Научная статья на тему 'Анализ и оценка образовательных услуг в Украине'

Анализ и оценка образовательных услуг в Украине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
418
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / МИРОВОЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / МОДЕЛИ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / EDUCATIONAL SERVICE / EXPORT POTENTIAL OF EDUCATIONAL SERVICES / WORLD MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / EXPORT MODELS OF EDUCATIONAL SERVICES / INSTITUTIONAL SUPPORT OF EXPORT IN EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карзун Ирина Григорьевна

Развитие рыночных экономических отношений связано с переходом к такой структуре общественного производства, в которой определяющее место получает подготовка кадров. В решении этой задачи большая роль принадлежит образованию, которая должна обеспечивать государство специалистами рыночного типа. Сегодня в мире наблюдается быстрый темп научно-технического прогресса, с одной стороны, а с другой отечественная экономика остается на низком техническом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND EVALUATION OF EDUCATIONAL SERVICES IN UKRAINE

In the article the conceptual basics of state policy development in increasing competitiveness in higher educational institutions of Ukraine on the world market of educational services are substantiated. The principals of forming infrastructure for implementing state support policy of national export of educational services have been formulated.

Текст научной работы на тему «Анализ и оценка образовательных услуг в Украине»

Т.А. Журавлева

МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ В СФЕРЕ ...

© 2014

MARKETING COMMUNICATIONS IN SERVISE

T.A. Zhuravleva, PhD in Economics, Associate Professor of «Management» Volga Region State University of Service, Togliatti (Russia)

Annotation: The opportunity to divide the influence of competition and market communication on service enterprises, marketing communications in the sphere of services is necessary for the success of the business reputation in the promotion of services and goods

Keyword: market communication, service, reputation, client .

УДК 330.3:378.1

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В УКРАИНЕ

© 2014

И.Г. Карзун, аспирант

Уманский государственный педагогический университет, Умань (Украина)

Аннотация: Развитие рыночных экономических отношений связан с переходом к такой структуре общественного производства, в которой определяющее место получает подготовка кадров. В решении этой задачи большая роль принадлежит образованию, которая должна обеспечивать государство специалистами рыночного типа. Сегодня в мире наблюдается быстрый темп научно-технического прогресса, с одной стороны, а с другой - отечественная экономика остается на низком техническом уровне.

Ключевые слова: образовательная услуга, экспортный потенциал образовательных услуг, мировой рынок образовательных услуг, модели экспорта образовательных услуг, институциональная поддержка экспорта образовательных услуг.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В связи с этим возросла потребность в разработке нового подхода к предоставлению качественных образовательных услуг в соответствии с потребностями, которые существуют на рынке труда и способствующие инновационному развитию экономики. Одним из них является подготовка зарубежных специалистов в отечественных учебных заведениях (ВУЗ). Авторитет украинской высшей школы на международном рынке образовательных услуг вузов общеизвестный и основания считать, что многие украинские вузы выпускают по многим специальностям конкурентоспособных специалистов [1].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Влияние процессов глобализации, развитие мирового рынка образовательных услуг и динамики его структуры в последние десятилетия вызывают повышенный интерес и исследуются учеными многих стран мира. Различные аспекты государственного регулирования высшего образования, особенности предоставления образовательных услуг вузов в условиях рыночных отношений исследовались в трудах многих отечественных ученых, в частности: А. Амоша, В. Антонюк, Л. Антошкиной, О. Арефьевой, А. Гришнов, И. Зиновьева, И. Каленюка, В. Кременя,

A. Кузьмина, В. Куценка, А. Левченка, А. Левченка,

B. Лугового, Д. Лукьяненка, Л. Лутая, А. Мазараки, И. Манцурова, А. Музыченка, В. Новикова.

Формирование целей статьи (постановка задания). В статье обосновываются концептуальные принципы развития государственной политики повышения конкурентоспособности высших учебных заведений Украины на мировом рынке образовательных услуг. Сформулированы меры по созданию инфраструктуры для реализации государственной политики поддержки национального экспорта образовательных услуг.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В условиях глобализации мировой экономики, конкуренции на мировых рынках товаров и услуг, экономика Украины не может устойчиво расти без развития ряда направлений внешнеэкономической деятельности. Одним из важнейших факторов развития украинского экспорта научной и технической продукции является подготовка зарубежных специалистов как в отечественных высших учебных заведениях, так и за рубежом. Это обстоятельство обусловливает необходимость выра-

ботки в Украине государственной политики в отношении экспорта образовательных услуг и, как следствие, формирование приоритетной экспортной отрасли сферы услуг - экспорта образовательных услуг сферы высшего образования.

