8. Средняя продолжительность жизни в странах мира. — URL: http://ostranah.ru/_lists/life_expectancy.php (дата обращения: 08.03.2012).
9. Финансовые показатели «Merck&Co» за 2010 год. — URL: http://www.remedium.ru/news/detail.php?ID=42169 (дата обращения: 08.03.2012).
10. Юдин В. На гребне волны: Т0П-50 мировых фармацевтических компаний в 2010 г. — URL: http://www.apteka.ua/article/86099 (дата обращения: 08.03.2012).
1 Фармацевтические субстанции - лекарственные средства в виде действующих веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, обладающие фармакологической активностью, предназначенные для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяющие их эффективность.
анализ дифференциации цен на стоматологические услуги по регионам россии
Т.О. Манашеров,
председатель совета директоров компании Юнидент (г Москва),
кандидат экономических наук tamaz@unident.net
В статье даны результаты анализа дифференциации цен на стоматологические услуги по городам и регионам России, выявлено влияние уровня доходов в регионах на величину цен в стоматологии.
Ключевые слова: стоматологические услуги, дифференциация цен, регионы России
УДК 338.516.44 ББК 65.051.525
Исследование региональной дифференциации цен в сфере производства стоматологических услуг является продолжением работ по анализу экономики стоматологии в России (см., например, [1], [2]). Данное исследование проводилось с использованием двух основных источников информации.
1. Данных из источника [3], основанных на информации Федеральной службы статистики РФ из «Формы федерального государственного статистического наблюдения № 1-потреби-тельские цены «Бланк регистрации цен и тарифов на товары и платные услуги населению».
2. Данных проведенного нами обследования цен на стоматологические услуги в 12 городах России (включая г. Москву и г. Санкт-Петербург), расположенных во всех федеральных округах. Общее население этих городов в 2011 г. составляло 23,4 млн чел. или примерно 16% населения России. Число стоматологических компаний всех форм собственности в этих городах составляет 4164, из которых только 79 (2,0%) имеют работающий сайт, на котором можно получить информацию о ценах. Следовательно, получение данных о ценах на медицинские услуги в России из открытых источников информации представляет достаточно сложную задачу.
В ходе обследования была получена информация о ценах на стоматологические услуги в 1 квартале 2011 г. в следующих городах России:
Москва — 12 компаний;
Санкт Петербург — 10 компаний;
Самара — 10 компаний;
Екатеринбург — 10 компаний;
Новосибирск — 10 компаний;
Ростов /на Дону — 5 компаний;
Владивосток — 10 компаний;
Кострома — 1 компания;
Белгород — 2 компании;
Красноярск — 5 компаний;
Иркутск — 1 компания;
Ставрополь — 3 компании.
Цены на стоматологические услуги были оценены по четырем позициям.
1) Лечение кариеса с установкой пломбы из фотополимеров. Была взята цена за весь комплекс работ и материалов: первичная консультация + современная инъекционная анестезия + работа по постановке пломбы + цена самой фотокомпозитной пломбы + цена расходных материалов.
2) Удаление зуба. Была взята цена за весь комплекс работ и материалов.
3) Металлокерамическая коронка. Была взята цена только за самый дешевый вариант металлокерамической коронки без учета стоимости работ и других материалов.
4) Имплантация. Была взята цена за операцию по введению имплантата плюс за затраты на металлокерамическую коронку — т.е. «под ключ», но без синус-лифтинга (без наращивания костных тканей).
Выбор данного набора услуг для исследования цен был обусловлен двумя взаимосвязанными обстоятельствами: а) массовость оказываемой услуги — это относится к первым трем позициям; б) наличие данных о ценах на конкретную услугу на сайтах большого количества компаний.
