Научная статья на тему 'Анализ факторов, влияющих на эффективность и экономичность систем информирования и оповещения населения в целях обеспечения безопасности в местах массового пребывания людей'

Анализ факторов, влияющих на эффективность и экономичность систем информирования и оповещения населения в целях обеспечения безопасности в местах массового пребывания людей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1137
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов, влияющих на эффективность и экономичность систем информирования и оповещения населения в целях обеспечения безопасности в местах массового пребывания людей»

Анализ факторов, влияющих на эффективность и экономичность систем информирования и оповещения населения в целях обеспечения безопасности в местах массового пребывания людей

Аюбов Э.Н., ЦСИ ГЗ МЧС России

В комплексе мероприятий, проводимых в целях обеспечения защиты населения страны, важное место занимают вопросы информирования и оповещения населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций [1]. Качественная организация данных мероприятий способствует повышению оперативности реагирования органов управления и сил на чрезвычайные ситуации, эффективности действий населения в условиях возникновения различных ЧС, снижению потерь населения и материального ущерба. Актуальность данного вопроса подтверждается опытом проведения работ по защите от чрезвычайных ситуаций, исследованиями, выполненными в данной области [2] и целым рядом нормативных правовых документов [3, 4, 5].

Основными мероприятиями, проводимыми в сфере информирования и оповещения населения являются сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, информирование населения о возникших чрезвычайных ситуациях, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации.

В настоящее время оповещение органов управления, сил ГО и РСЧС, оповещение и информирование населения осуществляется с помощью автоматизированных систем централизованного и локального оповещения, которые представляют организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления, систем связи и вещания, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, обеспечивающих передачу условных сигналов и речевой информации в чрезвычайных ситуациях различного характера. По состоянию на начало 2007 г. в Российской Федерации действует 1 федеральная, 6 межрегиональных (в границах федеральных округов), 88 региональных и 1193 локальных систем оповещения (в районах размещения потенциально опасных объектов) [6].

По оптимистичным оценкам действующие системы оповещения способны оповестить 90 % населения страны менее чем за 30 минут [7].

Однако анализ результатов проверок систем оповещения позволяет выделить следующие недостатков [8]. Существующие системы информирования и оповещения были созданы в 60-70 годах прошлого столетия и применяемые в них технические средства морально и физически устарели. Третья часть региональных СЦО ограниченно готовы к использованию по предназначению, а более 80 % - превысили установленный эксплуатационный ресурс (12,5 лет и более). Это может привести к ограничению, а в отдельных субъектах Российской Федерации и к потере возможности централизованного оповещения населения.

В районах размещения потенциально опасных объектов, работы по созданию локальных систем оповещения ведутся крайне медленно (создано только 34,8 % от потребности) [6].

Кроме того, следует отметить, что за последнее время резко изменилась техническая основа сетей связи общего пользования. На территории многих городов создаются цифровые оптоволоконные сети, обеспечивающие передачу информации только для цифровых АТС. К началу 2004 года уже почти во всех административных центрах субъектов Российской Федерации были построены цифровые мультисервисные сети

связи. В этих условиях еще резче обозначилась отсталость аппаратуры оповещения, ее чужеродность в составе цифровых сетей связи и вещания [9].

Из вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что действующие СЦО не соответствуют современным требованиям и необходима их реконструкция, обновление аппаратно - программной базы. Вместе с тем, по данным [10] , на сегодняшний день ориентировочная сметная стоимость реконструкции системы оповещения субъекта Российской Федерации, включая проектные работы, приобретение оборудования, строительно-монтажные работы составляет от 45 до 180 млн. рублей. Если учесть, что в реконструкции нуждаются более 80% региональных систем оповещения, то общие затраты превысят 3,5 млрд. рублей. При этом следует отметить, что на сегодняшний день разработанные нормативные правовые акты не решают проблему финансирования СЦО и носят рекомендательный характер.

Таким образом, анализ показывает, что в настоящее время большая часть технических средств информирования и оповещения находится в неработоспособном состоянии, морально и физически устарела. С учетом значительных требуемых объемов финансирования, отсутствия единой концепции и программы модернизации и развития существующей системы информирования и оповещения населения возможным путем реализации этого важнейшего способа защиты населения является использование передовых технологий хранения, получения, обработки и передачи информации на базе электронно-вычислительной техники, так называемых информационнотелекоммуникационных технологий.

