Научная статья на тему 'Информирование и оповещение населения: роль и место в системе обеспечения безопасности жизнедеятельности'

Информирование и оповещение населения: роль и место в системе обеспечения безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5590
455
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дурнев Р. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информирование и оповещение населения: роль и место в системе обеспечения безопасности жизнедеятельности»

Информирование и оповещение населения: роль и место в системе обеспечения безопасности жизнедеятельности

Дурнев Р.А., к.т.н., ЦСИ ГЗ МЧС России

Ежегодно в Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях (ЧС), дорожнотранспортных происшествиях (ДТП), при пожарах и авариях на водных объектах (далее - опасные и чрезвычайные ситуации) погибает свыше 65 тыс. человек, получает травмы около 300 тыс. человек, прямой материальный ущерб составляет более 14 млрд. руб. [1,2].

Ряд специалистов [3-5] связывают летальный исход пострадавших в этих опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС), как с получением травм, несовместимых с жизнью, так и с опозданием реагирования на указанные ситуации (рис.1), в том числе с задержкой оповещения и информирования органов управления, сил и населения об опасности.

ЧС ДТП

3

49%

1

16%

2

35%

55%

Т ' N42%

43

2

3%

пожары

аварии на водных объектах

3

1 - погибли в период ЧС, ДТП, пожара и аварии на водном объекте

2 - умерли в лечебном учреждении

3 - умерли после ЧС, ДТП, пожара и аварии на водном объекте до прибытия в лечебное учреждение

Рис. 1. Распределение относительного количества погибших при ЧС, ДТП, пожарах и авариях на водных объектах

О недопустимости опоздания реагирования на опасные и ЧС свидетельствуют и данные о катастрофичном росте количества летальных исходов травмированных пострадавших при неоказании им необходимой медицинской помощи. Зависимости, иллюстрирующие это положение, приведены на рис. 2.

(---крайне тяжелой,-----тяжелой,-----средней тяжести)

Время после получения травмы, час

при неоказании им медицинской помощи Рис. 2. Вероятность выживания пострадавших с различными степенями

тяжести состояния

В работах других специалистов [6,7] присутствует мнение о том, что причиной 50-80% всех техногенных и ряда природных катастроф является «человеческий фактор», связанный с низким уровнем подготовленности населения, слабой развитостью ценностно-мотивационной сферы, социальных норм безопасного поведения в повседневных условиях и в ЧС.

Но, несмотря на эту кажущуюся каузальную разнородность, очевидно, что все эти причины (и опоздание реагирования, и «человеческий фактор») связаны, в основном, с вопросами информирования и оповещения населения об угрозах и опасностях природного и техногенного характера. Именно от того, как регулярно будет осуществляться информационное воздействие на людей в области безопасности жизнедеятельности, с какой оперативностью пройдет сигнал оповещения для сил предупреждения и ликвидации опасных и ЧС, насколько своевременно будет оповещено и информировано население, и зависит в конечном итоге результативность мероприятий по снижению людских потерь и материального ущерба в опасных и ЧС.

Под оповещением понимается доведение в сжатые сроки при угрозе возникновения или при возникновении ЧС любого характера до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации (РСЧС) и гражданской обороны (ГО), а также населения на соответствующей территории (объекте) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации о характере угрозы и порядке поведения в создавшихся условиях [8].

Оповещение населения начинается с передачи условных, заранее установленных и предельно понятных населению сигналов (звук сирены, удары в звучащие предметы и т. п.). В настоящее время принят единый сигнал опасности «Внимание всем!» в виде прерывистого (завывающего) звука электрических сирен. Целью этого этапа оповеще-

ния является привлечение внимания на необычность ситуации, связанной с возможностью возникновения какой-то опасности, угрожающей здоровью или жизни. После этого до населения доводится информация о порядке безопасного поведения в создавшихся условиях с использованием сетей телевизионного вещания и радиовещания [9].

