Научная статья на тему 'Анализ инвестиционной привлекательности российского гостиничного бизнеса'

Анализ инвестиционной привлекательности российского гостиничного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2075
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ВИДЫ ИНВЕСТИЦИЙ / СТРУКТУРА ИНВЕСТИЦИЙ / HOTEL BUSINESS / INVESTMENT / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / TYPES OF INVESTMENTS / STRUCTURE OF INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ярыгина О. В.

Автор анализирует инвестиционную привлекательность российского гостиничного бизнеса, оценивает регионы по инвестиционной привлекательности и соответствую щий уровень развития туризма в этих регионах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the investment climate in Russian hotel industry

The author analyses the attractiveness of the investment climate in Russian hotel industry, evaluates several regions by the factors of institutional attractiveness and the levels of tourism development

Текст научной работы на тему «Анализ инвестиционной привлекательности российского гостиничного бизнеса»

ными темпами и не отстает от западно- носимые с рынками США и Европы),

го рынка по уровню используемых тех- на наш взгляд, возможны лишь при уче-

нологий, отставая при этом по степени те глобальных тенденций представите-

распространенности среди населения. лями рынка - как онлайн-сервисов, так

Дальнейшее его развитие и рост (соот- и непосредственно гостиниц.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Бальба Н.Г. Современные тенденции информационных технологий гостиничного управления // Стандарт 5 звезд. Отели. Рестораны. Туризм. 2009. № 3.

2. Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме. М.: Приор, 2011.

3. Заведений М.А., Мороз Н.С., Морозова Н.С. Информационные технологии в туризме. М.: Академия, 2008.

4. Егорова Л.И., Захарова Д.А. Российский туристский продукт на международном рынке: состояние и перспективы//Теория и практика общественного развития. 2013. № 5.

5. Российский рынок интернет-торговли:

платные услуги. Маркетинговое исследование. М.: РБК, 2013.

6. Рынок гостиниц в России. Маркетинговое исследование. М.: РБК, 2013.

7. Румянцев Е.А. Маркетинговые стратегии управления малыми гостиницами в России: дис.... канд. экон. наук. М, 2009.

8. Всемирная туристская организация. Пресс-релиз № 13006. URL: http://media.un-wto.org/ru/press-release/2013-01-29/v-2013-godu

9. Официальный сайт Российского союза промышленников и предпринимателей. URL: http://xn--o1aabe.xn--p1ai/

УДК 338.48(470):332.146

О.В. ЯРЫГИНА

АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА

Автор анализирует инвестиционную привлекательность российского гостиничного бизнеса, оценивает регионы по инвестиционной привлекательности и соответствующий уровень развития туризма в этих регионах.

Ключевые слова: гостиничный бизнес, инвестиции, инвестиционная привлекательность, виды инвестиций, структура инвестиций.

The author analyses the attractiveness of the investment climate in Russian hotel industry, evaluates several regions by the factors of institutional attractiveness and the levels of tourism development.

Key words: hotel business, investment, investment attractiveness, types of investments, structure of investments.

© Ярыгина О.В., 2013

На благоприятный инвестиционный климат в сфере туризма могут оказывать влияние такие факторы, как: динамика ВВП; уровень инфляции; нормативно-правовой, налогооблагаемый уровни; информационное и техническое обеспечение и др.

Согласно оценкам экспертов Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), у России есть все шансы усилить свои позиции на международном рынке туристских услуг, но этому препятствует ряд проблем. «Российское государство выделяет на развитие туристской отрасли недостаточно денег, тратя на нее всего 2,7% средств федерального бюджета. Если бы правительство интенсивно стимулировало туризм, то по показателям роста Россия могла бы претендовать на место в первой десятке мировых туристских держав», - отмечается в исследовании WTTC. Так, в мировой практике рынка туристских услуг го-

сударственные дотации проявляются в разных формах, начиная от мероприятий по продвижению положительного имиджа страны до предоставления налоговых льгот на туристскую деятельность.

