует применения комплексных оценок [22]. Направление развития образования направлено на познание окружающей человека инфосферы [23] и формирование члена человеческой цивилизации.

Список литературы

1 Лобашев В. А. Формирование систем профессионального обучения в условиях

развития рыночной экономики // Качество. Инновации. Образование. - 2009. - №2.-с.13-18

2. Ожерельева Т. А. Особенности развития маркетинга образовательных услуг// Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - №3. - с.113-115

3 Тихонов А.Н., Иванников А.Д., Цветков В. Я. Образовательные услуги как инструмент качества образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований -2009. - № 3. - с.94- 96.

4. Цветков В.Я. Особенности образовательных услуг, // Геодезия и аэрофотосъемка. - №1. -2005. - с. 134- 141

5. Давыдова А.Н. Различные подходы к определению качества образования //Качество. Инновации. Образование. - 2005 . -№2. - с. 5 - 7.

6. Оболяева Н.М. [Электронный ресурс]: Системный подход к анализу качества образования//Управление образованием: теория и практика»/ФГНУ ИУО РАО.< http://www.iuorao.ru/2010-01-01-14>. 2012. - № 3. - С. 101-105

7. Natal'ya M. Obolyaeva Quality education management based on information technology // European Researcher, 2012, Vol.(36), № 12-1, p.2146- 2149

8. Цветков В.Я., Оболяева Н.М., Романов И.А. Особенности образовательных инноваций // Дистанционное и виртуальное обучение. 2012. № 08. С. 53-58

9. Цветков В.Я. [Электронный ресурс]: Интеллектуальный капитал как инновационный ресурс в образовании//Управление образованием: теория и практика»/ФГНУ ИУО РАО.< http://www.iuorao.ru/2010-01-01-14>. 2012. - № 3. - С. 35-42

10. Майоров А.А. О современном состоянии геодезического образования // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2013. - №2. -с.71-77

11. Малинников В.А Соловьев И.В., Цветков В.Я.. Информационные технологии в геодезическом образовании - новые направления // Информатизация образования и науки. - 2010 - №2 (6) - . с.13-21/

12. Булгаков С.В. Особенности преподавания геоинформатики в МИИГАиК // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2012. - №10. -с.64-68

13. Савиных В.П. О терминологии в области геодезии // Международный научно-технический и производственный журнал «НАУКИ О ЗЕМЛЕ». - №4-2012.-с34-36.

14. Тихонов А.Н., Иванников А.Д., Цветков В. Я. Терминологические отношения // Фундаментальные исследования -2009. - № 5. - с.146- 148

15. Вознесенская М.Е. Формирование информационных ресурсов в

геоинформатике // Международный научно-технический и производственный журнал «НАУКИ О ЗЕМЛЕ». - 2-2012 - с.90-92

16. Соловьев И.В., Цветков В.Я. О содержании и взаимосвязях категорий «информация», «информационные ресурсы», «знания» // Дистанционное и виртуальное обучение. - №6 (48). - 2011. - с.11-21

17. Цветков В.Я., Васютинская С. И., Соломатов В.И. Информационная асимметрия в картографо-геодезическом производстве // Геодезия и аэрофотосъемка. -2008. - №1. - с. 134 - 141

18. Оболяева Н.М. Устранение информационной асимметрии как инструмент повышения качества образования // Геодезия и аэрофотосъемка. - 2012. - №6. - с. 123

- 124

19. Железняков В.А. Интеллектуальное обновление информации в банке геоданных // Инженерные изыскания. -2012. - № 5. - с.58-61.

20. Зайцева О.В. Информатизация образования и интеллектуальный капитал // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2012. - №12. -с.105-109.

21. Цветков В.Я Особенности подготовки специалистов второго высшего образования // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2013. - №3. -с.50-55.

22. Пушкарева К.А. Комплексное оценивание результатов обучения. // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2013. - №1. -с.99-103

23. Иванников А.Д., Тихонов А.Н., Соловьев И.В. и др. Инфосфера и инфология.

- М: ТОРУС ПРЕСС, 2013. -176с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.