При всей ограниченности проведенного исследования оно имеет преимущество по сравнению с официальными данными ФСС. Это преимущество заключается в более объективной информации о ценах на стоматологические услуги. Например, сопоставление средней цены на лечение кариеса в 2008 г. по данным ФСС, равной 614 руб., со средней ценой, полученной в результате нашего обследования (1518 руб. — см. табл.1) показывает, что официальные данные ФСС занижены. Даже при предположении о темпе роста цен на лечение кариеса в 2010 гг. на уровне 2009 г. (117,5%), оценка средней стоимости данной услуги в начале 2011 г., основанная на официальных данных ФСС, составит 848 руб. (614 руб.*1,1752= 848 руб.). Это ниже цены, полученной в результате нашего обследования в 1,8 раза. Такая разница может быть объяснена тем, что в нашем обследовании была учтена стоимость первичной консультации и анестезии, а также цена качественных пломбировочных материалов. Иначе говоря, в нашем обследовании определялась цена, которую пациент реально платит за весь комплекс услуг по лечению кариеса.
Сопоставление цен на стоматологические услуги по городам в 2011 г. подтверждает известный факт о безусловном лидерстве г. Москвы по ценам почти по всем рассматриваемым позициям (см. табл.1). Интересно, что на втором месте по уровню цен после г. Москвы, вопреки ожиданиям, находится не г. Санкт-Петербург, а г. Екатеринбург. При этом средние цены на металлические штампованные и цельнолитые коронки там даже выше, чем в Москве (см. табл.1).
Наибольший разброс цен по исследованным позициям наблюдается по металлическим штампованным и цельнолитым коронкам (коэффициент вариации равен 54,8% — см. табл. 1). Наименьшая волатильность цен по городам характерна для имплантатов — коэффициент вариации по этой позиции составляет 26, 6 % (см. табл.1).
В обследованных городах на одну фирму — производителя стоматологических услуг в среднем приходится примерно 5800-5900 жителей. Наибольшая нагрузка на одну стоматологическую компанию имеет место в Ростове /на Дону (10275 чел.), Красноярске (8750 чел.), в Костроме (6272 чел.) и Екатеринбурге (6081 чел.). Наименьшая нагрузка на одну фирму приходится в Самаре (4049 чел.), Иркутске (4537 чел.), Пятигорске (4610 чел.).
Москва имеет близкий к среднему показатель обеспеченности стоматологическими клиниками, что можно объяснить ее высокой долей в общей численности населения обследованных городов. Однако необходимо отметить, что при исключении г. Москвы из списка обследованных городов, среднее число жителей на одну стоматологическую клинику по остальным обследованным городам в целом существенно не меняется и составляет 5746 чел.
Высокие цены на стоматологические услуги в г. Екатеринбурге можно объяснить сочетанием относительно высоких для российской провинции доходов населения в этом городе с относительно низкой обеспеченностью стоматологическими клиниками.
На примере 2005 г. и 2009 г. с использованием данных из источников [3] и [4,с. 174-175] нами был проведен анализ влияния уровня доходов населения в регионах на цены на стоматологические услуги. Для этого для названных лет по данным о 79 регионах России (за исключением Чеченской республики) были построены три уравнения линейной регрессии, где объясняемой (зависимой) переменной были цены на стоматологические услуги по регионам, а в качестве регрессора (объясняющей переменной) выступал средний месячный доход населения регионов.
Результаты регрессионного анализа показали статистическую значимость доходов населения для формирования уровня цен в стоматологии по всем трем видам цен (см. значение Статистики и ее значимости в таблицах 2, 3) и достаточно высокий коэффициент детерминации для всех уравнений. Для цены изготовления стальной коронки с напылением коэффициент детерминации составляет 42,75% в 2005 г. и 37,84% в 2009 г. Для цены лечения простого кариеса в 2005 г. коэффициент детерминации составляет 28,09%, в 2009 г. 14,67%. Для цены удаления зуба в 2005 г. коэффициент детерминации составляет 54,82%, в 2009 г. 54,21%. Значение Р-статистики указывает на значимость всех построенных регрессионных уравнений. Стандартные ошибки также имеют удовлетворительные значения.
Существенная зависимость цен на стоматологические услуги в регионах России от уровня доходов населения подтверждается результатами расчетов коэффициентов корреляции между ценами на три вида стоматологических услуг и уровнем доходов населения 79 регионов России, которые находятся в диапазоне от 0,539 до 0,744 для 2005 г. и от 0,397 до 0,74 для 2009 г. (см. табл. 4).
