Научная статья на тему 'Педагогические условия организации толерантного педагогического взаимодействия иностранных студентов в высшем учебном заведении'

Педагогические условия организации толерантного педагогического взаимодействия иностранных студентов в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамиди Мухаммед Эмин

В данной статье описаны такие педагогические условия организации толерантного педагогического взаимодействия иностранных студентов в вузе, как: формирование и развитие толерантности у студенческой молодежи; создание толерантной образовательной среды в вузе; применение интерактивных методов и приемов в процессе профессиональной подготовки; последовательное обеспечение процесса самостоятельного воспитания толерантности у студентов. Студентам вузов крайне важно пополнять знания по проблеме толерантности, так как объем и надёжность этих знаний будут выступать условием для квалифицированного осуществления профессиональной деятельности в конкретных языковых формах и в соответствующих структурах мышления и поведения. В статье дана характеристика понятия «условие» через призму психологического и педагогического компонентов. Реализация данных педагогических условий обеспечит эффективность взаимодействия субъектов образовательного процесса в соответствии с нормами толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хамиди Мухаммед Эмин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of organization of foreign students’ tolerant pedagogical cooperation at University

The article deals with such pedagogical conditions of organization of foreign students’ tolerant pedagogical cooperation at University as: training of scientific educational workers’ for forming and development the knowledge about tolerance; formation of tolerant educational environment at University; usage of the interactive methods during the students’ professional education; sequential guarantee of tolerance self-education among the students. It’s of great importance to enrich the knowledge of tolerance problem. It shows that the volume and validity of this knowledge will be the condition for qualified professional occupation in the particular language forms and in the appropriate structures of the thoughts and behavior. In this article we can find the definitions of “condition” from the viewpoint of psychology and pedagogy. In the article we can also find the definition of “pedagogical conditions”. Implementation of these conditions will provide the effective interaction of the subjects of the educational process in accordance with the norms of tolerance.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия организации толерантного педагогического взаимодействия иностранных студентов в высшем учебном заведении»

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТОЛЕРАНТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Мухаммед Эмин Хамиди, аспирант, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск

Аннотация

В данной статье описаны такие педагогические условия организации толерантного педагогического взаимодействия иностранных студентов в вузе, как: формирование и развитие толерантности у студенческой молодежи; создание толерантной образовательной среды в вузе; применение интерактивных методов и приемов в процессе профессиональной подготовки; последовательное обеспечение процесса самостоятельного воспитания толерантности у студентов. Студентам вузов крайне важно пополнять знания по проблеме толерантности, так как объем и надёжность этих знаний будут выступать условием для квалифицированного осуществления профессиональной деятельности в конкретных языковых формах и в соответствующих структурах мышления и поведения. В статье дана характеристика понятия «условие» через призму психологического и педагогического компонентов. Реализация данных педагогических условий обеспечит эффективность взаимодействия субъектов образовательного процесса в соответствии с нормами толерантности.

Ключевые слова: педагогические условия, толерантность, толерантное педагогическое взаимодействие.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ORGANIZATION OF FOREIGN STUDENTS' TOLERANT PEDAGOGICAL COOPERATION AT UNIVERSITY

Muhammed Emin Hamidi, the post-graduate student, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

Annotation

The article deals with such pedagogical conditions of organization of foreign students' tolerant pedagogical cooperation at University as: training of scientific educational workers' for forming and development the knowledge about tolerance; formation of tolerant educational environment at University; usage of the interactive methods during the students' professional education; sequential guarantee of tolerance self-education among the students. It's of great importance to enrich the knowledge of tolerance problem. It shows that the volume and validity of this knowledge will be the condition for qualified professional occupation in the particular language forms and in the appropriate structures of the thoughts and behavior. In this article we can find the definitions of "condition" from the viewpoint of psychology and pedagogy. In the article we can also find the definition of "pedagogical conditions". Implementation of these conditions will provide the effective interaction of the subjects of the educational process in accordance with the norms of tolerance.

Keywords: pedagogical conditions, tolerance, tolerant pedagogical cooperation.

Сегодня проблема формирования и развития коммуникативной толерантности особо актуальна, одной из причин этого является российская многонациональность, еще одной причиной является обмен студентами между странами, благодаря чему общение представителей различных национальных культур становится более тесным.

Любая профессия, которую получают студенты в вузе, должна иметь толерантные начала для того, чтобы личность в процессе межличностной коммуникации могла воспринимать мир через призму интересов и взглядов других людей.

