Научная статья на тему 'Актуальные вопросы преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в классических университетах России'

Актуальные вопросы преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в классических университетах России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LIFE SAFETY / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / EDUCATIONAL STANDARDS / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ / METHODS OF PROTECTION / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ЭКСПЕРИМЕНТ / МЕДИЦИНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / FACULTY OF MEDICINE / EXPERIMEN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киршин Николай Михайлович, Косырев Сергей Викторович, Свитнев Алексей Игоревич, Свитнев Игорь Владимирович, Хмелев Валерий Евгеньевич

В статье анализируются предпосылки развития на современном этапе процессов совершенствования образовательным сообществом классических университетов России новейших форм, методов и инструментов организации образовательного процесса, технологий и мотивации получения знаний. C опорой на положения последних нормативно-правовых документов в области образования сделан вывод о приоритетности компетентностного подхода в новом взгляде на содержание, структуру и результат работы высшей школы в России и, в частности, при освоении обучающимися проблемных вопросов обязательной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в СПбГУ. Приведен развернутый перечень важнейших знаний, умений и навыков, приобретаемых обучающимися в процессе изучения названной дисциплины, которые служат, по мнению авторов, основой базовой компетенции специалиста, бакалавра, магистра «готовность к использованию основных методов защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий». Предложен подход для оценивания уровня формирования данной компетенции и апробированные в СПбГУ образовательные механизмы (методики), обеспечивающие и поддерживающие процесс реализации названного подхода. В статье дан анализ трех групп актуальных проблем преподавания обязательной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в классических университетах России на примере СПбГУ. Дана общая характеристика развивающихся в СПбГУ образовательных инновационных технологий и, в частности, отмечены особенности использования системы «Blackboard Learn» при изучении вопросов дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Обозначены как преимущества и достоинства, так и проблемы и трудности внедрения данной системы в СПбГУ по результатам тестирования и апробации на ряде факультетов. В заключении авторы привели результаты педагогического эксперимента, проведенного ими в 2000-2010 гг. с целью изучения эволюции отношения студентов к изучению дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киршин Николай Михайлович, Косырев Сергей Викторович, Свитнев Алексей Игоревич, Свитнев Игорь Владимирович, Хмелев Валерий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF TEACHING OF DISCIPLINE “SAFETY” IN THE CLASSICAL UNIVERSITIES OF RUSSIA

The paper analyzes the prerequisites for the development at the present stage process of improvement, modernization of the educational community, Russian classical universities’ search of new forms, methods and tools for the organization of the educational process, technology and motivation of learning. Drawing on the latest legal documents in the field of education, a conclusion was made priority competency approach to a new look at the content, structure and results of the higher school in Russia and, in particular, for studying the development of problematic issues of a compulsory subject entitled «Safety» in St. Petersburg State University (SPSU). An expanded list of essential knowledge and skills acquired by the student in the process of learning called discipline that serve the authors’ opinion, the basis of the skill base, bachelor’s, master «willingness to use basic methods of protection from the consequences of accidents, disasters, natural disasters». An approach for estimating the level of formation of the competence and proven in SPSU educational tools (techniques), provide and maintain the process of implementing these approaches. The paper analyzes three groups of actual problems of teaching compulsory subject «Safety» in the classical universities in Russia for example, St. Petersburg State University. The general characteristic of developing SPSU educational innovation and, in particular, especially the use of «Blackboard Learn» when considering the issues of discipline «Safety». Designated as the benefits and advantages and problems and difficulties in implementing this system SPSU by testing and testing on a number of faculties. In conclusion, the authors presented the results of the pedagogical experiment conducted by them in 2000-2010 to study the evolution of the attitude of students to study subjects «Safety».

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в классических университетах России»

УДК 378

Вестник СПбГУ. Сер. 11. 2014. Вып. 3

Н. М. Киршин, С. В. Косырев, А. И. Свитнев, И. В. Свитнев, В. Е. Хмелев

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В КЛАССИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ РОССИИ

Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9

В статье анализируются предпосылки развития на современном этапе процессов совершенствования образовательным сообществом классических университетов России новейших форм, методов и инструментов организации образовательного процесса, технологий и мотивации получения знаний. C опорой на положения последних нормативно-правовых документов в области образования сделан вывод о приоритетности компетентностного подхода в новом взгляде на содержание, структуру и результат работы высшей школы в России и, в частности, при освоении обучающимися проблемных вопросов обязательной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в СПбГУ Приведен развернутый перечень важнейших знаний, умений и навыков, приобретаемых обучающимися в процессе изучения названной дисциплины, которые служат, по мнению авторов, основой базовой компетенции специалиста, бакалавра, магистра — «готовность к использованию основных методов защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий». Предложен подход для оценивания уровня формирования данной компетенции и апробированные в СПбГУ образовательные механизмы (методики), обеспечивающие и поддерживающие процесс реализации названного подхода. В статье дан анализ трех групп актуальных проблем преподавания обязательной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в классических университетах России на примере СПбГУ Дана общая характеристика развивающихся в СПбГУ образовательных инновационных технологий и, в частности, отмечены особенности использования системы «Blackboard Learn» при изучении вопросов дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Обозначены как преимущества и достоинства, так и проблемы и трудности внедрения данной системы в СПбГУ по результатам тестирования и апробации на ряде факультетов. В заключении авторы привели результаты педагогического эксперимента, проведенного ими в 2000-2010 гг. с целью изучения эволюции отношения студентов к изучению дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, университет, образовательные стандарты, компетенция, методы защиты, инновационные технологии, студенты, эксперимент, медицинский факультет.

TOPICAL ISSUES OF TEACHING OF DISCIPLINE "SAFETY" IN THE CLASSICAL UNIVERSITIES OF RUSSIA

N. M. Kirshin, S. V. Kosyrev, A. I. Svitnev, I. V. Svitnev, V. Ye. Khmelev

St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation

The paper analyzes the prerequisites for the development at the present stage process of improvement, modernization of the educational community, Russian classical universities' search of new forms, methods and tools for the organization of the educational process, technology and motivation of learning. Drawing on the latest legal documents in the field of education, a conclusion was made priority competency approach to a new look at the content, structure and results of the higher school in Russia and, in particular, for studying the development of problematic issues of a compulsory subject entitled «Safety» in St. Petersburg State University (SPSU). An expanded list of essential knowledge and skills acquired by the student in the process of learning called discipline that serve the authors' opinion, the basis of the skill base, bachelor's, master — «willingness to use basic methods of protection from the consequences of accidents, disasters, natural disasters».

An approach for estimating the level of formation of the competence and proven in SPSU educational tools (techniques), provide and maintain the process of implementing these approaches. The paper analyzes three groups of actual problems of teaching compulsory subject «Safety» in the classical universities in Russia for example, St. Petersburg State University.

The general characteristic of developing SPSU educational innovation and , in particular, especially the use of «Blackboard Learn» when considering the issues of discipline «Safety».

Designated as the benefits and advantages and problems and difficulties in implementing this system SPSU by testing and testing on a number of faculties. In conclusion, the authors presented the results of the pedagogical experiment conducted by them in 2000-2010 to study the evolution of the attitude of students to study subjects «Safety».

Keywords: life safety, university, educational standards, competence, methods of protection, innovative technologies, students, experimen, faculty of medicine.

Современный этап реформирования системы высшего образования Российской Федерации, особый статус СПбГУ среди вузов страны ставят перед профессорско-преподавательским составом и студентами задачи по совершенствованию форм и методов обучения, поиску новых подходов в организации образовательного процесса.

Требования Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [1], Федеральной целевой программы развития образования в Российской Федерации на 2011-2016 гг. усиливают понимание профессорско-преподавательским составом того, что традиционные технологии организации образовательного процесса морально устарели и требуют своего дальнейшего совершенствования.

В классических университетах, интегрированных в мировое образовательное пространство, реализуются инновационные образовательные программы. Именно поэтому образовательные стандарты (ОС) высшего профессионального образования ясно указывают на приоритетность компетентностного подхода к образовательному процессу. Отличительной особенностью нового взгляда на процесс обучения в высшей школе является то, что основным путем достижения личностных профессиональных результатов становится опыт самостоятельного решения практических и исследовательских задач и проблем. Это означает, что и результаты обучения должны выражаться не только в привычной форме — в виде выставления по пятибалльной или иной системе оценок по изучению дисциплины, но и в качественно новых показателях уровня усвоения учебного материала — в формировании компетенций.

