Научная статья на тему 'Анализ мер государственной поддержки развития предпринимательства в Орловской области'

Анализ мер государственной поддержки развития предпринимательства в Орловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1288
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / STATE SUPPORT / REGIONAL EXPERIENCE IN SUPPORT OF BUSINESS DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Варламов Николай Васильевич, Черникова Елена Васильевна

В настоящее время актуально стимулирование развития и поддержка функционирования предпринимательства в России в целом и в Орловской области в частности. В данной статье рассмотрены государственные меры по поддержке развития предприятий малого и среднего бизнеса, особенности нормативно-правового регулирования механизма обеспечения их функционирования.Одним из направлений исследования является оценка реализацииприоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Представлен региональный опыт поддержки развития малого и среднего бизнеса. Рассмотрены основные направления деятельности государства в рамках стратегии развития малого бизнеса, обеспечивающих условия его вывода в легальный сектор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Варламов Николай Васильевич, Черникова Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Currently, it is urgent to stimulate development and support the functioning of entrepreneurship in Russia in general and in the Orel region in particular. The article examines state measures to support the development of small and medium-sized businesses, the peculiarities of the regulatory and legal regulation of the mechanism for ensuring their functioning. One of the research areas is the evaluation of the implementation of the priority project "Small Business and Support for an Individual Business Initiative". At the end of the study, regional experience in supporting the development of small and medium-sized businesses is presented. The main directions of state activity within the framework of the small business development strategy providing the conditions for its withdrawal to the legal sector are considered.

Текст научной работы на тему «Анализ мер государственной поддержки развития предпринимательства в Орловской области»

УДК: 338.1:334(470.319) DOI: 10.22394/2071-2367-2017-12-3-116-124

АНАЛИЗ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Варламов Н.В., Черникова Е.В.1

В настоящее время актуально стимулирование развития и поддержка функционирования предпринимательства в России в целом и в Орловской области в частности.

В данной статье рассмотрены государственные меры по поддержке развития предприятий малого и среднего бизнеса, особенности нормативно-правового регулирования механизма обеспечения их функционирования.Одним из направлений исследования является оценка реализацииприоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Представлен региональный опыт поддержки развития малого и среднего бизнеса. Рассмотрены основные направления деятельности государства в рамках стратегии развития малого бизнеса, обеспечивающих условия его вывода в легальный сектор.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, государственная поддержка, региональный опыт поддержки развития бизнеса.

ANALYSIS OF MEASURES OF STATE SUPPORT OF ENTERPRISE DEVELOPMENT

IN THE OREL REGION

VARLAMOV N. V. - Doctor of Economic Sciences, Professor, Central Russian Institute of Management - branch, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel)

CHERNIKOVA E. V. - Postgraduate student of the Department of Management and Public Administration, Central Russian Institute of Management - branch, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: lena.chernikova.85@mail.ru

Currently, it is urgent to stimulate development and support the functioning of entrepreneurship in Russia in general and in the Orel region in particular.

The article examines state measures to support the development of small and medium-sized businesses, the peculiarities of the regulatory and legal regulation of the mechanism for ensuring their functioning. One of the research areas is the evaluation of the implementation of the priority project "Small Business and Support for an Individual Business Initiative". At the end of the study, regional experience in supporting the development of small and medium-sized businesses is presented. The main directions of state activity within the framework of the small business development strategy providing the conditions for its withdrawal to the legal sector are considered.

Keywords: small and medium business, state support, regional experience in support of business development.

Варламов Николай Васильевич - доктор экономических наук, профессор, Среднерусский институт управления - филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, Россия, г. Орёл, б. Победы, д. 5а, e-mail: kafedramunh@mail.ru

Черникова Елена Васильевна - аспирант кафедры менеджмента и государственного управления, Среднерусский институт управления - филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, Россия, г. Орёл, б. Победы, д. 5а, e-mail: lena.chernikova.85@mail.ru

Эффективное функционирование в стране малого и среднего бизнеса способствует развитию экономики не только в условиях стабильности, но и при низких темпах развития, и даже при условии стагнации. Именно поэтому в настоящее время актуальны стимулирование развития и поддержка функционирования предпринимательства в России в целом и в Орловской области в частности. Большую роль в становлении и развитии малого и среднего бизнеса играет государство посредством разработки и реализации программ по поддержке и финансированию их деятельности. Рассмотрим основные существующие нормативно-правовые и иные документы господдержки, разработанные федеральными органами власти и Правительством Орловской области.