В эксперименте приняли участие иностраные студенты из Турции, Конго и Китая, обучающиеся в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете подготовительного отделения и студенты второго курса факультета физической

культуры, физико-математического и психологического факультетов. Для распределения студентов по уровням их толерантно-этической принадлежности был проведен ряд диагностических процедур. По результатам диагностики в начале эксперимента выяснилось, что 40% иностранных студентов принадлежат к среднему уровню толерантности, 32% к высокому уровню и 28% к низкому уровню толерантности.

В исследовании были применены следующие методы и методики: В.В. Бойко «Методика диагностики коммуникативной толерантности», В.В. Бойко «Методика диагностики уровня эмпатических способностей», «16-факторный личностный опросник» Р.Б. Кеттела, «Методика диагностики межличностных отношений» Т. Лири, также использованы методы математического и статистического анализа обработки данных.

Автор полагает, что: 1) Теоретические основы организации процесса толерантной коммуникации в высшей школе, состоят из положений нравственного императива общения по соблюдению принципов равенства, суверенитета, уважения, признания прав других лиц; 2) «Коммуникативная толерантность» заключается в терпеливом отношении к людям, сдержанности к проявлению неприятных психических состояний и поведения других лиц в интерактивных процессах, бесконфликтности общения с соблюдением ценностных, этических и эстетических норм.

Многие ученые такие, как Ю.В. Тодорцева [10], П.Ф. Комогоров [9], Е.А. Аших-мина [6], Т.Н. Белоус [3], Н.А. Асташова [2], Л.С. Асейкина [1], С.В. Знаменская [7] и др. выделяли педагогические условия воспитания толерантности у студенческой молодежи. Принимая во внимание этот факт, в ходе исследования автором выделены следующие условия организации толерантного педагогического взаимодействия иностранных студентов в вузе: подготовить научно-педагогический состав к формированию и развитию знаний о толерантности; создать толерантную образовательную среду в ВУЗе; применять интерактивные методы и приемы в процессе профессиональной подготовки студентов; последовательное обеспечение процесса самовоспитания толерантности у студентов.

Одно из педагогических условий формирования и развития толерантности у студенческой молодежи это подготовка научно-педагогического состава к формированию и развитию знаний о толерантности. Процесс формирования толерантности должен выглядеть как целостность учебного и воспитательного процесса, а в педагогике толерантности должны содержаться методы и приемы обучения и воспитания. Комплексный подход реализуется в междисциплинарных связях. Он обеспечивает целостность организации процесса развития толерантности и его результатов. Формируя знания о толерантности, у студентов повышается уровень информированности о наличии содержательных аспектов данного феномена, специфике изучения явления толерантности в различных сферах, развития данной проблемы. Происходит развитие материальных и духовных ценностей, в том числе и интересов, норм поведения, которые направлены на овладение и применение на практике и при общении таких этических принципов толерантности, как: принцип равенства, взаимопомощи, свободы выбора и культурно-ценностного самоопределения личности. Также в процессе формирования знаний о толерантности у студентов развиваются умения и навыки толерантного общения, которое является поведенческой стороной процесса формирования толерантности у иностранных студентов и состоит из самостоятельного ознакомления и изучения приемов делового общения, ориентира установки на толерантное взаимодействие.

Второе педагогическое условие - это создание толерантной образовательной среды в вузе. В процессе формирования и развития толерантности у студенческой молодежи преподаватель играет одну из самых главных ролей, так как, если преподаватель не совершенствует себя, то о воспитании толерантности у студенческой молодежи не может быть и речи. Педагогическое воздействие преподавателя будет также малоэффективно и непродуктивно в случае, если воспитательная среда не будет подкрепляться данными воздействиями и не будет согласовываться с ними. Преподаватель воспитывает личность

студента, формирует и развивает его умения, знания, а также его качества через создание определённых условий, при которых студент будет активно вовлечён в деятельность по достижению определённых целей и, тем самым, будет совершенствоваться. В ходе данного воспитательного процесса у студента формируются системно-ориентировочные основы поведения и деятельности личности. Основной задачей является развитие у студенческой молодежи гуманистических ценностей, которые оцениваются по критериям «гуманный» и «антигуманный». В процессе формирования толерантности у студенческой молодежи немаловажным является установить гуманные, доверительные отношения между субъектами образовательного процесса.