Результатом обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» («БЖ») на кафедре «Основ медицинских и специальных знаний» является формирование у студентов компетенции «готовность к использованию основных методов защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий»,

основанной на:

• знании теоретических основ безопасности жизнедеятельности, защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

• знании принципов и методов, способов и приемов защиты от негативных (поражающих) факторов источников угроз различной природы;

• знании правил и способов оказания первой медицинской и специальной помощи пострадавшим в кризисных (экстремальных) и чрезвычайных ситуациях;

• умении использовать коллективные и индивидуальные средства защиты, пользоваться приборами радиационной и химической разведки, средствами дозиметрического контроля, специальной и санитарной обработки;

• умении организовывать работы по эвакуации, оказанию первой помощи и ликвидации последствий ЧС;

• умении действовать по сигналам оповещения, знании правил поведения в очагах аварий и катастроф;

• умении идентифицировать источники угроз различной природы, оценивать и анализировать риски, безопасно взаимодействовать с объектами и явлениями материального мира, социальной средой.

Названную компетенцию относят к категории приобретаемых компетенций в результате изучения дисциплины. Все перечисленные выше знания и умения, формируемые в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», по взглядам Е. В. Бондаревской, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимней, И. М. Ильинской, Э. Э Сыма-нюк, А. В. Хуторского [2, 3], относят к сферам «Я — МЫ», «Я — Я».

Поэтому данная компетенция универсальна для специалиста в любой сфере деятельности и востребована на профессиональном, государственном, личностном, социальном уровнях как при устойчивом и безопасном развитии, так и в период ЧС.

Обобщенный характер компетенции ставит вопросы по методам оценивания синтезируемых на ее основе показателей. При формализации подобная компетенция, в которой ключевое слово — «готовность», должна описываться комплексным (многомерным) показателем. Величина показателя будет такой же. Формализацию можно выполнить, например, с помощью балльных шкал. Удобно использовать семибалльную или привычную четырехбалльную шкалу, поставив в соответствие каждому наименованию в номинальной шкале значение частного показателя сфор-мированности данной компетенции по указанным шкалам. Например, компетенция «готовность к использованию основных методов защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий» может быть представлена следующим образом: «очень высокая готовность» — 7 баллов, «высокая готовность» — 6 баллов, «готовность выше средней» — 5 баллов, «средняя готовность» — 4 балла, «готовность посредственная» — 3 балла, «готовность слабая» — 2 балла, «низкая готовность» — 1 балл.

Кроме указанного подхода оценки используются также методы, объединяющие аналитические выражения и эвристические процедуры. Основным в данном подходе является:

• Отбор ограниченного множества частных компетенций (знать, уметь, владеть), определяющих профессиональную готовность специалиста.

• Определение характера функциональной зависимости полезности каждой частной компетенции и выбор шкалы.

• Оценка значений уровней сформированности у выпускника (обучающегося) этих компетенций по количественной шкале; фиксирование минимального и максимального значений.

• Нормирование значений компетенций в выбранном интервале измерения от 0 до 1.

• Выбор линейной функции, определение числа весовых коэффициентов, преобразование функции в систему линейных уравнений и наложение ограничений для фиксации шкалы.

• Определение веса каждой компетенции (знать, уметь, владеть) экспертными путями (метод «Парных сравнений»).

Данная методика удобна для перехода от интервала [0,1] к интервалу [0,100] и другим.

Обсуждаемая компетенция является социально-личностной компетенцией, формирование которой у студентов становится успешной при создании специальных организационно-педагогических условий. Именно необходимость совершенствования форм, методов обучения по дисциплине «БЖ», понимание актуальности изменений в технологии образовательного процесса в классических университетах заставляют авторов говорить о проблемных вопросах изучения дисциплины «БЖ». По нашему мнению, их разрешение возможно только при изменении мировоззренческих взглядов на процессы, происходящие в сфере «педагог — обучаемый», и совершенствовании профессиональной и организационно-штатной структуры педагогического коллектива.

Актуальные вопросы преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», по мнению авторов, в классических университетах (на примере СПбГУ) можно условно разделить на несколько групп.

Первая группа — это вопросы, возникающие в ходе реформирования нормативно-правовой базы образования и изменения организационно-штатной структуры органов управления образовательного процесса.

В связи с приобретением СПбГУ особого правового и образовательного статуса, обретением опыта по разработке своих образовательных стандартов и учебных программ мы становимся участниками переходных, неустойчивых образовательных процессов, которые порой идут вразрез с имеющимися нормативно-правовыми документами, мешают методологически правильно выстраивать образовательный процесс. Это связано, в первую очередь, с возникновением в этот переходный период новых форм документов и различных подсистем управления.