После введения другими странами в отношении России санкций возникла необходимость разработки административных и финансовых мер поддержки экономики. В целях стабилизации экономики страны и, в частности, поддержки малого и среднего бизнеса в январе 2015 года Правительством РФ был утвержден «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности»1. Одним из ключевых направлений данного плана является «содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счёт снижения финансовых и административных издержек».

Во исполнение пункта 31 Плана первоочередных мероприятий разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»2, который направлен на упрощение доступа представителей малого и среднего бизнеса к государственным закупкам.

В рамках реализации «антикризисного плана» Правительства Постановлением от 13 июля 2015 года №702 были в два раза увеличены предельные значения выручки, которые принимаются к расчету при отнесении хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Данная мера позволила расширить круг предприятий, которые будут иметь право на участие в различных государственных и муниципальных программах, предусматривающих меры по поддержке развития малого и среднего предпринимательства.

Для повышения эффективности использования ассигнований из федерального бюджета, предназначенных для предоставления финансовой поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, Постановлением от 29 декабря 2016 года №1538 была исключена необходимость проведения конкурса среди субъектов Федерации для получения субсидий на эти цели3. Данное решение имело целью сокращение сроков получения регионами финансовых ресурсов на поддержку развития малого и среднего бизнеса. Предложение по объединению субсидий на поддержку молодёжного предпринимательства и поддержку малого и среднего бизнеса в единую субсидию имеет целью сокращение количества представляемых в Минэкономразвития документов субъектом Федерации России, что приведет к упрощению процедуры получения регионами средств субсидии.

1 План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. Утвержден распоряжением Правительства от 27 января 2015 года №98-р. -URLhttp://govemment.ru/docs/16639/ (дата обращения: 20.12.2016).

2 Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» - URL: http://government.ru/activities/selection/301/18588/ (дата обращения: 20.12.2016).

3 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» Постановление от 29 декабря 2016 года №1538 - URL: http://government.ru/docs/25989/ (дата обращения: 20.12.2016).

В ноябре 2016 года на заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам был вынесен на утверждение паспорт приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»1.

Основной целью проекта является обеспечение в срок с декабря 2016 года по март 2019 года занятости более 1,2 млн. человек у представителей малого предпринимательства и оказание финансовой поддержки более 336 тыс. субъектам малого и индивидуального предпринимательства.

Реализация данного приоритетного проекта предусматривает разработку и применение различных мер поддержки малых и индивидуальных предпринимателей.

В частности, предусмотрено расширение доступа представителей малого и индивидуального предпринимательства к определяемым Правительством Российской Федерации закупкам крупнейших заказчиков. Благодаря этой мере в 2018 году годовой объём закупок крупнейших заказчиков у индивидуальных и малых предпринимателей должен составить более 17,5%.

Также предусмотрено применение единых подходов к оценке деятельности субъектов малого и индивидуального бизнеса для получения ими в рамках национальной гарантийной системы доступа к гарантийной поддержке на общих для всех условиях во всех субъектах Российской Федерации.

Для оказания информационной и маркетинговой поддержки представителям малых предприятий и индивидуальных предпринимателей предусмотрено расширение территории охвата и сервисов «Бизнес-навигатора МСП». Таким образом, во всех субъектах Российской Федерации на территории 171 города благодаря работе информационно-аналитической системы потенциальные предприниматели смогут получить информацию о возможностях открытия и развития бизнеса в этих городах.

На основе банков с государственным участием предполагается создание центров оказания государственных и муниципальных услуг представителям малого бизнеса, действующим по принципу единого окна, не менее чем в 80 субъектах Российской Федерации.

Кроме того, Правительством РФ принят межотраслевой документ стратегического планирования «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года»2. Стратегия является методической основой для разработки и реализации плановых и программно-целевых документов, предусматривающих мероприятия по развитию малого и среднего бизнеса.

Базовой целью Стратегии является содействие развитию малого и среднего бизнеса как одного из факторов, способствующих, с одной стороны, улучшению отраслевой структуры экономики и обеспечению высокого уровня занятости и социального развития - с другой.

