Научная статья на тему 'Анализ финансирования мероприятий федеральной целевой программы «Юг России» (2002-2007, 2008-2012 гг. )'

Анализ финансирования мероприятий федеральной целевой программы «Юг России» (2002-2007, 2008-2012 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / МАКРОРЕГИОН / ФИНАНСЫ / СРЕДСТВА / БЮДЖЕТ / РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митрофанова И.В., Жуков А.Н., Леонова Е.Д.

В статье анализируется обеспечение финансовыми ресурсами проектов и мероприятий федеральной целевой программы «Юг России», структура, доля источников финансирования и приоритетные направления расходования средств. Авторы убеждены, что для программы развития федерального округа, большинство регионов которого характеризуются длительным депрессивным состоянием социального и хозяйственного комплексов, доля бюджетного финансирования должна быть не менее 40-50%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ финансирования мероприятий федеральной целевой программы «Юг России» (2002-2007, 2008-2012 гг. )»

Национальные проекты

анализ финансирования мероприятий федеральной целевой программы

«ЮГ России» (2002-2007, 2008-2012 гг.)

И. В. МИТРОФАНОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономической политики,

А. Н. ЖУКОВ, аспирант кафедры экономической теории и экономической политики

Е. Д. ЛЕОНОВА, аспирант кафедры экономической теории и экономической политики Волгоградский государственный университет

В статье анализируется обеспечение финансовыми ресурсами проектов и мероприятий федеральной целевой программы «Юг России», структура, доля источников финансирования и приоритетные направления расходования средств. Авторы убеждены, что для программы развития федерального округа, большинство регионов которого характеризуются длительным депрессивным состоянием социального и хозяйственного комплексов, доля бюджетного финансирования должна быть не менее 40-50 %.

Ключевые слова: федеральная целевая программа, макрорегион, финансы, средства, бюджет, ресурсы.

Ключевой задачей устойчивого развитии многоукладных экономик субъектов Южного федерального округа (ЮФО) является не просто создание условий для экономического роста, повышения бюджетной обеспеченности, развития современной инфраструктуры и организации новых рабочих мест, а модернизация всего хозяйственного комплекса. Это делает объективно необходимыми разработку и реализацию специальной программы развития Южного макрорегиона, включая поиск внешних ресурсов для ее осуществления.

В 2001—2007 гг. на территории ЮФО действовали 28 федеральных целевых программ и подпрограмм. Окружные ФЦП имеют особый статус и значение. К ним, по первоначальному замыслу,

относилась и реализуемая на территории ЮФО ФЦП «Юг России», изначально рассчитанная на период 2002—2006 гг. и пролонгированная по решению Правительства РФ до конца 2007 г. Первый вариант программы был утвержден Постановлением Правительства РФ № 581 от 8.08.2001. В качестве ее генеральной цели было заявлено снижение социальной напряженности за счет создания условий для стабильного социально-экономического развития Юга России и реализации его уникального геостратегического потенциала [1, с. 258].

Намеченные основные мероприятия программы: подготовка сырьевой базы нефте- и газодобычи; модернизация транспортной системы; развитие системы транспортировки углеводородов; воспроизводство и сохранение биоресурсов; развитие ТРК; обеспечение занятости населения; обустройство беженцев и вынужденных переселенцев; строительство, реконструкция и восстановление гидротехнических сооружений водохозяйственных систем; развитие традиционных отраслей промышленности и АПК; развитие социальной сферы и ЖКХ. Результатами реализации должны были стать: сокращение отставания ЮФО по основным макроэкономическим показателям от среднего российского уровня, повышение финансового самостоятельного обеспе-

чения регионов, качества и уровня жизни, снижение социальной напряженности.

В первом своем варианте (2001 г.) ФЦП «Юг России» (условно — ФЦП «Юг России» — 1» включала 688 проектов. Стратегический характер носили 7 % проектов, 26,6 % — проекты общефедерального значения, 24 % — межрегионального и 42,4 % — регионального значения.

Одним из конкретных результатов реализации намеченных программных мероприятий должно было стать создание около 700тыс. новых и сохранение 140тыс. рабочих мест.

