Научная статья на тему 'Анализ международного опыта организации медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях'

Анализ международного опыта организации медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1868
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера / последствия чрезвычайных ситуаций / организация медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях / табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлар / төтенше жағдайлар зардаптары / төтенше жағдайларда медициналық көмекті ұйымдастыру

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Б. С. Турдалиева, Г. Е. Аимбетова, М. К. Кошимбеков, А. Ш. Ибраева

Тенденция к постоянному росту количества чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, делает организацию медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях актуальной проблемой, требующей ее дальнейшего совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Б. С. Турдалиева, Г. Е. Аимбетова, М. К. Кошимбеков, А. Ш. Ибраева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ТӨТЕНШЕ ЖАҒДАЙЛАРДА ТҰРҒЫНДАРҒА МЕДИЦАНАЛЫҚ КӨМЕКТІ ҰЙЫМДАСТЫРУДЫҢ ХАЛЫҚАРАЛЫҚ ТӘЖІРИБЕСІН ТАЛДАУ

Табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлар санының тұрақты өсу үрдісі төтенше жағдайларда тұрғындарға медициналық көмекті ұйымдастыруды оны кейінгі жетілдіруді талап ететін өзекті мәселе етеді.

Текст научной работы на тему «Анализ международного опыта организации медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Салалыкина Е.В., Лынова Е.Н. Современные коммуникационные процессы в организации деятельности медицинского персонала // Сборник материалов 1 международной ( X Всероссийской) научно- методической конференции РИЦ Баш ГУ. - 2014. - С.75-77.

2 Салалыкина Е.В., Лынова Е.Н.Профессиональное выгорание - как причина ухудшения взаимодействия персонала в коллективе // Сборник материалов 1 международной ( X Всероссийской) научно- методической конференции РИЦ Баш ГУ. - 2014. - С.160-162.

3 Шильникова Н.Ф., Карпова И.П. Методика оценки деятельности среднего медицинского персонала: Методическое пособие. - Чита: 2010. - 30 с.

Б.Т1ЛЕУБЕРГЕН, С.ЗИКРИЯРОВА, А.ЖАКАНБАЕВА, Т.ПОПОВА

КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова Казахстанский медицинский университет «ВШОЗ»

ОПТИМИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»

Резюме: На современном этапе реформирования здравоохранения для удовлетворения потребностей населения в качественной медико социальной помощи требуется значительный пересмотр механизма управления и организации сестринского дела как составной части системы здравоохранения, требующей квалифицированных кадровых ресурсов сестринского процесса.

Ключевые слова: здоровье, медсестра, оптимизация, обучение, динамика

B.TILEYBERGEN, SM. ZIKRIAROVAAM ZHAKANBAEVA,T.V. POPOVA

Asfendiyarov Kazakh National medical university Kazakhstan school of public health

OPTIMIZATION OF MEDICAL PERSONNEL IN THE FIELD OF HIGHER EDUCATION IN THE SPECIALTY

Resume: At the present stage of health care reform to meet the needs of the population in the quality of social care requires a significant revision of the management and organization of nursing as part of the health care system, which requires qualified human resources of nursing process. Keywords: health, nursing, optimization, training, dynamics

УДК 614.2:614.88- 084-083.98 (100).

Б.С. ТУРДАЛИЕВА, Г.Е. АИМБЕТОВА, М.К. КОШИМБЕКОВ, А.Ш. ИБРАЕВА

Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова, кафедра политики и управления здравоохранением с курсом медицинского права и судебной медицины

АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Тенденция к постоянному росту количества чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, делает организацию медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях актуальной проблемой, требующей ее дальнейшего совершенствования.

Ключевые слова: чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, последствия чрезвычайных ситуаций, организация медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.

