Научная статья на тему 'Анализ и оценка динамики изменения социальных показателей в рамках проводимой социальной политики в России в период кризиса 2008 года'

Анализ и оценка динамики изменения социальных показателей в рамках проводимой социальной политики в России в период кризиса 2008 года Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
327
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ СФЕРА / ЧЕРТА БЕДНОСТИ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кабанов В. И., Голиков В. В., Рубцова В. Н.

В статье проводится анализ и дается оценка динамики изменения показателей развития российского общества в период кризиса 2008 года в рамках проводимой государством социальной политики по стабилизации экономики и минимизации последствий мирового кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ и оценка динамики изменения социальных показателей в рамках проводимой социальной политики в России в период кризиса 2008 года»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 316.334.3:330.3(470)

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДИНАМИКИ ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В РАМКАХ ПРОВОДИМОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ В ПЕРИОД КРИЗИСА 2008 ГОДА

В.И. Кабанов, доктор экономических наук, профессор В.В. Голиков, кандидат экономических наук Волгоградский государственный аграрный университет В.Н. Рубцова, доктор экономических наук Институт аграрных проблем РАН

В статье проводится анализ и дается оценка динамики изменения показателей развития российского общества в период кризиса 2008 года в рамках проводимой государством социальной политики по стабилизации экономики и минимизации последствий мирового кризиса.

Ключевые слова: социальная политика, социальная программа, уровень жизни, социально-трудовая сфера, доходы населения, денежные доходы, черта бедности, прожиточный минимум, дефицит, заработная плата, экономически активное население, безработные, уровень занятости.

По сути, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль. По мере экономического роста создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности, то есть в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

Социальная политика - система мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Под социальной политикой понимают совокупность конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения.

Социальная политика представляет собой комплекс социальных программ. Социальная программа - программа, нацеленная на решение той или иной социальной проблемы. Как правило, социальный и социально-экономический эффект социальных программ выражается в повышении качества жизни граждан и общества в целом. В конечном итоге, в процессе реализации социальных проектов/программ чаще всего решаются насущные проблемы общественного характера: снижение уровня бедности, смертности, уменьшение количества бездомных и т.д.

№ 1(25) 2012

При правильном подходе сама социальная политика и социально-трудовая сфера, являющаяся ее основой, могут и должны активно влиять на экономический рост, финансовые потоки и бюджетную политику.

Государство является механизмом распределения социальных выплат населению и уровень жизни населения во многом зависит и в то же время определяет то, какую политику будет проводить государство. Распределение средств по линии программ социальной помощи государства осуществляется по трем направлениям [7, с. 50].

Первое направление характеризуется тем, что часть поступлений, получаемых населением, находится в зависимости от труда, но при этом принимаются во внимание и размеры удовлетворенных потребностей.

Второе направление характеризуется тем, что проводимые выплаты не имеют связи с трудом данного работника, а в расчет берется размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются. Эти выплаты охватывают пособия на детей многодетным работникам, одиноком матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей в детских учреждениях, в школах-интернатах. Размер такой дотации зависит от количества детей и уровня доходов родителей.

Особенность третьего направления определяется тем, что основная их часть выступает в форме льгот и услуги, поступает населению непосредственно в натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной сферы. Эта часть распределяемых средств формирует своего рода «дополнительные» доходы: они не проходят через бюджет семьи и ими нельзя распоряжаться по ее усмотрению. Такие доходы распределяются без учета меры индивидуального труда и целиком определяются интересами и возможностями общества на данный конкретный исторический момент. Потребителем части государственной помощи выступают не все трудящиеся вообще, а только те, которые имеют в этом потребность и только в меру этой потребности. Например, за бесплатной медицинской помощью обращаются те, кто чаще и серьезнее болеет и не может оплачивать медицинские услуги, услугами школьных учреждений - тот, у кого больше детей в школьном возрасте.

