Научная статья на тему 'Анализ инвестиционного климата в сфере гостиничного бизнеса Российской Федерации и разработка стратегийего развития в современных условиях'

Анализ инвестиционного климата в сфере гостиничного бизнеса Российской Федерации и разработка стратегийего развития в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / HOTEL BUSINESS / ГОСТИНИЧНЫЕ УСЛУГИ / HOTEL SERVICES / ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ / FIXED ASSETS / КОЛЛЕКТИВНЫЕ СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ / COLLECTIVE ACCOMMODATION / РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЫНКИ / REGIONAL MARKETS / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / INVESTMENTS IN TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малюшенкова Екатерина Дмитриевна

В статье анализируются процессы инвестирования в основной капитал,направленные на развитие коллективных средств размещения в Российской Федерации. Выявляются лидирующие направления с точки зрения эффективных инвестиций в сфере гостиничного бизнеса, опираясь на опыт зарубежного рынка. Описываются особенности формирования инвестиционной привлекательности Российской Федерации в сфере гостиничных услуг. Автором проводится SWOT-анализ туристского рынка Российской Федерации для выявления сильных и слабых сторон данного общенационального рынка.Все это в совокупности позволяет научно обосновать инвестиционную привлекательность Российской Федерации как объекта для инвестирования в сфере гостиничного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN ANALYSIS OF THE INVESTMENT CLIMATE IN THE RUSSIAN FEDERATION, THE HOTEL BUSINESS AND THE DEVELOPMENT OF STRATEGIES FOR ITS DEVELOPMENT IN MODERN CONDITIONS

The article analyzes the processes of investment in fixed assets aimed at thedevelopment of collective accommodation facilities in the Russian Federation. Itidentifies the leading lines in terms of effective investments in the hotel business, byПетербургский Экономический журнал • № 2 • 2016 89 Инвестиционные аспекты развития экономики и социально-культурной сферыthe experience of the foreign market. It describes specifics of formation of investment attractiveness of the Russian Federation in the sphere of hotel services. Author creates SWOT-matrix of the tourist market of the Russian Federation to identify the strengths and weaknesses of the national market. All this together enables a scientific foundation for the investment attractiveness of the Russian Federation as an object for investment in the hospitality industry.

Текст научной работы на тему «Анализ инвестиционного климата в сфере гостиничного бизнеса Российской Федерации и разработка стратегийего развития в современных условиях»

анализ инвестиционного климата в сфере гостиничного бизнеса российской федерации и разработка стратегий его развития в современных условиях

AN ANALYSIS OF THE INVESTMENT CLIMATE IN THE RUSSIAN FEDERATION, THE HOTEL BUSINESS AND THE DEVELOPMENT OF STRATEGIES FOR ITS DEVELOPMENT IN MODERN CONDITIONS

УДк 330.322.214

МАЛЮШЕНКОВА Екатерина Дмитриевна

аспирантка Санкт-Петербургского государственного экономического университета, emalyushenkova@gmail.com

MALYUSHENKOVA, Ekaterina Dmitrievna

Post-graduate student of the Saint-Petersburg State University of Economics, emalyushenkova@ gmail.com

Аннотация.

В статье анализируются процессы инвестирования в основной капитал, направленные на развитие коллективных средств размещения в Российской Федерации. Выявляются лидирующие направления с точки зрения эффективных инвестиций в сфере гостиничного бизнеса, опираясь на опыт зарубежного рынка. Описываются особенности формирования инвестиционной привлекательности Российской Федерации в сфере гостиничных услуг. Автором проводится SWOT-анализ туристского рынка Российской Федерации для выявления сильных и слабых сторон данного общенационального рынка. Все это в совокупности позволяет научно обосновать инвестиционную привлекательность Российской Федерации как объекта для инвестирования в сфере гостиничного бизнеса.

Ключевые слова: инвестиции, гостиничный бизнес, гостиничные услуги, основные фонды гостиничного предприятия, коллективные средства размещения, региональные рынки, инвестиционная привлекательность региона

Abstract.

The article analyzes the processes of investment in fixed assets aimed at the development of collective accommodation facilities in the Russian Federation. It identifies the leading lines in terms of effective investments in the hotel business, by

the experience of the foreign market. It describes specifics of formation of investment attractiveness of the Russian Federation in the sphere of hotel services. Author creates SWOT-matrix of the tourist market of the Russian Federation to identify the strengths and weaknesses of the national market. All this together enables a scientific foundation for the investment attractiveness of the Russian Federation as an object for investment in the hospitality industry.