Учитывая, что под информационными технологиями [11] понимаются процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов, а под телекоммуникацией

- передача по линиям связи (проводным, эфирным), прием и отображение различной аудиовизуальной информации [12] возможно дать следующее определение: информационно-телекоммуникационные технологии (ИТТ) - методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи, приема и отображения аудиовизуальной информации.

На современном этапе развития эти технологии становятся одним из наиболее значимых факторов обеспечения безопасности жизнедеятельности населения. ИТТ лежат в основе процессов обработки информации в АИУС РСЧС, ЕДДС, ОСОДУ, НЦУКС и т.д. Кроме того, с использованием современных ИТТ, информация представляется в виде мультимедийных продуктов в области безопасности жизнедеятельности, обучающих, игровых и тестирующих компьютерных программ, видеороликов, информационных сообщений, электронных плакатов. Высококачественный видеоряд, динамичные анимационные фрагменты, профессиональное дикторское сопровождение, мультимедийное представление информации - все это комплексно воздействует на органы чувств человека, вызывает интерес, влияет на его эмоционально - чувственную сферу, развивает устойчивые эмоциональные отношения к окружающему миру, подсознательно воздействует на мотивацию поступков. Кроме того, при воздействии на человека, огромного потока негативной информации именно с использованием этих технологий можно сформировать у людей способность объективно оценивать уровень, характер угроз и опасностей, анализировать возможные последствия их реализации, повысить готовность противостояния им.

Очевидно, что для целенаправленной, с единых научно-методических позиций, комплексной деятельности по массовому внедрению ИТТ необходимо системное объединение кадровых, технических, программных, информационных и других ресурсов. Такое объединение ресурсов реализуется в настоящее время в Общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН), создаваемой на основании поручений Президента и Правительства Российской Федерации [13].

ОКСИОН представляет собой организационно - техническую систему, объединяющую аппаратно - программные средства обработки, передачи и отображения аудиовизуальной информации в целях подготовки населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и охраны общественного порядка, своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о ЧС и угрозе террористических акций, мониторинга обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий [14].

Основной целью создания ОКСИОН является повышение эффективности действий населения при чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций, оперативности информирования населения по правилам безопасного поведения при угрозе и возникновении ЧС, а также мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей.

Основными задачами системы являются повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности, оперативности информирования населения о ЧС, сокращение сроков гарантированного оповещения о ЧС, повышение уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности, увеличение действенности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего населения и организация наблюдения за обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей.

ОКСИОН функционирует в трех режимах: в повседневном, в режиме угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций и в послекризисном режиме. Каждый из режимов функционирования имеет свои особенности и накладывает свои специфические требования на тактико-технические параметры системы.

В повседневном режиме осуществляется информирование населения о правилах безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях, использованию средств индивидуальной и коллективной защиты способам эвакуации и другим навыкам безопасности жизнедеятельности в рамках программ и методик в области ГО и защиты от ЧС, разработанных МЧС России.

В режиме угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций или террористических акций функционирование ОКСИОН заключается в оперативном информировании населения о необходимых действиях в сложившейся обстановке с целью минимизации возможного ущерба от чрезвычайных ситуаций, а также террористических акций.

В послекризисном режиме в период окончательной стадии ликвидации чрезвычайной ситуации функционирование ОКСИОН заключается в информировании населения (предоставление необходимой информации по местам расположения центров и служб социально-психологической реабилитации, медицинской помощи, первичного жизнеобеспечения, «горячим линиям», адресным пунктам поиска родственников и т.д.), обеспечения морально-психологической поддержки, ослабления и снятия по-сткризисных осложнений [15].

Структурно система состоит из федерального, межрегиональных, региональных и муниципальных (городских) информационных центров (ИЦ), терминальных комплексов (ТК), а также автоматизированных, распределенных между ИЦ и ТК, подсистем массового информирования, наблюдения и сбора информации, информационной безопасности, радиационного и химического контроля, звукового сопровождения и информирования, связи и передачи данных, контроля и управления, ГИС и др.

