Научная статья на тему 'Анализ эффективности внедрения специализации "Аква-аэробика" в учебный процесс дисциплины "Физическая культура (Элективная дисциплина)" в вузе'

Анализ эффективности внедрения специализации "Аква-аэробика" в учебный процесс дисциплины "Физическая культура (Элективная дисциплина)" в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / ПУЛЬСОВАЯ СТОИМОСТЬ / ПУЛЬСОВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханов Рейман Гюлбалаевич, Моисеев Александр Васильевич, Сурнин Дмитрий Игоревич, Усачев Николай Александрович

В статье представлены результаты сравнительного анализа функциональной подготовленности студентов ФГБОУ ВО «Дагестанский государственных педагогический университет» (ФГБОУ ВО «ДГПУ»). в зависимости от выбранной специализации в рамках учебной дисциплины «Физическая культура (Элективная дисциплина)». Обоснована эффективность внедрения физкультурно-спортивной специализации «аква-аэробика» в системе физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ханов Рейман Гюлбалаевич, Моисеев Александр Васильевич, Сурнин Дмитрий Игоревич, Усачев Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of efficiency of implementation of Aqua-Aerobic specialization in the educational process of discipline "Physical culture (elective discipline)" at the University

The article presents the results of the comparative analysis of the functional readiness of the students of the Dagestan State Pedagogical University, depending on the chosen specialization within the framework of the educational discipline "Physical Culture (Elective Discipline)". The effectiveness of introduction of physical culture and sports specialization "aqua aerobics" in the system of physical education is substantiated.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности внедрения специализации "Аква-аэробика" в учебный процесс дисциплины "Физическая культура (Элективная дисциплина)" в вузе»

8. Ilyin, E.P. (2009), Psychology of communication and interpersonal relationships, Piter, St. Petersburg.

9. Komogorov, P.F. (2000), Organization of tolerance among university students' interpersonal communication, dissertation, Kurgan.

10. Todortseva, Yu.V. (2004), Organization of tolerance among future teachers in the process of professional training, dissertation, Odessa.

Контактная информация: eminhamidi@gmail.com

Статья поступила в редакцию 06.03.2018

УДК 796.011.3

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «АКВА-АЭРОБИКА» В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (ЭЛЕКТИВНАЯ ДИСЦИПЛИНА)» В ВУЗЕ

Рейман Гюлбалаевич Ханов, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Васильевич Моисеев, кандидат педагогических наук, Дагестанский государственный

педагогический университет (ДГПУ), Махачкала; Дмитрий Игоревич Сурнин, кандидат педагогических наук, доцент, Тольяттинский государственный университет (ТГУ), Тольятти; Николай Александрович Усачев, кандидат педагогических наук, доцент, Поволжский государственный университет сервиса (ПВГУС), Тольятти

Аннотация

В статье представлены результаты сравнительного анализа функциональной подготовленности студентов ФГБОУ ВО «Дагестанский государственных педагогический университет» (ФГБОУ ВО «ДГПУ»). в зависимости от выбранной специализации в рамках учебной дисциплины «Физическая культура (Элективная дисциплина)». Обоснована эффективность внедрения физкультурно-спортивной специализации «аква-аэробика» в системе физического воспитания.

Ключевые слова: сердечно-сосудистая система, пульсовая стоимость, пульсовая эффективность, физическая культура.

ANALYSIS OF EFFICIENCY OF IMPLEMENTATION OF AQUA-AEROBIC

SPECIALIZATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE (ELECTIVE DISCIPLINE)" AT THE UNIVERSITY

Reyman Gyulbalayevich Khanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Vasilyevich Moiseyev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala; Dmitry Igorevich Surnin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Togliatti State University, Togliatti; Nikolay Aleksandrovich Usachev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volga State University of Service, Togliatti

Annotation

The article presents the results of the comparative analysis of the functional readiness of the students of the Dagestan State Pedagogical University, depending on the chosen specialization within the framework of the educational discipline "Physical Culture (Elective Discipline)". The effectiveness of introduction of physical culture and sports specialization "aqua aerobics" in the system of physical education is substantiated.

Keywords: cardiovascular system, pulse value, pulse efficiency, physical culture, sports and sports specializations, functional state.