В соответствии с [10] информирование населения о чрезвычайных ситуациях -это комплекс заблаговременно проводимых мероприятий по доведению до населения сведений о возможных источниках и масштабах чрезвычайных ситуаций, мерах по их уменьшению их последствий и обучению населения действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Анализ приведенных определений показывает, что хотя указанные способы защиты населения имеют определенную близость, сходство, между ними существуют и значительные различия.

Во-первых, это период реализации этих способов. Если информирование осуществляется в основном заблаговременно, реже - в период ликвидации ЧС, то оповещение - при непосредственной угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

Во-вторых - объем доводимой информации. При оповещении это сигнал «Внимание всем!» и краткие сведения по порядку действий в создавшейся ситуации. При этом в соответствии с [9] длительность передачи речевой информации не должна превышать 5 минут. При информировании до населения доводится разносторонняя информация в области безопасности жизнедеятельности, объем которой в принципе не ограничен [6].

В третьих - это частота доведения информации. Применительно к оповещению определено [9], что допускается 3-кратное повторение передачи информации. Для информирования таких требований не установлено.

В четвертых, в соответствии с сигналами и информацией оповещения совершаются несложные, заранее отработанные действия [6]. Это предполагает наличие системы обучения таким действиям при получении сигналов оповещения, отработки умений и навыков безопасного поведения. В то же время информирование населения, наряду с традиционными способами обучения, является составной частью системы подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности [11].

В пятых, содержание доводимой информации. Для оповещения содержание данной информации связано с порядком действий при конкретных чрезвычайных ситуациях (их угрозе). При втором рассматриваемом способе защиты помимо таких данных могут доводиться сведения по правилам безопасного поведения в повседневных условиях и при ЧС, информация, направленная на формирование экологического сознания, ценностно-мотивационной сферы, качеств личности безопасного типа.

В шестых - это номенклатура технических средств доведения информации. В случае оповещения - это электросирены, уличные громкоговорители, устройства телевизионного вещания и радиовещания. Для информирования данная номенклатура расширяется за счет таких оконечных (терминальных) устройств, как средства отображения информации в местах массового пребывания людей (светодиодные экраны, плазменные или жидкокристалические экраны и т.п.), средства сотовой связи, ПЭВМ с выходом в Интернет, СМИ и многие другие.

И, наконец, оповещение - это двухэтапный процесс (1- передача сигнала «Внимание всем», 2 - доведение информации с использованием сетей связи), информирование - как правило, одноэтапный.

В сущности, защита населения и начинается с его подготовки в ходе заблаговременного информирования, а также своевременного оповещения об угрозе и возникновения какой-либо опасности. Конечно, оповещение и информирование - это способы пассивной защиты, но без них невозможна сама организация защиты населения, деятельность по управлению риском [8]. По различным оценкам [6,11,12,] за счет регулярного информирования и своевременного оповещения населения возможно до 50-70%

снизить размеры санитарных и безвозвратных потерь населения и материального ущерба в опасных и чрезвычайных ситуациях.

В связи с этим понятно то внимание, которое уделяется в настоящее время вопросам информирования и оповещения населения в области безопасности жизнедеятельности [13-18]. В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами, создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем информирования и оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями [9].

Для информирования и оповещения населения, реализации положений указанных актов в стране созданы и функционируют системы централизованного и локального оповещения населения. Данные системы развернуты на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях (рис. 3) [9]. Непосредственное оповещение и информирование населения осуществляется на региональном, муниципальном и объектовом уровнях. При этом сигналы и информация оповещения доводятся:

- с использованием региональной системы оповещения - до населения, проживающего на территории субъекта Российской Федерации;

- с использованием муниципальной системы оповещения - до населения, проживающего на территории муниципального образования;

- с использованием объектовой системы оповещения - до населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме. Основной режим - автоматизированный, который обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения.

В неавтоматизированном режиме доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения осуществляется избирательно, выборочным подключением объектов оповещения на время передачи к каналам связи сети связи общего пользования Российской Федерации.

