Научная статья на тему 'Алгоритм формирования стратегической ассортиментной политики предприятия'

Алгоритм формирования стратегической ассортиментной политики предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
617
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михалева Е. П., Коршунов М. Г.

Подчеркивается важность в современных условиях выбора эффективной ассортиментной политики, влияющей на коммерческим успех предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Михалева Е. П., Коршунов М. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Алгоритм формирования стратегической ассортиментной политики предприятия»

где Ф; — балловая оценка ьго фактора с учетом его весомости; Фтах — максимально возможное суммарное количество балов; { = 1, 2,...п — количество поклателей.

Чем ближе Кш к 1, т. е. к «эталонному предприятию», тем выше

ИПП.

Выводы об ИПП можно сделать, используу данные табл. 6.

Т аблица 6

Инвестиционная привлекательность предприятия на этапе III

Значение ингеграь-ного коэффициента инвестиционной привлекательности Уровень инвестиционной привлекательности Вывод инвестора

Кип >0,75 высокий Предприятие представляет интерес с точки зрения инвестиционной привлекательности

0,5 < Кип <0,75 средний Предприятие представляет относительный интерес с точки зрения инвестиционной привлекательности

КИП < 0,5 низкий Предприятие не представляет существенного интереса для инвестора

Предложен л методика анаиза и оценки ИПП позволя ет:

- установить интерес инвестора к предприятию;

- выявить «узкие» места предприятия;

- раработать мероприятия, направленные на повышение инвестиционной привлекательности предприятия.

УДК 338.33

Е.П. Михалева, М.Г. Коршунов (Тула, ТулГУ)

АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Подчеркивается важность в современных условиях выбора эффективной ассортиментной политики, влияющей на коммерческим успех предприятия.

Равитие рыночных отношений в России коренным обраом изменило экономические условия функционирования предприятий. Эти условия по-прежнему характееизуются неопределенностью внешней среды, усилением конкуренции на внутреннем и внешнем рынках. В этой связи пееед хозяйствующими субъектами остро встают проблемы обеспечения жизнеспособности и поиска источников поддержания экономической устойчивости.

Анализ показывает, что важным направлением адаптации промышленных предприятий к изменяющейся рыночной среде является формирование и реализация рациональной ассортиментной политики, предусматривающей поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов экономики: что, для кого и в каком количестве производить. В современных условиях выбор эффективной ассортиментной политики является ключевой проблемой, от решения которой зависит не только коммерческий успех российских компаний, но и обеспечение экономической безопасности станы в целом.

Предлагаема в работе (рисунок) последовательность действий ори-енирована на обоснованный выбор из возможных альтернативных вали-анов ассортиментной политики, сформированных по результатам анализа внешней и внутренней среды, наилучшего.

Алгоритм (рисунок) включает 6 этапов и ею можно рассмативать кк процедру принятия управленческого решения по вопросу фоомирова-ния стратегической ассоотиментной политики предприятия.

При разработке тлгoрлтма приняты следующие обозначения:

Пмрж — маржинальная прибыль предприятия за планируемый пееи-од, руб^

Ис — стратегический индекс совокупности факторов;

р — ранг кждого i-ro фактора, определяемый в зависимости от его величины или силы действия;

Wi — вес, присвоенный экспертами кждому фактору в зависимости

n

от роли в совокупности ( ^]Wi = 1);

i =1

Ai — продуктовая позиция i;

ИП — обобщающий показатель предпочтительности;

xij — стандартизированные показатели j-го варианта ассортиментной политики;

Xi — весовые коэффициенты покзателей, получаемые экспертным путем;

г — количество единичных показателей предпочтительности;

Ni — объем производства i-го вида продукции, i=(1,n), кг;

Pi — цена единицы продукции i-го вида, руб./кг;

Si — переменные издеежки на производство единицы продукции i-г вида, руб./кг;

A*i — текущее количество i-й продуктовой позиции;

A*i к — количетто продуктовых позиций, определенно по реультатам исследования рынк, а также возможнотей пронжодстаа на данном прeдпуиягии;

т/ро „ _

Vnp — прогнозируемый объем продаж, кг;

F-факт .. ^ _

пр — фактический объем продаж, кг;

NPV — чистый приведенный доход;

IRR — внутренняя норма рентабельности;

ARR — учетная норма прибыли;

PI — рентабельность инвестиций.