Со второй половины XX в. ведущие государства мира начали рассматривать международные образовательные обмены и программы как часть своей внешней политики, поставив их по важности в один ряд с военной и экономической помощью другим странам. К концу XX в. сформировался мировой рынок образовательных услуг с объемом продаж в несколько десятков миллиардов долларов США и потоками академической мобильности в несколько миллионов человек в год. В начале XXI в. конкуренция стран-экспортеров образования выходит на новый виток. Такие страны, как Франция, Япония, Австралия, Великобритания приняли программы действий, предусматривающие выход в ближайшее 10-летие на уровень, сравнимый с современным уровнем лидера в этой области - США. Частью государственной политики ряда стран (Великобритания, Франция, США, Япония и др.) стали меры по увеличению числа иностранных студентов [6].

Основная конкуренция на мировом рынке образовательных услуг происходит, как правило, между странами Западной Европы, Северной Америки, Австралией и Японией. На эти страны, где обучается более 4/5 всех иностранных студентов, приходится примерно 4/5 общемировых государственных расходов на образование.

Интерес любого государства к расширению экспорта образовательных услуг объясняется сразу несколькими причинами. Образование во многих странах превратилась в отрасль экономики, ориентированной на экспорт и обеспечивает стабильный приток финансовых средств в национальную экономику [2].

Обучение иностранных граждан - пятая по размерам вклада в национальную экономику статья американского экспорта. Понимая особое значение обучения иностранцев и необходимость государственного регулирования экспорта образовательных услуг, в США, например, создана специальная федеральная служба, контролирующая процесс набора иностранных студентов (похожи государственные органы в свое время были созданы в Великобритании, Германии, Франции и некоторых других странах).

Европейский опыт интеграции национальных систем образования показывает, что Болонский процесс является своего рода консолидацией национальных систем европейских стран для обеспечения конкурентоспособно-

И.Г. Карзун

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ..

сти на мировом рынке образовательных услуг. Украина обладает реальным потенциалом, позволяющим ей занимать достойное место в мировой образовательный сообществу. Определяющее значение имеют высокое качество и доступность украинского образования, широкий спектр образовательных услуг, мощный интеллектуальный ресурс, высокий научно-педагогический потенциал вуза [7].

Украина активно участвует в формировании мирового образовательного рынка, хотя не является лидером в этом направлении деятельности. В 2011/12 учеб. году в Украине получали образование более 50 тыс. иностранных студентов из 131 страны мира. Прямые доходы Украины от экспорта образовательных услуг (обучение иностранных студентов) составили около 80 млн. долларов США. В 2012/13 учеб. году их численность составила почти 53 тыс. человек [4].

Украина обладает почти 1% международного рынка образовательных услуг и имеет перспективы развития этого направления, и закрепление на мировом рынке с высокоинтеллектуальной услугой, которая способна приносить неплохие прибыли для страны.

Наибольшее количество иностранных студентов в Украину прибывает с востока, - это граждане Туркменистана (9,5 тыс. человек в 2012/2013 учебном году), Азербайджана (4,5 тыс.), России (3,5 тыс.), Китая (3,2 тыс.), Индии (3,1 тыс.), стран Ближнего Востока -Ирак (3,4 тыс.), Иордании (2,5 тыс.), в последние годы возросла численность иностранных студентов из стран Африки, в частности Нигерии (3,9 тыс.), Марокко (1,5 тыс.).

Тенденция к увеличению количества иностранных студентов, обучающихся в Украине, соответствует общемировому тренду и имеет более чем положительную динамику: за последние годы количество студентов увеличилось в 2 раза и превысило количество иностранных студентов, обучавшихся в Украине во времена СССР.

Итак, наибольшее количество иностранных студентов с целью получения образования приезжают в Украину из Китая, России и Средней Азии, и эта тенденция продолжает постепенный рост. Поэтому Украине следует поддерживать те позитивные достижения, которые есть в системе высшего образования, и предоставление образовательных услуг иностранным гражданам в Украине. Для более эффективного вхождения на мировой рынок образовательных услуг Украины должна проводить скоординированную политику на государственном и региональном уровне с активным привлечением вузов к этой работе.