Несинхронизированные и существенно возросшие потоки документооборота на различных уровнях подсистем управления привели к тому, что, например, структурное подразделение — факультет, разрабатывая учебный план по вновь открываемой специальности, не знает о том, что есть дисциплины федерального блока, обязательные для всех специальностей и направлений подготовки, имеющие уже утвержденные Ученым советом университета программы (всего кафедра проводит занятия на 20 факультетах со студентами 112 специальностей). Данное незнание приводит к искажению названия дисциплины, необоснованному изменению часов аудиторных занятий и форм промежуточной аттестации в учебных планах некоторых факультетов.

Причина подобных нарушений — в частой смене ведущих специалистов по данному направлению работы на факультетах, отсутствие у них опыта, несогласованность управленческих решений, материальная и моральная незаинтересованность сотрудников. Только принимая личное участие, руководитель кафедры может выполнить объединяющую функцию и добиться единого понимания проблем планирования учебного процесса между отделами (дирекциями) образовательных

программ, методистами по направлениям обучения, менеджерами учебных отделов и диспетчерами, которые разрабатывают учебные и тематические планы и составляют расписание занятий.

Вторая группа проблемных вопросов связана с внедрением инновационных технологий как средств активизации познавательной деятельности студентов с новыми функциями преподавателя в этом процессе.

В настоящее время в СПбГУ используются различные инновационные технологии, однако большинство из них основано на применении в процессе обучения персональных ЭВМ (ПЭВМ) и современного программного обеспечения. Наиболее часто в образовательном процессе по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» применяют следующие совокупности методов и средств:

1. Компьютерные обучающие программы (электронные учебники и пособия, тестовые системы, тренажеры по работе с приборами радиационного, химического и биологического мониторинга окружающей среды, тренажерные системы по оказанию первой помощи).

2. Обучающие системы на базе мультимедийной технологии.

3. Средства телекоммуникации (электронная почта, телеконференции, локальные сети связи, сети обмена данными и др.).

4. Электронные фильмотеки и библиотеки.

Вместе с тем, из всех факультетов СПбГУ, где преподается дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», только часть факультетов, в частности физический и химический факультеты, выделяют специализированные аудитории, в которых можно проводить все виды аудиторных занятий, включая практические с использованием приборов и тренажеров. Специализированных современных аудиторий по дисциплине «БЖ» нет ни на одном факультете.

В 2013 г. в СПбГУ при поддержке начальника Управления образовательных программ СПбГУ И. М. Григорьева, была проведена экспериментальная проверка дистанционной формы обучения по дисциплине «БЖ» с использованием системы Blackboard Learn (htpps://bb.spbu.ru). Используя комплексный подход по предоставлению учебных материалов, студенты имели возможность удаленным способом изучать теоретические вопросы дисциплины по всем модулям курса. При этом обеспечивался постоянный доступ по ссылкам к разделам учебной программы, инструкциям пользователя, презентациям лекций и их текстам, хрестоматиям, фильмотекам и тестам по модулям дисциплины.

В дальнейшем в сегменте дисциплины будут размещены материалы по семинарским и практическим занятиям с целью использования системы Blackboard Learn для более эффективной подготовки к занятиям, проходящим в очном режиме.

Режим экспериментальной эксплуатации позволил увидеть недостатки в администрировании и обеспечении диалога «обучаемый — преподаватель».

На наш взгляд, необходимо уже сегодня осуществлять отбор и подготовку преподавателей дистанционного обучения, которые должны владеть всеми навыками собственно создателей учебного курса: т. е. мы говорим об авторе-редакторе курса, преподавателе-консультанте, преподавателе-наставнике с правами утверждения результатов текущей аттестации, полученной через систему интерактивного тестирования в данной обучающей системе [4].

Требует развития база знаний автоматизированной образовательной системы. В частности, для этого необходимо предварительно разработать контрольные вопросы для каждой лекции, разместить их на отдельных слайдах в конкретной презентации и создать навигацию по поиску правильных ответов.

На сегодняшний день кафедра основ медицинских и специальных знаний ставит своей целью разработку электронного учебника «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» с использованием шаблонов программного комплекса «МОДУЛА», «МАКРОМЕДИАДИРЕКТОР».