Для оценки состояния существующей системы информирования и оповещения населения необходимо, в первую очередь, провести анализ состава и возможностей технических средств, используемых для реализации этих способов защиты населения. Результаты этого анализа позволяют сделать следующие выводы [7,8,19-22]:

- существующие средства оповещения морально устарели, имеют низкие тактико-технические характеристики, не отвечающие современным требованиям;

- износ средств оповещения, более 50% средств оповещения нуждается в реконструкции. По прогнозам к 2010 г. количество неработосопособных средств оповещения составит более 85% [23];

- из-за высокой стоимости эксплуатации, низкой ответственности руководителей организаций, на балансе которых стоят ТСО и АУО, сокращается количество таких средств и аппаратуры.

Анализ показывает, что на сегодняшний день отсутствует соответствующие концептуальные и программные документы. В ряде нормативных правовых актов, регламентирующих функционирование этой системы, приводится перечень лишь отдельных мероприятий, направленных на совершенствования и поддержания в готовности средств информирования и оповещения [9,24-26].

ОД — оперативный дежурный; РВ — радиовещание;

ТВ — телевещание;

КТВ — кабельное телевидение; ПВ — проводное вещание;

УГГ — уличные громкоговорители;

СЦО — система централизованного оповещения; ЛСО — локальная система оповещения.

ЭС - электрическая сирена

Рис. 3. Структурная схема существующей системы оповещения

Принимая во внимание отсутствие единой концепции и программы модернизации и развития существующей системы информирования и оповещения населения в настоящее время особенно остро встал вопрос о путях дальнейшей реализации этого важнейшего способа защиты. Для этого представляется целесообразным создание новой системы информирования и оповещения. При построении этой системы необходимо руководствоваться следующими требованиями:

1. Максимально полный охват населения мероприятиями оповещения и информирования независимо от местонахождения каждого человека (дома, в убежище, на улице, транспорте, работе, в лечебных, торговых, спортивных и развлекательных учреждениях и т.п.) за допустимое время; передача сигналов (команд) и информации циркулярно (одновременно всем) и выборочно, в массовом порядке (для значительного количества людей) и индивидуально (адресно, с учетом особенностей обстановки мест пребывания отдельных людей).

2. Мощное позитивное информационное воздействие на население на основе комплексного использования научно-технических достижений в области информирования и оповещения населения, создания современных аппаратно-программных средств и цифровых технологий связи и вещания, отечественного и зарубежного опыта информационного воздействия на людей (в т.ч. в рамках социальной рекламы, с ис-

пользованием современных средств массовой коммуникации и т.д.), применения различных методов и средств, в т.ч. радиовещания (эфирного и проводного), телевещания (эфирного, в т.ч. спутникового, кабельного), современных средств отображения аудиовизуальной информации в местах массового пребывания людей, ПЭВМ с проводным и беспроводным выходом в Интернет, коммуникаторов, средств сотовой (мобильной) связи и др.

3. Использование данной системы не только для оповещения населения об угрозах и опасностях, информирования о правилах безопасного поведения в опасных и ЧС, но и для формирования норм и ценностей людей в области безопасности жизнедеятельности, повышения уровня их подготовленности к действиям по защите от опасных и чрезвычайных ситуаций, развития мотивационной сферы обеспечения безопасности, т.е. формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения (КБЖ) путем осуществления культурно-информационных воздействий.

4. Высокая надежность управления всей системой информирования и оповещения, отдельными ее региональными, субъектовыми и другими подсистемами и элементами. Для этого должна быть предусмотрена возможность управления работой системы из нескольких территориально-разнесенных пунктов управления информированием и оповещением (информационных центров различного уровня).

5. Высокая надежность и живучесть самой системы информирования и оповещения населения, ее подсистем и элементов, постоянная готовность к работе, возможность функционирования системы независимо от возможных нарушений в работе систем энергоснабжения и связи, независимо от условий обстановки, наличия поражающих факторов источников ЧС.