В связи с этим установлены следующие базовые индикаторы достижения в 2030 году указанной цели:

«...- увеличение в 2,5 раза оборота малых и средних предприятий в постоянных ценах по отношению к 2014 году (в реальном выражении);

- увеличение в два раза производительности труда в секторе малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах по отношению к 2014 году (в реальном выражении);

1 Паспорт приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» - URL: http://govemment.ru/media/files/e1egS3zz2HlKdsXJbh2WAMMIwZLzyWCZ.pdf (дата обращения 20.12.2016).

2 Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года. Распоряжение от 2 июня 2016 года №1083-р.- URL: http://government.ru/docs/23354/ (дата обращения: 20.12.2016).

- увеличение доли обрабатывающей промышленности в обороте сектора малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей) до 20 %;

- увеличение доли занятого населения в секторе малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения до 35 процентов»1.

Увеличение доли продукции малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте с 20 до 40 % является стратегическим ориентиром. Такая доля соответствует уровню развития малого бизнеса в отдельных развитых странах. Предусмотрен ежегодный прирост указанной доли более чем на 1 процент. Для обеспечения выполнения ориентира необходимо привлечение инвестиций различных институтов развития, крупного бизнеса, ресурсов домохозяйств, что значительно расширит инвестиционный потенциал сектора малого и среднего бизнеса.

При реализации Стратегии предполагается выделение следующих этапов развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства:

1 этап - 2016 год - этап пилотного внедрения единых стандартов работы гарантийной системы, системы управления рисками и единого информационного пространства в региональных гарантийных организациях, создания сети банков-партнеров и продуктовой линейки гарантийных организаций;

2 этап - 2017 - 2018 годы - этап обеспечения активного роста стимулов кредитования представителей малого и среднего бизнеса;

3 этап - 2019 - 2030 годы - этап реализации, в рамках которого пройдет тиражирование сформированной продуктовой линейки гарантийных организаций, стандартов их работы и интегрированной системы управления рисками.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» и Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в 2015 году было создано Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП), которое должно стать государственным институтом развития малого и среднего бизнеса.

АО «Корпорация «МСП» обеспечивает решение следующих задач:

- оказание имущественной, инфраструктурной, методологической, юридической, финансовой и иной поддержки представителям малого и среднего бизнеса;

- привлечение финансовых ресурсов международных, иностранных и российских организаций в целях обеспечения поддержки представителей малого и среднего бизнеса;

- создание и обеспечение функционирования системы юридического, маркетингового, информационного и финансового сопровождения реализуемых представителями малого и среднего бизнеса инвестиционных проектов;

- организация и проведение мероприятий по увеличению доли закупок товаров, работ, услуг у представителей малого и среднего бизнеса;

- организация взаимодействия между федеральными, региональными органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления и другими органами и организациями по реализации проектов и программ поддержки представителей малого и среднего бизнеса;

- разработка и реализация мер по усовершенствованию функционирования системы

1 Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года. Распоряжение от

2 июня 2016 года №1083-р.- URLhttp://govemment.ш/docs/23354/ (дата обращения: 20.12.2016).

государственной поддержки представителей малого и среднего бизнеса1.

С 2014 года государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области реализуется на основании Постановления Правительства Орловской области от 8 октября 2012 года №353 «Об утверждении государственной программы Орловской области «Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области»2, в составе которой действует подпрограмма «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2014-2020 годы».

В целом на реализацию подпрограммы до 2020 года предусмотрено 1 057 335,1 тыс. рублей, в том числе за счет средств:

- федерального бюджета - 594 325,8 тыс. рублей;

- областного бюджета - 83 243,8 тыс. рублей;

- внебюджетных средств в виде собственных средств получателей поддержки -379 765,5 тыс. рублей и другие.

Реализация указанной подпрограммы поддержки позволяет решать возникающие проблемы развития малого и среднего бизнеса, максимально снижать негативное влияние внешней среды на малый бизнес и создавать благоприятные условия для его развития.

В 2015 году средства субсидии были направлены на развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства - это совокупность коммерческих и некоммерческих организаций, созданных для поддержки малого бизнеса.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства»3 «инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность для обеспечения реализации государственных программ, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и для оказания им поддержки».

Организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, функционируют по четырем основным направлениям: финансовая инфраструктура, консультационная инфраструктура, имущественная инфраструктура, инновационно-производственная инфраструктура.

На базе некоммерческой организации «Фонд поддержки предпринимательства Орловской области» были созданы:

- Центр поддержки предпринимательства;

- Центр кластерного развития.

Кроме того, были реализованы следующие программные мероприятия:

1) предоставление грантов начинающим предпринимателям на создание собственного дела (в размере до 300 тыс. рублей);

2) предоставление субсидий на возмещение части затрат, связанных с приобретением нового оборудования (в размере до 4 млн. рублей);

1 О деятельности Акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП). - URL::http://corpmsp.ru/about/deyatelnost/ (дата обращения: 20.12.2016).

2 Постановления Правительства Орловской области от 8 октября 2012 года №353 «Об утверждении государственной программы Орловской области «Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области» .- URL: http://lawru.info/dok/2012/10/08/n983065.htm (дата обращения: 20.12.2016).

3 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» . - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/(HYPERLINK дата обращения 20.12.2016)_

3) развитие системы микрофинансирования;

4) развитие системы гарантий и поручительств;

5) оказание консультационных и образовательных услуг субъектам малого предпринимательства;

6) предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Орловской области для реализации (финансирования) мероприятий, предусмотренных муниципальными программами развития предпринимательства.

С целью информационной поддержки бесплатно выпускается ежемесячное периодическое издание «Мой бизнес» и запущен современный интернет-сайт «Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства Орловской области».

В области улучшения условий ведения предпринимательской деятельности действует институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Орловской области.

Кроме того, ежегодно в Орловской области проводятся мероприятия, предусматривающие снижение налоговой нагрузки для субъектов малого и среднего бизнеса.

С этой целью начиная с 2009 года в Орловской области для налогоплательщиков, осуществляющих экономически и социально значимые виды деятельности и применяющих упрощенную систему налогообложения по схеме «доходы, уменьшенные на величину расходов», устанавливается пониженная налоговая ставка в размере 5 %. Аналогичная мера поддержки установлена на 2015-2018 годы.

Также действующий Закон Орловской области от 2 ноября 2012 года №1423-ОЗ «О введении на территории Орловской области патентной системы налогообложения» [9] в 2015 году был усовершенствован соответствующими изменениями. В частности, были расширены виды предпринимательской деятельности, подпадающие под действие патента, а также была установлена нулевая ставка налога при осуществлении деятельности в сфере бытовых услуг.

Указанные законодательные меры позволят субъектам малого предпринимательства, осуществляющим экономически и социально значимые виды деятельности, уменьшить налоговую нагрузку и направить высвободившиеся средства на развитие бизнеса, что в конечном итоге окажет положительный эффект на доходную часть бюджета.

Одним из основных направлений деятельности государства в рамках стратегии развития малого бизнеса в настоящее время является обеспечение условий его вывода в легальный сектор. 12 марта 2015 года вступили в силу Законы Орловской области от 10 марта 2015 года № 1749-ОЗ «О внесении изменений в Закон Орловской области «О введении в действие на территории Орловской области патентной системы налогообложения» и от 10 марта 2015 года № 1750-ОЗ «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения».

Оба закона приняты в целях поддержки малого предпринимательства в соответствии с внесенными изменениями в Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», где устанавливаются «налоговые каникулы» для вновь зарегистрированных субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную и патентную системы налогообложения и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах.

Действовать «налоговые каникулы» будут непрерывно в течение двух лет со дня государственной регистрации субъектов в качестве индивидуального предпринимателя. Ставка налога по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения для них за этот период составит 0 процентов. При этом доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов деятельности, в отношении которых применяется льгота, в общем объеме доходов должна быть не менее 70 %.

В настоящее время разрабатывается законодательная инициатива в части распространения действия «налоговых каникул» на предпринимательскую деятельность в сфере оказания бытовых услуг населению.