В соответствии с целевым назначением важнейшей подсистемой ОКСИОН является подсистема массового информирования, основу которой составляют технические средства информирования и оповещения населения (ТСИ).

При выборе видов ТСИ принимаются во внимание параметры применяемых информационно - телекоммуникационных технологий. Так, указанные технологии предусматривают передачу информации одновременно для значительного числа людей или

индивидуально, учитывая особенности отдельной личности, коллектива, социальной группы.

Одновременное информирование значительного числа людей может выполняться в местах их массового пребывания - торговых и спортивных сооружениях, культурно-развлекательных учреждениях, местах массового отдыха, транспортных сооружениях, административных зданиях, крупных объектах экономики. Для этого применяются светодиодные панели, полноцветные плазменные (жидкокристаллические) экраны, текстовые дисплеи типа «бегущая строка» и т.пр.

Адресное применение рассматриваемых технологий предусматривает доведение информации до людей вне зависимости от мест их нахождения с помощью различных типов оконечных устройств индивидуального пользования (мобильных телефонов, портативных компьютеров с беспроводным выходом в Интернет, теле и радиоприемников и т.д.).

Развертывание ОКСИОН на территории Российской Федерации в полном масштабе в рамках ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года» планируется поэтапно к 2010 году.

За последние годы выполнены следующие мероприятия по созданию и развитию ОКСИОН [16]:

- разработана концепция, программа создания и системотехнический проект ОКСИОН;

- создана опытная и пилотная зоны ОКСИОН в гг. Москва и Санкт-Петербург, включающие информационные центры и терминальные комплексы, такие как пункты уличного информирования и оповещения (ПУОН), пункты информирования и оповещения в зданиях с массовым пребыванием людей (ПИОН) и пункты информирования и оповещения населения на транспорте (ПИОТ);

- организована разработка типовых и рабочих проектов информационных центров и терминальных комплексов ОКСИОН, осуществляется развертывание этих центров и комплексов в ряде административных центров субъектов Российской Федерации;

- разработана система информационных материалов для обеспечения функционирования ОКСИОН (видеоролики, электронные плакаты, электронные текстовые сообщения, видеофильмы и др.);

- осуществлена система мероприятий по организации межведомственной кооперации при создании ОКСИОН, разработаны соглашения о сотрудничестве при подготовке и информировании населения, подготовлены предложения по организации взаимодействия с различными организациями по созданию сегментов ОКСИОН и другие.

Все эти мероприятия направлены, в основном, на развитие верхних (федерального, межрегиональных) уровней системы.

В настоящее время осуществляется развертывание субъектового и муниципального сегментов ОКСИОН.

Основными мероприятиями при этом являются:

- организация применения терминальных комплексов ОКСИОН по назначению в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации в соответствии с регламентами функционирования;

- планирование, организация и осуществление эксплуатационно-технического обслуживания и текущего ремонта терминальных комплексов ОКСИОН;

- организация коммерческого использования терминальных комплексов ОКСИ-ОН в соответствии с действующим законодательством в области рекламной деятельности и регламентами функционирования информационных центров и терминальных комплексов ОКСИОН;

- профессиональная подготовка специалистов по применению по назначению, эксплуатационно-техническому обслуживанию и текущему ремонту аппаратнопрограммных средств терминальных комплексов ОКСИОН;

- развитие парка терминальных комплексов ОКСИОН, оснащение терминальных комплексов ОКСИОН оборудованием, полностью сопрягаемым с оборудованием информационных центров ОКСИОН;

- арендная оплата за размещение терминальных комплексов, аренда земельных участков под существующие и вновь устанавливаемые терминальные комплексы ОК-СИОН;

- оплата электроснабжения, открытие и аренда каналов связи и иных коммуникаций страхование оборудования терминальных комплексов;

- осуществление услуг связи, транспортных и коммунальных услуг, услуг по содержанию имущества, прочих и иных услуг, расходов, работ в полном объеме, требуемом для эффективного применения по назначению терминальных комплексов ОКСИ-ОН в соответствии с регламентами функционирования и другие работы.