6. Организация тесного сопряжения с аппаратно-программными комплексами органов управления ГО и РСЧС, в том числе Национального центра управления в кризисных ситуациях (НЦУКС), АИУС РСЧС, ОСОДУ, ЕДДС и другими.

7. Приемлемые затраты на реализацию вышеуказанных требований, обеспечение окупаемости системы информирования и оповещения населения, в том числе за счет организации коммерческого использования ТСО в соответствии с действующим законодательством в области рекламной деятельности и регламентами функционирования подсистем и элементов указанной системы без снижения ее общей эффективности (в соответствии с требованиями п.1-3).

Очевидно, что реализация этих требований невозможна без использования передовых технологий хранения, получения, обработки и передачи информации на базе электронно-вычислительной техники.

В наше время именно эти технологии определяют облик не только экономически развитых стран, но и всего мирового сообщества. Поэтому современную ступень развития цивилизации принято характеризовать как информационное общество [27,28], которое характеризуется увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли информационных коммуникаций, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте, созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах.

Понимание этого положения нашло отражение и в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации [29]. В ней говорится, что «современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни

общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации».

О роли этих технологий также свидетельствует то внимание, которое уделяется их развитию в нашей стране. Среди основных направлений фундаментальных исследований, определенных распоряжением Президиума РАН [30] особо выделено направление по созданию глобальных и интегрированных информационнотелекоммуникационных систем и сетей, развитию геоинформатики и геоинформацион-ных систем. Из восьми приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации [31] одно посвящено созданию и совершенствованию информационно-телекоммуникационных систем. Задача развития указанных технологий нашла отражение и в перечне критических технологий Российской Федерации [32], и в базовых технологических направлениях Российской Федерации [33] и многих других документах, устанавливающих приоритеты развития науки и техники, производственно-технологической базы в нашей стране, направления научно-технической политики МЧС России [34].

Однако, несмотря на пристальное внимание, которое уделяется этим технологиям, в настоящее время нет нормативного или общеупотребительного определения данного термина. Так, в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [35] дано только определение информационных технологий, под которыми понимаются процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов. В этом же нормативном правовом акте дано определение информационно-телекоммуникационной сети - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Недостатком первого определения является значительная семантическая корреляция понятий «метод» (способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь [36]) и «процесс» (вариант реализации способа достижения цели, ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь [36]). Кроме того, бесспорно, что важнейшей частью любых технологий являются средства их реализации (в том числе технические средства) [37]. Поэтому ключевым конструктом данного определения должен быть «методы и средства».

Во втором определении допускается смешение понятий («...сети - это системы...»). Кроме того, ввиду его значительной широты (передача по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники») не вполне определена телекоммуникационная составляющая этих сетей.

Понятие «телекоммуникация», в свою очередь, является составным. В словаре русского языка Ожегова С.И. [36] приведены следующие определения его составных частей:

Теле. (от греч. tele — вдаль, далеко) Первая часть сложных слов со значением: 1) относящийся к телевидению, напр. телевещание, телебашня, телеантенна, телеискусство, телепередача, телеспектакль, телерепортаж, телефильм, телеочерк, телеурок, телереклама, телемост, телеобращение, телевыступление; 2) относящийся к телевизору, телевизорам, напр. телеателье (по ремонту телевизоров), телерадиола (телевизор, объединённый с радиолой); 3) относящийся к работе, регулируемой с дальних расстояний различными средствами связи, напр. телеизмерение, телеметрия (то же, что телеизмерение), телесигнализация, телемеханика, телеуправление.

Коммуникация: 1. Путь сообщения, линия связи (спец.). Воздушные, водные

коммуникации. Подземные коммуникации.

2. Сообщение, общение (книжн.). Речь как средство коммуникации. Средства массовой коммуникации (печать, радио, кино, телевидение).