Введение. Современный мир характеризуется возрастающим количеством стихийных бедствий, катастроф, войн, террористических актов -чрезвычайных ситуаций (ЧС), которые имеют тяжелые медико-социальные последствия. Средства массовой информации почти ежедневно сообщают о ЧС, происходящих в мире: наводнения, цунами, лесные пожары, землетрясения, обвалы, оползни, селевые потоки, извержения вулканов, ураганы, смерчи, снежные и пыльные бури и другие

стихийные бедствия, аварии и катастрофы на предприятиях и транспорте, сопровождающиеся гибелью людей, разрушением населенных пунктов и объектов хозяйствования, загрязнением и заражением окружающей среды. Ресурсы,

затрачиваемые на ликвидацию последствий ЧС, превышают расходы, выделяемые на обеспечение безопасности [1,2].

По данным ООН, на грани второго и третьего тысячелетий из-за ЧС погибло около 3 млн. человек,

общее количество пострадавших достигло почти 800 млн. человек [3]. Подсчитано, что 40% всех бедствий в мире приходится на наводнения. По повторяемости, площади распространения и среднегодовыми материальными убытками, наводнения занимают первое место среди ЧС. Ученые прогнозируют, что к 2050 году число наводнений возрастет в 9 раз, а ущерб от них составит десятки миллиардов долларов. Отдел исследования рисков компании вторичного страхования MunichRe опубликовал отчет, который обобщает данные крупнейших ЧС за последние полвека. По данным этого отчета, если проанализировать количество крупных катастроф, то наибольшей является доля природных катаклизмов типа штормов (41%), примерно одинаковое количество - землетрясений (28%) и паводков (25%), засух (наиболее характерно для Африки) - 6%. В то же время, если сравнить количество погибших, то наибольшая доля погибших приходится на землетрясения (55%), штормы - 36%, паводки - 7% и засухи - 2% [4].

Таким образом, тенденция к постоянному росту количества ЧС природного и техногенного характера и их масштабов, приводящее к все более негативному влиянию на социально-экономическое развитие государств, в начале XXI века достигла такого размаха, что это начало заметно сказываться на безопасности государств и их населения. В связи с этим в настоящее время проблема защиты населения и территорий от ЧС и ликвидация их последствий является очень актуальной и затрагивает фундаментальные основы национальной

безопасности [5].

В Республике Казахстан возможны практически все существующие ЧС природного и техногенного характера. К природным источникам опасности относятся: землетрясения, наводнения, лесные и степные пожары, снежные бураны и т.п. Все горные и предгорные районы на площади более 160 тыс.кв. км подвергаются активному воздействию селей, снежных лавин и оползней. Первыми по площади распространения и масштабам наносимых ущербов являются селевые потоки. Только за последние 70 лет отмечалось свыше 600 случаев их возникновения, многие из которых носили характер катастроф. Второй по размерам ущерба является сход снежных лавин. Причиной техногенных ЧС в 85% случаев являются предприятия нефтегазодобывающей промышленности республики [6,7]. Материалы и методы: С помощью информационно-аналитического метода проведен анализ зарубежной и отечественной литературы по организации оказания помощи населению при ЧС природного и техногенного характера, в том числе, организации медицинской помощи в ЧС. Критерием отбора являлись страны с наиболее развитой системой предупреждения и ликвидации ЧС. Результаты: Мировой опыт ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера свидетельствует, что хотя бедствия зачастую непредсказуемы, причиняемый ими вред можно уменьшить или частично предотвратить путем принятия соответствующих мер по усилению готовности к ним. Опыт многих стран мира показывает, что в тех странах, где создана современная система реагирования на ЧС, их последствия минимальны [8].

В настоящее время в разных странах мира существуют различные подходы к ликвидации

медико-санитарных последствий ЧС. В некоторых странах создана отдельная структура - медицина катастроф. В других - экстренная медицинская помощь в ЧС предоставляется силами общей сети медицинских подразделений здравоохранения. При этом мобилизуются дополнительные силы и средства предназначены для использования в случае ЧС [9]. Так, в США меры по ликвидации последствий ЧС осуществляют органы гражданской обороны, Министерство здравоохранения, Национальная противопожарная администрация, медицинская служба Вооруженных сил. Основным ведомством, которому отводится главная роль при катастрофах, является созданное в 1979 году Федеральное агентство управления страной в ЧС (Federal Emergency Management Agency - FEMA), которое подчиняется Президенту [10,11]. Кроме того, FEMA обеспечивает подготовку кадров, обучение населения и распространение информации по вопросам гражданской обороны, решение задач по борьбе с терроризмом, контроль за использованием электронных средств массовой информации в период ЧС, взаимодействия с Вооруженными силами [12]. Медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях в США осуществляется в рамках Национальной системы медицины катастроф (National Disaster Medical System — NDMS), которая занимается планированием организационных, эвакуационных, санитарно-гигиенических и медицинских мероприятий, организацией отрядов