Чрезмерно активное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведет к снижению деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом. С другой стороны, сокращение роли государства в регулировании доходов населения ведет к росту дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности. Достижение оптимальных масштабов вмешательства государства в регулирование социальных отношений в обществе связано с разрешением противоречия между эффективностью и социальной справедливостью. Конфликт между эффективностью и социальной справедливостью лежит в сфере соприкосновения экономической и духовной сфер жизнедеятельности человека, каждая из которых развивается по своим законам, но, тем не менее, тесно взаимосвязанных [1, с. 12-15].

По данным Г оскомстата РФ, дифференциация по доходам в России в 2009 г. достигла такого уровня, что на долю 10 % наиболее обеспеченного населения приходилось 31,0 % общего объема денежных доходов (в 2008 г. - 31,1 %), а на долю 10 % наименее обеспеченного населения - 1,9 % (в 2008 г. - 1,9 %) [8]. При этом коэффициент Джини за последние пять лет стал еще ближе к единице, что свидетельствует о росте дифференциации доходов в стране (см. табл. 1) [4].

Таблица 1 - Распределение общего объема денежных доходов населения России в

2005-2009 гг.

Показатели 2005 2006 2007 2008 2009

Денежные доходы - всего, процентов 100 100 100 100 100

в том числе по 20 % группам населения:

первая (с наименьшими доходами) 5,4 5,3 5,1 5,1 5,1

вторая 10,1 9,9 9,7 9,8 9,8

третья 15,1 14,9 14,8 14,8 14,8

четвертая 22,7 22,6 22,5 22,5 22,5

пятая (с наибольшими доходами) 46,7 47,3 47,9 47,8 47,8

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах 15,2 16,0 16,8 16,8 16,7

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) 0,409 0,416 0,423 0,422 0,422

Таблица 2 - Численность населения с денежными доходами ниже величины

прожиточного минимума и дефицит денежного дохода в 2005-2009 гг.

Показатели 2005 2006 2007 2008 2009

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

млн человек* 25,2 21,5 18,7 18,8 18,2

в процентах от общей численности населения 17,7 15,2 13,3 13,4 13,0

Дефицит денежного дохода:

млрд руб. 286,9 276,6 270,3 325,0 352,1

в процентах от общего объема денежных доходов населения 2,1 1,6 1,3 1,3 1,2

* приведенные показатели рассчитаны с использованием численности населения без учета итогов Всероссийской переписи населения-2010

Хотя, при этом значительно сократилось число лиц, находящихся за «чертой бедности» (см. табл. 2) [10] и выросли доходы населения (см. рис. 1) [10].

в % к среднемесячному значению 2006г.

І II III Г</ V VI VII VIII К X XI XII І II III и V VI VII VIII К X XI XII І II III и V VI VII VIII К X XI XII

2007г. 2008г. 2009г.

“ Реальные располагаемые денежные доходы населения — Реальная среднемесячная начисленная заработная плата работников “ Реальный размер назначенных пенсий

№ 1(25) 2012

Рисунок 1 - Динамика основных показателей реальных доходов населения в России в 2007-2009 гг.

Так, в 2009 г. объем денежных доходов населения сложился в размере 28388,8 млрд. рублей и увеличился на 12,5 % по сравнению с 2008 годом. Население израсходовало средств на покупку товаров и оплату услуг 19 635,6 млрд рублей, что на 5,0 % больше, чем в 2008 году. Сбережения за этот период составили 5602,3 млрд рублей, что на 67,3 % больше, чем в предыдущем году [8].

Что касается размера заработной платы, то для ее регулирования, а также для определения размеров различных социальных пособий применяется минимальный размер оплаты труда (МРОТ). За последние пять лет данный показатель существенно вырос: с 720 руб. в 2005 году до 4330 руб. в марте 2010 года [3].