Предоставление образовательных услуг иностранным гражданам имеет сложный характер и требует комплексного подхода при определении как приоритетов развития, так и возможных стран-поставщиков будущих абитуриентов из числа иностранных граждан.

Следует выделить основные регионы мира-постав-щиков иностранных студентов в Украине:

1) Ближний Восток (Иордания, Сирия, Иордания, Ирак Иран, Ливан Палестина, Сирия, Турция);

2) Страны СНГ (Россия, Молдова, Азербайджан, Армения, Киргизия, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан);

3) Страны Африки (Марокко, Тунис, Египет, Алжир, Нигерия, Гана, Судан);

4) Страны Юго-Восточной Азии (КНР, Индия, Малайзия, Вьетнам, Пакистан, Бангладеш) [5].

Поэтому Украине следует провести ряд первоочередных мер по привлечению иностранных студентов в Украине, а именно программы экспорта образовательных услуг включают такие формы, как:

• участие украинских преподавателей, исследователей, администраторов в обучении студентов, аспирантов за рубежом (филиала вузов, учебные центры, совместные программы и проекты и др.);

• обучение зарубежных студентов, аспирантов в

украинских учебных заведениях и центрах;

• организация летних школ, стажировок, практических занятий и тренингов, языковых курсов, совместных проектов, консультирование зарубежных партнеров;

• совместное использование информационных ресурсов и технологий, лабораторной и экспериментальной базы, работа экспертов и др.

Рассматривая международные услуги в сфере высшего образования, следует учитывать, что на мировом рынке образовательных услуг конкурируют не столько учебные заведения как таковые, сколько сами страны, их репутации, перспективы и многовековые культурные традиции. Поэтому можно констатировать, что развитые страны имеют здесь большие преимущества без дополнительных усилий. Лидером на рынке сферы образовательных услуг являются США, для которых высшее образование иностранцев - это прежде всего долгосрочная глобальная политика, чем краткосрочная локальная экономика [3].

Учитывая украинские реалии, экспансия образовательных услуг на мировой рынок должна преследовать как минимум такие цели: во-первых, расширение возможностей для развития и удержания интеллектуального потенциала страны; во-вторых, получение дополнительных источников для прорыва в научном пространстве; в-третьих, развитие определенного направления бизнеса.

Украина может обучать 500 тыс. иностранных студентов в год. С учетом действующих цен на образовательные услуги это дает основания рассчитывать на ежегодный доход в сумме около одного миллиарда долларов США.

Понятно, что в условиях плотной конкуренции использования Украиной своего потенциала слишком сложным, хотя и не недостижимым [8-17]. На оптимизм настраивает, прежде всего, прошлый опыт, ведь доля Советского Союза на мировом рынке образовательных услуг составляла более 10%, а Украина занимала второе место по объему количества иностранных студентов после Российской Федерации. К этому надо добавить значительный вклад украинских ученых в развитие фундаментальных наук, высокий уровень образованности населения, наличие большого культурного наследия и уникальные педагогические традиции [5].

Все это дает основания сопоставлять наше образование с развитыми в социально-экономическом отношении странами современного мира и искать методы конкуренции с ними. Для привлечения иностранных студентов важное значение имеет культурно-лингвистический фактор. Именно этим объясняется популярность среди студенческой молодежи англо, немецко и франкоязычных стран. Этой тенденции нецелесообразно противодействовать - в нее надо вписываться, ее надо использовать. Чем быстрее и шире будут созданы программы обучения европейскими языками (прежде всего, на английском), тем более стремительными будут шаги высшего учебного заведения на международном рынке.

Учитывая украинские реалии, экспансия образовательных услуг на мировой рынок должна преследовать как минимум такие цели: во-первых, расширение возможностей для развития и удержания интеллектуального потенциала страны; во-вторых, получение дополнительных источников для прорыва в научном пространстве; в-третьих, развитие определенного направления бизнеса.

Украина может обучать 500 тыс. иностранных студентов в год. С учетом действующих цен на образовательные услуги это дает основания рассчитывать на ежегодный доход в сумме около одного миллиарда долларов США.

Указанные меры позволят Украине закрепиться на рынке образовательных услуг для иностранных граждан. Кроме того, внимание Украины должна быть акцентирована на регионах, которые являются крупнейшими

И.Г. Карзун

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ...