Общая потребность в финансовых ресурсах оценивалась в объеме 138749,6 млн руб., в том числе: из средств федерального бюджета — 25896,7 млн руб. (18,7 %), в качестве же основных источников выступали средства предприятий — 29143,8 млн руб. и заемный капитал — 54466,6 млн руб. (39,3 %).

В 2002—2003 гг. вносились уточнения и дополнения в приложения к ФЦП «Юг России — 1». В конце 2002 г. после рассмотрения в Правительстве РФ хода ее реализации и с учетом критики в адрес Министерства экономического развития (МЭРТ) РФ, со стороны которого как генерального заказчика отсутствовал должный контроль за целевым расходованием выделяемых ресурсов, Постановлением Правительства РФ № 310 от 29 мая 2003 г. была принята новая редакция ФЦП «Юг России» (условно — ФЦП «Юг России — 2»). Она включала уже немногим более 350 проектов. Затраты на реализацию мероприятий оценивались в объеме 104 млрд рубл.; на период 2003—2006 гг. — 81 млрд 531 млн руб. В том числе: из федерального бюджета — 9256 млн руб., из бюджетов субъектов — 8393 млн руб., местных бюджетов — 1838 млн рублей. Внебюджетное финансирование было запланировано в сумме 55406 млн руб. Все бюджетные средства предложено было сконцентрировать на вводимых объектах (табл. 1).

Таблица 1

Структура источников финансирования ФЦП «Юг России» (принятых по расписанию*), %

Источники финансирования программных мероприятий ФЦП «ЮГ России — 1» (1-й вариант)** ФЦП «Юг России — 2» (2-й вариант)***

Средства федерального бюджета 18,7 11,4

Средства региональных бюджетов 8,5 10,3

Средства местных бюджетов 1,9 2,3

Внебюджетные источники, 70,9 76,0

— в т. ч. средства предприятий 21,0 8,0

Итого: 100,0 100,0

*Было запланировано при утверждении программы. ** Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.08.2001 № 581.

*** В соответствии с новой редакцией программы согласно Постановлению Правительства РФ от 29.05.2003 № 310.

Несмотря на то, что ФЦП «Юг России» — 1 на 58 % состояла из инвестиционных проектов стратегического общефедерального значения и межрегионального масштаба, доля самого федерального бюджета еще на стадии утверждения (порасписанию) планировалась не выше 12—19 %, доля бюджетов субъектов РФ, включая средства местных бюджетов, — не выше 11—13 %, что никак не соотносилось с масштабностью заявленных задач.

В 2002—2006 гг. программы, образующие блок ФЦП «Региональный паритет», существенно различались по емкости и структуре источников финансирования. Были очевидными явные диспропорции в распределении федеральных финансовых ресурсов между территориальными ФЦП разного статуса и значимости (табл. 2).

Невозможность существенно повлиять на состояние социохозяйственного комплекса территории в

Таблица 2

Финансирование мероприятий ФЦП, обеспечивающих реализацию региональной экономической политики, согласно федеральным бюджетам на 2002—2006 гг., млн руб.

Программа 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации 2000,0 2630,0 2630,0 2504,0 1424,0

Развитие Калининградской области 490,0 560,0 600,0 1048,8 1500,0

Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья 681,0 971,0 971,0 937,0 2747,2

Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области 221,0 241,0 241,0 225,0 —

Юг России 1834,9 2054,9 2054,9 2581,0 2359,1

Социально-экономическое развитие Республики Татарстан 12264,8 11264,8 11264,8 6484,2 7018,0

Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан - 7350,3 7350,3 4755,1 10233,2

Общий объем финансирования 17491,7 25072,0 25112,0 18535,1 25281,5

В т. ч. по проблемным регионам 5226,9 6456,9 6496,9 7295,8 8030,3

результате реализации окружных ФЦП становится очевидной и при сопоставлении объема расходов на их реализацию с численностью населения. Например, в программах, ориентированных на развитие отдельно взятых субъектов Федерации, объем финансирования на душу населения в соответствии с федеральным бюджетом на 2006 г. довольно значительный: 2501 руб. по Башкортостану, 1860 руб. по Татарстану и 1579 руб. по Калининградской области. А душевой объем финансирования окружных ФЦП крайне мал: 314 руб. по Дальнему Востоку и Забайкалью и 109руб. по ЮФО. «При сопоставлении объема средств, выделенных в 2006 г. на реализацию ФЦП «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации» с численностью населения России оказывается, что на одного жителя страны приходится всего 10 руб. федеральных инвестиционных ресурсов. Ни макро-региональные программы, ни тем более федеральная программа сокращения различий при столь мизерном объеме финансирования не способны оказать заметное влияние на сокращение масштабов региональных диспропорций» [2, с. 123; 3, с. 15 — 17].