При разработке нового учебника особое внимание коллектива авторов будет уделено вопросу, который относится к угрозам социально-политического характера — терроризму, включая его радиационные, химические и биологические аспекты [5]. Современные учебники и учебные пособия кафедры, в том числе размещенные в системах удаленного образования, должны стать основой для учебно-методической базы колледжей и лицеев. Роль кафедры в вопросах патронажа и сопровождения развития методического обеспечения организаций среднего образования пока остается второстепенной в силу отсутствия правовых механизмов взаимодействия в системе «вуз — колледж — лицей» [6].

Третья группа проблемных вопросов связана с воспитанием у обучаемых мотивации «становиться личностью безопасного типа», формированием мировоззренческих установок, нацеленных на:

• безопасное взаимодействие с окружающим миром;

• признание состояния отсутствия угроз как универсальной общечеловеческой ценности;

• уважение к праву как основе устойчивого безопасного развития личности, общества, государства;

• приобретение эмоциональной и нравственной устойчивости при вхождении в профессиональное сообщество бакалавров (специалистов), компетентных в области БЖ.

Союзником здесь должна быть средняя школа.

Авторы, в рамках работы Северо-Западного опорного регионального научно-методического центра «БЖ» при РГПУ им. А. И. Герцена, провели исследовательскую работу среди студентов СПбГУ Целью работы было исследование эволюции отношения студентов к изучению «БЖ» в высшей школе. С интервалом в 10 лет в СПбГУ на нескольких факультетах определялся основной мотив познавательной деятельности студентов старших курсов по дисциплине «БЖ» на основе сформировавшегося опыта обучения в школе по предмету «ОБЖ».

Анализ мнений показывает, что позитивное отношение к дисциплине «ОБЖ» высказали 22%. Негативным фактором явилось отсутствие постоянного профессионального преподавателя по дисциплине в школе, что отметили 40% респондентов. Активно выступили за обязательное изучение дисциплины «БЖ» в вузе 37% опрошенных.

Полученные данные опросов дают понимание того, что только внедрение новых методов обучения и воспитания студентов педагогами-новаторами дадут ожидаемый результат по овладению обучаемыми необходимыми компетенциями, знаниями и умениями.

Литература

1. Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Зоголь С. Г. Компетентностный подход в повышении качества образования. Актуальные вопросы современной науки // Материалы 10-й Международной научно-практической конференции (30 декабря 2010 г.) / под научн. ред. д-ра пед. наук, проф. Г. Ф. Гребенщикова. Сб. научных трудов. М., 2010. 382 с.

3. Ефименко С. М. Новейшие современные технологии как отражение личностно-ориентирован-ного содержания образования. Наука в современном мире // Материалы 2-й международной научно-практической конференции (30 июля 2010 г.). Сб. научных трудов. М., 2010. 482 с.

4. Антипов О. Е., Белов М. А. Разработка и внедрение программно-аппаратной платформы виртуальной компьютерной лаборатории в образовательном процессе высшей школы. Наука и современность. Ч. 2 // Сборник материалов 7-й международной научно-практической конференции (27 декабря 2010 г.) / под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск, 2010. 276 с.

5. Свитнев В. Е., Свитнев И. В., Хмелев В. Е. Современные террористические угрозы, чрезвычайные ситуации и безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / под ред. Н. М. Киршина. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. 85 с.

6. Варющенко С. Б., Гостев В. С., Киршин Н. М. и др. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: учебник для среднего профессионального образования (цикл ОПД для медицинских специальностей) / под ред. Н. М. Киршина. М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2005.

Статья поступила в редакцию 20 июня 2014 г.

Контактная информация

Киршин Николай Михайлович — кандидат медицинских наук, доцент; drvarzin@mail.ru Косырев Сергей Викторович — доктор военных наук, профессор Свитнев Алексей Игоревич — старший преподаватель; Svitnev-ua@yandex.ru Свитнев Игорь Владимирович — кандидат военных наук, доцент; isvitnev@mail.ru Хмелев Валерий Евгеньевич — кандидат технических наук, доцент

Kirshin Nikolai M. — Candidate of Medicine, Associate Professor; drvarzin@mail.ru Kosyrev Sergey V. — Doctor of Military Sciences, Professor Svitnev Alexey I. — Senior lecturer; Svitnev-ua@yandex.ru

Svitnev Igor V. — Candidate of Military Sciences, Associate Professor; isvitnev@mail.ru Khmelev Valery Ye. — Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.