специализированной медицинской помощи и распределением пораженных по госпиталям в случае возникновения ЧС [13,14,15]. В соответствии с директивой Президента Министерство

здравоохранения и социального обеспечения, ответственное за медицинское обеспечение гражданского населения при возникновении ЧС, осуществляет руководство медицинской службой Гражданской обороны.

В европейских странах также созданы соответствующие структуры [16,17]. В Швеции в 1986 году было создано Национальное управление спасательных служб, руководящее аварийными работами спасателей органов местного самоуправления. Оно несет ответственность за организацию и обучение муниципальных спасательных служб коммун, оказывает справочно-консультативную помощь во время их работы в ЧС, обеспечивает население всей необходимой информацией и др. Служба неотложной медицинской помощи при катастрофах находится в ведении пожарного управления Министерства внутренних дел страны. В ЧС медицинские учреждения Швеции переходят в подчинение командования гражданской обороны соответствующего уровня и готовы принять до 200 тысяч пораженных при общей численности населения - 8 млн. человек. При этом могут быть развернуты 92 стационарных, 90 временных госпиталей и 76 отдельных медицинских пунктов, для которых созданы запасы медикаментов, медицинского оборудования и других материальных средств на государственных и муниципальных складах [18].

Считается, что одной из наиболее эффективных систем реагирования на ЧС является созданная в 1956 году во Франции система SAMU (Service Aide Medícale d' Urgence), которая функционирует по региональному принципу в пределах департамента. В ней около 100 пунктов. В состав бригады быстрого

реагирования входят врач, который имеет специальную подготовку в системе скорой помощи, медицинская сестра по уходу, водитель и радиооператор. Два последних члена бригады -мужчины, как правило, полицейские или пожарные, выполняющие по совместительству функции санитаров. В специализированных командах скорой медицинской помощи дипломированные спасатели берут на себя функции руководителей таких команд, а медицинский персонал в них выполняет только свои непосредственные обязанности. Система укомплектована специалистами, которые прошли специальную подготовку по 400-часовой программе и постоянно работают в других учреждениях (медицинских и учебно-медицинских, полицейских, пожарных, транспортных и др.). Важную роль в системе оказания экстренной помощи людям, пострадавшим в результате ЧС, играют формирования добровольных спасателей ^есоишт) — очень популярные во Франции в настоящее время [19,20].

Система ликвидации последствий ЧС в Германии объединяет элементы, характерные для аналогичных систем США и Франции. В случае катастрофы для оказания помощи вместе с полицией привлекаются все федеральные и коммунальные службы, пожарные части, а также вспомогательные службы и благотворительные союзы. В соответствии с законом о защите от катастроф (1968г.) в государстве предусмотрена система предоставления различных видов помощи. В ее задачи входит спасение людей, устранение или уменьшение последствий катастроф. В системе охраны здоровья Германии почти 500 тыс. коек, кроме того, дополнительно могут быть развернуты 200 вспомогательных больниц на 1,2 млн. коек. Медицинская помощь в условиях катастроф природного или техногенного характера входит в компетенцию специально подготовленных врачей, но допускается предоставление соответствующей помощи парамедиками [21,22,23]. В Нидерландах национальный план на случай катастроф предусматривает использование 20 больниц, на базе которых созданы бригады экстренной медицинской помощи в составе хирурга, анестезиолога и двух медицинских сестер. Эти бригады в зоне ЧС могут оказывать помощь 200 пострадавшим в час. В службе скорой медицинской помощи существуют три типа бригад. Кроме того, того для эвакуации пострадавших широко привлекается транспорт, принадлежащий пожарным и полиции. Средствами усиления являются медицинская служба гражданской обороны и национальная медицинская служба Красного Креста [24,25,26].