Образовательный процесс в вузе неотъемлемо связан с процессом воспитания студенческой молодежи, овладением основами наук, а также богатством национальной и мировой культуры. Каждый преподаватель, независимо от того, какой предмет он преподаёт, в первую очередь является воспитателем. По мнению К. Ушинского «дух учебного заведения живет не в стенах и не на бумаге, а в характере большинства преподавателей и оттуда переходит в характеры воспитанников» [4].

Третье педагогическое условие - применение интерактивных методов и приемов в процессе профессиональной подготовки. Благодаря применению данного метода у студентов будет формироваться способность неординарного мышления и отстаивания своей позиции и жизненных ценностей, умение сотрудничать, вести диалог, относясь при этом к своим оппонентам толерантно и доброжелательно. Интерактивная деятельность позволяет увеличить не только багаж знаний, умений и навыков, способов взаимодействия, но и раскрыть новый потенциал студенческой молодежи, что также важно для развития знаний посредством вовлечения участников воспитательного процесса в осознанное переживание индивидуальной и коллективной деятельности с целью приобретения опыта, а также осознания и принятия ценностей.

По мнению автора, применение таких интерактивных методов как: метод дискуссии, диалога, и метод мозгового штурма будут особенно эффективны в развитии толерантности студенческой молодежи, так как применение этих методов способствует развитию взаимопонимания, доброжелательности, терпимости, умения слышать и слушать, производить анализ собственных действий и действий других, правильной оценки своих способностей, умения идти на компромисс, то есть все составляющие основы толерантности [8].

Для наиболее эффективного формирования толерантности целесообразно применять интерактивные методы, благодаря которым у студентов появится возможность воспринимать и сопереживать ситуацию более глубоко [5].

Четвертое педагогическое условие - последовательное обеспечение процесса самостоятельного воспитания толерантности у студентов. Деятельность педагога в процессе самовоспитания толерантности студентов является одной из самых главных, что, преимущественно, связано с признанием своего профессионального достоинства, уважительным отношением к другим. Если преподаватель сам будет проявлять нетерпимость, таким образом, он будет провоцировать конфликт и обострять отношения. Одним из важных моментов также является самоанализ собственного поведения и отношения к другим, беспристрастная оценка своих поступков, решений и мыслей.

Исходя из вышеописанных педагогических условий, процесс развития толерантности иностранных студентов можно изложить следующим образом: пополнение информации о толерантности; создание толерантного диалога в рамках учебно-профессионального взаимодействия; предоставление учебно-методических средств для педагогического процесса.

Важность пополнения у студентов знаний по проблемам толерантности общефилософского, этико-эстетического и лингвистического характера состоит в том, что объем и прочность этих знаний является условием для качественного осуществления профессиональной деятельности в конкретных языковых формах и в соответствующих структурах мышления и поведения [2].

В результате диссертационного исследования благодаря применению методов математического и статистического анализов, были произведены расчеты, из которых следует, что высоким уровнем толерантности обладают почти 32% иностранных студентов, средним уровнем 45% и низким уровнем толерантности обладают почти 14% иностранных студентов. Это означает, что внедрение авторской модели формирования толерантности у иностранных студентов является эффективным, а, следовательно, гипотеза подтверждена.

Таким образом, можно прогнозировать, что реализация вышеперечисленных педагогических условий позволит выстроить процесс обучения иностранных студентов более эффективно. И в этом случае взаимодействие всех субъектов педагогического процесса в высшей школе будет соответствовать нормам толерантности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асейкина, Л.С. Организация толерантного педагогического взаимодействия на этапе довузовской подготовки иностранных студентов : автореф. ... дис. канд. пед. наук : 13.00.08 / Асейкина А.С. - Орел, 2009. - 25 с.

2. Асташова, Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений / Н.А. Асташова // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). - Воронеж : МОДЭК, 2003. - С. 74-85.

3. Белоус, Т.М Воспитание толерантности у студентов высших педагогических учебных заведений в процессе изучения иностранного языка : автореф. ... дис. канд. пед. наук : 13.00.04 / Белоус Т.М. - Киев, 2004. - 24 с.

4. Братченко, С. Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты / С. Л. Братченко / С. Л. Братченко // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М. : [б.и.], 1997. - С. 201-222.

5. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. - М. : Высшая школа, 1991. - 207 с.

6. Воспитание толерантности в системе воспитательной работы вуза [Электронный ресурс] // http://2002.socont.school.udsu.ru URL: http://2002.socont.school.udsu.ru/mirolub/ashihmina.html (дата обращения: 24.03.2018).