Реализация этих мероприятий сопряжена со значительными финансовыми затратами. При этом использование различных объемов ресурсов при их осуществлении приводит к достижению неодинаковых результатов. Поэтому в связи с ограниченностью финансовых средств возникает задача их рационального распределения. Для этого, в соответствии с теорией принятия решений [17], определяется множество вариантов реализации мероприятий (альтернатив) и из этого множества выбирается наилучший вариант (альтернатива). Для выбора лучшей из множества альтернатив проводится сравнение (оценка и сопоставление) их свойств, показателей, характеристик. Основой такого сравнения является технико-экономическая оценка, под которой применительно к техническим системам понимается комплексная оценка тактических, технических, эксплуатационных свойств и затрат, необходимых для их создания и обеспечения функционирования [по Макиеву Ю.Д.].

Для рассматриваемой задачи такая оценка должна выполняться каждый раз при обосновании рационального распределения финансовых, кадровых и иных ресурсов для развития сегментов системы, целесообразном выборе приоритетных мероприятий по развитию ОКСИОН, обосновании порядка задействования существующих наружных средств рекламы в интересах безопасности жизнедеятельности и во многих других случаях, связанных с принятием решений по путям совершенствования системы, оценки состояния, достигнутого уровня ее развития.

Таким образом, тема исследования является актуальной.

В связи с большим количеством характеристик, учет которых требуется для проведения такой оценки, возникает проблема, связанная с размерностью решаемой задачи («проклятие размерности»). Поэтому для уменьшения объема расчетов все это многообразие характеристик сводится к таким обобщающим показателям, как эффективность (степень достижения цели) и затраты (стоимость). По ним и проводят сравнение рассматриваемых альтернатив. При выборе указанных показателей необходимо учитывать, что они должны быть представительными (т.е. оценивать основной результат действий) и простыми в определении.

При этом может решаться задача выбора такого варианта реализации мероприятий, при которых будет достигнута максимальная эффективность при заданных (фиксированных) размерах выделяемых финансовых средств (или обратная - минимум затрат для достижения заданной эффективности).

ОКСИОН представляет собой организационно-техническую систему, которая определяется как множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство [11]. Основными структурами этой системы являются подсистемы и элементы, распределенные по различным уровням иерархии (федеральному, межрегиональному, субъектовому, муниципально-

му). В связи с тем, что указанные выше мероприятия выполняются на различных уровнях иерархии, необходимо, чтобы разрабатываемый научно-методический аппарат технико-экономической оценки позволял учитывать данное положение. Для этого требуется учет рассматриваемых показателей для каждого из указанных уровней иерархии. При этом следует учитывать то, что для систем характерно наличие свойств, присущих только системе в целом и не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности. Принцип появления у целого свойств, не выводимых из свойств отдельных частей и связей между ними, в кибернетике носит название принципа эмерджентности.

При выборе показателей эффективности на начальном уровне иерархии следует обобщить задачи, возложенные на систему в целом, и свести их к конкретным функциям терминальных комплексов ОКСИОН. Так, например, повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности включает в себя повышение уровня подготовленности населения и может достигаться путем культурно-информационного воздействия на население, т.е. информирования. Исходя из этого, возможно выделить следующие основные целевые функции ТК: оповещение, информирование, подготовка и наблюдение.

Анализ показывает, что в существующих нормативных правовых и иных актах МЧС России отсутствуют дефиниции этих терминов. В этой связи для решения задач настоящего исследования с учетом положений работ [1] по указанным функциям даны следующие определения:

- оповещение - процесс доведения сигналов оповещения или краткой аудиовизуальной информации, объемом не более 2 простых предложений. В соответствии с сигналами и информацией совершаются несложные, заранее отработанные действия;

- информирование - процесс доведения более детальной аудиовизуальной информации (3-7 предложений) или информации в форме видеоряда продолжительностью до 10 с;

- подготовка - процесс доведения информации для формирования знаний и первоначальных умений по действиям в условиях ЧС и терракций (в виде роликов, электронных плакатов, дикторского вещания продолжительностью от 10 сек до 1-2 мин);

- наблюдение - процесс видеонаблюдения в местах массового пребывания людей с целью оценки состояния правопорядка и предупреждения социально - опасных действий.