В Бельгии создана серьезная законодательная база в области предупреждения ЧС и защиты населения. Система реагирования на ЧС включает 5 центров кризисных ситуаций, укомплектованных

профессиональными специалистами. Руководит ими Министерство внутренних дел страны. Центры оснащены необходимыми техническими средствами локализации аварий и спасения людей. Управление силами и средствами потенциально опасных объектов, а также кризисных центров осуществляется в единой системе информационного обеспечения. Только в этой стране принят закон о налогообложении промышленных фирм,

эксплуатирующих объекты повышенного риска, являющийся действенным экономическим рычагом,

повышающим заинтересованность руководителей в обеспечении безопасности своих объектов [27]. В Великобритании центральным органом, координирующим действия аварийно-спасательной службы в стране, является Министерство внутренних дел. В составе правительства, кроме Министерства внутренних дел, в координации подготовки и проведения аварийно-спасательных работ участвует ведущее министерство, в ведении которого находится район или объект, оказавшийся в зоне бедствия. Основой оказания медицинской помощи является план действий во время катастроф, разработанный Министерством здравоохранения. Согласно этому плану один из госпиталей каждого района должен работать как основной для предоставления помощи пострадавшим. Все остальные лечебные стационарные учреждения района являются вспомогательными. Администрация основного госпиталя назначает главного врача, ответственного за оказание помощи пострадавшим, и выделяет врача для руководства оказанием помощи непосредственно на месте катастрофы. Основной госпиталь направляет передвижные медицинские команды для оказания медицинской помощи пострадавшим на месте происшествия [28,29]. В Японии основной упор делается на разработку и пропаганду заблаговременных шагов на случай бедствий, а также правил поведения в условиях бедствий. Эффективно действует система регулярно проводимых учений, которые охватывают практически все слои и группы населения — от детских садов до домов престарелых; совершенствование системы координации деятельности различных государственных и местных органов и служб. Это направление имеет особое значение, поскольку в Японии отсутствует единая общенациональная структура, в компетенцию которой входит реагирование на ЧС и преодоление их последствий [30].

В России начало создания системы предупреждения и ликвидации ЧС было положено в 1990 году, когда был создан Российский корпус спасателей. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет в настоящее время органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС. Функциональной подсистемой РСЧС является Всероссийская служба медицины катастроф, объединяющая службы медицины катастроф Министерства здравоохранения, Министерства обороны, а также медицинские силы и средства Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства путей сообщения, других федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Созданная в России система предупреждения и ликвидации ЧС по оценке специалистов, является одной из лучших в мире. Некоторые страны (Китай, Казахстан) избрали российскую модель предупреждения и ликвидации ЧС [31].

В Республике Казахстане центральным исполнительным органом, осуществляющим формирование государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и

техногенного характера является Комитет по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан (КЧС). В задачи КЧС входит подготовка кадров, обучение населения, информирование о ЧС через единую дежурно-диспетчерскую службу «112» и средства массовой информации, проведение научно-исследовательских работ и межсекторальное взаимодействие [32]. Медицинская и психологическая помощь населению, находящемуся в зоне ЧС, оказывается ГУ «Центр медицины катастроф» КЧС, которому отведена роль координирующего органа, осуществляющего взаимодействие государственных органов и организаций здравоохранения в сфере медицины катастроф [33]. Основной оперативной единицей Центра медицины катастроф по реагированию на ЧС являются 2 отряда медицины катастроф, дислоцированные в городах Алматы и Усть-Каменогорск, т.е. в регионах наиболее подверженных ЧС природного и техногенного характера. Отряды оснащены мобильными госпиталями, рассчитанными на оперативное использование в полевых условиях в автономном режиме в течение 14 суток, с пропускной

мощностью 200 пострадавших в сутки. В республике функционируют 40 бригад экстренного реагирования.