Ежегодно в рамках региональной программы поддержки малого и среднего предпринимательства пересматриваются меры господдержки в зависимости от планируемого объема бюджетных средств, меры, реализуемые Минэкономразвития России на федеральном уровне, а также исследуется востребованность данных мер у предпринимателей. В 2017 году планируется продолжить реализацию положительно зарекомендовавших себя мероприятий государственной поддержки, а также расширение их перечня. Усилия поддержки будут направлены в первую очередь на развитие инфраструктуры малого и среднего бизнеса.

В Орловской области создан портал малого и среднего предпринимательства (http://www.msb57.ru) и портал инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (http://www.msb-orel.ru) для повышения эффективности информационного обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам ведения бизнеса и мер государственной поддержки.

Наряду с федеральными и региональными программами поддержки предпринимательства реализуются муниципальные программы. Ежегодно финансируется 800 муниципальных программ поддержки малого и среднего бизнеса. В рамках муниципальных программ предусматриваются следующие меры: грантовая поддержка начинающих индивидуальных предпринимателей (до 300 тыс. руб.), обучение предпринимателей, создание бизнес-инкубаторов и центров поддержки малого и среднего бизнеса, финансирование маркетинговой деятельности (маркетинговые исследования, реклама, выставочно-ярмарочная деятельность, работа со СМИ и др.), субсидирование части расходов по лизинговым сделкам.

Сформированная на текущий момент модель инфраструктурной поддержки малого и среднего бизнеса отвечает требованиям времени. За последние годы помимо ранее существующих форм поддержки (имущественной, финансовой, информационной, консалтинговой, образовательной) появились и новые: региональные центры инжиниринга, региональные центры поддержки экспортно-ориентированных малых предприятий, частные промышленные парки, центры молодежного инновационного творчества, центры инновационной социальной сферы. Совершенствуются применяемые инструменты реализации поддержки, разрабатываются новые механизмы предоставления гарантий, выдачи кредитов, оказания финансовой поддержки, поддержки лизинга.

Через содействие развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства по программам различного уровня государство регулирует развитие малого бизнеса, способствует росту результативности деятельности малых предприятий. Соответственно реализуются стратегические цели поддержки МП: повышается вклад МП в экономический рост страны, решается социальная проблема занятости и трудоустройства населения.

Библиография/References:

1. Евдокимова Ю.В. Основные направления развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 10. -URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72580 (дата обращения: 29.11.2016).

2. Руденко Л.Г. Модель инфраструктурной поддержки малого предпринимательства // Российское предпринимательство. - 2015. - Том 16. - № 10. - С. 1431-1442.

3. Мироседи С.А., Мироседи Т.Г., Гончарова Е.В. Оценка результативности функционирования системы инфраструктурной поддержки малого и среднего

предпринимательства // Российское предпринимательство. - 2016. - Том 17. - № 23. -С. 3413-3430.

4. Гурунян Т.В., Щербина О.Ю. Оценка инфраструктуры поддержки в системе инвенстиционно-инновационного лифта для малого и среднего предпринимательства // Российское предпринимательство. - 2013. - № 24 (246). - С. 166-174.

5. Коробов С.А. Развитие системы государственной поддержки и регулирования российского малого и среднего предпринимательства: потенциал ресурсно-ориентированного подхода // Российское предпринимательство. - 2016. - Том 17. - № 19. - С. 2451-2464.

6. Архипенко К.Ю. Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса России в контексте зарубежного опыта // Экономика, предпринимательство и право. -2013. - № 3 (20). - С. 3-8.

7. Демидов А.В. Государственная поддержка малого предпринимательства: региональный аспект // Российское предпринимательство. - 2006. - № 11 (83). - С. 19—22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Пятаченко А.М. Необходимость совершенствования системы поддержки малого бизнеса // Продовольственная политика и безопасность. - 2016. - Том 3. - № 2.

9. Ахметова К.Р. Поддержка малого и среднего бизнеса с использованием инструмента государственно-частного партнерства в условиях вступления России в ВТО // Государственно-частное партнерство. - 2015. - Том 2. - № 3.

10. Шулаева О. В. Обеспечение предприятий малого и среднего бизнеса человеческим капиталом: роль государства и меры поддержки // Креативная экономика. - 2014. - № 9 (93). -С. 54—69.