Согласно данным Аналитического Центра Юрия Левады (Левада-Центр), регулярно проводящего опросы населения по проблемам социальной сферы, мнения россиян по данному вопросу выглядят следующим образом:

- в течение последних пяти лет абсолютное большинство граждан в первую очередь тревожил рост цен (более 70 % респондентов). Инфляция в России по-прежнему находится на высоком уровне (8,8 % по итогам 2009 года);

- проблема роста безработицы, по сравнению с 2005 г., стала волновать значительно большую часть россиян (56 % опрошенных в июне 2009 г. против 25 % в 2008 г.). В феврале 2009 г. уровень безработицы достиг своего пика с момента начала кризиса (9,4 %) [2];

- проблема бедности в июне 2009 г., несмотря на кризис, волнует меньшее количество людей, чем это было в 2005 г. [5].

Среди прочих злободневных социальных проблем, набравших более 20 % голосов, отмечены:

- резкое расслоение на богатых и бедных, несправедливое распределение доходов;

- недоступность многих видов медицинского обслуживания;

- кризис морали, культуры, нравственности;

- коррупция, взяточничество;

- рост наркомании;

- рост платности, недоступность образования [9].

Следует отметить, что в сфере социальной политики в России имеется немало положительных моментов, но проблемы всегда были, есть, и, вероятно, будут. Универсальных методов их решения не существует. Написано множество программ, направленных на улучшение социально-экономического положения в России. Насколько успешно они будут реализованы, можно будет судить лишь через определенный промежуток времени [6].

Таким образом, основная проблема неравенства и бедности населения и перед кризисом, и во время него, и после связана не с недостатком ресурсов (нельзя не учитывать и того, что даже в условиях развитой экономики будут усиливаться трудности в ресурсном обеспечении социальной сферы), а с механизмами их распределения и перераспределения [11].

Снижение показателей бедности и неравенства может быть достигнуто без дополнительных ресурсов, то есть общая денежная масса доходов останется

неизменной. Необходимо изменять пропорции ее распределения по различным группам населения. На это и должна быть направлена социальная политика государства в ближайшие годы.

Библиографический список

1. Голиков, В.В. Социальные государственные гарантии в России (в региональном разрезе) [Текст] / В.В. Голиков // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2009. - Вып. № 3(10) - С. 12-15.

2. Занятость и безработица в Российской Федерации в марте 2010 года (по итогам обследований населения по проблемам занятости) [Электронный ресурс]. - Г оскомстат. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/ B04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/81.htm

3. Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www. consultant. ru/online/base/ ?req= doc;base=law;n=15189/

4. Распределение общего объема денежных доходов населения [Электронный ресурс]. - Госкомстат. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ free doc/new site/population/

urov/urov 32g.htm

5. Россияне об острых проблемах общества [Электронный ресурс]. - Левада-Центр. -Режим доступа: http://www.levada.ru/press/2009062302.html

6. Сидорина, Т.Ю. Социальная политика - между экономикой и социологией [Текст] / Т.Ю. Сидорина // Общественные науки и современность. - 2009. - № 6. - С. 112-120.

7. Социальная политика в период перехода к рынку: проблемы и решения: сб. статей / Под ред. А. Ослунда. - М. : Моск. Центр Карнеги, 1996. - С. 50.

8. Социально-экономическое положение России. 2009 [Электронный ресурс]. - Госкомстат. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b09 01 /Main.htm

9. Тезисы выступления Министра здравоохранения и социального развития РФ Т.А. Голиковой на открытии Первой конференции министров государств-членов Совета Европы [Электронный ресурс]. - Министерство здравоохранения и социального развития РФ, 26.02.2009 г. - Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/social/social/79

10.Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода [Электронный ресурс]. - Госкомстат. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free doc/new site/ population/urov/urov_51g.htm

11.Шевяков, А. Россия 2011 года: общество вопиющего неравенства. Без разумной социальной политики экономический рост невозможен. Мнение эксперта. 2011-06-06 11:30 [Электронный ресурс]. - Портал «КПРФ». - Режим доступа: http://kprf.ru/rus soc/93555.html/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.