Корректировка данных о финансовом обеспечении названных ФЦП на основе материалов, полученных из докладов МЭРТ РФ о реализации территориальных программ в 2002—2006 гг., показала, что в общем объеме финансирования мероприятий данного направления доля фактических затрат из всех источников на реализацию ФЦП «Юг России» в 2002—2005 гг. составила в среднем 10,6 %. Для сравнения: в ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 г.» эта доля составляла 45,6 %; в ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2007 г.» — 18,5 %; в ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996—2005 гг. и до 2010 г.» — 13,8 %. Доля поступивших средств из федерального бюджета в общем объеме фактических затрат по программе «Юг России» значительно колебалась: от 12 % в 2002 г. до 68,5 % в 2005 г., в среднем составив за период 16 %. Эти средства в основном предназначались для вводимых объектов, включенных в перечень ФАИП. Очевидна крайняя неравномерность финансирования ФЦП «Юг России» по годам.

Если в 2002 г. (начало реализации программы) на мероприятия и проекты было направлено 23,5 % от общей суммы затрат по данному направлению, то в 2005 г. — лишь 2,5 %. Тогда как, например, по ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 г.» (программы регионального

статуса — прим. авторов) эта доля не снижалась ниже 43 %, а в 2005 г. достигала 51,1 %.

Доля средств региональных и местных бюджетов, затраченных на реализацию ФЦП «Юг России», колебалась от 14,7 % в 2002 г. до 22,7 % в

2005 г. (в среднем за 2002-2005 гг. - 12,3 %), что в целом соответствовало плановому уровню.

Важнейшее значение для успешной реализации любой территориальной ФЦП имеет поиск источников внебюджетных средств. В качестве каналов их активизации предполагалось использовать как традиционные источники (кредитование, акционирование, привлечение собственных средств предприятий и создание совместных предприятий), так и актуальные рыночные (лизинг, ипотеку, организацию займов, предоставление гарантий, залоговые инструменты). Предусматривалось целевое привлечение средств зарубежных инвесторов, поиск стратегических инвесторов, заинтересованных в долгосрочном сотрудничестве. Доля внебюджетных источников в общем объеме фактического финансирования составила по программе «Юг России» 73,3 % в 2002 г. и лишь 8,8 % в 2005 г. (в среднем за 2002-2005 гг. - 71,7 %), при планируемом (во второй редакции программы) уровне не менее 76-78 % [4, с. 2-5].

Расчетные данные материалов ежегодных докладов МЭРТ РФ (как генерального заказчика многих целевых программ межрегионального и регионального уровней) о ходе реализации ФЦП в 2002-2005 гг. показали, что ему как гензаказчику ФЦП «Юг России» не удалось существенно повысить значимость федеральных ассигнований как катализатора привлечения средств из других источников для финансирования программных мероприятий. Следовательно, стратегическое программирование с использованием инструментов такого статуса и значения, как ФЦП «Юг России», при финансовом обеспечении из средств федерального бюджета на уровне не более чем 20 % изначально не могло претен -довать на роль «катализатора привлечения других финансовых источников.

В структуре финансирования мероприятий ФЦП «Юг России» доля привлеченных за 20022005 гг. внебюджетных источников была значительно выше (71,7 %), чем, например, по таким региональным программам, как ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до

2006 г.» - 55,4 %, ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2007 г.» -53,6 %; но ниже, чем, например, по межрегиональной программе ФЦП «Экономическое и социаль-

ное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996—2005 гг. и до 2010 г.» — 85,8 %.

Анализ структуры фактического использования бюджетных ассигнований на реализацию ФЦП свидетельствует о весьма низкой доле государственных капитальных вложений в 2002—2004гг. (1,5 — 9,4 %), что было существенно меньше, чем в среднем по всем реализуемым в этот период на территории РФ ФЦП. Так, в 2005 г. доля капитальных вложений в структуре бюджетных ассигнований на программу «Юг России» достигла 100 % за счет включения в ФАИП. Негативным фактором, препятствующим приданию инновационного характера модернизации и акселерации роста в ЮФО, является крайне низкое значение расходов на НИОКР в структуре поступлений из федерального бюджета (не более 0,19 %). Это несопоставимо даже со средним значением этого вида расходов по всем ФЦП, реализуемым в это время в РФ (10,1—10,5 %).