Обсуждение и заключение. Изучение зарубежного опыта показывает, что для каждой страны характерны свои особенности в создании систем защиты и спасения населения при ЧС, в том числе при организации медицинской помощи населению. И хотя большинство авторов отмечает, что лучших результатов можно достичь при централизованном руководстве, опыт Франции, где принята децентрализованная форма координации спасательных работ, свидетельствует об обратном. Выводы. Учитывая накопленный опыт по ликвидации медико-санитарных последствий аварий и катастроф, на наш взгляд, на первый план выходят вопросы профессиональной подготовки медицинских кадров, заблаговременного проведения мероприятий по обеспечению материально-технической базы, взаимодействия с аварийно-спасательными службами, а также международного сотрудничества в области медицины катастроф [34, 35].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Акимов В. А. Методический аппарат исследования природного и техногенного риска / В. А. Акимов // Безопасность жизнедеятельности. - 2016. - № 2. - С. 34-38.

2 Emergency Management and Homeland Security Currcula: Context, Cultures and Constraints. Thomas E. Drabek, John Evans Professor, Emeritus, Department of Sociology and Criminology, University of Denver. 2007.

3 Аннан К. А. Предотвращение войн и бедствий: глобальный вызов растущих масштабов: Годовой доклад о работе ООН за 1999 год. - Нью-Йорк: 1999. - 17 c.

4 Статистика природных катастроф 1950 - 2007 гг.: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pulse.webservis.ru/ Science /MunichRe / 1950- 2007

5 В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. - М.: Высшая школа, 2007. — 592 с.

6 Бижанов Н.К. Возможные стихийные бедствия и техногенные аварии в Казахстане // Инф. сб. мат. по ЧС и ГО. -Алматы: 2001. - №4(8). - С. 23-24.

7 Слесарев В.Г. Совершенствование системы экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях в Республике Казахстан: автореф. дис....докт. мед. - Алматы, 2008. - 5-6 с.

8 Борчук Н.И. Опыт организации экстренной медицинской помощи при катастрофах за рубежом // Мед.новости. - 2000. - № 7. - С. 23-25.

9 Zakr M., Wardrope J. Casualty, accident and emergency, or emergency medicine, the evolution //J.Accid. Emerg. Med.-2000.- V. 17. - P. 314-319.

10 Crisis and Emergency Management: A Guide for Managers of the Public Service of Canada. / P. Boisvert and R. Moore. -Canadian Center for Management Development, 2003. - 480 p.

11 About FEMA // Federal Emergency Management Agency URL: http://www.fema.gov/about/history.shtm (дата обращения: April 1, 2007 ).

12 Catastrophic Disaster Planning -Federal Emergency Management Agency. Michael S.Pavlowski, FEMA Incident Response Section Chief FY 2007.

13 Mahoney L. The US National Disaster Medical System / L.Mahoney // GWAEDM. - 1986. - № 4. - P. 149-151.

14 International EMS systems: The United States: past, present, and future. Resuscitation March 2004: 60(3):239-244. Historical Article.

15 Symons P, Shuster M. International EMS systems: Canada. Resuscitation November 2004; 3(2): 119-122.

16 The European Society of Emergency Medicine (EuSEM). www.eusem.org

17 International Federation for Emergency Medicine. www.ifem.cc

18 Arnold, J. International Emergency Medicine and the Recent Development of Emergency Medicine Worldwide. Ann Emerg Med. 1999;33(1):97-103.

19 Adnet F, Lapostolle F. International EMS systems: France. Resuscitation October 2004; 63(1):7-9

20 Towards statistical comparison of French and British systems of initial trauma care (D.W. Yates, P. Carli Jan 1994 ,The Journal of trauma)

21 Roessler M, Zuzan O. EMS systems in Germany. Resuscitation January 2006; 68(1):45-49.

22 Moecke H. Emergency medicine in Germany. Ann Emerg Med. 1998;31(1):111-115. doi: 10.1016/S0196-0644(98)70292-6. [PubMed]

23 Deutsche Gesellschaft für Innere Medizin, Deutschen Gesellschaft für Chirurgie. Zur Problematik Zentraler Notaufnahmen. Gemeinsame Stellungnahme der Deutschen Gesellschaft für Chirurgie und der Deutschen Gesellschaft für Innere Medizin. 2006.