ВВЕДЕНИЕ

Мониторинг функционального состояния учащейся молодежи - одна из первоочередных задач, т.к. данный критерий является одним из основных при комплексной оценке здоровья и физического развития. Под физическим развитием понимают прежде всего биологический процесс формирования морфофункциональных систем организма. У

студентов, возраст которых варьируется от 18-21 года средние показатели физического развития соответствуют пороговому уровню взрослого человека [1].

Основное влияние на развитие функциональной системы обучающихся оказывают систематические занятия физическими упражнениями в рамках физкультурно-спортивных специализаций учебной дисциплины «Физическая культура (Элективная дисциплина)».

Эффективность физической подготовки во многом зависит от выбора средств и методов, направленных на развитие ведущих качеств занимающихся [2].

Цель исследования - проверить эффективность внедрения физкультурно-спортивной специализации «Аква-аэробика» в систему физического воспитания ФГБОУ ВО «ДГПУ». Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ научно-методической литературы и нормативной- правовой документации по проблеме исследования;

2. Проследить динамику развития функциональной подготовленности в зависимости от типа двигательной активности в рамках физкультурно-спортивных специализаций учебной дисциплины «Физическая культура (Элективная дисциплина)»;

3. Сформулировать выводы и практические рекомендации по эффективности внедрения физкультурно-спортивной специализации «Аква-аэробика» в систему физического воспитания ФГБОУ ВО «ДГПУ».

ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участия 56 студенток ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «ДГПУ»), которые были разделены на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы.

КГ (n=28) - студенты, занимающиеся на специализации «Фитнес» (Классическая аэробика) в рамках изучения элективного курса дисциплины «Физическая культура и спорт».

ЭГ (n=28) - студенты, занимающиеся на специализации «Аква-аэробика» в рамках изучения элективного курса дисциплины «Физическая культура (Элективная дисциплина)».

Разделения на контрольную и экспериментальную группы было проведено с учетом равнозначного соотношения типов двигательной активности физкультурно-спортивных специализаций «Аква-аэробика» и «Фитнесс».

Для большей достоверности эксперимента при разработке учебно-тренировочных программ были подобраны типовые базовые упражнения, проводимые в представленных специализациях.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (май - август 2016 г.) - Анализ научно-методической литературы.

Второй этап (сентябрь - октябрь 2016 г.) - Формирование контрольной и экспериментальной групп, проведение констатирующего эксперимента.

Третий этап (апрель - май 2017 г.) - Подведение итогов констатирующего эксперимента. Проведение и анализ результатов формирующего эксперимента.

На этапе анализа научно-методической литературы и нормативно-правовой документации были определены основные направления констатирующего и формирующего эксперимента; порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательной программе дисциплины «Физическая культура (Элективная дисциплина)» высшего образования, согласно Приказа Министерства образования и науки РФ №1367 от 19.12.2013.

Для комплексной оценки состояния сердечно-сосудистой системы рассчитывались такие показатели, как:

1. Пульсовая эффективность: HRE=SX60* 100/T/AHR, где S - расстояние в метрах, T - время в секундах, AHR - средний пульс уд/мин.

2. Пульсовая стоимость: ПС = (П х 1) / (60 х Ь), где ПС - пульсовая стоимость (в ударах на 1 км), П - средний пульс во время тренировки (в ударах в минуту), 1 - время тренировки (в секундах), Ь - дистанция (в километрах).

Данные показатели измерялись в 2 этапа - констатирующего (сентябрь-октябрь) и формирующего (апрель-май) эксперимента. Необходимо отметить, что при расчете показателей была строго стандартизирована нагрузка - бег по стадиону, дистанция 1000 м за строго заданное время - 6,0 мин.

Таблица 1. Показатели эффективности сердечно-сосудистой системы на различных этапах эксперимента __

Исследуемые группы Пульсовая стоимость Пульсовая эффективность

Констатирующий Формирующий Констатирующий Формирующий

эксперимент эксперимент эксперимент эксперимент

КГ 966±6 936±5 103,5±3 106,8±2,8

ЭГ 978±6,3 930±5,5 102,2±2 107,5±2,3

По итогам констатирующего эксперимента стоит отметить, что студенты в обеих группах (ЭГ и КГ) по уровню функционального состояния были на одном уровне, о чем свидетельствуют данные представленные в таблице 1 и рисунке. 1.