Для каждой из указанных функций могут быть определены соответствующие показатели эффективности и затрат. Так, например, для оповещения показателями функциональной эффективности ТК являются пропускная способность (количество человек, которые могут наблюдать информацию оповещения с экрана ТК, в единицу времени) и вероятность понимания сигнала (информации) оповещения. Степень понимания должна позволять безошибочно действовать в соответствии с заранее отработанным алгоритмом.

Затраты для этого уровня будут определяться стоимостью оборудования терминального комплекса и затратами на его эксплуатацию (в т.ч. и на содержание обслуживающего персонала, строительно-монтажные работы, аренду земельного участка и др.).

Для муниципального и субъектового уровня такими показателями будут являться время информирования и оповещения, характеризуемое длительностью поступления сигнала об опасности из муниципальных (субъектовых) центров управления в кризисных ситуациях в ИЦ, доведения информации до населения муниципального образования (субъекта РФ), а также охватом населения. Затраты будут характеризоваться суммарными (по всем ТК) значениями указанных показателей, а также затратами, связанными с обеспечением взаимодействия между ТК и с аппаратной частью муниципальных (субъектовых) центров управления в кризисных ситуациях.

В связи с тем, что поставка оборудования ТК осуществляется централизовано в рамках реализации ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года»,

то для федерального уровня показатели затрат будут дополнены стоимостью разработки оборудования и программного обеспечения для различных видов ТК.

Для функции информирования одним из показателей эффективности терминальных комплексов будет являться их пропускная способность. Однако в отличие от оповещения эффективность ТК при реализации функции информирования будет характеризовать не вероятностью понимания сигнала, а вероятность понимания доводимой информации. Если сигнал оповещения является инициирующим фактором реализации несложных, заранее отработанных действий, то, получив более сложную информацию, необходимо ее понять, чтобы правильно действовать в соответствии с ней. С учетом этого возможно определение указанных показателей эффективности и экономичности информирования и на вышестоящих уровнях иерархии - муниципальном, субъектовом и т.д.

Аналогичный поход должен использоваться и при определении указанных показателей для функций подготовки и наблюдения.

Оценка пригодности системы связана с наличием факторов, которые непосредственно оказывают воздействие на определенные показатели, а значит и на всю систему в целом. В связи с этим начальным этапом оценки функциональной эффективности и экономичности ОКСИОН является установление структуры факторов и их параметров, влияющих на показатели системы.

Следует отметить, что на эффективность и экономичность системы (и значения соответствующих показателей) оказывает влияние огромное количество факторов сто-хастичного и детерминированного характера. Это и тактико-технические характеристики оборудования, и параметры мест размещения терминальных комплексов, и показатели информационного воздействия на население используемых ИТТ. Многие из них определяющим образом влияют на функционирование системы, влияние других почти незаметно. К отдельным из них система не чувствительна - малые их изменения вызывают такие же малые изменения в процессе функционирования; ряд других является критичным с точки зрения отклика системы. В этой связи представляется необходимым определить наиболее значимые факторы, влияющие на эффективность и экономичность ОКСИОН, и установить характер их влияния. Для этого могут быть использованы следующие требования:

- установление факторов должно всесторонне учитывать влияние внешних и внутренних условий;

- типовая структура факторов должна обеспечивать основу для наиболее полной оценки установленных показателей эффективности и экономичности.

Анализ этих требований показывает, что с методической точки зрения необходимо разделение всех значимых факторов на внутренние, характеризующие систему «изнутри», с позиций ее частных характеристик, характеристик отдельных элементов и подсистем, и внешние, характеризующие условия внешней, по отношению к системе, обстановки.

К внутренним факторам относятся:

- технические характеристики оборудования ТК (разрешение, линейный размер и площадь экрана, полезный угол обзора, яркость полотна, размер пикселя);

- технические характеристики оборудования ИЦ;

- профессиональная подготовка операторов ИЦ;

- готовность системы к организации взаимодействия с НЦУКС, АИУС РСЧС, системами информирования субъектов РФ и т.д.;

- наличие и качество информационного материала и другие.

Внешние факторы включают:

- факторы размещения ТК (место и способы установки ТК; зона свободного обзора; расстояние беспрепятственной видимости (наличие или отсутствие препятствий); количество ТК на определенной территории);

- медиаметрические факторы (количество людей, способных увидеть информацию за определенное время; плотность и скорость потока пешеходов и транспортных средств на улице (магистрали); оптимальный угол обзора; дальность эффективного восприятия информации (рис. 1); частота смены (показа) информации; время (продолжительность) показа);

- факторы погодных и климатических условий (преобладающие температуры, осадки, ветра и т.п.).