(

ЭТАП I

V

г

ЭТАП II л

Г

ЭТАП III

ЭТАП IV

V

f

ЭТАП V

ЭТАП VI

Алгоритм формирования стратегической ассортиментной политики

промышленного предприятия

Рассмотрим содержание каждого этапа предлагаемого алгоритма.

Этап I. Выполняется анаиз информации о внешней и внутренней среде. При принятии решений об ассортименте товаров необходимо упорядочить информационные потоки, что позволит менеджеру определить стратегические и текущие возможности равитая предприятия.

При анаизе внутренней среды особое внимание еле дет уделить количественным покаателям, хааактеризующим ассортиментную политику. К числу таких покаателей относятся: общий объем продаж, объем продаж ьй ассортиментной группы, доля ьй ассортиментной группы в общем объеме продаж, коэффициент загрузки производственной мощности, прибыль от реаизации ьй accoртимeнтнoй группы, рентабельность ьй ассортиментной группы, широта товарного ассортимента, глубина ьй ассортиментной группы, полнота товарного ассортимента. Ретроспективный анализ, проводимый с использованием данного перечня покаателей, позволяет делать выводы об изменениях, происходивших в ассортиментной политике предприятия и адекватности принятых мер в ответ на изменения фак-тсоов внешней и внутренней среды.

Непременным элементом анаиза внешней среды предприятия явля-етсс изучение потребителей его продукции, когда для потребителей товаров народного потеблени анаизируютсс такие показатели, как возрас-

тные категории, пол, уровень обраования, мобильность, уровень доводов, профессионльна принадлежность, семейное положение и размер семьи, жизненный стиль потребителей (степень использования товара, приверженность торговой марке, тип личности, отношение к самому предприятию, мотивы совершения покупок) и др. Анализ потребителей товаров производственного назначения следует производить с учетом размера предприятия, гeoгрaфичecкoгo положения, применяемой технологии, технических и финансовых ресурсов, общей политики закупок, критериев закупок, рамеразакаа, личных качеств покупателя и др.

Основна задача на этапе I — определить информационные потоки дл дальнейшего формирования льтее нативных вааиантов ассортиментной стратегии.

Этап II. На данном этапе необходимо определить возможности промышленного предприятия по изменению существующей ассортиментной политики. В качестве возможных решений моггт выcтрпaть обновление существующего ассортимента товааов или снятие с производства товаров, не пользующихся спросом.

Этап III. Ключевым этапом фолмирования огггимльной ассолти-ментной политики является проведение комплексных маркетинговых исследований, включающих анлиз потребителей, конкурентов, научнотехнического потенциал отрасли и предприятия и т. д., позволяющий дать заключение о соответствии продукции, производимой предприятием, современным требованиям рынка и выявить возможности производителя отвечать на данном этапе своего равити потребностям рынка.

Результатом исследований на этапе III является определение ккете-риев олтимльного ассортимента продукции, ориентированного на современного потребителя. Решение данной задачи являетсс для предприятия трудоемким управленческим процессом и во многом зависит от уровня равития отрасли и состояния конъюнктуры рынка.

Этап IV. Производится диагностика для каждого льтернативного варианта с использованием методики бизнес-планирования, включающей 4 элемента: предварительную раработку плана маркетинга, плана производства, финансового плана, проведение оценки рисков. На этом этапе необходимо проверить соответствие товарного ассортимента олтимльному и принять решение об изменении товалного ассортимента.

На данном этапе определяется обобщающий локаатель предпочтительности ИПЦ:

ИП = 1Л

2=1

где хц, Х2], ..., Хщ — стандалтизиованные локчатели j-гo варианта ассортиментной политики; Х1, А,2, ..., Хп — весовые коэффициенты показателей, получаемые экспертным путем; г — количество единичных показателей предпочтительности.

Значения коэффициентов относительной важности ввиду отсутствия точных методов целесообразно определять экспертным путем, который основан на усреднении оценок значений, получаемых от группы экспертов.

Наилучшим является вариант ассортиментной политики с максимальным значением оценки.

По существу обобщающий показатель предпочтительности (ИЩ) яв-ллется универсальным критерием, позволяющим разрешать объективно существующие противоречия между множественностью и противоречивостью возможных показателей отбора наилучшего варианта ассортиментной политики.