Проведя анализ этих определений (с учетом задач настоящего исследования) и принимая во внимание то, что в системах телевещания передается аудиовизуальная информация (информация, позволяющая пользователю ее воспринимать напрямую, без декодирования (расшифровки) и включающая различные зрительные и акустические образы) возможно осуществить их следующее объединение: телекоммуникация - передача по линиям связи (проводным, эфирным), прием и отображение различной аудиовизуальной информации.

В связи со сказанным под информационно-телекоммуникационными технологиями (ИТТ) будут пониматься методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи, приема и отображения аудио визуальной информации.

Опыт показывает, что в настоящий момент наряду с традиционными методами и средствами оповещения населения, его информирования в различных областях знаний, формирования КБЖ (образование, социализация) современные ИТТ приобретают все большее значение. Аппаратной базой их реализации являются технические средства массовой информации и коммуникации, отображения видеоинформации, средства вычислительной техники и др. С их использованием информация представляется в виде таких информационных материалов, как текстовые аудио и видео сообщения, видеооткрытки и видеозаставки, видеоролики (съемочные, мультипликационные, компьютерные), короткометражные видеофильмы, новостные сюжеты и т.п.

Высококачественный видеоряд, динамичные анимационные фрагменты, профессиональное дикторское сопровождение, мультимедийное представление информации -все это комплексно воздействует на органы чувств человека, вызывает интерес, влияет на его кратокосрочную и долгосрочную память, «регулятор внимания» [38], эмоционально - чувственную сферу, развивает устойчивые эмоциональные отношения к окружающему миру, подсознательно воздействует на мотивацию поступков. Кроме того, в условиях мощного деструктивного информационного воздействия на человека, огромного потока негативной информации об неотвратимых ужасах современного мира с использованием именно этих технологий возможно сформировать у людей способность объективно оценивать уровень и характер угроз и опасностей, анализировать возможные последствия их реализации, повысить готовность противостояния им. По оценкам специалистов [11] внедрение рассматриваемых технологий позволит почти вдвое сократить количество безвозвратных и санитарных потерь населения в опасных и чрезвычайных ситуациях за счет повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности.

Очевидно, что для целенаправленной, с единых научно-методических позиций, комплексной деятельности по массовому внедрению этих технологий в интересах информирования и оповещения населения в области безопасности жизнедеятельности необходимо системное объединение кадровых, технических, программных, информационных и других ресурсов. Такое объединение ресурсов реализуется в настоящее время в Общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН), создаваемой на основании поручений Президента и Правительства Российской Федерации [39-44]. Она представляет собой организационно - техническую систему, объединяющую аппаратно - программные средства обработки, передачи и отображения аудио и видеоинформации в целях подготовки населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и охраны общественного порядка, своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о ЧС и угрозе террористических акций, мониторинга обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий [45]. Основными задачами системы являются повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности, оперативности информирования населения о ЧС, сокращение сроков гарантированного оповещения о ЧС, повышение уровня подготовленности на-

селения в области безопасности жизнедеятельности, увеличение действенности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего населения и организация наблюдения за обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей.

Система сопрягается с органами повседневного управления РСЧС (НЦУКС, ЕДДС и др.) и обеспечивает информационную поддержку при принятии решений по предупреждению и ликвидации ЧС, управлении в кризисных ситуациях.

Для повышения эффективности и экономичности мероприятий по созданию этой системы, разработки и внедрения механизма их реализации трансформируется соответствующее правовое поле [13,18], разрабатываются и реализуются новые нормативные акты.

Так, в совместном приказе МЧС России, МВД России и ФСБ России «О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций» [46] приведены рекомендации по видам технических средств информации, их установке и использованию, а также основным типам мест массового пребывания людей. К ним относятся основные выезды и въезды в город, пересечение основных городских магистралей, площади (подъезды) перед каждым аэровокзалом и места внутри аэровокзала, площади перед железнодорожным вокзалом, внутривокзальные площади, внутри железнодорожных вокзалов, территория, прилегающая к гипермаркетам (торговым центрам), места внутри гипермаркетов, станции метрополитена, центральные площади городов, городские стадионы, рынки, автовокзалы, пляжи, парки, пассажирский транспорт и иные места массового пребывания людей.