Инвестиционная привлекательность российского гостиничного бизнеса

Инвестиции в основной капитал по трем видам деятельности (деятельность гостиниц, деятельность прочих мест для временного проживания и деятельность туристских агентств) сферы туризма составили к концу 2011 г. 43 596,2 млн руб., из них на деятельность гостиниц было выделено около 27 738,3 млн руб., на деятельность прочих мест для временного проживания - 14 268,8 млн руб. и на деятельность туристских агентств -1589,1 млн руб. [2].

2005 2008 2009 2010 2011

□ - Деятельность гостиниц

□ - Деятельность прочих мест для временного проживания

□ - Деятельность туристских агентств

Инвестиции в основной капитал по отдельным видам деятельности сферы туризма в РФ (млн руб.)

Анализ территориальной структуры Федеральной службы государствен-капитальных вложений в индустрию ной статистики, показал, что в 2012 г. туризма и гостеприимства, по данным были выделены инвестиции в основ-

ной капитал по видам экономическом деятельности - 12 586,1 млрд руб., из них в гостиницы и рестораны 45,1 млрд руб., а в 2013 г., для сравнения, соответственно 13 255,5 и 75,8 млрд руб.

Иностранные инвестиции в организации, осуществляющие деятельность гостиниц в России, в 2011 г.

по сравнению с 2010 г. снизились на 128 993 тыс. долл. США, что показывает пассивное участие иностранных инвесторов в туристскую сферу (табл. 1). Однако надо знать, что благоприятная инвестиционная среда оказывает влияние на увеличение въездного туризма, а здесь произошла обратная ситуация [3].

Таблица 1

Иностранные инвестиции в организации, осуществляющие деятельность гостиниц (тыс. долл. США)

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Поступило - всего 74 669 124 565 206 061 77 068

В том числе: прямые портфельные прочие 63 911 1386 9372 39 366 85 199 192 797 13 264 16 225 0,3 60 843

Источник. [3].

В зависимости от сочетания и качества факторов, определяющих привлекательность инвестиционного климата, регионы России можно разбить на три группы:

1) регионы с благоприятным инвестиционным климатом, максимальным или средним инвестиционным потенциалом, минимальным или умеренным риском инвестирования, высокими темпами формирования новых экономических структур. К ним относятся около 20 регионов и городов, включая Москву, Санкт-Петербург, Московскую, Свердловскую и Нижегородскую области, Татарстан и ряд других регионов, на которые приходится около 80% всех иностранных инвестиций в экономику России;

2) регионы промежуточного типа, с менее благоприятным инвестиционным климатом, невысокой деловой активностью, средними темпами эконо-

мических преобразований. Эта группа является самой многочисленной, в нее входит более половины субъектов Российской Федерации;

3) регионы с неблагоприятным инвестиционным климатом, минимальной деловой активностью, низкими темпами формирования новых экономических структур. Эта группа охватывает около 10 регионов, в которых сложились высокие риски ведения бизнеса.

Инвесторы начали рассматривать гостиничный бизнес как один из перспективных способов вложения средств по следующим причинам:

1. Гостиничный бизнес - это бизнес, который приносит хороший стабильный доход. Кроме того, инвестиции в гостиничный бизнес представляют собой практически безрисковое капиталовложение, поскольку основным активом данного бизнеса является недви-

жимость, в долгосрочной перспективе она в среднем дорожает на 5% в год.

2. В ближайшие годы будет сохраняться дефицит гостиничных мест в сегменте трехзвездочных гостиниц (94% экспертов), где спрос превышает предложение в десятки раз. Не менее острый дефицит в номерном фонде будет наблюдаться в экономическом классе гостиниц (1-2 звезды).

3. Новым перспективным направлением инвестиционной деятельности, которое будет активно развиваться в ближайшие годы, является строительство современных апарт-отелей, предназначенных для размещения лиц на временное проживание.