Key words: investments in tourism, hotel business, hotel services, fixed assets, collective accommodation, regional markets, investment attractiveness.

Стремительное развитие въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации вызывает рост выручки компаний. Цены на туристские услуги растут за счет того, что происходит активное увеличение спроса, в то время как предложение не успевает совершить такой же большой скачок.

По данным Всемирной туристской организации, за последние 5 лет средняя стоимость ночи в отеле на Европейском континенте увеличилась на 63% [1]. Согласно данным Федеральной службы статистики, объем туристских услуг, услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, а также санаторно-оздоровительных услуг составил чуть более 4% от общего объема платных услуг, оказанных населению [2].

Анализируя динамику инвестиций в основной капитал, направленных на развитие коллективных средств размещения, можно заметить интересный момент: после значительно падения объема инвестиций в 2013 г. [2] наблюдается огромный скачок в 2014 г. [3], причем объем инвестиций вырос практически в два раза, даже по сравнению с 2011 г., который ранее был пиковым (рисунок).

Это может объясняться рядом факторов, таких как привлечение внимания к стране с помощью развития событийного туризма (например, зимние Олимпийские игры 2014 г. или предстоящий чемпионат мира по футболу Б1БЛ-2018), что, с одной стороны, повышает интерес к стране как туристскому направлению, а с другой - увеличивает необходимость в коллективных средствах размещения непосредственно для участни-

ков мероприятий. Помимо этого, ведется активная работа по государственной информационной и маркетинговой поддержке сферы туризма. Более подробно совокупность факторов, объясняющих рост привлекательности Российской Федерации как объекта для инвестиций в сфере туризма, будет рассмотрена ниже. Очень важно уточнить, что по данным Федерального агентства по туризму, рост объема инвестиций в основной капитал, направленных на развитие коллективных средств размещения, произошел в первую очередь за счет финансов отечественных инвесторов, а не зарубежных.

Высокий уровень спроса на гостиничные услуги в Российской Федерации в совокупности с низким уровнем предложения, в силу отсутствия соответствующих гостиничных предприятий, способствует формированию рынка, который можно охарактеризовать как дефицитный, соответственно высоко привлекательный для освоения и инвестиций.

В настоящий момент объекты средств размещения являются наиболее привлекательным направлением для инвестиций в сфере туризма. По объемам инвестирования они опережают другие сферы социально-культурной деятельности. Объектами инвестирования становятся не только гостиничные комплексы, но и недвижимость, строящаяся для апарт-отелей.

В таблице 1 представлены крупнейшие международные и отечественные компании, инвестирующие в сферу туризма в Российской Федерации.

Рисунок 1

Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие коллективных средств размещения, млн руб. [2; 3]

Составлено на основании данных: Росстат, материалы Федерального агентства по туризму (Ростуризм)

Таблица 1

крупнейшие международные и отечественные компании-инвесторы в сфере туризма в РФ

Название компании Страна Специализация

Amadeus Испания, Германия, Франция Электронная коммерция в сфере туризма

Baltic Nordic Venture Partners Литва Рекламные технологии, СМИ, игры, региональные порталы, культура, недвижимость, образование, отдых, туризм

FenoxIT РФ Рекламные технологии, СМИ, игры, региональные порталы, культура, недвижимость, образование, отдых, туризм

NAI Becar РФ Коммерческая недвижимость, туризм (апарт-отели)

TA Venture РФ Рекламные технологии, СМИ, игры, региональные порталы, культура, недвижимость, образование, отдых, туризм

The First Group Великобритания Коммерческая недвижимость, туризм (апарт-отели)

Tex Drive РФ Рекламные технологии, СМИ, игры, региональные порталы, культура, недвижимость, образование, отдых, туризм

«Инспарк» РФ Рекламные технологии, СМИ, игры, региональные порталы, культура, недвижимость, образование, отдых, туризм

«Невская недвижимость» РФ Коммерческая недвижимость, туризм (апарт-отели)

Составлено на основании данных, полученных автором в ходе независимого исследования рынка

По данным внутренних статистических источников крупнейших компаний-инвесторов в сфере туризма, основные потоки инвестиций как самих компаний, так и индивидуальных физических лиц, движутся в направлении недвижимости, предназначенной для апарт-отелей.

