Научная статья на тему 'Эффективное использование ресурсов и инструментов системы «Blackboard Learn» при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в Санкт-Петербургском государственном университете'

Эффективное использование ресурсов и инструментов системы «Blackboard Learn» при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в Санкт-Петербургском государственном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1119
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / ПРОГРАММА УДАЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / AN INTEGRATED APPROACH / МОДУЛЬ / MODULE / АЛГОРИТМ РАБОТЫ / THE ALGORITHM OF THE TEST / ТЕСТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / МЕДИЦИНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / FACULTY OF MEDICINE / DISTANCE LEARNING PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косырев Сергей Викторович, Свитнев Игорь Владимирович, Хмелев Валерий Евгеньевич, Матысик Игорь Александрович

В статье обсуждаются предпосылки необходимости создания и развития новейших инновационных образовательных технологий в СПбГу при изучении проблемных вопросов обязательной дисциплины «безопасность жизнедеятельности». Отмечается, что в свете требований федеральных и университетских образовательных стандартов ключевым вопросом образования в высшей школе является формирование совокупности определенных компетенций. Авторы, опираясь на многолетний опыт преподавания названной дисциплины в классических университетах России, обосновывают необходимость внедрения в образовательный процесс системы «Blackboard Learn», обеспечивающей возможность удаленного доступа к образовательным ресурсам в дополнение к проводимым в аудитории очным занятиям. В созданном сегменте обучающей системы приводятся рабочая программа дисциплины «безопасность жизнедеятельности», режимы и этапы работы обучающихся с информационно-познавательной базой по дисциплине «безопасность жизнедеятельности» в системе «Blackboard Learn», алгоритм работы пользователя, информация о преподавателях-консультантах, дополнительная учебная Литература, учебные и современные научно-популярные видеофильмы и фотоматериалы, полный текст лекционных, семинарских и практических занятий в соответствии с действующей учебной программой. Рассматриваются некоторые алгоритмические, структурные и программно-функциональные аспекты внедряемого в СПбГу комплекса удаленного образования, тестовый сегмент системы и особенности организации работы деканатов факультетов СПбГу по активированию и внедрению комплекса в образовательный процесс. библиогр. 4 назв. Ил. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косырев Сергей Викторович, Свитнев Игорь Владимирович, Хмелев Валерий Евгеньевич, Матысик Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTRUCTIONS FOR USING THE BLACKBOARD LEARN SYSTEM AND EFFICIENT WORK WITH RESOURCES OF THIS SYSTEM

Learn the basic Blackboard Learn tools and the possibility of their use, especially the work of students in the system. The article discusses the need to create the prerequisites and the latest development of innovative educational technologies in the study of problematic issues in the compulsory subject “safety” at St. Petersburg state University. It is noted that in light of the requirements of federal and university educational standards key education issues in higher education is the formation of a set of specified competencies. The authors, based on years of teaching experience in the discipline called classical universities in Russia, justify the need to introduce into the educational process of Blackboard Learn, providing remote access to educational resources in addition to the ongoing in the classroom full-time studies. In the generated segment learning system there are working programs of discipline “safety”, modes and stages of learning with information and cognitive basis for the discipline “safety” in the Blackboard Learn system, the algorithm of user information about faculty advisors, additional educational literature, training and modern science fiction movies and photos, the full text of lectures, seminars and practical training in accordance with the current curriculum. The article discusses some algorithmic, structural and functional aspects of the software and to implement in sPsU complex remote education, the test segment of the system and especially the organization of the deans of faculties at sPsU activation and implementation of the complex in the educational process. Refs 4. Figs 6.

Текст научной работы на тему «Эффективное использование ресурсов и инструментов системы «Blackboard Learn» при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в Санкт-Петербургском государственном университете»

2015

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 11

Вып. 1

ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371.3

С. В. Косырев, И. В. Свитнев, В. Е. Хмелев, И. А. Матысик

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ И ИНСТРУМЕНТОВ СИСТЕМЫ «BLACKBOARD LEARN» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9

В статье обсуждаются предпосылки необходимости создания и развития новейших инновационных образовательных технологий в СПбГУ при изучении проблемных вопросов обязательной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Отмечается, что в свете требований федеральных и университетских образовательных стандартов ключевым вопросом образования в высшей школе является формирование совокупности определенных компетенций. Авторы, опираясь на многолетний опыт преподавания названной дисциплины в классических университетах России, обосновывают необходимость внедрения в образовательный процесс системы «Blackboard Learn», обеспечивающей возможность удаленного доступа к образовательным ресурсам в дополнение к проводимым в аудитории очным занятиям. В созданном сегменте обучающей системы приводятся рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», режимы и этапы работы обучающихся с информационно-познавательной базой по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» в системе «Blackboard Learn», алгоритм работы пользователя, информация о преподавателях-консультантах, дополнительная учебная литература, учебные и современные научно-популярные видеофильмы и фотоматериалы, полный текст лекционных, семинарских и практических занятий в соответствии с действующей учебной программой. Рассматриваются некоторые алгоритмические, структурные и программно-функциональные аспекты внедряемого в СПбГУ комплекса удаленного образования, тестовый сегмент системы и особенности организации работы деканатов факультетов СПбГУ по активированию и внедрению комплекса в образовательный процесс. Библиогр. 4 назв. Ил. 6.