24 Elshove-Bolk J, Mencl F, van Rijswijck BT, et al. Emergency department patient characteristics: potential impact on emergency medicine residency programs in the Netherlands. Eur J Emerg Med. 2006;13(6):325-329.

25 Elshove-Bolk J, Mencl F, van Rijswijck BT, et al. Emergency department patient characteristics: potential impact on emergency medicine residency programs in the Netherlands. Eur J Emerg Med. 2006;13(6):325-329.

26 Holmes J. Emergency Medicine in the Netherlands. Emerg Med Australas. 2010;22(1):75-81.

27 The emergency departments within the EMS-system in Flanders (Belgium) March 2017 Wouter Cattoor, Marc Sabbe,Walter Sermeus,F. Lippens.

28 Black JJ, Davies GD. International EMS systems: United Kingtom. Resuscitation January 2005; 64(1): 21-29. Review Pubmed doi: 10. 1016/j. resuscitation.2004.10.004.

29 Ambulance Services, England - 2012-13 [NS]. Health and Social Care Information Centre. 19 June 2013. Retrieved 18 October 2014.

30 Сардановский С.Ю. Зарубежный опыт борьбы с бедствиями и катастрофами// Технологии гражданской безопасности, том 11, 2014 №4 (42), С.9

31 Левчук И.П., Третьяков Н.В. Медицина катастроф. Курс лекций. - М.,: ГЭОТАР - Медиа,2011. - С. 224-238.

32 Комитет по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан. Официальный Интернет-ресурс / emer.gov.kz.

33 Кодекс Республики Казахстан от 18.09.2009г. №193-IV «О здоровье народа и системе здравоохранения».

34 Сахно И.И., Сахно В.И. О состоянии базовой подготовки врачебных кадров по вопросам медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны и предложения по ее совершенствованию // Медицина катастроф. -2002. -№ 1(37) - С. 19-20.

35 Слесарев В.Г. Совершенствование системы экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях в Республике Казахстан: дис....докт. мед наук.-А.: Высшая школа общественного здравоохранения, 2008.-С.31-37.

Б.С. ТУРДАЛИЕВА, Г.Е. АИМБЕТОВА, М.К. КОШИМБЕКОВ А.Ш. ИБРАЕВА

С.Ж. Асфендияров атындагы Цазац ¥лттыцмедициналыцуниверситет1 медициналыц цуцыц жэне сот медицинасы курсымен саясат жэне денсаулыцты сацтауды басцару кафедрасы

Т0ТЕНШЕ ЖАFДАЙЛАРДА Т¥РFЫНДАРFА МЕДИЦАНАЛЬЩ К6МЕКТ1 ¥ЙЫМДАСТЫРУДЫН, ХАЛЫЦАРАЛЫК;

ТЭЖ1РИБЕС1Н ТАЛДАУ

Тушн: Табиги жэне техногендж сипаттагы тетенше жагдайлар санынын, тура;ты есу Yрдiсi тетенше жагдайларда тургындарга медициналык; кемект уйымдастыруды оны кешнп жетiлдiрудi талап ететш езект мэселе етедг ТYЙiндi сездер: табиги жэне техногендж сипаттагы тетенше жагдайлар, тетенше жагдайлар зардаптары, тетенше жагдайларда медициналык; кемект уйымдастыру.

B.S. TURDALIYEVA, G.YE. AIMBETOVA, M.K. KOSHIMBEKOV, A.SH. IBRAYEVA

S.D. Asfendiyarov Kazakh National Medical University, Department of politics and health administration with the course of medical law and forensic medicine

ANALYSIS OF THE INTERNATIONAL EXPERIENCE OF POPULATION MEDICAL AID ORGANIZATION IN EMERGENCIES

Resume: Organization of medical aid in emergencies becomes a burning issue due to the tendency for continuous growth of natural and man-made emergencies. This issue demands the further development.

Keywords: natural and man-made emergencies, emergency consequences, medical aid organization in emergencies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.