Кроме таких мест регулярного массового пребывания населения планируется оповещение и информирование населения в местах, где его массовое пребывание наблюдается менее регулярно (например, крупные выставки, авиа-шоу, спортивные соревнования и музыкальные фестивали под открытым небом и т.п.) или нерегулярно (например, места проведения многолюдных митингов и шествий и др.). Для этого планируется использование мобильных средств информирования и оповещения [47].

Для охвата населения, находящегося вне мест массового регулярного и нерегулярного пребывания, предполагается использование средств мобильной (сотовой) связи, карманных и портативных персональных компьютеров с выходом (в том числе беспроводным) в Интернет и другие средства.

К настоящему моменту выполнены следующие мероприятия по созданию и развитию ОКСИОН [48]:

- разработана концепция, программа создания и системотехнический проект ОКСИОН;

- создана опытная и пилотная зоны ОКСИОН в гг. Москва и Санкт-Петербург, включающие информационные центры и терминальные комплексы, такие как пункты уличного информирования и оповещения (ПУОН), пункты информирования и оповещения в зданиях с массовым пребыванием людей (ПИОН) и пункты информирования и оповещения населения на транспорте (ПИОТ);

- организована разработка типовых и рабочих проектов информационных центров и терминальных комплексов ОКСИОН, осуществляется развертывание этих центров и комплексов в ряде административных центров субъектов Российской Федерации;

- разработана система информационных материалов для обеспечения функционирования ОКСИОН (видеоролики, электронные плакаты, электронные текстовые сообщения, видеофильмы и др.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- осуществлена система мероприятий по организации межведомственной кооперации при создании ОКСИОН, разработаны соглашения о сотрудничестве при подготовке и информировании населения, подготовлены предложения по организации взаимодействия с различными организациями по созданию сегментов ОКСИОН и другие.

Отсутствие целостных, теоретически обоснованных и эмпирически подтвержденных представлений о механизме воздействия ИТТ на сознание людей, характере их долгосрочного влияния на психико-эмоциональные состояния не позволяет научнообоснованно проектировать данные технологии, оценить эффективность существующих ИТТ, используемых для их реализации технических средств с точки зрения целесообразности их использования в интересах информирования и оповещения населения.

Активное проведение работ по развертыванию ОКСИОН на территории Российской Федерации, созданию системы информационных центров различного уровня иерархии требует установления закономерностей и принципов построения систем информирования и оповещения населения на базе информационнотелекоммуникационных технологий. В связи с тем, что на построение различных подсистем и элементов данной системы существенное влияние оказывают условия обстановки, характеристики используемых ТСО, АУО необходим формализованный учет ожидаемых характера, объема и условий осуществления мероприятий по информированию и оповещению населения.

Для оценки эффективности и экономичности различных вариантов построения рассматриваемой системы требуется обоснование комплекса показателей эффективности и затрат на создание и функционирование системы информирования и оповещения населения на базе информационно-телекоммуникационных технологий. Использование данных показателей позволит обосновать рациональный состав, места размещения ТСО, регламент функционирования различных структур указанной системы, порядок эксплуатации аппаратно-программного обеспечения. В связи с ограниченными средствами на создание ОКСИОН, различными значениями показателей эффективности и стоимости создания и функционирования подсистем и элементов этой системы необходима технико-экономическая оценка (ТЭО) системы информирования и оповещения населения в области безопасности жизнедеятельности. На ее основе возможно определять эффективность региональных, субъектовых и муниципальных подсистем, размеры затрат на достижение такой эффективности. Это будет являться основой для выбора рационального варианта расходования финансовых и других средств на развитие ОК-СИОН. Для этого необходимо разработать соответствующую методологию.