7. Знаменская, C.B. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе : автореф. ... дис. канд пед. наук : 13.00.08 / Знаменская С.В. - Ставрополь, 2004. - 26 с.

8. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильиг. - СПб. : Питер, 2009. - 576 с.

9. Комогоров, П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов вуза : автореф. ... дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Колмогоров П.Ф. - Курган, 2000. - 22 с.

10. Тодорцева, Ю.В. Формирование толерантности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки : автореф. ... дис. канд. пед. наук : 13.00.04 / Тодорцева Ю.В. - Одесса, 2004. -20 с.

REFERENCES

1. Aseykina, L.S. (2009), Organization of tolerant pedagogical cooperation during pre-university foreign students' training, dissertation, Orel.

2. Astashova, N.A. (2003), "The problems of tolerance training at educational institutions", in book Tolerant mind and forming tolerant relations (theory and practice), Modec, Voronezh, pp. 74-85.

3. Belous, T.N. (2004), "Tolerance education among university's students in the process of studying foreign students, dissertation, Kiev.

4. Bratchenko, S.L. (1997), "Interpersonal dialogue and its attributes", in book Psychology with human face: humanistic perspective in post-Soviet psychology, Moscow, pp. 201-222.

5. Verbitskiy, A.A. (1991), Active education at higher school: context approach, High school, Moscow.

6. Ashikhmina, E.A. (2002), "Tolerance education in frame of university's educational work", available at: http://2002.socont.school.udsu.ru/mirolub/ashihmina.html, (accessed 24.03.2018).

7. Znamenskaya, S.V. (2004), Pedagogic conditions of foreign students' communicative culture organization at university, dissertation, Stavropol.

8. Ilyin, E.P. (2009), Psychology of communication and interpersonal relationships, Piter, St. Petersburg.

9. Komogorov, P.F. (2000), Organization of tolerance among university students' interpersonal communication, dissertation, Kurgan.

10. Todortseva, Yu.V. (2004), Organization of tolerance among future teachers in the process of professional training, dissertation, Odessa.

Контактная информация: eminhamidi@gmail.com

Статья поступила в редакцию 06.03.2018

УДК 796.011.3

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «АКВА-АЭРОБИКА» В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (ЭЛЕКТИВНАЯ ДИСЦИПЛИНА)» В ВУЗЕ

Рейман Гюлбалаевич Ханов, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Васильевич Моисеев, кандидат педагогических наук, Дагестанский государственный

педагогический университет (ДГПУ), Махачкала; Дмитрий Игоревич Сурнин, кандидат педагогических наук, доцент, Тольяттинский государственный университет (ТГУ), Тольятти; Николай Александрович Усачев, кандидат педагогических наук, доцент, Поволжский государственный университет сервиса (ПВГУС), Тольятти

Аннотация

В статье представлены результаты сравнительного анализа функциональной подготовленности студентов ФГБОУ ВО «Дагестанский государственных педагогический университет» (ФГБОУ ВО «ДГПУ»). в зависимости от выбранной специализации в рамках учебной дисциплины «Физическая культура (Элективная дисциплина)». Обоснована эффективность внедрения физкультурно-спортивной специализации «аква-аэробика» в системе физического воспитания.

Ключевые слова: сердечно-сосудистая система, пульсовая стоимость, пульсовая эффективность, физическая культура.

ANALYSIS OF EFFICIENCY OF IMPLEMENTATION OF AQUA-AEROBIC

SPECIALIZATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE (ELECTIVE DISCIPLINE)" AT THE UNIVERSITY

Reyman Gyulbalayevich Khanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Vasilyevich Moiseyev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala; Dmitry Igorevich Surnin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Togliatti State University, Togliatti; Nikolay Aleksandrovich Usachev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volga State University of Service, Togliatti

Annotation

The article presents the results of the comparative analysis of the functional readiness of the students of the Dagestan State Pedagogical University, depending on the chosen specialization within the framework of the educational discipline "Physical Culture (Elective Discipline)". The effectiveness of introduction of physical culture and sports specialization "aqua aerobics" in the system of physical education is substantiated.

Keywords: cardiovascular system, pulse value, pulse efficiency, physical culture, sports and sports specializations, functional state.

ВВЕДЕНИЕ

Мониторинг функционального состояния учащейся молодежи - одна из первоочередных задач, т.к. данный критерий является одним из основных при комплексной оценке здоровья и физического развития. Под физическим развитием понимают прежде всего биологический процесс формирования морфофункциональных систем организма. У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.