Первые инвестиционные предложения в сфере апарт-отелей появились в Европе, Азии и на Ближнем Востоке только в 2005 г. Ранее распространение данных средств размещения не выходило за границы США. Это молодое направление активно развивается, привлекая все больше внимания отельеров и все большие инвестиции. Последние исследования рынка, проведенные в 2014 г. британской компанией «EPIC Liverpool», специализирующейся на управлении недвижимостью апарт-отелей, показали, что средняя ежегодная загрузка апарт-отелей превышает загрузку традиционных

гостиничных предприятий в среднем на 3-4%. [4] В настоящий момент рынками-лидерами по насыщенности апарт-отелями являются Великобритания, Объединенные Арабские Эмираты, Гон-Конг.

Одной из наиболее привлекательных сторон апарт-отелей для инвесторов являются низкие эксплуатационные расходы, которые объясняются существенной экономией за счет ограниченного перечня услуг, что значительно упрощает процесс управления предприятием, а следовательно, позволяет обеспечивать качественную работу при небольшом штате персонала.

Основное требование к недвижимости для апарт-отеля является ее выгодное местоположение. Наиболее перспективным будет являться положение недалеко от крупных бизнес и финансовых центров города. Это объясняется тем, что основные клиенты апарт-отелей -

Таблица 2

SWOT-анализ Российской Федерации как объекта для инвестиций в сфере туризма

Среда Положительное влияние Отрицательное влияние

Сильные стороны Слабые стороны

1. Выгодное экономико-географическое 1. Уровень коррупции в стране.

положение страны. 2. Неразвитость малонаселенных пунктов.

2. Наличие уникальных природных 3. Сложность в получении виз.

ресурсов. 4. Невысокий уровень гостиничного

к <D 3. Многообразие видов туризма. обслуживания.

& ь 4. Большое количество 5. Недостаток государственной поддержки

к т достопримечательностей. отрасли.

5. Наличие «Национальных 6. Нестабильность национальной валюты.

маркетинговых центров "Visit Russia"», 7. Языковой барьер

формирующих положительный имидж

направления за рубежом

Возможности Угрозы

1. Активная пропаганда инвестиционной 1. Большая часть капиталовложений

привлекательности страны и отдельных иностранных инвесторов приходится на сырьевые

регионов. отрасли.

2. Возможность расширения 2. Снижение покупательной способности

1 туристической базы. населения в результате ослабления рубля (2015—

В е 3. Привлечение внимания к стране с 2016 гг.).

я т помощью развития событийного туризма 3. Рост конкуренции с другими странами

(например, предстоящий чемпионат мира по

футболу).

4. Закрытие таких бюджетных

туристических направлений, как Турция и

Египет

это деловые люди, бизнес-туристы, приезжающие в город работать. Такой сегмент не требует наличия широкого спектра дополнительных услуг, а территориальное расположение будет являться ключевым фактором при выборе средства размещения.

По данным компаний «EPIC Liverpool» и «The First Group Investors» инвестиции в недвижимость под апарт-отели будут являться наиболее целесообразными на международном рынке недвижимости в 2016 г. [4; 5]

С целью структурирования проблем, стоящих перед Российской Федерацией при формировании инвестиционной политики в сфере туризма, автором составлена матрица SWOT-анализа, при разработке которой в первую очередь использовался проблемно-ориентированный подход (таблица 2).

Среди большого числа сильных сторон Российской Федерации как туристского направления, представленных в матрице выше, необходимо выделить наличие «Национальных маркетинговых центров "Visit Russia"» (подведомственная организация Федерального агентства по туризму), формирующих положительный имидж направления за рубежом. Несмотря на небольшой срок присутствия на рынке (первый офис был открыт в 2015 г.), проект уже охватил весь Евразийский континент: в марте 2016 г. существуют действующие офисы в Австрии, Германии, Китае, ОАЭ, Финляндии. Это говорит о том, что государство ведет активную работу по информационной и консультационной поддержке сектора туризма, а также заботится о продвижении Российской Федерации как туристского направления.

Анализируя возможности, важно отметить не только факт привлечения внимания к стране с помощью развития событийного туризма, что на современном этапе является одним из основных механизмов повышения туристского потока во многие регионы, но и закрытие для массовых посещений таких направлений, как Египет и Турция. Это несомненно дает толчок к развитию внутреннего туризма, тем не менее, первостепенным является фактор поиска новых бюджетных маршрутов европейскими туроператорами, которые

по данным таких крупнеиших отечественных туроператоров, работающих на прием, как «Academservice», «INCO-Travel», «UTS Group» в 2016 г. выбрали Российскую Федерацию основным альтернативным направлением.