На основе данных по регионам [3] был определен ранг каждого региона России по уровню цен на стоматологические услуги в 2009 г. Регионы ранжировались от 1 до 80 по общему числу субъектов РФ. Первый ранг присваивался региону с наиболее высоким уровнем цен. Восьмидесятый ранг — региону с наиболее низким уровнем цен.
В состав субъектов РФ с наиболее высокими ценами по всем трем видам стоматологических услуг (ранг от 1 до 5) входят г. Москва и г. Санкт-Петербург. Среди остальных субъектов РФ большинство составляют регионы с экстремальными природными условиями (Сахалинская область, Камчатский край,
а ц
и
в а
о
N
а н а
я ■
к
О а а
а
и и
о &
я И
о а о
и
ч: и а
и
я мо1 1
i* « ¡и
* в! Ь
2 2 £ .
а2хз а £
о сто « Е « «5»3а. Осоа.хн
я 'я 1 1
«в! I- ах
^ о - о ос2о2г
3 О
и х я п 2 2
ЛЗЛ 1
Я
з 2Я-
3 я А а
i £
п « О 3
ш 5»«3
х о.
• П £
ахз^и из&и О^ипт
яиоиос1ае.1.э
яэс1конэес1)|
Нос1олгвд
епос11эо)|
мох -эоаиНеид
ЛноЦ -ен-ао.1.эо4
яэс1и9 -иэоаон
-нис1в.1.еяэ
ес1енеэ
л1Л9<1в1 -эу-хинеэ
еанэош
* я " 1
ь5
2 х
г1»
анз1
9,
,7 3
8 15
7 6 0
7 7 9
51 10
0 5 5
2 0 5
8 4 2 2
6 6 8
9 3 2
га ^ см ео ил рп а
иво
о
0 0 9 9
6,
,0 3
7 3 7 5
0 0 0 4
0
5
4
0 2 0 5
6 7 4 4
0 5
3
4
8 2 3
9
5
7
0 4
0 0 9 9
а
ра ек
5 8
3 2 2
3 0 5 5
8,
,4
5
7 2 4
3 8 9
0 4 4
0 0 2
8 9
0 4
3
4 6 6
3 0 5 5
8 8 2
31 4
я -ь
а л
к с е ц а к
е ч я ат н о р
и ит о
л л к
л я
а т .п м а т и
е М а т ш л о н
о д
е д
Таблица 2
Характеристики регрессионных уравнений зависимости цен на стоматологические услуги от доходов
населения по 79 регионам России в 2005 г.
Зависимая переменная Независимая переменная Коэффициент Стандартная ошибка Ё-ста-тистика Значимость Ё-статистики R2 „■ аа] DW F-стa-тистика
Цена изготовления стальной коронки с напылением в регионах РФ Константа 184.68 34.04 5.42 0.00 42.75 2.27 57.50 [0.00]
Номинальный месячный доход населения в регионах 0.033 0.004 7.58 0.00
Цена лечения кариеса простого в регионах РФ Константа 149.90 30.64 4.89 0.00 28.09 2.19 31.46 [0.00]
Номинальный месячный доход населения в регионах 0.022 0.004 5.61 0.00
Ценаудаления зуба под местным обезболиванием Константа 61.10 15.47 3.94 0.00 54.82 1.98 95.66 [0.00]
Номинальный месячный доход населения в регионах 0.019 0.001 9.78 0.00
Источник: расчеты автора
Таблица 3
Характеристики регрессионных уравнений зависимости цен на стоматологические услуги от доходов
населения по 79 регионам России в 2009 г.
Зависимая переменная Независимая переменная Коэффициент Стандартная ошибка Ё-ста-тистика Значимость Ё-статистики R2 „■ аа DW F-стa-тистика
Цена изготовления стальной коронки с напылением в регионах РФ Константа 224.89 85.65 2.62 0.01 37.84 2.29 48.48 [0.00]
Номинальный месячный доход населения в регионах 0.038 0.005 6.96 0.00
Цена лечения кариеса простого в регионах РФ Константа 357.29 70.71 5.05 0.00 14.67 1.99 14.42 [0.00]
Номинальный месячный доход населения в регионах 0.017 0.004 3.79 0.00
Ценаудаления зуба под местным обезболиванием Константа 31.48 36.03 0.87 0.38 54.21 2.01 93.37 [0.00]
Номинальный месячный доход населения в регионах 0.02 0.002 9.66 0.00
Источник: расчеты автора
Мурманская область, Магаданская область, Республика Коми), в которых население имеет высокий уровень доходов.