В структуре бюджетных ассигнований доля текущих (или «прочих») затрат в 2002—2004 гг. была значительно выше (90,5—98,3 %) среднего по всем реализуемым в России ФЦП значения (63—67 %). Таким образом, из федерального бюджета финансировалась в основном текущая работа администраций регионов Юга России. И лишь к 2005 г. ситуация стала выправляться, но только не в части расходов на НИОКР. На уровне МЭРТ РФ как генерального заказчика большинства программ, входящих в блок «Региональный паритет», недооценивалась роль правового и научного сопровождения программ подобного класса.

Объем бюджетных ассигнований на мероприятия ФЦП «Юг России» незначительно, но прирастал. В 2002 г. они составили 1936,39 млн руб., в 2003 г. — 2036,9 млн руб., в 2004 г. — 2080,78 млн руб., а 2005 г. — 2580 млн руб.

Что касается структуры расходов средств региональных и местных бюджетов, то она была более эффективна, чем структура бюджетных ассигнований, и на 71—100 % состояла из капитальных вложений. Это было существенно выше, чем доля подобных расходов в структуре бюджетов субъектов РФ по всем реализуемым ФЦП. Однако необходимость достойного финансирования научного сопровождения программы была недооценена: и здесь доля средств, выделенных из бюджетов субъектов Южного МР на НИОКР, не превысила 0,4 %.

Объем финансирования программных мероприятий ФЦП «Юг России» из бюджетов регионов снижался, составив в 2002 г. — 2411,72 млн руб., в 2003 — 1556,9 млн руб., в 2004 — 1849,11 млн руб., в 2005 — 856,25 млн руб. Однако нельзя не отметить,

что это происходило на фоне хоть и незначительного, но все же роста бюджетных ассигнований.

Объем внебюджетных источников, которые удалось привлечь администрациям субъектов Федерации в ЮФО на реализацию ФЦП, составил в 2002 г. — 12021,89 млн руб., в 2003 — 12518 млн руб., в 2004 г. — 13969,51 млн руб., а в 2005 г. — всего лишь 330,21 млн руб. В структуре этого источника доля капитальных вложений была достаточно высока — 92—98 %, а доля расходов на НИОКР не превышала 2 %. Пренебрежение необходимостью финансирования научного сопровождения программы еще на стадии разработки привело к серьезным стратегическим просчетам и не позволило достичь не только заявленной генеральной цели, но и не обеспечило решения целого ряда дифференциальных целей.

В 2004—2005 гг. произошло резкое уменьшение объемов совместного финансирования программных мероприятий ФЦП «Юг России» из региональных бюджетов (с 1841 млн руб. в 2004 г. до 856 млн руб. в 2005 г.) и из внебюджетных источников (с 14 млрд руб. до 330 млн руб. соответственно). В основном это было связано с переводом программных мероприятий ФЦП «Юг России» и ряда других ФЦП по предложению МЭРТ РФ с 2005г. в состав Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), после чего региональные обязательства финансировались в среднем на 25—30 %, а частные инвестиции практически не обеспечивались.

Субъектная и объектная адресность ФАИП означает высокую транспарентность расходования бюджетных средств, позволяет точнее определять приоритетные направления и ограничения, ритм и масштабы государственных капитальных вложений, исключает возможность нецелевого, непрозрачного использования поступающих по программе бюджетных средств, что, собственно, во многом объясняет ослабление стимулов региональных властей в изыскании внебюджетных источников.

В табл. 3 показано, какая сложилась динамика в части реализации предполагаемой генерирующей функции федеральных средств, состоящей в способности активизировать привлечение средств из других источников на реализацию программы. Так, в части привлечения средств из бюджетов регионов и местных бюджетов наблюдалась регрессивная тенденция на протяжении 2002—2005 гг. Что же касается привлечения средств из внебюджетных источников, то до конца 2004 г. отдача на каждый вложенный в программу «Юг России» федеральный рубль не так масштабно, но нарастала. Однако в 2005 г. произошло резкое снижение, что, как

отмечалось, во многом объясняется переводом с 2005 г. большинства объектов ФЦП «Юг России» в состав ФАИП.