4. Новым направлением, повышающим инвестиционную привлекательность проектов строительства гостиниц экономического класса в столице, является также реализация крупных проектов, предусматривающих строительство многофункциональных комплексов (в том числе торговых и развлекательных) с гостиничной составляющей. Элемент новизны в этом направлении состоит в том, что срок окупаемости гостиниц обычно длиннее, чем у объектов других видов коммерческой недвижимости, поэтому строительство гостиниц в комплексе с торговыми и офисными площадями повышает рыночную ценность объектов и делает более короткими сроки окупаемости вновь выстроенных гостиниц, увеличивая тем самым их инвестиционную привлекательность.

Государственно-частное партнерство(ГЧП)

Большую часть крупных ГЧП можно признать в целом успешными: даже если возникают какие-то пробле-

мы, то их всегда можно урегулировать, так как проектов немного и к ним обычно проявляется повышенное внимание властей. Однако иногда ожидания частных партнеров от реализации совместных с государством проектов не оправдываются. Так произошло, к примеру, с Олимпиадой в Сочи. Проблема в том, что бизнес, призванный властью участвовать в строительстве инфраструктуры Олимпийских игр, переоценил преференции, которые ему это участие даст. Проекты готовились без должной оценки рисков: сложные природные условия и бюрократические издержки привели к значительному росту стоимости возведения объектов, которые, к тому же, с высокой долей вероятности не смогут себя окупить [1].

Перспективы ГЧП в Московском регионе

Признанным лидером среди регионов Российской Федерации по уровню развития ГЧП является Санкт-Петербург. Причина этого не столько проработанное региональное законодательство, сколько большой опыт реализации проектов ГЧП. Отдельного внимания заслуживает Западный скоростной диаметр - платная магистраль, проходящая с севера на юг через порт и центр города. В Москве же список подобных проектов пока значительно меньше.

Отставание Москвы от Северной столицы в сфере развития ГЧП отражается в рейтинге «готовности» регионов к осуществлению подобных проектов (табл. 2). Так, если Санкт-Петербург располагается на 1-м месте с рейтингом 7,8, то столица России -на 13-м (рейтинг 5,5).

Таблица 2

Рейтинг некоторых регионов РФ по уровню развития ГЧП на начало 2013 г.

№ п/п Субъект РФ Значение рейтинга № п/п Субъект РФ Значение рейтинга

1 Санкт-Петербург 7,8 16 Кировская обл. 5,3

2 Татарстан 6,6 17 Ульяновская обл. 5,3

3 Воронежская обл. 6,5 18 Ленинградская обл. 5,0

4 Ярославская обл. 6,3 19 Республика Карелия 4,9

5 Тульская обл. 6,1 20 Липецкая обл. 4,9

6 Белгородская обл. 5,9 21 Московская обл. 4,9

7 Нижегородская обл. 5,7 22 Рязанская обл. 4,7

8 Вологодская обл. 5,6 23 Омская обл. 4,7

9 Калужская обл. 5,6 24 ХМАО 4,7

10 Новосибирская обл. 5,5 25 Самарская обл. 4,6

11 Ростовская обл. 5,5

12 Свердловская обл. 5,5 80 Карачаево-Черкесия 0,0

13 Москва 5,5 81 Приморский край 0,0

14 Красноярский край 5,4 82 Сахалинская обл. 0,0

15 Краснодарский край 5,4 83 Чукотский АО 0,0

Москва является городом, традиционно привлекательным для инвестиций. В 2012 г. рост инвестиций в основной капитал составил 8,5% к уровню 2011 г., в 2013 г. - около 6%. Рост инвестиций в основной капитал в Москве превышает рост в среднем по России. Более 70% всех инвестиций составляют частные. В то же время Москва перестает быть единственным центром притяжения для инвестиций в России. Если в 2005 г. доля Москвы в общем объеме инвестиций в России составляла 12,6%, а в ЦФО - 47,3%, то в 2012 г. -8,0 и 37,4%, соответственно. Москва конкурирует за инвесторов как внутри России, так и на глобальном рынке.