Таким образом, в основе расчета обобщающего показателя предпочтительности ассортиментной политики лежит сравнение по каждому показателю с условным эталонным вариантом, имеющим наилучпше результаты по всем сравниваемым параметрам. Эталоном сравнения является условный вааиант, у которого все показатели наилучшие.

Используя критерии оптимального ассортимента, предприятие принимает решение о пeлecмотре своей ассоотиментной политики (сужение или расширение ассортимента, производство нового продукта, удовлетворяющего соввеменным потребностям). На этапе IV происходит оценка и пересмотр существующего ассортимента продукции предприятия.

Этап V. На данном этапе разрабатываетсс план производства, устанавливающий номенклатуру и объемы производимой продукции в соответствии с новой ассортиментной политикой.

Исходным этапом фоомирования производственной программы предприятия является ранжирование ассортиментных позиций в порядке убывания маржинальной прибыли (Пмж^ max). Данный показатель представляет собой разницу между выручкой от реализации (Pi) и переменными затратами (Si).

Этап VI. На данном этапе поводится анализ (Кфат) и прогнозирование продаж (V„D. Осуществляете оценка эффективности раззаботанной сттатеги с использованием показателей чистого приеденною дохода (NPV), периода окупаемости (РР), учетной нормы прибыли (ARR), рентабельности инвестиций (PI), внутренней нормы рентабельности (IRR).

Предлагаемый алгоритм формирования ассортиментной политики — итеративно осуществляема циклическая функция, ориентированная на повторяющийся цикл анализа внешней и внутежей среды, формирование банка альтернативных вариантов ассортиментной политики, расчет показателей экономической эффективности для каждого варианта, выбор оптимального варианта и т. д.

Итогом осуществления всех представленных в алгоритме действий является организация производства в соответствии с новой ассортиментной политикой.

Преимущества предложенного подхода к формированию статегче-ской ас сортиментной политики заключаются в следующем:

- возможность комплексной оценки ассортиментной политики предприятия;

- возможность учета особенностей функционирования каждого конкретного предприятия. При наличии достоверной инфоомации субъективность в использовании такого подо да незначительна;

- аьтернативность, позволяющая выжить наиболее предпочтительные варианты работы предприятия.

Реаизацит алкоима позволит промышленным предприятиям оперативно осуществлять переход либо с выпуска одного вида продукции на другой, либо с выпуска одной продуктовой позиции на другую в рамках постоянной номенклатуры продукции.

УДК 33+336+65.9

Н.В. Ушакова, Т.Ю. Ерина, Е.А. Ушаков (Тула, ТулГУ)

УПРАВЛЕНИЕ СОВОКУПНЫМ РИСКОМ НА УРОВНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ЧЕРЕЗ ИЗМЕНЕНИЕ СООТНОШЕНИЯ ПЕРЕМЕННЫ1Х И ПОСТОЯННЫ1Х ЗАТРАТ

Показано, что коэффициент совокупного рычага может быть представлен как произведение шести сомножителей: операционного, зарплатного и маркетингового рычагов, а также тре видов финансового рычага.

Коэффициент совокупного рычага является измерителем уровня риска, связанного с предприятием. Существует понимание риска как величины потерь, как вероятности потерь и как неопределенности результата. Измерение уровня совокупного рычага связано именно с этим последним представлением. Действие совокупного рычага проявляетст в том, что любое изменение выручки от релизации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Высокий риск означает не обязательно большие убытки, возможна и высокая прибыль. Чем сильнее вероятный рчброс ожидаемой прибыли, тем выше риск.

Поскольку чиста прибыль является источником выплаты дивидендов, то коэффициент, который локчывает, насколько быстро изменяется чиста прибыль в зависимости от выручки, являетст одновременно характеристикой степени влияния колебаний выручки на изменение уровня дивидендов. Поэтому с локчателем совокупного рычага связывают оценку уровня риска владельца обыкновенной акции.

При высоком уровне совокупного рычага даже небольшое уменьшение выручки приводит к существенному уменьшению дивидендов. С другой стороны, от уровня совокупного рычага зависит темп роста прибыли в случае, если фирма будет увеличивать объем продаж. Уменьшение рычага

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.