К 2006 г. 53 действующие в России ЦП полностью или частично охватывали территорию более чем 50 субъектов Федерации, причем некоторые из них попадали под действие нескольких программ [5].

Если в ранних программах доля федерального бюджета в погашении общей финансовой потребности доходила до 50-80 %, то затем она снизилась до 10-25 %. Фактически ни одна из утвержденных программ не финансировалась в полном объеме, в том числе и в части, закрепленной за федеральным бюджетом. По многим программам финансирование открывалось с большим опозданием, прерывалось, или же степень выполнения запланированных объемов финансирования не превышала 10-20 %. Это негативно сказалось на привлечении других источников и привело к тому, что на практике недофинансирование из федерального бюджета или несоответствие его объемов значимости инвестиционных проектов, включенных в программу, не компенсировалось средствами из других источников. Вследствие этого большинство программных мероприятий вовремя не выполнялось, нарушалась их логическая последовательность [6, с. 481].

Эффективность бюджетных расходов по программам, принятым МРР РФ в «наследство» от МЭРТ РФ, была крайне низкой. Руководители территорий и муниципальных образований охотно осваивали средства федерального бюджета, но слабо заботились о том, чтобы обеспечить совместное финансирование из собственных и внебюджетных средств. Это привело к образованию огромного многоотраслевого незавершенного строительства. В 2006 г. Министерством регионального развития (МРР) РФ была проведена инвентаризация объектов незавершенного строительства двух программ -«Юг России» и «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 гг. и до 2015 г.)». В результате были выявлены объемы незавершенного строительства (по состоянию на 01.01.2006) на суммы

22,9 млрд и 10,98 млрд руб. соответственно. Государственные средства зачастую замораживались и распылялись.

Правительством РФ действие ФЦП «Юг России» (2002—2006гг.) было пролонгировано до конца2007г. Величина финансирования объектов незавершенного строительства на этот период составляла 6952,2 млн руб. В том числе: объем софинансирования из средств федерального бюджета - 4956,8 млн руб. (72,3 %), средства бюджетов субъектов РФ - 1995,4 млн руб. (27,7 %). Основная доля ресурсов направлялась на завершение строительства объектов туристско-рекреационного комплекса (17,9 %) в республиках Адыгея, Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Краснодарском и Ставропольском краях; социальную сферу (17,9 %) Дагестана, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии - Алании, Калмыкии, а также Волгоградской, Астраханской областей, Ставропольского края; объектов инженерной инфраструктуры и ЖКХ (44,8 %) Дагестана, Ингушетии, Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии - Алании, Краснодарского, Ставропольского краев, а также Волгоградской и Ростовской областей (см. табл. 4) [8].

До конца 2007 г. в результате реализации программных мероприятий планировалось обеспечить ввод: 5 560 школьных ученических мест, 963 коек в медицинских стационарах, 103,6 км газопроводов и 303,8 км водопроводов, а также ряда объектов туристско-рекреационного комплекса в Республиках Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Краснодарском и Ставропольском краях. Однако после передачи основных функций государственного заказчика от Министерства экономического развития РФ к Министерству регионального развития РФ фактические данные о реализации программных мероприятий и проектов ФЦП «Юг России» (начиная с 2006 г.) перестали публиковаться на официальных сайтах этих министерств. ФЦП «Юг России» (2002—2007гг.) за весь период реализации включенных в нее инвестиционных проектов и программных мероприятий так и не уда-лость войти в режим «самофинансирования.

Таблица 3

Динамика привлечения средств из бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников в расчете на 1 рубль средств, выделенных из федерального бюджета на финансирование ФЦП в 2002-2005 гг., руб.

Привлеченные средства 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

По всем ФЦП По всем ФЦП По всем ФЦП По всем ФЦП

ФЦП «Юг России» ФЦП «Юг России» ФЦП «Юг России» ФЦП «Юг России»

Средства бюджетов 0,95 1,23 1,16 0,76 1,1 0,89 0,64 0,33

Субъектов РФ

Средства из внебюд- 2,74 6,12 5,2 6,15 4,43 6,71 2,88 0,13

жетных источников

Таблица 4

Объемы и источники финансирования ФЦП «Юг России» в 2007 г.