Большинство субъектов РФ с наиболее низким уровнем цен (ранг от 76 до 80) на стоматологические услуги составляют регионы центральной России с невысокими доходами населения (Тамбовская, Саратовская, Тульская, Орловская, Курская области, Республика Марий Эл). Кроме того, в эту группу регионов входят некоторые национальные республики, в которых также невысоки доходы населения (Республика Калмыкия и Республика Бурятия), а также Читинская область (ныне Забайкальский край).
Анализ уровня цен на стоматологические услуги был дополнен исследованием разницы в темпах роста цен на данный вид услуг по регионам России в 2005-2009 гг. В ходе этого анализа регионы были разбиты на четыре группы: первая — темп роста от 100 % до 150%; вторая — темп роста от 150 % до 200%; третья — темп роста от 200 % до 250%; четвертая — темп роста от 250 % и выше. В первую группу вошли следующие регионы: Камчатский край, Кемеровская область, Республика Мордовия, Республика Якутия, Чукотский автономный округ.
В состав четвертой группы входят следующие субъекты РФ: Костромская область, Курганская область, Мурманская область, Орловская область, Свердловская область.
В третью группу вошло 28 регионов и в четвертую, наиболее массовую, — 41 регион.
Попытка выявить с использованием регрессионного анализа статистически значимую зависимость между темпом прироста цен на стоматологические услуги и темпом прироста доходов населения в регионах РФ не привела к положительному результату.
Таблица 4
Коэффициенты корреляции цен на стоматологические услуги и средних месячных доходов населения по 79 регионам России в 2005 г. и в 2009 г.
2005 г. 2009 г.
Цена изготовления стальной коронки с напылением в регионах РФ 0,654 0,622
Цена лечения кариеса простого в регионах РФ 0,539 0,397
Цена удаления зуба под местным обезболиванием 0,744 0,740
Источник: расчеты автора
Корреляционный анализ выявил незначительную положительную связь между средним арифметическим темпом роста цен и темпом роста доходов населения в регионах России. Для 2005-2009 гг. коэффициент корреляции составил 19,7 %.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Анализ дифференциации цен на стоматологические услуги по городам России на основе данных проведенного нами обследования показал следующее:
1.1. По уровню цен, безусловно, лидирует г. Москва, на втором месте по уровню цен находится г. Екатеринбург.
1.2. Наибольший разброс цен по исследованным позициям наблюдается по металлическим штампованным и цельнолитым коронкам — коэффициент вариации равен 54,8%. Наименьшая волатильность цен по городам характерна для имплантатов — коэффициент вариации по этой позиции составляет 26,6%.
1.3. В обследованных городах на одну фирму — производителя стоматологических услуг в среднем приходится примерно 5800 — 5900 жителей. Наибольшая нагрузка на одну стоматологическую компанию имеет место в Ростове /на Дону (10275 чел.), Красноярске (8750 чел.), в Костроме (6272 чел.) и Екатеринбурге (6081 чел.). Наименьшая нагрузка на одну фирму имеет место в Самаре (4049 чел.), Иркутске (4537 чел.), Пятигорске (4610 чел.).
2. Анализ дифференциации цен на стоматологические услуги по регионам России позволяет сделать следующие выводы:
• выявлена статистическая значимость средних месячных доходов населения в регионах для формирования уровня цен в стоматологии по всем трем рассмотренным видам;
• в состав субъектов РФ с наиболее высокими ценами входят г. Москва и г. Санкт-Петербург, большинство остальных субъектов РФ с наиболее высокими ценами представляют собой регионы с экстремальными природными условиями (Сахалинская область, Камчатский край, Мурманская область, Магаданская область, Республика Коми), в которых население имеет высокий уровень доходов;
• большинство субъектов РФ с наиболее низким уровнем цен на стоматологические услуги составляют регионы центральной России с невысокими доходами населения и некоторые национальные республики, в которых также невысоки доходы населения (Республика Калмыкия и Республика Бурятия) и Читинская область (ныне Забайкальский край).