Обобщая вышесказанное можно сделать следующие выводы:

- факторами, в существенной степени влияющими на результативность мероприятий по снижению потерь населения и материального ущерба в опасных и чрезвычайных ситуациях, являются регулярность информационного воздействия на население в области безопасности жизнедеятельности, оперативность оповещения сил предупреждения и ликвидации ЧС, населения;

- анализ положений нормативных правовых актов в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах показывает, что в современных условиях оперативное оповещение и информирование населения об угрозе или возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций является приоритетным способом защиты населения, а создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем информирования и оповещения - важнейшей задачей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

- несмотря на важность информирования и оповещения населения в области безопасности жизнедеятельности большая часть технических средств систем централизованного и локального оповещения населения находится в неработоспособном состоянии, морально и физически устарело;

- на сегодняшний день отсутствуют единая концепция, целевые программы по реконструкции и модернизации существующей системы информирования и оповещения населения;

- возможным путем реализации рассматриваемого способа защиты населения в современных условиях является использование информационнотелекоммуникационных технологий;

- для целенаправленной комплексной деятельности по массовому внедрению этих технологий необходимо объединение кадровых, технических, программных, информационных и других ресурсов в рамках Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

- к настоящему моменту разработана концепция, программа создания и системотехнический проект ОКСИОН, организована разработка типовых и рабочих проектов информационных центров, разработана система информационных материалов для обеспечения функционирования ОКСИОН;

- практика показывает, что существенной причиной снижения действенности мероприятий по созданию ОКСИОН является слабая научно-методическая составляющая данных мероприятий;

- для повышения уровня научно-методического обеспечения создания ОКСИОН необходимо разработать методологические основы построения систем информирования и оповещения населения в области безопасности жизнедеятельности на базе ин-формационно-телекоммуника-ционных технологий.

Литература

1. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2006 году. - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2007.- 154 с.

2. Дорожно-транспортные происшествия в России (2005 г.). Информационноаналитический сборник. - М.: ДОБДД МВД России, 2006. -106с.

3. Результаты экспертного опроса специалистов ВЦМК "Защита" Минздрава России и Научно-практического центра экстренной медицинской помощи при Департаменте здравоохранения г. Москвы. - М.: ВНИИ ГОЧС, 2000.

4. Логинов, В. И. Характеристика потерь населения в чрезвычайных ситуациях в Российской Федерации (1997 и 1998 гг.) /В. И. Логинов, А. Ф. Скворцов, Л. А. Зайцева, О. В. Солнцева // Журнал «Медицина катастроф», вып. 4 (28), 1999.

5. Колесников, Д.В. и др. Результаты оценки факторов, влияющих на эффективность технологий спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях аварийноспасательными формированиями МЧС России. / Д.В. Колесников, В.П. Сломянский // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях: Сборник статей. - М.: ВИНИТИ, вып. 3, 2001.

6. Воробьев, Ю.Л., Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения./ Ю.Л. Воробьев, Р.А. Дурнев, В.А. Пучков//- М.: Деловой экспресс, 2006. - 316 с.

7. Акимов, В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера./ В.А. Акимов, П.П. Кукин, М.И. Фалеев и др. // Учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 2006. - 592 с.

8. Соколов, Ю.И. Оповещение населения при чрезвычайных ситуациях. Под ред. В.А. Владимирова. - М.: КРУК, 2001. - 192 с.

9. Об утверждении Положения о системах оповещения населения. Приказ МЧС России, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации и Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 422/90/376.

10. Гражданская защита: энциклопедический словарь. Под общей редакцией С.К. Шойгу; МЧС России. - М.: ДЭКС - ПРЕСС, 2005.- 569 с.

11. Концепция Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. - М.: ДГЗ МЧС России, ОАО «Научнотехническое предприятие «Интеллект - Телеком», 2005.