В то же время структура инвестиций в Москву не является оптимальной с точки зрения конкуренции с мировыми городами-лидерами.

ГЧП развивается там, где есть недостаток бюджетных средств, а в Москве с ее бюджетом около миллиарда долларов такой проблемы до настоящего времени не возникало. Московским властям пришлось всерьез задуматься о привлечении частных партнеров, только когда речь зашла о повышении уровня комфорта для жителей столицы - масштабном благоустройстве территории, повышении качества и доступности государственных услуг, борьбе с пробками, расширении административных границ, разгрузке МКАД.

Учитывая активные действия Правительства Москвы по продвижению проектов ГЧП, можно предположить, что уже в следующем году столица достигнет первой пятерки в указанном рейтинге.

Органы власти должны активно участвовать в процессе развития туризма, понимая, что их обязанность - создать благоприятные условия для устойчивого развития туризма (включая первоначальное финансирование).

В России была разработана стратегия развития туризма до 2015 г., утвержденная приказом Ростуризма от 6 мая 2008 г. № 51, где в основной капитал в сферу туризма по сравнению с 2012 г. (2278,2 млрд руб.) до 2015 г. будет выделено около 2898,5 млрд руб.

Сегодня основная задача - заинтересовать бизнес-сообщество в инвестировании на развитие индустрии туризма, а также в создании новых объектов.

Инвестирование в индустрию туризма позволит решить следующие задачи: расширение малого и среднего предпринимательства, строительство новых туристско-рекреационных объектов, а также разработка и совершенствование туристских маршрутов на территории России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гагарин П. Государственно-частное партнерство: проблемы и перспективы развития // Финансовая газета. 2013. № 14. С. 4.

2. Российский статистический ежегодник. 2012: Стат. сб. / Росстат. М, 2012. 795 с.

3. Туризм в цифрах 2012: Стат. сб. / ИИЦ «Статистика России», Федеральное агентство по туризму. М.: ИИЦ «Статистика России», 2012.38 с.

ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378

О.Р. БАЙБУРОВА, Л.С. ТАРХОВА

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА (НА ПРИМЕРЕ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА)

Авторы раскрывают специфику проектирования основной образовательной программы высшего образования на основе одного из профессиональных стандартов. За основу проектирования взят профессиональный стандарт индустрии гостеприимства.

Ключевые слова: высшее образование, основная образовательная программа, профессиональный стандарт, технология проектирования программ.

The author expands the specifics of projecting main educational program of high educational establishment taking as an example a professional standard of hospitality industry.

Key words: high education, main educational program, professional standard, program project technology.

Проектирование содержания ООП профессиональной подготовки специалистов для индустрии гостеприимства и туризма должно основываться на развитии профессиональных компетенций.

Технология проектирования ООП вуза включает:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• формирование социального заказа на квалифицированного специалиста, который базируется на изучении состояния и тенденций развития туристской отрасли;

• определение требований к объектам и видам деятельности работников, их деловым и личностным качествам, спектр возможных для работника должностей (конкретные виды компетентностной деятельности отражаются в требованиях к специалистам данного профиля);

• определение содержания обучения, обеспечивающего формирование

© Байбурова О.Р., Тархова Л.С., 2013

конкретных личностных и профессиональных качеств в соответствии с профессиональными образовательными стандартами;

• закрепление выделенного содержания обучения по ООП в соответствии со спецификой подготовки конкретного специалиста и с учетом уровней, профилей и ступеней подготовки;

• формирование интегрированного набора учебных дисциплин, реализуемых в учебных планах, с учетом уровня сложности на каждом этапе обучения;

• перестройка основных компонентов учебно-воспитательного процесса в целях ориентации на конечные результаты подготовки специалистов -компетенции и компетентность [1].

Рассмотрим возможный алгоритм составления образовательной программы обучения на основе профессионального стандарта (разработано автором) - см. таблицу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.