Ключевые слова: инновационные образовательные технологии, программа удаленного обучения, комплексный подход, модуль, алгоритм работы, тест, образовательный процесс, медицинский факультет.

INSTRUCTIONS FOR USING THE BLACKBOARD LEARN SYSTEM AND EFFICIENT WORK WITH RESOURCES OF THIS SYSTEM

S. V Kosyrev, I. V Svitnev, V. E. Hmelev, I. A. Matyisik

St. Petersburg State University, 7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation

Learn the basic Blackboard Learn tools and the possibility of their use, especially the work of students in the system. The article discusses the need to create the prerequisites and the latest development of innovative educational technologies in the study of problematic issues in the compulsory subject "Safety" at St. Petersburg State University. It is noted that in light of the requirements of federal and university educational standards key education issues in higher education is the formation of a set of specified compe-

tencies. The authors, based on years of teaching experience in the discipline called classical universities in Russia, justify the need to introduce into the educational process of Blackboard Learn, providing remote access to educational resources in addition to the ongoing in the classroom full-time studies. In the generated segment learning system there are working programs of discipline "Safety", modes and stages of learning with information and cognitive basis for the discipline "Safety" in the Blackboard Learn system, the algorithm of user information about faculty advisors, additional educational literature, training and modern science — fiction movies and photos, the full text of lectures, seminars and practical training in accordance with the current curriculum. The article discusses some algorithmic, structural and functional aspects of the software and to implement in SPSU complex remote education, the test segment of the system and especially the organization of the deans of faculties at SPSU activation and implementation of the complex in the educational process. Refs 4. Figs 6.

Keywords: innovative educational technologies, distance learning program, an integrated approach, the module, the algorithm of the test, the educational process, the Faculty of Medicine.

Реформирование системы высшего образования на современном этапе неразрывно связано с реализацией компетентностного подхода при изучении учебных дисциплин в свете требований федеральных государственных образовательных стандартов и нового Федерального закона «Об образовании» [1]. Формирование компетенций сопряжено и опирается на значительную (по объему учебного времени) и эффективную самостоятельную работу студента. Данная проблема в Санкт-Петербургском государственном университете при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» решается с использованием ресурсов образовательной программы удаленного обучения «Blackboard Learn» (рис. 1).

При работе в системе «Blackboard Learn» реализован комплексный подход по представлению учебных материалов. Для удобства работы пользователя выделяется один самостоятельный раздел со структурированной для него учебной информацией.

Прежде всего обучающимся следует ознакомиться с содержимым папки «Сведения» (рис. 2), где представлена информация о преподавателях-консультантах (с их контактами для связи в случае возникновения предметных вопросов или необходимости уточнения отдельных «технических» моментов); краткие сведения о самой дисциплине и рабочей программе; основная и дополнительная учебная литература [2-4], учебные и научно-популярные видеофильмы и фотоматериалы. Кроме того, названная папка содержит в себе полную электронную версию курса (4 модуля) и комплекс тестов для самоконтроля.

Следующий шаг — изучение основного материала предметного поля дисциплины (рис. 3). Главное — сформировать у обучающихся целостное представление о дисциплине и ее содержании, не теряя структуры предмета, но и не перенасыщая познавательный процесс излишней информацией. В кратком изложении учебного материала в ключевых местах дидактических единиц сделаны ссылки на дополнительные информационные ресурсы для возможности получения обучающимися более глубоких знаний по интересующей теме или вопросу. Удобным средством обучения служат тематические видеоролики, фотоматериалы и дополнительная литература. Система «Blackboard Learn» выделяет ограниченные (относительно видеороликов) ресурсы памяти, поэтому решением проблемы является использование общедоступных ресурсов (к примеру — YouTube) для хранения информации. Такая технология реализуется установкой гиперссылок в тексте (встроенная возможность в «Blackboard Learn»).

Рис. 1. Аутентификация

Достаточно широко апробированным инструментом является программа «3gpTOOL», назначение которой — конвертирование видео и аудио файлов в любые другие. В отличие от ее аналога «ВидеоМастера», в ней добавлена функция автоматического распознавания БУБфайлов. Наилучшее качество воспроизведения видео изображения сохраняют форматы WAV, AVI, MPEG. За этими форматами по качеству идут FLV, MOV, OGG. Тем не менее, такое следование форматов «по каче-

Рис. 2. Сведения

Рис. 3. Содержание модулей дисциплины

ству и размеру» выполняется не всегда, но неизменно одно: чем лучше качество, тем больше места на диске занимает файл. Для уменьшения размера файлов (что влияет, в первую очередь, на скорость передачи файла в сети) можно сжать видео в архив,

однако для просмотра потребуется совершить обратную процедуру — извлечение видео из архива.