потенциальными поставщиками студентов к нашему государству.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, можем отметить, что уровень развития высшего образования в Украине является достаточно высоким и конкурентоспособным в мире. Выход и утверждения на мировом рынке образовательных услуг достаточно реальным, учитывая опыт предоставления образовательных услуг и привлекательное географическое положение Украины. Но возможные негативные последствия в этом процессе, связанные с нестабильной внутренней ситуацией, падением макроэкономических показателей, и, как следствие, снижением уровня ВВП на душу населения. Украина для успешной самореализации как мирового экспортера образовательных услуг необходимо решить несколько ключевых задач: отказаться от требования хорошего знания украинского (русского) языка и начать формировать систему уровневой образования на английском языке; упростить нормативные требования, позволяющие зачислить студента на годовое или семестровое обучения; нужно решить проблему безопасности; улучшить инфраструктуру вуза; увеличить бюджетное финансирование высшего образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Национальная стратегия развития образования в Украине на 2012-2021 годы [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.mon.gov.ua/imagesA.y4455.pdf

2. Панкрухин А. П. Маркетинг образовательных услуг / А. П. Панкрухин // Маркетинг в России и за рубежом. - 1997. - № 7-8. - С. 79-85.

3. Перспективы образовательной системы Украины на рынке международных образовательных услуг. Аналитическая записка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.niss.gov.ua/ Мопког /] и1и / 4.Мт

4. Рейтинги ВУЗов Украины [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.abiturient.in.ua/ru/rating/ rating dengi5. Спирина Н.А. Брендинг образовательных услуг: понятие, особенности, основные элементы / Н. А. Спирина // Научный вестник Уральской академии гос службы: политология, экономика, социология, право. -2009 - № 7 - С. 68-73.

5. Плинокос Д. Д. Аспекты комплексного обеспечения качества при экспорте образовательных услуг / Д. Д. Плинокос // Сборник научных трудов Таврического государственного агротехнологического университета (экономические науки). - Мелитополь: Изд-во Мелитопольская типография «Люкс», 2013 - №1 (21). -Том 2 - С. 247-255.

6. Оболонская Т.Е. Экспортный потенциал Украины на мировом рынке образовательных услуг [Электронный ресурс] / Т.Е. Оболонская // Ученые записки. - №! 4. -С. 209-217. - Режим доступа: http://ir.kneu.edu.ua:8080/

ЬМгеат/2010/2222/ШЬо1епска^

7. Стратегические вызовы XXI века обществу и экономике Украины: В 3 т. / Под ед.акад. НАН Украины В. М. Гейца, акад. НАН Украины В. П. Семиноженко, чл. корр. НАН Укр. Б. Е. Кваснюка. - К .: Феникс, 2007. - Т. 3: Конкурентоспособность украинской экономи-ки. - С. 395-396.

8. Дудко Н.В. Основные тенденции развития системы высшего образования в Украине (с учетом европейских стандартов) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4. С. 94-97.

9. Музыченко А.С., Брит О.И. Механизмы регулирования рынка специалистов с высшем образованием: опыт Украины // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 1. С. 124-127.

10. Горина А.П., Лябушева А.А., Костромина А.Ю. Тенденции и перспективы развития рынка услуг высшего профессионального образования // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 6 (32). С. 19-24.

11. Дудко Н.В. О проблемах вхождения Украины в общеевропейское образовательное пространство // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 1. С. 64-67.

12. Акопов Г.В. Образование в условиях непрерывной реформации: психологические аспекты // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 5-8.

13. Филончик Н.И. Конкурентоспособность инженерных кадров и тенденции развития инженерного образования // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2013. № 2 (20). С. 258-264.

14. Попова Д.А. Поликультурное образование как приоритетное направление современной образовательной политики Украины // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 222-225.

15. Музыченко А.С. Проблемы уменьшения диспропорциональности социально-экономического развития регионов Украины // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 4 (11). С. 125-127.

16. Сергеева О.С. Образование взрослых в образовательной политике Европейского Союза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 243-245.

17. Певзнер Д.М. Международные образовательные программы в эпоху глобализации и интернационализации высшего образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 222-225.

ANALYSIS AND EVALUATION OF EDUCATIONAL SERVICES IN UKRAINE

© 2014

I.G. Karzun, postgraduate student

Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraine)

Annotation: In the article the conceptual basics of state policy development in increasing competitiveness in higher educational institutions of Ukraine on the world market of educational services are substantiated. The principals of forming infrastructure for implementing state support policy of national export of educational services have been formulated.

Keywords: educational service, export potential of educational services, world market of educational services, export models of educational services, institutional support of export in educational services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.