Направление программных мероприятий ФЦП / доля в общем объеме финансирования, % Общий объем финансовых ресурсов, млн руб. Федеральный бюджет Бюджет субъекта РФ

Всего, млн руб. В том числе

капитальные вложения НИОКР

1) 5,8 % Воспроизводство и сохранение биологических ресурсов

403,0 265,0 265,0 138,0

2) 17,9 % Развитие туристско-рекреационного комплекса

1244,9 840,0 840,0 — 404,9

3) 6,2 % Обустройство беженцев и вынужденных переселенцев

433,7 350,0 350,0 83,7

4) 3,0 % Строительство, реконструкция и восстановление гидротехнических сооружений водохозяйственных систем

206,9 176,0 176,0 30,9

5) 4,4 % Развитие промышленности и производственной инфраструктуры

306,6 240,0 240,0 — 66,6

6) 17,9 % Развитие социальной сферы

1243,9 981,5 981,5 262,4

7) 44,8 % Развитие инженерной инфраструктуры и ЖКХ

3113,2 2104,3 2104,3 1008,9

Итого: 100 % Всего на реализацию программных мероприятий в 2007 г.

6952,2 4956,8 4956,8 1995,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе реализации программы «Юг России» (2002—2007гг.) удалось частично преодолеть спад в экономике ряда республик Северного Кавказа. За 2002—2006 гг. прирост объема промышленной продукции составил 25 %, продукции сельского хозяйства — 18 %, доходов консолидированного бюджета — 56 %, собственных доходов субъектов РФ в ЮМР — 35 %, денежных доходов населения — 49 %. За 2002—2007 гг. в ЮМР введен в эксплуатацию 281 объект и пусковой комплекс социальной инфраструктуры. Программе изначально отводилась роль катализатора экономического роста, средства сдерживания нежелательных структурных деформаций в социоприродохозяйственной системе ЮФО, особенно отчетливо проявляющихся в республиках Северного Кавказа. Однако в процессе многочисленных корректировок из нее постепенно «вымывались» крупные инфраструктурные проекты межрегионального статуса при массовом их замещении объектами локального статуса и значения. И хотя скорость нежелательных структурно-экономических деформаций в субъектах Юга к началу 2008 г. несколько замедлилась, возведенные за счет программных средств объекты никак не могли претендовать на роль «полюсов роста».

Предельный объем финансирования программных мероприятий новой ФЦП «Юг России» (2008—2012 гг.), утвержденной Правительством РФ в январе 2008 г., составляет 146,14 млрд руб., в том числе 52,1 млрд руб. — из федерального бюджета (см. табл. 5).

Бюджетные ресурсы планируется распределить по направлениям: снятие инфраструктурных ограничений для развития экономики регионов Юга — 33 %; развитие туристического и рекреационного комплексов — 37,3 %; реализация проектов, направленных на смягчение социальной напряженности — 13,4 %; улучшение обеспечения населения регионов Юга коммунальными услугами — 12,5 %; развитие агропромышленного комплекса — 3,8 %. Более 90 % средств из внебюджетных источников составляют инвестиции в коммерческие проекты высокой доходности в сфере туризма и отдыха. Туристско-рекреационные комплексы Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии — главные направления новой программы развития Южного округа. Государственные средства с последующим привлечением частных инвестиций (около 3 руб. частных инвестиций на 1 руб. средств федерального бюджета) предполагается направить на создание инфраструктуры трех туристических комплексов — Приэльбрусья, Мамисона и Домбая— Архыза.

По прогнозам, реализация программы позволит (по сравнению с 2007 г.): сократить уровень бедности в регионах Юга, увеличить денежные доходы населения в 1,8 раза; снизить безработицу на 4,5 %; обеспечить рост уровня бюджетной обеспеченности регионов; увеличить налоговую базу бюджетов муниципального уровня, сократив их дотационность; увеличить доходы консолидированных бюджетов субъектов Южного макрорегиона в расчете на душу населения к 2012 г. в 2 раза; обеспечить увеличение

Таблица 5

Источники и направления финансирования мероприятий ФЦП «Юг России» (2002—2012 гг.)