163,5 163,0 162,5 162,0 161,5 161,0 160,5 160,0 159,5

163,1

161,0

156,5 156,0 155,5 155,0 154,5

ЧСС (сред.) □ КГ ПЭГ

Рисунок 1 - Показатели ЧСС после преодоления дистанции 1000 м на этапе констатирующего эксперимента

156,4

155,2

ЧСС (средн.)

□ КГ ПЭГ

Рисунок 2 - Показатели ЧСС после преодоления дистанции 1000 м на этапе формирующего эксперимента

Представленные данные формирующего эксперимента свидетельствуют об эффективности внедренной учебно-спортивной специализации «Аква-аэробика». Стоит отметить, что студентки ЭГ по уровню развития сердечно-сосудистой системы незначительно опережали КГ, что связано с проведением занятий в водной среде.

ВЫВОДЫ

1. При анализе научно-методической литературы были выявлены критерии оценки функциональной подготовленности (уровень эффективности сердечно-сосудистой системы) студенток посредством определения пульсовой стоимости и пульсовой эффективности передвижения.

2. Согласно выявленным критериям, определена динамика показателей эффективности сердечно-сосудистой системы на различных этапах эксперимента при выполнении стандартизированной нагрузки в КГ и ЭГ.

3. При всех равных условиях (уровень начальной функциональной подготовленности, разработанного комплекса типовых базовых упражнений) занятия в водной среде более благотворно влияют на развитие сердечно-сосудистой системы, что свидетельствуют об эффективности внедрения физкультурно-спортивной специализации «Аква-аэробика» в систему физического воспитания ФГБОУ ВО «ДГПУ».

ЛИТЕРАТУРА

1. Блинков, С.Н. Исследование антропометрических показателей физического развития учащейся молодежи мужского пола 17-19 лет Самарской области / С.Н. Блинков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 5 (135). - С. 25-28.

2. Прыткова, Е.Г. Физическая работоспособность как ведущая составляющая здоровья человека / Е.Г. Прыткова, И.М. Сазонова // Спортивная медицина. - 2005. - № 1. - С. 26.

REFERENCES

1. Blinkov, S.N. (2016), "Research of anthropometric indices of physical development of male students aged 17-19 in the Samara Region", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 135, No 5, pp.25-28.

2. Pritkova, E.G. and Sazonova, I.M. (2005), "Physical performance as the leading component of human health", Sportivnaya medicina, No 1, p. 26.

Контактная информация: nauka.dgpu@gmail.com

Статья поступила в редакцию 13.03.2018

УДК 796.03

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО КЛУБА ВУЗА

Татьяна Ивановна Чедова, кандидат педагогических наук, доцент, Галина Аркадьевна Гавронина, кандидат педагогических наук, доцент,

Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь

Аннотация

В статье рассматриваются особенности формирования мотивационно-волевых свойств личности студентов, занимающихся в спортивном клубе университета. Спортивный клуб представляется внеурочной формой вуза, деятельность которого направлена на формирование общекультурных компетенций студентов и развитие их личностных качеств.

Ключевые слова: студенты, спортивный клуб, волевые свойства личности.

FORMATION OF MOTIVATION-VOLITIONAL PROPERTIES OF STUDENTS PERSONALITY OF SPORTS CLUB OF THE UNIVERSITY

Tatyana Ivanovna Chedova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Galina Arkadievna Gavronina the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Perm State University, Perm

Annotation

The peculiarities of the formation of motivational and volitional characteristics of the personality of students engaged in the sports club of the University are considered in the article. The sports club is represented with the extracurricular form of the university, which activities are aimed at the formation of the general cultural competencies of the students and development of their personal qualities.

Keywords: students, sports club, strong-willed personality traits.

ВВЕДЕНИЕ

Актуализация важности вопросов формирования личности студенческой молодежи, аспектов их физической и психологической подготовленности к жизни и к будущей профессии, подтверждается такими современными госпрограммами как «Национальный проект «Здоровье»» [2], «Концепция развития системы здравоохранения в РФ до 2020 г.» [1], «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской федерации до 2020 года» [4]. Психологическое и физическое здоровье студентов, как будущих профессиональных кадров, выражается в их учебной, творческой, гражданской и профессиональной реализации, которой могут успешно способствовать занятия в спортивном клубе при вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.