11. Пысина Н.В. Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в условиях малого города на муниципальном уровне // Российское предпринимательство. -2015. - Том 16. - № 24. - С. 4367—4374.

1. Evdokimova, Iu.V. (2016) Osnovnye napravleniia razvitiia malogo i srednego biznesa v Rossiiskoi Federatsii [Main directions of development of small and medium business in the Russian Federation] // Sovremennye nauchnye issledovaniia i innovatsii [Modern scientific researches and innovations]. - № 10. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72580 (data obrashcheniia: 29.11.2016). (In Russ.)

2. Rudenko, L.G. (2015) Model' infrastrukturnoi podderzhki malogo predprinimatel'stva [Model of infrastructure support of small business] // Rossiiskoe predprinimatel'stvo [Russian Entrepreneurship]. - Tom 16. - № 10. - P. 1431-1442. (In Russ.)

3. Mirosedi, S.A., Mirosedi, T.G., Goncharova, E.V. (2016) Otsenka rezul'tativnosti funktsionirovaniia sistemy infrastrukturnoi podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva [Assessment of the effectiveness of the system of infrastructure support for small and medium-sized businesses] // Rossiiskoe predprinimatel'stvo [Russian Entrepreneurship].. - Tom 17. - № 23. -P. 3413-3430. (In Russ.)

4. Gurunian, T.V., Shcherbina, O.Iu. (2013) Otsenka infrastruktury podderzhki v sisteme invenstitsionno-innovatsionnogo lifta dlia malogo i srednego predprinimatel'stva [Evaluation of the infrastructure of support in the system of inventory-innovative elevator for small and medium-sized enterprises] // Rossiiskoe predprinimatel'stvo [Russian Entrepreneurship].. - № 24 (246). -P. 166 — 174. (In Russ.)

5. Korobov, S.A. (2016) Razvitie sistemy gosudarstvennoi podderzhki i regulirovaniia rossiiskogo malogo i srednego predprinimatel'stva: potentsial resursno-orientirovannogo podkhoda [Development of the system of state support and regulation of Russian small and medium-sized businesses: the potential of resource-oriented approach] // Rossiiskoe predprinimatel'stvo [Russian

Entrepreneurship].. - Tom 17. - № 19. - P. 2451-2464. (In Russ.)

6. Arkhipenko, K.Iu. (2013) Sovershenstvovanie sistemy gosudarstvennoi podderzhki malogo biznesa Rossii v kontekste zarubezhnogo opyta [Perfection of the system of state support of small business in Russia in the context of foreign experience] // Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo. -№ 3 (20). - P. 3 - 8. (In Russ.)

7. Demidov, A.V. (2006) Gosudarstvennaia podderzhka malogo predprinimatel'stva: regional'nyi aspekt [State support of small business: a regional aspect] // Rossiiskoe predprinimatel'stvo [Russian Entrepreneurship]. - № 11 (83). - P. 19-22. (In Russ.)

8. Piatachenko, A.M. (2016) Neobkhodimost' sovershenstvovaniia sistemy podderzhki malogo biznesa [The need to improve the support system for small businesses] // Prodovol'stvennaia politika i bezopasnost'. - Tom 3. - № 2. (In Russ.)

9. Akhmetova, K.R. (2015) Podderzhka malogo i srednego biznesa s ispol'zovaniem instrumenta gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v usloviiakh vstupleniia Rossii v VTO [Support for small and medium-sized businesses using the tool of public-private partnership in the context of Russia's accession to the WTO] // Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo [PPP-Journal]. -Tom 2. - №3. (In Russ.)

10. Shulaeva, O. V. (2014) Obespechenie predpriiatii malogo i srednego biznesa chelovecheskim kapitalom: rol' gosudarstva i mery podderzhki [Providing small and medium-sized enterprises with human capital: the role of the state and support measures] // Kreativnaia ekonomika. - № 9 (93). -P. 54-69. (In Russ.)

11. Pysina, N.V. (2015) Podderzhka i razvitie malogo i srednego predprinimatel'stva v usloviiakh malogo goroda na munitsipal'nom urovne [Support and development of small and medium-sized businesses in a small city on a municipal level] // Rossiiskoe predprinimatel'stvo [Russian Entrepreneurship]. - Tom 16. - № 24. - P. 4367-4374. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.