где: Я - максимальное расстояние для восприятия информации;

г - минимальное расстояние для восприятия информации;

а - угол полезного обзора;

D - кратчайшее расстояние между точками лучей горизонтального угла полезного обзора на расстоянии Я от экрана;

И - высота установки экрана (плазменной панели)

Рис. 1. Медиаметрические факторы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей

Все указанные факторы оказывают влияние на показатели эффективности и стоимости системы. Так, например, на такой показатель начального уровня иерархии, как «вероятность понимания информации (сигнала) оповещения» воздействие оказывают место и способы установки ТК, зона свободного обзора, дальность эффективного восприятия информации, частота смены (показа) информации, качество информационного материала, технические характеристики ТСИ и т.д.

На показатель эффективности «охват населения» (муниципальный уровень) влияют такие факторы, как количество ТК на определенной территории, характеристики мест и способов установки ТК, количество людей, способных увидеть информацию за определенное время, плотность и скорость потока пешеходов и автотранспорта на данной улице (магистрали), время показа в целях информирования населения и/или передачи сообщения (продолжительность показа) и др.

Фрагмент структуры показателей эффективности и стоимости, внешних и внутренних факторов, оказывающих воздействие на функционирование ОКСИОН, представлен на рис. 2.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ

.........................Ї-------------

I I I

ОПОВЕЩЕНИЕ

ИНФОРМИРОВАНИЕ

ПОДГОТОВКА

НАБЛЮДЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ

I )( )1 И )

ЧУ Чу Чу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

! г*"4) (^)

ІММММ !

I чу Чу Чу Чу |

I )( )1 )1 )

чу чу чу Чу

Ї ! + ! + ! ^

ФАКТОРЫ ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СИСТЕ-

ВНЕШНЯЯ ГРУППА ФАКТОРОВ

ВНУТРЕННЯЯ ГРУППА ФАКТОРОВ

- Количество ТК на определенной территории

- Место и способы установки ТК

- Зона свободного обзора

- Расстояние беспрепятственной видимости (наличие или отсутствие препятствии)

- Количество людей, способных увидеть информацию за определенное время

- Плотность и скорость потока пешеходов и транспортных средств на улице (магистрали)

- Оптимальный угол обзора

- Дальность эффективного восприятия информации

- Частота смены (показа) информации

- Время (продолжительность) показа

- Погодные и климатические условия

- Технические характеристики оборудования ТК

разрешение экрана

линейный размер и площадь экрана ТСИ полезный угол обзора яркость полотна размер пикселя -Технические характеристики оборудования ИЦ

- Профессиональная подготовка операторов ИЦ -Готовность системы к организации взаимодействия с НЦУКС, АИУС РСЧС, системами информирования субъектов РФ и т.д.,

- Наличие потребного информационного материала, создаваемого в интересах информирования и оповещения населения с учетом статистики опасных и чрезвычайных ситуаций

Рис. 2. Фрагмент структуры показателей эффективности и стоимости, внешних и внутренних факторов, оказывающих воздействие на функционирование ОКСИОН

При рассмотрении показателя «время информирования и оповещения» можно говорить о влиянии факторов профессиональной подготовки операторов ИЦ, технических характеристик оборудования ТК и ИЦ, готовности системы к организации взаимодействия с НЦУКС, АИУС РСЧС, системами информирования субъектов РФ и т.д., наличия информационных материалов т.п.

На стоимостные показатели оказывают влияние технические характеристики ТСИ и стоимость дополнительного оборудования ТК (видеокамеры, переговорные устройства и т.д.), затраты на проведение проектных и строительно-монтажных работ, обслуживание системы на соответствующих уровнях, создание информационного материала и другие. При проведении технико-экономической оценки ОКСИОН через данные факторы будет осуществляться учет влияния внутренних и внешних условий функционирования системы на ее эффективность и стоимость.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- информирование и оповещение населения об угрозе и возникновении ЧС являются одними из основных мероприятий, проводимых в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;

- действующие СЦО морально и физически устарели, необходима их реконструкция или замена, что требует больших капитальных вложений;