Таким образом, учитывая ряд фактов, указывающих на рост популярности направления, а также увеличение как внутреннего, так и въездного туристских потоков, становится очевиден инвестиционный потенциал Российской Федерации в сфере гостиничных услуг. Тем не менее при составлении матрицы SWOT-анализа, автором были обозначены факторы не только положительного, но и отрицательного влияния внутренней и внешней среды, затрудняющие процессы активного инвестирования, особенно тормозящие инвестиционные потоки из-за рубежа.

Приток зарубежных инвестиций в Россию сдерживается системными экономико-политическими проблемами и кризисными явлениями в мировой экономике. С другой стороны, в настоящий момент общее перманентное кризисное состояние мирового рынка нивелируется ослаблением российского рубля, что в свете общей международной ситуации повышает привлекательность Российской Федерации как туристической дестинации, предлагая качественный туристический продукт (сформированные маршруты и инфраструктура) по низкой цене, с учетом разницы валютных курсов [8; 9; 10].

Анализируя вопрос зарубежных инвестиций в основной капитал, направленных на развитие коллективных средств размещения, важно отметить, что для развития инвестиционной привлекательности сферы туризма необходимо дополнительное стимулирование инвестиционной активности государством. Развитие туриндустрии и всей российской экономики во многом зависит от эффективности государственного регулирования, в том числе - в части формирования четкой инвестиционной политики.

На уровне государства это задача решается путем разработки и утверждения соответствующих нормативно-правовых актов, которые будут способствовать увеличению инвестиционной активности в экономику России из-за

рубежа. Это могут быть и налоговые льготы, и сокращение сроков согласования решений, и подводка инфраструктурных сетей, и субсидирование процентных ставок при реализации инвестиционных проектов, и другие меры. Существующие в Российской Федерации меры часто не позволяют инвесторам начать строительство объектов по нескольку лет. Этот период времени уходит на согласование различных решений. Разработка нормативно-правовых актов, связанных с описанными выше явлениями и упрощающими бюрократический процесс, повысит инвестиционную активность по отношению к Российской Федерации.

Таким образом, существует ряд проблем, тормозящих поступление инвестиций в сферу гостиничного бизнеса из-за рубежа: кризисные явления в мировой экономике, системные экономико-политические проблемы, отсутствие

налоговых льгот и субсидирования процентных ставок при реализации инвестиционных проектов, ненормированные сроки согласования решений по инвестиционным проектам и подготовки инфраструктурных сетей.

Тем не менее, исходя из анализа инвестиционного климата, проведенного в данной статье, национальный рынок Российской Федерации обладает высоким инвестиционным потенциалом с точки зрения привлекательности для инвестирования в основные фонды гостиничных предприятий. При совершенствовании стратегий инвестиционной политики со стороны государства, когда будут охвачены как вопросы грамотного регулирования, так и вопрос поддержки бизнеса в этой области, очевидно, удастся не только сохранить положительную тенденцию роста объема инвестиций внутри страны, но и привлечь иностранный капитал.

Список литературы

1. UNWTO Tourism Highlights, 2015 Edition

2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 15.01.2016).

3. Официальный сайт Федерального агентства по туризму. URL: http://www. russiatourism.ru/content/8/section/81/detail/4124/ (дата обращения: 22.03.2016).

4. Официальный сайт Hotel Industry Magazine UK. Апарт-отели. Бизнес-кейс. URL: http://www.hotel-industry.co.uk/2014/05/aparthotels-and-serviced-apartments/ (дата обращения: 26.02.2016).

5. Официальный сайт девелоперской компании The First Group Investors. URL: http:// www.thefirstgroup.com/en/investor-benefits/ (дата обращения: 26.02.2016).

6. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644 «О Федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)"».

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № 941-р. Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года.

8. Голубев Г. М., Сазонова Е. В. Тенденции развития туристской отрасли в современных условиях // Петербургский экономический журнал. 2014. № 3. С. 7-14.

9. Морозова М. А. Инновационные процессы в организации управления средствами размещения на современном этапе // Проблемы современной экономики. 2009. № 2. С. 350-352.

10. Байков Е. А. Инновационные аспекты развития культурно-познавательного туризма в современных условиях // Петербургский экономический журнал. 2014. № 2. С. 58-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.