12. Технико-экономическое обоснование Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. - М.: ДГЗ МЧС России, ОАО «Научно-техническое предприятие «Интеллект - Телеком», 2005.

13. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

14. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне».

15. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

16. Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794.

17. Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». Утверждено указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868.

18. Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Введен в действие приказом МЧС России от 29 июня 2006 г. № 386.

19. Заключительный отчет о НИР «Разработка методологии информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей». - М.: Центр исследования экстремальных ситуаций, 2006. - 497 с.

20. Анализ состояния и результатов научно-практической работы в МЧС России за 2001 г. (научно-практическая работа «Оповещение-01»).

- М.: ЦСИ ГЗ МЧС России, 2001. - 13 с.

21. Анализ состояния и результатов научно-практической работы в МЧС России за 2003 г. (научно-практическая работа «Оповещение-03»). -М.: ЦСИ ГЗ МЧС России, 2003. - 34 с.

22. Итоговый отчет о НИР «Исследование и научно-методическое обоснование приоритетных направлений развития и совершенствования современных систем информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей» (пункт № 2.3.1 (37) Организационно-финансового плана реализации ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года»). - М.: ЦСИ ГЗ МЧС России, 2006. - 112 с.

23. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2004 году. - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2005.

24. Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения. Приказ МЧС России, Минсвязи России, Минкультуры России № 877/138/597 от 7 декабря 2005 года.

25. Об утверждении Положения о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 895.

26. Об утверждении Концепции информационной безопасности МЧС России. Приказ МЧС России от 07.03.2007 г. № 121.

27. Тоффлер, Э. Третья волна. - М.: АСТ, 1999. - 286 с.

28. Шершнев, Л.И. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методическое пособие для учреждений профессионального образования по разделу «Современный комплекс проблем безопасности». - М.: Издательство «Русский журнал», 2004. - 79 с.

29. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г. № Пр-1895.

30. Основные направления фундаментальных исследований Российской Федерации. Распоряжение Президиума РАН от 22 января 2007 года № 10103-30.

31. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. Поручение Президента Российской Федерации от 21.05.06 г. Пр-843.

32. Критические технологии Российской Федерации (поручение Президента Российской Федерации от 21.05.06 г. Пр-842.

33. Базовые технологические направления Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12.06 г. № 1761-р.

34. Фалеев, М.И. О базовых и приоритетных направлениях научно-технической политики МЧС России на 2008-2010 гг. Доклад на коллегии МЧС России, 2007 год.

35. Федеральный закон от 27 июля 2007 г. № 149 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

36. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. - М., Просвещение, 1991. - 582 с.

37. Чумак, С.П. Некоторые аспекты развития технологий аварийно-спасательных работ при массовых разрушениях зданий и сооружений / С.П. Чумак, Р.А. Дурнев// Журнал «Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях», вып. 2, 2005.

38. Эрик дю Плесси. Психология рекламного влияния. Как эффективно воздействовать на потребителя. Пер.с англ. - СПб.: Питер, 2007. - 272 с.

39. Поручение Президента Российской Федерации от 22 сентября 2004 г. № Пр-1601.

40. Поручение Президента Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № Пр-2107.

41. Поручение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2004 г. № МФ-П4-

5396.

42. Поручение Правительства Российской Федерации от 11 января 2005 г. № МФ-П4-33.

43. Поручение Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. № МФ-П4-892.

44. Поручение аппарата Правительства Российской Федерации от 25 марта 2005 г. № П4-6697.

45. Дурнев, Р.А. Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. Статья в энциклопедии «Г ражданская защита». Том 2. - М.: Деловой экспресс, 2006.

46. Приказ МЧС России, МВД России и ФСБ России от 31.05.2005 г. № 428/432/321 «О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций».

47. Мобильный сегмент. Концепция создания и использования. - М.: ДГЗ МЧС России, ОАО «НТП Интеллект-Телеком», 2006. - 59 с.

48. Справка о ходе создания Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. - М.: ДГЗ МЧС России, 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.