3. Анализ дифференциации темпов роста цен на стоматологические услуги по регионам России показал следующее:
• в группу регионов с наиболее низкими темпами роста цен (от 100% до 150%) вошли: Камчатский край, Кемеровская область, Республика Мордовия, Республика Якутия, Чукотский автономный округ.
• в группу регионов с наиболее высокими (250 % и выше) темпами роста цен входят: Костромская область, Курганская область, Мурманская область, Орловская область, Свердловская область;
• в анализируемом периоде не выявлена статистически значимая зависимость между темпом прироста цен на стоматологические услуги и темпом прироста доходов населения в регионах РФ.
Литература
1. Манашеров Т.О. Развитие рынка стоматологии в России // ЭКО. — 2011. — №2 (440). — С. 161-167.
2. Манашеров Т.О. Российские предприниматели и материально-техническое обеспечение стоматологии // Российское предпринимательство. — 2011. — № 6. Вып. 2. — С. 129-134.
3. Анализ рынка медицинских услуг в России в 2005-2010 гг., прогноз на 2011-2014 гг. — М: BusinesStat, 2010.
4. Российский статистический ежегодник. 2010. — М: Федеральная служба государственной статистики, 2010. — 803 с.
сущностные характеристики и понятие информационной услуги*
И.Н. Корабейников,
заведующий отделом региональной конкурентоспособности и инвестиционного развития НИИ региональной экономики Оренбургского государственного университета,
кандидат экономических наук kin_rambler@rambler.ru
В статье уточнены теоретические основы изучения понятия «услуга», проведен анализ и классификация характеристик и свойств услуг. Представлены современные определения понятия «информационная услуга». Выделен перечень потребностей общества в информационных услугах и описаны факторы, влияющие на развитие информационных услуг, ресурсов, технологий и систем в современной экономике России. Определены сущностные характеристики предоставления информационной услуги в виде информации и знаний. Предложено авторское уточнение понятия «информационная услуга».
Ключевые слова: информационная услуга, информация, знание, классификация услуг, товар, потребитель
УДК 339.1:002 ББК 65.39-5
«Услуга» до настоящего времени является понятием, интерпретация которого еще продолжается в экономической науке. По законодательству РФ — это предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений [1]. На сегодня существует несколько признанных теоретических моделей изучения услуг, создателями которых являются такие признанные ученые, как Л. Берри, А. Парасураман, Д. Ратмел, Л. Эйглие, Е. Лангеард, В. Зейтхамл, М. Битнер, Ф. Котлер, Э. Гаммессон, К. Гренроос. Нами была проведена классификация особенностей различных интерпретаций понятия «услуга» (см. табл. 1).
Наиболее распространенные классификации услуг можно проследить в работе Н.В. Миронова [2]. В.В. Кулибанова отмечает, что можно выявить общую характеристику «товара» и «услуги» не-
зависимо от того, какой из трактовок придерживаться. Услуга так же, как и физический продукт, является реакцией производителя на запросы рынка и, следовательно, имеет свою потребительную стоимость. Это предопределяет ее товарный характер, который выражается в способности удовлетворить потребности людей с помощью ее (услуги) приобретения, использования и потребления [3].
Достаточно емко развитие теоретического обеспечения услуг в контексте развития классической теории услуг, неоклассической теории услуг, идей К. Маркса представлено в статье Е.П. Дятла и Н.В. Голомолзиной [4]. Они выделяют, что основой услуги является информация. Отмечается, что информация является редким благом только в том случае, если она превращается в объект собственности, который всегда имеет вещное содержание, даже если она фиксируется на бумажном или электронном носителе авторского права.
* Работа выполнена в рамках Гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук (проект № МК-2939.2011.6)