Для расширения возможностей блока «Модули» в нем могут быть размещены несколько разделов с дополнительной информацией и источниками. По нашему мнению, достаточно двух разделов — с хрестоматией и фильмотекой видеороликов и учебных фильмов (рис. 4).

Тестовый сегмент системы преследует цель максимальной активизации познавательной деятельности обучающихся и закрепления полученных знаний. Сегмент

и гтт ГС

* Т а ■лшФ'м д

О Л 1 ***.уоийиЬе:а*1 /»МОП?» "=бРт5«иО .(^од^ГУГнУУГ "ТГА <3> 1 = Й 3 ГЦ- >*11

С н

п

ДП| Т»П I .кч»ПГ.

9В Модуль 1 И ЗЯ2 И о

кт К*1-»1с и фш«..цшм ОВ ПК М' ,

ЭЙ Мед српдпша ПХЗ

'--Г Оарн ИуЧи»4И «»1|«)кь

Омтдплтлиси

Срсдсни »раюпьпша ПД |[1ялпа уд.ш#-1К||

о а а

С Классификация ОВ по действию на человека

I ИгЗмпеючШ г «нис

п

6 просмотров

ягллка 4и <■

е о«.

Рис. 4. Структурное построение модуля и его возможности

состоит из комплекса тренировочных и зачетных тестов. Тренировочные тесты настроены так, чтобы они всегда были доступны и позволяли работать с ними неограниченное количество раз. При этом предусмотрена возможность прерывания их выполнения для повторного изучения вопросов, вызывающих затруднения. Таким образом, обучающиеся получают возможность проверить свои знания в ходе тестирования, повторяя материалы во время выполнения тестов и отрабатывая усвоение до нужного уровня. Для окончательного оценивания знаний обучающихся используются зачетные тесты, которые можно пройти лишь один раз, в указанный срок, не прерываясь во время его выполнения, и за установленное время (рис. 5).

2. Д4Л]ГЙНйЛь№Т1

хямт. -г.-ч • С Г гн 1

; - . * I ' Т~ ' I > - - I IV1 ><' 1 (' I! -1

р -ч--

Г чзр* и* —т: ч

£ ------... [Г~

Р * • -1-" V— - >. I л. .

ро

Очи»"'» <■•№«< 1||>1 ж«)*«» Мч и«1 »и«, у >мЧ '»¡ч» »■

' [аЭ

№ О'мо^ь' Н1КЛ1Н1И к^тншцклтк Г МОЛ (Г 8*Л

Р Фгв«(«и»ПоС.» (1<01 !■)■) И ре00 о (и1п нт * Фчтт яш/шл/гт (н!ч>н«л>1) •>■■> щп I

Р Стйнищррё^ч * 1 рда у

Г пч*»

•Мищ "»И» тЬ м>

Пип Г

Рис. 5. Настройка теста, его содержание и обратная связь

Для удобства работы целесообразно (отдельно от каталога для обучающегося) создать «рабочий» каталог, где можно размещать отдельные компоненты (презентации, тексты лекций и т. д.) при работе с ними, ссылки на которые уже будут добавляться в основную модель. Это упростит работу и наглядно отобразит соответствующую информацию.

Таким образом, при применении названной системы работа обучающегося и преподавателя-консультанта, в основном, сводится к следующей программе совместного сопряженного труда (рис. 6).

Знакомство с авторами курса и учебной программой дисциплины

> f

Рис. 6. Алгоритм действий обучающихся при выходе на этап промежуточной аттестации

В заключение отметим, что активное внедрение системы «Blackboard Learn» в образовательную деятельность СПбГУ будет способствовать выполнению требований современной законодательной базы Российской Федерации по реализации инновационных образовательных программ, интегрированных в мировое образовательное пространство.

Литература

1. ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». Ст. 11, 12.

2. Свитнев В. Е., Свитнев И. В., Хмелев В. Е. Современные террористические угрозы, чрезвычайные ситуации и безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / под ред. Н. М. Киршина. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. С. 74, 75.

3. Варющенко С. Б., Гостев В. С., Киршин Н. М. и др. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: учебник / под ред. Н. М. Киршина. М.: Образоват.-изд. центр «Академия», 2005. С. 409.

4. Приказ 1-го проректора СПбГУ № 3033/1.

Статья поступила в редакцию 25 декабря 2014 г.

Контактная информация

Косырев Сергей Викторович — доктор военных наук, профессор

Свитнев Игорь Владимирович — кандидат военных наук, доцент; isvitnev@mail.ru

Хмелев Валерий Евгеньевич — кандидат технических наук, доцент

Матысик Игорь Александрович — кандидат технических наук, доцент, старший преподаватель Kosyrev Sergey V. — Doctor of military sciences, Professor

Svitnev Igor V. — Candidate of military sciences, Associate Professor; isvitnev@mail.ru Khmelev Valery Ye. — Candidate of Technical Sciences, Associate Professor Matysik Igor A. — Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, senior teacher

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.