источники и направления финансирования 2002г. (факт) 2005 г. (факт) 2008-2012 гг. (план)

млн руб. % млн руб. % млн руб. %

Федеральный бюджет, в том числе: 1963,39 100,0 2580,0 100,0 146379,4 100,0

капитальные вложения 182,99 9,32 2580,0 100,0 52100,0 100,0

НИОКР 2,95 0,15 - 0,0 - 0,0

прочие 1777,45 90,53 - 0,0 - 0,0

Бюджеты субъектов ЮФО, в том числе: 2411,72 100,0 856,25 100,0 11876,0 100,0

капитальные вложения 2283,42 94,68 856,2 100,0 11876,0 100,0

НИОКР - 0,0 - 0,0 - 0,0

прочие 128,30 5,32 - 0,0 - 0,0

Внебюджетные источники, в том числе: 12021,89 100,0 330,21 100,0 82403,4 100,0

капитальные вложения 11785,06 98,03 330,21 100,0 82403,4 100,0

НИОКР - 0,0 - 0,0 - 0,0

прочие 236,83 1,97 - 0,0 - 0,0

общего объема инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения к 2012 г. в 2,1 раза.

Однако до создания программы не было и пока нет утвержденной стратегии, определяющей ее роль и место в процессе стратегического программирования развития Юга России на долгосрочный период. Отсутствует необходимая согласованность между этапами в различных отраслевых и территориальных целевых программах. Накопленный в субъектах Юга опыт «стратегирования» показал как недостаточную обоснованность их средств и функций, так и необходимость выявления истинных приоритетов, ориентиров и императивов развития Южного макрорегиона, их актуальной координации с вектором экономической динамики России.

Назрела необходимость разработки реалистичной стратегии развития ЮФО в формате мегапро-екта. Его цель - развитие Юга в статусе мегарегио-на в глобальном экономическом пространстве. Его следует рассматривать как интегральную адресную целевую программу межрегионального масштаба, макроэкономического значения и глобального характера, включающую множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и определенным для его исполнения временем [9, с. 34-36].

Государству необходимо сосредоточиться на инвестициях в стратегические проекты, создающие основу инфраструктуры, способной обеспечить благоприятные условия для притока на Юг России частных отечественных и зарубежных инвестиций уже в конкретные проекты. Ими являются проекты следующей направленности: создание новых и развитие существующих международных транспортных коридоров и дорожных сетей, модернизация морских и речных портов, аэродромов, железнодорожных терминалов; рационализация

инфраструктуры энергообеспечения, способной значительно удешевить энергоресурсы и повысить конкурентоспособность продукции; расширение инфраструктуры рекреационных комплексов, стимулирования потока инвестиций в уникальные природные заповедники Северного Кавказа.

Список литературы

1. Иншаков О. В. О стратегии развития Южного федерального округа//В кн.: Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути развития / Под ред. акад. РАН А. Г. Гранберга. М.: Наука, 2004. Гл. 4.

2. Мельников Р. М. Проблемы теории и практики государственного регулирования экономического развития регионов: монография. М.: Изд-во РАГС, 2006.

3. Мельников Р. М. Федеральные целевые программы территориального развития: проблемы и перспективы // Регион: экономика и социология. № 3. 2006. .

4. Митрофанова И. В. Финансирование федеральных целевых программ//Финансы и кредит. № 9. 2006.

5. Дали регионам ответственность — дайте и деньги [электронный ресурс] //РФ сегодня. № 11. 2006. Режим доступа: http://komfed. ru/smi/283.html.

6. ГранбергА. Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов; 4-е изд. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2004.

7. Порядок формирования федеральных целевых программ трудно назвать разумным [электронный ресурс] //» Rbcdaily. ru». 30/03/2006. Режим доступа: http://www. programs-gov. ru/cgi-bin/news.cgi?news=138&id_news=1398.

8. Составлено и рассчитано по материалам: Приложение № 2 к ФЦП «Юг России» согласно Постановлению Правительства РФ от 21.08.2006 № 511 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 8.08.2001 № 581 «О федеральной целевой программе «Юг России» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. garant. ru/prime/20060825/6225495.html.

9. Митрофанова И. В., Старокожева Г. И. От окружной ФЦП — к приоритетному мегапроекту развития южного макрорегиона России//Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.