- на сегодняшний день отсутствуют единая концепция, целевые программы по реконструкции и модернизации существующей системы информирования и оповещения населения;

- возможным путем реализации рассматриваемого способа защиты населения в современных условиях является использование информационнотелекоммуникационных технологий;

- для целенаправленной, комплексной деятельности по массовому внедрению этих технологий в интересах информирования и оповещения населения в области безопасности жизнедеятельности необходимо объединение кадровых, технических, программных, информационных и других ресурсов в рамках Общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

- в настоящий момент в рамках мероприятий по развертыванию субъектового и муниципального сегментов ОКСИОН зачастую возникает необходимость в обосновании рационального распределения финансовых, кадровых и иных ресурсов для развития сегментов системы, целесообразном выборе приоритетных мероприятий по развитию ОКСИОН, обосновании порядка задействования существующих наружных средств рекламы в интересах безопасности жизнедеятельности и т.п.;

- указанные задачи решаются путем комплексной оценки тактических, технических, эксплуатационных свойств и затрат, необходимых для их создания и обеспечения функционирования системы, т.е. ее технико-экономической оценки;

- для проведения такой оценки необходимо установление комплекса показателей эффективности и затрат для различных функций и уровней иерархии системы;

- на эффективность и экономичность системы оказывает влияние огромное количество факторов, наиболее значимыми из которых являются технические характеристики оборудования ТК и ИЦ, профессиональная подготовка операторов ИЦ, готовность системы к организации взаимодействия с НЦУКС, АИУС РСЧС, системами информирования субъектов РФ и т.д., наличие и качество информационного материала, факторы размещения ТК, медиаметрические факторы, факторы погодных и климатических условий и другие;

- при проведении технико-экономической оценки ОКСИОН через данные факторы должен осуществляться учет влияния внутренних и внешних условий функционирования системы на ее эффективность и стоимость.

Все вышеизложенное обуславливает актуальность настоящей работы. Для разработки методического аппарата технико-экономической оценки систем информирования и оповещения населения в целях обеспечения безопасности в местах массового пребывания людей необходимо провести анализ ранее выполненных исследований.

Литература

1. Соколов, Ю.И. Оповещение населения при чрезвычайных ситуациях. Под ред. В.А. Владимирова. - М.: КРУК, 2001.

2. Анализ состояния и результатов научно-практической работы в МЧС России за 2001 г. (научно-практическая работа «Оповещение - 01»). - М.: ЦСИ ГЗ МЧС России, 2001.

3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994. N 35, ст. 3648).

4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994. N 35, ст. 3649).

5. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998. N 7, ст. 799).

6. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2006 году. - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2007. - 193 с.

7. Материалы Всероссийского совещания с начальниками гражданской обороны - руководителями федеральных органов исполнительной власти и главами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны /ДСП/. - М.: МЧС России. - М.: Триада, Лтд, 2003.

8. НИР «Исследование и научно-методическое обоснование приоритетных направлений развития и совершенствования современных систем информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей» / Концепция развития региональных подсистем ОК-

СИОН с привлечением средств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций. - М.: ЦСИ ГЗ МЧС России, 2006.

9. НИР «Разработка современных технологий оперативного информирования населения. Методическое обоснование форм и методов информирования населения».- М. ЗАО «НПК «ВТИСС», 2006.

10. Анализ состояния и результатов научно - практической работы В МЧС России за 2003 г. (научно-практическая работа «Оповещение - 03»). - М.: ЦСИ ГЗ МЧС России, 2003.

11. Федеральный закон от 27 июля 2007 г. № 149 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

12. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронное издание. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2005.

13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2004 г. N 1327-р (Собрание законодательства Российской Федерации 2004. N 43, ст. 4239).

14. Воробьев, Ю.Л. Гражданская защита. Энциклопедический словарь. Под общей редакцией Шойгу С.К.; МЧС России. - М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2005.

15. Системотехнический проект ОКСИОН. - М.: ОАО НТП «Интеллект Телеком», 2005.

16. Справка о ходе создания Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. - М.: ДГЗ МЧС России, 2006.

17. Вентцель, Е.С. Исследование операций. Задачи, принципы, методология. - М.: Наука, 1988. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.